Научная статья на тему 'Здоровый образ жизни: политическое измерение'

Здоровый образ жизни: политическое измерение Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
17
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здоровый образ жизни / национальные и федеральные проекты / социальная политика / healthy lifestyle / national and federal projects / social policy

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — В В. Суворов

Исследуются документы, определяющие политику в сфере формирования здорового образа жизни российских граждан. Делается вывод о непроработанности вопроса о планируемых целевых показателях и предпринимаемых мерах, следствием чего становится их недостаточная результативность. Обосновывается необходимость более четкого понимания конечного результата проводимой политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — В В. Суворов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Healthy Lifestyle: Political Dimension

The peculiarity of the documents defining the policy in the sphere of of Russian citizens’ healthy lifestyle formation is considered. The conclusion is made about the lack of elaboration of the issue of planned targets and measures taken, which results in their insufficient effectiveness. The necessity of a clearer understanding of the final result of the policy is substantiated.

Текст научной работы на тему «Здоровый образ жизни: политическое измерение»

УДК 323(470+571) ББК 66.з(2Рос)

DOI 10.22394/1682-2358-2024-3-64-69

В.В. Суворов, научный сотрудник центра координации фундаментальной научной деятельности Национального медицинского исследовательского центра терапии и профилактической медицины (email: valeriy_s@inbox.ru)

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ: ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

Аннотация. Исследуются документы, определяющие политику в сфере формирования здорового образа жизни российских граждан. Делается вывод о непроработанности вопроса о планируемых целевых показателях и предпринимаемых мерах, следствием чего становится их недостаточная результативность. Обосновывается необходимость более четкого понимания конечного результата проводимой политики.

Ключевые слова и словосочетания: здоровый образ жизни, национальные и федеральные проекты, социальная политика.

I 1аселение страны составляет важный ресурс государства, поэтому власти современных государств, включая Россию, стремятся уделять особое внимание вопросам здоровья граждан. В целях снижения издержек на систему здравоохранения и восполнения экономических потерь, связанных с временной нетрудоспособностью или преждевременной смертностью населения, государством предпринимаются меры по профилактике заболеваний, важнейшим компонентом которой медицинс-

Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2024. Vol. 24. № 3

V.V. Suvorov, Researcher at the Department for Coordinating Fundamental Scientific Activities, National Medical Research Center for Therapy and Preventive Medicine

HEALTHY LIFESTYLE:

POLITICAL

DIMENSION

The peculiarity of the documents defining the policy in the sphere of of Russian citizens' healthy lifestyle formation is considered. The conclusion is made about the lack of elaboration of the issue of planned targets and measures taken, which results in their insufficient effectiveness. The necessity of a clearer understanding of the final result of the policy is substantiated.

Key words and word-combinations: healthy lifestyle, national and federal projects, social policy.

ким сообществом признается ведение здорового образа жизни. Согласно определению, принятому Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), здоровый образ жизни снижает риск серьезного заболевания или преждевременной смерти [1].

Проблематика здорового образа жизни находит отражение как в политическом дискурсе [2; 3], так и в рамках реализуемой социальной политики [4; 5], организационной составляющей которой выступает планирование показателей и проведение необходимых мероприятий для их достижения. В данном контексте представляется значимым исследование существующей практики определения государством тех показателей, которые являются результатом реализации государственных проектов, связанных с формированием здорового образа жизни у граждан России, и возможности их достижения.

В «Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» в контексте вопросов о демографическом развитии и снижении смертности сделан акцент на формирование здорового образа жизни, выработку мер по снижению масштабов злоупотребления алкогольной и табачной продукции, профилактику алкоголизма, табакокурения и наркомании, улучшение показателя смертности [6, с. 48]. При этом количественные показатели, связанные с гражданами, ведущими здоровый образ жизни, в «Прогнозе» не представлены.

Существенное внимание здоровому образу жизни уделено в «Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года». Так, приоритетными выступают создание системы мотивации граждан, прежде всего детей и лиц трудоспособного возраста, к ведению здорового образа жизни, здоровому питанию и соответствующему информированию граждан. Однако в разделе о результатах, ожидаемых к 2025 г., о здоровом образе жизни в целом не говорится, и напрямую к нему можно отнести только сокращение потребления алкоголя и табака среди взрослого населения [7].

На поддержание здорового образа жизни ориентирована «Стратегия формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года», утвержденная приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 января 2020 г. в целях реализации положений «Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года». Целями государственной медицинской политики выступают снижение заболеваемости и предотвратимой смертности от неинфекционных заболеваний, а также рост ожидаемой продолжительности здоровой жизни [8]. В результатах реализации Стратегии, хотя и указано увеличение

Вестник Поволжского института управления • 2024. Том 24. № 3 6 5

доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, количественные показатели отсутствуют. Прочие параметры (потребление табака, алкоголя, доля граждан, занимающихся физической культурой и спортом и т.д.) имеют количественные характеристики.

В паспорте национального проекта «Демография», утвержденного 24 декабря 2018 г. по итогам заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам и опубликованного в феврале 2019 г., одной из ключевых целей также указано увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни. Однако при этом в качестве целевых показателей приводится «обращаемость в медицинские организации по вопросам здорового образа жизни» (за период с 2018 по 2024 г. показатель должен увеличиться с 1718 до 2997 тыс. человек) и «число лиц, которым рекомендованы индивидуальные планы по здоровому образу жизни (паспорта здоровья), в центрах здоровья» (за период с 2018 по 2024 г. данный показатель должен увеличиться с 4 до 5,5 млн человек) [8]. Еще одним целевым показателем выступает «доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом» с его увеличением за тот же период с 36,8 до 55%. Изменение количества граждан, ведущих здоровый образ жизни, как целевой показатель в данном документе также не указано.

В рамках национального проекта «Демография» [9] предполагается выполнение ряда федеральных проектов, среди которых следует отметить Федеральный проект «Укрепление общественного здоровья» (сроки начала и окончания реализации проекта 01.01.2019 — 31.12.2024) [10], задачи, планируемые мероприятия и результаты которого в общем виде прописаны в паспорте самого проекта [11]. Запланированные мероприятия предполагают выполнение важнейших задач, включающих формирование среды, способствующей ведению гражданами здорового образа жизни, развитие инфраструктуры общественного здоровья, повышение обеспеченности кадрами в сфере общественного здоровья, мотивирование граждан к ведению здорового образа жизни за счет проведения информационно-коммуникационной кампании, вовлечение их и некоммерческих организаций в мероприятия по укреплению общественного здоровья, разработку и внедрение корпоративных программ укрепления здоровья [11].

Соответственно, в качестве результатов выступают законотворческие и организационные показатели: нормативно-правовая регламентация вопросов здорового питания; совершенствование государственного регулирования в области качества пищевой продукции; создание центров общественного здоровья; внедрение муниципальных программ по укреплению общественного здоровья; внедрение научно обоснованных образовательных и просветительских программ по вопросам здорового

66 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2024. Vol. 24. № 3

питания. В качестве показателей реализации выступают важнейшие параметры: количество наименований рекламно-информационных материалов и количество их демонстраций; охват определенной доли аудитории граждан; обучающие мероприятия и форумы для специалистов по общественному здоровью населения; количество наименований и тираж периодических печатных изданий; создание информационного ресурса, направленного на защиту потребителей от недостоверной информации о продукции [11].

Показательно, что определение изменения количества граждан, придерживающихся здорового образа жизни, как плановый показатель не представлен в проекте и как результат никак не определен. В кратком обзоре итогов, размещенных на странице проекта, динамика количества граждан, ведущих здоровый образ жизни, также отсутствует, содержатся только принципиальные положения о разработке и внедрении муниципальных и корпоративных программ, проведении мероприятий, направленных на профилактику алкоголизма [9].

Неопределенность проявляется и с определением того, что понимается под здоровым образом жизни. Так, из указанных официальных нормативных документов определение здорового образа жизни представлено только в «Стратегии формирования здорового образа жизни населения...». Под ним понимается «образ жизни человека, направленный на предупреждение возникновения и развития неинфекционных заболеваний и характеризующийся исключением или сокращением действия поведенческих факторов риска, к числу которых относятся употребление табака, вредное потребление алкоголя, нерациональное питание, отсутствие физической активности, а также неадаптивное преодоление стрессов» [8]. Характерно, что в задачах и результатах федерального проекта «Укрепление общественного здоровья» мероприятия, связанные с обеспечением здорового питания, выделены в особое направление [11, с. 3].

Перечень компонентов, входящих в понятие «здоровый образ жизни» был перечислен в отдельном законодательном акте. Приказом Рос-стата от 29 марта 2019 г. №№ 181 был утвержден показатель «Количество (доля) граждан, ведущих здоровый образ жизни», с соответствующей методикой расчета [12]. В качестве условной характеристики здорового образа жизни выступает показатель «Доля граждан, ведущих здоровый образ жизни (процент)», являющийся интегральным показателем приверженности населения здоровому образу жизни и включающий в себя такие индикаторы / компоненты, как отношение к курению, ежедневное потребление овощей и фруктов, физическая активность, потребление соли, употребление алкоголя [12]. Вместе с тем в обозначенный показатель не включены такие компоненты здоровья, как уровень стресса, режим сна, режим питания.

Вестник Поволжского института управления • 2024. Том 24. № 3 6 /

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, в целом по России доля населения, ведущего здоровый образ жизни, по итогам 2023 г. составила 9,1%, снизившись с 12% в 2019 г. и опускаясь до 7,2% в 2022 г. При этом по регионам динамика показателей разнится. Так, в Московской области данный показатель увеличился с 6,5% в 2021 г. до 7,3% в 2022 г. и снизился до 6,8% в 2023 г., а во Владимирской области за тот же период сначала снизился с 9,0 до 2,9%, потом вырос до 6,9%. В Саратовской области данный показатель также сначала снизился с 4,3 до 4,2%, а затем увеличился до 6,7% [13]. Комплексное измерение компонентов здорового образа жизни демонстрирует в целом по России и большинству ее регионов отсутствие заметных изменений, несмотря на реализуемые проекты по увеличению количества граждан, ведущих здоровый образ жизни. Следует отметить, что перечень измеряемых компонентов не является исчерпывающим, и другие опросы могут показывать иные данные. Например, данные ВЦИОМ свидетельствуют, что по отдельным составляющим здорового образа жизни показатели могут быть более высокими. Согласно опросу общественного мнения, проведенному в мае 2022 г., 41,0% оценивают ежедневную активность как высокую и скорее высокую, правильного питания удается придерживаться 40%, высыпаться и восстанавливать силы получается у 56% респондентов [14].

В определении на государственном уровне желаемых показателей здорового образа граждан проявляются свои особенности. Как демонстрирует анализ официальных нормативных документов, многие результаты, которые должны быть получены при проведении мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, являются либо уже его следствием (снижение заболеваемости хроническими заболеваниями), либо касаются организационных вопросов (создание различных программ, центров здоровья и т.п.). Официальные государственные документы не содержат указаний на целевые количественные изменения граждан, придерживающихся принципов здорового образа жизни. Данные официальной статистики свидетельствуют, что количество населения, придерживающегося здорового образа жизни, в период реализации программных документов заметно не изменилось. Утвержденное для измерения количество компонентов здорового образа жизни также не является исчерпывающим, часть из них не учитывается при проведении официальных статистических исследований доли граждан, ведущих здоровый образ жизни. Следствием недостаточной проработанности планируемых целевых показателей и предпринимаемых мер по профилактике заболеваний может стать их недостаточная результативность, что ставит вопросы, во-первых, о необходимости со стороны разработчиков нормативных документов более четкого пред-

68 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2024. Vol. 24. № 3

ставления итоговых результатов в рамках социальной политики, ориентированной на формирование здорового образа жизни, а во-вторых, решения данной проблемы не только силами системы здравоохранения, но и за счет ее актуализации в рамках культуры и образования, что требует выяснения мировоззренческих причин, обусловленных социокультурными условиями и информационным воздействием и связанных с нежеланием граждан вести здоровый образ жизни.

Библиографический список

1. ВОЗ. Здоровый образ жизни: что такое здоровый образ жизни? 1999. URL: https://apps.who.int/iris/handle/10665/277091

2. Суворов В.В. Политический дискурс здоровья и мировоззренческие установки граждан России // Известия Саратовского университета. Новая сер. Сер.: Социология. Политология. 2023. Т. 23, № 2. С. 196-201.

3. Суворов В.В. Проблема формирования духовного и физического здоровья граждан России в политическом дискурсе // Вестник Поволжского института управления. 2023. Т. 23, № 6. С. 30-35.

4. Журавлева И.В. Актуальные проблемы социальной политики в сфере здоровья // Социология медицины. 2017. Т. 16, №. 1. С. 4-9.

5. Миронова Ю.Г., Яковлева Т.Н. Оценка эффективности социальной политики по формированию здорового образа жизни молодежи: региональный аспект (на примере Астраханской области) // Primo Aspectu. 2022. № 1 (49). С. 7-12.

6. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г. М., 2013.

7. О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента РФ от 6 июня 2019 г. № 254 (в ред. от 27 марта 2023 г.) // СЗ РФ. 2019. № 23. Ст. 2927.

8. Стратегия формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 г. URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/73421912

9. Паспорт Национального проекта «Демография». URL: http://government.ru/ info/35559/

10. Федеральный проект «Укрепление общественного здоровья». URL: https:// minzdrav.gov.ru/poleznye-resursy/natsproektzdravoohranenie/zozh

11. Паспорт Федерального проекта «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек». URL: https://static-0.minzdrav.gov.ru/system/attachments/attaches/000/047/184/original/ паспортФПУкрепление_общественного_здоровья.pdf?1567700975.

12. Методика расчета показателя «Доля граждан, ведущих здоровый образ жизни (процент)». URL: https://docs.cntd.ru/document/554093500?marker=64U0IK;https://ros-stat.gov.ru/storage/mediabank/MET_020013.pdf.

13. Количество (доля) граждан, ведущих здоровый образ жизни (Р4). URL: https:// www.fedstat.ru/indicator/59457

14. ВЦИОМ. Здоровый образ жизни и как его придерживаться. URL: https ://wciom. ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/zdorovyi-obraz-zhizni-i-kak-ego-priderzhivatsja

Вестник Поволжского института управления • 2024. Том 24. № 3 6}9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.