но-знаковую функцию и обладает повышенным аксиологическим смыслом.
В отличие от реалистичности хронотопа памяти настоящее бытие рассказчика лишено четких хронотопических контуров. Их выявление возможно из внутреннего монолога героя в 1-м абзаце, а также из негативно-контрастных упоминаний о Париже, дважды наслаивающихся на медитативную реальность памяти.
Сопоставление трехмерного, детализированного хронотопа прошлого и диффузного, затуше-
ванного хронотопа настоящего позволяет сделать вывод о том, что истинная полнота бытия переживалась героем в юности, где все осталось важным и непреходящим; что все последующее эмигрантское существование никак не соприкоснулось с тайной личности героя, не затронуло его памяти и сознания. Именно через хронотоп памяти рассказ «Поздний час» предстает как автобиографический.
ЖАНР СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ В ТВОРЧЕСТВЕ Е.И. ЗАМЯТИНА
Е.В. Юдайкина
Стихотворение в прозе, как известно, в европейской поэзии сложилось в эпоху романтизма, опиралось на библейскую традицию религиозной лирики в прозе и на французский обычай прозаического перевода иноязычных стихов. Сам термин «стихотворение в прозе» введен французским поэтом Ш. Бодлером в «Цветах зла» (1857). А с 1857 по 1867 годы вышли первые образцы этого жанра - пятьдесят «Стихотворений в прозе» Ш. Бодлера.
В России первооткрывателем лирической миниатюры стал И.С. Тургенев, объединивший под названием «БепШа» пятьдесят одно стихотворение в прозе (1882).
В предисловии к своему сборнику Ш. Бодлер заметил, что «лирическая проза возникает от постоянного пребывания в больших городах» [1]. Лирическая миниатюра, действительно, в основе своей будет иметь явное или скрытое противопоставление двух миров - городского, фальшивого, жестокого и деревенского, истинного, природного. В русской литературе традицию И.С. Тургенева продолжат В.М. Гаршин, В.Г. Короленко, И.С. Бунин, Е.И. Замятин, М.Н. Пришвин. Видимо, из лирической миниатюры в 60-70-е гг. вырастет деревенская лирическая проза (В л. Солоухин, Ю. Казаков, В. Белов, С. Крутилин и др.).
Основные признаки жанра: синтез лирического и эпического, малый объем, «средоточие внимания на каком-то отдельном вопросе бытия, который рассматривается не во взаимодействии с другими, а обособленно, причем все внимание концентрируется на данном чувстве, отсюда -предельная сгущенность повествования» [2].
Характерной особенностью жанра является также четкая композиция, упорядоченность тематического и словесного материала, философичность, медитативность, стремление к созданию универсальной точки зрения на мир, фрагментарность, афористичность, открытость авторской позиции.
Актуализация жанра в русской литературе происходит в начале XX в. Отмечается стремление к синтезу поэзии и прозы, лирического и эпического, к универсальному осмыслению бытия. Присутствует явное влияние Ш. Бодлера. Не избежал его и Замятин.
Е. Замятин и Ш. Бодлер. «Верешки» Е. Замятина и «Стихотворения в прозе» Ш. Бодлера.
1. Амбивалентность, противоречивость - основные моменты, сближающие творческие индивидуальности двух художников. «Восторг жизни и ужас жизни» в творчестве Замятина и Бодлера. 2. Тема зла, ее актуальность в литературе начала XX в. и в творчестве Замятина и Бодлера. Образ расколотого сознания в произведениях Замятина. Взаимообращаемость добра и зла. 3. «Вселенская аналогия» Ш. Бодлера и синтетизм Е.Замятина. 4. Преобразование романтических сюжетов и реминисценции из Бодлера в «Верешках» Е. Замятина. 5. Интертекстуальность «Верешек» (связь с русской литературой XIX в., с «вечными» мировыми сюжетами), фолыслоризм произведения. 6. Образ автора у Бодлера и Замятина.
1. Бодлер Ш. Цветы зла. М., 1993. С. 184.
2. Иссова Л.Н. Жанр стихотворения в прозе в русской литературе (И.С. Тургенев, В.М. Гаршин, И.С. Бунин): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Воронеж, 1969. С. 5.