Научная статья на тему 'ЖАНР «НАРОДНОГО КОНЦЕРТА» В ТВОРЧЕСТВЕ КИТАЙСКИХ КОМПОЗИТОРОВ'

ЖАНР «НАРОДНОГО КОНЦЕРТА» В ТВОРЧЕСТВЕ КИТАЙСКИХ КОМПОЗИТОРОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
29
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
народный концерт / традиционные китайские инструменты / гучжэн и эрху / типология концертного жанра / типы симфонического развития / folk concert / traditional Chinese instruments / guzheng and erhu / typology of concert genre / types of symphonic development

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чжан Чэн

В статье с историко-культурологических позиций рассматривается жанр инструментального концерта в Китае, получивший название «народный концерт». Его особенностью является обращение к традиционному инструментарию – в качестве солиста выступает народный китайский инструмент. «Народный концерт» в Китае один из самых популярных жанров в творчестве национальных композиторов, так как наиболее удачно объединяет традиции западной и восточной музыкальных культур. Выявляются особенности развития жанра в контексте современного этапа музыкальной культуры Китая. После десятилетий неустанных поисков китайские композиторы пришли к пониманию особого значения национального инструментария. В этом контексте эрху и гучжэн, ставшие своеобразными символами национальной культуры страны, приобрели большую популярность среди китайских композиторов и исполнителей. Даются многочисленные отсылки на сочинения современных китайских композиторов, в которых наиболее ярко воплощаются принципы нового типа концертного жанра. «Народный концерт» продемонстрировал устойчивость в контексте синтеза элементов китайской и западноевропейской музыки, что обеспечило плодотворную почву для поисков собственного авторского стиля молодых национальных композиторов Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GENRE OF THE "FOLK CONCERT" IN THE WORKS OF CHINESE COMPOSERS

The article considers the genre of instrumental concert in China called "folk concert" from the historical and cultural positions. Its peculiarity is an appeal to traditional instrumentation – a Chinese folk instrument acts as a soloist. Nowadays "folk concerto" is one of the most popular genres in the works of national composers in China, as it unites the traditions of Western and Eastern musical cultures most successfully. The article reveals the peculiarities of the genre's development in the context of the modern stage of Chinese musical culture. After decades of tireless search, Chinese composers came to realize the special importance of the national instrumentation. In this context, erhu and guzheng, which have become peculiar symbols of the country's national culture, have gained great popularity among Chinese composers and performers. The article makes numerous references to works by contemporary Chinese composers, which most vividly embody the principles of the new type of concert genre. "Folk concerto" has demonstrated stability in the context of synthesizing elements of Chinese and Western European music, which has provided fertile ground for young Chinese national composers to search for their own authorial style.

Текст научной работы на тему «ЖАНР «НАРОДНОГО КОНЦЕРТА» В ТВОРЧЕСТВЕ КИТАЙСКИХ КОМПОЗИТОРОВ»

Вестник музыкальной науки. 2024. Т. 12, № 3. C. 156-163 ISSN 2308-1031

Journal of Musical Science, 2024, vol. 12, no. 3, pp. 156-163 ISSN 2308-1031

© Чжан Чэн, 2024 УДК 7.78.08

DOI: 10.24412/2308-1031-2024-3-156-163

ЖАНР «НАРОДНОГО КОНЦЕРТА»

В ТВОРЧЕСТВЕ КИТАЙСКИХ КОМПОЗИТОРОВ

Чжан Чэн1

1 Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки, Новосибирск, 630099, Российская Федерация

Аннотация. В статье с историко-культурологических позиций рассматривается жанр инструментального концерта в Китае, получивший название «народный концерт». Его особенностью является обращение к традиционному инструментарию - в качестве солиста выступает народный китайский инструмент. «Народный концерт» в Китае один из самых популярных жанров в творчестве национальных композиторов, так как наиболее удачно объединяет традиции западной и восточной музыкальных культур. Выявляются особенности развития жанра в контексте современного этапа музыкальной культуры Китая. После десятилетий неустанных поисков китайские композиторы пришли к пониманию особого значения национального инструментария. В этом контексте эрху и гучжэн, ставшие своеобразными символами национальной культуры страны, приобрели большую популярность среди китайских композиторов и исполнителей. Даются многочисленные отсылки на сочинения современных китайских композиторов, в которых наиболее ярко воплощаются принципы нового типа концертного жанра. «Народный концерт» продемонстрировал устойчивость в контексте синтеза элементов китайской и западноевропейской музыки, что обеспечило плодотворную почву для поисков собственного авторского стиля молодых национальных композиторов Китая.

Ключевые слова: народный концерт, традиционные китайские инструменты, гучжэн и эрху, типология концертного жанра, типы симфонического развития

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Чжан Чэн. Жанр «народного концерта» в творчестве китайских композиторов // Вестник музыкальной науки. 2024. Т. 12, № 3. С. 156-163. DOI: 10.24412/2308-1031-2024-3-156-163.

THE GENRE OF THE "FOLK CONCERT"

IN THE WORKS OF CHINESE COMPOSERS

Zhang Cheng1

1 M.I. Glinka Novosibirsk State Conservatory, Novosibirsk, 630099, Russian Federation)

Abstract. The article considers the genre of instrumental concert in China called "folk concert" from the historical and cultural positions. Its peculiarity is an appeal to traditional instrumentation - a Chinese folk instrument acts as a soloist. Nowadays "folk concerto" is one of the most popular genres in the works of national composers in China, as it unites the traditions of Western and Eastern musical cultures most successfully. The article reveals the peculiarities of the genre's development in the context of the modern stage of Chinese musical culture. After decades of tireless search, Chinese composers came to realize the special importance of the national instrumentation. In this context, erhu and guzheng, which have become peculiar symbols of the country's national culture, have gained great popularity among Chinese composers and performers. The article makes numerous references to works by contemporary Chinese composers, which most vividly embody the principles of the new type of concert genre. "Folk concerto" has demonstrated stability in the context of synthesizing elements of Chinese and Western European music, which has provided fertile ground for young Chinese national composers to search for their own authorial style.

Keywords: folk concert, traditional Chinese instruments, guzheng and erhu, typology of concert genre, types of symphonic development

Conflict of interest. The author declares the absence of conflict of interests.

For citation: Zhang Cheng (2024), “The genre of the «folk concert» in the works of Chinese composers”, Journal of Musical Science, vol. 12, no. 3, pp. 156-163. DOI: 10.24412/2308-1031-2024-3-156-163.

История музыкальной культуры Китая ХХ в. представляет значительный исследовательский интерес с точки зрения процессов формирования и функционирования новых, западноевропейских по своей онтологии, элементов в рамках национального композиторского творчества. С ростом популярности в Китае инонационального музыкального искусства (европейского, американского и русского) и стремительным развитием профессионального музыкального образования большую популярность приобрел жанр концерта. С первых шагов сближения жанра с китайской народной инструментальной музыкой он получил значительное развитие и лучше других воплотил локальные особенности традиционной культуры. Этот процесс ярко характеризуется словами китайского исследователя Лю Тяньхуа: «Модернизация традиционной народной музыки и локализация западных жанров»1.

С началом XXI в. в Китае появилась новая разновидность жанра концерта, так называемый «народный концерт». Данный термин широко употребляется в китайском музыкознании и является отражением локальной научной рефлексии. Поэтому, мы осмелились дать собственное определение данному термину. «Народный концерт» -это жанр оркестровой музыки, основанный на контрастном противопоставлении партий солиста и симфонического оркестра, где в качестве солиста выступает национальный китайский инструмент. Заметим, что структура данного жанра демонстрирует большое разнообразие и довольно часто разнится с устоявшейся традицией (Ган Ямэй, 1988, с. 10).

«Народный концерт» стал одним из самых ярких жанров современной китайской музыки, что подтверждает количество созданных национальными композиторами сочинений и частота их исполнения. Как пример, композитор Ван Цзяньминь (1ШЮ в период с 1988 по 2023 г. написал шесть концертов для эрху и симфонического оркестра, которые сам композитор обозначил как «рапсодии». Удивляет, в связи с этим, равнодушие китайской и российской музыкальной науки к жанру «народного концерта». Это характеризует актуальность заявленной автором темы, которая находится на пересечении востребованности жанра среди китайских композиторов и художественных возможностях «народного концерта». В связи с этим, нашей целью является определение особенностей становления жанра «народного концерта» в контексте историко-культурного развития китайского композиторского творчества.

История «народного концерта» берет свое начало с 1950-х гг., когда китайские композиторы в поисках собственного стиля и новых звучаний стали обращаться к тембрам народных инструментов. Композиторы пошли по пути создания крупных сочинений, среди них самым ранним концертом, где в качестве солиста выступила китайская сона, является «Радостная победа» (1952) Лю Шоуи (^У^^) и Ян Цзиву (ШШШ). Исследуя традиционную китайскую инструментальную музыку, композиторы также посвятили себя изучению инструментария различных этнических меньшинств Китая (например, народов мяо, даи, синьцзян-уйгуров и т.д.). Результатом стало создание «Мо-

лодежного концерта» (1963) Цзинь Сяном для рубаба (один из видов струнных инструментов, который популярен у уйгуров, таджиков, узбеков и других народов Средней Азии и Северной Африки) и Синьцзянского национального оркестра.

Во время Культурной революции (1966-1976) жанр «народного концерта» продолжал свой путь развития, несмотря на все сложности данного этапа. У Цзуцяном (^Ш®), Лю Дэхаем (^УШ/'$) и Ван Яньцяо (1^Ш) в 1972 г. был создан концерт для пипы «Младшие сестры героев прерий», который получил большое признание среди публики. Сяо Юмэй охарактеризовал его как «одночастное произведение для солиста с оркестром, в котором использовался вариационный принцип развития музыкального материала» (Чжао Сяолинь, 2020, с. 248). В целом, в это время национальные композиторы в своих сочинениях широко задействуют народные песни, темы из оперных сочинений и другие музыкальные материалы. Параллельно с этим используются исполнительские приемы, характерные для народного инструментария. Оркестровые сочинения этого периода снискали большую популярность среди слушателей, что позволило жанру продолжить свой путь развития и в следующем периоде «реформ и открытости».

В 1980-х гг. жанр «народного концерта» получил новый импульс в развитии благодаря широкому обращению национальных авторов к западноевропейским композиторским техникам ХХ в.2 В качестве солистов наибольшую популярность среди композиторов снискали бамбуковая флейта, эрху, пипа, гучжэн. В последнее десятилетие китайские композиторы переключили свое внимание на инструменты региональных национальных меньшинств и менее известные этнические инструменты. Например, «Концерт

для двух дутаров» Ван Цзюэ (2018), концерт для хулуси «Песня одинокого острова» Цзо Гуанмина (2019), концерт Чжоу Сянлиня для ансамбля ударных инструментов народа туцзя и оркестра «Игра в семейный бизнес» (2011) и др.

С 1980-х гг. ведущими народными инструментами, к которым наиболее часто обращались китайские композиторы, стали гучжэн и эрху. Еще в 1950 г. в музыкальных колледжах страны были введены курсы профессионального исполнения на эрху. А гучжэн входит в состав четырех высших искусств «Цитра, шахматы, каллиграфия и живопись» (Щ, Ш, ^, Ш1). Рост популярности этих инструментов отчасти связан с тем, что исполнителей на них стало больше. Это, закономерно, породило спрос на композиторскую деятельность. Другая причина заключается и в том, что динамика звучания гучжэна и эрху выше, чем у других традиционных китайских инструментов, и поэтому при исполнении с оркестром солистам легче добиться баланса громкости, что и делает их более подходящими для концертного жанра.

Помимо прочего, гучжэн и эрху являются своеобразными символами китайской традиционной музыки, что позволило выстраивать более прочную коммуникацию со зрителем и выводить китайское композиторское творчество на мировую сцену. В контексте поисков характерных элементов в рамках китайской композиторской школы национальные инструменты (помимо обозначенных) позволили авторам отыскать способ соединения восточной ментальности и западноевропейской структуры.

Среди наиболее популярных сочинений: концерт для гучжэна с оркестром «Слезы героя» (^£t)@) Хэ Чжаньхао (1980), написанный по мотивам стихов китайского поэта Синь Цицзи3 (^^^), концерт для гучжэна с оркестром «Ветер

подгоняет облака и тучи» (И^^Ш) Чан Пин (2005), шесть концертов для эрху Ван Цзяньмина, написанные в период с 1988 по 2023 г., также множество переложений для эрху классических концертных сочинений. Следует заметить, что настоящий бум эрху начался в 2000-х гг. с переложения для этого инструмента скрипичного концерта «Лян Шаньбо и Чжу Интай», написанного Хэ Чжаньхао и Чэнь Ганом еще в 1958 г. Сделала это известная китайская исполнительница на эрху Ван Ицзинь4 (I—Щ) еще будучи студенткой магистратуры Центральной музыкальной консерватории с 2003 по 2006 г. Ван Иц-зинь является первой исполнительницей концерта «Лян Шаньбо и Чжу Интай» на эрху.

В XXI в. композиторы Китая начинают активно экспериментировать с составом исполнителей. Помимо традиционного сольного концерта для одного инструмента появился ряд сочинений для дуэта и трио солистов. Состав оркестра также варьируется: от классического парного до камерного и смешанного. Чаще всего встречаются концерты для двух народных инструментов одного типа. Например, «Мулан» (^=) Гуань Ся для двух гучжэней с оркестром (2008), «Дух дерева» (W^) Чжу Сяогу для двух сона с оркестром (2015), «Концерт для двух барабанов Ню Худо» (^^^) Ван Цзюэ и Ли Бо (2013).

2020-е гг. характеризуются стремлением к поиску новых тембровых звучаний, что способствует более свободному отношению к инструментальным сочетаниям. В частности, наблюдается смешение тембров разных народных инструментов, но, как правило, родственных. Как пример, «Двойной концерт для пипы и гучжэ-на» Тань Дуня (2021), Концерт «Тэнфэй» виртуоза игры на эрху Ю Ханя (2004), где в качестве ведущих инструментов чередуются эрху, баньху, чжунху и цзинху5 и др.

Для китайской композиторской школы также характерны концерты, в которых в качестве солистов могут выступить и совершенно разнородные инструменты - китайский и любой западноевропейский. В качестве примера приведем такие сочинения, как двойной концерт для арфы, шэна и симфонического оркестра «Дэ Сян» (^Й, «Повторяющийся звук») Цинь Вэньчэня (2004), концерт для пипы, скрипки и симфонического оркестра «Пипа Син» (ььШ^Т)6 Гао Пина (2003) и мн. др.

Хотелось бы отметить особый вид жанра концерта, характеризующийся камерным составом исполнителей, в частности оркестра. С началом XXI в. количество сочинений для солиста (из числа народных инструментов) и камерного оркестра постепенно начало увеличиваться. Например, Двойной концерт для гобоя, шэна и камерного оркестра Чэнь И (2008), концерт для чжунжуань и камерного оркестра «Фантазер» Ли Бо (2021).

Нами предварительно были выявлены следующие характерные для китайских «народных концертов» черты. В частности,

• повествовательный характер изложения;

• внимание к событиям прошлого и настоящего Китая при выборе программы;

• преобладание лиро-эпического типа симфонизма (концерт для гучжэна и симфонического оркестра «Пагода Лунхуа» Хэ Чжаньхао (1980-е), концерт для эрху и симфонического оркестра «Снежная гора», Лю Вэньцзиня, (2007));

• обращение к литературным первоисточникам (концерт для гучжэна и симфонического оркестра «Чанъань-Чанъ-ань» (^:^^^) Фан Дунцина7 (2019)).

• тесная связь этической функции с пропагандой учения Конфуция внутри китайского социума (Чжао Сяолинь, 2021, с. 2828).

Любопытно, что обозначенные качества являются важнейшими характе-

ристиками придворной музыкальной традиции Китая. Вероятно, этим подчеркивается высокий статус композиторского творчества (его можно сравнить с музыкальными традициями Императорского двора). При этом, авторы XXI в., создающие концерты для народных инструментов, уделяют больше внимания мифам, легендам и народным сказкам своей страны, т.е. области фольклорной традиции. По сравнению с концертами для западноевропейских инструментов (фортепиано или скрипка), концерты с участием народных инструментов в большей степени подвержены влиянию китайских традиционных видов искусств: живописи, национальной музыкально-сценической драмы и фольклора (Ян Чжэнцзюнь, 2022, с. 75).

Концертные сочинения национальных композиторов с участием народных инструментов отличает повышенное внимание их авторов к гармоничному сосуществованию китайских и западноевропейских структурных принципов, а также организационной логики при формировании цикла. Как показали наши исследования, черты традиционной ментальности и культурного кода проявляются на уровне литературного первоисточника и, соответственно, содержания и идеи. Западноевропейское начало обнаруживает себя в форме и структуре. Так, концерт для янцинь8 № 1 «Паньгу» (ЙЙ) Чжан Чао (2017) основан на образе божества, создавшего природу. Музыка изображает силу и мудрость, которыми Паньгу наделил человечество для создания цивилизации, а также любовь, преданность и акт бесконечного созидания будущего.

Концерт для эрху и симфонического оркестра «Праздник солнца» (ЖР0^) Чжан Чао (2011) также основан на мифологической истории о Куафу (^^) -великане, который преследовал солнце

в классическом китайском тексте и сборнике мифических представлений о появлении мира и зверей «Классика гор и морей» (lll/'Sli)9. Концерт для двух сона с симфоническим оркестром «Дух дерева» (W^) Чжу Сяогу (2015) был вдохновлен традицией использования деревьев в качестве «богов» в деревнях народа мяо на юго-западе провинции Гуйчжоу. Весь музыкальный материал построен на передаче образа праздника, во время которого народ мяо поет и танцует вокруг священных деревьев. Концерт для гучжэна симфонического оркестра «Руши» ($П^) Ван Даньхуна (2012) создан на основе саундтрека к фильму «Лю Руши» (1ШП^). В основе лежит история любви легендарной придворной певицы, жившей в конце правления династии Мин (XIV-XVII вв.) и начале династии Цин (XVII-XX вв.), Лю Руши и министра этикета императорского двора Цянь Цяньи.

Помимо вышеперечисленного отдельного внимания заслуживает концерт для эрху № 5 «Столетие Синьхая» (^^Ш ^) Гуань Найчжуна (2011), который был написан к 100-летию Синьхайской революции. Концерт состоит из четырех частей: «Пробуждение» (!шШ), «Восстание» (^^), «Национальная скорбь» (ШШ) и «Столетие» (Э^), в них раскрывается значение Синьхайской революции (19111912) для современной истории Китая.

В концертах «Великая страна Шелкового пути» (АШМ^, 2016), «Мост мечты» (^^, 2018) и других масштабных сочинениях Фан Дунцина поднимается тема современного общества Китая и этапов исторического развития, которые прошла страна. Композитор активно обращается к современным техникам письма, особенно таким, как мультимедиа, чтобы бы «говорить» с молодым поколением на одном языке (Чжан Юйвэнь, 2019, с. 42). концерт для пипы и симфонического оркестра Ло Майшо «Небесная лестница»

(^Ш, 2018) вдохновлен историко-художественным фоном культуры Саньсиндуй10, которая существовала во времена древнего Царства Шу периода «Весен и Осеней» (XI-IV в. до н.э.).

Подобного рода концертов в Китае довольно много. Как видно, в XXI в. в большой их части тематическое содержание фокусируется на историческом прошлом страны. По сравнению с концертными произведениями 1980-1990-х гг., и особенно 1970-х гг., концерты для китайских народных инструментов XXI в. уделяют больше внимания, в первую очередь, традиционной китайской культуре, важнейшим историческим событиям и социальной действительности, а также апеллируют к современным композиторским техникам и приемам. Не в последнюю очередь это связано с национальной внутренней политикой Китая. На конференции по празднованию 95-й годовщины основания Коммунистической партии Китая (2016 г.) генеральный секретарь Си Цзиньпин выдвинул концепцию «четырех уверенностей в себе» (по-китайски) -уверенность в пути, теории, системе и культуре социализма с китайской спецификой.

Ряд концертных сочинений китайских авторов XXI в. испытывают сильное влияние современной западноевропейской композиторской музыкальной культуры и, в то же время, традиционной китайской: уникальной китайской живописи, каллиграфии и национального музыкально-драматического искусства. В качестве примера назовем концерт китайского композитора Чан Пина «Восточные чер-

нила и вода» (2015). Сочинение состоит из четырех частей, в каждой из которых воплощены характерные качества жанров народной музыки. Автор уделяет большое внимание акустическому выражению китайского колорита и настроения.

В настоящее время оркестровая музыка в Китае занимает значительное место в творчестве национальных композиторов. Особое значение приобрел жанр концерта, который стал полем для творческих экспериментов и поиска новых тембровых звучаний. Это сделало «народный концерт» одним из ведущих среди других оркестровых жанров. Представляется, что здесь китайские авторы смогли в полной мере продемонстрировать всему миру свое мастерство и передать особый колорит национальной культуры.

В XXI в. тенденция к слиянию западноевропейской формы-структуры и национального содержания (в самом широком смысле) становится качественной характеристикой сочинений китайских композиторов. Все более наглядно проступают характерные компоненты китайской культуры, подчиняя формальные элементы архитектоники произведения традиционной китайской эстетической концепции. Это позволило «народному концерту» в XXI в. освободиться от оков правил и норм западноевропейского прототипа и выйти на новый уровень культурной коммуникации, демонстрируя «разностороннее пересечение, стремительный рост молодого поколения композиторов, постоянные прорывы в концепциях и техниках» (Чжан Мэн, 2020, с. 34).

ПРИМЕЧАНИЯ

1 >1Ш4ПШШ\ ФЯй1Ш'№:нЖ4(Ш3Ж).

2002 (История современной китайской музыки / гл. ред. Ван Юхэ. 3-е изд. Пекин: Народ. муз. изд-во, 2002. С. 110).

2 Данная тенденция - обращение к западноевропейским техникам в 1980-х гг. была общей для композиторов Китая. Это связано со снятием запретов на ненациональную музыку после Культурной революции.

3 Синь Цицзи (1140-1207) - китайский военный деятель и поэт времен империи Южная Сун.

4 Ван Ицзинь - современная китайская исполнительница на хуцинь, эрху, доцент кафедры китайской музыки Синхайской консерватории, директор Лаксианского отдела преподавания и исследований. Окончила магистратуру Центральной консерватории по исполнительству на эрху, явля-

ется членом профессионального комитета эрху Ассоциации китайских музыкантов и директором Ассоциации музыкантов провинции Гуандун.

5 Эрху (_Й), баньху (®ЙЙ), чжунху (ФЙЙ),

цзинху (ЖЙЙ). т

6 По одноименному стихотворению одного из крупнейших поэтов Китая эпохи Тан (VII в. - X в.) Ду Фу.

7 Фан Дунцин - композитор, преподаватель в Центральной консерватории (Пекин).

8 Янцинь (yangqin) -

китайский струнный музыкальный инструмент наподобие цимбал.

9 Автор неизвестен.

10 Археологическая культура Китая раннего бронзового века (1600-800 гг. до н.э.). Расположена в местечке Саньсиндуй уезда Гуанхань провинции Сычуань.

ЛИТЕРАТУРА

Чжао Сяолинь. Влияние Культурной революции на деятельность национальных оркестров Китая // Манускрипт. 2020. Т. 13, вып. 10. C. 245-250.

Чжао Сяолинь. Университетские оркестры Китая и их функции в социокультурном пространстве // Манускрипт. 2021. Т. 14, вып. 12. C. 2826-2831.

ШШ:

®^»-(в%МШ» 1988^-ШзШ (Ган Ямэй. Обзор и размышления о развитии национальной инструментальной музыкальной композиции в двадцатом веке // Music Exploration. 1988. № 3. С. 9-14).

(ВЖ2Ж» 2020 ^Ш1Ш. 34-48 (Чжан Мэн. Краткое введение в композицию китайской национальной оркестровой музыки в новую эпоху // Музыкальное искусство. 2020. № 1. C. 34-48).

шшт. (шшш-&Ршт»’(А%

в1®» 2019 ^Ш10Ш (Чжан Юйвэнь. Годы рассеивают море, звук музыки качает мост мечты // Народная музыка. 2019. Вып. 10. С. 41-44).

шшт.

^-2Ш£ФЯКЙШЖ*«Йб1Шта. ШШВ

2022. 02. 68-81 (Ян Чжэнцзюнь. Диалог между местными и западными традициями и современностью - обзор китайской национальной инструментальной концертной композиции в 21 веке // Журнал Синьхайской консерватории музыки. 2022. № 2. С. 68-81).

REFERENCES

Gan Yamei (1988), er shi shi ji min zu qi le chuang zuo fa zhan de hui gu yu si kao [Review and thoughts on the development of national instrumental music creation in the 20th century], Music Exploration, no. 3, pp. 9-14. (in Chin.).

Yang Zhengjun (2022), ben tu yu xi fang de dui hua chuan tong yu xian dai de rong he - 21 shi ji zhong guo min zu qi yue xie zou qu chuang zuo gai guan [The dialogue between the local and the West, the fusion of tradition and modernity: an overview of Chinese national instrumental concerto composition in the 21st century], Journal of Xinghai Conservatory of Music, no. 2, pp. 68-81. (in Chin.).

Zhang Meng (2020), xin shi dai zhong guo min zu guan xian yue chuang zuo shu lue [A brief introduction to the composition of Chinese National Orchestral Music in the New Era], Music Art, no. 1, pp. 34-48. (in Chin.).

Zhang Yuwen (2019), nian guang san da hai, yue sheng dang men qiao [The years scatter the sea, the sound of music swings the bridge of dreams], People’s music, no. 10, pp. 41-44. (in Chin.).

Zhao Xiaolin (2020), “Impact of the Cultural Revolution on the activities of China's national orchestras”, Manuskript, Vol. 13, Issue 10, pp. 245-250. (in Russ.)

Zhao Xiaolin (2021), “University orchestras in China and their functions in sociocultural space”, Manuskript, Vol. 14, Issue 12, pp. 2826-2831. (in Russ.)

Сведения об авторе

Чжан Чэн, аспирант Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки E-mail: [email protected]

Authors Information

Zhang Cheng, postgraduate at the M.I. Glinka Novosibirsk State Conservatory E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 04.04.2024 Received 04.04.2024

После доработки 24.07.2024 Revised 24.07.2024

Принята к публикации 17.08.2024 Accepted for publication 17.08.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.