Научная статья на тему 'ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ'

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
363
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЗОЖ / ШКОЛЬНИКИ / ЗДОРОВЬЕ / СПОРТ / HEALTHY LIFESTYLE / HLS / SCHOOLCHILDREN / HEALTH / SPORT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тищенко А.Е., Касимова С.Э.

Здоровый образ жизни - на сегодняшний день это популярное словосочетание, которое можно часто услышать. Формирование здорового образа жизни является актуальной темой для обсуждения. В современном мире на ребенка школьного возраста могут влиять различные факторы: эмоциональное и информационное перенапряжение, стрессовые ситуации, экологическая обстановка, а также наследственность. Необходимо понимать, что, прививая ребенку принципы здорового образа жизни, мы закладываем «фундамент» для дальнейшего развития ребенка, таким образом, снижаем риски приобретения хронических заболеваний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTHY LIFESTYLE AND HEALTH OF HIGH SCHOOL STUDENTS

Healthy lifestyle - is a popular phrase, which we can often hear nowadays. The formation of a healthy lifestyle is a topical issue for discussion. In the modern world there are several factors which can influence on a school child such as: emotional and informational overstrain, stressful situations, ecological situation and heredity. It is necessary to understand that by instilling the principles of a healthy lifestyle in the child we lay the foundation for the further child’s development, hence we reduce risks of acquiring chronic diseases.

Текст научной работы на тему «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ»

УДК 004.02:004.5:004.9

Тищенко А.Е. Касимова С.Э.

Научный руководитель: Данилова К.А. кафедра общественного здоровья и здравоохранения ФГБОУ ВО «Ижевская государственная медицинская академия»

МЗ РФ Россия , г. Ижевск

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Аннотация - здоровый образ жизни - на сегодняшний день это популярное словосочетание, которое можно часто услышать. Формирование здорового образа жизни является актуальной темой для обсуждения. В современном мире на ребенка школьного возраста могут влиять различные факторы: эмоциональное и информационное перенапряжение, стрессовые ситуации, экологическая обстановка, а также наследственность. Необходимо понимать, что, прививая ребенку принципы здорового образа жизни, мы закладываем «фундамент» для дальнейшего развития ребенка, таким образом, снижаем риски приобретения хронических заболеваний.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, ЗОЖ, школьники, здоровье, спорт.

Tishchenko A.E.

Kasimova S.E. scientific director: Danilova K. A. department of public health and healthcare Izhevsk state medical Academy of the Ministry of health of the Russian Federation

Russia, Izhevsk

HEALTHY LIFESTYLE AND HEALTH OF HIGH SCHOOL STUDENTS

Annotation - Healthy lifestyle - is a popular phrase, which we can often hear nowadays. The formation of a healthy lifestyle is a topical issue for discussion. In the modern world there are several factors which can influence on a school child such as: emotional and informational overstrain, stressful situations, ecological situation and heredity. It is necessary to understand that by instilling the principles of a healthy lifestyle in the child we lay the foundation for the further child's development, hence we reduce risks of acquiring chronic diseases.

Key words - healthy lifestyle, HLS, schoolchildren, health, sport.

В настоящее время увеличилось число исследований, которые изучают отношение современной молодежи к здоровому образу жизни и рассматривают влияние социально-психологических факторов на отношение молодежи к здоровому образу жизни. Выделяют некоторые наиболее

известные подходы к пониманию сущности здоровья: медицинский, гигиенический, психологический, религиозный, биолого-информационный [1].

Большинство детей не могут отказаться от гаджетов, компьютерных игр, фастфуда, поэтому за время обучения здоровье школьников ухудшается, появляются функциональные отклонения и хронические заболевания. Переходя в старший класс, ребенок испытывает стресс, появляется дополнительная учебная нагрузка, ослабевает контроль родителей, поведение сверстников в дальнейшем играют не малую роль в становлении личности человека [5].

По результатам длительных наблюдений ФГБУ «Научного центра здоровья детей» РАМН абсолютно здоровые дошкольники составляют не более 7%, к концу девятого класса всего 1,14% [3].

В зависимости от этих подходов оздоровительная деятельность также понимается по-разному. Результаты опросов взрослого населения и школьников показывают, что подавляющее большинство респондентов помещают здоровье на 1-2- е место. Причем родители особо выделяют здоровье своих детей среди остальных слагаемых благополучия. Однако для граждан собственное здоровье и здоровье своих детей ценно не само по себе, а как средство достижения жизненных целей [4].

В школе проводится большая работа по пропаганде здорового образа жизни среди учащихся и их родителей с целью изменения ценностного отношения детей и подростков к табакокурению, алкоголю, наркотикам и формирования личной ответственности учащихся за свое поведение, привлечения подростков к решению актуальной проблемы российского общества, формирования активной гражданской позиции обучающихся. Ежегодно проводятся месячники по профилактике вредных привычек, акции, тематические классные часы, родительские собрания. Хорошо организована занятость учащихся во внеурочное время, учащиеся посещают кружки и секции [2].

Цель работы: изучение социальных и культурных особенностей старшеклассников, их отношение к спорту, здоровому образу жизни.

Задачи:

• разработать анкету, состоящую из 9 вопросов ;

• обработать данные, полученные на основе анкет;

• проанализировать результаты анкетирования.

Материалы и методы исследования:

Для реализации поставленной цели использовались метод анкетирования, статистическая и графическая обработка данных. Методика анкетного опроса как прием исследования включала в себя две стороны: интервьюирование и анкетирование, осуществляемые параллельно. В качестве опросника использовалась разработанная анкета. С ее помощью оценивались знания ЗОЖ, спортивная активность, здоровье, учеба, стиль жизни, ценностные ориентации респондентов. В ходе исследований были

опрошены 97 школьников 9-11 классов г. Нижнекамск Республики Татарстан, среди них 41 юноша и 56 девушек.

Результаты исследования и их обсуждение:

В результате анкетирования выяснилось, что здоровый образ жизни ведут 14,4% юношей и 24,7 % девушек из числа опрошенных. Распорядок дня есть у 4,1% юношей и 7,2% девушек. Большинство опрошенных школьников, как юношей, так и девушек, не делают утреннюю зарядку (рис.1).

40

35 30 25 20 15 10

I юноши I девушки

каждый день раз в два дня иногда никогда

Рис. 1. Выполнение комплекса утренних упражнений учениками 9-11 классов

Наиболее важными условиями для счастливой жизни обучающие считаю: здоровье - 41,5%, счастливая семья - 17,0%, хорошие друзья -14,6%, самостоятельность 12,2%, материальное благополучие - 9,8%, иметь работу - 4,9%. Девушки же хотят быть здоровыми - 30,4%, жить в счастливой семье - 23,2%, иметь работу - 21,4%, материальное благополучие - 16,1%, быть самостоятельными - 8,9%.

Здоровый образ жизни как один из важнейших компонентов формирования всесторонней и гармонически развитой личности сам по себе включает множество составляющих. Наиболее важным составляющим в ЗОЖ обучающиеся выделяют следующее (рис.2).

5

0

Рис. 2. Основные составляющие здорового образа жизни для

школьников

На вопрос анкеты: «Сколько примерно дней Вы пропустили по болезни с января этого года?» нами были получены следующие ответы: большинство юношей (31,7%) и девушек (28,6%) не пропустили ни одного занятия. Ученики пропустили до трех дней (17,1%), 4-5 дней (12,2%), 6-10 дней (14,6%), 11-15 дней (12,2%), 16-20 дней (4,9%), более 20 дней (7,3%). Ученицы пропустили до трех дней (16,1%), 4-5 дней (12,5%), 6-10 дней (17,9%), 11-15 дней (10,8%), 16-20 дней (7,1%), более 20 дней (7,1%).

Одним из аспектов здорового образа жизни является правильное питание. В школьном возрасте формируется организм, а питание играет в этом важную роль. Согласно проведенным исследованиям, школьники гораздо реже задумываются о правильном режиме питания (рис.3).

Рис. 3. Соблюдение режима питания

Отношение обучающихся к спорту разнообразно. Нами были получены следующие результаты: юноши ходят в тренажерный зал (14,6%), занимаются в спортивной секции (7,3%), играют в шахматы (4,9%), иногда участвуют в соревнованиях (2,4%), выбрали другие варианты (41,5%). Девушки ходят в тренажерный зал (10,7%), иногда участвуют в соревнованиях (5,4%), играют в шахматы (3,6%), занимаются в спортивной секции (3,6%), выбрали другие варианты (7,1%). Из общего числа опрошенных 29,3% юношей и 69,6% девушек не занимаются спортом вообще. Из числа учащихся, которые не занимаются спортом, 41,2% не

посещают секции из-за нехватки времени, 37,2% не хватает средств для оплаты занятий, 21,6% не видят в этом смысла. Выводы:

1. Проблема рационального подхода к здоровью является актуальной проблемой, так как лишь малая часть опрошенных школьников ведет здоровый образ жизни.

2. Наиболее важными в здоровом образе жизни большинство учащихся считает оптимальную двигательную активность и отказ от вредных привычек.

3. Большинство опрошенных школьников не делают утреннюю зарядку, не занимаются спортом из-за нехватки времени.

Использованные источники:

1. Корепанова, Ю. А. Исследования составляющих здорового образа жизни студентов Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2014. - №2. - С. 32-37.

2. Макарова, В. К. Пропаганда здорового образа жизни в образовательной среде / В. К. Макарова // Таврический научный обозреватель. - 2016. - №5. -С. 49-54.

3. Намазова-Баранова, Л.С. Заболеваемость детей в возрасте от 5 до 15 лет в Российской Федерации / Медицинский совет. - 2014. - №1 - С. 6-10.

4. Паначев, В.Д. Составляющие здорового образа жизни молодежи/ Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. - 2013. - №7. - С. 82-90.

5. Смычков, О.А. Важнейшие составляющие здорового образа жизни молодежи / Инновационная наука. - 2019. - №5. - С. 179-180.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.