МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСТОКОВЕДЕНИЕ
Калибаева, А.С., 2021 УДК 78.071(1+2)(574) DOI: 10.24412/2308-1031-2021-3-101-109
КОМПОЗИТОР-ИСПОЛНИТЕЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ КАЗАХСТАНА. К ВОПРОСУ УНИВЕРСАЛИЗМА ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
А.С. Калибаева1
1 Казахская национальная консерватория им. Курмангазы, 050000, Алматы, Республика Казахстан
Аннотация. В статье рассматривается проблема универсализма творческой личности композитора-исполнителя, которая редко становится предметом отдельного изучения. На начало XXI в. в разветвленной композиторской традиции Казахстана сложились разные типы творческих личностей: композиторы, ориентированные на национальную культуру, на западный академизм, авторы смешанной направленности. Среди них немало музыкантов, гармонично сочетающих исполнительские, композиторские, педагогические, исследовательские, организаторские, руководительские и другие таланты. В отношении форм творческой деятельности универсализм представляется имманентным свойством музыканта-профессионала в любой этнической традиции, в массовом искусстве, а также в западной музыке до XVIII в. В современных условиях самореализация музыканта в различных качествах снова становится актуальной. Расширяя поле творческого самовыражения, она дает импульс к проявлению новаторского мышления. На основе анализа многогранной деятельности отдельных личностей музыкальной культуры Казахстана становится очевидным, что они развивались за счет разносторонности и гибкости как в личном, так и в профессиональном плане. Совмещение средств художественной выразительности двух традиций (этнической и новоевропейской композиторской) отражает универсализм стиля, присущий практически всем композиторам Казахстана. Многоплановая самореализация (композитор-исполнитель-педагог-исследователь) способствует большей востребованности и успешной карьере музыканта. В зависимости от исторических условий универсализм стиля и творческой самореализации проявлялся по-разному на различных этапах развития национальной композиторской школы.
Ключевые слова: универсализм в творчестве, композиторы Казахстана, композитор-исполнитель, творческая личность.
Конфликт интересов: Автор сообщает об отсутствии конфликта интересов. Для цитирования: Калибаева, А.С. Композитор-исполнитель в современном искусстве Казахстана. К вопросу универсализма творческой личности // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 3. С. 101-109. DOI: 10.24412/2308-1031-2021-3-101-109.
COMPOSER-PERFORMER IN CONTEMPORARY ART OF KAZAKHSTAN. TO THE ISSUE OF THE UNIVERSALISM OF CREATIVE PERSONALITY
A.S. Kalibayeva1
1 Kurmangazy Kazakh National Conservatory, 050000, Almaty, Republic of Kazakhstan
Abstract. The article deals with the problem of the universalism of the composer-performer's creative personality, which rarely becomes the subject of a separate study. At the beginning
of the 21st century, different types of creative personalities have developed in a ramification of Kazakhstan's composer tradition: composers oriented towards national culture, towards Western academicism, and authors of a mixed orientation. Many musicians harmoniously combine performing, composing, teaching, research, organizational, leadership, and other talents. Concerning the forms of creative activity, universalism seems to be an intrinsic property of a professional musician in any ethnic tradition, in mass art, and in Western music until the 18th century. In modern conditions, musician's self-realization in various qualities again becomes relevant. Expanding the field of creative self-expression gives impetus to the manifestation of innovative thinking. Through analysing the multif aceted activities of individual personalities within the Kazakhstan's musical culture, it becomes obvious that they developed due to versatility and flexibility, both personally and professionally. Combined artistic means of two traditions (ethnic and modern westernized composer) reflects the universalism of style. Multidimensional self-realization (composer-performer-teacher) contributes to greater demand and a successful career as a musician. Depending on historical conditions, the universalism of style and creative self-realization manifested itself in different ways at different development stages of the national composition school.
Keywords: universalism in creativity, composers of Kazakhstan, composer-performer, creative personality.
Conflict of interest: The author declares the absence of conflict of interest. For citation: Kalibayeva, A.S. (2021), "Composer-performer in contemporary art of Kazakhstan. To the issue of the universalism of creative personality", Journal of Musical Science, vol. 9, no. 3, pp. 101-109. DOI: 10.24412/2308-1031-2021-3-101-109.
Феномен совмещения разных видов творческой деятельности не нов и имеет глубокие корни. Композитор-исполнитель - один из самых распространенных типов музыкальной деятельности. Существует немало исследований творчества выдающихся создателей и исполнителей прошлого таких, как И.С. Бах, В.А. Моцарт, Л. ван Бетховен, Й. Брамс, Ф. Лист, Ф. Шопен, Р. Шуман, А. Рубинштейн, С. Танеев, А. Скрябин, Г. Малер, К. Дебюсси, С. Рахманинов, С. Прокофьев, Д. Шостакович и мн. др.1 Однако проблема универсализма творчества, совмещения сочинительства и исполнительства, а также исследовательской, педагогической и организаторской деятельности композиторов мало изучена2.
Исполнительское и композиторское начала взаимодополняют и обогащают друг друга. В этой связи пианист и композитор Л.Н. Оборин отмечал, что «композиция будит в исполнителе особые
творческие силы. Во всяком случае, в большей мере способствует их пробуждению» (1977, с. 86). Вторил ему и Г.Г. Нейгауз, подчеркивая, что «занимающийся композицией куда лучше разбирается во всем "музыкальном хозяйстве" и поэтому лучше играет, чем только исполнитель» (1975, с. 154).
Одной из ключевых для нас является категория «универсализма», подразумевающая «всесторонность, многосторонность, всеохватывающее знание» (Ожегов С., 1997, с. 574). В контексте нашего исследования универсализм трактуется как проявление широты и многогранности таланта композитора, множественности и культурной объемности его творческих интересов и устремлений. Универсализм музыканта коренится в природе художественной деятельности. Целостное понимание этого феномена связано с широким кругом проблем из таких областей, как музыкальный профессионализм (устных традиций
и письменный), творческий процесс музыканта, психология и социология музыки.
Нередкий для казахстанских композиторов универсализм творческой личности обусловлен не только традициями западной культуры, в которой встречается совмещение видов музыкальной деятельности, но и национальными ценностями с их спецификой этнического мышления, глубокой связью с устными профессиональными традициями, для которых типичен синкретизм творчества. Характеризуя данное явление, Н.Г. Шахназарова пишет: «Определение "исполнитель" сюда вообще не подходит, - здесь не просто наличествует творческое начало, неизбежно сопутствующее искусству любого исполнителя европейской музыки, а происходит сотворение-создание произведения... Исполнительский и композиторский аспекты слиты в едином акте» (1982, с. 40).
При переходе к новому типу профессионализма - письменному -отмечается тенденция дифференциации музыкантов на исполнителей-интерпретаторов и исполнителей-творцов, поскольку письменная традиция предполагает отчуждение текста от автора, позволяющее достаточно точное воспроизведение композиторского замысла исполнителями по нотам. Однако появление письменного композиторского творчества не стало поводом к принципиальному отказу от тех методов создания музыки, ее слухового восприятия, передачи мастерства, которые были присущи устным традициям. Долгое время в западной культуре, композиторская деятельность включала обяза-
тельное владение навыками игры на одном или нескольких музыкальных инструментах, а также компетенциями капельмейстера или драматурга. М.А. Сапонов подчеркивает, что генетическая связь композиторского профессионализма с искусством так называемых «жон-глеров»3 прослеживается вплоть до нашего времени и проявляется, в том числе в сохранении реликтов устного профессионализма в западной традиции (2004). Проводя аналогии с традициями менестрелей, отметим, что многие современные композиторы успешно самореализуются в нескольких сферах музыкальной деятельности, совмещая в одном лице функции создателя и исполнителя музыки.
Универсализм личности в пространстве казахской культуры -явление, скорее, закономерное, чем уникальное. Специфику синкретической деятельности исполнителя-творца в русле профессионализма устной традиции изучает С.А. Елеманова, отмечающая роль творческого начала в сохранении и передаче бытующего исключительно изустно художественного текста (2000, с. 62). В традиционной культуре творческая деятельность многих музыкантов XIX - начала XX вв. протекала в условиях устных традиций, вплоть до 1930-х гг. казахские музыканты не осваивали нотную грамоту. В отношении создания музыки в традиционной культуре, А.И. Мухамбетова отмечает, что «вне исполнительства невозможно композиторское творчество» (2002, с. 366).
Музыкальная культура Казахстана представляет существенный интерес в свете данной тематики,
поскольку историческая ситуация последнего столетия поднимает ряд проблем в сфере универсализма. За достаточно короткий период в Казахстане так же, как и в других национальных культурах Востока, произошел переход от устного профессионализма к письменному. Процесс становления и развития молодых национальных композиторских школ (МНКШ), по словам М.Н. Дрожжиной, характеризовался «интенсивным (ускоренным) усвоением средств, методов и форм, которые в европейской музыке складывались на протяжении столетий» (2005, с. 85).
Современные музыканты в различной степени продолжают обе традиции: этническую-казахскую и казахскую-новоевропейскую. Как отмечает У.Р. Джумакова, «сочинители кюев и песен сблизились по свойствам творчества с европейским типом композитора... произошло стирание границ между видами творчества. Носители традиционных видов "переходили" в иной тип творчества» (2003, с. 44). Таким образом, в современных условиях важным аспектом универсализма становится одновременное владение комплексом средств художественной выразительности обеих традиций (национальной и новоевропейской). Сложившаяся ситуация ставит ряд вопросов. Существует ли связь между синкретизмом творческой деятельности в устных традициях и современным композиторским универсализмом? В чем проявляется преемственность с новоевропейской композиторской и этнической традициями? Находит ли многогранность самореализации отражение в авторском стиле компо-зиторов-исполнителей?4
Для разных поколений казахстанских композиторов, смену которых отмечает У.Р. Джумакова (2003), универсализм творчества проявлялся по-разному. Проследим закономерности совмещения творческой деятельности наиболее ярких композиторов и исполнителей, начиная с 1920-х гг. и до современности.
Становление казахской профессиональной музыкальной культуры на начальном этапе было непосредственно связано с поисками индивидуального стиля на путях интеграции композиторского искусства с народной музыкальной культурой. Первый период (1920-1940) ознаменован освоением системы музыкально-выразительных средств, основных типов, жанров и форм, сформировавшихся в условиях русской, западноевропейской музыки и преломлением их на национальной почве. Композиторы «аксакалы» (термин У.Р. Джумаковой) А. Жубанов, Е. Брусиловский, Л. Хамиди, М. Тулебаев, В. Великанов, Б. Байкадамов были объединены глобальной идеей - созданием нового типа музыкальной культуры, ее инфраструктуры (исполнительские коллективы, концертные и образовательные учреждения). Эти задачи и обусловили универсализм, проявившийся в сочетании композиторской, исследовательской и организаторской деятельности.
С именами композиторов следующего поколения («отцов») - К. Ку-жамьяров, К. Мусин, Н. Мендыгали-ев, С. Мухамеджанов, Н. Тлендиев, Г. Жубанова, Е. Рахмадиев и др. -связан период стилевого обновления
о 5
и расширения жанровой палитры5. Основная задача композиторов этого поколения заключалась в накопле-
нии многообразного музыкального репертуара. Параллельно многие исполнители обращались к композиторской деятельности в связи с профессиональной необходимостью, новыми устремлениями и иде-ями6.
Начиная со второго поколения появляются яркие творческие личности, совмещающие деятельность исполнителя и композитора. К примеру, Нагим Мендыгалиев (19212006) вошел в историю культуры республики как первый профессиональный пианист-казах. Его универсальное дарование послужило основой создания нового типа национального пианизма, отличающегося органичностью и явно слышимым этническим компонентом музыкального языка. Н. Менды-галиев одним из первых композиторов освоил европейские жанры и формы, в частности, жанр фортепианного концерта (им создано пять концертов). Обращение композитора к этому жанру было обусловлено воздействием внутренних факторов -запросами исполнительской практики, потребностями обогащения концертного репертуара национального симфонического оркестра и солирующих инструменталистов (Нусупова А., 2005, с. 94).
Третье поколение, чье творчество охватывает период с 1970-х гг., составляют композиторы (« сыновья») -Б. Баяхунов, Б. Джуманиязов, М. Мангитаев, В. Новиков, М. Са-гатов, А. Исакова, К. Дуйсекеев, Т. Мынбаев, А. Серкебаев, Т. Му-хамеджанов, Т. Кажгалиев и др. В этот период осваиваются все существующие типовые музыкальные формы, в то же время все более обнаруживаются новые, синтезирую-
щие тенденции - овладение музыкальными жанрами во всей полноте их специфических свойств, поиски оригинальной драматургии с опорой на формы целостного национального художественного мышления. Интенсивное развитие исполнительского искусства в Казахстане позволило представителям этого поколения, за редким исключением, сконцентрироваться на композиторской деятельности. Самореализация некоторых из них в разных областях музыкального творчества была обусловлена индивидуальной потребностью личности. Многие из перечисленных композиторов были талантливыми исполнителями, но последовательную концертную деятельность в роли профессионального солиста не вели7.
Ярким примером совмещения разных видов музыкальной деятельности является пианистка, композитор и педагог Аида Исакова (1940-2012). В 1960-е гг. выпускница Московской консерватории приехала работать в Казахстан и прожила здесь тридцать лет. Республика получила блестящего концертного исполнителя, внимательного и требовательного педагога, прекрасного аккомпаниатора, с которым казахские певцы (Е. Серкебаев, А. Днишев) брали самые высокие ступени пьедесталов международных конкурсов, а главное, талантливого композитора, сумевшего претворить черты казахского домбрового искусства в своих произведениях (Лебедева И., 2010). Как сольный исполнитель, А. Исакова неоднократно выступала в стране и за рубежом (Финляндия, Болгария, Южная Корея, США, Греция и др.). За долгие годы препода-
вательской деятельности Аида Петровна воспитала более сотни профессиональных пианистов. Примечательно, что ее педагогическая работа так же, как и исполнительская, послужила активизации композиторской деятельности.
Этап, начавшийся в конце 80-х гг. XX столетия, в период становления нового государственного строя, связан с появлением когорты талантливых композиторов, творческие устремления которых уже полностью принадлежали новой формации. Представители этого поколения -Ж. Дастенов, Ж. Тезекбаев, Е. Усе-нов, Е. Хусаинов, А. Меирбеков, Б. Кыдырбек, С. Еркимбеков, Х. Сетеков, А. Токсанбаев, В. Стри-гоцкий-Пак, А. Бестыбаев, Б. Даль-денбай, К. Шильдебаев, А. Мамбе-тов, С. Абдинуров, А. Раимкулова, Г. Узенбаева, Е. Умиров. Этих композиторов объединяет расширение диапазона тематики, образности, стилистики, жанровых рамок, закрепившихся в казахской музыке. Значительно возрос интерес к престижным на то время музыкальным профессиям, усилилась связанная с ним конкуренция, обусловившая стремление к многогранной самореализации.
По нашему мнению, «всплеск» универсализма в академической музыке Казахстана связан, во-первых, с воспитанием «сверхпрофессионалов» в русле советского общества. По мнению И. Гришина, «подъем общего культурного уровня масс должен был создать ту твердую, здоровую почву, из которой вырастут мощные, неисчерпаемые силы для развития искусства, науки и техники. Выдвигалась проблема формирования всесторонне развитых людей, людей, которые умеют все делать»
(Гришин И., 2012, с. 82). Связь установки на многогранную самореализацию с идеалом советского человека подтверждается и словами представителя этого поколения Г. Узенбаевой: «Система советского образования с прочной профессиональной базой давала нам возможность смело проявлять себя в самых различных формах творчества»8.
Во-вторых, к этому времени в Казахстане сформировалась устойчивая система музыкального образования, в которой стало возможным обучение одновременно двум специальностям. Существенный вклад в воспитание нового поколения внесла Газиза Ахметовна Жубанова. В годы ее руководства значительно возрос качественный уровень педагогов Алмаатинской консерватории, были созданы необходимые условия для проявления творческого потенциала молодых композиторов.
В-третьих, возросший уровень исполнительской культуры в Казахстане - оперные спектакли, симфонические концерты - стимулировал композиторов к расширению спектра творческой деятельности. Молодые музыканты того периода - это высокопрофессиональные, востребованные «специалисты», получившие свое образование в Москве и Санкт-Петербурге.
В-четвертых, универсализм молодого поколения открыл новые возможности и более высокие шансы для самореализации в разных сферах музыкального творчества, таких как композиция, концертная деятельность, преподавание (как композиции, так и исполнительского искусства), нежели узкая специализация на одном из аспектов.
Яркий пример - многогранная творческая карьера Гульжан Узенба-
евой (1964). Она органично синтезирует новые и традиционные аспекты языка, ее творчество разнообразно и универсально в жанровом отношении. В то же время Г. Узенбаева успешно совмещает разные сферы деятельности - композиторская, исполнительская, педагогическая. Как отмечает музыковед Т.К. Джумалиева: «Это - своеобразный, активно мыслящий композитор, создавший свой стиль, глубокий блестящий исполнитель, вдумчивый педагог» (2013, с. 453). Взаимовлияние композиторской и исполнительской деятельности Г. Узенбаевой объясняет ее успех и признание в современной культуре Казахстана.
Главной тенденцией композиторов пятого поколения - А. Абдинуров, Т. Тлеухан, А. Омарова, М. Романо-ва-Останькович, С. Апасова, Д. Баха-ров, С. Байтереков, Н. Хинков-Айт-баева, Т. Жармухамет, Д. Мусахан, Д. Бержапраков, Н. Нуридин, Р. Аб-дысагин, Б. Нуркасымов, И. Ходжабе-ков и др. - стало стремление к новым формам прочтения национальных традиций. У нынешнего поколения молодых композиторов-исполнителей складываются специфические условия для совмещения разных видов творчества. Иногда параллельная самореализация в исполнительстве и композиции сопряжена с принадлежностью к известным династиям музыкантов, как, например, в случае с А. Жайымом, Т. Каратай.
На современном этапе у композиторов-универсалов академической сферы отмечается опосредованная преемственность с носителями синкретического типа, которая связана с раздельным обучением исполнительству и композиции. Данные виды творчества реализуются не в едином акте «исполнение-создание», а в разделении функций композитора и исполнителя, но представленных в одном человеке, поэтому такой универсализм носит синтетический характер. В отдельных случаях (С. Шамен, Г. Секе-ев, А. Толыкпаев, Ш. Базаркулова, Н. Карев, Д. Бахаров, Б. Нуркасымов) синкретизм обусловлен творчеством в сфере музыки «третьего пласта» (термин В.Дж. Конен)9.
Таким образом, специфика казахстанских композиторов-универсалов заключается в сочетании основ этнической казахской и западной культуры, проявляющемся как в стилевом универсализме, так и в совмещении видов деятельности, что существенно обогатило процесс создания музыкального произведения новыми идеями. Вклад советской и постсоветской системы музыкального образования, создание благоприятных условий творчества оказали значительное влияние на новые пути самовыражения музыкантов. Универсализм способствует разносторонней самореализации в современных условиях, обеспечивает исполнение произведений и востребованность у публики.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Работы Ю.А. Кремлева, А.А. Солов-цова, К.В. Зенкина, Д.В. Житомирского, Я.И. Мильштейна и др.
2 К редким примерам, раскрывающим данную тематику, относится диссертация Цинь Цинь «Лю Шикунь, Чжоу Гуанжэнь и Цзу-Цзян: Три лика современного музы-
кального искусства Китая (к проблеме универсализма творческой личности)» (2013), а также исследования творческой деятельности отдельных композиторов.
3 Обобщенное название носителей устных музыкально-поэтических традиций в средневековой Европе (Сапонов М., 2004, с. 43).
4 Оставляя за рамками данной статьи проблему универсальности композиторского стиля и сочетания «музыкальных языков» разных традиций, будем иметь в виду этот аспект универсализма как неотъемлемую черту национального стиля казахстанской композиторской школы.
5 Пик их творческой активности приходится на 1950-1960-е гг.
6 Яркий пример исполнителя-композитора - Шамгон Кажгалиев - дирижер Оркестра казахских народных инструментов имени Курмангазы, автор оркестровых переложений и транскрипций множества произведений как европейских, русских, даль-
ЛИТЕРАТУРА
Гришин И. Место самодеятельного художественного творчества в структуре советской культуры // Аналитика культурологии. 2012. № 1. URL: https://elibrary. ru/item.asp?id=20157475 (дата обращения: 10.05.2021).
Джумакова У.Р. Творчество композиторов Казахстана 1920-1980-х годов. Проблемы истории, смысла и ценности. М., 2003. 218 с.
Джумалиева Т.К. Гульжан Узенбаева // Очерки о композиторах Казахстана / ред. А. Нусупова. Алматы, 2013. С. 442-469.
Дрожжина М.Н. Молодые национальные композиторские школы Востока как явление музыкального искусства XX века: Дис. ... д-ра искусствоведения. Новосибирск, 2005. 346 с.
Елеманова С.А. Казахское традиционное песенное искусство. Алматы, 2000. 188 с.
Лебедева И. Без Аиды даже рая не надо // Экспресс К. 2010. № 56.
Мухамбетова А.И. Традиционная музыкальная культура казахов в социальном контексте XX века // Аманов Б.Ж., Мухам-бетова А.И. Казахская традиционная музыка и XX век. Алматы, 2002. С. 359-390.
Нейгауз Г.Г. Размышления, воспоминания, дневники. М., 1975. 526 с.
Нусупова А.С. Нагим Мендыгалиев и его фортепианное творчество // Родному вузу -наш талант: Сб. ст. посвящ. 60-летию КНК им. Курмангазы. Алматы, 2005. С. 88-100.
Оборин Л.Н. Статьи, воспоминания. К семидесятилетию со дня рождения / сост. и общ. ред. М.Г. Соколова. М., 1977. 222 с.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., М., 1997. 944 с.
невосточных композиторов, так и казахских песен и кюев.
7 Тлес Кажгалиев (1949-1996) - представитель третьего поколения композиторов, по словам А. Тлеубергенова, «был чрезвычайно одаренным пианистом. Фортепиано было своего рода творческой лабораторией композитора <...> специфика фортепианного мышления оказала определяющее влияние на формирование звуковых идеалов и представлений композитора» (2016, с. 205).
8 Из личной беседы с Г. Узенбаевой.
9 За рамками нашей статьи осталась проблема импровизации, одновременное «исполнение-творчество», которая предполагает отдельное изучение.
REFERENCES
Drozhzhina, M.N. (2005), Molodye natsional'nye kompozitorskie shkoly Vostoka kak yavlenie muzykal'nogo iskusstva XX veka [Young national composer schools of the East as a phenomenon of musical art of the 20th century], D. Sc. Thesis, Novosibirsk, 346 p. (in Russ.)
Grishin, I. (2012), "The place of amateur art in the structure of Soviet culture", Analitika kul'turologii [Analytics of cultural studies], no. 1. Available at: https://elibrary. ru/item.asp?id=20157475 (Accessed 10 May 2021). (in Russ.)
Jumakova, U.R. (2003), Tvorchestvo kompozitorov Kazakhstana 1920-1980-kh godov. Problemy istorii, smysla i tsennosti [Creativity of the composers of Kazakhstan in the 1920-1980s. Problems of history, meaning and value], Moscow, 218 p. (in Russ.)
Jumaliyeva, T.K. (2013), "Gulzhan Uzenbayeva", Ocherki o kompozitorakh Kazakhstana [Essays on the composers of Kazakhstan], comp., ed. A.S. Nusupova, Almaty, pp. 442-469. (in Russ.)
Lebedeva, I. (2010), "Even it is not necessary paradise without Aida", Ekspress K [Express K], no. 56. (in Russ.)
Mukhambetova, A.I. (2002), "Traditional musical culture of Kazakhs in the social context of the 20th century", Amanov, B.Zh., Mukhambetova, A.I. Kazakhskaya traditsionnaya muzyka i XX vek [Kazakh traditional music and the 20th century], Almaty, pp. 359-390. (in Russ.)
Neuhaus, H.H. (1975), Razmyshleniya, vospominaniya, dnevniki [Reflections, memories, diaries], Moscow, 526 p. (in Russ.)
Nusupova, A.S. (2005) "Nagim Mendygaliyev and his piano work", Rodnomu
Сапонов М.А. Менестрели. Книга о музыке средневековой Европы. М.: Класси-ка-XXI, 2004. 400 с.
Тлеубергенов А.А. Претворение этнической картины мира в творчестве Т. Кажга-лиева: Дис. ... канд. искусствоведения. Ал-маты, 2016.
Цинь Цинь. Лю Шикунь, Чжоу Гуанжэнь и Цзу-Цзян: Три лика современного музыкального искусства Китая (к проблеме универсализма творческой личности): Дис. ... канд. искусствоведения. СПб., 2013.
Шахназарова Н.Г. Музыка Востока и музыка Запада: Типы музыкального профессионализма. М., 1982. 153 с.
vuzu - nash talant [Our talent is for our university], Almaty, pp. 88-100. (in Russ.)
Oborin, L.N. (1977), Stat'i, vospominaniya. K semidesyatiletiyu so dnya rozhdeniya [Articles, memoirs. To the seventieth birthday], comp., ed. M.G. Sokolov, Moscow, 222 p. (in Russ.)
Ozhegov, S.I., Shvedova, N.Yu. (1997), Tolkovyi slovar' russkogo yazyka: 80000 slov i frazeologicheskikh vyrazhenii [Explanatory dictionary of the Russian language: 80,000 words and phraseological expressions], 4 ed., Moscow, 944 p. (in Russ.)
Qin, Qin (2013), Lyu Shikun', Chzhou Guanzhen' i Tszu-Tszyan: tri lika sovremennogo muzykal'nogo iskusstva Kitaya (k probleme universalizma tvorcheskoi lichnosti) [Liu Shikun, Zhou Guangren, and Zu-Jiang: Three faces of contemporary Chinese musical art (on the problem of the universalism of the creative personality)], Cand. Sc. Thesis, Saint Petersburg. (in Russ.)
Saponov, M.A. (2004), Menestreli. Kniga o muzyke srednevekovoi Evropy [Minstrels. A book about the music of Medieval Europe], Moscow, 400 p. (in Russ.)
Shakhnazarova, N.G. (1982), Muzyka Vostoka i muzyka Zapada: Tipy muzykal'nogo professionalizma [Music of the East and music of the West: Types of musical professionalism], Moscow, 153 p. (in Russ.)
Tleubergenov, A.A. (2016), Pretvorenie etnicheskoi kartiny mira v tvorchestve T. Kazhgalieva [Implementation of the ethnic picture of the world in the work of T. Kazhgaliyev], Cand. Sc. Thesis, Almaty, p. 205 (in Russ.)
Yelemanova, S.A. (2000), Kazakhskoe traditsionnoe pesennoe iskusstvo [Kazakh traditional song art], Almaty, 188 p. (in Russ.)
Сведения об авторе
Калибаева Айжан Сериковна, докторант кафедры музыковедения и композиции Казахской национальной консерватории им. Курмангазы E-mail: aizhanakalibayeva@gmail.com
Author information
Aizhan S. Kalibayeva, Doctoral Candidate of the Musicology and Composition Department at the Kurmangazy Kazakh National Conservatory E-mail: aizhanakalibayeva@gmail.com
Поступила в редакцию 12.05.2021 После доработки 03.09.2021 Принята к публикации 06.09.2021
Received 12.05.2021 Revised 03.09.2021 Accepted for publication 06.09.2021