Азаматова Г. Б. Земства Уфимской губернии в 1917 году / Г Б. Азаматова // Научный диалог. — 2017. — № 8. — С. 230—240. — DOI: 10.24224/2227-1295-2017-8-230-240.
Azamatova, G. B. (2017). Zemstvo of Ufa Governorate in 1917. Nauchnyy dialog, 8: 230-240. DOI: 10.24224/2227-1295-2017-8-230-240. (In Russ.).
ERIHJMP
Журнал включен в Перечень ВАК
и I к I С н' s
PERKXMCALS DIRECIORV.-
УДК 94(470.57)"1917"
DOI: 10.24224/2227-1295-2017-8-230-240
Земства Уфимской губернии в 1917 году
© Азаматова Гульназ Булатовна (2017), orcid.org/0000-0002-9364-5005, SPIN-code 6703-0491, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт истории, языка и литературы Уфимского научного центра Российской академии наук — РАН (Уфа, Россия), gulnaz. [email protected].
Статья посвящена изучению истории земских учреждений Уфимской губернии в период с февраля по октябрь 1917 года. Исследована роль земства в системе местного управления, демократизация земских собраний и управ, а также образование волостного земства. Актуальность исследования обусловлена связью данной темы с проблемой революционного кризиса 1917 года в разных регионах России. Показано, что в период с февраля по октябрь земские учреждения сохранили за собой организационно-управленческие функции, но быстро утрачивали политические позиции. В этот период основными органами управления стали земские управы, через которые координировались мероприятия по реорганизации волостного управления и созданию органов продовольствия с участием населения. Земские собрания испытывали давление радикальных партий и представителей национального движения. Там, где отсутствовали сплоченные группы цензовых гласных, например, в Златоу-стовском уезде, земские учреждения становились выразителями крестьянских интересов. Демократизация земских учреждений и образование волостного земского самоуправления не могли предотвратить распад прежней системы управления, отдельные звенья которой (отделы земских управ, их научно-практическая база) были использованы при создании органов новой власти.
Ключевые слова: земское самоуправление; революционный кризис; продовольственные органы; волостное земство; демократизация земских собраний.
1. Введение
Земские учреждения, в мирное время выполняющие функции общественно-хозяйственных органов, в годы Первой мировой войны возглавили на местах систему чрезвычайного продовольственного снабжения ар-
мии и городов. В условиях кризиса централизованной власти их значение в системе местного управления стало ведущим. После Февраля 1917 года для земства наступил заключительный этап деятельности. Историография истории земства революционного периода представлена значительным кругом работ, в которых исследуются причины их роспуска, разработка законодательства о волостном земстве, его реализация в отдельных губерниях и др. [Гаврилова, 2009; Герасименко, 1990, 2005; Семенченко, 2005; Шутов, 2011 и др.]
В данной работе изучалась главным образом организационно-управленческая деятельность земств Уфимской губернии в период с февраля по октябрь 1917 года, что способствует лучшему поиску причин дальнейшего распада земского самоуправления.
2. Земство в системе местного управления после Февраля 1917 года
После Февральской революции Временное правительство под руководством бывшего председателя Земгора Г. Е. Львова рассматривало земства в качестве своей главной опоры на местах. Ближайшими задачами нового правительства были реорганизация продовольственных органов, создание демократических земских учреждений на основе всеобщих и равных выборов.
8 марта 1917 года председатель Уфимской губернской земской управы П. Ф. Коропачинский вступил в должность комиссара Временного правительства, которая учреждалась взамен поста губернатора. Еще раньше в Уфе оформились революционные органы — Комитет общественных организаций и Совет солдатских и рабочих депутатов. Их состав дублировался и включал гласных и служащих городского и земского самоуправления, представителей городских продовольственных органов и рабочих организаций. Аналогичные органы двоевластия — уездные комиссариаты и революционные организации — оформились в уездах. С постов уездных комиссаров были смещены помещики из числа председателей земских управ — В. И. Бунин в Белебеевском уезде, Н. В. Катанский в Мензелин-ском уезде.
Особую напряженность вызывала борьба вокруг продовольственных органов. Земские управы возглавили процесс децентрализации системы продовольственного снабжения армии и населения. Заготовительно-рас-пределительный аппарат состоял из Продовольственных комиссий (распорядительных органов) и Продовольственных управ (исполнительных органов) на губернском, уездном и волостном уровнях. Как было обозначено во «Временном положении о местных продовольственных органах»
от 25 марта 1917 года, они действовали «до образования местных органов на правильных демократических основах» [ЭПР, с. 327—329].
В Уфе попытки захвата управления общественными организациями начались с января 1917 года [В городской ..., 1917]. После Февраля 1917 года разрозненные попытки революционных групп возглавить продовольственную систему оказались безрезультатны, и руководство продовольственными поставками до осени 1917 года сохранялось за земскими учреждениями.
Под руководством уездных земских управ формировались демократические органы управления. Уфимское уездное земство провело съезд крестьян и кооперативов, через который распространило наказ об избрании временных волостных комитетов, приемке и продаже хлебных продуктов в деревнях, выборе представителей от каждой волости для организации Совета крестьянских депутатов [НАРБ, ф. 1832, оп. 4, д. 227, л. 1—1об]. По проекту уездного земства, волостные комитеты состояли из собраний, исполнительных комиссий, волостных управ и ее особо уполномоченных комиссаров и отдельно комиссаров по заготовкам для армии в подчинении уездного комиссара. В уездный комитет под руководством большевика С. Д. Стержнева вошли 120 чел., в том числе представители волостей, заводов, городов и земства [НАРБ, ф. 1832, оп. 4, д. 226, л. 1—1 об].
В Златоустовском уезде согласно инструкции земской управы от 10 марта 1917 года выбирались волостные комиссары и волостная милиция. По разработанному ей «Положению о волостном комитете» предусматривалось сохранение прежней администрации — волостных старшин, сельской полиции, земских начальников. Волостные комитеты — от 5 до 9 человек — формировались через сходы [АЗГО, ф. И—11, оп. 1, д. 787, л. 1; д. 863, л. 5—8].
В составе продовольственных комитетов и управ, которые имели неустойчивый состав, ведущие посты занимали большевики. Организационное собрание губернского продкомитета состоялось 16 апреля 1917 года. Главные должности поделили центристы и большевики. Председателем Комитета с правом решающего голоса и уполномоченным Министерства земледелия по закупкам продовольствия стал земец, экс-депутат Государственной думы кадет А. П. Мельгунов, товарищем председателя — бывший земский агроном, большевик А. Д. Цюрупа. Он с начала Первой мировой войны состоял в губернском продовольственном аппарате скупки хлеба и имел большой организационный опыт заготовок. А. Д. Цюрупа возглавил также губернскую Продуправу. 30 апреля был образован городской Прод-комитет под руководством большевика Н. П. Брюханова. Таким образом, ведущие позиции в продовольственных органах заняли большевики.
Пестрый социальный состав имели уездные продовольственные органы. Районные и волостные продкомитеты и управы быстрее всего оформились под влиянием эсеров и большевиков в потребляющих и заводских центрах. Полностью демократический состав имел златоустовский Продкомитет из 9 чел. В Продуправу вошли уволенные в отпуск солдаты И. Климов, В. И. Завьялов и М. Н. Мокроусов — член исполкома Совета крестьянских депутатов [АЗГО, ф. И.-11, оп. 1, д. 784, л. 6]. Под давлением крестьянского движения в уезде оформился новый административный центр в с. Месягутово, куда были перенесены продовольственные органы.
Борьба за управление продовольствием сметала ставленников Временного правительства. Согласно исследованию Г. А. Герасименко, весной 1917 года около 60 % губернских комиссаров утратили свои посты [Герасименко, 2005, с. 320]. «Антиземская волна», без сомнения, усиливалась из-за проблем с продовольствием. Население раздражали декларативные лозунги Временного правительства и земств, затягивание ими решений насущных задач. Уфимское губернское земство не могло продвинуть никаких мер по улучшению ситуации, оно лишь обвиняло «безумный старый порядок» в расточении народного достояния и давало крестьянам малосбыточные обещания создать условия для своевременного посева [НА РБ, ф. 1832, оп. 4, д. 230, л. 6].
Уфимский комиссар П. Ф. Коропачинский был устранен от должности в мае 1917 года. Его место занял помощник В. Ф. Герасимов. Новый комиссар тесно сотрудничал с уфимским Советом солдатских и рабочих депутатов. Были намечены некоторые шаги по реформе продовольственного управления. Так, представители Совета рабочих и солдатских депутатов, крестьянского Союза и интеллигенции решили через губернскую продуправу снабдить крестьянские хозяйства сельскохозяйственным инвентарем и машинами. По-прежнему главной задачей было обеспечение хлебных поставок в армию, многие радикалы выступали с оборонческих позиций и поддерживали дальнейшее участие в войне.
Продолжительная война увеличила число бедных семей. Экономический упадок зафиксировали подворные переписи 1915, 1916 и 1917 годов, предпринятые с целью определения продовольственных «излишков» в хозяйствах крестьян. Согласно подворной земской переписи 1915 года в Уфимской губернии доля беспосевных и малопосевных (до 4 дес.) хозяйств составляла 46 % [Брагин, 1916, с. 49], по Всероссийской сельскохозяйственной переписи 1917 года эта цифра выросла до 67 % [подсчитано по: Роднов и др., 1991, с. 74—129; Роднов 1997а; 1997б; 2002; 2010]. Значительно снизились показатели урожайности хлебов. В 1912 году валовый
сбор зерна составлял 100,7 тыс. пуд., в 1917 году — 70,6 тыс. пуд. [ИС, с. 90].
3. Земские собрания и управы в 1917 году
В мае и июне 1917 года Временным правительством были приняты законы по дальнейшей организации земских учреждений — «О волостном земском управлении», «О производстве выборов губернских и уездных земских гласных», «Об изменении действующего Положения о губернских и уездных земских учреждениях впредь до издания нового о них Положения». Демократизация земства рассматривалась как важный шаг реформирования государственного управления.
Земские учреждения пополнялись новыми членами. Уфимская губернская управа пригласила в собрание по шесть представителей от губернского Комитета общественных организаций, исполкома Советов крестьянских и рабочих и военных депутатов, Продовольственной и Земельной управ. Уфимская уездная земская управа на чрезвычайное собрание в июле 1917 года привлекла представителей уездного Комитета общественных организаций, волостных сходов, президиум Советов рабочих и солдатских депутатов, уездного и губернского Комитета крестьянских депутатов, земских служащих. Собрания пополнялись и явочным порядком.
В Златоустовском уезде демократизация земства пошла по неофициальному сценарию рабоче-крестьянских органов. Первый уездный съезд крестьян в с. Месягутово 20 марта 1917 года постановил о ревизии Златоустов-ской земской управы и обновлении ее состава. Попытки губернской власти в лице комиссара Коропачинского и представителей уфимского губернского земства перехватить инициативу по преобразованию уездного земства оказались безуспешны. Второй крестьянский съезд 23—25 апреля телеграфировал в Петроград министру юстиции А. Ф. Керенскому и Совету солдатских и рабочих депутатов о неправильных действиях комиссара Уфимской губернии и поручил исполкому съезда в составе 8 человек, в том числе учительницы женского училища из с. Лаклы Х. Абдулхакимовой, приступить к ревизии управы [АЗГО, ф. И—11, оп. 1, д. 777, л. 26—27; д. 490, л. 280]. Был избран новый состав управы из 4 представителей крестьянского съезда и 2 рабочих, который приступил к своим обязанностям 12 мая 1917 года [АЗГО, ф. И—11, оп. 1, д. 863, л. 9]. Функции уездного собрания брал на себя съезд. Он решал текущие земские дела вроде противопожарной безопасности, народного просвещения, хотел наладить связь с губернским земством.
Земские управы переживали кризис децентрализации. Они распадались на отдельные структуры, чему способствовала ликвидация местных
ведомственных органов управления, например, передача дел училищных советов и губернских врачебных отделений в ведение земских управ. Обособлялись отделы управления школьным, внешкольным, медико-санитарным и ветеринарным делом, они получали в свое распоряжение соответствующие расходы. На их деятельность влияли общественно-профессиональные объединения — Союз служащих губернского земства, Уфимский учительский союз, Златоустовский союз деятелей по народному образованию, организация уфимских фельдшеров, Союз учащих мусульман и му-галлимов и другие.
4. Организация волостного земства
Избирательные компании в земские учреждения по положениям «О волостном земском управлении», «О производстве выборов губернских и уездных земских гласных» от 21 мая 1917 года должны были подготовить почву для выборов в Учредительное собрание. В избирательные комиссии и земские органы поступали массовые ходатайства об изменении состава волостей, границ в соответствии с условиями землепользования и пр. По сообщениям земских инструкторов из уездов, популярностью пользовались ораторы из солдат, призывающие к немедленному захвату земель помещиков. В башкирских волостях были актуальны требования национального движения. Об организации собственных местных управлений постановили делегаты башкирского съезда в мае 1917 года в Оренбурге. Ходатайство об организации отдельных районных земств на башкирских территориях для использования налогов на их собственные нужды было адресовано позже министру внутренних дел Н. Д. Авксентьеву [СЗ, с. 27—28, 63].
Выборы в волостные земства готовились при поддержке крестьянских и рабочих организаций. Губернское земство выделило 10 тыс. руб. уфимскому совету крестьянских депутатов на двухнедельные курсы лекторов-пропагандистов для 300—400 чел. слушателей [Уездное совещание ..., 1917, с. 10]. Эсэры и большевики в свою очередь стремились превратить волостные земства в органы народной власти и развернули агитацию за выборы через газеты «Вперед!» и «Социалист-Революционер».
В итоге в заводских районах Златоустовского и Уфимского уездов волостные земства имели большевистский состав [Семенченко, 2005, с. 39]. В Златоустовском уезде заметное представительство было у зажиточных крестьян, небольшое — у интеллигенции, в основном учителей. Волостных земств оказалось меньше административных волостей. Всего в губернии была 221 волость, согласно исследованию Г. А. Герасименко, выборы прошли в 162 [Герасименко, 1990, с. 150—151].
Волостные земства привлекались к решению широкого спектра вопросов, таких как избрание волостных судей, поставка подвод, ремонт дорог, аренда земель, пожарная безопасность и пр. Из компетенции земских учреждений к ведению волостных единиц перешли заведование местными школами, больницами и другие вопросы местного значения. Особенно активно в 1917—1918 годах волостные земства открывали школы и избы-читальни.
Волостные земства имели право облагать имущество из расчета 30 % от суммы уездного земского сбора. Им предстояло вернуть казенные суммы на проведение волостных выборов и обеспечить содержание управления. Как выяснилось позднее, главной проблемой стало содержание волостных земских управ, что привело к сокращению их числа. Так, Златоустовское земское собрание постановило вместо 33 волостных земств оставить только 8—10 [АЗГО, ф. И-11, оп. 1, д. 864, л. 9].
Осенью 1917 года прошли выборы и в уездные земства, Уфа выделялась в отдельную уездную земскую единицу [ОВ, с. 382]. Выборы проходили в территориальных округах уездов по кандидатским спискам от партий и общественных организаций. На главную роль в демократических земствах претендовали эсеры.
Земская реформа не повлияла на политическую обстановку в стране. С лета 1917 года нарастало радикальное движение, и земства находились в стороне от него. По оценке большевика Б. М. Эльцина, бывшего земского санитарного врача, а впоследствии председателя Губсовнаркома, губернская земская управа не имела никакого влияния на ход событий [НАРБ, ф. 1832, оп. 3, д. 411, л. 16].
Захват власти большевиками в ходе Петроградского восстания вызвал резкую реакцию уфимского губернского земства, которое решило организовать борьбу против местного революционного комитета, сложившегося 26 октября на заседании исполкома Уфимского Совета рабочих и солдатских депутатов и представителей Губернского Совета крестьянских депутатов. Земство поддержали партии эсеров, меньшевиков, трудовиков, кооперативные и другие организации [ОВБ, с. 32]. Против установления власти большевиков выступили Белебеевское, Бирское, Мензелинское земства [Герасименко, 1990, с. 185]. Исключением выглядело Уфимское уездное земство с большевистским составом управы, которая вступила в соглашение с советской властью.
5. Ликвидация земских учреждений
После разгона Учредительного собрания 6 января 1918 года и созыва 10—18 января Третьего всероссийского съезда советов началось насту-
пление советской власти на старые учреждения. Процесс замены органов местного самоуправления с земских на советские оказался многоступенчатым как в отдельных регионах, так и внутри каждой губернии. 20 января 1918 года вышло постановление уфимского Губсовнаркома о ликвидации губернского земства. 31 января 1918 года Уфимский Губсовдеп получил телеграмму из Петрограда с предписанием упразднения всех губернских и уездных учреждений с помощью Совета рабочих и крестьянских депутатов. Их ликвидация прошла весной 1918 года. Примечательно, что роспуск волостных земств выглядел будничной и мирной процедурой. Нами был обнаружен единственный случай отказа от ликвидации волостного земства — в Златоустовской волости, где сильное влияние имели эсеры.
6. Выводы
Уфимские земства утрачивали свои позиции в системе местного управления на протяжении всего 1917 года. Вытеснение земских деятелей с руководящих постов в продовольственных органах было равноценно их политическому поражению. Земские учреждения, несмотря на демократизацию собраний и управ, создание волостной земской единицы при поддержке радикальных партий, не пользовались поддержкой населения. Активная часть сторонников земства сформировалась преимущественно из служащих муниципальных органов. Впоследствии они были вовлечены в создание советских учреждений народного хозяйства, просвещения и культуры.
Источники и принятые сокращения
1. АЗГО — Архив Златоустовского городского округа, ф. И—11, оп. 1, д. 490, л. 280; д. 777, л. 26—27; д. 784, л. 6; д. 787, л. 1; д. 863, л. 5—9, д. 864, л. 9.
2. В городской продовольственной комиссии // Уфимский вестник. 14. 01. 1917.
3. ЗХ — Законодательная хроника // Земское Дело. — 1917. — № 9—10. —С. 378—382.
4. ИС — Историко-статистические и экономические таблицы по Автономной Башкир. Сов. Социалистической Республике. — Уфа : Октябрьский натиск, 1923. — 153 с.
5. НАРБ — Национальный архив Республики Башкортостан, ф. 1832, оп. 3, д. 411, л. 16; оп. 4, д. 227, л. 1—1об; д. 226, л. 1—1 об; д. 230, л. 6.
6. ОВБ — Октябрь в Башкирии : сборник документов и материалов / сост. Л. А. Вагапова, Г. Е. Резванова, В. П. Чемерис. — Уфа : Башкирское книжное издательство, 1979. — 312 с.
7. СЗ — Свод законов и нормативно-правовых актов Башкортостана : 1917— 1919. — Уфа : Секретариат Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан. — Уфа : Фрунзе, 46, 2005. — Т. 1 : 1917—1919 гг. — 512 с.
8. Уездное совещание по внешкольному образованию // Бюллетень отдела народного образования. — № 3. — 1.09.1917. — 108 с.
9. ЭПР — Экономическое положение России накануне Великой Октябрьской социалистической революции : документы и материалы. — Москва , Ленинград : Издательство АН СССР, 1957. — Ч. 2. — 655 с.
Литература
1. Брагин А. М. Крестьянское хозяйство Уфимской губернии (по данным подворной переписи 1915 года) / А. М. Брагин. — Уфа : Электрическая типография «Печать», 1916. — 153 с.
2. Гаврилова О. А. Земство и революция : 1917 год в Петроградской губернии / О. А. Гаврилова. — Санкт-Петербург : [б. и.], 2009. — 256 с.
3. Герасименко Г. А. Земское самоуправление в России / Г. А. Герасименко. — Москва : Наука, 1990. — 264 с.
4. Герасименко Г. А. Судьба земств в ходе революционных событий 1917 года / Г. А. Герасименко // Земское самоуправление в России, 1864—1918 : в 2 кн. — Москва : Наука, 2005. — Кн. 2. — 384 с.
5. РодновМ. И. Крестьянство Бирского уезда по переписи 1917 года / М. И. Род-нов. — Уфа : Гилем, 1997а. — 122 с.
6. Роднов М. И. Крестьянство Златоустовского уезда по переписи 1917 года / М. И. Роднов. — Уфа : ДизайнПолиграф-Сервис, 2002. — 68 с.
7. Роднов М. И. Крестьянство Стерлитамакского уезда по переписи 1917 года / М. И. Роднов. — Уфа : [б. и.], 2010. — 131 с.
8. Роднов М. И. Крестьянство Уфимского уезда по переписи 1917 года / М. И. Роднов. — Уфа : НУР-Полиграфиздат, 1997б. — 192 с.
9. Роднов М. И. Крестьянство Уфимской губернии в 1917 году : Белебеевский уезд / М. И. Роднов, О. И. Дудина // Башкирский край : вып. 1. Уфа : Башкирский государственный объединенный музей (краеведческий), 1991. — С. 74—129.
10. СеменченкоИ. В. Земство на Южном Урале в 1917—1918 гг. / И. В. Семен-ченко. — Челябинск : Изд-во ЦНТИ, 2005. — 185 с.
11. Шутов А. Ю. Российское земство и европейские традиции местного самоуправления (формирование представительства в местном самоуправлении России и Европы второй половины XIX — начало ХХ века) / А. Ю. Шутов. — Москва : Издательство Московского университета, 2011. — 432 с.
Zemstvo of Ufa Governorate in 1917
© Azamatova Gulnaz Bulatovna (2017), orcid.org/0000-0002-9364-5005, SPIN-code 67030491, PhD in History, senior research scientist, Institute of History, Language and Literature, Ufa Scientific Centre of Russian Academy of Sciences (Ufa, Russia), gulnaz.azamatova@ yandex.ru.
The article is devoted to the study of the history of Zemstvo institutions of the Ufa province in the period from February to October 1917. The role of zemstvo in the system of local governance, democratization of zemstvo assemblies and councils, as well as the formation of the volost zemstvo are examined. The research urgency is caused by the connection of this topic with the problem of the revolutionary crisis of 1917 in different regions of Russia. It is shown that in the period from February to October zemstvo institutions retained the organizational and managerial functions, but quickly lost their political positions. During this period the main controls were zemstvo council, which coordinated the activities for the reorganization of volost administration and the creation of organs of food with the participation of the population. Zemstvo assemblies felt the pressure of radical parties and representatives of the national movement. Where there were no cohesive groups enfranchised vowels, for example, in Zlatoust uyezd, zemstvo institutions became the spokesmen for farm interests. The democratization of zemstvo institutions and the formation of the volost zemstvo self-government could not prevent the collapse of the former system of management, separate parts of which (the departments of land management, their scientific and practical base) were used in the creation of new organs of power.
Key words: zemsky self-government; revolutionary crisis; food authorities; volost zemstvo; democratization of zemstvo assemblies.
Material resources
AZGO — Arkhiv Zlatoustovskogo gorodskogo okruga, f. I—11, op. 1, d. 490, l. 280; d.
777, l. 26—27; d. 784, l. 6; d. 787, l. 1; d. 863, l. 5—9, d. 864, l. 9. (In Russ.).
EPR — Ekonomicheskoye polozheniye Rossii nakanune Velikoy Oktyabrskoy sotsial-isticheskoy revolyutsii: dokumenty i materialy. 1957. Moskva, Leningrad: Izdatelstvo AN SSSR. 2. (In Russ.).
IS — Istoriko-statisticheskiye i ekonomicheskiye tablitsy po Avtonomnoy Bashkir. Sov.
Sotsialisticheskoy Respublike. 1923. Ufa: Oktyabrskiy natisk. (In Russ.).
NARB — Natsionalnyy arkhiv Respubliki Bashkortostan, f. 1832, op. 3, d. 411, l. 16; op. 4, d. 227, l. 1—1ob; d. 226, l. 1—1 ob; d. 230, l. 6. (In Russ.).
OVB — Vagapova, L. A., Rezvanova, G. E., Chemeris V. P. (eds.). 1979. Oktyabr' v Bashkirii: sbornik dokumentov i materialov. Ufa: Bashkirskoye knizhnoye izdatelstvo. (In Russ.).
SZ — Svod zakonov i normativno-pravovykh aktov Bashkortostana: 1917—1919.
(2005). Ufa: Sekretariat Gosudarstvennogo Sobraniya — Kurultaya Respubliki Bashkortostan. Ufa: Frunze, 46. 1. (In Russ.).
Uezdnoye soveshchaniye po vneshkolnomu obrazovaniyu. 1917. In: Byulleten' otdela narodnogo obrazovaniya, 3. (In Russ.).
V gorodskoy prodovolstvennoy komissii. In: Ufimskiy vestnik. 14. 01. 1917. (In Russ.).
ZKh — Zakonodatelnaya khronika. 1917. Zemskoye Delo, 9—10: 378—382. (In Russ.).
References
Bragin, A. M. 1916. Krestyanskoye khozyaystvo Ufimskoy gubernii (po dannym pod-vornoy perepisi 1915 goda). Ufa: Elektricheskaya tipografiya «Pechat'». (In Russ.).
Gavrilova, O. A. 2009. Zemstvo i revolyutsiya: 1917 god v Petrogradskoy gubernii. Sankt-Peterburg: [b. i.]. (In Russ.).
Gerasimenko, G. A. 2005. Sud'ba zemstv v khode revolyutsionnykh sobytiy 1917 goda.
In: Zemskoye samoupravleniye v Rossii, 1864—1918: v 2 kn. Moskva: Nau-ka. 2. (In Russ.).
Gerasimenko, G. A. 1990. Zemskoye samoupravleniye v Rossii. Moskva: Nauka. (In Russ.).
Rodnov, M. I. 1997a. Krestyanstvo Birskogo uyezda po perepisi 1917 goda. Ufa: Gilem. (In Russ.).
Rodnov, M. I. 1997b. Krestyanstvo Ufimskogo uyezda po perepisi 1917 goda. Ufa: NUR-Poligrafizdat. (In Russ.).
Rodnov, M. I. 2002. Krestyanstvo Zlatoustovskogo uyezda po perepisi 1917 goda. Ufa: DizaynPoligraf-Servis. (In Russ.).
Rodnov, M. I. 2010. Krestyanstvo Sterlitamakskogo uyezda po perepisi 1917 goda. Ufa: [b. i.]. (In Russ.).
Rodnov, M. I., Dudina, O. I. 1991. Krestyanstvo Ufimskoy gubernii v 1917 godu: Bele-beyevskiy uyezd. In: Bashkirskiy kray. Ufa: Bashkirskiy gosudarstvennyy obyedinennyy muzey (kraevedcheskiy).: 1: 74—129. (In Russ.).
Semenchenko, I. V. 2005. Zemstvo na Yuzhnom Urale v 1917—1918. Chelyabinsk: Izd-vo TsNTI. (In Russ.).
Shutov, A. Yu. 2011. Rossiyskoye zemstvo i evropeyskiye traditsii mestnogo samouprav-leniya (formirovanie predstavitelstva v mestnom samoupravlenii Rossii i Evropy vtoroy poloviny XIX — nachalo XX veka). Moskva: Izdatelstvo Moskovskogo universiteta. (In Russ.).