Научная статья на тему 'Жанр эпиграммы в творчестве А. С. Пушкина: к проблеме изучения'

Жанр эпиграммы в творчестве А. С. Пушкина: к проблеме изучения Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1254
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А.С. ПУШКИНА / ЭПИГРАММА / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД / ТВОРЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ / A.PUSHKIN / EPIGRAM / ARTISTIC METHOD / LITERARY DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Цыганкова Е. Н.

Статья посвящена жанру эпиграммы в творчестве А.С. Пушкина. Делается вывод о недостаточной изученности проблем поэтики и эволюции жанра эпиграммы в контексте периодизации творчества поэта и динамики его художественного метода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An epigram in Alexander Pushkin’s poetry: to the problem of studying

The article is devoted to the epigram in the works of A. Pushkin. It is concluded that studying of the problems of poetics and evolution of the epigram in the context of periods of Pushkin’s literary development and the dynamics of his artistic method is underinvestigated.

Текст научной работы на тему «Жанр эпиграммы в творчестве А. С. Пушкина: к проблеме изучения»

Русская классика: динамика художественных систем E.H. ЦЫГАНКОВА

(Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия)

УДК 821.161.1.1(Пушкин А.С.)

ББК Ш33(2Рос=Рус)-8,445

ЖАНР ЭПИГРАММЫ В ТВОРЧЕСТВЕ A.C. ПУШКИНА:

К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ

Аннотация. Статья посвящена жанру эпиграммы в творчестве А.С. Пушкина. Делается вывод о недостаточной изученности проблем поэтики и эволюции жанра эпиграммы в контексте периодизации творчества поэта и динами ки его художественного метода.

Ключевые слова; А.С. Пушкина, эпиграмма, художественный метод, творческая эволюция.

Творчество Александра Сергеевича Пушкина вызывает неизменный исследовательский интерес. Пушкиноведение - одна из наиболее развитых областей отечественного литературоведения. Однако, начав поиск исследований, посвященных эпиграмматическому наследию Пушкина, мы столкнулись с проблемой; монографий, специальных научных исследований, которые могли бы дать сколько-ни будь целостное представление об эпиграмматистике поэта, нет. Фрагментарность исследований по данной теме существенно осложняет осмысление эпиграмматического творчества Пушкина. Как правило, работы, посвященные пушкинской эпиграмме, - это главным образом пред и-словия к сборникам и антологиям, комментарии и разборы отдельных эпиграмм. Говоря о своих эпиграммах, сам поэт называл их довольно большое количество; «Их всех около 50 и все оригинальные»1; «У меня их пропасть»2; «И вылей сотню эпиграмм / На недруга и друга!»3. Не забывая о существующей проблеме приписываемых Пушкину эпи-грамм, по нашим подсчетам, можно выделить 108 сатирических мини -атюр, принадлежащих перу поэта4. Такое число представляется довольно внушительным. Можно сделать вывод о склонности Пушкина к жанру эпиграммы, что само по себе заслуживает внимания. Не подлежит сомнению необходимость рассмотрения эпиграмматистики в контексте творческой эволюции Пушкина. Мы выдвигаем рабочую гипо-

1 См.: Переписка А.С. Пушкина: в 2 т. Л. : Худож. лит., 1982. Т. 1. С. 102.

2 Там же. С. 150.

3 Пушкин А.С. Собр. соч.: в 3 т. М. : Худож. лит., 1985. Т. 1. С. 159.

4 Подсчет велся нами по изданию: Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: в 16 т. М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1937-1949. - Е.Ц.

Русская классика: динамика художественных систем

тезу, согласно которой жанр эпиграммы в творчестве Пушкина не мог не претерпевать эволюции в связи с общетворческими процессами -динамикой художественного метода и стиля, - которыми отмечена литературная деятельность поэта. Данная рабочая гипотеза будет проверяться в ходе нашего исследования. Очевидно, что эволюция эпи -граммат ческого творчества поэта - предмет, достойный вн ман я сследователей.

Рассмотрев научные работы, посвященные (в той или иной мере) эпиграмматическому творчеству А.С. Пушкина, мы можем сделать вывод о том, что его изучение (с разной степенью полноты и эффект вност ) ведется в разных направлен ях. Прежде всего наше вн ман е пр влекают сследован я, предметом зучен я которых является вся эпиграмматистика Пушкина в целом. Т аких работ немного, и это, в большинстве своем, статьи (Е.Г. Эткинд «Пушкин-эпиграмматист»5, Е.В. Новикова «Выбор оружия: эпиграмма в судьбе Пушкина»6, Ф.А. Раскольников «Комическое в творчестве Пушкина»7). Понятно, что в рамках указанного научного жанра не может быть дост гнута желаемая полнота и глубина осмысления предмета исследования. Однако такого рода работы (пр разной степен х научной ценност ) позволяют составить некое представление об эпиграмматистике Пуш-к на как художественном ед нстве, а потому он нужны, но в рамках более знач тельного по масштабам сследован я.

Не подлежит сомнению необходимость рассмотрения эпиграмма-тистики в контексте творчества и творческой эволюции А.С. Пушкина. Только в этом случае можно соотнест д нам ку эп граммат ческого жанра (мы предполагаем, что она есть) с творческ м процессам - с дв жен ем метода , следовательно, ст ля, которым отмечено творчество Пушк на. В контексте зучен я творчества Пушк на сследо-ватели рассматривают эпиграммы, как правило, бегло, удостаивая этот жанр л шь краткого упом нан я сосредоточ вая вн ман е главным образом на одной разнов дност , а менно - пол т ческой эп грамме. В этом смысле показательно, что в «Путевод теле по Пушк ну», з-данном в 30-е годы прошлого столетия, за статьей «Эпиграмма» следует отдельная, объёмнее первой, статья «Эпиграммы политические»8.

5 Эткинд Е.Г. Пушкин-эпиграмматист // Ученые записки ЛГПИ им. Герцена. Псков, 1973. С. 24-31.

6 Новикова Е.В. Вы1бор оружия: эпиграмма в судьбе Пушкина // Звезда. 1999. № 6. С. 16-54.

7 Раскольников Ф.А. Комическое в творчестве Пушкина // Pushkin Review. 2005. № 89. С. 93-116.

8 См.: Путеводитель по Пушкину / ред. Т.Г. Цявловская М. : Воскресенье, 1935. С. 423-424.

Русская классика: динамика художественных систем

Автор монографии «Т ворческий путь Пушкина» Д. Д. Благой упоминает об острых эпиграммах поэта наряду с его вольной лирикой. Литературовед также делает акцент на пол т ческом, революц онном заряде пушк нск х эп грамм, подчерк вая х аг тац онно-пропаганд стское значен е. По словам сследователя, Пушк н выступает в сво х эп -граммах «как рупор общественного самосознан я, выраз тель настроений наиболее передовых кругов русского общества...»9. Под таким же углом пушкинские эпиграммы рассматривает и А. Цейтлин в работе «Наследство Пушкина». Отмечая сгущенный сарказм эпиграмм поэта, х высок й эмоц ональный заряд, Цейтл н в д т ценность эп -граммат ческого творчества Пушк на в х пропаганд стской с ле:

10 'т

«.в н и х вскрыты огромные социальные сдви ги его эпохи.» . 1 аки м образом, мы в д м, что л тературоведов советской эпох пр влекает в эп граммах поэта х пол т ческая направленность.

Рассмотрен е эп грамм в контексте творческой эволюц поэта позволяет сделать вывод о возн кновен в н х реал ст ческ х черт. «Пушкинская эпиграмма, - считает Л.В. Ершов, - в сжатом виде воплощает процесс перехода тогдашней поэз к новому художественному методу - реал зму»11. В подтвержден е этого тез са сследователь указывает, напр мер, на спользован е Пушк ным в сво х эп граммах пр нц па реал ст ческой портретност («запечатлен е нд в дуально-неповтор мых, стор ческ характерных черт»), пр нц па художественного стор зма (в про зведен выступает не автор, а «сам м -нувший век во всей его истине»), принципа культурно-социальной обу-словленност . Реал ст ческ е тенденц в эп граммат ческом творчестве Пушкина отмечает и М.И. Гиллельсон, обращая внимание на тягу п сателя к «реальным, точным, бытовым деталям», называя поэта «создателем» реалистической эпиграммы12. Мы будем учитывать отмеченное исследователями (Л.В. Ершовым, М.И. Гиллельсоном) возникновение реалистических тенденций в эпиграмматическом творчестве Пуш-к на, выясняя, как е зменен я про сходят в пушк нской эп грамме в связ с дв жен ем поэта к реал зму. Недостатком сследован й этого т па является беглость, поверхностность рассмотрен я нтересующего нас вопроса (хотя, надо пр знать, в задачу данных сследован й не

9 Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина. М. : Сов. писатель, 1967. С. 165.

10 Цейтлин А. Наследство Пушкина // Литературное наследство. А.С. Пушкин. М. : Наследие, 1999. С. 32.

11 Ершов Л.В. О русской эпиграмме // Русская эпиграмма второй половины XVII века - начала XX века. Л. : Сов. писатель, 1975. С. 40.

12 Гиллелъсон М.И. Русская эпиграмма // Русская эпиграмма (XVIII - начало XX века). Л. : Сов. писатель, 1988. С. 12.

Русская классика: динамика художественных систем

входила полнота его освещения), а также, ограниченность анализа пре-мущественно пол т ческ м эп граммам Пушк на.

Немало работ, посвященных анал зу отдельных образцов эп -граммат ческого жанра в творчестве Пушк на. В монограф Б.М. Гаспарова «Поэтический язык Пушки на как факт истории русского литературного языка»13 находим упоминание об эпиграмматическом творчестве поэта. Рассматр вая лекс ческ й строй л р ческ х произведений Пушкина, в том числе такие эпиграммы, как «Угрюмых тройка есть певцов.», цикл эпиграмм «на Аглаю», автор делает вывод о динамике важнейших лейтмотивов, образов-символов в лирике поэта. По мнен ю сследователя, пр вычные образы-с мволы под пером Пушкина переходят в иную сферу литературных ассоциаций. Подобный мот вац онный подход к анал зу с мвол к эп грамм представляется важным для дальнейших исследований эпиграммати -ческого творчества Пушкина.

Работы Б.В. Томашевского («Эпиграммы Пушкина на Карамзина») и Ю.П. Фесенко («Эпиграмма на Карамзина (опыт атрибуции)») посвящены изучению цикла пушкинских эпиграмм на Н.М. Карамз и-на. Н.Л. Дмитриева («Пушкинские эпиграммы “на Аглаю” и жанр французской гр вуазной эп граммы») подробно останавл вается, как и Гаспаров, на цикле эпиграмм Пушкина «на Аглаю»14. Из работ-анал зов отдельных эп грамм можно выдел ть объемные сследова-ния М.С. Альтмана и Б.В. Томашевского, В.Э. Вацуро, А.В. Кулагина, С.А. Ошерова, В.Д. Рак, М.А. Цявловского и др.15 Существуют и более

13 Гаспаров Б.М. Поэтический язык Пушкина как факт истории русского литературного языка, СПб, : Академ, проект, 1999. С. 150-158.

14 Томашевский Б.В. Эпиграммы Пушкина на Карамзина // Пушкин: Исследования и материалы. М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1956. Т.1. С. 208-215; Фесенко Ю.П. Эпиграмма на Карамзина: (Опыт атрибуции) // Пушкин: Исследования и материалы. Л. : Наука, 1978. Т. 8. С. 293-296; Дмитриева Н.Л. Пушкинские эпиграммы «на Аглаю» и жанр французской гр вуазной эп граммы // Пушк н: Исследован я матер алы. СПб. : Наука, 2004. Т.16. С. 126-130.

15 См.: Альтман М.С., Томашевский Б.В. К истории текста эпиграммы «Там, где древний Кочерговский» // Временник Пушкинской комисси и. М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1936. Вып.1. С. 215-218; Вацуро В.Э. Эпиграмма Пушкина на А. Н. Муравьева // Пушкин: Исследования и материалы. Л. : Наука, 1989. Т. 13. С. 222-241; Кулагин А.В. «Надпись к воротам Екатерингофа» // Временник Пушкинской комисси и. СПб. : Наука, 1996. Вып. 27. С. 107-115; Ошеров С.А. Об источнике эпиграммы Пушкина «Юноша! Скромно пируй...» // Временник Пушкинской комисси и. Л. : Наука, 1983. Вып. 17. С. 141-142; Рак В.Д. К истории четверостишия, приписанного Пушкину // Временник Пушкинской комиссии. Л. : Наука, 1975. Вып. 10. С. 107-117; Цявловский МА. Эпиграммы «Седой Свистов.», «Мы добрых граждан позабавим.», «В столице он капрал, в Чугуеве - Нерон.» // Статьи о Пушкине. М. : Изд-во АН СССР, 1962. С. 400-420.

Русская классика: динамика художественных систем

лаконичные исследовательские анализы Л.М. Аринштейна, О. Билин-киса, Л. Каменской, В.М. Файбисовича, С.А. Фомичева и др.16 Все эти работы, посвященные сследован ю отдельных эп грамм, меют в своей основе похожую структурную канву:

- авторы пр водят атр буц онные доводы, доказывающ е л ставящие под сомнение авторство А.С. Пушкина;

- рассматривают проблему адресата эпиграммы;

- указывают повод, побудивший поэта к написанию эпи граммы;

- характеризуют время создания эпи граммы;

- приводят другие варианты (если они имеются) данной эпиграммы л нескольк х ее строк;

- обращаются к вопросу о первоисточнике эпиграммы, если имеются на то основан я.

Исследователям отмечается вза мовл ян е, вза мопрон кнове-ние жанров в творчестве Пушкина. В частност и, В.Н. Турбин называет эп грамму «зерном, з которого прорастал поэмы, повест , романы; многие герои Пушкина мыслят чисто эпиграмматически »17. Содержат в себе эпиграмматическое начало «Евгений Онегин», «Капи -танская дочка»; отблески эпиграмматизма исследователь находит в ст хотворен ях, л р ческ х памфлетах. Входя в друг е жанры, эп -грамматическое начало становится приметой пушкинского стиля: его слово уподобляется меткому выстрелу.

Пр влекает вн ман е сследователей проблема адресатов героев пушкинских эпиграмм: конкретная биография прототипов героев, их отношения с автором - А.С. Пушкиным - еще одно направление пушк н ст к , которое представлено в коллект вных монограф ях «Типы Пушкина»18 и «Пушкин и его окружение»19.

Пр ход тся констат ровать отсутств е работ, отдельно посвященных проблеме класс ф кац пушк нск х эп грамм. Однако по-

16 См.: Аринштейн Л.М. «Вторичная мемуаристика» в комментарии (Об эпиграмме Пушкина "Сказали раз царю..."} // Временник Пушкинской комиссии. Л. : Наука, 1985. Вып. 19. С. 5-17; Билинкис О. Об эпиграмме Пушкина «Жив, жив курилка!» // Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М. : Изд-во АН СССР, 1952. С. 338-339; Каменская Л. Об одной эпиграмме Пушкина // Пушкин: Исследования и материалы. Л. : Наука, 1991. Т. 4. С.192-194; Файбисович ВМ. «Мальчишка Фебу гимн поднес» // Временник Пушкинской комиссии. Л. : Наука, 1989. Вып. 23. С. 105-109; Фомичев СА. Эпиграмма «Певец Давид был ростом мал...»: (Текст, датировка, сатирическая направленность} // Временник Пушкинской комиссии. СПб. : Наука, 1995. Вып. 26. С. 78- 86.

17 Турбин В.Н. Пушкин. Гоголь. Лермонтов: Об изучении литературных жанров. М. : Просвещение, 1978. С. 230.

18 Типы Пушкина / под ред. Н.Д. Носкова. Л. : Слов. лит. типов, 1912.

19 Пушкин и его окружение / под ред. В.Э. Вацуро. Л. : Наука, 1989.

Русская классика: динамика художественных систем

зиция многих исследователей по данному вопросу, так или иначе, представлена в их работах, посвященных эпиграмматистике Пушкина. Большинство исследователей (Е.В. Новикова, Ф.А. Раскольников, М.И. Гиллельсон и др.) разделяют эпиграммы согласно тематическому принципу (политические, литературно-полемические, дружеские). Существуют и иные классификации: по жанровым разновидностям (обычно этот принцип используется наряду с тематическим - Л.В. Ершов, В . Вас льева), по ст левому пр знаку (некоторые т пы эп грамм в классификации Е.Г. Эткинда). На наш взгляд, при классификации пушк нск х эп грамм целесообразно основываться не только на тема-т ческом, но на жанровом, а также ст левом пр нц пах. Следовательно, можно говор ть о необход мост разных класс ф кац й. Только в таком случае можно охватить всё многообразие форм, созданных Пушки ным в рамках эпи грамматического жанра.

Эпиграммы Пушкина в истории русского эпиграмматического жанра знаменуют собой новую ступень в разв т древнего жанра. Н од н русск й стор к жанра не обход т сво м вн ман ем эп грамма-т ст ку Пушк на. В контексте стор жанра пушк нская эп грамма осмысляется большинством исследователей как «высшая точка взлета»20 русской сатирической миниатюры. Так, Л.В. Ершов в статье «О русской эпиграмме» отмечает: «Юный Пушкин - и это неотъемлемая черта его гения - в несколько лет проделал путь, который русская эпи -грамма прошла за столетие.»21. В. Васильева обращает внимание на «стрем тельным взлет, который соверш ла русская эп грамма, когда к ней прикоснулся Пушкин»22. М.И. Гиллельсон нарекает « “золотой век” русской литературы “золотым веком” отечественной эпиграммы»23. Подобные исследования, безусловно, важны для понимания новаторства А.С. Пушкина и для выявления роли его эпиграмм в исто-р жанра.

Итак, на сегодняшн й день пр ход тся констат ровать фрагментарность лакон чность л тературоведческ х сследован й, посвященных пушкинской эпиграмматистике. Большинство литературоведов, как мы ув дел , зб рает в качестве объекта зучен я пол т че-ск е эп граммы поэта, указывая на х пропаганд стское значен е, л л тературно-полем ческ е, отмечая х роль в л тературной борьбе

20 Ершов Л.В. О русской эп грамме. С. 36.

21 Там же. С. 37.

22 Василъева В. Беглый взгляд на эпиграмму // Русская эпиграмма. М. : Худож. л т., 1990. С. 17.

23 Гиллелъсон М.И. Русская эп грамма. С. 15.

Русская классика: динамика художественных систем

20-30-х годов XIX века. Некоторые эпиграммы Пушкина еще не были предметом спец ального рассмотрен я л же трактовал сь сследо-вателям только как салонные остроты, не представляющ е нтереса для научного зучен я. Следовательно, до с х пор в науке не сформ -ровалось целостное представление об эпиграмматистике Пушкина, ее месте в творчестве поэта, рол значен я в стор русского эп -грамматического жанра, что делает необходимым проведение даль-нейш х сследован й.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.