Научная статья на тему '"ЗЕЛЁНАЯ" ЭКОНОМИКА: НОВЫЙ ВИТОК РАЗВИТИЯ'

"ЗЕЛЁНАЯ" ЭКОНОМИКА: НОВЫЙ ВИТОК РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
288
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Хроноэкономика
Область наук
Ключевые слова
ЭКОРАЗВИТИЕ / "ЗЕЛЕНЫЕ" ФИНАНСЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ЦЕНТРЫ / КОРОНОКРИЗИС / ESG-ТРАНСФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сенчакова П.Д.

В статье затронуты актуальные вопросы развития «зеленой» экономики в трансформационных условиях мировой конъюнктуры после преодоления пандемии COVID-19. Целью написания данной статьи является изучение ESG-повестки и определение темпов развития «зеленой» экономики в условиях нестабильных социально-экономических процессов восстановления национальных экономик после пандемии COVID-19 для последующего формирования представления о состоянии глобальной экономики. Автором используются методы факторного анализа, а также методы сравнения и обобщения. Рассмотрены основные подходы к определению «зеленой» экономики и понятия ESG. Затронуты вопросы первых шагов формирования «зеленой» повестки через программу ООН и продвижения концепции «eco-civilization» в Китае. Автором также затронуты новые направления расходов бюджета Европейского союза до 2027 года. В статье представлен и проанализирован актуальный рейтинг ведущих международных финансовых центров в Глобальном Индексе Зеленых Финансов, который разработан британской консалтинговой компании Z/Yen Group. В статье также выделяется возрастающая значимость международных финансовых центров Азиатско-Тихоокеанского региона. Автор подчеркивает необходимость развития сферы «зеленых» финансов для национальных экономик и важность политической и нормативно-правовой поддержки «зеленой» экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE "GREEN" ECONOMY: A NEW ROUND OF DEVELOPMENT

He article talks about the current issues of the development of the "green" economy in the transformational conditions of the world after overcoming the COVID-19. The purpose of writing this article is to study the ESG agenda and determine the "green" economy in the conditions of unstable socio-economic processes of recovery of economies after the COVID-19 for the formation of an idea about global economy. The author uses methods offactor analysis, as well as methods of comparison and generalization. The main approaches to the definition of the "green " economy and the concept of ESG are considered. The issues of the first steps of the formation of the "green" agenda through the UN and the concept of "eco-civilization" in China. The author touched upon new areas of expenditure of the budget of the European Union until 2027. The article presents and analyzes the current rating of leading IFC in the GGFI, which was developed by the British consulting company Z/YenGroup. The article also highlights the increasing importance of IFC in the Asia-Pacific region. The author emphasizes the need to develop the sphere of "green" finance for national economies and the importance ofpolitical and regulatory support for the "green" economy.

Текст научной работы на тему «"ЗЕЛЁНАЯ" ЭКОНОМИКА: НОВЫЙ ВИТОК РАЗВИТИЯ»

УДК: 339.97

«ЗЕЛЁНАЯ» ЭКОНОМИКА: НОВЫЙ ВИТОК РАЗВИТИЯ

Сенчакова П.Д., студент

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

E-mail: apolinka2013@mail.ru

Аннотация. В статье затронуты актуальные вопросы развития «зеленой» экономики в трансформационных условиях мировой конъюнктуры после преодоления пандемии COVID-19. Целью написания данной статьи является изучение ESG-повестки и определение темпов развития «зеленой» экономики в условиях нестабильных социально-экономических процессов восстановления национальных экономик после пандемии COVID-19 для последующего формирования представления о состоянии глобальной экономики. Автором используются методы факторного анализа, а также методы сравнения и обобщения. Рассмотрены основные подходы к определению «зеленой» экономики и понятия ESG. Затронуты вопросы первых шагов формирования «зеленой» повестки через программу ООН и продвижения концепции «eco-civilization» в Китае. Автором также затронуты новые направления расходов бюджета Европейского союза до 2027 года. В статье представлен и проанализирован актуальный рейтинг ведущих международных финансовых центров в Глобальном Индексе Зеленых Финансов, который разработан британской консалтинговой компании Z/Yen Group. В статье также выделяется возрастающая значимость международных финансовых центров Азиатско-Тихоокеанского региона. Автор подчеркивает необходимость развития сферы «зеленых» финансов для национальных экономик и важность политической и нормативно-правовой поддержки «зеленой» экономики.

Ключевые слова: экоразвитие, «зеленые» финансы, международные финансовые центры, коронокризис, ESG-трансформация.

THE "GREEN" ECONOMY: A NEW ROUND OF DEVELOPMENT

Senchakova P.D., student

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia E-mail: apolinka2013@mail.ru

Abstract. The article talks about the current issues of the development of the "green" economy in the transformational conditions of the world after overcoming the COVID-19. The purpose of writing this article is to study the ESG agenda and determine the "green" economy in the conditions of unstable socio-economic processes of recovery of economies after the COVID-19 for the formation of an idea about global economy. The author uses methods offactor analysis, as well as methods of comparison and generalization. The main approaches to the definition of the "green " economy and the concept of ESG are considered. The issues of the first steps of the formation of the "green" agenda through the UN and the concept of "eco-civilization" in China. The author touched upon new areas of expenditure of the budget of the European Union until 2027. The article presents and analyzes the current rating of leading IFC in the GGFI, which was developed by the British consulting company Z/YenGroup. The article also highlights the increasing importance of IFC in the Asia-Pacific region. The author emphasizes the need to develop the sphere of "green" finance for national economies and the importance ofpolitical and regulatory support for the "green" economy.

Keywords: eco-development, "green" finance, international financial centers, coronacrisis, ESG-transformation.

ВВЕДЕНИЕ актуальность выбранной темы.

В настоящее время мировая экономика Существующие подходы все еще находятся в переживает стрессовое состояние, стадии разработки, не имеют доступных являющееся результатом пандемии COVID- данных или демонстрируют несоответствия с 19, вытекающих из нее социально- предлагаемыми определениями и, экономических последствий, санкций от следовательно, не могут способствовать ни событий февраля 2022 года, кризисов и эффективному принятию решений, ни дисбалансов в мире. Несмотря на это усилиям по преобразованию экономики. повестка ESG продолжает стремительно Предполагается, что правильное измерение распространяться, что обуславливает зеленой экономики должно выйти за рамки

117

ВВП как центрального показателя прогресса и лучше отслеживать 'трансформационную зеленую экономику'. Это позволит зеленой экономике снова стать актуальной на национальном и международном уровнях.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Зеленая экономика исторически понимается как экономическая система, которая совместима с природной средой и, следовательно, является экологически чистой. Сегодня концепция зеленой экономики эволюционировала, чтобы учитывать также социальные вопросы. Ожидается, что благодаря использованию чистых технологий и чистой энергии "зеленая" экономика обеспечит более безопасную и здоровую окружающую среду, создаст альтернативные "зеленые" рабочие места и сохранит развитие общества.

Тема «зеленой» экономики и «зеленых» финансов сама по себе не является принципиально новой. Еще в 2010 году Организация Объединённых Наций опубликовала фундаментальное исследование в рамках «United Nations Environment Programme», которая была создана еще 50 лет назад в 1972 году [1]. Однако, в отечественной юридической науке эти понятия появились относительно недавно однозначно еще получат более широкое распространение и освещение как в российском законодательстве, так и в обществе. Как, например, это произошло в Китае с появление концепции «eco-civilization», которая стремится создать ощущение культурной и национальной преемственности, используя более чем двухтысячелетнее традиционное философское наследие китайской цивилизации как часть решения проблемы будущего планеты. «Eco-civilization» была первоначально представлена как концепция экоразвития, основанная на китайской цивилизационной традиции в середине 1980-х годов, но официально в

качестве национальной концепции зеленого развития она была выдвинута только в 2007 году и сразу же получила широкий общественный отклик [2]. Концепция зеленой экономики часто ассоциируется с такими идеями, как "низкоуглеродный рост" или "зеленый рост". В контексте зеленой экономики термин "рост" означает не просто рост экономического производства, а указывает на "устойчивый экономический прогресс". Фактически, "зеленая экономика" направлена на преодоление редукционистского подхода, который рассматривал валовой внутренний продукт как простую меру общей рыночной экономической активности как сигнал прогресса и общественного благосостояния. Этот подход оказался вводящим в заблуждение, поскольку нынешний климат и экономический кризис демонстрируют, что рост является неустойчивым из-за чрезмерной эксплуатации; фактически, разрушение базы природных ресурсов препятствует нынешним и будущим источникам средств к существованию. Поэтому "низкоуглеродный рост" и "зеленый рост" — это разные способы выражения смены парадигмы, которая больше не противопоставляет "зеленый" "развитию", а ищет пути для обеспечения устойчивого развития

Стоит отметить, что пандемия COVГО-19 и последующий за ней коронакризис помоги определить миру новые цели развития: в приоритете решение экологических и климатических проблем, развитие «зеленой» и цифровой экономик и финансирование инновационных проектов будущего. В качестве примера можно взять изменения в направленности бюджета Европейского союза - в новом бюджете до 2027 года предусмотрена значительная

реструктуризация их расходов. Главной задачей становится модернизация Европейского союза и развитие экономики

после COVID - 19 [3]. В приоритет берется не только финансирование проектов, нацеленных на наращивание инвестиций в сферу научных исследований и цифровую трансформацию, но и наращивание объемов бюджета, направляемого на развитие «зеленой» экономики.

Важную роль в распространении «зеленой» повестки в сфере экономики играет британский аналитический центр Z/Yen Group. Он анализирует международные финансовые центр и составляет Global Green Finance Index (Глобальный Индекс Зеленых Финансов) [4]. Аналитики центра оценивают эффективность "зеленого" финансирования в

международных финансовых центрах, проводя опрос специалистов-практиков по двум направлениям:

1) Степень проникновения

"зеленых" финансов в бизнес финансового центра, т.е. распространенность "зеленых" Таблица 1. Рейтинг международных финансовых цен

финансовых услуг и продуктов в рассматриваемом финансовом центре.

2) Качество предлагаемых

продуктов и услуг "зеленого финансирования".

Цель отслеживания обоих аспектов состоит в том, чтобы дать респондентам возможность независимо оценивать финансовый центр от объемов его рынка.

Дополнительные данные, полученные с помощью этого подхода, повышают степень детализации, позволяют выявлять тенденции и могут помочь директивным органам отслеживать последствия своих «зеленых» решений. По мере того, как аналитика ESG и другие аспекты зеленого финансирования проникают в основную финансовую деятельность, растет уверенность в развитии зеленого финансирования во всех регионах. Предлагается рассмотреть результаты их исследования, проведенного в апреле 2022 года (табл. 1):

1Б по индексу «зеленого» финансирования. Источник:

МФЦ 2022 2021

Место Рейтинг Место Рейтинг

Лондон 1 586 1 571

Амстердам 2 573 2 562

Сан-Франциско 3 553 3 549

Стокгольм 4 552 7 543

Нью-Йорк 5 551 13 537

Цюрих 6 548 4 548

Люксембург 7 546 5 545

Осло 8 545 9 541

Женева 9 543 6 544

Лос-Анджелес 10 541 8 542

Париж 11 540 10 540

Копенгаген 12 539 12 538

Сидней 13 538 20 530

Пекин 14 537 11 539

Сеул 15 536 15 533

Сингапур 16 535 16 533

Веллингтон 17 534 24 526

Шанхай 18 533 14 536

Вашингтон 19 532 15 534

Хельсинки 20 531 18 532

Франциско сохранили свои лидирующие Исходя из представленной таблицы, ^ ^ ^

позиции в 2022 году, значительно улучшив

лучшая тройка - Лондон, Амстердам и Сан-

119

свой рейтинг на несколько пунктов. Лондон, возможно, выиграл как от недавних действий правительства Великобритании в области зеленого финансирования, включая выпуск первых суверенных зеленых облигаций Великобритании. Нью-Йорк тем временем, являясь лучшим международным

финансовым центром, впервые вошел в топ-10 (в 2021 году он занимал 13-ое место) и занял пятое место в рейтинге. По Азиатско-Тихоокеанскому региону можно сказать, что Сидней обогнал Пекин и возглавил данный регион. Сеул поднялся на три балла и занял третье место в регионе.

3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ДИСКУССИИ

Многие зарубежные и отечественные научные деятели предполагают, что нам еще предстоит масштабная ESG-трансформация. Появилось много новых сфер для модернизации, но вместе с ними и много новых проблем. В последние годы мы особенно сильно чувствуем экономические и социальные проблемы, которые были обострены последствиями от введения коронавирусных ограничений, на которые наложились негативные последствия от резкого снижения капитальных расходов в области добычи ископаемых энергоресурсов на фоне проводимой зеленой политики. В то время как многие крупные компании ставят цели в области устойчивого развития и публикуют данные, связанные с ESG, в 2021 году, инвесторы, регулирующие органы и широкая общественность уделяют более пристальное внимание корпоративным усилиям в области устойчивого развития. В 2022 году советы директоров корпораций и руководители правительств столкнутся с растущим давлением, требующим продемонстрировать, что они достаточно подготовлены для понимания и контроля вопросов ESG — от изменения климата до прав человека [5].

Стоит отметить, что западноевропейские центры занимают семь из 10 лучших мест, а центры США занимают остальные три места. Шесть центров Азиатско-Тихоокеанского региона входят в Топ-20, а Сидней занимает лидирующие позиции в регионе. В то время как западноевропейские центры продолжают лидировать, результаты для центров США и Азиатско-Тихоокеанского региона доказывают, что их вызовы доминированию Западной Европы весьма серьезны. И с учетом высоких темпов восстановления национальных экономик после пандемии COVID-19, они имеют все шансы обогнать европейские международные финансовые центры по ESG-повестке в ближайшие годы.

Существует множество способов объединения продуктов и услуг в кластеры, которые явно направлены на поддержку "зеленой" экономики. The Catalytic Finance Initiative (CFI) - это партнерство банков, управляющих активами, надгосударственных агентств и фондов, направленное на увеличение финансирования проектов с высокой отдачей по всему миру, с целью получения дополнительного финансирования в размере 10 миллиардов долларов США к 2022 году [6].

CFI использует наиболее распространенный инструмент «зеленой» экономики - зеленые облигации. За последние годы объем рынка зеленых облигаций значительно увеличился: к примеру, объем выпуска в 2016 году почти удвоился по сравнению с уровнем 2015 года - с 41 миллиарда долларов США до 82 миллиардов долларов США. Американский штат Массачусетс продал первые муниципальные зеленые облигации в июне 2013 года, за которым несколько месяцев спустя последовал город Гетеборг, Швеция (500 миллионов шведских крон). Другие недавние эмитенты включают город Йоханнесбург, транспортные власти Нью-Йорка, Сиэтла и Лондона, а также и Вашингтон. Росту "Зеленых" облигаций

способствовали принципы "зеленых" облигаций. Эти добровольные руководящие принципы разъясняют подход к выпуску зеленых облигаций. Они помогают эмитентам быть надежными, обеспечивают инвесторов информацией, необходимой для оценки воздействия их инвестиций в зеленые облигации на окружающую среду, а также они помогают андеррайтерам, продвигая рынок к стандартному раскрытию информации, что облегчает проводимые транзакции.

Другими категориями в CFI являются: Благотворительные фонды как катализатор первой потери. Одним из ключевых примеров является фонд в размере 20 миллионов долларов США для поддержки Глобального альянса и другие инвестиции, влияющие на достижение целей в области устойчивого развития. Примером могут служить облигации «IFC Forestry», выпущенные на сумму 152 миллиона долларов США и являющиеся первыми в мире облигациями для лесного хозяйства.

Банки развития исторически были сильны в экономике, но не в "зеленой" экономике. Этот термин охватывает местные, национальные, региональные или многосторонние финансовые организации, которые предоставляют долгосрочный капитал производственным секторам и инфраструктуре, часто сопровождаемый технической и управленческой помощью. В прошлом некоторые из них имели четкую экологическую повестку дня и подвергались критике за поддержку инвестиций, таких как строительство плотин и угольных электростанций, которые наносят вред окружающей среде.

За последнее десятилетие отдельные банки развития действовали в интересах зеленой экономики. Используя данные Bloomberg New Energy Finance (BNEF), мы обнаружили, что государственные банки

развития стали единственными

крупнейшими поставщиками

финансирования зеленых активов. Только в секторе возобновляемых источников энергии они обеспечивают более 15 процентов от общего объема финансирования активов, и четыре из них входят в десятку крупнейших инвесторов в возобновляемые источники энергии.

Важно понимать, что политика и нормативно-правовая база по-прежнему считаются ведущей движущей силой в развитии зеленого финансирования, подчеркивая зависимость зеленого финансирования от надежных и стабильных политических рамок, которые требуют действий правительства и регулирующих органов [7]. «Регулятивная среда является ключевой для улучшения зеленого финансирования, включая обязательное раскрытие информации, четкую таксономию зеленой деятельности и научно обоснованные цели в соответствии с Парижским соглашением» [8].

Другие немаловажные факторы заключаются информировании

общественности, механизмах управления рисками и научных исследованиях в области изменения климата. После преодоления пандемии COVID-19 «зеленые» облигации снова определены как наиболее интересная область зеленых финансов, и ESG аналитика сохраняет свою актуальность наряду с устойчивым финансированием

инфраструктуры [9].

Согласно предварительным оценкам Базы данных облигаций Environmental Finance, в 2021 году общий объем выпуска устойчивых долговых обязательств достиг рекордно высокого уровня - около 960 миллиардов долларов. Эта цифра включает облигации, связанные с экологическими, социальными и экологическими обязательствами, и

представляет собой увеличение на 61% всего за один год. Исходя из исторических тенденций, есть возможности для продолжения роста, если не ускорения, в 2022 году, поскольку компании и правительства стремятся финансировать переход к чистой нулевой экономике [10]. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ключевой задачей для участников рынка в предстоящем году будет управление этим ростом таким образом, чтобы сохранить законность этих финансовых инструментов и бороться с растущими опасениями по поводу "зеленой промывки". Действительно, диверсификация и инновации в устойчивых долговых инструментах, вероятно,

продолжатся, что может привести к большей фрагментации между эмитентами,

инструментами, секторами и стандартами. Например, с инструментами, связанными с устойчивым развитием, которые готовы к сильному росту в 2022 году, участники рынка должны проявлять бдительность, чтобы убедиться, что эмитенты устанавливают соответствующие амбициозные цели и поддерживают прозрачность в течение срока действия инструмента посредством периодического и качественного раскрытия информации. Поэтому усилия по дальнейшему установлению и поощрению внедрения четких стандартов и рамок будут иметь решающее значение в 2022 году для обеспечения целостности устойчивого долгового рынка, поскольку он достигает новых высот.

Таким образом, устойчивое развитие является высшим приоритетом глобальной международной и национальной повестки дня, и «зеленую» экономику можно рассматривать как многогранный путь к

устойчивому развитию как государства в целом, так и каждого международного финансового центра в отдельности. И каждому их них предстоит иметь свой собственный путь в ESG-развитии, необходимо разработать свою собственную «зеленую» политику, институциональную структуру под нее и меры по реализации в зависимости от национальных ресурсов, проблем, потребностей и приоритетов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[1] Department for the Rational Use of Natural Resources and the Environment of the Food and Agriculture Organization of the United Nations «Payments for environmental services in the context of a green economy» URL: https://www.fao.org

[2] Shakeel Ahmad Ramay research by Sustainable Development Policy Institute «Eco-Civilization: The Chinese Vision of Prosperity», 2010, URL: https://www.jstor.org/stable/resrep25826

[3] Пищик В. Я., Алексеев П. В. Трансформации в монетарной и финансовой политике Евросоюза под влиянием СОУГО-19//Мир новой экономики- 2021. - №. 4.- С. 48-57.

[4] Z/Yen Group Research - 2022 - URL: https ://www.longfinance.net/media/documents/GGFI _9_Report_2022.04.28_vL1.pdf

[5] The World Green Economy Organization: 2018 World Green Economy Report, URL: https://www.cisl.cam.ac.uk/system/files/documents/

[6] United Nations Official Site, URL: https://unfccc.int/climate-action /

[7] S&P Global: «Key trends that will drive the ESG agenda in 2022», Jan,22 - URL: https://www.spglobal.com/esg/insights/

[8] Национальная Ассоциация концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру, Ежемесячный обзор «Устойчивое развитие и зеленые инвестиции» № 2, февраль 2019 г., URL: https://www.solidwaste.ru/news/

[9] Давыдова Т. Е., Попова А. И., Распопова А. Е. Зеленая экономика в контексте глобального устойчивого развития //Экономинфо. - 2020. - №. 1. - С. 49-54.

[10] Environmental Finance "Trends in sustainable bonds issuance and a look ahead to 2021", 22 February 2021, URL: https://www.environmental-finance.com/

V V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.