Научная статья на тему 'Здравый смысл (из авторского словаря «Космос русского самосознания»)'

Здравый смысл (из авторского словаря «Космос русского самосознания») Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
116
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Исупов Константин Глебович

Статья «Здравый смысл» из авторского словаря «Космос русского самосознания», описывающего фундаментальные концепты русской культуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здравый смысл (из авторского словаря «Космос русского самосознания»)»

Terra Humana

ЛЕКСИКОН

К. Г. Исупов

КОСМОС РУССКОГО САМОСОЗНАНИЯ* ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ

Жизненная позиция с опорой на прямую логику прозаической действительности; так наз. «житейская мудрость». Ее содержанием является самоочевидная истина, опыт предков, т.е. те формы знания, которые в аргументах не нуждаются. Аксиоматика Зс. может почитаться и за итог философии (в моралистических типах дискурса), но чаще он оказывается мировоззренческим оппонентом мысли. Ранние формы философского диссидентства - софистика, кинизм, скептицизм - развились в тысячелетней войне античной философии против самодовольной ограниченности Зс., у которого, впрочем, не отнималась роль путеводительного принципа в житейских делах. Главный враг Зс. - сомнение; главный враг философского недоверия - догма. Зс. желает видеть привычные элементы мира на знакомых местах; эту конъюнктурную онтологию разрушают принцип бытийного противоречия и гносеологическая диалектика сопряженных антиномий. Не будь антиномизм столь близок к парадоксу и иронии, он мог бы заместить логику Зс. В античной школе сократического диалога и в ряде направлений восточной мысли (в частности, в конфуцианстве) парадокс, сдвиг, деформация и иные способы «остранненья» обыденного объекта или традиционной проблемы уже закрепились как прямая необходимость в дистанции от Зс. Сократ расшатал истинностный фундамент картины мира, освященной всеобщностью здравого смысла, и был осужден. Но «декадентская» традиция была задана, и ее не отменил ни консерватизм Платона, ни здравомысленная эстетика числа, ни титанические усилия Аристотеля по рационализации этических канонов и поведенческих мотиваций. Философия поступка, выработанная античной традицией, пыталась примирить волю и судьбу в образе трагической неосведомленности героя, не сумевшего достичь последней инстанции императивно заданного здраво-

Продолжение. Начало в №№ 1’06, 1’07-3’07.

го смысла. Человек поставлен здесь в ситуацию наследника остаточного, слишком убогого для последних выводов, опыта изживания личной судьбы: ее закрытость для диалога несла угрозу бессмыслицы самому Зс. как естественной нише законного покоя сознания. В этом положении спасти Зс. из-под обломков непредсказуемой реальности бытия и истории оказалось возможным на путях отрешения здравого смысла мира от самого мира, т.е. путем придания ему статуса трансцендентной ценности. Это кардинальное переосмысление природы здравого смысла предприняло христианство: языческое пребывание в дискредитированной

истине объявлено болезнью здравого смысла, а подлинное духовное здоровье (здравие) призванных к новому смыслу истории суть «безумие для эллинов» (1 Кор. 1, 23). Если Зс. ветхого бытия проективно встроен в общеродовую судьбу (которая и есть Зс., коль скоро он возвещен пророками), то теперь Благая Весть о взыскании богооткровенной истины стала неотмирным делом личного стяжания Духа Святого на путях бегства от исконно-греховной общей жизни, в которой не осталось и капли здравого смысла. Органическим каноном и носителем подлинного духовного здоровья (= здравия во смысле) стала фигура святого, его аскетический опыт горнего восхождения к небу, новой истине о Боге, человеке и истории. Так произошла инверсия здравого смысла: горизонт бытия развернулся по своей оси, установившись обратной стороной, - и те иероглифы житейского знания, которые «просто» читались теми, кто хотел их прочесть, стали иконами безмолвного вопрошания к человеку. Мир превратился в Иконостас, зримой символикой ликов взыскательно развернутых к лицу «я», а трансцендентным содержанием - в ту запредельную область Промысла, где осуществляется мистерия спасения. Дохристианский опыт благих сомнений в наивной наглядности мира и правоты мирского сыграл свою роль и воспитал презрение к почтенной реальности, но с тех пор логика очевидной истины становится и неустранимым оппонентом субъективистской и трансценденталистской гносеологии. Конфликт традиционного здравого смысла и априорной вероисповедной убежденности выразился в поединке знания и веры (= утяжеленно-вещной фактичности и ее ментальных проекций; бытовой практики и «герменевтики»; наличных проявлений непосредственного опыта и языков ее описания). Догматика христианства в момент ее исторического становления заявила устами изобретателя термина «Троица» Тертуллиана (III в) о вере как парадоксе и даже абсурде. Зс. стережет логику абсурда на многих уровнях культуры: от карнавала до научного диспута. Раскол знания и веры усилен энтузиазмом Ренессанса; доверие чувственному познанию вернуло Зс. (как авторитарную форму достоверности) в сферу живописной эстетики пространства (открытие прямой перспективы) и в математически выразимую онтологическую стереометрию Космоса, в стихии которого был, однако, внесен специфично человеческий каприз Эроса - зиждителя и промыслителя мира планет и мира людей. Смысловое здравие мира есть его страстность, порыв и дерзание (см. «героический энтузиазм» Дж. Бруно); так созревала антитеза «долга» и «страсти» (т.е. Зс. и его небрежения в пользу личного воления), которая определилась в своих смыслопорождающих возможностях в век Разума. Культура Просвещения полагала себя Золотым веком Зс. Путь к новой модели Зс.

Лексикон

Terra Humana

шел через картезианское сомнение; создается новая понятийная субординация очевидности в непротиворечивой системе логических аргументов. В «Рассуждении о методе» (1737) все прежние мнения об истине отвергались, кроме тех, что сверены со здравым смыслом. Роман воспитания и театр, государственная этика и утилитарная эстетика, моралистическая философия и педагогика черпают свою рецептуру в гипертрофированном авторитете здравого смысла. Для защиты Зс С.

Честерфилд предпринял издание журнала «Здравый смысл» (1737), а Г. Филдинг написал пьесу-аллегорию «Жизнь и смерть здравого смысла» (1736). Материалистический азарт, с которым осуществлялась защита здесь-и-теперь наличного бытия, породил скептическую критику трансцендентального знания и религиозных ценностей (пантеизм, деизм, атеизм). На других маршрутах философского поиска Зс. переживает приключения иного рода: рациональной пытаются стать мистика и

метафизика. Классический идеал рациональности предписал мышлению априорный навык здравого смысла, но итог основных гносеологических процедур оставил за трансцендентальным субъектом (Кант). Другое подросшее дитя 18 в. - протестантская этика - целиком осталась в рамках доверия общежитейской мудрости: определился «категори-

ческий императив», в жертву которому был принесен с таким трудом отвоеванный авторитет субъекта. Остался только шаг, чтобы «Зс.» поглотил собой Универсум, что и произошло в гегелевской философии тождества: Мировой Дух, совпавший с бытием, есть абсолютная гипертрофия Зс., подвигающегося через драматургию внутренних саморазличений к единству с самим собой, к Апокалипсису Зс.: самотождественной ясности, смысловой адекватности и финалу истории. Патетические идентификации «разумности» и «действительности» (т.е. Зс. и бытия) спровоцировала новые катастрофы «я»: оно воистину стало носителем

«несчастного сознания» (Гегель), ибо его опыт теперь лишь косвенно соучастен надличному самосознанию Мирового Духа. Естественно поэтому, что европейский романтизм и экзистенциализм (Кьеркегор), «парадоксальная этика» (Бердяев) и персонализм центральным объектом критики избрал Зс. и бестревожный покой буржуазного способа жизни. Ницше создал своего рода апофатику З.с., превратив его в объект эстетической игры. Борьба с самоочевидностью общей правды в пользу пусть и абсурдного мнения «частного мыслителя» в русской традиции обостряется с творчеством Достоевского, «подпольный человек» которого полагает общедоступный Зс. первым своим врагом. Война «парадоксалистов» Достоевского со Зс. как мировой ложью контрастно соседствует в истории русской философии с пропагандой прозаической жизни (этика опрощенья у Л. Толстого, чьи убеждения в естественности веры и доброго чувства находят аналогию в трудах представителей шотландской «школы здравого смысла»), почвеннической и народнической идеализацией «народного здравого смысла». На фоне указанного контраста выразителен и тот факт, что и для Толстого, и для Достоевского (и далее - до А. Платонова и В. Шукшина) воплощением правильного взгляда на жизнь (т.е. Зс.) остается мужик и ребенок. Основной темой жизни и прозы воительство «против самоочевидностей» стало для Л. Шестова. Пирроническая «огнистость сомнения» сопровождает П. Флоренского

на пути к обоснованию антиномической природы истины. В русской религиозной философии произошел возврат к раннехристианским экспериментам над здравым смыслом. В значительной степени благодаря им Зс. если и не был окончательно «снят» совместными усилиями художников и философов модерна ХХ в., то решительно переведен из списка раздражающих профессиональную философию проблем на уровень не стоящих специального внимания атрибутов обыденной жизни и массового сознания.

Лит.: Пейн Т. Здравый смысл, 1775 (Избр. соч. М., 1959); Гольбах П. А. Письма к Евгении. Здравый смысл. М., 1956; Продан С. И. Философия и здравый смысл. Харьков, 1914; Степанов И. Здравый смысл на службе идеализма. М. Туган-Ба-рановский. Очерки из истории новейшей политической экономии. СПб., 1903 / Правда, 1904. Февраль. С. 226-261; Мур Дж. Э. Защита здравого смысла // Аналитическая философия: становление и развитие. М., 1988; Малинов А. История и здравый смысл (На материале русского XVIII в.) // Проблемы общения в пространстве тотальной коммуникации. СПб., 1998. С. 114-131; Рид Д. Исследование человеческого ума на принципе здравого смысла. СПб., 2000; Компаньон А. Демон теории: Литература и здравый смысл. М., 2001.

ЗЕРКАЛО

1) инструмент визуальной магии; 2) мифологема отражения и альтернации реального; 3) позиция и образ проективного видения, универсалия культуры. Архаическая семантика З. синкрезирует свойства органики и качества артефакта: см. мифологию отражения в мифе о Нарциссе. В ритуале гадания (в частности, святочного) З. выполняет роль границы, маркирующей вход в потустороннее. Этимон ‘зеркала’ (‘зрак’) указывает на возможность нездешнего видения: З. указывает местонахождения пропавших предметов и существ, оно есть «экран», демонстрирующий картины прошлого и ветвящегося будущего (зеркало повелительницы эльфов во «Властелине Колец», 1914-1955 Д. Р. Р. Толкиена); покажет вора, злоумышленника, суженого; оно обладает автономной изобразительной памятью (прообраз фотографии; ср. зеркальные цветы в сказке К. Булычева «Сто лет тому вперед»). З. является индикатором человеческого и даже личностного (нечисть безвидна; бесы не имеют своего лица и не отражаются в З.), оно наделено речью и характером. Физические свойства и оптические эффекты З. (инверсия левого и правого; бесстрастный «натурализм» отражения) обеспечили ему демоническую репутацию; см. устойчивый мотив кривого З., подающего весть о мире кривды и запредельно-перевернутого мира и гротескные З. «комнаты смеха». З. - источник неосознанной тревоги и страха. В христианской атмосфере дома З. воспринималось как анти-икона или как пародия на нее; схожая реакция - на театр: З. и лицедей столь же неуместны в храме, как монах - в толпе ряженых. З. - атрибут лукавого, карнавального мира с акцентом на «женское»; в этом смысле языческие семантические реликты в З. ам-

Лексикон

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.