Экономика
УДК 330.8
ЗЕМЕЛЬНО-АГРАРНАЯ РЕФОРМА П. А. СТОЛЫПИНА И РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Б. А. ВОРОНИН,
доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой, В. В. МАСЛАКОВ,
доктор экономических наук, профессор,
A. А. САРАБСКИЙ,
доктор экономических наук, профессор, Н. А. ПОТЕхИН,
доктор экономических наук, профессор, М. В. ФЕДОРОВ,
доктор экономических наук, профессор, Уральский государственный аграрный университет
(620075, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, д. 42)
Ключевые слова: П. А. Столыпин, Россия, земельно-аграрная реформа, современное сельское хозяйство. Из всего материала о деятельности П. А. Столыпина в настоящей статье более подробно изложена информация о земельной и аграрной реформах, которые кардинально изменили организацию сельскохозяйственной деятельности в российском государстве. Основной целью аграрной реформы Столыпин провозглашал создание в деревне класса независимых крестьян собственников, призванного стать социальной опорой государства на местах. Краткое перечисление позитивных результатов столыпинской земельно-аграрной реформы убедительно свидетельствует о верно выбранной стратегии развития российского сельского хозяйства и решения крестьянского вопроса через частную собственность на землю. В совокупности эти факторы позволили российскому государству в кратчайший срок занять ведущее место на мировом рынке сельскохозяйственной продукции. Показано, как развивается сельское хозяйство в современной России. Современная земельно-аграрная реформа, начавшаяся в Российской Федерации с 1990 года, вместо позитивного развития отбросила российское сельское хозяйство по производству отдельных видов продукции на 40-50 лет. Однако сегодня очевидны и позитивные показатели сельскохозяйственной деятельности. Так, по итогам 2014 и 2015 годов сельское хозяйство имеет рост производства 3 % и, практически решив проблемы обеспечения продовольственной безопасности страны по основным видам продовольствия, переходит, несмотря на санкции, на экспортно-ориентированное развитие и выходит на мировой агропродовольственный рынок по зерну, мясу птицы, свинине и другим важнейшим продуктам питания. Необходимо отметить, что российский агропромышленный комплекс как один из трех драйверов российской экономики обеспечил в 2015 году рост на 3 % и по отдельным продуктам целенаправленно переходит на экспортно-ориентированное развитие. В целом в аграрной сфере должны получить широкое развитие биотехнологические методы и механизмы, обеспечивающие решение задач по импортозамещению сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на агропродовольственном рынке Российской Федерации.
LAND AGRARIAN REFORM OF P. A. STOLYPIN
AND DEVELOPMENT OF AGRICULTURE IN RUSSIA TODAY
B. A. VORONIN,
doctor of legal sciences, professor, head of department, V. V. MASLAKOV,
doctor of economic sciences, professor, A. A. SARABSKIY, doctor of economic sciences, professor, N. A. POTEKHIN,
doctor of economic sciences, professor, M. V. FEDOROV,
doctor of economic sciences, professor, Ural State Agrarian University
(42 K. Liebknechta Str., 620075, Ekaterinburg)
Keywords: P. A. Stolypin, Russia, land agrarian reform, modern agriculture.
This article deals with the information on land and agrarian reforms of P. A. Stolypin which cardinally changed the organization of agricultural activities in the Russian. Stolypin proclaimed that the main objective of agrarian reform was to form a class of independent peasants owners designed to become a social support of the state in the regions. Short list of positive results of Stolypin's land agrarian reform convincingly testifies to the right choice of strategy of development of the Russian agricultural industry and the solution of the soil question through private property. The sum of these factors allowed the Russian state to take in the shortest possible time the leading place in the world market of agricultural products. It is also shown here in this article how the agricultural industry in modern Russia develops. The modern land agrarian reform which began in the Russian Federation in 1990, instead of positive development, set the Russian agricultural industry back on production of separate types of products for 40-50 years. However, positive indicators of agricultural activities are also present today. So, following the results of 2014 and 2015 the agricultural industry has increase in production of 3 % and, having practically solved problems of ensuring food security of the country on main types of food, passes, despite sanctions, export-oriented development and enters the world of agrofood market on grain, poultry, pork and other major food. It should be noted that the Russian agro-industrial complex as one of three drives of the Russian economy grew by 3 % in 2015 and on some products purposefully goes to export-oriented development. In general, in the agrarian sphere the biotechnological methods and mechanisms providing the solution of tasks on import substitution of agricultural products, raw materials and food in the agrofood market of the Russian Federation shall gain broad development.
Положительная рецензия представлена А. Н. Митиным, доктором экономических наук, профессором, заведующим кафедрой теории и практики управления Уральского государственного юридического университета.
Петр Аркадьевич Столыпин вошел в историю России как выдающийся государственный деятель-реформатор. Как отмечает в своей монографии Г. П. Сидоровнин, заслуги и достоинства П. А. Столыпина были так очевидны, а перемены к лучшему в России в период его нахождения на вершине государственной власти столь неоспоримы, что фигура героя нашего повествования и без того представляется легендарной [1]. Неслучайно многие известные люди эпохи не скупились на оценки, поминая Столыпина. «Борец за благо России», «русский Бисмарк», «последний витязь», «последний римлянин», «русский исполин», «богатырь слова и дела», «железный премьер» — вот лишь часть эпитетов, рассыпанных на страницах рукописей и книг разных авторов и времен.
П. А. Столыпину посвящено значительное количество книг и статей, как политического, так и публицистического характера, написанных людьми, знавшими его, близкими, учеными-исследователе-ми его жизни и деятельности. Приведем отдельные книжные публикации о Петре Аркадьевиче Столыпине: А. П. Аксаков «Высший подвиг» [2]; М. П. Бок «Воспоминания о моем отце П. А. Столыпине» [3]; «Государственная деятельность Председателя Совета Министров статс-секретаря Петра Аркадьевича Столыпина» (сост. Е. В. Варпаховская) [4]; А. Еропкин А. В. «П. А. Столыпин и Указ 9 ноября» [5]; П. Н. Ефремов «Столыпинская аграрная политика» [6]; А. С. Изгоев «П. А. Столыпин. Очерк жизни и деятельности» [7]; П. Н. Кречетов «Петр Аркадьевич Столыпин. Его жизнь и деятельность» [8]; В. И. Ленин «Столыпин и революция» [9]; А. П. Столыпин «П. А. Столыпин» [10]; В. В. Хотулев «Петр Столыпин: трагедия России» [11]; А. Н. Шварц «Моя переписка со Столыпиным. Мои воспоминания о государе» [12].
В перечисленных книгах весьма конкретно излагаются взгляды авторов на деятельность П. А. Столыпина и инициированные им реформы, которые в истории получили название «столыпинские».
Из всего материала о деятельности П. А. Столыпина в настоящей статье более подробно изложена информация о земельной и аграрной реформах, которые кардинально изменили организацию сельскохозяйственной деятельности в российском государстве.
Как известно, решительные меры, положившие начало земельной и аграрной реформам, были изложены в Именном высочайшем указе от 9 ноября 1906 года «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования» [13].
В Указе был подробно изложен механизм его реализации. Налицо образец правового документа пря-
мого действия, чего нельзя сказать о современном земельном и аграрном законодательстве, которое для реализации закона иногда требует принятия более 10 подзаконных актов, которые в итоге зачастую размывают саму суть принятого закона, что отрицательно отражается на эффективности правоприменения.
Возвращаясь к Указу от 9 ноября 1906 года, отметим высказывания В. И. Ленина о значении земельно-аграрной реформы: «...Если столыпинская политика продержится действительно долго, тогда добросовестные марксисты прямо и открыто выкинут всякую аграрную программу, ибо после решения аграрного вопроса в столыпинском духе никакой иной революции, способной изменить серьезно экономические условия жизни крестьянских масс, быть не может. Вот в каком соотношении стоит вопрос о состоянии буржуазной и социалистической революции в России» [14]; «...консерваторы и реакционеры были недовольны Столыпиным за уничтожение общины и вообще за „либерализм", а революционеры были недовольны, что Столыпин уничтожил общину, так как они видели в ней зачаток социализма» [15].
Так что же такое совершил П. А. Столыпин, чтобы, с одной стороны, встретить непонимание части общества, а с другой - войти в историю как великий реформатор, в частности, в аграрной сфере?
Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим хронику событий, происходивших в России в период, начавшийся после отмены крепостного права в 1861 году и закончившийся изданием Указа от 9 ноября 1906 года, а также в ходе его реализации.
1891 г. - голод в Поволжье, Уфимской, Воронежской, Тамбовской, Пензенской, Рязанской губерниях.
1898, 1901, 1906, 1911 гг. - неурожайные годы: засуха в хлебопроизводящих губерниях России (Черноземный центр, Поволжье, Сибирь).
1901 г. - образование партии социалистов революционеров (эсеров), претендовавшей на выражение интересов крестьян.
Январь 1902 г. - март 1905 г. - работа редакционной комиссии МВД по пересмотру крестьянского законодательства (председатель - В. К. Плеве); деятельность особого совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности (председатель — С. Ю. Витте). В губерниях создавались комитеты по выяснению нужд сельского хозяйства.
Март 1902 г. - крестьянские волнения на Средней Волге, в Воронежской, Кутаисской, Полтавской (разграблено 64 имения), Харьковской (разграблено 27 имений) губерниях.
1902-1904 гг. - по данным правительственных ведомств, произошло 670 «крестьянских восстаний».
12 марта 1903 г. - издан закон об отмене круговой поруки в крестьянской общине.
Экономика
Июль - август 1903 г. - II съезд РСДРП; принятие программы партии, в аграрной части которой содержались требования отмены выкупных и оброчных платежей; свободы для крестьян распоряжаться своей землей, конфискации монастырских и церковных имуществ, а также имений удельных, кабинетских и принадлежащих царской фамилии в пользу крестьян.
11 августа 1904 г. - издан царский манифест об отмене телесных наказаний крестьян по приговорам волостных судов и сельских обществ.
12 декабря 1904 г. - царский указ о приведении законов о крестьянстве в соответствие «с общим законодательством империи» с целью превращения крестьян в «полноправных сельских обывателей».
9 января 1905 г. - «Кровавое воскресенье». Начало первой российской революции.
Весна - лето 1905 г. - крестьянское движение охватило около пятой части всех уездов Европейской России. Восстания в Прибалтике (Латвия) и Закавказье (Грузия).
10 апреля 1905 г. - для борьбы с крестьянским движением специальным законом («Об имущественной ответственности сельских обществ и селений, крестьяне которых приняли участие в аграрных беспорядках»), учреждались временные уездные комитеты.
31 июля - 1 августа 1905 г. - первый (учредительный) съезд Всероссийского крестьянского союза.
17 октября 1905 г. - опубликован царский манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», обещавший населению «незыблемые основы гражданской свободы» (неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний и союзов).
Октябрь 1905 г. - образование партии конституционных демократов (кадетов), выражавшей интересы либеральной буржуазии.
Октябрь - ноябрь 1905 г. - крестьянские восстания в Прибалтике, Закавказье, Курской, Тамбовской, Саратовской, Пензенской, Черниговской, Екатери-нославской, Минской и других губерниях, охватившие более трети всех уездов Европейской России.
Октябрь - ноябрь 1905 г. - создание «крестьянских республик» в Больших Сорочинцах Полтавской губернии, Сумском уезде Харьковской губернии, в с. Пески и в Самарском уезде Воронежской губернии, в с. Маркове Волоколамского уезда Московской губернии («Марковская республика»), в Руене в Прибалтике.
3 ноября 1905 г. - манифест об отмене с 1 января 1907 года выкупных платежей и расширении операций Крестьянского банка по скупке частновладельческих земель для перепродажи крестьянам. В 19051914 годах в руки крестьян перешло 9,5 млн десятин земли через посредство Крестьянского банка.
26 ноября 1905 г. - крестьяне Новинской волости Тверской губернии организовали Совет крестьянских депутатов.
11 декабря 1905 г. - царем утвержден закон о выборах в Государственную думу.
Декабрь 1905 г. - январь 1906 г. - I съезд партии эсеров. Принята аграрная программа, в которой выдвигались требования сохранения общины и уравнительного землепользования, а также проведения социализации земли, т. е. изъятие ее из товарного оборота и превращение в общенародное достояние.
Март - май 1906 г. - произошло 535 крестьянских выступлений.
Апрель 1906 г. - IV съезд РСДРП. Пересмотр аграрной программы, принятой на II съезде. Большевиками выдвинуты требования конфискации церковных, монастырских, удельных, государственных, кабинетских и помещичьих земель и проведения на этой основе национализации всей земли. Меньшевики отстаивали идею муниципализации земли, т. е. «отчуждение» помещичьей земли и передача ее под контроль местных органов самоуправления, крестьянская надельная земля при этом должна была остаться в неприкосновенности. На съезде принята программа меньшевиков.
Апрель 1906 г. - I Государственная дума. Образование в Думе группы «трудовиков» (крестьянские депутаты, эсеры, народные социалисты), отстаивавшей интересы крестьянства: разработка аграрной реформы, пересмотр налогообложения и др. Депутатская ассамблея приняла проект аграрного закона, согласно которому крестьяне могли за «справедливую компенсацию» получить арендуемые ими земли.
Май 1906 г. - создание «Союза объединенного дворянства».
9 июля 1906 г. - роспуск Думы царским правительством.
9 ноябрь 1906 г. - царским указом разрешен выход крестьян из общины с закреплением за ними надельной земли в личную собственность. Начало столыпинской реформы.
А теперь посмотрим, как развивались события после принятия Указа от 9 ноября 1906 года.
1907-1914 гг. - переселилось в Сибирь 2,5 млн крестьянских семей.
14 июня 1910 г. -III Государственной думой и Государственным советом принят закон «Об изменениях в дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении и землепользовании».
1910-1914 гг. - произошло 13 тыс. крестьянских выступлений.
29 мая 1911 г. - издан закон «О землеустройстве на крестьянских наделенных землях».
Сентябрь 1912 г. - убийство П. А. Столыпина1.
Как видно из хронологии событий в России, после отмены крепостного права практически не было цивилизованного решения крестьянского вопроса. Принимаемые на правовом уровне указы и иные документы не получили полноценной реализации в жизнь, что стало одной из предпосылок первой российской революции. Учитывая то, что в это время российское государство было в основном крестьянским, то и революция 1905 года, по сути, была крестьянской. Если бы государственная власть в лице П. А. Столыпина не приняла резких мер, которые позволили нейтрализовать крестьянские выступления, то, возможно, Октябрьская социалистическая революция произошла бы гораздо раньше 1917 года.
Перед П. А. Столыпиным и его сторонниками было по сути два пути решения проблемы. Первый путь - жестокое подавление крестьянских волнений и репрессии в отношении крестьянских вожаков. Второй путь, по которому пошел П.А. Столыпин и где проявился его талант аграрного реформатора, состоял в решении крестьянского вопроса через выделение земли в собственность не только в Европейской России, но и посредством переселения почти 3 млн крестьян на Южный Урал, в Сибирь и прилегающие к ним области Азиатской России. Правда, из числа переселенцев вернулись обратно 300 046 чел, т. е. 10 %.
Переселение сыграло важную роль в ослаблении влияния общины на управление крестьянскими массами. С другой стороны, появившаяся частная собственность на землю коренным образом изменила мировоззрение крестьян, так как они почувствовали себя хозяевами и аграрными предпринимателями. Переселенцы значительно активизировали сельскохозяйственную деятельность, что способствовало росту объемов производства продукции растениеводства (зерноводства) и особенно животноводства, в частности, молочного.
В записке о результатах поездки в Сибирь Столыпин отмечал, что 3 тыс. сибирских маслобойных заводов в 1907 году, дав 47 миллионов рублей, принесли русской казне золота вдвое больше, чем вся сибирская золотопромышленность [17]. Далее обращалось внимание на необходимость улучшения породы молочного скота - меры, которая таила в себе огромный резерв. В записке также говорилось о будущем маслоделия и скотоводства в Восточной Сибири, причем «высокая ценность масла в сравнении с мясом, при малом объеме товара, большая легкость его сохранения, потребность в масле дальневосточных окраин, высокие цены здесь на молочные продукты, наконец, спрос на масло для экспорта в китайские и японские порты, населенные европейцами
1 Составлено по книге: Судьбы российского крестьянства // Под науч. ред. Ю. Н. Афанасьева. М., 1996 [16]. www.avu.usaca.ru
и получающие масло из Австралии и Новой Зеландии, - все это, вместе взятое, создает благоприятные условия для развития молочного хозяйства в Средней Сибири и за Байкалом» [18].
Намечалась еще одна перспектива - развитие свиноводства, ведь отбросы маслодельных заводов (снятое молоко и пахта) - великолепный корм для свиней. «На смену исчезающим богатствам дикой первозданной природы, питавшим здесь охоту и пушной промысел» могло прийти новое богатство. По предсказанию академика Бера, «торговля свиной щетиной могла оказаться для Сибири выгоднее, чем торговля соболем и другими мехами» [19].
Немалые надежды с развитием Азиатской России возлагались на овцеводство, которое неумолимо сокращалось в европейской части страны. В связи с увеличением ввоза шерсти, бараньего сала, сырых кож Россия превращалась из крупного поставщика в крупного потребителя, вынужденного ежегодно выплачивать более 51 миллиона рублей как дань скотоводам Австралии, от которой могла освободить только Сибирь, где пастбища были дешевле. При этом надежды возлагались на разведение тонкорунных овец.
Не было забыто и коневодство, первой задачей которого было восстановление киргизских верховых лошадей и знаменитой своей выносливостью томской лошади.
Рост сибирского скотоводства выдвигал задачу учреждения ветеринарной службы, для развития которой было признано неотложным открытие в Омске ветеринарного института [20].
Основной целью аграрной реформы Столыпин провозглашал создание в деревне класса независимых крестьян собственников, призванного стать социальной опорой государства на местах. «Великая задача наша - создание крепкого единоличного собственника - надежного оплота государственности», - заявил Столыпин новому составу Государственной думы с изложением правительственной программы аграрной реформы. Средствами к этому служили выделение крестьян из общины на хутора и отруба за счет административных землеустроительных мероприятий, продажа крестьянам земли через крестьянский поземельный банк с предоставлением ссуд, которые крестьяне должны были выплачивать в течение полувека, а также переселение крестьян на юг и восток на свободные земли. Итогом новой аграрной политики должна была стать ситуация, когда «понемногу, естественным путем, без какого-либо принуждения раскинется по России сеть мелких и средних единоличных хозяйств. Вероятно, крупные земельные собственники несколько сократятся. Вокруг нынешних помещичьих усадеб начнут возникать многочисленные средние и мелкие культурные
81
Экономика
хозяйства, столь необходимые как надежный оплот государственности на местах» [21].
«Воспитание гражданственности Столыпин видел через наделение крестьян собственностью: «Прежде всего, надлежит создать гражданина, крестьянина-собственника, мелкого землевладельца и <...> гражданственность сама воцарится на Руси. Сперва гражданин, а потом гражданственность» [22].
Связь между чувством хозяина-собственника и государственным сознанием (что, по Столыпину, тождественно правовому сознанию) видится прямой и непосредственной. Задаче установления этой непосредственной связи служат и все другие направления столыпинской реформы. Следует обратить внимание и на тот факт, что реформирование российского сельского хозяйства осуществлялось на научной основе: наряду с ветеринарным институтом получала развитие агрономия. В той же записке П. А. Столыпина на имя государя говорится, что необходимо открыть на месте, в Сибири, специальные агрономические училища, сначала среднее, а затем и высшее [23].
Краткое перечисление позитивных результатов столыпинской земельно-аграрной реформы убедительно свидетельствует о верно выбранной стратегии развития российского сельского хозяйства и решения крестьянского вопроса через частную собственность на землю.
В совокупности эти факторы позволили российскому государству в кратчайший срок занять ведущее место на мировом рынке сельскохозяйственной продукции.
К сожалению, современная земельно-аграрная реформа, начавшаяся в Российской Федерации с 1990 года, вместо позитивного развития отбросила российское сельское хозяйство по производству отдельных видов продукции на 40-50 лет. Такого спада производства не было даже за время Великой отечественной войны 1941-1945 годов.
Для понимания сложившейся ситуации достаточно напомнить, что в 1990 году в России было 57 млн голов крупного рогатого скота, в том числе 25 млн коров. Сегодня поголовье КРС составляет 18 млн, из них около 8 млн коров. Практические такие же цифры были по овцеводству, козоводству, свиноводству. Развал отечественного сельского хозяйства привел к тому, что страна перешла на закуп сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия по импорту. Подъем сельского хозяйства начался с 2005 года, когда были приняты стратегические решения по стабилизации и возрождению отечественного аграрного производства.
Сегодня очевидны и позитивные показатели сельскохозяйственной деятельности. Так, по итогам 2014 и 2015 годов сельское хозяйство имеет рост произ-
водства 3 % и, практически решив проблемы обеспечения продовольственной безопасности страны по основным видам продовольствия, переходит, несмотря на санкции, на экспортно-ориентированное развитие и выходит на мировой агропродовольствен-ный рынок по зерну, мясу птицы, свинине и другим важнейшим продуктам питания.
Вместе с тем до сих пор остается нерешенным вопрос рационального использования земель сельскохозяйственного назначения. Как известно, в начале современной земельной реформы в период с 1990 по 1993 годы земли бывших колхозов и совхозов были поделены на земельные доли. Свидетельства о праве на земельную долю получили бывшие работники колхозов и совхозов и другие категории граждан в соответствие с действующими в то время нормативными правовыми актами. В целом по стране было оформлено 12 млн свидетельств о праве на земельную долю. Однако, в отличие от П. А. Столыпина, руководители страны того времени пошли не по пути решения вопроса о реальном выделении земли в частную собственность всем, кто имел право, и самое главное, тогда еще хотел работать на земле, а заадминистрировали эту проблему. В результате в настоящее время вне аграрного производства оказалось более 40 млн га пашни, то есть полей, на которых когда-то выращивались сельскохозяйственные культуры, а сегодня растут древесно-кустарниковая растительность, бурьян и иные сорные растения. Происходит засорение, заболачивание, опустынивание сельхозземель, то есть деградация пашни.
Надо учесть и такой фактор, что сегодня многие из тех кто работал когда-то на земле уже ушли из жизни, а значительная часть сельского населения просто отвыкла от хлеборобского труда. Пока еще не поздно, надо кардинально решить вопрос об использовании земель сельскохозяйственного назначения и вовлечения в активную сельскохозяйственную деятельность сельских жителей.
На наш взгляд, по-столыпински поступает президент Российской Федерации В. В. Путин, который инициировал принятие федерального закона №119-ФЗ от 1 мая 2016 года «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного Федерального округа, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с предоставлением гражданам Российской Федерации земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собствен-
Экономика ^Ф/
ности и расположенных на территориях Республики Саха (Якутия), Камчатского края, Приморского края, Хабаровского края, Амурской области, Магаданской области, Сахалинской области, Еврейской автономной области, Чукотского автономного округа.
В соответствии с настоящим Федеральным законом гражданину на основании его заявления однократно может быть предоставлен в безвозмездное пользование земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный на территории одного из указанных в статье 1 настоящего федерального закона субъектов Российской Федерации (далее - земельный участок), площадь которого не превышает одного гектара. Земельный участок предоставляется в безвозмездное пользование гражданину в соответствии с настоящим Федеральным законом сроком на пять лет на основании договора безвозмездного пользования земельным участком.
Конечно, сегодня еще рано говорить о том, как этот закон повлияет на увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции в субъектах, на которые распространяются его действия. Вместе с тем, очевидно, что «лед тронулся» и в рациональном использовании сельхозземель начались позитивные подвижки, которые будут способствовать решению задач по устойчивому социально-экономическому развитию сельских территорий, занятости сельского населения и, самое главное, вовлечения в аграрное производство земель сельскохозяйственного назначения. Символично, что позитивные начинания по решению проблемы сельскохозяйственного землепользования в Российской Федерации реально начаты в год 110-й годовщины земельно-аграрной реформы П. А. Столыпина.
Что касается задач по развитию российского сельского хозяйства, то следует отметить, что с августа 2014 года и по настоящее время Россия находится в режиме санкций и контрсанкций, которые оказывают свое воздействие на аграрный сектор страны. Прежде всего стала доминирующей проблема им-портозамещения на российском рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Чтобы понять ситуацию в этой сфере, приведем отдельную информацию, изложенную в изданиях Минсельхоза России [24].
«Зависимость от импортных семян - это ахиллесова пята российского сельского хозяйства», - сказал в одном из интервью министр сельского хозяйства Российской Федерации А. Н. Ткачев. «Доля импортного посевного материала составляет по семенному картофелю до 80-90 %, по овощам - до 90 %, более 50 % подсолнечника, кукурузы и других сельскохозяйственных культур».
Сегодня российская свинина, курица и индейка полностью представлены импортными породами и кроссами и выращиваются по зарубежным технологиям.
Все молочные коровы - голштины из Европы и Америки, так как эта порода признается животноводами самой высокопродуктивной; то же верно и для с мясных пород. По данным национального союза производителей говядины в России, все современное животноводство страны держится на импортных животных таких пород, как ангус, герефорд и лимузин, завозимых из ЕС, Австралии и США. В свиноводстве используется главным образом три породы: йоркшир (крупная белая), ландрас и дюрок, которые завозятся из-за рубежа. Такая же ситуация и в птицеводстве. Отечественные кроссы востребованы лишь личными подсобными хозяйствами, но не предназначены для промышленного производства, и поэтому племенное яйцо или цыплята закупаются в Чехии, Германии, США и других странах мира.
Минсельхоз России пытается решить проблему с селекцией сельскохозяйственных животных и птиц, для чего приступили к созданию в стране селекционно-генетических центров. Планируется, что к 2020 году будет создано не менее трех селекционно-генетических центров в молочном животноводстве, не менее четырех в птицеводстве и пяти - в свиноводстве. Более 140 селекционно-семеноводческих центров планируется создать по сельскохозяйственным культурам, в том числе по овощам защищенного и открытого грунта и садоводству.
По информации Минсельхоза России, российские аграрии ежегодно теряют 91 млрд. руб. из-за отсутствия в регионах налаженной и эффективной системы хранения, транспортировки и переработки овощей, плодов и ягод. Таким образом, приоритетной задачей является строительство оптово-распредели-тельных центров, а также строительство и модернизация овоще- и плодохранилищ [24].
В последнее время особо обсуждаемой становится проблема использования в продуктах питания пальмового масла. По итогам 2015 года Россия импортировала почти 900 тыс. тонн пальмового масла на сумму 640 млн долл., что на 25 % больше, чем в 2014 году. Не вдаваясь в оценку этого факта, мы считаем, что коровье масло все же лучше и безопаснее и надо наконец решить проблему использования пальмового масла в пользу продовольственной безопасности населения.
Выводы. Перечисленная информация далеко не исчерпывает перечень проблем, существующих в российском АПК и оказывающих влияние на решение задач по обеспечению продовольственной безопасности. Вместе с тем необходимо отметить, что
Экономика
российский агропромышленный комплекс как один из трех драйверов российской экономики обеспечил в 2015 году рост на 3 % и по отдельным продуктам целенаправленно переходит на экспортно-ориентированное развитие. В целях координации экспортных операций в настоящее время при Минсельхозе России создается координационный совет по развитию и поддержке экспорта. По словам министра А. Н. Ткачева, «если экспорт сельхозпродукции будет развиваться, то через десять лет доходы от него могут приблизиться к доходам от экспорта газа» [24].
Решая стратегические задачи развития российского сельского хозяйства, необходимо думать и о внутреннем рынке агропродукции. Так, перспективными направлениями в области развития АПК и обеспечения продовольственной безопасности могут стать:
а) производство органической сельскохозяйственной продукции, выращиваемой на заброшенных
пашнях, на которых уж более 15-20 лет не применяются синтетические химические удобрения. Это направление «зеленой экономики» ориентировано на экологизацию сельскохозяйственной деятельности и производство продуктов питания под брендами «органик-продукт», «био-продукт», «эко-продукт»;
б) реализация внутренней продовольственной помощи или социального питания для определенной категории населения. Внутренняя продовольственная помощь - это механизм решения социальных и экономических задач в части экономической доступности продуктов питания для малообеспеченных граждан страны.
В целом в аграрной сфере должны получить широкое развитие биотехнологические методы и механизмы, обеспечивающие решение задач по импорто-замещению сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на агропродовольственном рынке Российской Федерации.
Литература
1. Сидоровнин Г. П. Петр Аркадьевич Столыпин. Жизнь за Отечество : монография. М. : Поколение, 2007.
2. Аксаков А. П. Высший подвиг. СПб., 1912.
3. Бок М. П. Воспоминания о моем отце П. А. Столыпине. Нью-Йорк, 1953.
4. Варпаховская Е. В. Государственная деятельность Председателя Совета Министров, статс-секретаря Петра Аркадьевича Столыпина. СПб., 1911.
5. Еропкин А. В. П. А. Столыпин и Указ 9 ноября. СПб., 1912.
6. Ефремов П. Н. Столыпинская аграрная политика. М., 1941.
7. Изгоев А. П. А. Столыпин. Очерк жизни и деятельности. М., 1912.
8. Кречетов П. Н. Петр Аркадьевич Столыпин. Его жизнь и деятельность. Рига, 1910.
9. Ленин В. И. Столыпин и революция // Полное собрание сочинений. Т. 20. М., 1969.
10. Столыпин А. П. П. А. Столыпин, 1862-1911. Париж, 1927.
11. Хотулев В. В. Петр Столыпин: трагедия России. М. : Олимп, 1998.
12. Шварц А. Н. Моя переписка со Столыпиным. Мои воспоминания о Государе. М., 1994.
13. Именной высочайший указ от 9 ноября 1906 года «О дополнении некоторых постановлений закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования» // Полное собрание законов Российской Империи. Собрание III. Т. 26. СПб., 1909.
14. Ленин В. И. Столыпин и революция // Полное собрание сочинений. Т. 20. М., 1969.
15. Маевский В. А. Борец за блага России. Мадрид, 1962.
16. Судьбы российского крестьянства // Под науч. ред. Ю. Н. Афанасьева. М., 1996.
17. Варпаховская Е. В. Государственная деятельность Председателя Совета Министров, статс-секретаря Петра Аркадьевича Столыпина. СПб., 1911.
18. Варпаховская Е. В. Государственная деятельность Председателя Совета Министров, статс-секретаря Петра Аркадьевича Столыпина. СПб., 1911. С. 306.
19. Варпаховская Е. В. Государственная деятельность Председателя Совета Министров, статс-секретаря Петра Аркадьевича Столыпина. СПб., 1911. С. 306-307.
20. Сидоровнин Г. П. Петр Аркадьевич Столыпин. Жизнь за Отечество : монография. М. : Поколение, 2007. С.455.
21. Зырянов П. Н. Петр Столыпин. Исторический портрет. М., 1992. С. 129-130.
22. Варпаховская Е. В. Государственная деятельность Председателя Совета Министров, статс-секретаря Петра Аркадьевича Столыпина. СПб., 1911. С. 247.
23. Российская газета. Федеральный выпуск № 6965 от 6 мая 2016 года.
24. Информационный бюллетень Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. 2016. № 1-7.
:—Аграрный вестникУрала № 10 (152), 2016 г._
Экономика
References
1. Sidorovnin G. P. Petr Arkadyevich Stolypin. Life for the Fatherland : monograph. M. : Pokolenie, 2007.
2. Aksakov A. P. The highest feat. SPb., 1912.
3. Bok M. P. Memories of my father P. A. Stolypin. NY, 1953.
4. Varpakhovskaya E. V. State activities of the Chairman of the board of Ministers, secretary of state Petr Arkadyevich Stolypin. SPb., 1911.
5. Eropkin A. V. P. A. Stolypin and the Decree from November 9. SPb., 1912.
6. Efremov P. N. Stolypin agrarian policy. M., 1941.
7. Izgoev A. P. A. Stolypin. Sketch of life and activities. M., 1912.
8. Krechetov P. N. Petr Arkadyevich Stolypin. His life and activities. Riga, 1910.
9. Lenin V. I. Stolypin and revolution // Complete works. Vol. 20. M., 1969.
10. Stolypin A. P. P. A. Stolypin, 1862-1911. Paris, 1927.
11. Hotulev V. V. Pyer Stolypin: tragedy of Russia. M. : Olympus, 1998.
12. Schwartz A. N. My correspondence with Stolypin. My memories of the Sovereign. M., 1994.
13. The personalized royal decree from November 9, 1906 "About addition of some resolutions of the law concerning country land ownership and land use" // Complete collection of laws of the Russian Empire. III collection. Vol. 26. SPb., 1909.
14. Lenin V. I. Stolypin and revolution // Complete works. Vol. 20. M., 1969.
15. Mayevsky V. A. Fighter for the benefits of Russia. Madrid, 1962.
16. Destinies of the Russian peasantry // Ed. by Yu. N. Afanasyev. M., 1996.
17. Varpakhovskaya E. V. State activities of the Chairman of the board of Ministers, secretary of state dyevich Stolypin. SPb., 1911.
18. Varpakhovskaya E. V. State activities of the Chairman of the board of Ministers, secretary of state dyevich Stolypin. SPb., 1911. P. 306.
19. Varpakhovskaya E. V. State activities of the Chairman of the board of Ministers, secretary of state dyevich Stolypin. SPb., 1911. P. 306-307.
20. Sidorovnin G. P. Petr Arkadyevich Stolypin. Life for the Fatherland : monograph. M. :Pokolenie, 2007. P. 455.
21. Zyryanov P. N. Petr Stolypin. Historical portrait. M., 1992. P. 129-130.
22. Varpakhovskaya E. V. State activities of the Chairman of the board of Ministers, secretary of state Petr Arkadyevich Stolypin. SPb., 1911. P. 247.
23. Russian newspaper. Federal release № 6965 from May 6, 2016.
24. Newsletter of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation. 2016. № 1-7.
Petr Arka-Petr Arka-Petr Arka-