Научная статья на тему 'Здоровьесберегающее поведение в перспективе формирования личностной идентичности студентов медицинского вуза'

Здоровьесберегающее поведение в перспективе формирования личностной идентичности студентов медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
47
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЛИЧНОСТНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СТУДЕНТЫ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чернышков Д.В.

Студенты медицинского вуза – это будущее профессиональной медицины, ее интеллектуальная элита. Состояние здоровья студентов-медиков как значительной по составу социальной группы представляет собой существенный индикатор состояния трудового потенциала российского общества. Тенденции изменения здоровья молодежи за последние десятилетия свидетельствуют не просто об изменении незначительных показателей, а о системном «обвале» здоровья студентов, связанном как с его сохранением, так и с образом жизни. Ключевым понятием, детерминирующим здоровьесберегающее поведение студентов медицинского вуза, их вектор социализации в процессе подготовки к социальной роли врача, является социальная идентификация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чернышков Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здоровьесберегающее поведение в перспективе формирования личностной идентичности студентов медицинского вуза»

Бюллетень медицинских Интернет-конференций (ISSN 2224-6150) 2016. Том 6. № 6

Ю: 2016-06-2164-А-6648 Краткое сообщение

Чернышков Д.В.

Здоровьесберегающее поведение в перспективе формирования личностной идентичности студентов

медицинского вуза

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России Научный руководитель: д.с.н. Андриянова Е.А.

Резюме

Студенты медицинского вуза - это будущее профессиональной медицины, ее интеллектуальная элита. Состояние здоровья студентов-медиков как значительной по составу социальной группы представляет собой существенный индикатор состояния трудового потенциала российского общества. Тенденции изменения здоровья молодежи за последние десятилетия свидетельствуют не просто об изменении незначительных показателей, а о системном «обвале» здоровья студентов, связанном как с его сохранением, так и с образом жизни. Ключевым понятием, детерминирующим здоровьесберегающее поведение студентов медицинского вуза, их вектор социализации в процессе подготовки к социальной роли врача, является социальная идентификация.

Ключевые слова: здоровьесберегающее поведение, личностная идентичность, студенты медицинского вуза

Цель: представить процесс здоровьесбережения студентов медицинского вуза в проекции предпочтения практик визуальной самопрезентации здорового тела.

Материал и методы

Автор опирался на группу формально-логических методов, системный подход, структурно-функциональный анализ, качественный метод исследований в социологии - полуструктурированное интервью со студентами и ординаторами СГМУ им. В.И. Разумовского в возрасте 22-25 лет, активно занимающихся по силовым программам тренировки в спортивных клубах г. Саратова (N=8). Выборка представлена мужчинами.

Результаты и обсуждение

Социальная идентификация как социальная категория отражает восприятие субъектом принадлежности к некой общности (в нашем случае социально-профессиональной общности врачей), проявляющееся в приверженности общим целям, ценностям, правилам [1]. Идентичность как продукт социально-психологического конструирования представляет собой механизм индивидуального восприятия и осознания места субъекта в системе социального взаимодействия, выражающийся в когнитивных, оценочных и поведенческих моделях. Здоровьесбережение, следуя логике Э. Эриксона [2], встраивается в процесс формирования личностной идентичности будущего врача через оценку самого себя в рамках значимой типологии идеальных представителей профессии. В поведенческой трактовке здоровьесбережения студента-медика это операционная задача - правила поведения, ассоциированные с будущей социальной ролью.

Как показали результаты проведенного исследования, современные молодые специалисты в области медицины позиционируют понимание взаимосвязи аттитюдов к успешности в выбранной профессиональной деятельности с репрезентациями имиджа здорового человека, представленного во внешности. Составной частью этого имиджа является «спортивное тело»: «Я уверен, что человек, который занимается своим телом, тренирует его, обладает волей, а воля, безусловно, способствует не только обретению красивого внешнего вида, здорового внешнего вида, но и обретению успеха в жизни. Я во многом связываю успех в жизни с успехом в карьере» (мужчина, 23 года).

Большинство респондентов убедительно свидетельствовало о желании быть похожими на их учителей, связавших свою жизнь с медициной, но и занимавшихся профессиональным спортом. «Я вспоминаю своего учителя, когда я учился на четвертом курсе, он однажды сказал и очень убедительно сказал, что надо поддерживать свое тело не только в хорошей, а в отличной физической форме. Это же не только для красоты, это очень поможет в профессиональном плане, так как нагрузки у нас очень приличные. Я потихоньку стал втягиваться в силовые тренировки... Для меня это был прекрасный пример, ведь человек добился многого в своей профессии и при этом выглядел отлично - молодо, подтянуто!» (мужчина, 25 лет)

Немаловажным фактором осознанного выбора вида тренировок были, по мнению участников интервью, знания, полученные в ходе обучения в медицинском вузе. «Конечно, в чем-то мне было проще - какие-то вещи относительно физических нагрузок, основ питания, режима тренировок и т.д. я уже знал как будущий медик. Кроме того, всегда мог посоветоваться со старшими коллегами» (мужчина, 25 лет). «Все, чему нас учили в отношении поддержания здоровья при определенных физических нагрузках, я сам на себе испробовал. Могу сказать одно - работает! Только надо втянуться» (мужчина, 24 года).

Особенностью формирования социальной идентичности современной молодежи, как указывает ряд исследователей [3, 4, 5] и наши респонденты, является доминирование в СМИ стереотипа здорового-успешного-красивого (физически) молодого человека. «Ну, я же не главный пример. Вы посмотрите, что по телевизору показывают - успешный молодой человек выглядит здоровым (т.к. регулярно ходит в спортивный клуб или фитнесс-центр), перспективен на работе (много работает и начальство его ценит), хорошо зарабатывает, не курит, всегда при нем красивые девушки! Это же такая тенденция, можно сказать мода. И на первом месте, естественно, здоровье!» (мужчина, 22 года).

Кроме того, участники интервью акцентировали внимание на необходимости поддержания здоровья для преодоления психологических нагрузок, связанных с профессиональной деятельностью. «Честно говоря, психологические нагрузки у нас значительные. Я для себя сделал выбор как с ними справляться, исключил препараты и алкоголь. Хотя кто-то начинает пить,

© Бюллетень медицинских Интернет-конференций, 2016

www.medconfer.com

Bulletin of Medical Internet Conferences (ISSN 2224-6150)

2016. Volume 6. Issue 6

оправдывая эти перегрузки. Я просто иду в спортивный клуб, тренируюсь, так сказать переключаюсь мысленно и физически. Мне очень помогает» (мужчина, 24 года).

Выводы

Результаты проведенного полуструктурированного интервью свидетельствуют о том, что ряд молодых специалистов медицинского профиля выбирает здоровьесберегающее поведение в контексте предпочтения практик визуальной самопрезентации здорового тела. Доминирующим мотивами этого выбора служат аттитюды к успешности в выбранной профессиональной деятельности с репрезентациями имиджа здорового человека; личный пример учителей; стереотипы успешности, представленные в СМИ; знания о практиках поддержания здоровья для преодоления физических и психологических нагрузок, обусловленных их профессиональной деятельностью.

Литература

1. Ashforth B.E., Mael F. Social Identity Theory and the Organization // Academy of Management Review.1989. Vol. 14, N.1. P.20-39.

2. Эриксон Э.Г. Детство и общество / пер. с англ. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Ленато, 1996. 592 с.

3. Чернышкова Е.В., Андриянова Е.А. Активный образ жизни в пожилом возрасте: медико-социальные стратегии, риски, практики. Саратов, 2012.

4. Веретельникова Ю.Я., Родионова Т.В., Мухина М.Ю., Чернышков Д.В., Масляков В.В. Ценностное самоопределение студентов медицинского вуза: психолого-педагогические условия // Фундаментальные исследования. 2015. № 2. С. 1532.

5. Чернышков Д.В., Проценко О.Ю. Основные аспекты здоровья и здоровьесбережения студентов-медиков // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015. Т. 5. № 5. С. 738.

6. Барчуков И.С. Модульное построение оздоровительных программ // Социология образования. 2012. № 2. С. 58-62.

7. Чернышкова Е.В., Андриянова Е.А., Репин В.Ф., Чернышков Д.В. Источники поддержания здоровья в интерпретациях представителей пожилого возраста // Саратовский научно-медицинский журнал. 2015. Т. 11. № 1. С. 058-061.

8. Андриянов С.В., Юрковец А.А. Всероссийский физкультурно-оздоровительный комплекс ГТО как механизм поддержания демографического потенциала России // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015. Т. 5. № 12. С. 1527.

www.medconfer.com

© Bulletin of Medical Internet Conferences, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.