Научная статья на тему 'Здоровьесберегающие технологии для детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании в дошкольно образовательных учреждениях'

Здоровьесберегающие технологии для детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании в дошкольно образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
913
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архивариус
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ / ПОТРЕБНОСТИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНКЛЮЗИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тютюнникова Нина Борисовна

Статья посвящена важным проблемам инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), необходимости специальных усилий, которые должны быть сделаны окружением для того, чтобы ребенок с ОВЗ был включен в систему образования и имел равные возможности с другими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тютюнникова Нина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH SAVING TECHNOLOGIES FORC HILDREN WITH DISABILITIES IN EDUCATION INTEGRATION IN PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

The article is devoted to urgent problems of inclusion of disabled children (special educational needs) in the educational institution. One of the strategic directions is to provide necessary conditions to disabled children, which give equal opportunities of participation in social life, to get general education and vocational training. Inclusive education means that barriers and difficulties in training, which children face, happen because of the conservative organization of the educational process, and also because of outdated nonflexible methods of the educational activity.

Текст научной работы на тему «Здоровьесберегающие технологии для детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании в дошкольно образовательных учреждениях»

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ В ДОШКОЛЬНО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Тютюнникова Нина Борисовна

Студентка института непрерывного педагогического образования, Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

HEALTH SAVING TECHNOLOGIES FORC HILDREN WITH DISABILITIES IN EDUCATION INTEGRATION IN PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

Tyutyunnikova Nina Borisovna

Student N.F. Katanov Khakass State Universiti

Аннотация. Статья посвящена важным проблемам инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), необходимости специальных усилий, которые должны быть сделаны окружением для того, чтобы ребенок с ОВЗ был включен в систему образования и имел равные возможности с другими.

Abstract. The article is devoted to urgent problems of inclusion of disabled children (special educational needs) in the educational institution. One of the strategic directions is to provide necessary conditions to disabled children, which give equal opportunities of participation in social life, to get general education and vocational training. Inclusive education means that barriers and difficulties in training, which children face, happen because of the conservative organization of the educational process, and also because of outdated nonflexible methods of the educational activity.

Ключевые слова: дети, потребности, здоровьесберегающие технологии, образовательная среда, инклюзия, интеграция, инклюзивное обучение.

Keywords: health saving technologies, disabled children, inclusion, inclusive training and education, integration, educational environment.

Введение в человеческое сообщество детей с отклонениями - является основной задачей всей системы коррекционной помощи. Социальная интеграция понимается, как основная цель инклюзивного обучения, направленного на включение ребенка в жизнь общества. Образовательная интеграция рассматривается, как процесс воспитания и обучения особых детей совместно с обычными. Инклюзивное образование - это процесс воспитания и обучения, где все дети, в независимости от их особенностей (физических, психических, интеллектуальных), вовлечены в одну общую систему образования. Дети посещают дошкольно образовательные учреждения (далее ДОУ) по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности, при этом учитываются их особые образовательные потребности. Также им оказывается специальная поддержка. В основе инклюзивного образования лежит идея, обеспечивающая равное отношение ко всем, но при которой создаются особые условия для детей с ОВЗ, имеющих особые образовательные потребности.

Особое внимание направлено на специфику внедрения здоровьесберегающих технологий, включающих следующие направления:

- медико-гигиеническое (осуществляется при тесном контакте педагога, медицинского работника и ученика);

- физкультурно-оздоровительное (занятия физкультурной направленности, это направление реализуется на занятиях физической культуры);

- экологическое (создание гармоничных взаимоотношений с природой).

В соответствии с законом «Об образовании» РФ здоровье детей отнесено к главным направлениям государственной политики в области образования. Но к сожалению исследования последних лет показывают, что около 30 % детей, дошкольников имеют разные отклонения в здоровье.

По нашим исследованиям выявлено, что многие факторы образовательной среды оказывают существенное влияние на состояние здоровья детей:

- психологический фон занятий;

- организация процесса воспитания и образования ;

- психотравмирующие ситуации в группе или на занятии;

- методы и формы обучения;

- позиция воспитателя;

- медицинский контроль и оздоровительные процедуры [1];

- санитарно-гигиенические условия (проветривание помещения, температурный режим,озеленение групп, освещенность в помещении);

- двигательный режим детей (с учетом их возрастных особенностей);

- рациональное питание.

Интеграция детей с ОВЗ в ДОУ — это этап развития системы инклюзивного образования в нашей стране. Общество и государство осознало свое отношения к инвалидам, признало их права, обеспечило таким детям равные со всеми другими возможности в разных областях жизни.

Приказом Министерства образования и науки от 19.12.2014г. № 1598 был утвержден ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ разработанный в соответствии:

С Законом «Об Образовании» на основе Конституции РФ.

Законодательства РФ с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, о правах инвалидов, региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов РФ.

Целью разработки ФГОС для детей с ОВЗ является гарантия для каждого ребенка с ОВЗ реализации права на образование, соответствующего его потребностям и возможностям, вне зависимости от:

- степени тяжести нарушения психического развития,

- способности к освоению цензового уровня образования,

- вида учебного заведения,

- региона проживания.

Специфика проекта СФГОС включает неоднородную группу детей с нарушениями развития, ст.79 ФЗ "Об образовании":

для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Изменение подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья детей с ОВЗ направлено на формирование и развитие социально активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения.

Интегративное образование направлено на идею равноправия обучающихся и их участие во всех аспектах жизни образовательного учреждения, также на развитие у детей способностей, необходимых для общения, и дает возможность всем учащимся (в том числе с особыми образовательными потребностями) участвовать в жизни коллектива. Инклюзивное образование делает акцент на разработке индивидуальной образовательной программы. Инклюзия и интеграция -это разные понятия, различие состоит в том, что при инклюзии у всех участников образовательного процесса меняется отношение к детям с ОВЗ, а идея образования меняется в сторону большей гуманизации учебного процесса [3].

Инклюзивное образование обеспечивает условия, дающие детям с ОВЗ равные возможности участия в полноценной социальной жизни наравне со всеми остальными детьми.

Инклюзивное образование - это комплекс серьезных изменений в ценностных установках, роль воспитателя, родителей,

воспитанника. В связи с этим мы видим серьезные трудности:

1. Слабая правовая база (законодательно не зафиксирована возможность обучения детей с ОВЗ по индивидуальным образовательным программам).

2. Отсутствие механизма реализации специальных образовательных условий для воспитания и обучения таких детей в ДОУ.

3. Психологическая и профессиональная непригодность воспитателей к работе с детьми, имеющими психофизические нарушения здоровья.

4. Низкая обеспеченность специальной литературой, программами, учебно-методическими комплектами, методическими пособиями.

5. Психологические барьер - отношение к детям с ОВЗ здоровых детей и их родителей.

6. Неадаптированность материально-технической базы ДОУ.

В процессе реализации инклюзивного образования детей с ОВЗ в ДОУ возрастает численность детей, имеющих хронические заболевания, поэтому возникла необходимость внедрения здоровьесберегающих технологий. Только комплексный подход к воспитанию и образованию поможет решить задачи формирования и укрепления здоровья воспитанников ДОУ.

Здоровьесбережение может выступать одной из задач образовательного процесса. Это должен быть образовательный процесс медико-гигиенической направленности (тесный контакт медицинского работника, воспитателя и ребенка), а также физкультурно-оздоровительной (занятия физкультурой или в свободное время секции, занятия в спортивных кружках); экологической направленности (создание гармоничных взаимоотношений с окружающей природой) и здоровьесберегающие образовательные технологии.

Здоровьесберегащие образовательные технологии - это психолого-педагогические приемы и методы работы, технологии, направленные на укрепление, сохранение, формирование здоровья детей в ДОУ [3].

Идея здоровьесберегающих образовательных технологий - это привить и сохранить детям имеющиеся знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни, и не навредить собственному здоровью. Главным условием реализации здоровьесберегающих технологий обучения является наличие в ДОУ специалистов - учителя-дефектолога, логопеда.

Потребность в двигательной активности - физкультминутки, физкультпаузы для снятия утомления, смена видов деятельности на занятии, спортивно-оздоровительные мероприятия, обустройство спортивных площадок на территории дошкольного учреждения, занятия в бассейне. Тренировка функциональных резервов организма - самомассаж, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика на занятиях, закаливание, активный отдых. Биоритмологические особенности функционирования организма - режим труда и отдыха в соответствии с динамикой умственной работоспособности. Снижения нервно-психической напряженности, тревожности можно добиться посредством улучшения эмоционального фона в группе, проведения музыкальных занятий, подразумевающих произвольную двигательную активность детей, что способствует не только снятию напряжения от статической позы во время занятий, но и эмоциональной разрядке.

В заключение следует отметить, что необходимо отработать технологии здоровьесбережения психологопедагогического сопровождения детей с ОВЗ, следует обучить специалистов и оборудовать детские сады. Однако всегда необходимо помнить, что ребенок будет здоров только в том случае, когда среда соответствует его возрастным, половым и индивидуальным особенностям, когда формирование здоровья идет путем расширения внутренних возможностей организма, а здоровьесберегающая среда дает возможность их выявить и понять.

Литература

1. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы [Текст] / Н. К. Смирнов. - М. : Аркти, 2003. - 272 с.

2. Ромашкина, Е. Н., Тихомирова, Л. Ф. Использование информационнокоммуникационных здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида [Текст] / Е. Н. Ромашкина, Л. Ф. Тихомирова // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - Т. 2. - № 4. - С. 111-114.

3. Тихомирова, Л. Ф. Трудности реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и пути их преодоления [Текст] /Л. Ф. Тихомирова // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - Т. 2. - № 2. - С. 78-81.

4. Тихомирова, Л. Ф. Теоретико-методические основы здоровьесберегающей педагогики [Текст] : автореф. дис. ... д-ра педагогических наук /Л. Ф. Тихомирова. - Ярославль, 2004. - 48 с.

5. Тихомирова, Л. Ф., Макеева, Т. В. Современные подходы к формированию здоровьесберегающей среды образовательного учреждения [Текст] /Л. Ф. Тихомирова, Т. В. Макеева // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 6. - С. 19-25.

МЕЖФАКУЛЬТЕТСКИЕ СТУДЕНЧЕЧКИЕ КОМАНДНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ КАК ЗАЛОГ

ЭФФЕКТИВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ КОНКУРСА СТУДЕНЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ)

Уваров Валерий Игоревич

старший преподаватель, кафедра иностранных языков, Российский государственный гуманитарный университет, ГСП-3 125993, Россия, г. Москва, Миусская пл., д. 6

INTERFACULTY STUDENT TEAM TRAINING ACTIVITIES AS A GUARANTEE OF EFFECTIVE

STUDENT TRAINING (ON THE EXAMPLE OF THE CONTEST OF STUDENTS' PROJECTS)

Valerii Uvarov

Assistant Professor, Department of Foreign Languages, Russian State University for the Humanities, GSP-3 125993, Russia, Moscow, Miusskaya Square, bld. 6

Аннотация. В статье предпринимается попытка рассмотреть положительные эффекты от организации межфакультетских студенческих командных учебных мероприятий на примере межфакультетских студенческих конкурсов проектов. Дается краткое обоснование полезности данного формата мероприятий. Отдельное внимание уделяется факторам, влияющим на успешное проведение мероприятия и его подготовку. Автор статьи подчеркивает особую значимость правильной работы преподавателя со студентами, включающую организационные процедуры, контроль за выполнением задач, консультирование, оценку и мотивирование студентов, формирование у них устойчивого стремления к саморазвитию и образованию.

В статье приводится пример шаблонного плана организации межфакультетского студенческого конкурса проектов на английском языке, объединяющий студентов нескольких направлений: экономики, рекламы, антропологии и психологии. Помимо этого, автор приводит ряд стратегий, которые могут помочь поддерживать высокий уровень вовлеченности и заинтересованности студентов на разных этапах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.