НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
КУЛЬТУРА
УДК 398.8
ЖАНРОВАЯ И СТИЛЕВАЯ СПЕЦИФИКА НАРОДНОЙ ПЕСЕНННОЙ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ СЕЛА КОЩЕЕВО КОРОЧАНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
М.С. Жиров1), О.Я. Жирова2), О.В. Половнёва3)
1,2'3)Белгородский государственный институт искусств и культуры 1'2'3)e-mail: [email protected]
Содержание статьи раскрывает жанрово-стилевую специфику народных песен села Кощеево Корочанского района в контексте их образно-тематического содержания, функциональной принадлежности, ладо во -ритмической структуры, музыкальной фактуры.
Ключевые слова: песенный фольклор, жанровая и стилевая специфика, диалект, образно -тематическое содержание, классификация, типы обрядов, ладовая и ритмическая структура.
Изучение южнорусской музыкальной культуры, куда входит и Белгородская область, представляет особый интерес для науки, теории и практики народно-певческого образования, реализующего подготовку специалистов сферы народно-певческого исполнительства. Это обосновано сохранностью фольклорной традиции старинных сёл края, представленной, прежде всего, музыкальным фольклором (песенным, инструментальным, народной хореографией, свадебной обрядностью).
Более того, на территории Белгородской области, как известно, соседствуют сразу несколько музыкально-стилевых традиций: Воронежско-Белгородская, Приоскольская, периферия Курского Попселья, каждая из которых характеризуется определённым жанровым составом музыкального фольклора, формами его бытования, специфическими особенностями местного народного исполнительства. Это обстоятельство требует, наравне с выявлением характерных признаков региональных стилей - изучения локальных (местных) их направлений. Они заметно различаются между собой по трём основным признакам, обоснованным
В.М. Щуровым в работе «О региональных традициях в русском народном музыкальном творчестве»1:
- по характеру (условия исполнения - в поле, на сельской улице, на «беседе», на «посиделках», «вечорках», в обряде и т.д.) и форме (карагод, танок, пляска, использование инструментов) бытования народных песен и инструментальных пьес на определённой территории;
- особенностям музыкальной стилистики (излюбленные средства художественной выразительности: местные особенности композиции и структуры песенного стиха; своеобразные черты мелодического, ладового развития напевов, специфические приёмы многоголосия, ритмики, формообразования);
- специфике исполнительских приёмов (манера вокализации, использование регистров, тесситура, расположение вокальных партий, диалект, народная музыкальная терминология, «огласовка» согласных, «иканья», «сбросы», «подъёмы», «флажолеты», «глиссандо» и др.).
Совокупность этих стилевых и исполнительских признаков позволяет говорить о самобытности южнорусской песенной традиции, которая по-прежнему является предметом анализа учёных-фольклористов, собирателей, специалистов-практиков. Свидетельство тому - многочисленные работы научной, учебно-методической, научно-творческой направленности (О.И. Алексеева, М.С. Жиров, О.Я. Жирова, И.Н. Карачаров, И.И. Веретенников, Н.С. Кузнецова, Л.П. Сараева, С.П. Коноваленко, В.М. Щуров и др.).
Локальные песенные стили - динамические системы. С одной стороны, они открыты для культурного взаимодействия и испытывают на себе влияние соседних песенных стилей и сами способны влиять на них. В результате этого происходит их взаимообогащение и формирование более крупных - региональных песенных систем. С другой стороны, локальные песенные системы стремятся к сохранению самобытности, о чем свидетельствует самосознание их носителей и весьма сильное консервативное начало в народном исполнительстве местных территорий. В настоящее время возрастает актуальность системного исследования всех компонентов локального песенного стиля, по определению В.А. Гошовского, «музыкального диалекта», обусловленного законами формирования музыкального мышления в народной среде»2. Значимость таких работ увеличивается многократно, если иметь ввиду, что народные традиции стремительно разрушаются или находятся в стадии почти полного угасания на некогда самобытных территориях края (Новооскольский, Валуйский районы).
В целом, певческая традиция Белгородчины, несмотря на определённое снижение уровня исполнительского мастерства в отдельных территориях, сокращение песенного репертуара, разрушение обрядовой системы, имеет определенную сохранность и в живом бытовании, и в коллективной памяти народных исполнителей. Примером могут служить сёла Нижние и Вышние Пены Ракитянского района, село Нижняя Покровка Красногвардейского района и некоторые другие местности края. Это позволяет описать структуру «музыкального диалекта» определённого музыкально-этнографического локуса, в котором прослеживаются системные связи всех компонентов.
1 Щуров В.М. О региональных традициях в русском народном музыкальном творчестве / В.М. Щуров // Музыкальная фольклористика. М.: Советский композитор, 1986. Выпуск 3.
2 Цит. по: Щуров В.М. О региональных традициях в русском народном музыкальном творчестве / В.М. Щуров // Музыкальная фольклористика. М.: Советский композитор, 1986. Выпуск 3. С. 17.
В этой связи песенный фольклор Белгородско-Оскольского региона, куда входит село Кощеево Корочанского района, представляет интерес ввиду недостаточной изученности. Обобщив материалы авторских музыкально-этнографических экспедиций, осуществленных на его территории в период с 2013 по 2017 год, мы предприняли попытку проанализировать жанровую специфику и внутреннюю структуру песенной традиции села. Результаты этого анализа представлены в таблице:
Название Жанр КЕ Формула стиха Тип стихосложения
Вечер на двор^ шчь наступае лирическая авсd 5+5 Силлабический
За туманом шчего не выдно лирическая АА 4+6 Силлабо-тонический
Отдалы мене туда лирическая авсd 7+7 Силлабо-тонический
Да було б, да було б лирическая авсd 8+8 Силлабический
Казаченько мш мшенькш свадебная авсd 8+6 5+5+8 Силлабо-тонический
Спала я у спальне лирическая авсd 6+5 Силлабо-тонический
Чом ты не прыйшов лирическая авсd 5+5+6 Силлабический
Як сщша дiвчiна край вшонця лирическая АВ 7+4 Силлабический
Мюяць на неб^ зiроньки сяють лирическая авсd 5+5 Силлабический
Ой, у полi кршычшька лирическая ав/ав 8+8 Силлабо-тонический
Ой, вода луптопе свадебная аа/в 7+7+8 Силлабо-тонический
Ой, ветшь гора лирическая авсd 5+5 Силлабо-тонический
По за лугом зелененькым лирическая АВ 8+4 Силлабо-тонический
На желтому-то, на песочку лирическая ав/ав 8+7 Силлабический
Где же те лунные ночи лирическая авсd 8+7 Силлабический
Закувала зозуленька в саду на погосп лирическая ав/ав 8+6 Силлабо-тонический
Лытша зозуля лирическая ав/сd 6+6 Силлабо-тонический
Одну мене маты мала лирическая авсd/r 8+8 Силлабический
Ой, сусщко, судщко лирическая авсd 8+8 Силлабический
Ой, у лоз^ дай ще прi березi лирическая ав/авс 10+10+6 Силлабо-тонический
Ой, чiе ж то ж^о, чiе то покосы лирическая ав/авсd 6+6 Силлабо-тонический
Как видим, более всего в репертуаре местных певуний: Мозговой А.Д., 1931 г.р.; Балабановой Т.Д., 1938 г.р.; Ермоленко Н.А., 1938 г.р.; Котляровой П.Т., 1941 г.р. - сохранились лирические и свадебные песни. Зафиксирована также шуточная песня «Ой, ночуе ночувака», где высмеивается «ночувака», который нэ целуе, нэ балака, я до
ёго шепочу, а вин кажа спать хочу; я до ёго так и сяк, а вин лэжить як чурбак; ой, пропала моя ничь, як укынула у пичь».
В период масленичной недели «спивалы про тэщу, у якой було пятэро зятив: Мишка, Мыкышка, Лаврэнтий, Тэрэнтий, Роман» (Котлярова П.Т., 1941 г.р.), которых тёща в гости приглашала, блинами угощала, а домой провожала: «Мишка - в затылок, Мыкышка - в затылок, Лаврэнтий - в затылок, Тэрэнтий - в затылок, а Романа по всий голови».
Тем не менее, содержание обеих песен воспринимается легко, с юмором, что характерно для «хохляцкого» говора старожилов села: «прыслухалася, дытына, пытае, дружина, ожыныла, кохаласа, водыца, похылылася, дивка, оробыла, шлявся, волочився, отчиныла, чаруваты» и т.д.
К наиболее архаичным жанрам относятся местные свадебные песни: «Казаченько, мий мыленький», «Ой, вода лугы топэ». Согласно информации Ермоленко Н.А., 1938 г.р., песня «Ой, вода лугы топэ» «спивалась» в доме невесты в момент приезда свадебного «поезда»:
Открывай, сваха, хату, Открывай, сваха, хату, Мы ж тэбэ нэ обидымо, Свое визьмэм, дай поидымо.
Невеста на фоне звучания песни причитала, таким образом, выказывая свою любовь родителям. Содержание песни повествует «о воде, которая луга топит, круты бережочки сносить», что символизирует о предстоящей перемене в жизненном статусе девушки-невесты. Вторая песня «Казаченько, мий мыленький» исполнялась в доме жениха, где проходили «смотрины» приданого невесты, «расплетание косы», одаривание молодых. Содержание песни комментирует ход реализованных ритуалов: «дэ будэмо житы, дэ будэмо спаты, на чом будэмо спаты, чим будым скрываться, чим будым вмываться, чим будым втыраться, шо будэмо исты». Статусность и функциональные обязанности жениха и невесты в их будущей семейной жизни предопределена поэтическими противопоставлениями: укрываться -«я кухвайкой, а ты ногайкой»; умываться - «я росою, а ты - слёзою»; утираться - «я платочком, а ты - сыночком»; чем питаться - «я билой булкой, а ты - думкой».
В соответствии с концепцией жанровой классификации свадебного фольклора, разработанной Ю.Г. Кругловым, в которой все обряды разделены на магические, юридически-бытовые и ритуально-игровые, мы можем выявить наличие таковых в свадьбе села Кощеево Корочанского района. Так, к обрядам оберегающей и продуцирующей магии относится - нечетное количество людей, принимающих участие в сватовстве; обычай отведать хлеба-соли и присесть перед «дорожкой»; не переступать матицу в доме невесты без приглашения ее родителей; прометать дорогу веником перед молодыми; обсыпать их зерном, деньгами, конфетами; усаживать на меховой кожух; сжигать пучок соломы на пороге ворот и др.
Юридически-бытовые обряды, совершаемые в ходе свадьбы села Кощеево с целью соблюсти определенные экономические или юридические обычаи между двумя сторонами, включают - договор о дате свадьбы; смотрины приданого; одаривание молодых. К ритуально-игровым, на наш взгляд, можно отнести обряд «повивания» невесты, ряжение гостей на второй день свадьбы; обычай прятать молодую; катать родителей невесты на ручной тележке, купать их в водоеме. Как отмечает Ю.Г. Круглов, «отличие от первых двух типов - ритуально-игровые обряды не выполняли в быту утилитарной функции, а удовлетворяли определенные эстетические запросы участников свадьбы»3.
Лирические песни села Кощеево отличает достаточно поздний период формирования. Об этом свидетельствует преимущественно стопный тип стихосложения зафиксированных напевов. Например, хореическая стопа (с ударением на первый слог) с характерным поэтическим стихом 7+4 содержится в песнях: «Як сщша дiвчiна край вшонця», или с так называемым «книжным стихом» в песне «Как у нас под окном расцветала сирень» (формула стиха 12+10).
Мелодика лирических песен основывается на широком диапазоне, интервальных скачках. Все анализируемые напевы реализуются в диатонических ладах мажорного или минорного наклонения. Следует отметить, что мелодическое строение песен отличается большим разнообразием. Такова особенность жанра лирической песни, где главным средством музыкальной выразительности является мелодия, передающая всю гамму чувств: нежность, разочарование, страдание, любовь и т.д. Однако в лирических песнях выявляется два устойчивых принципа организации в напевах. Они являются производными от начальной интонации и имеют следующие признаки:
- нисходящее движение (чаще всего поступенное) в диапазоне сексты для верхних голосов и кварты для нижних;
- восходящий ход в объеме кварты с последующим нисходящим заполнением или восходящее поступенное заполнение кварты.
Заключительные каденционные разделы развиваются на основе нескольких мелодических оборотов. Наиболее характерной является попевка в объеме кварты. Другая мелодическая модель каденционного раздела - опевание опорного тона при его повторении.
Анализируя музыкальную фактуру местных лирических песен, можно отметить, что они имеют контрастно-полифоническую двухголосную основу (с относительной самостоятельностью голосов). Для нее характерно наличие основного голоса и подголоска, с большим или меньшим уровнем свободы, независимости последнего. Особенностью подобных песен является наличие
3 Круглов Ю.Г. Русские свадебные песни. М., 1978. С. 22.
завершающего октавного унисона, что характерно для певческого стиля позднего формирования. Примером может служить лирическая песня «По за лугом»:
Как правило, при таком типе фактуры основная хоровая партия исполняется нижними голосами, верхний голос выполняет функцию верхнего подголоска. Ладовое строение лирических песен села Кощеево Корочанского района находится во взаимосвязи с типом фактуры, выраженной в функциональном двухголосии. Этот тип многоголосия характерен для певческих стилей позднего формирования. Обычно при таком типе фактуры основная голосовая партия исполняется нижними голосами, а верхний голос - подголосочного типа. В общей структуре лада самостоятельность голосов сохраняется. Как в нижнем, так и в верхнем голосе реализуются все основные ладово-интонационные модели.
Характерной чертой исследуемой традиции является также равнозначность голосовых партий. Это проявляется в синхронности их ритмического рисунка, что можно проследить на примере лирической песни «За туманом нычего не видно».
В анализируемой нами традиции звукоряд лирических песен представлен полной семиступенной шкалой, что является проявлением позднего стиля традиционной песенной культуры. Поиск выразительности мелодики и особенности фактуры исследуемых песен создают звукоряды, состоящие не только из семи основных ступеней. Отдельные из них раздвигают границы до пределов 10-11 ступенных. Такие широкообъемные звукоряды создаются благодаря октавному удвоению 1, 3, 7 ступеней.
Ритмическое строение лирических песен села Кощеево основывается на принципах протяжной песни, которая характеризуется наличием структурных вставок типа: «ой», «о», словообрывов с их последующим допеванием. Другой вариант ритмического строения напева заключается в контрастном сочетании быстрого запева и распетого медленного подхвата («Ой, ветшь гора»). Наиболее часто встречается прием дважды повторенного мелодико-ритмического построения: Ой, ветшь гора, дай ветшь друга. Промеж темы крутымы горамы всходыла заря, Промеж темы крутымы горамы всходыла заря.
Тематика местных песен относится к любовной лирике с доминированием семейно-бытовых отношений. В них просматриваются сюжеты из жизненного уклада прошлых лет, в частности о несчастной женской доле: Чом ты не пргйшев, Як мгсяц взгшов, Я тебе так ждала. Чг коня не ма, Ч1 стежку не знав, Ч1 маты не пускала.
Несмотря на такую тематику, лирика местных песен не трагична, в ней отсутствуют мотивы тяжелых психологических переживаний, страданий, свойственных «жестокому» романсу и балладе.
Результаты осуществленного нами исследования показывают, что традиционная народная песня является важнейшей составной частью национальной
музыкальной культуры и аккумулирует в себе духовный и практический опыт народа. Свидетельством этому являются работы учёных-исследователей, артефакты песенного материала, а также свидетельства носителей и хранителей песенной культуры в лице местного аутентичного ансамбля.
Вполне очевидно, что исследуемая народно-песенная традиция принадлежит к сравнительно позднему музыкальному пласту. Осуществлённый нами анализ местной традиции позволяет понять ее место в определенном обряде или действии, а также выявить жанр и форму бытования. Согласно результатам проведённого исследования, есть основание утверждать, что на повестке дня по-прежнему стоит проблема изучения и сохранения традиционного песенного фольклора села Кощеево Корочанского района в плане его реконструкции и воссоздания в различных видах современной образовательной и концертно-исполнительской деятельности профессиональных, любительских и учебных народно-певческих коллективов региона.
Список литературы
1.Круглов Ю.Г. Русские свадебные песни / Ю.Г. Круглов. - М., 1978. - 215 с.
2.Щуров В.М. О региональных традициях в русском народном музыкальном творчестве / В.М. Щуров // Музыкальная фольклористика. - М.: Советский композитор, 1986. Выпуск 3. - С. 11-47.
GENEROUS AND STYLE SPECIFICITY OF THE NATIONAL SONG CULTURE (ON THE EXAMPLE OF THE VILLAGE OF KOSHCHEVO KOROCHANSKY DISTRICT OF THE BELGOROD REGION)
M.S. Zhirov1), O.Ya. Zhirova2), O.V. Polovneva3)
1,2,3)Belgorod state institute of arts and culture 1,2,3)e-mail: [email protected]
The content of the article reveals the genre and style specificity of folk songs of the village of Koshcheevo, Korochansky district, in the context of their figurative and thematic content, functional membership, rhythmic structure, musical texture.
Keywords: song folklore, genre and style specificity, dialect, figurative-thematic content, classification, types of ceremonies, fret and rhythmic structure.