Научная статья на тему 'ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР"'

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ / ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нуриева А. Р., Чанышева Л. К.

В статье актуализируются вопросы развития представлений младших школьников о здоровом образе жизни, и рассматривается ряд практических методов и приемов его формирования в ходе изучения учебного курса «Окружающий мир в 3 классе».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES AND THEIR USE IN THE PROCESS STUDYING THE SUBJECT "THE WORLD AROUND"

The article actualizes the development of the ideas of younger schoolchildren about a healthy lifestyle, and examines a number of practical methods and techniques for its formation in the course of studying the course "The world around".

Текст научной работы на тему «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР"»

УДК 1

Нуриева А.Р.

старший преподаватель, б/с/отделение психологии и педагогики Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Елабужский институт (филиал) Казанский федеральный университет (Елабуга, Россия)

Чанышева Л.К.

студент

Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Елабужский институт (филиал) Казанский федеральный университет (Елабуга, Россия)

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Аннотация: в статье актуализируются вопросы развития представлений младших школьников о здоровом образе жизни, и рассматривается ряд практических методов и приемов его формирования в ходе изучения учебного курса «Окружающий мир в 3 классе».

Ключевые слова: здоровье, факторы формирования здорового образа жизни, учебный предмет «Окружающий мир».

Вопрос сохранения здоровья детей приобретает все большее значение в условиях современного российского общества. Не зря в 2017 г. Президент РФ издал указ «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства», в

котором был представлен План по реализации мероприятийдо 2020 года, направленных на формирование здорового образа жизни детей и... внедрению здоровьесберегающих технологии.[1]

Этот указ явился, в том числе и, реакцией на многочисленные исследования, отражающие сложную ситуацию в сфере состояния здоровья младших школьников, в частности, так называемого «школьного здоровья». Например, эксперты НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «Национальный научно-практический центр здоровья детей» Минздрава РФ в ходе исследования 2000-2015 гг. разделили всех детей на четыре группы по состоянию здоровья. В I группу попали абсолютно здоровые дети, во II - те, кого можно считать «практически здоровым», а в III и IV оказались те, кто страдает острыми и хроническими заболеваниями. Среди первоклассников к I и II группам относились 4,3% и 44% школьников. Среди 11-классников абсолютно здоровых детей уже не осталось. Доля «практически здоровых» снизилась до 34%. У каждого второго выпускника диагностированы хронические заболевания. Отмечается, что по сравнению с началом 1990-х годов состояние здоровья учащихся ухудшилось в 2,4-2,7 раза, а хронические болезни стали встречаться у них чаще на 40-70%. [2]

Наибольший рост заболеваемости отмечается по классам так называемых «школьных» болезней, наиболее зависимых от образа жизни: нарушения и заболевания опорно-двигательного аппарата (в основном - различные виды нарушения осанки), нарушения зрения, болезни органов пищеварения. Причинами развития этих нарушений являются неправильный режим питания, сна и отдыха, снижение двигательной активности, неконтролируемое использование различных гаджетов.[3]

Современные школьники проводят в пространстве образовательной организации большую часть времени, что в условиях организованной работы позволяет использовать значительный здоровьесберегающий потенциал ряда учебных предметов, в частности курса «Окружающий мир».

Если коснуться понятия «здоровье», то это «состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». [4] Данное понятие многокомпонентно и включает в себя множество факторов формирования здоровья и взаимосвязанных способов достижения оптимального уровня его показателей. В условиях образовательной организации мы можем выделить несколько групп показателей, на которые мы можем влиять в той или иной степени,т.к.гигиенические условия, факторы среды, учебно - организационные факторы и т.п.

Учитель, в силу своих функциональных обязанностей и возможностей реализовывать «совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, без ущерба для здоровья школьников и педагогов», т.е. здоровьесберегающие технологии, может в действительности учитывать и, в той или иной степени, формировать в первую очередь психолого-педагогические факторы и факторы среды, гигиенические компоненты здоровья.Рассмотрим более подробно наиболее важные моменты, которые влияют на здоровье учащихся и поддаются корректировке и развитию в ходе изучения курса «Окружающий мир».

Практически любой раздел программы данного предмета позволяет органично включать в план урока элементы здоровьесберегающих технологий. К примеру, важнейшим компонентом «школьного здоровья» является соответствие используемых методик в процессе обучения возрастным и функциональным возможностям учеников, и ряд тем в данном курсе дает возможность педагогу в ходе учебной деятельности и, особенно, во внеклассной работе влиять на его показатели.

При изучении темы «Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение» можно обратить внимание на особенности ощущений человека и необходимость бережного отношения к органам чувств. В сознании детей, например, наглядно закрепляется чувственная цепочка образов, когда при небрежном отношении к органам слуха ухудшается острота восприятия звуков.

Это можно продемонстрировать путем надевания противошумных наушников с регулируемой степенью изоляции и показать ребенку, что после каждогозаболевания отитом, вызванного прогулками зимой без головного убора, слух снижается на 1-3%. Также, в ходе занятия по данной теме эффективно использовать физкультурные минутки, основанные на материале урока: комплексе звуковых, цветовых, обонятельных и осязательных ощущений, их значимости для полноценного восприятия окружающего мира.

Не менее важным фактором, имеющим значение в рамках работы по здоровьесбережению, является благоприятный морально-психологический климат и положительная эмоциональная атмосфера в классе. В ходе работы над темой «Человек - часть общества» эффективно использовать практическое занятие с элементами тренинга, которое способствует осознанию детьми необходимости налаживания отношений с окружающими людьми, важности взаимопомощи, вежливости и терпимости по отношению к другим, умения избегать агрессивных действий и высказываний (игры «Наша неожиданная картина», «Один зонтик на всех», «Злой ветер»), обучение адаптивным навыкам поведения, развитие коммуникативных навыков общения, например, игра «Щит и мяч». Подобные занятия оптимально проводить и во внеклассной деятельности, что создает условия для закрепления полученных на уроках навыков на примере бытовых ситуаций, ситуаций общения на перемене.

В программе курса значительное время отводится разделу «Мы и наше здоровье», который напрямую требует, помимо изучения материала, формирования у обучающихся ряда навыков по соблюдению гигиенических требований, ухода за кожей, полостью рта, волосами, профилактике инфекционных заболеваний. Поскольку основной формой мышления детей этого возраста является мышление, опирающееся на наглядность, то и формирование навыков, в первую очередь, должно опираться на наглядно-образные компоненты, которые, в свою очередь, закрепившись в сознании детей

позволяютвпоследствии оперировать и абстрактными понятиями. Интересной формой работы могут стать наглядные эксперименты:

- при изучении темы «Кожа, ее значение и гигиена» эксперимент «Сохрани кожу яблока», в процессе которого дети наблюдают последствия воздействия на кожицу плода повышенной и пониженной температуры, сухого воздуха, мыла и проч.;

- в ходе рассмотрения темы «Опорно-двигательная система. Осанка» детям демонстрируются процесс постепенного, но, достаточно быстрого, искривления ствола ростка молодого дерева, а затем они принимают деятельное участие в исправлении «осанки» деревца, самостоятельно отмечают сложность «лечения» растения и делают выводы о важности сохранения правильного положения тела.

В заключении, хотелось бы отметить, что реализация здоровьесберегающего потенциала курса «Окружающий мир» создает оптимальные условия для развития представлений младших школьников о здоровом образе жизни и открывает для творческого педагога пути эффективного использования программного материала в целях формирования навыков здоровьесбережения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства", М. 2017. URL:https://rg.ru/2017/05/29/prezident-ukaz240-site-dok.html

Наталия Беришвили. Среди старшеклассников врачи не обнаружили абсолютно здоровых. М., «Известия», 2017. URL:

https://iz.ru/608188/nataliia-berishvili/sredi-starsheklassnikov-vrachi-ne-obnaruzhili-absoliutno-zdorovykh (дата обращения: 20.12.2018)

Альманах Института коррекционной педагогики. Проблемы здоровья подростков в Российской Федерации, М. 2017. URL:https://alldef.ru/ru/articles/almanac-no-31/difficulties-of-

development-of-communication-in-children-first-years-of4ife-with-disabilities (дата обращения: 24.12.2018)

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.// Начальная школа.-2002, №4-с.3-8

Nurieva A.R.

Senior Lecturer, Department of Psychology and Pedagogy Department of Theory and Methodology of Preschool and Primary Education

Elabuga Institute (branch) Kazan Federal University (Elabuga, Russia)

Chanysheva L.K.

student

Department of Theory and Methodology of Preschool and Primary Education

Elabuga Institute (branch) Kazan Federal University (Elabuga, Russia)

HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES AND THEIR USE IN THE PROCESS STUDYING THE SUBJECT "THE WORLD AROUND"

Abstract: the article actualizes the development of the ideas of younger schoolchildren about a healthy lifestyle, and examines a number ofpractical methods and techniques for its formation in the course of studying the course "The world around".

Keywords: health, factors of formation of a healthy lifestyle, academic subject, The world

around.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.