Научная статья на тему 'ЖАНР ПРЕЛЮДИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ВАЛЕРИЯ САПАРОВА (НА ПРИМЕРЕ ФОРТЕПИАННОГО ЦИКЛА «24 ПРЕЛЮДИИ»)'

ЖАНР ПРЕЛЮДИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ВАЛЕРИЯ САПАРОВА (НА ПРИМЕРЕ ФОРТЕПИАННОГО ЦИКЛА «24 ПРЕЛЮДИИ») Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
47
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эстрадная музыка / стиль / джаз / жанр / форма / прелюдия / ритм / синкопа / фортепиано / композитор. / pop music / style / jazz / genre / form / prelude / rhythm / syncopation / piano / composer.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Илёсова Доно Дониевна

статья посвящена изучению прелюдии в творчестве яркого представителя узбекской композиторской и исполнительской школы – Валерия Сапарова, на основе которого предпринимается попытка показать каким образом сочетаются две диаметрально противоположные сферы музыкального искусства – классический жанр и джаз. Ставится задача определить стилевую специфику фортепианных прелюдий В. Сапарова, проанализировать и охарактеризовать их композиционные особенности, а также средства выразительности, продемонстрировать реализацию академического жанра средствами джазовой музыки, что явилось следствием формирования оригинальных концепций. Обосновать значение прелюдий В. Сапарова в современном музыкальном исполнительстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GENRE OF PRELUDES IN THE WORKS OF VALERY SAPAROV (ON THE EXAMPLE OF THE PIANO CYCLE "24 PRELUDES")

the article is devoted to the study of prelude in the work of a bright representative of the Uzbek composer and performing school – Valery Saparov, on the basis of which an attempt is made to show how two diametrically opposite spheres of musical art are combined – classical genre and jazz. The task is to determine the stylistic specifics of the piano preludes of V. To analyze and characterize their compositional features, as well as means of expression, to demonstrate the implementation of the academic genre by means of jazz music, which was the result of the formation of original concepts. To substantiate the significance of V. Saparov's preludes in modern musical performance.

Текст научной работы на тему «ЖАНР ПРЕЛЮДИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ВАЛЕРИЯ САПАРОВА (НА ПРИМЕРЕ ФОРТЕПИАННОГО ЦИКЛА «24 ПРЕЛЮДИИ»)»

ЖАНР ПРЕЛЮДИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ВАЛЕРИЯ САПАРОВА (НА ПРИМЕРЕ ФОРТЕПИАННОГО ЦИКЛА «24 ПРЕЛЮДИИ») Ильясова Д.Д.

Илёсова Доно Дониевна - преподаватель, кафедра эстрадно - инструментальное исполнительство, Институт национального эстрадного искусства имени Б. Закирова при Государственной консерватории Узбекистана,

г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена изучению прелюдии в творчестве яркого представителя узбекской композиторской и исполнительской школы - Валерия Сапарова, на основе которого предпринимается попытка показать каким образом сочетаются две диаметрально противоположные сферы музыкального искусства - классический жанр и джаз. Ставится задача определить стилевую специфику фортепианных прелюдий В. Сапарова, проанализировать и охарактеризовать их композиционные особенности, а также средства выразительности, продемонстрировать реализацию академического жанра средствами джазовой музыки, что явилось следствием формирования оригинальных концепций. Обосновать значение прелюдий В. Сапарова в современном музыкальном исполнительстве.

Ключевые слова: эстрадная музыка, стиль, джаз, жанр, форма, прелюдия, ритм, синкопа, фортепиано, композитор.

THE GENRE OF PRELUDES IN THE WORKS OF VALERY SAPAROV (ON THE EXAMPLE OF THE PIANO CYCLE "24 PRELUDES")

Ilyasova D.D.

Ilyosova Dono Daniyevna - Teacher, DEPARTMENT OF POP AND INSTRUMENTAL PERFORMANCE, INSTITUTE OF NATIONAL POP ART NAMED AFTER B.

ZAKIRO VAT THE STATE CONSER VATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article is devoted to the study ofprelude in the work of a bright representative of the Uzbek composer and performing school - Valery Saparov, on the basis of which an attempt is made to show how two diametrically opposite spheres of musical art are combined - classical genre and jazz. The task is to determine the stylistic specifics of the piano preludes of V. To analyze and characterize their compositional features, as well as means of expression, to demonstrate the implementation of the academic genre by means of jazz music, which was the result ofthe formation of original concepts. To substantiate the significance of V. Saparov's preludes in modern musical performance. Keywords: pop music, style, jazz, genre, form, prelude, rhythm, syncopation, piano, composer.

УДК 78.083

Музыкальное искусство разнообразно и многопланово в жанровом и видовом отношениях. Особое место в современном музыкальном пространстве занимает эстрадное искусство, в частности эстрадное исполнительство, которое в годы независимого развития республики Узбекистан достигло небывалого расцвета. Богатое музыкальное наследие узбекского народа повлияло на формирование и развитие жанров эстрадной музыки, что явилось источником их модификации и формирования новых стилей. В этом плане актуально изучение творчества выдающихся личностей в области эстрадного фортепианного искусства. Творчество талантливого композитора, педагога, музыканта, представителя узбекской исполнительской школы Валерия Сапарова является показательным в этом плане. Как отмечал сам композитор: «Люблю работать в различных жанрах и поэтому в моем творческом «багаже» есть как симфонические, камерные и сценические произведения, так и эстрадно - джазовая музыка и песни».

В рамках данной статьи хотелось бы остановиться на прелюдиях Валерия Сапарова как наиболее знаковом произведении для творчества композитора, ибо именно данный опус репрезентирует идею симбиоза художественных достижений в сфере академической и эстрадно - джазовой музыки, органичность синтеза традиций мировой и национальной музыки, популяризация которого была определена направленностью на широкую аудиторию слушателей. Как известно, именно массовые виды искусства имеют огромное влияние на формирование духовного мира человека, особенно молодежи и современный человек не может существовать вне этого динамично развивающегося культурного пространства.

Цикл из 24 прелюдий В. Сапарова, созданный композитором на протяжении 2001 - 2010 годов является своеобразной энциклопедией, в которой представлены разные направления и стили эстрадно - джазовой музыки. Свобода в передаче чувств и настроений, череда сменяющих друг друга мимолетных впечатлений, отсутствие строго заданной регламентации композиционных схем, импровизационность, свободное течение музыкальной мысли - идеи - все это непосредственно перекликается с творческим методом и манерой как самого композитора, так и с эстетикой джаза как направления современного эстрадного искусства.

Циклизация как принцип организации, обусловленный взаимосвязью номеров в прелюдиях В. Сапарова не является основополагающим фактором, поскольку каждая из миниатюр представляет собой законченную музыкальную пьесу со своим индивидуальным художественным образом, отмеченным характерными стилистическими особенностями. Поражает разнообразие форм прелюдий. Большинство из них представляют трехчастную композиционную структуру (прелюдии №№ 3, 4, 6, 7, 8, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24), но встречаются также двухчастные (№№ 2, 5,) и рондообразные (№ 9, 13), а также примеры сквозного развития (№ 1). При этом форма каждой из них формируется в процессе творческого акта исполнения, обусловленного импровизационной природой течения и становления музыкальной мысли, и, соответственно, классические структуры получают новое освещение в современном джазовом воплощении.

Достаточно богат и разнообразен музыкальный язык прелюдий В. Сапарова, отмеченный характерными метро - ритмическими оборотами, гармоническими комплексами, нередко с использованием сложной вертикали. Стилистический диапазон исканий композитора невероятно широк. Как отмечал сам автор в предисловии к сборнику: «В прелюдиях можно услышать интонации как традиционного классического джаза (блюз, свинг, буги - вуги, регтайм), так и интонации более позднего джаза (кул, би - боп), а также джаз - рока, босса новы и просто эстрадной инструментальной музыки».

Рассмотрим прелюдии № 1, 3, 5, 18 в композиционно - жанровом контексте. Так, прелюдия №1 написана в жанре джазовой баллады, характерными особенностями которого являются лирическая углубленность и созерцательность, преобладание возвышенно - утонченного образного строя, медленный темп, спокойная манера игры, выразительная мелодия, звучащая на фоне изысканной гармонической вертикали. На основе анализа данного образца можно заключить, что для композиционной структуры характерен строфический принцип как реализация формы целого произведения, основанной на сквозном развертывании музыкального материала. Это функционально - гармонический квадрат, включающий восемь тактов, базирующихся на устойчивом повторении вертикальных диссонирующих комплексов, что предоставляет возможность более свободному, импровизационному течению мелодического голоса, так называемая «блюзовая форма». Спокойное, неторопливое течение музыкальной мысли, отсутствие напора и ярких динамических контрастов, прозрачность фактурной организации, тонкая импровизация, колоритность гармонических красок, свободное ритмическое движение отличают данную пьесу в ряду других пьес цикла.

Прелюдия №5 имеет темповое обозначение Allegro swing, что предопределяет соответствующие интерпретаторские трудности, позволяющие проявление некоторой ритмической свободы исполнения при сохранении пульсации в движении. Двухчастная композиция (АВ, каждая из которых представляет квадрат по шестнадцать тактов) прелюдии открывается вступлением, основанном на остро синкопированных пунктирных ритмоформулах свинга, дополненных триольными оборотами. Отметим, что ритм свинга сохраняется на протяжении звучания всей прелюдии, проявление которого связано с активным внедрением синкоп и пунктира в ритмическое движение верхних голосов фактуры.

На фоне повторяющейся гармонической последовательности T - VII7 - II - D7 си бемоль мажора, выступающей в данном случае в качестве регулятора метрически организующего начала, сообщающего четкость и равномерность пульсации, звучит в свободно импровизационной манере хроматизированная тема - мелодия танцевального характера, в жанровом отношении напоминающая регтайм. Ее движение, в противовес ритмически четкому маршеобразному аккомпонементу, постоянно отклоняющееся от метрических долей, способствует эффекту раскачивания звучащего массива, сообщая звучанию джазовый колорит. Особой остроте звучания способствует насыщенность мелодической линии синкопами и форшлагами. В результате метро - ритмическое соотношение элементов фактуры - аккомпанемента и мелодии приводит к образованию ритмической комплементарности или полиритмии, что весьма существенно для джаза.

Вариантный принцип развития мелодии способствует тому, что при каждом повторении она подвергается преобразованиям, которые затрагивают как сам мелодический остов, так и метро - ритмику, и фактуру в целом. Джазовая специфика соответствующим образом повлияла и на строение темы, что проявляется особенно в способах каденционного завершения построений, представленных сменой ритмического рисунка.

Аналогично выстроен и второй раздел прелюдии, в котором тематический материал секвентно проводится через ряд родственных тональностей (ми бемоль мажор, ля бемоль мажор, си бемоль мажор, фа минор). Здесь же располагается и кульминация пьесы, в которой тема звучит в уплотненной аккордовой фактуре. В целом композиция прелюдии выстраивается из начального квадрата, который подвергается фактурным преобразованиям, проявляющегося в свободном варьировании материала.

Еще один интересный образец жанра представлен в прелюдии №3. Это блюзовая композиция, в которой сохраняются характерные черты, отвечающие особенностям музыкального стиля: меланхолический характер, неспешное, неторопливое темповое движение, некоторая недосказанность, проявляющаяся в окончании фраз.

Основу трехчастной структуры (АВА1) составляют восьмитактовые периоды, разграничивающиеся на три фазы (4+2+2). Тематический материал отмечен характерным синкопированным движением с использованием ритма восьмых триолей, наличием полиритмии в соотношении мелодии и сопровождающих гармонических голосов, обилием скользящих хроматизированных интонаций в строении мелодии, обильно украшенных включением форшлагов, использованием альтерированных ступеней лада.

Свободная импровизационность в развитии темы способствует раскованной фразировке, отсутствию строго регламентированных мелодических схем. Каскад восходящих и ниспадающих мелодических

фигураций с переходом к синкопированным вертикальным комплексам образуют своеобразную импровизационную модель, неоднократно возвращаемую в различных мелодико - ритмических вариантах, на основе которой и складывается, развертывается структура. Широкий охват диапазона значительно обогащает тембральность красок. Сочетая металлический оттенок верхнего регистра и сочное, глубокое звучание в нижнем регистре, композитор, таким образом, достигает сопоставления фраз в насыщенных теплых эмоциональных оттенках с более резкими, хрипящими.

В среднем разделе происходит смена фактурной организации. Начальное двутактовое построение, представленное колористическим аккордовым звучанием обеих партий, преобразуется в последующей фразе в развернутую со свободным гармоническим развитием альтерированных созвучий импровизацию верхнего голоса. Таким образом, внутренняя организация темы изменяется, что наблюдается дважды.

Заключительное проведение темы выполняет функцию репризы - коды. В ней обыгрывается синкопированный триольный мотив, растворяющийся в фигурациях партии правой руки, переходящих в тонический нонаккорд, звучание которого усложнено добавочными тонами.

Еще один интересный образец представлен в прелюдии №18, построенный на двух контрастных образах: достаточно импульсивный, энергичный, напористый в крайних разделах пьесы, который оттеняется поэтикой светлой лирики в середине. Композиционная структура первой части основана на четырехкратном проведении тематического зерна, построенного по принципу его масштабного прорастания: октавное нисхождение шестнадцатыми в объеме тетрахорда от четвертой ступени к первой, переходит в восходящее с акцентированием слабых долей движение параллельными септаккордами с добавлением аккордовой вертикали при каждом следующем повторении. Характер исполнения в стиле драйв с волевой, раскрепощенной энергией звучания ощутим в каждой интонации. А колористический гармонический остов с предельно свободным развитием сообщает особую красочность. Новое тематическое образование представлено сочетанием протянутой басовой квинты, на фоне которой остинатно повторяются ритмические варианты, образуемые сцеплением двух секунд, пронизанные синкопированностью движения.

Возвращение первоначального тематического зерна в новом ладогармоническом освещении с еще более обостренным и плотным звучанием альтерированных аккордов приводит к срединному разделу, отмеченного полифонизацией фактурной организации. Он также включает два самостоятельных тематических образования, проведения которых разъединяются вступительной ритмоинтонацией. Первое из них основано на обыгрывании мотива, изложенного в октавной дублировке с синкопированным аккордом в окончании его звучания. Второе представлено лаконичным трихордовым образованием в прозрачном движении параллельных кварт. Интересен переход от середины к репризе прелюдии, на стыке которого дано одноголосное проведение темы в фугированном изложении, приводящее к возвращению начального ритмоинтонационного зерна, многократное повторение которого на разных участках динамизирует форму в целом.

Интерес к творчеству Валерия Сапарова не угасает. Оно является убедительным примером интеграционного процесса классических и джазовых тенденций, демонстрируя неиссякаемую художественную фантазию и потрясающую композиторскую технику. Произведения композитора с большим успехом исполняются не только в нашей стране, но и за рубежом.

Список литературы /References

1. Барбан Е. Черная музыка, белая свобода. СПб.: Композитор, 2007. 284 с.

2. Конен В. Рождение джаза. М.: Сов. композитор, 1984. 312 с.

3. Назайкинский Е. Стиль и жанр в музыке. М.: Владос, 2003. 248 с.

4. ХолоповаВ. Формы музыкальных произведений. СПб.: Лань, 2013. 496 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.