Научная статья на тему 'ЖАНР КИТАЙСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПЕСНИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ'

ЖАНР КИТАЙСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПЕСНИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
современная китайская художественная песня / плюралистическое развитие / стилистическое разнообразие / музыкальная индустрия / межкультурные контакты / contemporary art song / pluralistic development / stylistic diversity / music industry / cross-cultural contacts

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шао Минян, Петрова Анастасия Михайловна

Рассматривается разностороннее развитие современной китайской художественной песни и ее роль в массовой музыкальной культуре страны. Изучается историческая эволюция жанра, анализируется разнообразие стилей и композиторских решений, а также особенности региональных разновидностей, вербальный и музыкальный тексты в контексте влияния на них элементов западноевропейской традиции. Подробно исследуется влияние художественной песни на разностороннее развитие китайского музыкального искусства и образования. Выявляется роль жанра в процессе повышения конкурентоспособности национального музыкального рынка, его значение в области композиторской музыки и роли в процессе популяризации культуры Китая. Отмечается ключевое значение первых китайских музыкантов, заложивших основы современной стратегии развития музыкального образования и вместе с тем песенных жанров. В XX в. художественная песня вышла на новый уровень развития, обусловленный представленной китайским композиторам свободой творческих ориентиров. Вхождение жанра в контекст современной массовой музыкальной культуры обеспечило художественной песне актуальность и конкурентную способность среди других песенных жанров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GENRE OF CHINESE ART SONG AND ITS INFLUENCE ON THE DEVELOPMENT OF MODERN MUSICAL CULTURE

This article examines the versatile development of contemporary Chinese art song and their role in the country's modern mass music culture. It examines the historical evolution of the genre, analyzes the diversity of styles and compositional solutions, as well as the features of regional varieties, and verbal and musical texts in the context of the influence of elements of Western European tradition on them. The influence of art songs on the diverse development of modern Chinese musical art and education is examined in detail. The role of the genre in the process of enhancing the competitiveness of the national music market, its significance in the field of composer music, and its role in the process of popularizing Chinese culture are revealed. The article points out the key importance of early Chinese musicians who laid the foundations for the modern strategy of music education and, at the same time, song genres. It is revealed that in the XX century art song has reached a new level of development due to the freedom of creative guidelines presented to Chinese composers. At the same time, it is noted that the genre has entered the context of modern mass music culture, which ensured the relevance and competitiveness of art songs among other song genres.

Текст научной работы на тему «ЖАНР КИТАЙСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПЕСНИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Вестник музыкальной науки. 2024. Т. 12, № 2. C. 123-129 ISSN 2308-1031

Journal of Musical Science, 2024, vol. 12, no. 2, pp. 123-129 ISSN 2308-1031

© Шао Минян, Петрова, А.М., 2024 УДК 78.03

DOI: 10.24412/2308-1031-2024-2-123-129

ЖАНР КИТАЙСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПЕСНИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Шао Минян1, А.М. Петрова1

1 Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки, Новосибирск, 630099, Российская Федерация

Аннотация. Рассматривается разностороннее развитие современной китайской художественной песни и ее роль в массовой музыкальной культуре страны. Изучается историческая эволюция жанра, анализируется разнообразие стилей и композиторских решений, а также особенности региональных разновидностей, вербальный и музыкальный тексты в контексте влияния на них элементов западноевропейской традиции. Подробно иследуется влияние художественной песни на разностороннее развитие китайского музыкального искусства и образования. Выявляется роль жанра в процессе повышения конкурентоспособности национального музыкального рынка, его значение в области композиторской музыки и роли в процессе популяризации культуры Китая. Отмечается ключевое значение первых китайских музыкантов, заложивших основы современной стратегии развития музыкального образования и вместе с тем песенных жанров. В XX в. художественная песня вышла на новый уровень развития, обусловленный представленной китайским композиторам свободой творческих ориентиров. Вхождение жанра в контекст современной массовой музыкальной культуры обеспечило художественной песне актуальность и конкурентную способность среди других песенных жанров.

Ключевые слова: современная китайская художественная песня, плюралистическое развитие, стилистическое разнообразие, музыкальная индустрия, межкультурные контакты Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Шао Минян, Петрова А.М. Жанр китайской художественной песни и его влияние на развитие современной музыкальной культуры // Вестник музыкальной науки. 2024. Т. 12, № 2. С. 123-129. DOI: 10.24412/2308-1031-2024-2-123-129.

THE GENRE OF CHINESE ART SONG AND ITS INFLUENCE ON THE DEVELOPMENT OF MODERN MUSICAL CULTURE

Shao Minyan1, A.M. Petrova1

1 M.I. Glinka Novosibirsk State Conservatory, Novosibirsk, 630099, Russian Federation

Abstract. This article examines the versatile development of contemporary Chinese art song and their role in the country's modern mass music culture. It examines the historical evolution of the genre, analyzes the diversity of styles and compositional solutions, as well as the features of regional varieties, and verbal and musical texts in the context of the influence of elements of Western European tradition on them. The influence of art songs on the diverse development of modern Chinese musical art and education is examined in detail. The role of the genre in the process of enhancing the competitiveness of the national music market, its significance in the field of composer music, and its role in the process of popularizing Chinese culture are revealed. The article points out the key importance of early Chinese musicians who laid the foundations for the modern strategy of music education and, at the same time, song genres. It is revealed that in the XX century art song has reached a new level of development due to the freedom of creative guidelines presented to Chinese composers. At the same time, it is noted that the

genre has entered the context of modern mass music culture, which ensured the relevance and competitiveness of art songs among other song genres.

Keywords: contemporary art song, pluralistic development, stylistic diversity, music industry, cross-cultural contacts

Conflict of interest. The authors declare the absence of conflict of interests.

For citation: Shao Minyan, Petrova, A.M. (2024), "The genre of Chinese art song and its influence on the development of modern musical culture", Journal of Musical Science, vol. 12, no. 2, pp. 123-129. DOI: 10.24412/23081031-2024-2-123-129.

Под художественной песней в китайском музыкознании понимается вокальная форма, сложившаяся в эпоху романтизма в европейской музыкальной культуре (преимущественно, Германия и Австрия) XIX в. (Шао Минян, 2023, с. 26). В данном случае речь идет о различии понятийного аппарата: в китайском музыкознании любая песня, имеющая авторство и написанная в западноевропейских традициях, отличается высокой художественной ценностью, развитым мелодическим компонентом, лирической экспрессией и эмоциональностью. И в этом ее отличие от народной песни (по классификации в китайском музыкознании) - более простой по содержанию и средствам музыкальной выразительности.

Ду Пэн определяет художественную песню как «вокальную композицию для одного голоса с фортепиано. Очень часто она является музыкальным оформлением какого-нибудь стихотворения» (2023, с. 104). В настоящей статье авторов будет интересовать история и значение жанра художественной песни, которая по классификации вышеобозначенного исследователя относится к первой категории -сочинения китайских композиторов, получивших профессиональное образование на Западе (к примеру, Сяо Юмэй, Чжао Юаньжэнь, Цинчжуо и Хуан Цзы).

Изучению китайских художественных песен посвятили свои работы многие молодые китайские музыковеды. Ввиду многогранности самой проблематики исследование данного жанра протекает по

различным направлениям, концентрируется на отдельной проблемной области. Однако история становления и развития жанра всегда является тем неотъемлемым контекстом, к которому обращаются все исследователи1.

Развитие художественной песни в Китае происходило под влиянием западноевропейской камерно-вокальной традиции. Жанр возник в Китае как отдельная ветвь вокальной музыки в 1920-х гг. в результате культурной рефлексии на политические, экономические и социальные изменения в жизни страны. Таким образом, история развития жанра китайской художественной песни составляет более 100 лет. Цель статьи - выявление особенностей развития жанра китайской художественной песни, видов ее стилистики и их роли в развитии современной китайской музыкальной индустрии. В основу методологии легли выработанные в российском и китайском музыкознании методы и подходы исследования.

В начале XX в., с приобщением к зарубежной (в первую очередь, западноевропейской) музыкальной культуре талантливые молодые люди - Сяо Юмэй2 (Ш^ Ш), Ли Шутун3 и др., отправи-

лись в Японию для изучения зарубежных концепций музыкального образования, и по возвращению на Родину сосредоточились на разработке концепции реформирования устаревших к тому времени форм музыкальной практики, а именно, созданию нового типа песни, известной как «школьная песня»4. Наиболее известными авторами, работавшими в данном

жанре, являются Ли Шутун и

Шэнь Синьгун (/Л'^1)5. Тематика их песен была богата и разнообразна: они не только отражали духовные чаяния людей того времени, но и пропагандировали идею независимости, воспитывали дух патриотизма. Именно в творчестве этих музыкантов была заложена основа для развития китайской художественной песни. Тексты большинства песен являются переводами с других языков - японского или английского, музыкальный текст записывали с помощью цифровой нотации6. Цзэн Цян делает важное замечание по поводу вокальных сочинений, написанных для исполнения детьми: «В данных школах новые песни пишутся посредством заполнения старых мелодий новыми словами. Количество мелодий, написанных самим автором, очень мало. Данный феномен связывают с тем, что в прошлом в Китае было принято составлять подобные песенные произведения. Готовые мелодии подбирали под различные тексты песен и поэзию» (2021, с. 400).

Параллельно с развитием жанра «школьной песни» и постепенным проникновением в Китай зарубежных композиторских техник отмечается стремление к научной рефлексии и осмыслению исторических процессов в рамках развития китайской национальной академической и народной музыки. Китайские музыканты начали проводить систематические исследования во многих областях национальной музыкальной культуры, среди которых особое место занимала китайская художественная песня. При этом развитие данного жанра в этот период (начало ХХ в.) находилось в зачаточном состоянии.

В 1920 г. музыкант Цин Чжу создал один из самых ранних образцов современной художественной песни. Текст был позаимствован из знаменитого произведения китайского поэта Су Ши «Великая река идет на Восток»8. В ком-

позиционном плане здесь использованы передовые (для китайской музыкальной культуры того времени) зарубежные композиционные приемы. В частности, в песне сочетаются стиль бельканто и речитатив, в фактуре используется чередования арпеджированных звучаний и аккордовой фактуры9. Песня «Великая река идет на Восток» Цин Чжу является первым удачным опытом сочетания национальной китайской и западноевропейской музыкальных традиций, что сделало ее знаковым произведением.

К началу 1940-х гг. художественные песни прошлых десятилетий уже не могли отвечать тем процессам, что происходили в китайском обществе. Однако именно в 1940-е гг. в художественном песенном творчестве появились новые стилистические направления и темы. После победы в антияпонской войне10 жителям страны потребовалось больше культурной продукции для удовлетворения растущих духовных потребностей (Юань Цяочу, 2022, с. 43). Поэтому большинство художественных песен того времени представляли собой лирические произведения, в которых подчеркивались личные переживания композитора.

Музыкальный стиль отличался единством стилистики. Постепенно увеличивалось количество песен с сильным эмоциональным посылом - «С момента вашего отъезда» Тан Сяолинь (ЩФМ)11 (1945). Гармония, аккомпанемент, фактура стали более богатыми, а композиторское мастерство национальных авторов значительно выросло по сравнению с предыдущим периодом. Народная песня выступила для молодых национальных авторов основой для создания собственных художественных песен, что придавало последним мощный национальный импульс.

В период с 1966 по 1976-е гг., во время Культурной революции, песенное творчество прошло три этапа: ранний - пес-

ни с цитатами Мао Цзэдуна в качестве текста, средний - запрет на создание художественных песен и поздний - новый виток интереса национальных авторов к жанру. В предисловии к собранию сочинений Хуан Цзы12 есть ссылка на слова композитора: «Искусство эпохи показывает жизнь эпохи» (Юань Цяочу, 2022, с. 43). Песни, написанные в период Культурной революции, в большей или меньшей степени отражали атмосферу того времени: особенности общественной жизни, социальные настроения, идеологию. К ранним шедеврам относятся «Я стою на страже великой Родины» Ш^ШШЙК) Чжао Бан (1972) и «Солнце партии освещает Родину» ШЖШИ) Ян Чжичжун (1974).

Поскольку песни этого периода создавались в особых социально-политических и культурных условиях13, их отличает эмоциональный тон высказывания. Сочинение песен на другие темы в этот период было ограничено и находилось под строгим контролем со стороны государства. Однако музыканты отваживались на смелые шаги в области композиции, например, «Возвращение в Яньань» (Ж^)14 Янке15 (1975).

В 1980-е гг. (после 1976 г.), в период «реформ и открытости», композиторы получили свободу и стали сочинять музыку, обращаясь к разнообразным музыкальным концепциям и композиционным приемам. Среди сочинений этого периода есть те, в которых авторы экспериментировали со стилем, а также обращались к современным композиторским приемам. Например, «На полях надежды» Ши Гуаннаня (1981). Есть и композиторы, продолжающие следовать традиции, например, «Весенний рассвет» (ШШ) Ли Инхая (1987). В этот период большое значение придавалось развитию жанра художественной песни, проводились всевозможные 126

тематические конкурсы16, подготовившие ряд известных музыкантов.

В начале XXI в. китайская художественная песня, продолжая сохранять свои национальные традиции, вобрала в себя элементы других музыкальных культур, значительно расширив ареал заимствований. Развитие шло по двум направлениям: с одной стороны, композиторы (такие как Чжан Жуй, Ху Тинцзян и др.) комбинировали элементы традиционной китайской и инонациональных музыкальных культур, с другой - обращались к новым (для китайской музыкальной культуры) приемам и композиторским техникам, порой в форме весьма причудливых сочетаний (сочинения Сюй Пэйдун, Луань Кай и др.). Стилистическое разнообразие современной китайской художественной песни - одна из важных ее особенностей. Причиной тому явился ряд исторических, географических и социально-культурных факторов, а также значительное влияние западноевропейской традиции.

В художественных песнях во многом сохранились национальные черты китайской музыкальной традиции. Национальный стиль отражается и в вербальном, и в музыкальном текстах (Чжао Нань, 2016, с. 207). В качестве литературной основы, как правило, используются рифмованные стихи современных и древних китайских поэтов. Рифма подчеркивает ритмичность текста, способствует согласованности мелодии и текста. В музыкальном тексте китайские художественные песни включают в себя традиционные китайские музыкальные элементы. Например, в сочинении Лю Цин17 (2013). «Песня народа юэ» (ЙА^) присутствует китайская пентатоническая модуляция, что придает мелодии ярко выраженный национальный колорит. Такие композиторы, как Лю Цин, Сяо Юмэй, Чжао Юаньжэнь, Хуан Цзы, довольно часто обращались к китайской пентатонике. Именно это определило гармони-

ческую драматургию китайских художественных песен - она подчинена логике пентатонических ладов. Аккомпанемент художественных песен призван передать уникальную ритмическую и метрическую красоту китайской поэзии.

Современные художественные песни во многом способствуют развитию массовой музыкальной культуры. Во-первых, они дают больше возможностей для выхода на музыкальную эстраду, широкий спектр музыкальных и поэтических жанров таких, как этнические стили, древние поэмы, экспериментальная музыка и т.д., позволяет слушателям разного возраста, происхождения и интересов найти собственные музыкальные предпочтения. Это расширяет слушательскую аудиторию и удовлетворяют потребности различных слоев общества.

Обогащение композиторских приемов содействует развитию инноваций в музыкальной массовой культуре страны. В современной художественной песне композиторы широко используют различные элементы народной, западной классической и современной китайской музыки. Интеграция национальных особенностей вызывает непрерывное развитие национальной культуры и популяризацию музыкального образования.

Являясь богатым ресурсом для создания учебных материалов, песни охватывают широкий спектр стилей и композиторских приемов, что делает учебные материалы для музыкального образования более разнообразными. Преподаватели могут выбирать различные виды песен в зависимости от интересов и потребностей учащихся, что активизирует их познавательный интерес, развивает эстетический вкус и слуховые навыки. Кроме того, использование современного песенного материала в музыкальном образовании улучшает качество преподавания. Преподаватели могут использовать эти произведения для практического обу-

чения, чтобы студенты могли овладеть музыкальными знаниями и навыками.

Развитие современной художественной песни сыграло важную роль в повышении конкурентоспособности музыкального рынка Китая. Эти песни обогатили жанры и стили, предоставив больше возможностей для выбора различным слушательским аудиториям. Развитие мультикультурализма в китайской массовой музыкальной культуре подтолкнуло авторов к экспериментам с новыми композиционными техниками, чтобы удовлетворить самые разные запросы аудитории.

Атмосфера музыкального творчества побуждает все большее число музыкантов к активному участию в создании музыки, что приводит к активизации цепочки музыкальной индустрии. На этом фоне конкуренция за музыкальные произведения становится все более жесткой. В силу особенностей экономического и социально-политического развития Китая, песня, как продукт композиторской деятельности, воспринимается в двух ипостасях: художественный объект и коммерческий продукт. В результате, композиторская работа в современном Китае всегда направлена на конкретную аудиторию, которая и определяет параметры и границы художественного творчества современных авторов.

Для того чтобы выделиться на рынке, авторам необходимо не только сохранять инновационный подход, но и повышать качество своих произведений. Конкурентная среда положительно влияет на уровень конкурентоспособности музыкальной индустрии в целом. Тенденция к интернационализации китайской художественной песни предоставила отечественным музыкантам более широкое пространство для развития. У них появилась возможность продемонстрировать свои таланты на мировой сцене и совместно с зарубежными музыканта-

ми создавать произведения, отвечающие запросам слушателей по всему миру.

Подводя итог, можно сказать, что жанр китайской художественной песни за свою столетнюю историю пережил этапы непрерывных поисков и развития: начиная с обращения к древним стихам и заканчивая современными художественными тенденциями, которые постоянно переплетались и обновлялись, демонстрируя уникальный художественный стиль. Китайские художественные песни обладают глубоким историческим и культурным наследием и продолжают расширяться и обновляться в плане художественных форм, способов выражения и содержания. Это важная часть китайской музы-

кальной культуры и одно из проявлений китайской «мягкой силы» в области культуры.

Художественные песни способствуют разностороннему развитию художественной культуры, популяризации и совершенствованию образования, повышают конкурентоспособность музыкального рынка, служат источником и стимулом для инноваций в области искусства, а также международного культурного сотрудничества. В будущем китайские художественные песни будут сохранять свой уникальный национальный стиль, смешиваться с музыкальными культурами мира и продвигать искусство Китая вперед.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Здесь следует назвать имена таких исследователей, как Ван Кэсинь, Сюэ Хуан, Ван Даян, Луан Кай и мн. др.

2 Сяо Юмэй (1884-1940) - первый в Китае доктор музыкальных наук, музыкант, педагог, основатель Шанхайской консерватории.

3 Ли Шутун (1980-1942) - основатель китайской школьной песни музыкант, художник и педагог.

4 Школьные песни - это ряд сочинений песенного жанра, созданный в начале XX в. для музыкальных программ школ нового типа. Мелодии в основном заимствованы из Японии, Европы и Америки и представлены в аранжировке китайскими авторами. К рассмотрению особенностей данного жанра обращались многие видные исследователи как в Китае, так и в России. Среди наиболее современных трудов статьи Пан Ифэй (2018), Пан Ин Хуэхай (2018), Чжао Жунжун (2020), Сюй Кайхуа (2023).

Известный китайский философ, историк, философ, ученый, литератор, государственный и общественный деятель, один из лидеров либерального реформаторского движения в Китае Лян Цичао (1873-1929) выдвинул и развил идею о восстановлении китайской традиции посредством соединения стихов и музыки с учетом западноевропейских достижений в области вокальной культуры. Новый для китайцев музыкальный опыт начинал активно осмысливаться населением. Существенную роль в этом процессе сыграла специфическая разновидность песенного жанра, созданного специально для практического освоения песенной формы западного типа, которую в Китае назвали сюэтан юйгэ что в переводе с означает «школьная

песня».

5 Шэнь Синьгун (1870-1947) - уроженец Шанхая (Китай), музыкант и педагог. Был инициатором и лидером движения «школьные песни», известен как «отец» данного жанра.

6 Система музыкальной нотации, используемая в Китае и, в некоторой степени в Японии, Индонезии, восходит к системе, разработанной Пьером Галеном, известной как метод Галена-Пари-Шеве.

7 Цин Чжу (1893-1959), ранее известный как Ляо Шанго. Окончил аспирантуру Берлинского университета в 1920 г. Был профессором Шанхайской консерватории музыки, занимался композицией и эстетикой.

8 Стихотворение Су Ши, китайского лирика эпохи династии Сун, в котором через описание пейзажа под лунным светом передается восхищение героями, сражавшимся на поле боя. Неявно выражена печаль автора о том, что ему не удалось достичь успеха в жизни.

9 Данные приемы призваны отразить своеобразное содержание сочинения: сожаление о том, что талант автора не был раскрыт полностью, сочетающееся с сильным чувством патриотизма.

10 Японо-китайская война, длившаяся с 1937 по 1945 гг.

11 Тан Сяолинь (1911-1948) - китайский композитор и исполнитель на пипе. Учился у Хуан Цзы и П. Хиндемита.

12 Хуан Цзы (1904-1938) - китайский композитор и музыкальный педагог, считающийся отцом китайской художественной песни.

13 Культурная революция - серия социально-политических преобразований, проходивших в период с 1966 по 1976 г. в Китае, Культурная революция привела не только к широкомасштабным репрессиям против партийной оппозиции, но

и к попытке ликвидации религии и духовенства, гонениям на интеллигенцию.

14 Содержание этой песни связано с чувствами автора по поводу гонений на его коллег-музыкантов во время Культурной революции. В песне автор выразил свои печаль и гнев.

ЛИТЕРАТУРА

Ду Пэн. Состояние и развитие художественной песни в современной китайской культуре // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2023. № 2. С. 103-109.

Цзэн Цян. Развитие китайского искусства песни в начале 20 века // Научные исследования и инновации. 2021. № 4. С. 399-402.

2016^. 1Ж

207 (Чжао Нань. Экспериментальное обсуждение стилистических особенностей современных китайских художественных песен // Северная музыка. 2016. № 1. С. 207).

fiffi. ЖЙШ^. 2023^. 9Ж 26-28 (Шао Минян. Анализ эмоциональной выразительности художественной песни «Eulogy» // Мир комедии. 2023. № 9. С. 26-28).

тшш. Фяшжгждшиш^ю®.

2022^. 15Ж 43-45 (Юань Цяочу. Ход трансформации современных китайских художественных песен // Индустрия культуры. 2022. № 15. С. 43-45).

15 Янке - китайский композитор, бывший директор Ассоциации китайских музыкантов.

16 Например, конкурсы китайской художественной песни, проводимые в 1980-х гг.

17 Лю Цин - китайский композитор, автор около 1000 музыкальных произведений.

REFERENCES

Du Pen (2023), "The state and development of artistic song in modern Chinese culture", Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts], no. 2, pp. 103-109. (in Russ.)

Shao Ming Yang (2023), "Yi shu ge qu "lei ci" de qing gan biao da yu yan chang fen xl [Emotional expression and singing analysis of the art song "Eulogy"], Xiju shi jie [Comedy world], no. 9, pp. 26-28. (in Chinese).

Tszen Tsyan (2021), "The development of Chinese song art in the early 20th century", Nauchnye issledovaniya i innovatsii [Research and innovation], no. 4, pp. 399-402. (in Russ.)

Yuan Qiao Chu (2022), Zhong guo jin xian dai yi shu ge qu de yan bian li cheng [Transformation progress of contemporary Chinese art songs], Wen hua chan ye [Cultural industry], no. 15, pp. 43-45. (in Chinese)

Zhao Nan (2016), Shi lun zhong guo jin xian dai yi shu ge qu feng ge te dian [Experimental discussion of the stylistic features of modern Chinese art songs], Bei fangyin le [Northern music]. no. 1, p. 207. (in Chinese)

Сведения об авторах

Шао Минян, студент II курса магистратуры Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки

Петрова Анастасия Михайловна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры этномузыкозна-ния Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки

Authors Information

Shao Minyan, 2nd year graduate student of the M.I. Glinka Novosibirsk State Conservatory Anastasia M. Petrova, Cand. Sc. (Art Criticism), Docent of the Department of Ethnomusicology at the M.I. Glinka Novosibirsk State Conservatory

Поступила в редакцию 16.12.2023 После доработки 21.05.2024 Принята к публикации 22.05.2024

Received 16.12.2023 Revised 21.05.2024 Accepted for publication 22.05.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.