Научная статья на тему 'Здоровый образ жизни как проявление культуры здоровья человека'

Здоровый образ жизни как проявление культуры здоровья человека Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2257
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЗДОРОВЬЕ / ТУРИЗМ / ФАКТОРЫ РИСКА НЕЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / УРОВЕНЬ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / LIFE-STYLE / HEALTH / FACTOR OF RISK NO HEALTHY LIFE-STYLE / PROFESSIONAL AND FAMILY VALUES / QUALITY OF LIFE / STANDARD OF LIFE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Переверзева Э. В., Филиппова С. Н., Белых С. И.

Приводятся современные данные о здоровом образе жизни, дополненные авторскими разработками и материалами, развивающими представления о роли здорового обра за жизни в жизни общества современной России, в том числе студенческой молодежи; о роли государства, институтов высшего профессионального образования и сферы ту ризма в воспитании направленности студенчества на развитие идеалов здорового об раза жизни в системе личностных, семейных, профессиональных и гражданских цен ностей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Healthy life-style as realization of health culture of the individual

In the publication there are collected contemporary data on healthy life-style (HLS), with addition of Author’s researches and materials, which expand conceptions of the role of HLS in the social life of contemporary Russia, including the life of «college kids» (student youth), the role of the state, institutes of higher professional education and touristic sphere in the upbringing of students’ orientation for development of the health and HLS ideals in the system of personal, family, professional and civic values as a condition of the «movement» of the nation into its historic future

Текст научной работы на тему «Здоровый образ жизни как проявление культуры здоровья человека»

27. URL: http://www.vseon.com/realty/ themes/budushhee/item/razvitie-gornolyzhno-go-kompleksa-sheregesh.html

28. URL: http://za-rubezh.ru/gornolyzhnyi-turizm-v-evrope/

29. URL: rosref.com/katalog-rabot/turizm/ 4901

30. URL: www.prielbrusie-hotels.ru/;prielbru-sie-ski.ru/

УДК 613.9:37

Э.В. ПЕРЕВЕРЗЕВА, С.Н. ФИЛИППОВА,

С.И. БЕЛЫХ

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

Приводятся современные данные о здоровом образе жизни, дополненные авторскими разработками и материалами, развивающими представления о роли здорового образа жизни в жизни общества современной России, в том числе студенческой молодежи; о роли государства, институтов высшего профессионального образования и сферы туризма в воспитании направленности студенчества на развитие идеалов здорового образа жизни в системе личностных, семейных, профессиональных и гражданских ценностей.

Ключевые слова: образ жизни, здоровье, туризм, факторы риска нездорового образа жизни, профессиональные и семейные ценности, уровень и качество жизни.

In the publication there are collected contemporary data on healthy life-style (HLS), with addition of Author's researches and materials, which expand conceptions of the role of HLS in the social life of contemporary Russia, including the life of «college kids» (student youth), the role of the state, institutes of higher professional education and touristic sphere in the upbringing of students' orientation for development of the health and HLS ideals in the system ofpersonal, family, professional and civic values as a condition of the «movement» of the nation into its historic future.

Key words: life-style, health, factor of risk no healthy life-style, professional and family values, quality of life, standard of life.

Одной из важнейших задач модернизации российского общества является создание условий, обеспечивающих развитие здоровья каждого человека, прямым результатом которого является сбережение нашего народа, обеспе-

© Переверзева Э.В., Филиппова С.Н., Белых С.И., 2016

чение экономической и военной безопасности страны. Здоровье - безусловная ценность человека. От осознанного и ответственного отношения человека к здоровью, оценки роли здорового состояния в своей жизни и его влияния на семейную, профессиональную, общественные сферы всецело зависит будущее человека, на-

рода, историческое будущее государства [8].

Здоровье человека зависит от многих факторов. Современные социальные, профессионально-трудовые, экологические и психологические нагрузки приводят к отклонениям в физическом, психическом, социальном, нравственном здоровье людей. В условиях общественной неустойчивости и экономической нестабильности люди должны обладать высокой адаптивностью для сохранения своей жизни, активности, работоспособности, развития индивидуальности. Не случайно на рубеже ХХ-ХХ1 вв. пристальное внимание должно уделяться воспитанию у молодых поколений культуры здоровья как составляющей общей культуры личности, ее умения защищать себя и свое здоровье от неблагоприятных воздействий природно-климатической, социально-психологической нестабильности [5, 7].

Общественная озабоченность проблемами здоровья вполне объяснима. Население планеты быстро стареет. В докладе ООН, опубликованном в Нью-Йорке, говорится, что к 2050 г. людей старше 60 лет будет больше, чем в возрасте от 15 до 60 лет, т.е. каждый второй житель планеты будет пожилым. В Российской Федерации ускоренно идет изменение структуры половозрастных и трудоспособных когорт населения: на каждого человека старше 65 лет будет приходиться 4 человека в трудоспособном возрасте, а в 1950 г. на каждого пенсионера приходилось 12 трудоспособных граждан [3]. Это приводит к росту численности населения, нуждающегося в социальном обеспечении. По данным демографов, один современный молодой работающий мужчина молодого возраста дол-

жен материально обеспечивать 8 человек: себя, жену с двумя детьми и четырех родителей-пенсионеров (своих и жены).

Старение приводит к укорочению продолжительности жизни, хотя ее видовой предел учеными определяется от 86-88 лет до 115-120 лет, а верхняя граница достигает 150-160 лет. Таким образом, человек как биологический вид по потенциалу продолжительности жизни способен жить дольше в 2-3 раза по сравнению со средней в мире 45-65-летней продолжительностью жизни [8]. Этому препятствуют участившиеся социальные войны и конфликты, природные, техногенные и антропогенные катастрофы, преступления против личности, аварии, несчастные случаи, массовая распространенность нездорового образа жизни и снижение числа людей, ведущих здоровый образ жизни [1, 3, 21]. Так, в Российской Федерации за последние 10 лет в дорожно-транспортных авариях погибли 300 тыс. и получили травмы 3 млн человек, что в 4 раза больше, чем в Европе.

Более 99,9% всего времени своего существования люди на Земле доживали до возраста 30 лет и меньше. Продолжительность жизни удалось увеличить только за последние 100 лет - с 45 до 75 лет. Это связано с открытием антибиотиков, вакцин и вакцинации, что привело к снижению смертности от инфекционных болезней, улучшением структуры питания, гигиенических условий жизни и работы [8].

В середине ХХ в. появились ранее неизвестные вирусные инфекции, наиболее опасной из них является СПИД, вызываемый ВИЧ-инфекцией, лихорадка Эбола, верблюжий грипп (свиной, птичий и др.). В современном гло-

бальном мире они создают риск мировых эпидемий.

Проблема ВИЧ-инфекции. В России ежедневно диагностируется более 100 новых случаев заражения ВИЧ-инфекцией, а подавляющее большинство зараженных россиян моложе 35 лет [17]. Скорость распространения эпидемии так велика, что через 2-3 года число заболевших в России достигнет 2 млн человек. Ученые до сих пор не смогли разработать вакцины против вирусов ВИЧ. Снижение скорости распространения эпидемии ВИЧ-инфекции среди населения Российской Федерации возможно при решении таких проблем, как самоконтроль сексуального поведения, соблюдение морально-нравственных норм в семейно-брачных отношениях, регулярная диагностика своего ВИЧ-статуса, соблюдение санитарно-гигиенических правил населением, соблюдение противоинфекционных норм в медицинской сфере [17].

Новые инфекционные угрозы. Не только известные инфекции опасны для всего человечества, велик риск, что Землю охватят новые массовые болезни, перед которыми медицина бессильна. Ученые-микробиологи указывают на высокий риск массовых болезней на Земле и называют микроорганизмы, вызывающие инфекционные болезни, «миной замедленного действия» для человечества. Микроорганизмы очень быстро перестраивают свой геном (мутируют), приспосабливаясь к лекарствам и усиливая свой инфекционный потенциал. Так, была обнаружена бактерия, устойчивая к антибиотикам последнего поколения. Эта непобедимая бактерия «родилась» в очистных сооружениях, где избавляют от вредных примесей сточные воды местных

заводов. Однако у человека в процессе эволюции возникли универсальные, сложные механизмы защиты от инфекций, входящие в иммунную систему организма. Состояние иммунной системы зависит от общего состояния здоровья человека. Поэтому формирование индивидуального и общественного здоровья в условиях увеличения для него рисков и угроз в современной глобальной техногенной цивилизации стоят в ряду проблем, актуальность которых будет постоянно возрастать. Ведущая роль в этой работе принадлежит системе образования, которая в дополнение к просветительским функциям для детей и молодежи приобретает новые функции: 1) здоровьесбережения: безопасное поведение, здоровый образ жизни для защиты от рисков, угроз; 2) развития здоровья: наращивание биологических и психологических ресурсов, развитие резистентности (устойчивости) [7, 20].

Зная о том, что медицинская микробиология еще не разработала меры по ликвидации новых угроз здоровью человечества, люди могут снизить риски, стимулируя с помощью здорового образа жизни свой иммунитет, обеспечивающий эффективную защиту от инфекционно-вирусных заболеваний. Поэтому научно-практическая разработка проблем образа жизни современного человека необходима в период реформ системы образования в Российской Федерации для обоснования его функции развития и охраны здоровья молодого поколения будущих специалистов страны.

Образ жизни - емкое понятие, используемое как в естественнонаучных, так и гуманитарных областях знания, тесно связанное с процессом жизнедеятельности людей в настоящем и будущем. Это понятие раскрывает перспек-

тивы, «образ будущего» для человека и общества, что имеет сегодня особую значимость, поскольку СМИ навязывают молодежи представления о настоящем без будущего, требование жить «здесь и сейчас», лишают молодого человека необходимого ему будущего времени как «пространства развития» с его жизненными целями, ценностями, смыслами [4-6]. Образ жизни включает 4 компонента: уровень, качество, уклад и стиль жизни.

Образ жизни характеризует особенности взаимодействия человека с жизненной (окружающей) средой. Природные условия зависят от географического местоположения страны, влияющего на климатические условия региона. Значительная часть территории России находится в арктическом и субарктическом (экстремальном) и в умеренном климатическом поясе с отрицательными среднегодовыми температурами с межсезонными колебаниями до 20-30°С, создает экологическую нагрузку на здоровье, ведущую к напряжению биологических адаптационных механизмов с последующим истощением адаптационных резервов [17, 21]. Человек также является членом социума, связанным с социальной средой, которая описывается показателями уровня и качества жизни.

Уровень жизни населения - комплексный статистический показатель, учитывающий уровень потребления материальных и духовных благ и степени удовлетворения потребности населения в благах на определенном социально-экономическом этапе развития общества. Показатель отражает благополучие отдельного человека и благосостояние общества в целом [17].

Качество жизни - отражает качественную сторону удовлетворения ма-

териальных и культурных потребностей людей, а также субъективную оценку человеком условий жизни. Характеризует экономические, политические, социальные, идеологические факторы, определяющие общественное положение человека, имеющие качественное, а не количественное измерение. Показатели уровня и качества жизни, дополняя друг друга, дают оценку степени соответствия условий жизни людей потребностям населения, реализации их трудовых, профессиональных, социальных способностей. По показателям качества жизни современная Россия из-за демографических проблем входит в группу развивающихся стран.

Социально-психологической стороной образа жизни являются модели поведения человека, сложившиеся в процессе его индивидуального биопсихосоциального развития. ВОЗ дает следующее определение: «Образ жизни -это взаимодействие условий жизни и конкретных моделей поведения человека. Модели поведения формируются под влиянием образа жизни семьи, воспитания, образования, культуры, идеологии, информполитики.»

Традиции организации жизни народа в конкретных климато-геогра-фических условиях, передаваемые из поколения в поколение как заветы предков, - это уклад жизни. Этот бесценный опыт поколений, помогавший нации жить и развиваться в историческом времени, вместе с природными ресурсами составляет важную опору и источник жизни народа.

Уклад русской жизни под влиянием процессов трансформации стремительно разрушается техногенной цивилизацией, глобализацией, урбанизацией и, особенно радикально,

социально-экономическими и социально-политическими преобразованиями в рыночные условия. Национальные традиции вытесняются и подавляются рыночными образцами чуждого нашей национальной культуре западного образа жизни, разрушаются технократическим и технологическим однообразием, обезличивающей человека западной массовой культурой [10]. Разрушение привычного, освоенного людьми уклада жизни народа вносит весомый вклад в демографическую катастрофу 1990-х гг., проявляющуюся в депопуляции - снижении численности людей в стране, население которой является главнейшим, самым ценным ресурсом государства. В период с 1990-2005 гг. страна теряла ежегодно 700-900 тыс. человек, что составило потери населения за этот период около 10 млн человек. В настоящее время темпы депопуляции снизились, однако общая смертность превышает рождаемость. Государство принимает ряд мер по замедлению процесса депопуляции, запущенного рыночными реформами, сбережению населения страны. Поэтому особенно важно, чтобы население, и особенно молодежь, серьезно осмыслило индивидуально-личностную составляющую образа жизни, которая выражена в стиле жизни [11].

Формирование стиля жизни начинается с раннего детства, продолжаясь на всех этапах социализации (включения в социум) и инкультурации (встраивания в культуру) ребенка, подростка, юноши. Стиль жизни тесно связан с образованностью, культурой, духовно-нравственными принципами, ценностями, смыслами и убеждениями человека, представляет собой гибкое взаимодействие этих и других производных личности и индивидуальности

человека. Он формируется под влиянием общественно-исторических условий, общественной атмосферы, социальных ценностей. Большое значение имеет общественная атмосфера отношения к человеку, доминирование в обществе процессов развития, созидания или разрушения, деградации, подавлению человеческого в человеке [20]. Поэтому не только для выживания, но и для развития людей в условиях социально-политической трансформации (исчезновения традиций предков) и модернизации (смены социально-политического строя и идеологии) население, особенно молодежь, должны самостоятельно адаптироваться, сформировать или переосмыслить свой стиль жизни. Необходимо направить свои усилия на саморазвитие культуры здоровья, человеческих ресурсов и духовно-нравственных качеств, позволяющих преодолевать трудности социально-экономического и культурного кризиса, компенсировать недостатки молодежной, образовательной, трудовой политики государства.

Таким образом, понятие «образ жизни» затрагивает самые корневые основы существования и развития народа и его будущих поколений. Образ жизни молодого человека, выстроенный на основе саморазвития, самосовершенствования здоровья, формирования самостоятельного мышления, профессиональной подготовки, психологической стрессоустойчивости, стратегии преодоления трудностей, самореализации, является здоровым образом жизни [5].

Здоровый образ жизни - это комплекс оздоровительных и образовательных мероприятий, обеспечивающих гармоническое развитие, укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, творческого долголе-

тия. Он включает в себя результативную учебную и трудовую деятельность, разумные потребности и отказ от вредных привычек, рациональное питание, поведение, психогигиену и психологическую культуру, оптимальный двигательный режим при регулярных занятиях физической культурой и спортом, жизнетворчество [4, 5].

Он является основой продуктивной, творческой жизни, условием долголетия. Ученые разработали концепции, программы, технологии для формирования здорового образа жизни у молодежи [12, 13, 14, 20]. Человек создает свой индивидуальный маршрут здорового образа жизни, но можно выделить общее в этом многообразии, сформулировать две стратегии здорового образа жизни: развитие здоровья и снижение потерь здоровья. Первая стратегия здорового образа жизни заключается в развитии здоровья каждого человека, восхождении человека к более высоким уровням здоровья и требует труда самовоспитания и самосовершенствования. Необходимо понимать, что развитие происходит целостно, формируются физические и психофизические качества, психосоциальные знания и умения.

Развитие здоровья - это всегда восхождение к будущему образу себя -лучшему, гармоничному с превращением «своего идеального образа» в цель саморазвития и формирование мотивов достижения этой цели. В их основе лежит социально-психологическая потребность самореализации. Отказ от легкой, приятной бездумной жизни ради выполнения важного предназначения человека - раскрытие своих способностей и талантов в различных сферах жизни, фундаментом которых является целостное физическое,

психическое, социальное и духовно-нравственное здоровье.

Какими принципами руководствоваться, на что опереться студенту, молодому человеку в этой большой трудной работе? Известны дневники великих людей (Жана-Жака Руссо, Льва Николаевича Толстого, Федора Михайловича Достоевского), посвященные анализу пути своего физического и духовно-нравственного совершенствования. Они создавали желаемый образ своей личности, исходя из общественных потребностей в определенном типе людей, общественно-исторический идеал [18].

Вторая стратегия здорового образа жизни - снижение потерь здоровья. Она заключается в предотвращении влияния на человека и население внешних (средовых) и эндогенных (внутренних) негативных воздействий, факторов риска, разрушающих здоровье, ведущих к дезадаптации и болезням, которые относят к факторам нездорового образа жизни. Можно выделить факторы условий жизни, которые человеку трудно или невозможно изменить. Однако он может изменить модели поведения и стиль жизни таким образом, чтобы уменьшить или минимизировать влияние негативных факторов нездорового образа жизни. Полная классификация факторов нездорового образа жизни не разработана. Однако многочисленными исследованиями показано, что социально-экономическое неблагополучие - главный фактор нездорового образа жизни.

Факторы и причины нездорового образа жизни, ранжированные по значимости:

• Материальное неблагополучие. Определяется социально-экономическим состоянием и политикой в стране. Уровень оплаты труда в России в госсекто-

ре экономики в 4-10 и более раз ниже, чем в развитых странах, а стоимость жизни примерно одинакова. Специалисты считают, что показатели здоровья в первую очередь зависят от экономического обеспечения человека и членов его семьи [5, 8, 18]. Нищету и бедность в той или иной степени испытывают 22 млн граждан России. Низкий уровень доходов населения приводит к стратегии выживания, падению здоровья нации, медленному росту рождаемости в Российской Федерации, высоким показателям смертности [6].

• Необеспеченность жильем и плохие жилищные условия. Переход от бесплатного предоставления государством жилья на коммерческие отношения в жилищной сфере, снижение объемов строительства, рост цен на жилье, деградация жилищного фонда привели к снижению обеспеченности жильем населения Российской Федерации. В нашей суровой по климату стране потеря или отсутствие жилья превращает человека в бездомного маргинала и быстро приводит его к социальной и физической гибели. Остро стоит проблема обеспечения жильем молодежи и молодых семей, поскольку его отсутствие снижает показатели рождаемости, здоровья и качества жизни [8].

• Недостаточная социальная поддержка или ее отсутствие. Недостаточное социальное обеспечение и финансовые трудности испытывают инвалиды (12 млн человек), пенсионеры (более 40 млн человек), неполные семьи, семьи с детьми-инвалидами и другие малообеспеченные категории граждан, которые получают недостаточную помощь из федеральных, региональных и местных фондов соцобеспече-ния. Социально-экономические трудности незащищенных категорий на-

селения приводят к продолжающему сохраняться в большинстве регионов превышению смертности над рождаемостью в современной России [5, 6].

• Плохие экологические условия в местах постоянного проживания и работы населения. Ухудшение экологии на территориях Российской Федерации, особенно в крупных городах, связано с деградацией системы контроля и предотвращения экологических рисков. Рост числа автомобилей в мегаполисах приводит к высоким показателям загрязнения воздушного бассейна. Высокий износ систем городского водоснабжения, загрязнение водозаборов промышленными сбросами делает воду в населенных пунктах потенциально опасной для здоровья. Горожане испытывают значительные техногенные нагрузки, что снижает показатели здоровья и продолжительности жизни, приводит к росту показателей смертности [18].

• Ухудшение качества пищевых продуктов и рациона питания населения. Снижение отечественного производства сельхозпродукции, высокие объемы импорта продуктов питания от зарубежных производителей - причина дефицита в стране полноценных пищевых ресурсов при их количественном изобилии. Система контроля качества производства и торговли продуктами питания неэффективна, часты случаи отравления людей. Низкая культура питания, неполноценность пищевого рациона людей с низкими доходами как постоянный действующий фактор оказывает негативное влияние на здоровье населения [17].

• Физические, психоэмоциональные, интеллектуальные перегрузки трудоспособного населения. Перегрузки работающих вызваны следующими причинами:

- низкая заработная плата. Так, минимальная оплата труда (МРОТ) в на-

стоящее время составляет 10 300 руб., на семью это может составлять 7080 руб./чел. А по данным ВОЗ, затраты менее 60 руб. в день являются нищетой, не обеспечивают биологическое выживание человека. Это вынуждает людей работать много и интенсивно, что приводит к возрастанию дисбаланса между ростом трудовых затрат работающих и снижением возможностей на восстановление затраченных в процессе труда жизненных ресурсов. Все категории, особенно молодежь, испытывают трудности с финансированием оздоровления, отдыха, лечения;

- навязывание людям высоких стандартов потребления, недоступных для большинства жителей. Погоня за «западным благополучием» приводит к преждевременной потере здоровья молодежи [10]. Дефицит свободного времени, которое человек мог бы потратить на восстановление здоровья и культурное развитие. Низкая культура здоровья, не сформированное у молодежи отношение к здоровью как главному ресурсу человеческой жизни приводит к чрезмерным расходам человеческого капитала страны [4, 8].

• Социально обусловленные деструктивные формы поведения (вредные привычки). Рост и распространение в социуме таких разрушительных форм поведения, как курение, алкоголизм, наркомания, свидетельствуют о кризисном состоянии населения, в том числе и молодежи [2, 4]. Причины: духовно-нравственный упадок, интеллектуальная неразвитость, мозаичное миропонимание, утрата целей созидания, культурная и личностная деградация, культ потребления, потеря цели и смысла жизни [4].

• Необразованность и невежество. Понижение уровня образования моло-

дежи препятствует получению молодыми людьми достоверной, системно организованной информации о социуме и мире, не позволяет реалистически и логически мыслить на основе материалистических знаний, создает почву для предрассудков, мифов, стереотипов, делая людей объектом обмана и манипуляций, беззащитными перед нарушением прав и свобод [14].

• Неудовлетворенность жизнью на основе чрезмерных притязаний. Низкая психологическая культура, культ обогащения и наживы, социальный эгоизм, конкуренция, а не солидарность и сотрудничество, погоня за успехом приводят людей к разочарованию и неудовлетворенности в различных сферах жизни, что ведет к невротизации, депрессии, суицидам [11].

• Дисгармония семейных отношений. Кризис семьи в России привел к тому, что семья во многом утратила свои охранительные функции, стабилизирующие жизнь человека и народа, и приобрела стрессогенное воздействие на членов семьи. Пропаганда «безграничной свободы» привела к разрушительной «свободе от ответственности» в семейной сфере [5, 15].

• Бездуховность, антидуховность, игнорирование норм общественной морали и нравственности. Эти факторы приводят к потере смысла жизни человеком, деградации его личности, разрушению общественных связей. Социальная атмосфера негативизма, пессимизма и упадка «заражает» человека, подрывает духовную стойкость, сопротивляемость, волю к преодолению трудностей, приводит к дезадаптации населения [19, 20].

• Экспансия чуждого образа жизни. В современной России наблюдается экспансия факторов социально-культурно-психологически чуждого

образа жизни американского и западноевропейского происхождения, получившего название «вестернизация». Это связывают с процессами глобализации «по-американски», идеями од-нополярного мира, стремлением западного общества доминировать в мире, экспансией в инокультурные общества их образцов «культурных ценностей», разрушительных и неприемлемых для этих обществ. Среди агрессивных факторов выделяются: 1) сексуальная свобода - смертельно опасная в эпоху мировой эпидемии ВИЧ-инфекции; 2) культ безграничного, возрастающего потребления, порождающего экологический кризис, истощение природных и человеческих ресурсов; 3) культ гедонизма, удовольствий, многократно повышающих риск зависимостей (алкоголизации, наркотизации и др.); 4) эгоизация - путь к разрушению семейных и дружеских связей, одиночеству; 5) культ обогащения, успеха любой ценой, вызывающий конфликты, коррупцию, снижение творческого начала в жизни человека и общества.

Разрушению чуждым образом жизни подвергаются все стороны жизнедеятельности человека. Поэтому на семье, системе образования, государстве лежит социальная ответственность встраивания молодого поколения страны в национальную культуру, усвоение им традиционных ценностей и социальных норм, в том числе принципов здорового образа жизни. Воспитание на основе здорового образа жизни - это лучший путь к здоровью, результативной и безопасной жизнедеятельности. Известный эколог А. Печ-чеи считает: «Чем более "цивилизованным" становится человек, тем меньше он противостоит трудностям суровой внешней среды и тем более нуждается

в том, чтобы защищать свой организм и здоровье» [15]. Наряду с рассмотренными причинами кризиса здоровья не меньшее значение имеет кризис личности и общества, кризис общественного и индивидуального сознания современного человечества. Современный человек не умеет сформировать гармоничное отношение к миру, не понимает, что стиль жизни и поведения, вредящие здоровью и природе, безнравственны и разрушительны [4]. Согласно А. Печчеи, «решение всех проблем должно исходить из изменения самого человека, его внутренней сущности, надо постигнуть искусство становиться лучше» [15]. Для этого необходимо формировать новое мировоззрение: экологическое сознание, направленное на становление идеала физически, психически и духовно здорового человека.

Таким образом, для молодежи в деле развития здоровья и здорового образа жизни на первый план выходит индивидуальная культура здоровья [20, 21]. Социально-культурным пространством формирования здоровья и здорового образа жизни является социально ответственная система образования, которая должна приобретать формы непрерывного, качественного образования, начиная с дошкольных и заканчивая акмеологическими программами для взрослых и пожилых граждан [12-14]. Необходимо преодолеть диктат информационных и компьютерных технологий в ущерб воспитательным воздействиям на студентов, приводящим к дегуманизации высшей школы и утрате ее общественного влияния и социально-культурных позиций.

Руководствуясь принципом социальной ответственности образования и здоровьеразвивающей направленности образования, мы разработали Про-

грамму «Формирование здорового образа жизни студентов на основе интеграции психофизического и личностного развития». Основа программы -холистический (целостный) концепту-

альный подход к человеку [4, 7]. Педагогическая эффективность программы подтверждена повышением субъект-ности, мотивации развития здоровья, психологической культуры.

ПРОГРАММА «Формирование здорового образа жизни студентов: интеграция психофизического и личностного развития»

Тема 1. Биопсихосоциальные составляющие здоровья

Организм - целостная саморегулирующаяся мегасистема. Понятие функциональных систем организма. Адаптация. Гомеостаз. Законы взаимодействия организма и внешней среды. Социальные, экологические, антропоэкологиче-ские, космофизические, психологические факторы и их характеристика.

Тема 2. Центральная нервная и головной мозг как основа психофизического здоровья человека

Строение и развитие центральной нервной системы и головного мозга в филогенезе и онтогенезе. Проблема «мозг - психика» и пути ее изучения. Теория высшей нервной деятельности И.П. Павлова. Учение о высших психических функциях Л.С. Выготского. Специализация полушарий мозга как основа психофизической индивидуальности. Асимметрия полушарий и резервы здоровья. Нейропедагогика как научный подход к формированию здоровьеразвивающего обучения.

Тема 3. Формирование здоровья сердечно-сосудистой системы

Строение и функции сердечнососудистой системы. Большой, малый, кардиальный круги кровообращения. Адаптация, резервы здоровья и сердечно-сосудистая система, роль в жизнедеятельности человека. Кровообращение и метаболизм. Биологический возраст. Угрозы и риски здо-

ровью сердечно-сосудистой системы, их профилактика. Тип личности как фактор риска заболеваний сердечнососудистой системы.

Тема 4. Факторы здоровья функциональной системы дыхания

Строение функциональной системы дыхания. Воздухообмен в легочной системе. Роль в жизнедеятельности организма. Связь функциональной системы дыхания и психики. Экологические и социальные риски для функциональной системы дыхания. Резервы адаптации.

Тема 5. Здоровье сенсорных систем

Учение об анализаторах Павлова И.П. Строение и функции зрительного и слухового анализатора. Сенсорные системы и их связь с отделами головного мозга. Связь зрительного анализатора и мышечной системы. Роль слухового анализатора в формировании речи. Факторы риска и профилактика нарушения функций сенсорных систем в разные возрастные периоды.

Тема 6. Психическое здоровье человека

Мозг и психика: интеграция исследований физиологии и психологии. Психические состояния: психоэмоциональное напряжение как фактор дезадаптации человека. Психические свойства: типы темперамента человека. Психические процессы. Психология личности и индивидуальности. Духовно-нравственные основы здоровья и долголетия.

Тема 7. Позвоночник - «стержень» здоровья

Позвоночник как отдел опорно-двигательного аппарата, спинной мозг - отдел центральной нервной системы. Строение и функции скелета и мышечной системы. Связь психической сферы и здоровья позвоночника. Позвоночник и здоровье функциональных систем организма. Факторы образа жизни, приводящие к формированию патологических причинно-следственных цепей нарушения здоровья человека. Двигательная активность, роль в оздоровлении позвоночника. Тема 8. Фактор пола и здоровье Биологические основы различий здоровья и адаптации в зависимости от фактора пола. Психофизиологические основы формирования «внутренней картины здоровья» мужчин и женщин. Социальные роли и здоровье (семья, профессия). Формирование репродуктивного здоровья, семейных ценностей, ответственного родительства у молодежи. Тема 9. Экология и здоровье Химическое загрязнение среды обита-

ния человека. Ксенобиотики, их характеристика. Системы организма, обеспечивающие защиту от чужеродных веществ: печень и ее система биотрансформации ксенобиотиков, иммунная система, ан-тиоксидантная система. Эндоэкология: понятие внутренней среды организма. Профилактика аутоинтоксикации.

Тема 9. Космические факторы здоровья

Биоритмология как учение об универсальной роли ритмов в природе и жизнедеятельности организма. Индивидуальный биоритмологический тип человека. Адаптация человека к климатическим факторам. Метеочувствительность и факторы, ее определяющие. Профилактика метеореакций.

Тема 10. Творчество как образ жизни и развития здоровья

Формирование культуры здоровья человека. Здоровый образ жизни и его составляющие. Факторы нездорового образа жизни. Жизнетворчество как самоменеджмент здоровья и профилактика саморазрушительных форм поведения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев Б.Г. Психология здоровья: пути становления новой отрасли человекопознания / под ред. Г.С. Никифорова. СПб., 2000.

2. Бондарев С.К., Колесов Д.В. Наркотизм (природа и преодоление). М. Воронеж, 2006.123 с.

3. Герасименко Н.Ф. Почему мы так мало живем?//Российская Федерация сегодня. 2001. №9 6 (13). С. 19-23.

4. Доброрадных М.Б. Формирование ценности здоровья у студентов в процессе их профессионального образования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. М, 2003. 164 с.

5. Здоровый образ жизни : сб. науч. трудов / под ред. С.А. Симбирцева. Л., 1988.232 с.

6. Здоровье нации. Госпрограмма РФ. СПб., 2000. 38 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Ильин Е.П. От культуры физической -к культуре здоровья // Теор. и практ. физич. культ. 1994. № 7. С. 46-52.

8. Казначеев В.П. Выживание населения

России. Новосибирск.: Изд-во Новосиб. ун-та, 2002. 420 с.

9. Квартальнов В.А. Туризм: история и современность. М.: Финансы и статистика, 2002.

10. Кутырёв В.А. Экологический кризис, постмодернизм и культура // Вопросы философии. 1996. № 11. С. 86-93.

11. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении российских, европейских и американских традиций. М.: ЭКСМО, 2006.544 с.

12. Митяева А.М. Здоровьесберегающие образовательные технологии. Орел, 2001. 156 с.

13. Митяева А.М. Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения в современных условияхразвития общества//Проблемы подготовки специалистов социально-культурной сферы в условиях реформирования проф. образования в России. Орел, 2002. С. 78-83.

14. Митяева А.М. Оздоровление студенческой молодежи при переходе к многоуровнево-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.