Научная статья на тему 'Землеустроительное обеспечение охраны земель сельскохозяйственного назначения'

Землеустроительное обеспечение охраны земель сельскохозяйственного назначения Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
364
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Землеустроительное обеспечение охраны земель сельскохозяйственного назначения»

можность это сделать. На наш взгляд, наряду с основательной поддержкой нововведений в сельском хозяйстве со стороны государства в рамках национального проекта «Развитие АПК» необходимы серьезные дополнительные инвестиции. Объемы инвестиций в инновационное развитие АПК со стороны частного капитала и зарубежных инвесторов в значительной степени определяются правом владе-

ния, пользования и распоряжения землей - основным средством сельскохозяйственного производства. Однако сложившиеся в России земельные отношения, пока, к сожалению, не стимулируют формирования эффективных землепользователей с учетом отражения интересов различных категорий товаропроизводителей, в нашем случае - инвесторов в агропромышленное производство.

ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

А.А. Фадеев, к.э.н., исполнит. дир. ООО «Земля» - Агентство земельных ресурсов и землеустройства, Н.Н. Корнева, к.э.н., доц., рук. сектора Всероссийского НИИ экономики,

труда и управления в сельском хозяйстве

Основным принципом действующего земельного законодательства, закрепленного в п. 2 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ (№ 136-Ф3), является «приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве...». При этом основными целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Для обеспечения охраны земель (ст. 13 ЗК РФ) собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить специальный комплекс мероприятий, направленных, в первую очередь, на предотвращение деградации сельскохозяйственных угодий и восстановление их почвенного плодородия. Кроме того, в целях охраны земель должны разрабатываться федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.

Федеральным законом «О землеустройстве» в целях охраны земель предусматривается разработка Генеральной схемы землеустройства территорий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также схем использования и охраны земель соответствующих административных уровней. Кроме того, действующее законодательство предусматривает применение мер экономического стимулирования землепользователей в сохранении и вос-

становлении плодородия почв, защите земель от негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности в порядке, устанавливаемом бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах.

Однако на практике подавляющее большинство из указанных выше положений не выполняется. За время, прошедшее с момента вступления в силу указанных федеральных законов, в стране не разрабатывались ни генеральная схема землеустройства, ни схемы использования и охраны земель, ни проекты внутрихозяйственного землеустройства, ни проектная документация по защите земель от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания вторичного засоления, иссушения, уплотнения и от других негативных (вредных) воздействий. Более того, из-за отсутствия финансирования было практически полностью прекращено проведение почвенных, геобота-нических, эрозионных, культуртехнических и других видов специальных обследований и изысканий, связанных с получением объективной информации о качественном состоянии сельскохозяйственных угодий. Таким образом, можно реально говорить о том, что государство полностью устранилось от решения проблем охраны земельных ресурсов страны, вследствие чего их состояние оценивается как неудовлетворительное.

По данным государственного (национального) доклада «О состоянии и использовании земель Российской Федерации в 2006 году», площадь сельскохозяйственных угодий страны в составе земель сельскохозяйственного назначения с 1991 г. сократилась с 213,8 до 191,7, или на 22,1 млн га. За это же время пахотный клин уменьшился на 15,7 млн га, а посевные площади -почти на 40 млн га.

В тоже время площадь сельскохозяйственных угодий с негативными проявлениями по данным исследований Государственного института землеустройства только за период 19922004 гг. возросла на 38, 62 млн га [1], в том числе эродированных на 4,41 млн га; засоленных, заболоченных, переувлажненных на 4,35 млн га, с ухудшением технологических свойств и мел-коконтуросности угодий на 11,46 млн га. Площадь оврагов в настоящее время превышает 900 тыс. га, а их ежегодный рост достигает 10-15 тыс. га. За время земельной реформы севообороты были нарушены на площади 70,65 млн га, что составляет почти 90% посевных площадей. Содержание гумуса за последние 25 лет снизились на 20%, что свидетельствует о катастрофическом падении плодородия сельскохозяйственных угодий. Площадь мелиорированных земель сократилась на 4,21 млн га. На территории 35 субъектов Российской Федерации возникли и стали активно развиваться процессы опустынивания. В Республике Калмыкии образовалась первая в Европе пустыня! В северном регионе за последние 25 лет в 2 раза сократились площади лишайниковых тундр. Процессами деградации затронуты до 25% оленьих пастбищ.

В целом, как видно из приведенных данных, сельскохозяйственных угодья России используются, а значит, и охраняются плохо, их государственная защита во многом оказывается декларативной.

Основная причина такого положения заключается в том, что сохранение и повышение плодородия почв возложены исключительно на собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков, в то время как их приоритетной задачей является организация прибыльного производства, а в современных условиях - выживание любыми способами, не думая о последствиях нарушения требований рационального использования и охраны земель, о сохранении и повышении плодородия почвы.

Вторая причина состоит в неэффективности действующих нормативно-правовых актов, регулирующих земельные отношения, вследствие отсутствия в их составе четких регламентов, правил и механизмов практической реализации устанавливаемых законами норм, а также в отсутствии организации, специализирующейся на изучении, обобщении и анализе проблем сельского землепользования, организации рационального и эффективного использования потенциала сельскохозяйственных угодий, на подготовке нормативно-

технических документов по проведению работ,

связанных с охраной земельных ресурсов сельского хозяйства.

Третья причина заключается в отсутствии комплексной научно-обоснованной концепции охраны земель в Российской Федерации, которая должна исходить из того, что земля как главное средство производства в сельском хозяйстве создавалась и осваивалась всеми предыдущими поколениями людей и должна оставаться пригодной для сельскохозяйственного использования для последующих поколений. Необходимо осознать, что земельные ресурсы, и особенно сельскохозяйственные земли, составляют главное национальное богатство страны, обеспечивают жизнедеятельность всего населения, являются местом проживания не только сельского населения, но и горожан, обеспечивают производство продуктов питания и сырья для промышленности и продовольственную безопасность страны. Поэтому, прежде всего, государство как выразитель общественных интересов должно быть заинтересовано в правильном использовании и охране своего главного национального богатства.

В целом же в государстве должна быть выстроена комплексная, взаимосвязанная система проведения специальных мероприятий, направленных на обеспечение сохранности сельскохозяйственных угодий страны, основанная на объективной информации о качественном состоянии сельскохозяйственных угодий и показателях плодородия почв, зафиксированных в специальных документах - «земельных паспортах», составляемых на каждый обособленный участок сельскохозяйственных угодий. Информация, занесенная в паспорт земельного участка, явится основой, относительно которой будет осуществляться оценка степени ухудшения или улучшения землепользователем используемых им сельскохозяйственных угодий. При ухудшении виновник должен компенсировать это соответствующими штрафами, при улучшении действует стимулирующая компенсация.

Для того чтобы предлагаемая модель заработала, необходимо разработать и утвердить: соответствующие нормативно-правовые документы, регулирующие предлагаемый порядок; систему показателей качественного состояния сельскохозяйственных угодий и плодородия почв, по которым будет оцениваться степень ухудшения или улучшения их состояния; обоснованные критерии (величины) выявленного изменения исходных (первоначальных) качественных характеристик сельскохозяйственных угодий, в соответствии с которыми должны быть установлены дифференцирован-

ные размеры поощрения или наказания землепользователей; форму паспорта земельного участка земель сельскохозяйственного назначения; периодичность проведения обследований с целью выявления изменений качественного состояния земель в зависимости от интенсивности антропогенного воздействия на земельные ресурсы, а также от уровня «ранимости» сельскохозяйственных угодий в различных природноклиматических зонах России; объемы почвенных, геоботанических, эрозионных, культур-технических и других видов специальных обследований и изысканий, обеспечивающих получение достоверной информации о состоянии земель, порядок заполнения на этой основе паспортов земельных участков, а в дальнейшем - порядок установления происходящих изменений качественного состояния сельскохозяйственных угодий; приоритетность и очередность проведения почвенных и других видов обследований в зависимости от уровня природного плодородия сельскохозяйственных угодий.

Наряду с этим необходимо для каждой сельскохозяйственной организации за государственный счет провести работы по оценке качества сельскохозяйственных угодий, их пригодности для использования в сельском хозяйстве и разработать проектную землеустроительную документацию, содержащую научно-обоснованную систему ограничений землепользования, позволяющую предотвратить возникновение деградацион-ных процессов на сельских территориях.

На государственном уровне должно быть обеспечено функционирование комплексной системы землеустроительного обеспечения охраны земель, включающей: генеральную схему землеустройства Российской Федерации, схемы землеустройства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; схемы использования и охраны земель Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; проекты землеустройства (ограничений землепользования) сельскохозяйственных предприятий; рабочие проекты осуществления земельно-охранных мероприятий; почвенные, геобо-танические, эрозионные и другие специальные обследования и изыскания, позволяющие осуществлять контроль за изменением качественного состояния сельскохозяйственных угодий.

Изложенные основные концептуальные положения организации охраны земель сельскохозяйственного назначения позволят выйти на новый более высокий качественный уровень и обеспечат сохранность для будущих поколений Россиян основного национального богатства России.

Источник

1. Волков, С.Н. Основные направления развития землеустройства в Российской Федерации (20072011 годы) / С.Н Волков // Землеустройство, кадастр, мониторинг земель. - 2007. - № 1. - С. 12.

РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ КАК ОСНОВА ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ДЕГРАДАЦИИ ЗЕМЕЛЬ Р.И. Шукшин, асп. Пензенской государственной сельскохозяйственной академии

Одной из негативных тенденций реформирования сельского хозяйства Российской Федерации является снижение эффективности использования земли.

На протяжении последних 15 лет наблюдается ежегодное уменьшение площади продуктивных земель, используемых в сельскохозяйственном производстве (табл. 1). Так, за период с 1991 по 2006 г. в Российской Федерации площадь сельскохозяйственных угодий сократилась на 0,8%, пашни - на 7,9%, посевов - на 34,4%. В Пензенской области размер сельскохозяйственных угодий, пашни и посевов сократился, соответственно, на 0,7%, 10,4% и 41,4%. Кроме того, наблюдается снижение доли засеянной пашни с 89% до 63% в РФ и с 87% до 57% в Пензенской области.

Происходит запуск земель, не выполняются мероприятия по сохранению и повышению плодородия почв, не соблюдается порядок

проведения агротехнических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозионных мероприятий и др. [2]. Известно, что если пашня не обрабатывается более трех лет, она зарастает кустарником и лесом, становится непригодной для дальнейшей обработки традиционными способами. По нашим расчетам, сохранение данной негативной тенденции грозит переводом в залежи около 30 млн га пашни в РФ и 670 тыс. га в Пензенской области.

Снижение уровня использования земельных ресурсов в сельском хозяйстве вызвано неудовлетворительным экономическим состоянием сельскохозяйственных организаций, обусловленным, прежде всего, межотраслевыми диспропорциями. Так, начиная с 1990-х гг. темпы роста цен на энергоресурсы (нефтепродукты, электроэнергию, газ) опережают темпы роста цен на сельскохозяйственную продукцию. Особенно четко выражен диспаритет цен

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.