Научная статья на тему 'Здоровьесберегающие образовательные технологии - обязательное условие при обучении школьников при внедрении ФГОС'

Здоровьесберегающие образовательные технологии - обязательное условие при обучении школьников при внедрении ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2109
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФГОС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаврилюк А. А.

В статье рассматриваются вопросы реализации образовательных технологий в школе, определяются подходы к решению вопроса о здоровьесберегащей образовательной технологии. Решение данной задачи носит комплексный характер. Приводятся факторы, позволяющие успешно решить поставленную задачу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здоровьесберегающие образовательные технологии - обязательное условие при обучении школьников при внедрении ФГОС»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070

Характерными особенностями инновационных методов оценки являются комплексность и функциональность, междисциплинарность и проблемно-деятельностная направленность. Данный вид деятельности является одним из видов работы с одаренными студентами.

К инновационным способам оценки можно отнести: стандартизированные тесты, деловые и ролевые игры, кейс-метод, метод проектов, портфолио и др.

Примером может служить организация проектной деятельности в группе 1 курса СПО специальности «Гостиничный сервис». Название проекта - «Традиции гостеприимства в русской литературе». Сроки разработки проекта: октябрь 2016 - июнь 2017. Обучающиеся объединяются в группы по 2-4 человека, собирают материал об особенностях гостеприимства в определенную эпоху, выявляют, как эта тема представлена в художественных произведениях данного периода (круг произведений обсуждается с преподавателем). В результате учебные материалы систематизируются и презентуются сначала на уроке, затем на Научно-практической конференции колледжа (в феврале-марте). Окончательный вариант проекта представляется на семинаре в конце года.

Список использованной литературы:

1. Волгина Н.Ю. Проблемы организации работы с одаренными студентами. Современные вопросы науки и образования - XXI век. Сборник материалов Международной заочной научно-практической конференции: в 7 частях. 2012. С. 32-33.

2. Тягунова Ю.В., Крикунов К.Н. Оценка результатов образования. [Текст] /Учебное пособие/ -ЧелябинскЮУрГУ - 2012.

3. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» ст.68, п.3.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт специальности 43.02.11 «Гостиничный сервис» - М.: Минобрнауки России, 2014.

5. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).

6. Система средств оценки развития готовности исполнять общие компетенции как инструмент подготовки специалистов среднего звена. Инфо-Стратегия 2014: Общество. Государство. Образование. Сборник материалов конференции. - Самара, 2014. С. 73-78.

© Волгина Н.Ю., 2016

УДК 371.48

А.А.Гаврилюк,

учитель географии МБОУ СОШ №2

г.Голицино, Московская область

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ -ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ВНЕДРЕНИИ ФГОС

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы реализации образовательных технологий в школе, определяются подходы к решению вопроса о здоровьесберегащей образовательной технологии. Решение данной задачи носит комплексный характер. Приводятся факторы, позволяющие успешно решить поставленную задачу.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070

Ключевые слова

Здоровьесбережение, образовательные технологии, ФГОС.

Современная школа при внедрении ФГОС должна обеспечить выпускнику не только уровень знаний, умений, навыков для адаптации и социализации в обществе , но и научить молодое поколение сохранить свое здоровье, уметь использовать способы для его укрепления, применять методы здоровьесбережения в повседневной жизни, сформировать культуру здоровья.

В каждом образовательном учреждении кроме организации образовательной среды, реализующей здоровьесберегающие технологии, должна быть тесная взаимосвязь между сотрудниками на всех уровнях обучения.

Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как качественную характеристику любой образовательной технологии, определяемую совокупностью приемов и методов педагогической работы, дополняя технологии педагогики и воспитания элементами и признаками здоровьесбережения.

Немаловажной задачей при внедрении ФГОС является применение познавательно-развивающих технологий здоровьесберегающей и здоровьеформирущей направленности, которые основываются на таких направлениях как педагогическое , физиологическое и психическое.

Как писал профессор Н.К. Смирнов, «здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся». В этом и состоит суть основной стратегии реализации здоровьесберегающих образовательных технологий как одной из составляющих внедрение ФГОС - осуществлять учебно-воспитательный процесс без нанесения ущерба и вреда здоровью учащихся, а также формировать , укреплять их здоровье, воспитывать культуру здорового образа жизни [1].

В учебно-воспитательной среде можно выделить проблемы, которые непосредственно влияют на здоровье учащегося. Это гигиена условий образовательной среды, питание и его организация, профилактика болезней, типичных для школьного возраста, влияние интернета и компьютера на здоровье учащегося, адаптация к условиям образовательной среды, творческий характер образовательного процесса для полноценного усвоения знаний и умений учащимися.

Для решения проблем, влияющих на здоровье учащихся, с целью профилактики вредного воздействия на здоровье учащихся условий, связанных с образовательным и воспитательным процессами, важно реализовать программы, включая деятельность каждого учителя в данном направлении и проведение медицинскими работниками диагностических данных (организация перемен и внеурочной деятельности учащихся, своевременная замена школьного оборудования на более современное, обеспечение необходимой освещенности учебных кабинетов).

На психическое здоровье учащихся в первую очередь влияют психолого-педагогические факторы: стиль и манера общения учителя с учащимися, психологический климат в классном коллективе, на уроке, во время проведения внеклассных мероприятий, эмоциональные «разгрузки», особенности работы с «трудными детьми», уровень индивидуального подхода к учащимся разных категорий, характер проведения опросов, решение проблем, связанных с оценкой знаний учащихся, соотношение образовательных технологий с возрастными особенностями учащихся, личные особенности учителя (характер, психологические особенности, эмоциональность и ее проявление, способность владения своим настроением, состояние здоровья, компетентность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий)

Прежде чем говорить с ребенком о его здоровье и о здоровье в целом, важно, необходимо, чтобы каждый учитель имел достаточный уровень грамотности и компетентности по возникшему вопросу. Необходимо, чтобы каждый учащийся осознавал свою ответственность за свое здоровье в настоящее время и каким оно будет в будущем [2]. Помощь могут оказать медицинские работники как медицинского

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070

кабинета, так и специалисты, работающие с образовательными организациями в рамках взаимодействия и оказывающие помощь при проведении Единых Дней профилактики, Дней здоровья, классных часов, родительских собраний. Важной составляющей при решении проблем здоровьесбережения является взаимодействие семьи и школы. Семья и школа осуществляют две дополняющие друг друга функции: школа обучает, семья воспитывает. Однако надо учитывать особенности такого «тандема»: 1) односторонне формирование здорового образа жизни ребенка либо в семье , либо в школе может как и закрепляться, таки и не находить подкрепления, сводя усилия одной из сторон к минимуму; 2) в первую очередь здоровье учащегося должно быть важно для каждого родителя, только тогда процесс взаимодействия семьи и школы в этом вопросе принесет должные и значимые результаты.

Взаимодействие семьи и школы возможно путем проведения мероприятий совместно с учащимися и их родителями: уроки, классные часы и собрания, тренинги, беседы, консультации и т.д..

На формирование здоровья ребенка влияет творческих характер образовательного процесса [3]. Привлечение ребенка к творческому процессу -это естественно для его природы, позволяет ему раскрыть свои способности, проявить эмоциональное состояние, реализовать его потенциал, что во многом способствует не только снижению наступления утомляемости, но и достижению цели работы школы по развитию личности учащегося.

Успех любого урока возможен при эмоциональном климате, который зависит от компетентности педагога. Умение разрядить напряженную ситуацию, с юмором отнестись к определенным моментам, которые создают напряжение во время образовательного процесса, - это немаловажное качество педагога в образовательной среде.

Результативно на формирование здоровья учащихся влияет внеурочная воспитательная работа, которая включает занятия в кружках, секциях, студиях, клубах. Занятия в них позволяют развить, сохранить и укрепить индивидуальные особенность каждого ребенка, создать условия для закрепления его успешности, сохранить и укрепить его здоровье.

Самым тяжелым моментом в образовательном процессе является нейтрализация стресса и напряжения, эмоциональной разрядки, в том числе при разрешении конфликтов, преодоление эгоцентрической позиции через сопоставлении с историческими, литературными или вымышленными героями - это один из методов, которые можно использовать при сложившихся ситуациях на уроке и во внеурочное время.

В нашей стране в настоящее время уделяется большое внимание детям с ОВЗ [4] (ограниченные возможности здоровья). Работа с детьми такой категории должна включать в себя такие методы и формы, которые позволили бы таким детям не только реализовывать образовательную программу, но и но и способствовать их психическому и творческому развитию. Внеурочная деятельность для таких детей часто является единственным способом успешной адаптации социализации в обществе.

Список использованной литературы:

1. Антипова Л.П., использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, Л.П.Антипова/Начальная школа.-2011 №8 с 106-108

2. Андреева И.Г. Сохранение и укрепление здоровья школьников - актуальное направление развития содержания и образования на этапе инновационного становления России/ И.Г.Андреева/Стандарты и мониторинг -2011 №3 с 15-19

3. Казин Э.М. Здоровьесберегающие технологии в школе, М.: 1999

4. Гурьев А.В., особенности планирования основных направлений работы по сохранению здоровья субъектов учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе /А.В.Гурьев/Стандарты и мониторинг.-2011,№3 с 20-26.

© Гаврилюк А.А., 2016

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070

УДК 378+316.35

Г.С-Х. Дудаев

К.п.н., доцент ФГБОУ ВО

«Чеченский государственный университет», Г. Грозный, Российская Федерация

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

ПРОЦЕСС В ВУЗЕ

Аннотация

В статье предпринята попытка показать, с какими проблемами сталкивается высшая школа при внедрении компетентностного подхода в образовательный процесс, а также пути их решения. Рассмотрен переход от квалификационного к компетентностному подходу, от модели деятельности специалиста к созданию модели выпускника.

Ключевые слова

Образовательный процесс, компетентностный подход, компетенция, специалист, образование.

Компетентностный подход в современном российском образовании представляет собой проблему.

Первый аспект этой проблемы - это языковой аспект, т.е. имеется в виду, что нет точных и общепринятых определений понятий «компетентность» и «компетенция», а так же нет общего мнения о взаимоотношениях между этими понятиями (некоторые авторы используют два этих слова как синонимы, некоторые видят в них отличия).

Существуют также проблемы образования, которые не затрагивают саму структуру компетентностного подхода, но имеют большое влияние на возможности его реализации. Список такого рода проблем дает в одной из своих работ А.Г. Бермус. К ним он относит:

1. Проблема внедрения и адаптация учебника в условиях новых тенденций и гуманистических идей в образовании.

2. Проблема федерального государственного образовательного стандарта, его содержания, концепции и модели, а также возможностей непротиворечивого определения в условиях российского образования.

3. Проблема профессиональной квалификации преподавателей в условиях вновь разрабатываемого компетентностого подхода.

4. Проблема бытующих в современном образовании противоречивости различных идей и представлений [1].

Так же важна еще одна проблема, связанная с компетентностным подходом, а именно проблема разработки Федерального государственного образовательно стандарта третьего поколения. Данный стандарт постоянно редактируется, дорабатывается и обучающимся, которые на первом курсе ознакомились с одним ФГОСТом, где четко определены общекультурные (ОК), профессиональные (ПК) компетенции, еще до окончания учебы приходится перестраиваться на новые стандарты, с новыми ОК и ПК, которыми они должны обладать на выходе.

Была проведена попытка реализации компетентностного подхода в образовательных стандартах, было создано 2 версии стандартов, которые нельзя назвать успешными. Анализируя эту попытку, можно сказать о четырех тенденциях в реализации компетентностного подхода в образовательных стандартах:

- первая тенденция: увеличение числа дисциплин (в первом рабочем варианте стандартов компетентностный подход представлен в 7 учебных дисциплинах из 15, во втором варианте).

- вторая тенденция связана с дифференцировкой учебных дисциплин, разделением их на группы в зависимости от возможностей и степени реализации компетентностного подхода. Это свидетельствует о

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070

неодинаковых возможностях внедрения компетентностного подхода в разные учебные дисциплины или их циклы.

- Третья тенденция определяется в рамках локализации компетенции в различных разделах стандарта.

- Четвертая тенденция обусловлена неоднородностью самих компетенций в отдельных дисциплинах, изменением их состава и формулировок в разных вариантах стандарта.

Исходя из этих тенденция, можно сделать вывод, что «разработчиками стандартов осуществлялась интенсивная работа по реализации компетентностного подхода в образовательные стандарты: определению перечня компетенций, их места и степени отражения в стандартах, выявлению возможностей оценки. Но, несмотря на это, в последнем варианте стандартов термины «компетентностный подход», «компетентность», «компетенция» были сняты (за исключением стандартов по отдельным учебным дисциплинам, которые традиционно строятся на основании данного подхода) [3, с. 217].

Помимо проблемы разработки стандартов, можно говорит и о других пока еще нерешенных проблемах:

- проблема определения соотношения «академических» знаний и компетентностей;

- проблема разработки системы оценивания компетентностей;

- проблема, связанная необходимостью разработки нового содержания и методики преподавания учебных курсов с учетом внедрения в образовательный процесс компетентностного подхода.

Обозначим и выводы, которые можно сделать с учетом анализа попыток внедрения в образование компетентностного подхода:

1. Концепция компетентностного подхода нуждается в серьезной теоретической разработке, связанной с уточнением терминологии, созданием иерархии и перечня компетенций, определением его места и роли в системе образования, созданием системы оценивания компетентности;

2. Недопустимо строить образовательные стандарты и разрабатывать содержание образования исключительно на основе компетенций и компетентности, что, в конечном итоге, приведет к разрушению сложившейся системы отечественного образования;

3. Внедрение компетентностного подхода следует осуществлять дифференцированно, с учетом специфики отдельных учебных дисциплин или их циклов.

4. Нецелесообразна реализация компетентностного подхода путем включения компетентностей в требования, поскольку на сегодняшний день система оценивания компетентности не разработана.

Список использованной литературы:

1. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. - 10 сентября.

2. Дудаев Г.С-Х. Компетентностный подход в образовании: проблемы и пути решения // Вопросы образования: от теории к практике: Материалы I Международной научно-практической конференции - М.: Изд-во «Перо», 2015. - С. 20-22.

3. Каспржак А.Г., Митрофанов К.Г., Поливанова К. Н., Соколова О.В., Цукерман Г.А. Новые требования к содержанию и методике обучения в российской школе в контексте результатов международного исследования PISA-2000. - М.: Университетская книга, 2005. - 128 с.; Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решений: Рекомендации для опытно-экспериментальной работы школ / Под ред. Каспржак А.Г. и Ивановой Л.Ф. - М.: Просвещение, 2004. - 416 с.

4. Ярычев Н.У., Дудаев Г.С.Х. Компетентностный подход как фактор повышения качества образования//Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2015. № 8-5. С. 152-154

© Дудаев Г.С-Х., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.