Научная статья на тему 'ЗЕЛЕНЫЕ ТАРИФЫ'

ЗЕЛЕНЫЕ ТАРИФЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
187
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕЛЕНЫЕ ТАРИФЫ / ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ / ОБЪЕКТЫ МИКРОГЕНЕРАЦИИ / ЗЕЛЕНЫЕ АУКЦИОНЫ / ЗЕЛЕНАЯ ЭНЕРГЕТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Молчанов Максим Дмитриевич

Быстрый экономический рост был достигнут главным образом за счет ускоренного потребления природных ресурсов, которое выходит далеко за экологические пределы планеты. Одно из очевидных решений проблемы истощения ресурсов связано с переходом от эксплуатационного одноразового использования к циклическому повторному использованию экологических ресурсов и финансированию низкоуглеродных стратегий, которые составляют основу зеленой экономики. Это тенденция, которой необходимо следовать, и она уже широко применяется в Украине, США, Германии и других странах. В данной статье упор был сделан именно на правовое регулирование в США и Украине

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEED-IN TARIFF

Rapid economic growth has been achieved mainly due to accelerated consumption of natural resources, which goes far beyond the ecological limits of the planet. One of the obvious solutions to the problem of resource depletion is 347 associated with the transition from operational one-time use to cyclical reuse of environmental resources and financing of low-carbon strategies that form the basis of a green economy. This is a trend that needs to be followed, and it is already widely used in Ukraine, the USA, Germany and other countries. In this article, the emphasis was placed on legal regulation in the USA and Ukraine.

Текст научной работы на тему «ЗЕЛЕНЫЕ ТАРИФЫ»

вопросы российской юстиции выпуск № 22

УДК 349.6

Молчанов Максим Дмитриевич Университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)

Институт Частного права Россия, Москва molchanov2014@gmail.com Molchanov Maksim Dmitrievich The University named after O.E. Kutafin (MSAL)

The Institute of Private Law Russia, Moscow

ЗЕЛЕНЫЕ ТАРИФЫ Аннотация: быстрый экономический рост был достигнут главным образом за счет ускоренного потребления природных ресурсов, которое выходит далеко за экологические пределы планеты. Одно из очевидных решений проблемы истощения ресурсов связано с переходом от эксплуатационного одноразового использования к циклическому повторному использованию экологических ресурсов и финансированию низкоуглеродных стратегий, которые составляют основу зеленой экономики. Это тенденция, которой необходимо следовать, и она уже широко применяется в Украине, США, Германии и других странах. В данной статье упор был сделан именно на правовое регулирование в США и Украине.

Ключевые слова: зеленые тарифы, возобновляемые источники энергии, объекты микрогенерации, зеленые аукционы, зеленая энергетика

Feed-in tariff

Annotation: Rapid economic growth has been achieved mainly due to accelerated consumption of natural resources, which goes far beyond the ecological limits of the planet. One of the obvious solutions to the problem of resource depletion is

associated with the transition from operational one-time use to cyclical reuse of environmental resources and financing of low-carbon strategies that form the basis of a green economy. This is a trend that needs to be followed, and it is already widely used in Ukraine, the USA, Germany and other countries. In this article, the emphasis was placed on legal regulation in the USA and Ukraine.

Key words: feed-in tariff, renewable energy sources, microgeneration facilities, green auctions, green energy

Зелёный тариф — экономический механизм, предназначенный для стимулирования развития зеленой энергетики. Впервые данный тариф был введен в США в 1978 году, когда президент Джимми Картер подписал Национальный энергетический закон и Закон о регулировании коммунального хозяйства. Смысл данного тарифа заключается в том, что государство выкупает излишки произведенной энергии у лица если она произведена из возобновляемых источников. Если лицо установило солнечную панель и двунаправленный счетчик, то избыток энергии производимой солнечной панелью будет поступать в общую электрическую сеть. Чтобы тариф был экономически эффективным используется пошаговый подход. Сначала устанавливается финансовая поддержка для привлечения людей и стимулировании установки солнечных установок, а затем ее поэтапно снижают, чтобы избежать сверхприбылей и повысить эффективность. По состоянию на 2019 год данный экономический механизм был введен в действие более чем в 50 странах.

В России развитие зеленых тарифов началось с утверждения «Плана мероприятий по стимулированию развития генерирующих объектов на основе возобновляемых источников энергии с установленной мощностью до 15 кВт» 24 июля 2017 года Правительством РФ. Планом предусматривалось внесение изменений в законодательство об электроэнергетике в части установления основных принципов договорных отношений между частными владельцами

микрогенерации и субъектами рынка электрической энергии. В связи с этим планом также были внесены поправки в Федеральный закон "Об электроэнергетике", которые ввели понятие объекта микрогенерации и закрепили основные принципы договорных отношений [1]. Ниже более подробно рассматриваются данные положения.

В России возобновляемые источники энергии относятся к объектам микрогенерации. Объектом микрогенерации являются объекты по производству электрической энергии, принадлежащие на праве собственности или ином праве потребителю (частному лицу или организации). Генераторами могут выступать как солнечные батареи, ветрогенераторы и так далее, так и объекты традиционной энергетики (например, дизельные генераторы). Сами требования к объекту микрогенерации указаны в определении самого объекта в Федеральном Законе "Об электроэнергетике". Объект микрогенерации -объект по производству электрической энергии, принадлежащий на праве собственности или ином законном основании потребителю электрической энергии, энергопринимающие устройства которого технологически присоединены к объектам электросетевого хозяйства с уровнем напряжения до 1000 вольт, функционирующий в том числе на основе использования возобновляемых источников энергии и используемый указанным потребителем для производства электрической энергии в целях удовлетворения собственных бытовых и (или) производственных нужд, а также в целях продажи в порядке, установленном основными положениями функционирования розничных рынков, в случае, если объем выдачи электрической энергии таким объектом по производству электрической энергии в электрическую сеть не превышает величину максимальной присоединенной мощности энергопринимающих устройств указанного потребителя и составляет не более 15 киловатт и если для выдачи электрической энергии такого объекта в электрическую сеть не используется электрическое оборудование, предназначенное для обслуживания более одного помещения в здании, в том числе входящее в состав общего

имущества многоквартирного дома. Из этого понятия можно сделать вывод, что объект должен обладать уровнем напряжения 1000 вольт и иметь максимальную мощь 15 киловатт [2]. Если объект соответствует требованиям закона лицо, которое хочет подключиться к "Зеленому тарифу" должен пройти определенную процедуру. Лицо должно подать заявку в сетевую организацию на подключение. Сетевая организация создает на основе заявки личный кабинет заявителя, в котором размещает проект договора купли-продажи энергетической энергии, произведенной на объектах микрогенерации. Если лицо не согласно с условиями договора, то оно может направить протокол разногласий сетевой компании. Если заявитель со всем согласен, то производится установка двунаправленного счетчика и подключение к общей городской энергосети. Как указывается в Постановлении Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (ред. от 30.06.2022) "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" договор купли-продажи электрической энергии, произведенной на объектах микрогенерации, признается заключенным между заявителем и гарантирующим поставщиком со дня составления и размещения в личном кабинете заявителя на сайте сетевой организации акта об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств и объектов микро генерации заявителя, подписанного со стороны сетевой организации, но не ранее совершения заявителем действий, свидетельствующих о начале фактического потребления электрической энергии или производства и отпуска электрической энергии в электрическую сеть, вне зависимости от подписания договора заявителем [3].

Планом также предусматривается исключение налоговых обязательств у физических лиц, осуществляющих операции по реализации электрической энергии, выработанной с использованием микрогенерации ВИЭ для собственных нужд своего домохозяйства.

Исходя из анализа законодательства можно выделить соответствующие плюсы и минусы зеленого тарифа. Зеленый тариф в настоящее время является необходимым шагом, стимулирующим инвестиционную активность в области ВИЭ. У этого тарифа имеются положительные и отрицательные стороны.

Можно назвать следующие преимущества: дополнительный доход для лиц, владеющих альтернативными станциями; полученный таким образом доход, не облагается налогом, поскольку законодателю выгодно развивать данное направление; с помощью такой системы снабжения энергии значительно уменьшаются выбросы в окружающую среду; использование ВИЭ в коммунальной энергетике расширяет доступ потребителей к электроэнергии или увеличивает число доступных им вариантов энергоснабжения [4]. Не обошелся такой метод без недостатков: изменения в налоговой системе, связанные с работой альтернативных станций, уменьшают финансовые поступления в бюджеты местного и федерального уровней; такие меры должны затрагивать как усовершенствование нормативного регулирования на международном уровне, так и сотрудничество с национальными финансовыми партнерами для разработки общих стратегий интегрированного финансирования, учитывающих особенности различных правопорядков, финансовые барьеры и риски, связанные с этими проектами, с целью стимулирования местных частных инвестиций [5, с. 213]; стоимость электрической энергии увеличится для предприятий Энергосбыта.

Зеленый тариф был введен и в других странах. По состоянию на 2019 год политика льготных тарифов была введена в более чем 50 странах, включая Алжир, Австралию, Австрию, Бельгию, Бразилия, Канада, Китай, Кипр, США, Чешская Республика, Дания, Эстония, Франция, Германия, Греция, Гонконг, Венгрия, Иран, Республика Ирландия, Израиль, Италия, Кения, Республика Корея, Литва, Люксембург, Нидерланды, Мальта, Пакистан, Португалия, Южная Африка, Испания, Швейцария, Танзания, Таиланд, Турция, Украина и

Великобритания. На мой взгляд необходимо рассмотреть опыт введения данной политики и в других странах.

Из всех стран СНГ наибольшее развитие зеленого тарифа было в Украине. Прежде чем понять, как регулируется данное направление в Украине следует обратиться к законодательству за тем, чтобы узнать, как законодатель Украины понимает это понятие. Закон Украины «Об альтернативных источниках энергии» гласит:

зеленый тариф - специальный тариф, по которому закупается электрическая энергия, произведенная на объектах электроэнергетики, в том числе на введенных в эксплуатацию очередях строительства электрических станций (пусковых комплексах), из альтернативных источников энергии (а с использованием гидроэнергии - только микро-, мини - и малыми гидроэлектростанциями); (перевод с украинского).

микрогидроелектростанция - электрическая станция, производящая электрическую энергию за счет использования гидроэнергии, установленная мощность которой не превышает 200 кВт;

минигидроэлектростанция - электрическая станция, производящая электрическую энергию за счет использования гидроэнергии, установленная мощность которой составляет более 200 кВт, но не превышает 1 МВт;

малая гидроэлектростанция - электрическая станция, производящая электрическую энергию за счет использования гидроэнергии, установленная мощность которой составляет более 1 МВт, но не превышает 10 МВт;» [6].

Регулирование альтернативными источниками энергии осуществляется Верховной Радой, Кабинетом Министров, а именно, они, в пределах своих полномочий: разрабатывают общегосударственные, отраслевые и местные программы в сфере альтернативных источников энергии, а также их научное, научно-техническое и финансово-экономическое сопровождение, разработку и выполнение заданий, соответствующих общегосударственных целевых научных и научно-технических программ; осуществляют разработку и

принятие органами исполнительной власти в пределах их компетенции нормативно-правовых актов, государственных норм, правил, методических документов по использованию альтернативных источников энергии; осуществляют координацию и согласование отраслевых и местных программ в сфере альтернативных источников энергии с общегосударственными программами; осуществляют контроль за соблюдением требований законодательства в сфере альтернативных источников энергии и с выполнением общегосударственных программ в этой сфере и др.

Зеленый тариф в настоящее время является основным стимулом для иностранных инвесторов, работающих на украинском рынке возобновляемых источников энергии. Продвижение возобновляемых источников энергии в Украине восходит к введению льготного ("зеленого" в Украине) тарифа в поправке 2008 года к Закону Украины 1997 года "Об электроэнергетике". Поправка дала производителям возобновляемой энергии право продавать энергию государству по ставке зеленого тарифа на период с 2009 года до конца 2029 года. В настоящее время зеленый тариф регулируется Законом Украины 2003 года "Об альтернативных источниках энергии" и Законом Украины 2017 года "Об энергетическом рынке", которые усиливают обязательство правительства поддерживать зеленый тариф до конца 2029 года.

Ставки зеленого тарифа рассчитываются следующим образом: «базовый тариф (представляющий розничный тариф для потребителей второго класса напряжения, установленный по состоянию на январь 2009 года (0,5846 грн. за кВт/ч)), умноженный на коэффициент зеленого, величина которого зависит от типа производимой энергии и мощности станции, ее производящей. Зеленые коэффициенты для новых объектов будут постепенно снижаться с течением времени в зависимости от даты ввода объекта в эксплуатацию» [7].

Зеленый тариф привязан к евро (что делает его независимым от украинской валюты), и его ставки пересматриваются каждые три месяца на основе официальных обменных курсов валют. Он является одним из самых

высоких в Европе и был признан инвесторами привлекательным. Срок окупаемости проектов в области возобновляемых источников энергии в настоящее время оценивается от трех до пяти лет (государственными чиновниками) и около семи лет (инвесторами).

Чтобы воспользоваться зеленым тарифом, производители должны участвовать в рынке электроэнергии и подписывать контракты с государственным предприятием, покупающим и продающим электроэнергию "на сутки вперед" (гарантированный покупатель). Затем электроэнергия продается Гарантированным покупателем на оптовом рынке по рыночной цене, а разница между ценой зеленого тарифа, уплаченной Гарантированным Покупателем, и рыночной ценой компенсируется другим государственным предприятием, Оператором системы передачи. Эта компенсация является частью тарифа на передачу электроэнергии, оплачиваемого конечными пользователями системы передачи.

В последующем из за бурного развития возобновляемых источников энергии было решено ввести взамену зеленым тарифам, зеленые аукционы. В сложившейся ситуации цены на зеленый тариф при высоких темпах развития альтернативной энергетики стали непосильной ношей для бюджета. В результате стало проблематично поддерживать те мощности, которые уже существуют и занимаются генерацией, не говоря о возможном развитии. Кроме того, со времени принятия закона о зеленом тарифе ситуация на рынке существенно изменилась, речь идет, прежде всего, о значительном снижении стоимости оборудования, что сделало генерацию прибыльнее.

Утверждение озвученное выше подтверждается политикой Украинского правительства. В 2019 году правительство заявило, что зеленый тариф стал слишком обременительным с финансовой точки зрения, и начало обсуждать возможное снижение ставок зеленого тарифа. Ситуация привела к посредническим процедурам, в первую очередь между крупными инвесторами и правительством, под эгидой Секретариата ДЭХ. Между тем, украинский

энергетический регулятор снизил тариф на передачу электроэнергии с сентября 2019 года, что привело к снижению уровня компенсации, которую Гарантированный покупатель в противном случае внес бы в оплату зеленого тарифа. Сумма, остающаяся причитающейся к уплате зеленого тарифа производителям, продолжала расти в 2020 году.

В начале 2020 года было объявлено, что энергетический сектор Украины находится в кризисе, в частности, из-за падения потребления энергии после замедления промышленного производства, теплой зимы в 2019-2020 годах, а затем карантина из-за СОУГО-19.

4 мая 2020 года правительство Украины создало Антикризисную целевую группу по энергетике под председательством премьер-министра со следующими задачами и целями: заключение меморандума с инвесторами о снижении ставок зеленого тарифа, запрет на строительство новых ветряных и солнечных электростанций и переход на систему зеленых аукционов.

Однако стоит уточнить, что зеленые тарифы действуют и сейчас в отношении определенных объектов. Зеленый тариф применяется к тем производителям возобновляемой энергии, которые либо ввели в эксплуатацию свои объекты к 1 января 2020 года, либо заключили предварительный контракт с Гарантированным Покупателем при условии, что ввод в эксплуатацию состоится в течение определенного установленного периода после подписания контракта (два года для проектов солнечной энергетики и три года для всех других источников энергии).

Для тех объектов возобновляемой энергетики, которые не имеют контрактов с гарантированным покупателем на покупку своей энергии по тарифу зеленый тариф, государственная поддержка будет предоставляться посредством так называемых "зеленых аукционов". Зеленые аукционы потребуются для всех таких ветряных установок мощностью более 5 МВт и солнечных установок мощностью более 1 МВт. Все другие виды возобновляемых источников энергии могут участвовать в зеленых аукционах

добровольно. Зеленые аукционы были введены для снижения затрат на возобновляемую энергию для потребителей. Победители зеленых аукционов получат государственную поддержку в виде квоты, то есть объема электроэнергии, который государство гарантирует купить у них по выгодной цене. Максимальная выигрышная цена не должна превышать соответствующую ставку зеленого тарифа.

Зеленые аукционы планировалось провести с 1 апреля 2020 года, но они были отложены на неопределенный период времени.

В Украине зеленый тариф развивался достаточно быстро по сравнению с Россией и получил более широкое применение. Основная цель в создании зеленого тарифа заключалась в поощрение развития новейших типов энергоресурсов и благоприятных условий для инвесторов, которые вкладывают средства в альтернативные источники электроэнергии. Однако в последующем из-за событий в мире и спадом экономики развитие данной политики замедлилось.

Если говорить про сравнение с Российским законодательством, то можно выделить некоторые отличия. Во-первых,в Украине зеленый тариф привязан к евро, а в России привязан к национальной валюте. Данное решение хоть и может привлечь больше инвестиций, потому что евро является более стабильной валютой по сравнению с гривной, но данное решение подрывает национальную валюту и так же размер зеленых тарифов в национальной валюте будет зависеть от кредитно денежной политики ЕС и курса евро, что может негативно сказываться на национальную валюту. Так же в Украине существует зеленый аукцион в отличии от России, но стоит учитывать что он был введен из-за бурного развития возобновляемых источников энергии и возрастающей из-за этого нагрузки на бюджет. На мой взгляд на данный момент из за слабого развития возобновляемых источников энергии наличие зеленых аукционов в России является нецелесообразным.

Как уже отмечалось ранее, впервые данный тариф был введен в США Джимми Картером в 1978 году который подписал Закон о национальной энергетике (МЕА). Этот закон включал пять отдельных актов, одним из которых был Закон о политике регулирования коммунальных предприятий (PURPA). Закон был принят в ответ на энергетический кризис 1973 года.

РЦКРА был принят с целью экономии электроэнергии. В рамках РЦКРА было положение, которое требовало, чтобы коммунальные предприятия покупали электроэнергию, произведенную у квалифицированных независимых производителей электроэнергии, по ставкам, не превышающим их себестоимости [8]. РЦКРА предоставила льготные условия компаниям, производящим электроэнергию из возобновляемых (не ископаемых видов топлива) способов. Более детальное регулирование зеленых тарифов происходит каждым штатом отдельно. К примеру штат Калифорния увеличила мощность ветровых электростанций с 10 МВт в 1981 году до 1700 МВт в начале 1990-х годов.

За исключением некоторых экспериментальных программ, большинство контрактов в США являются долгосрочными (10-20 лет). Это гарантирует владельцам возобновляемых источников энергии стабильный долгосрочный доход. Коммунальные службы США часто устанавливают тарифы, которые зависят от размера проекта (небольшие проекты, как правило, получают более высокие тарифы) и технологии (солнечные фотоэлектрические станции, как правило, получают более высокие тарифы, чем другие). Тарифы также могут зависеть от общей цели программы или ограничений по размеру (например, тарифы, которые снижаются по мере приближения мощности к предельному значению программы), коммунальные предприятия или штаты могут пересматривать свои тарифы в случаях чрезмерного или недостаточного взноса.

Большинство программ связанные с Зелеными тарифами в США имеют максимальный размер для отдельных проектов и могут ограничивать участие

определенным категориям, такие как бытовой потребитель. Например, новая программа покупки солнечной энергии "Dominion Virginia Power" применяется только к жилым системам мощностью до 20 киловатт (кВт) и коммерческим системам мощностью до 50 кВт, в то время как "Hawai's FIT", которая распространяется на все принадлежащие инвесторам коммунальные предприятия Гавайев, имеет максимальный размер системы в диапазоне от 2700 кВт до 5000 кВт, в зависимости от острова.

В основном в США устанавливают совокупный потолок, устанавливаемый либо ежегодно, либо на уровне программы, ограничивающий объем мощности, который может воспользоваться преимуществами тарифа. Это важный механизм сдерживания затрат для программ связанных с зелеными тарифами.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что в отличии от Российского регулирования в США решения по размерам зеленого тарифа и какие объекты соответствуют требованиям сами штаты. Также тарифы могут отличаться в зависимости от вида возобновляемого источника энергии. В рамках российского регулирования зеленый тариф одинаков в отношении всех видов объектов возобновляемой энергии. На мой взгляд данный способ является более гибким по сравнению с отечественным регулированием, так как в зависимости от развития той или иной сферы возобновляемых источников энергии, сам субъект может устанавливать более гибкое правовое регулирование.

В заключение хотелось бы сказать, что Россия обладает огромным потенциалом по развитию зеленой энергетики по сравнению с Европой. Как отмечали эксперты Роснано уровень солнечной активности в Бурятии выше, чем в Риме, а в Москве больше, чем в Берлине, который является лидером по использованию солнечных батарей. Зеленые тарифы являются эффективным средством для стимулирования развития возобновляемых источников энергии. Однако на данный момент темп развития возобновляемых источников

вопросы российской юстиции выпуск № 22

энергии достаточно медленный. На мой взгляд Правительство должно рассмотреть возможность повышения ставок по "Зеленым тарифам" для стимулирования установки возобновляемых источников энергии и ввести нулевую ставку для технологического присоединения объектов микрогенерации на основе ВИЭ для всех категорий заявителей. В связи с этим необходимо внести поправки в Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике". Так же исходя из опыта США на мой взгляд было бы целесообразно установить разные тарифы в зависимости от потребностей и условий соответствующего региона. В связи с этим установка тарифов и их размеры должны устанавливать государственные органы субъектов Российской Федерации. В связи с этим необходимо внести поправки в Федеральный Закон "Об электроэнергетике".

Список литературы:

1. Проект Федерального закона N 581324-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" в части развития микрогенерации" (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 07.11.2018) // СПС-Консультант Плюс

2. Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 11.06.2022) "Об электроэнергетике" // СПС-Консультант Плюс

3. Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (ред. от 30.06.2022) "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии") // СПС-Консультант Плюс

вопросы российской юстиции выпуск № 22

4. Международное сотрудничество в сфере энергетики и правовые вопросы экологии (Ефимовская И.В., Мамедова Г.Х. кызы) ("Право и бизнес", 2022, N 2) // СПС-Консультант Плюс

5. William, E. G. Geothermal Energy Renewable Energy and the Environment / E. G. William. — Second Edition. — : CRC Press, 2015. — 423 c. — Текст : непосредственный.

6. Закон Украины «Об альтернативных источниках энергии» Документ 555-IV, действующий, текущая редакция. — Текст : электронный // Верховна Рада Украши : [сайт]. [Электронный ресурс] // URL: https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/555-15/card3#Files (дата обращения: 20.11.2022).

7. H.R. 4018 (95th): Public Utility Regulatory Policies Act. — Текст : электронный // govtrack : [сайт]. [Электронный ресурс] // URL: https://www.govtrack.us/congress/bills/95/hr4018/text (дата обращения: 20.11.2022).

8. "Restructuring or Deregulation?" Smithsonian Museum of American History. — Текст : электронный // American History : [сайт]. [Электронный ресурс] // URL: http://americanhistory.si.edu/powering/dereg/dereg1.htm (дата обращения: 20.11.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.