УДК 785.6
Айгалкаева Ботагоз Багдадовна Aigalkayeva Botagoz Bagdadovna
доцент assistant professor
Казахская национальная консерватория имени Курмангазы Kazakh national conservatory named after Kurmangazy
ЖАНР ФОРТЕПИАННОГО КОНЦЕРТА В КАЗАХСТАНСКОЙ КОМПОЗИТОРСКОЙ ШКОЛЕ
THE GENRE OF THE PIANO CONCERT AT THE KAZAKH SCHOOL OF
COMPOSITION
Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию жанра фортепианного концерта в казахстанской композиторской школе, который является одним из самых востребованных в исполнительской практике. Он представлен в творческих биографиях композиторов как: Е. Брусиловский, А. Бычков, Г. Жубанова, А. Исакова, Н. Мендыгалиев, С. Ромашенко, Т. Кажгалиев, А. Серкебаев, Б. Баяхунов, Е. Еркимбеков, Г. Узенбаева, А. Сагатов и других. В условиях жанра композиторам удалось наиболее ярко отразить свой авторский метод композиции, при этом сохраняя особенности казахских национальных истоков.
Abstract: This article is devoted to the study of the genre of piano concerto in the Kazakh school of composition, which is one of the most popular in performing practice. He is represented in the creative biographies of composers such as: E. Brusilovsky, A. Bychkov, G. Zhubanova, A. Isakov, N. Mendygaliev, S. Romashenko, T. Kazhaliev, A. Serkebayev, B. Bayakhunov, E. Yerkimbekov, G. Uzenbayeva, A. Sagatov and others. Under the conditions of genres, the composers managed to most vividly reflect their author's method of composition, while preserving the features of the Kazakh national origins.
Ключевые слова: жанровая особенность, жанровая классификация, фортепианный концерт, казахстанская музыкальная культура.
Key words: genre feature, genre classification, piano concerto, Kazakh musical culture.
Формирование казахстанской музыкальной культуры в том виде, в котором она представлена на сегодняшний день, произошло в прошлом столетии. Важно подчеркнуть, что вся композиторская школа нашей страны академической модели была сформирована именно в XX столетии. К этому периоду причислены все достижения музыкальной культуры и образования, на основе которых на сегодняшний день развивается музыкальное искусство Казахстана. Так, исследователь В. Недлина отмечает: «На современном этапе казахстанская музыка представляет собой сосуществующие в одновременности и взаимодействующие друг с другом сферы, фактически - две музыкально-культурные традиции: этническую и национально-универсальную, которая развивалась по модели европейского академического музыкального искусства с ориентацией на преломление характерных черт традиционной музыки» [1, с. 23].
В целом, академическая музыкальная культура Казахстана на всех этапах своего развития была представлена в виде взаимодействия двух культурных кодов - этнического национального и академического привнесенного. Это нашло всестороннее проявление в казахстанской композиторской школе. Исследователь У. Джумакова относительно этих процессов пишет: «<...> традиции европейского музыкально-театрального спектакля были положены в 1930-е годы в основу жанра казахской оперы и казахского балета. В последующем эти жанры развивались на основе взаимодействия внутренних жанровых традиций оперного и балетного искусства. Расширение взаимодействия за счет внутреннего многообразия жанров характерно было также для национальной традиции. <...> Определилось различное значение фольклорных и народно-профессиональных традиций при взаимодействии с традициями оперной драматургии» [2, с. 77].
В соответствии с этими процессами кристаллизация фортепианной музыки в Казахстане произошла именно в XX столетии. Это было связано с
активной деятельностью представителей разных поколений казахстанской композиторской школы. Жанровая картина в казахстанской фортепианной музыке достаточно широка и многообразна. Ее составляют миниатюры, прелюдии, вариации, транскрипции, ансамбли, концерты и так далее.
Одним из основных на всех этапах развития фортепианного искусства является фортепианная миниатюра. Именно этот жанр можно встретить в творческих биографиях практически всех представителей казахстанской композиторской школы. Лаконичность формы и ясная структурная организация выдвигают этот жанр на передний план. Вместе с этим, он является одним из центральных в творчестве композиторов первого поколения, так как именно в его условиях удавалось цитировать или частично перекладывать казахский фольклор в условиях академических форм и жанров. То есть, можно говорить о том, что первые образцы фортепианных миниатюр были не просто изложены в лаконичном виде, посредством них происходило полноценное знакомство с новым типом культуры.
В рамках избранной нами проблематики важно отметить, что кристаллизация жанра фортепианного концерта происходила постепенно. До них в композиторской практике присутствовали миниатюры концертного и виртуозного характера. Подобные примеры мы можем обнаружить в творчестве Е. Брусиловского, Г. Жубановой, Н. Мендыгалиева, Б. Баяхунова, Т. Кажгалиева, А. Серкебаева и других.
В целом, активизация процессов, связанных с формированием виртуозного репертуара в творчестве казахстанских композиторов, как мы видим, приходится на вторую половину прошлого столетия. Это связано с активной творческой деятельностью композиторов второго и третьего поколения (классификация У. Джумаковой). Так, например, исследователи Ж. Абдалимова и Д. Мергалиев в этой связи отмечают большую заслугу Н. Мендыгалиева, которого называют «одним из создателей казахской
национальной фортепианной фактуры» [2, с. 105]. И действительно, именно в его фортепианной поэме «Легенда о домбре» (1964 г.) передана основной принцип домбрового исполнительства - репетиционное изложение. Так, эта пьеса и по сей день составляет репертуар казахстанских пианистов и даже является сочинением, которое репрезентирует нашу фортепианную культуру за рубежом.
Наше исследование мы планируем полноценно посвятить жанру фортепианного концерта в творчестве композиторов Казахстана. Нам известно, что в 2008 году была защищена диссертация кандидата искусствоведения Нусуповой А.С. на тему «Жанр фортепианного концерта в творчестве композиторов Казахстана». По этой причине мы планируем расширить контекст, сделав основной упор на исполнительскую и интерпретационную проблематику данного жанра.
Так, жанр фортепианного концерта один из самых востребованных в исполнительской практике. Он представлен в творческих биографиях следующих композиторов - Е. Брусиловский, А. Бычков, Г. Жубанова, А. Исакова, Н. Мендыгалиев, С. Ромашенко, Т. Кажгалиев, А. Серкебаев, Б. Баяхунов, Е. Еркимбеков, Г. Узенбаева, А. Сагатов и других. В условиях жанра композиторам удалось наиболее ярко отразить свой авторский метод композиции, при этом сохраняя особенности казахских национальных истоков.
Важно подчеркнуть основную идею А. Нусуповой относительно стилистических принципов жанра фортепианного концерта, которые определены особенностями развития симфонической музыки. Отражены они в первую очередь в средствах музыкальной выразительности. Исследователь подчеркивает: «Своеобразие достигается через углубление идеи солирования, свойственной самому жанру, за счет особенностей, присущих традиционному сольному музицированию - как вокальному, так и инструментальному (виртуозность, принципы импровизации, соревновательность и др.) [3, с. 8].
Очень показательно, что в этих условиях удалость полноценно передать национальную образность и даже саму эстетику традиционного казахского мышления.
Возникновение жанра фортепианного концерта приходится на 40-е годы XX века. Первый концерт для фортепиано можно найти в творчестве Е. Брусиловского, который был создан в 1948 году. В данном контексте можно подчеркнуть, что он в принципе является первым примером жанра для всего центрально-азиатского региона. В целом, исследователи отмечают, что он характеризуется традициями русского виртуозного концерта. Однако, вместе с этим очень интересно в нем наблюдаются процессы поиска новых красок и тембров, заложенных в музыкальном инструменте. В целом, возникновение данного жанра в этот период было достаточно закономерным, так как, как композиторы, так и исполнители, к этому периоду были вполне готовы к знакомству с этим жанром.
Относительно последнего тезиса можно отметить следующее. Формирование новой талантливой плеяды пианистов-исполнителей было связано с тем, что именно в 40-е годы, а если быть точнее в 1944-м году, в Казахстане открыло свои двери первое музыкальное высшее учебное заведение - Алма-Атинская государственная консерватория имени Курмангазы.
В целом, исследователь А. Нусупова классифицирует фортепианные концерты композиторов Казахстана следующим образом:
1. Произведения академического направления;
2. Концерты, в которых проявлена усложненность гармоний и фактуры при сохранении принципов классической системы;
3. Сочинения, отличительной чертой которых является сочетание элементов и структур различных систем и стилей (в том числе и ХХ века).
Эти три типологических ответвления и составляют основу жанра фортепианного концерта в Казахстане. Так, к первому типу причисляются
концерт Е. Брусиловского, а также Первый, Второй и Четвертый концерты Н. Мендыгалиева. Данные произведения характеризуются тем, что они написаны по нормативам классико-ориентированной системы музыкального языка. Основное в них то, что при сохранении принципов академической традиции, тематическая основа заключена в национальной почвенности. Ко второму типу относятся Третий и Пятый концерты Н. Мендыгалиева, концерты С. Еркимбекова и Г. Узенбаевой. Особенность этих произведений проявляется в том, что гармонический и фактурный пласт значительно усложнен, в сравнении с концертами первого типа. Однако при этом сами принципы классической музыкальной системы остаются прежними. В данных произведениях прослеживается в обращении к художественной образности романтических традиций. При этом отмеченная особенность дана в виде общей характерной черты. Важно заметить, что принципиальным в них является обновление интонационного словаря и, собственно, самой музыкальной драматургии, основы которой черпаются в национальных истоках. Интересными моментами в вопросах формообразования в них является то, что структура сонатного аллегро обогащается за счет кюевых форм. К третьему типу причисляются следующие произведения: Второй концерт и Симфония-концерт для фортепиано, струнных и ударных инструментов Т. Кажгалиева, концерты Г. Жубановой, Б. Баяхунова, А. Сагатова. Произведения третьего типа представляются на наш взгляд самыми самобытными. Это связано с тем, что в них авторы отказываются от преследования установленных канонов. В них отражено свободное владение сложными стилистиками и техниками музыкального языка. На первый план здесь выдвигаются идеи, связанные с личностным прочтением композитора, его собственным творческим методом, а также художественно-эстетическими принципами.
Так, на основании целостного видения теоретических закономерностей в жанре фортепианного концерта в творчестве казахстанских композиторов мы
планируем дать полноценное понимание исполнительских и интерпретационных особенностей концертов в собственной магистерской диссертации. Запланированная аналитическая работа может стать важным подспорьем не только для самих пианистов, но и в целом обогатить теоретическую и методическую базу. На основе выбранной темы диссертационного исследования мы планируем обратиться к анализу фортепианных концертов следующих композиторов - Н. Мендыгалиев, Г. Жубанова, Т. Кажгалиев, А. Серкебаев, Г. Узенбаева.
Так, в рамках поставленного объекта исследования обойти стороной имя Н. Мендыгалиева практически невозможно. Автор пяти фортепианных концертов по сути является основоположником данного жанра в композиторской школе Казахстана. Концерт для фортепиано Г. Жубановой отличается широтой симфонического замысла, который инновационно реализован посредством интонационного, гармонического и метроритмического пласта. Во втором фортепианном концерте Т. Кажгалиева прослеживается широкий спектр современных средств композиции, которые были очень характерны для авторского метода композитора, синтезированные с особенностями казахского кюя. В произведении Г. Узенбаевой интерес привлекает сочетание двух жанровых сфер, заключенных в одном концерте (вокальное и инструментальное), определяющее как стилистическую, так и содержательную сторону.
Таким образом, нам известно, что жанр фортепианного концерта в творчестве казахстанских композиторов на сегодняшний день является одним из основных в национальном репертуаре современных исполнителей.
Библиографический список:
1. Досаева А.Ж. Казахская фортепианная музыка. - Алма-Ата, 1991.
2. Акпарова Г.Т. Соната в камерно-инструментальном творчестве композиторов Казахстана: Монография. - Астана: АФ АО «НЦ НТИ», 2013. -219 с.
3. Нусупова А.С. Жанр фортепианного концерта в творчестве композиторов Казахстана: автореф.дис.. канд. искусствоведения: 17.00.02. -Алматы, 2008. - 25 с.
© Б.Б. Айгалкаева