УДК 631.139 DOI 10.23947/2413-1474-2017-4-18-28
ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Н.Б. Сухомлинова*, К.К. Чешева**
*Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт им. А.К. Кортунова, ДГАУ **Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
LAND RESOURCES IN THE CONTROL SYSTEM OF THE LAND AND PROPERTY
RELATIONS OF MUNICIPAL UNIT
N.B. Sukhomlinova*, K.K. Chesheva **
*Novocherkassk engineering and meliorative institute of A.K. Kortunov, DGAU **Rostov state economic university (RINH)
Земельные ресурсы нуждаются в полном и эффективном использовании. Действительно, в последние годы произошли изменения в распределении земельных ресурсов, в укреплении их правовой основы. Это должно устранить имеющиеся недостатки в их использовании. Поэтому формирование и развитие новых земельно-имущественных отношений, которые в полной мере обеспечили бы разработку эффективной системы управления земельными ресурсами, приобретает в рыночных условиях исключительно важное значение. Особенность такого подхода заключается еще и в том, что при использовании, охране и оценке земельных ресурсов их качество не должно ухудшаться, а, наоборот, в поступательной последовательности приобретать обновленный характер их качественного состояния.
В этой связи рассмотрение земельных ресурсов как объекта в системе земельно-имущественных отношений муниципального образования имеет исключительно важное значение на всех уровнях хозяйственной деятельности.
Ключевые слова: земельные ресурсы, земельно-имущественные отношения, муниципалитет, формирование, развитие, использование, охрана, оценка.
Land resources need full and effective use. Really, in recent years there were changes in distribution of land resources, in strengthening of their legal basis. It has to eliminate the available defects of their use. Therefore formation and development of the new land and property relations which would fully provide development of an effective control system of land resources gains extremely important value in market conditions. The feature of such approach is also that during the using, protection and assessment of land resources their quality shouldn't worsen, and on the contrary, in the forward sequence to gain the updated character of their qualitative state.
In this regard consideration of land resources as object in the system of the land and property relations of municipal unit has extremely important value at all levels of economic activity.
Keywords: land resources, land and property relations, municipality, formation, development, use, protection, assessment.
Введение. Земельные ресурсы как объект новых земельно-имущественных отношений на разных иерархических уровнях нуждаются в организации их полного рационального и эффективного использования. В этой связи следует отметить, что за
последние годы произошли коренные изменения как в распределении земельных ресурсов по новым формам хозяйствования, так и в укреплении их правовой основы, что в конечном итоге позволит устранить сложившиеся недостатки в организации их использования, охраны и оценки, и особенно в комплексе с объектами недвижимости.
Структурирование системы использования и управления земельно-ресурсным потенциалом на муниципальном уровне. В соответствии с Земельным кодексом РФ под понятием «земля» или «земельные ресурсы» подразумевается «основа жизни и деятельности человека». При этом регулирование отношений по использованию земли осуществляется исходя из представлений о земле как об объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве, основы осуществления хозяйственной и иной деятельности и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав. В экологическом и земельном праве под понятием «земля» понимается часть окружающей среды, компонент природы, охватывающей поверхность земной коры на глубину почвенного покроя [1].
Следовательно, земля (земельные ресурсы) обладает уникальным свойством приращения своих производительных качеств. Это свойство обеспечивает возможность повышения почвенного плодородия, а также позволяет компенсировать физические возможности расширения границ возделываемого земельного пространства. Поэтому естественное и искусственное плодородие почвы создает возможность формирования экономического плодородия, что оказывает существенное влияние на экономическое состояние земельных ресурсов [2].
Помимо этого, земля (земельные ресурсы) в рыночных условиях приобрела (приобрели) форму товарно-денежных отношений. Исходя из этого вся земельная территория страны, ее субъектов и муниципальных образований городских округов поделены на территориально-кадастровые зоны, в разрезе которых осуществлена государственная кадастровая оценка стоимости каждого земельного участка. На этой основе земельный участок приобретает свойство рыночной экономики, участвует в обороте, с ним совершаются различные сделки, в том числе и купли-продажи. Земельный участок, обладая кадастровой стоимостью, создает условия для формирования налогооблагаемой базы.
Земельный кодекс РФ трактует земельный участок как «часть поверхности земли, в том числе и почвенный слой, границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке». Однако при изменении хозяйственной функции его общественно полезные свойства могут значительно возрасти и вместе с этим резко возрасти его рыночная стоимость.
Анализ сущности земельных ресурсов и ее проявления в сфере земельно-имущественных отношений представлены в табл. 1.
Можно выделить следующие подходы к оценке эффективности использования земельных ресурсов: экономический, правовой, градостроительный, экологический и социальный (рис. 1).
В этой связи управление земельными ресурсами осуществляется в рамках нескольких пространств — социального, политического, правового, экономического, культурного, исторического, природно-климатического, экологического [3]. Учитывая данную специфику, необходимо ориентировать систему управления земельно-имущественными отношениями на реализацию следующих основных функций:
• рациональное сочетание стратегических и тактических интересов в области использования земельных ресурсов;
• упрощение и удешевление системы учета и регистрации прав на земельные участки;
Таблица 1
Характеристика земельных ресурсов как объекта земельно-имущественных отношений
Функциональная определенность земельных ресурсов Сущность и особенности проявления в сфере земельно-имущественных отношений
Производственно-технологический ресурс Эксплуатация природохозяйственных качеств земельных участков, взаимодействие общественных и частных интересов в целях формирования эффективного механизма использования земельных угодий
Товар рынка недвижимости Эксплуатация характеристик земельных участков, стимулирующих покупательский спрос на рынке недвижимости через рациональное вовлечение земель в хозяйственный оборот и их охрану; достижение экономической выгоды от эксплуатации земельных ресурсов; закрепление имущественных прав на землю и повышение ее ценности
Территориально -природный фактор Вовлечение земельно-имущественных ресурсов в хозяйственный оборот как фактор, интегрирующий природохозяйственный, пространственно -климатический и ресурсно-сырьевой потенциалы территории
• обеспечение надежности и оперативности контроля за состоянием и использованием земельных ресурсов;
• эффективное сочетание земельной территории и объектов капитального строительства, расположенных на ней.
Подходы к
оценке эффективности использова
ния земельных ресурсов
Градостроительный
социальный
-► Экономический -► Стоимость земельных участков
Максимальная сумма собираемых платежей
ь Эффективная реализация права собственности
-^ Правовой
Режим использования земельной территории
Создание пространственных условий развития материальной базы
Экологический -» Максимальное сохранение ценных природных ландшафтов
-► Обеспечение экологического равновесия
Удовлетворение потребностей населения
Создание условий для отдыха
Создание продовольственной безопасности
Рис. 1. Основные факторы обеспечения эффективности использования
земельных ресурсов
Таким образом, основной функцией управления земельно-имущественным комплексом муниципального образования является постоянное и эффективное воздействие на субъекты землепользования с целью их рационального использования с учетом объектов капитального строительства, расположенного на конкретном земельном участке [4].
В этой связи правительством Российской Федерации был предпринят ряд мер по развитию нормативно-правовой базы в сфере регулирования земельно-имущественных отношений, однако изменения в законодательстве не повлекли коренных преобразований как в использовании земельных ресурсов непосредственно, так и в их комплексном сочетании с объектами различной инфраструктуры, что в конечном итоге пока ослабляет налоговую политику в области эксплуатации земельно-имущественных комплексов [5].
Поэтому на региональные и муниципальные органы управления в системе действующих землепользований и землевладений ложится основной объем работ по формированию и реализации эффективной политики в сфере регулирования земельно-имущественного комплекса, основные положения которого представлены на рис. 2.
В этой связи система управления муниципальным земельно-имущественным комплексом должна быть направлена на достижение следующих целей:
— создание экономико-правовой инфраструктуры рынка муниципальной недвижимости, приоритетным сегментом которого является рынок земельно-имущественных ресурсов;
— увеличение доходной части муниципального бюджета посредством стимулирования платежей за пользование, владение и распоряжение земельно-имущественными ресурсами;
— повышение инвестиционной привлекательности территории муниципального образования за счет достижения гарантий имущественных прав на земельную недвижимость;
— соблюдение природохозяйственных интересов, связанных с повышением качества использования земельно-имущественных ресурсов;
— проведение мониторинга за состоянием земельных ресурсов и объектов инфраструктуры, расположенных на них.
В этой связи необходимо выявить особенности использования земельных ресурсов в условиях нового земельного, градостроительного законодательства и нормативных актов о недвижимости, а также определить эффективные организационные меры по управлению земельно-имущественными ресурсами по следующим ключевым направлениям:
• приведение системы землепользования и землевладения к единым стандартам формирования, учета и оценки земельных участков;
• определение роли и места землеустроительных работ в комплексном освоении земель для инвестиционных нужд;
• определение путей использования земельно-имущественного комплекса в интересах населения муниципального образования;
• разработка механизмов привлечения инвестиций в земельно-имущественный комплекс.
В рыночной экономике важной задачей является выбор рационального сочетания административно-правового регулирования земельно-имущественных отношений. При этом муниципалитет выступает, с одной стороны, как собственник, а, с другой, — как субъект управления, оказывающий воздействие на земельно-имущественные отношения при помощи административно-правовых и экономических методов.
Рис. 2. Функции и механизмы реализации муниципальной политики в сфере регулирования земельно-ресурсного потенциала
Основными задачами регулирования земельно-имущественных отношений на муниципальном уровне являются:
• обеспечение целевого использования земельных ресурсов;
• стимулирование землепользователей и землевладельцев, обеспечивающих эффективное использование земельных ресурсов;
• соблюдение материальной и нравственной ответственности за состояние используемых земельных ресурсов;
• продажа и передача земельной собственности при соблюдении условий, выработанных обществом и закрепленных законодательно;
• учет территориальных особенностей размещения и использования земельных ресурсов [6].
Современный механизм управления и распоряжения муниципальными земельно-имущественными ресурсами представляет собой сложно структурированную систему регулирования земельно-имущественных отношений (рис. 3).
Система регулирования земельно-имущественных отношений
Экономико-правовые формы
- разработка и утверждение нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность земельно -имущественных комплексов;
заключение договоров земельно-имущественного оборота;
- принятие и реализация государственных программ развития земельно-имущественных комплексов;
зонирование земель, ведение кадастрового учета и т.д.
Организационно-управленческие формы
- принятие решений по вопросам регулирования государственной собственности в земельно-имущественном комплексе;
- разработка и реализация тактических программно-целевых документов управления государственной собственностью в земельно-имущественном комплексе;
- организация и проведение сессий, заседаний, совещаний, консультации и т.д. по вопросам развития земельно-имущественных отношений
Рыночные институциональные формы
- концессионная политика;
- организация контрактной системы регулирования государственной собственности и предпринимательской деятельности в земельно-имущественном комплексе;
-финансово-инвестиционные механизмы реализации при-родохозяйственных мер в отечественном земельно-имущественном комплексе, направленные на восстановление почвенно-земельного потенциала
Рис. 3. Формы регулирования земельно-имущественных отношений
В современных условиях особо актуальными являются разработка и освоение инновационных методов экономического регулирования земельно-имущественных отношений, к которым относятся:
• совершенствование налогообложения путем усиления стимулирующей роли ставок земельного налога;
• развитие арендных отношений и регулирование уровней арендной платы;
• развитие ипотечных операций, включая регулирование процентных ставок и уровня залоговых цен;
• упорядочение системы компенсаций при изъятии земель для общественных и государственных нужд;
• введение материальных стимулов и штрафных санкций по экологическим показателям;
• отработка системы налоговых и регистрационных сборов при совершении сделок с земельными участками;
• формирование единой системы налогообложения на земельно-имущественную недвижимость.
Кроме совершенствования существующих инструментов, необходимо развивать новые инструменты земельно-имущественного менеджмента, к которым можно отнести:
• оптимизацию размеров и форм земельных участков;
• обмен земельными участками между государством и частными собственниками;
• выкуп земли муниципальными властями на рынке с целью ее дальнейшей перепродажи;
• ограничения, запреты и предложения по использованию земли;
• софинансирование вложений в существующую инфраструктуру;
• санацию и проведение мероприятий по развитию территории муниципального образования.
Особенно актуальной становится экологизация процессов управления земельно-имущественным комплексом муниципального образования, необходимость которой обуславливается резким обострением взаимосвязей в системе «человек — окружающая среда».
Этот процесс призван обеспечить повышение эффективности природохозяйственной деятельности, формирование объективной необходимости, поддержание состояния окружающей природной среды на достаточно высоком уровне, призванном обеспечить значительное снижение заболеваемости и увеличение продолжительности жизни населения.
Права на земельные участки в городах и других населенных пунктах оформляются либо путем долгосрочной аренды с максимальным сроком на 49 лет, либо путем продажи в собственность. Распространена и краткосрочная аренда земельных участков, особенно для целей строительства. В случаях, когда большое количество земельных участков находится в рыночном обороте, оценщик сталкивается с определенными трудностями по проведению стоимостной оценки некоторых земельных участков для целей их продажи или выкупа.
При этом крупные земельные участки под жилое или промышленное строительство пользуются спросом только у крупных инвесторов, которые заявляют, как правило, о строительстве крупных объектов. В то же время за последние годы из-за неустойчивого финансового положения, в том числе и проблем с кредитами, обеспеченность инвестирования многих объектов подвергается резким колебаниям, что в целом нарушает устойчивость развития земельно-имущественных отношений в этих условиях.
Следует отметить, что в последние годы происходит не только оживление коммерциализации земельно-имущественных отношений, но и значительный рост уровня коммерческой аренды зданий и сооружений и особенно земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. Такое оживление позволяет проводить конструктивную работу в области кредитования инвестиционных вложений в различные объекты жилищного, социально-бытового, культурного и промышленного назначения.
Систематизация показателей стоимостной оценки земельных участков указывает на их неоднородность, местоположение, качественную характеристику, что оказывает существенное влияние на формирование ценообразующих факторов, к которым следует отнести:
1. Местоположение земельного участка и его качественная характеристика.
2. Уровень инженерного оборудования обустраиваемой территории и прилегающей к ней местности.
3. Геоморфологические свойства земельных участков (рельеф, геология, гидрогеология и т. д. ).
4. Конфигурация земельного участка, влияющая на удобство для строительства и ведения хозяйственной деятельности.
5. Архитектурно-планировочное обеспечение зданий и сооружений, расположенных на искомом земельном участке.
6. Правовой статус земельного участка.
Данная ситуация актуализирует проблему зонирования городской территории по ряду ключевых характеристик, отражающих совокупные особенности объектов земельно-имущественного комплекса, в том числе стоимостные [7].
При этом отметим, что свойство целостности земельно-имущественного комплекса муниципального образования определяется интеграцией его частей, в качестве которых выступают территориальные зоны муниципальных образований, включающие объекты недвижимости, имеющие одинаковое функциональное назначение. Территориальные зоны могут быть представлены совокупностью однородных объектов недвижимости, однако историческое развитие поселений, недостаточно продуманная застройка и другие факторы привели к тому, что зонирование происходит по преобладающему функциональному принципу [8].
Исходя из этого, территориальные зоны представляют собой отдельные территории, границы которых фиксируются на основании решений органов местного самоуправления. Эти зоны выделяются для целей административно-хозяйственного регулирования земельно-имущественных отношений в пределах каждой зоны, посредством чего устанавливается правовой режим использования данных территорий. Поэтому в условиях рыночной экономики зонирование земель предопределяет устойчивую форму контроля над использованием городской территории.
В этой связи можно указать на существующее понятие морфологии города, под которым понимается распределение в городском пространстве объектов городского хозяйства, парков, жилых районов, элементов природного ландшафта и т. д. По большому счету такой подход относится к сфере городского планирования, однако благодаря его активной эксплуатации советскими градостроителями он находит реальное воплощение в развитии современных российских городов [9].
В настоящее время существует множество видов зонирования городской или муниципальной территории. Например, цель зонирования вредных воздействий состоит в том, чтобы отделить друг от друга несовместимые виды землепользования.
Большое значение при территориальном зонировании городской или муниципальной территории приобретает финансовая составляющая этого процесса, поскольку различные типы домовладений общественных и промышленных зданий и сооружений накладывают свой отпечаток на доходность той или иной территориальной зоны.
Анализ зарубежного опыта в решении территориальных вопросов указывает на то, что при помощи соответствующих планов землепользования и застройки устанавливаются общие правила использования недвижимости в зонах в соответствии с их назначением, определяются экологические меры, условия передачи отдельных объектов недвижимости из различных зон и рационального использования природных ресурсов, разрабатывается система приоритетов среди вариантов возможного целевого назначения отдельных зон и объектов.
Основными задачами при разработке системы зонирования объектов земельно -имущественного комплекса выступают:
1. Составление единого кадастра объектов недвижимости населенных пунктов, на которых будет осуществляться территориальное зонирование.
2. Установление этапов зонирования объектов недвижимого имущества населенных пунктов, которые подвергаются процедуре зонирования.
3. Определение основных понятий в сфере зонирования объектов недвижимого имущества населенных пунктов.
4. Определение порядка, целей и оснований определения предельных и допустимых параметров использования объектов недвижимого имущества в зонах и подзонах в целях регламентации разрешенного использования объектов недвижимости.
5. Установление порядка зонирования объектов недвижимого имущества населенных пунктов, включая приведение существующего (фактического) использования этих объектов в соответствие с введенным разрешенным использованием [10].
6. Определение форм участия населения и собственников недвижимости в утверждении и изменении документации о зонировании.
7. Оптимизация баланса интересов частных и государственных (муниципальных) собственников недвижимости при осуществлении зонирования объектов недвижимого имущества населенных пунктов.
8. Установление порядка изменения разрешенного использования объектов недвижимости (перезонирования), включая необходимые процедуры согласования такого изменения.
9. Установление способов контроля за осуществлением деятельности в области зонирования недвижимости населенных пунктов.
В настоящее время общепризнанным стало понимание того, что экологический фактор приобрел комплексный характер и присущ всем сферам человеческой деятельности. Следовательно, при решении вопросов территориальной организации населенного пункта или муниципального образования необходимо принимать в расчет следующее:
1) планировочные решения приняты с учетом преобладающего направления ветров (роза ветров);
2) геомагнитные излучения на застраиваемых территориях;
3) качество питьевой воды и качество очищенных сбросных вод;
4) снижение шумового и иного загрязнения воздушной среды.
В этой связи одним из важнейших механизмов решения социальных и эколого-экономических проблем выступает формирование рациональной территории, обеспечивающей выполнение всех условий территориального планирования населенных пунктов или муниципальных образований [11].
У современных исследователей существует множество подходов к толкованию рассматриваемого понятия. К примеру, одна группа ученых рассматривает экологическую функцию территориальных зон как комплексную систему определенных природоохранных мер, обеспечивающих экологизацию всех сфер человеческой деятельности (производственной, социально-экономической, культурно-бытовой, рекреационной, жилищной и т.д.).
Заключение. Таким образом, цель управления муниципальным земельно-имущественным комплексом с помощью механизма территориального зонирования состоит в том, чтобы создать правовую основу для обеспечения прав общественности на допустимое с экологической точки зрения использование территории вопреки правам собственников, использующих свои объекты недвижимости в личных интересах [12,13]. Конкретной целью зонирования объектов недвижимости населенных пунктов является определение общих принципов и порядка дифференциации недвижимости населенных пунктов для установления и изменения видов разрешенного использования земельно-имущественного комплекса.
Следовательно, регулирование процессов использования и охраны земельных ресурсов достигает наибольшего эффекта в том случае, когда эта процедура осуществляется в рамках рациональной системы земельно-имущественных отношений муниципального образования.
Библиографический список
1. Состояние и использование земельного фонда Ростовской области / А. С. Чешев [и др.]. — Ростов-на-Дону : Изд. СКНЦ ВШ, 1996.
2. Чешев, А. С. Земельные ресурсы Ростовской области и их хозяйственное использование / А. С. Чешев, Н. Б. Сухомлинова. — Ростов-на-Дону : СКНЦ ВШ, 2005.
— 200 с.
3. Чешев, А. С. Основы землепользования и землеустройства : учебник / А. С. Чешев, В. Ф. Вальков. — Москва : Изд. «Март», 2002. — 544 с.
4. Экологические аспекты плодородия почв Ростовской области / А. С. Чешев [и др.]. — Ростов-на-Дону : СКНЦ ВШ, 1996. — 168 с.
5. Поляков, В. В. Земельно-имущественный комплекс муниципального образования: социо-эколого-экономические аспекты / В. В. Поляков, Н. Б. Сухомлинова, А. С. Чешев. — Ростов-на-Дону : Вузовская книга, 2015. — 238 с.
6. Использование и оценка земельных ресурсов / А. С. Чешев [и др.]. — Ростов-на-Дону : СКНЦ ВШ, 2007. — 262 с.
7. Чешев, А. С. Организационно-хозяйственные аспекты городского землепользования / А. С. Чешев, В. В. Поляков, К. В. Тихонова. — Ростов-на-Дону : ЗАО «Книга», 2016. — 220 с.
8. Вагин, В. С. Экологизация природоохранной деятельности на территории муниципальных образований / В. С. Вагин, А. С. Чешев. — Ростов-на-Дону : ЗАО «Книга», 2015. — 221 с.
9. Использование и охрана мелиорированных земель в системе агромелиоландшафтов / А. С. Чешев [и др.]. — Ростов-на-Дону : Изд. СКНЦ ВШ, 2009. — 262 с.
10. Овчинникова, Н. Г. Эколого-экономические условия формирования и развития землепользования в современных условиях / Н. Г. Овчинникова, А. С. Чешев. — Ростов-на-Дону : Изд. СКНЦ ВШ, 2010. — 211 с.
11. Соломкина, Л. Г. Эколого-экономические аспекты современного землепользования / Л. Г. Соломкина, А. С. Чешев. — Ростов-на-Дону : Изд. СКНЦ ВШ, 2004. — 288 с.
12. Долматова, Л. Г. Социо-эколого-экономические аспекты территориального планирования использования и охраны земельных ресурсов / Л. Г. Долматова. — Ростов-на-Дону : Изд. СКНЦ ВШ, 2012. — 258 с.
13. Использование и охрана природных ресурсов в рамках агромелиоративных систем / В.В. Поляков [и др.]. — Ростов-на-Дону; Москва :Вузовская книга, 2015. — 223 с.
Bibliography
1. State and use of land fund of the Rostov region/A.S. Cheshev [etc.]. — Rostov-on-Don: Prod. SKNTs VSh, 1996.
2. Cheshev, A.S. Land resources of the Rostov region and their economic use/ A.S. Cheshev, N.B. Sukhomlinova. — Rostov-on-Don: SKNTs VSh, 2005. — 200 pages.
3. Cheshev, A.S. Bases of land use and land management: textbook/ A.S. Cheshev, V.F. Valkov. — Moscow: Prod. "March", 2002. — 544 pages.
4. Ecological aspects of fertility of soils of the Rostov region/ A.S. Cheshev [etc.]. — Rostov-on-Don: SKNTs VSh, 1996. — 168 pages.
5. Polyakov, V. V. Land and property complex of municipal unit: sotsio-ekologo-economic aspects / V.V. Polyakov, N.B. Sukhomlinova, A.S. Cheshev. — Rostov-on-Don: High school book, 2015. — 238 pages.
6. Use and assessment of land resources/ A.S. Cheshev [etc.]. — Rostov-on-Don: SKNTs VSh, 2007. — 262 pages.
7. Cheshev, A.S. Organizational and economic aspects of city land use/ A.S. Cheshev, V.V. Polyakov, K.V. Tikhonova. — Rostov-on-Don: CJSC Kniga, 2016. — 220 pages.
8. Vagin, V. S. Greening of nature protection activity in the territory of municipal units / V.S. Vagin, Cheshev. — Rostov-on-Don: CJSC Kniga, 2015. — 221 pages.
9. Use and protection of the reclaimed lands in the system of agromeliolandshaft/ A.S. Cheshev [etc.]. — Rostov-on-Don: Prod. SKNTs VSh, 2009. — 262 pages.
10. Ovchinnikova, N. G. Ekologo-ekonomichesky conditions of formation and development of land use in modern conditions / N.G. Ovchinnikova, A.S. Cheshev. — Rostov-on-Don: Prod. SKNTs VSh, 2010. — 211 pages.
11. Solomkina, L. G. Ekologo-ekonomichesky aspects of modern land use/ L.G. Solomkin, A.S. Cheshev. — Rostov-on-Don: Prod. SKNTs VSh, 2004. — 288 pages.
12. Dolmatov, L. G. Sotsio-ekologo-ekonomicheskiye aspects of territorial planning of use and protection of land resources/L. G. Dolmatov. — Rostov-on-Don: Prod. SKNTs VSh, 2012. — 258 pages.
13. Use and protection of natural resources within agromeliorative systems / V.V. Polyakov [etc.]. — Rostov-on-Don; Moscow: High school book, 2015. — 223 pages.
Наталья Борисовна Сухомлинова - доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой землепользования и землеустройства Новочеркасского инженерно-мелиоративного института им. А.К. Кортунова, ДГАУ.
Natalya Borisovna Sukhomlinova - the Doctor of Economics, professor managing the Land use chair and land management Novocherkassk engineering and meliorative institute of A.K. Kortunov, DGAU.
346428, г. Новочеркасск, ул. Пушкинская, 111 346428, Novocherkassk, Pushkinskaya St., 111 Тел.: +7(8635) 22-43-23; e-mail: [email protected]
Ксения Константиновна Чешева - студентка Ростовского государственного экономического университета (РИНХ).
Ksenia Konstantinovna Chesheva - is the student of the Rostov state economic university (RINH).
344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, д. 69 344002, Rostov-on-Don, Bolshaya Sadovaya St., 69