Научная статья на тему 'Здоровьесберегающая модель образовательной среды: теоретическая разработка проекта'

Здоровьесберегающая модель образовательной среды: теоретическая разработка проекта Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Миссия конфессий
ВАК
Ключевые слова
студенческая молодежь / здоровьесберегающая модель / успешная социализация / здоровый образ жизни / физическая культура и спорт / образовательная среда / student youth / health-saving model / successful socialization / healthy lifestyle / physical culture and sports / educational environment

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Логачева Е.А.

В статье рассмотрены особенности развития студенческой молодежи, как социально-демографической и социокультурной категорией, взаимосвязь процессов её социализации с процессом развития общества в целом. Представлена здоровьесберегающая модель образовательной среды, а именно теоретический аспект, который раскрыт с позиции здоровьесберегающих технологий, направленных на смену жизненных установок и закрепление их в рамках здорового образа жизни, на успешную социализацию студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Логачева Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Health-saving model of the educational environment: theoretical development of the project

The article considers the peculiarities of student youth development as a socio-demographic and socio-cultural category, the relationship of its socialization processes with the process of development of society as a whole. It presents a health-saving model of the educational environment, namely the theoretical aspect, which is disclosed from the perspective of health-saving technologies aimed at changing life attitudes and fixing them in a healthy lifestyle, the successful socialization of students.

Текст научной работы на тему «Здоровьесберегающая модель образовательной среды: теоретическая разработка проекта»

Логачева Е.А.

Кандидат социологических наук, доцент кафедры естественнонаучных дисциплин, информационных технологий и управления, Каменский технологический институт (филиал) ЮРГПУ(НПИ) имени М.И. Платова.

Здоровьесберегающая модель образовательной среды: теоретическая разработка проекта*

Аннотация. В статье рассмотрены особенности развития студенческой молодежи, как социально-демографической и социокультурной категорией, взаимосвязь процессов её социализации с процессом развития общества в целом. Представлена здоровьесберегающая модель образовательной среды, а именно теоретический аспект, который раскрыт с позиции здоро-вьесберегающих технологий, направленных на смену жизненных установок и закрепление их в рамках здорового образа жизни, на успешную социализацию студенческой молодежи.

Ключевые слова: студенческая молодежь, здоровьесберегающая модель, успешная социализация, здоровый образ жизни, физическая культура и спорт, образовательная среда.

Logacheva E.A.

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor at the Department of Natural Sciences, Information Technology and Management, Kamensk technological institute (Branch) of Platov SRSPU (NPI).

Health-saving model of the educational environment: theoretical development of the project

Abstract. The article considers the peculiarities of student youth development as a socio-demo-graphic and socio-cultural category, the relationship of its socialization processes with the process of development of society as a whole. It presents a health-saving model of the educational environment, namely the theoretical aspect, which is disclosed from the perspective ofhealth-saving technologies aimed at changing life attitudes and fixing them in a healthy lifestyle, the successful socialization of students.

Key words: student youth, health-saving model, successful socialization, healthy lifestyle, physical culture and sports, educational environment.

В условиях стремительных изменений в обществе, студенческая молодежь сталкиваются с проблемами, связанными с выбором профессии, построением отношений с семьей и друзьями, а также с проблемами финансового ха-

рактера. Одним из основных рисков для студентов является отсутствие стабильности в их жизни, им приходится адаптироваться к новой среде, новой культуре и новым людям.

Студенческая молодежь - эта группа

* © Логачева Е.А., 2023.

Здоровьесберегающая модель образовательной среды: теоретическая разработка проекта

является социально-демографической и социокультурной категорией, подвергается социальным рискам, связанным с неопределенностью и преодолением новых трудностей, вызванных распространением асоциальных тенденций, таких как алкоголизм, наркомания и суицид [1, с. 222].

основной особенностью процесса социализации студенческой молодежи выступает ее разнополярность, она заключается в том, что молодежь одновременно выступает и объектом, и субъектом процесса социализации [2, с. 114].

наша позиция заключается в том, что бы государственная молодежная политика включала в себя комплекс мероприятий по предотвращению развития девиантных проявлений и тенденций в молодежной среде.

обзор литературы российских и зарубежных социологов показывает, что государство, с правильно-продуманной молодежной политикой, играет важную роль в успешной социализации молодежи, на начальном этапе ее вторичной социализации, а так же в стратегическом развитии общества во всех его сферах.

В своих исследованиях Мертон [3, с. 120] рассматривает различные проявления девиантности и считает их проявление как систематизированное порождение социума. он делает акцент на функции образования в интеграции личности, остроумно подмечает, то что культурный капитал, которым обладает образовательная среда образовательного учреждение, в каждом случае автономен от других социальных институтов: индивидуальной моделью успеха, индивидуальными социальными нормами, содержанием индивидуальных культурных жизненных установок и образцов.

Таким образом, данная исследовательская проблематика носит как теоретическое, так и практическое значение, недоработанность проектирования

и реализация в практическую деятельность данной проблематики, очевидна. Предлагаем разработку здоровьесбере-гающей модели образовательной среды, как ее разрешение.

В ходе исследовательской работы были сформированы теоретические положения: цели и задачи проекта; гипотеза исследования; ожидаемые результаты проекта; целевые аудитории, данного проекта; критерии успешности и риски реализации проекта; научная новизна проекта, в виде структуры создаваемого общественного блага.

Рассмотрим представленные теоретические положения подробно.

Целью построение здоровьесберега-ющей модели образовательной среды, является создание условий для самоопределения, самосовершенствования, самореализации и самоутверждения молодой личности, повышающего со-циализационную функцию образовательного учреждения.

Задачами проекта состоят в следующем:

1. оптимальный охват студенческой молодежи, которая в свою очередь находится в «социальном маятнике» и на начальном этапе вторичной социализации.

2. Продвижение физической культуры и спорта, как социокультурного феномена общества.

3. отведение образовательному учреждению должное ведущее место в формировании успешной социализации молодежи.

4. использование физкультуры и спорта как современно-демократический и доступный социально мобилизующий канал в рамках образовательной среды.

Гипотеза нашего исследования заключается в том, что образовательная среда образовательного учреждения, организованная с позиции здоровьесбе-регающих технологий, будет не только

центром формирования социализации, но и базой успешного социально-профессионального определения и дальнейшего развития молодой личности. А именно система образования, является главным государственным социальным институтом, играющим роль в сформи-рованности процесса успешной социализации молодой личности.

Первоочередной задачей проекта стоит его анонсирование в рамках педагогического сообщества, а именно проведение городского научно-практического семинара. Педагогам отдается ведущая часть ознакомления молодежи со значимостью физической культурой и спортом, важна их реальная позиция на «сегодняшний день», семинар поможет осмыслить сложившиеся проблемы и найти решения на уровне администрации города.

В начале и по окончании проекта будет проводиться экспресс-диагностика и анкетирование всех участников, в свою очередь это позволит определить показатели здоровья: психического и соматического, а так же выявить сформированные знания, умения и навыки физкультурно-спортивной деятельности и дает возможность увидеть результаты проекта и оценить его успешность.

Проект состоит в регулярном проведение различных здоровьесберегающих мероприятий, в том числе:

- организация занятий физкультур-но-спортивных комплексов упражнений: утренняя зарядка «Зарядка - залог успеха!» и дыхательные практики «Дыхательная гимнастика как средство общей выносливости и иммунитета»;

- организация и проведение лекционных и семинарских занятий по основам здорового образа жизни, с целью их ознакомления и развития умений и навыков по организации режима дня и питания для поддержания высокого уровня здоровья и продления жизни.

- правильной организации режима дня и питания в целях поддержания высокого качества жизни и долголетия в рамках элективного курса здоровь-есбережения: «социально-биологические аспекты здорового образа жизни».

Подведение итогов проекта в виде обсуждение его результатов в формате круглого стола в масштабах города и региона «спортивная молодежь - сильная Россия!». По итогам проекта, будет издана научная публикация в виде разработки рекомендаций для организации образовательной среды образовательных учреждений.

Разработаны ожидаемые результаты проекта, и подробно представлены в таблице 1.

В ходе исследовательской работы были определены целевые аудитории, с которыми будет работать проект, на какие потребности и запросы каждой из целевых аудиторий отвечает проект, и какие изменения произойдут в жизни каждой целевой аудитории благодаря нашему проекту. Целевые аудитории раскрыты в таблице 2.

Разработаны критерии успешности (таблица 3) и риски реализации проектной деятельности. Риск реализации проекта это несостоятельность его в полной мере, из-за введения ограничительных мер в связи с распространениями опасных для жизни инфекцией. Варианты реагирования это переосмысление организации проекта в режим онлайн-трансляции.

В ходе проектной деятельности по разработке структуры и содержание создаваемого общественного блага, сформулирована научная новизна исследования:

1. Разработка социологической программы исследования, где определены теоретико-методологические, методические процедурные основы: план, анкета, методы диагностики, техника сбора и анализа эмпирических дан-

Таблица 1. Ожидаемые результаты проекта.

Результат Показатель Источник данных (способ проверки)

Институционализация ЗОЖ, под которой мы понимаем практическое освоение норм, регуляторов и правил ЗОЖ, а также создание центров координации процесса их формирования Повышение доли студентов принявших нормы и правила ЗОЖ за приоритетные; Наличие доли студентов отказавшихся от неблагоприятных зависимостей (алкоголизм, наркомания, курение, игромания и др.) Мониторинг результатов анкетирования участников проекта

Успешная социализация участников проекта - усвоение образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих им успешно функционировать в обществе Повышение доли студентов положительно мотивированных в учебной, научной, общественной, физкультурно-спортивной деятельности Мониторинг доли студентов, активно участвующих в жизнедеятельности вуза (учебной, научной, общественной, физкультурно-спортив-ной)

Оздоровление участников проекта - улучшение психического, физического, социального здоровья, уменьшение заболеваемости Систематическое участие в мероприятиях проекта, уменьшение пропусков по болезни за учебный год Мониторинг: - результатов экспресс-диагностики участников проекта; - количества пропусков по болезни за учебный год

Повышение самоорганизованности участников проекта в результате развития умения оптимально использовать личностные ресурсы, в том числе свое время, физические и умственные возможности Своевременное прибытие на мероприятия проекта, активное участие Мониторинг посещаемости участников проекта на его мероприятиях

Таблица 2. Целевые аудитории.

Целевые аудитории Потребности Изменения

Возрастные категории: молодежь и студенты; Первичная социализация не завершена, процесс формирования зрелой личности продолжается. Отнесена к группе повышенного риска, стоит на позиции социального выбора, нуждается в формировании ценностных ориентаций на ЗОЖ. Проект раскроет физическую культуру и спорт как: - социализационный канал, дающий карьерный и личный рост; - мощный профилактический инструмент предупреждения девиаций; - ведущее звено формирования ценности ЗОЖ.

взрослые Социализация длится всю жизнь, вторичная социализация - процесс развития социально зрелой личности. Проект построит базу ценностей, связанную с переосмыслением своих жизненных установок, с приобретением новых подходов в организации своего образа жизни с позиции ЗОЖ.

Сферы деятельности: образование Современная система российского образования (если рассматривать ее как единое целое, начиная с детского сада и до профессиональных образовательных учреждений), не представляет единую систему формирования ЗОЖ как жизненно-ценностный приоритет растущего поколения. Проект покажет шаги формирования здо-ровьесберегающего образования, которое охватит оптимальное число молодежи, являясь демократичным и доступным, связанным с институционализацией ЗОЖ, т.е. придания и введения определенных норм, регуляторов и правил, с созданием центров координации ЗОЖ.

Образование: общее образование (школа); среднее профессиональное образование; высшее образование Образовательное пространство учреждения, как наиболее сохранившее иммунитет от криминальных явлений, имеющее возможности формирования ЗОЖ молодежи, недостаточно нацелено на выполнение этой важной роли и не может эффективно препятствовать формированию различных неформальных практик в молодежной среде. Проект дает возможность построить сознательный и целенаправленный здоровый образ жизни, который создает специфическую среду обитания, а участники приобретают большую свободу и власть над собственной жизнью, делая саму жизнь более плодотворной, здоровой и долголетней.

Таблица 3. Критерии успешности проекта.

Показатель Целевое значение Источник данных

Овладение навыками физкультурно-спор-тивной деятельности, использование ее как приоритетную в обеспечении здоровья, в достижении социального и профессионального личностного роста Охватить максимальное число (не менее 85%) участников проекта Результаты анкетирования

Сформированность знаний, социально-биологических основ ЗОЖ, а так же умений навыков по организации режима дня, питания, купирования противодействия формированию неблагоприятных зависимостей Охватить максимальное число (не менее 85%) участников проекта Результаты анкетирования

Оздоровление - улучшение социального психического и соматического здоровья Охватить максимальное число (не менее 85%) участников проекта Результаты экспресс-диагностики

Осознание и принятие руководителями образовательных учреждений важной роли образовательного пространства в социализации молодой личности, при широком использовании программ формирования ЗОЖ Количество образовательных учреждений принявших рекомендации, разработанные по результатам проекта, за основу организации образовательного пространства Опрос руководителей образовательных учреждений

ных. Данный продукт предназначен для управленцев предприятий и организаций, применим к образовательным учреждениям разного уровня.

2. Разработка физкультурно-спор-тивных комплексов упражнений: утренняя зарядка «Зарядка - залог успеха!» и дыхательные практики «Дыхательная гимнастика как средство общей выносливости и иммунитета». Данные продукты направлены на оздоровление всех физиологических систем организма, укрепление психического, нравственного, социального здоровья, получение навыков физкультуры и спорта, принятие их как приоритетные в обеспечении здоровья, предназначены как для управленцев любых предприятий и организаций, а так же для разных категорий граждан в частном порядке.

3. Создание элективного курса здо-ровьесбережения: «Социально-биологические аспекты здорового образа жизни». Курс предназначен для получения знаний основ здорового образа жизни, формирования умений и навыков организации режима дня и питания для поддержания высокого уровня здоровой жизни и долголетия. Может использоваться социальными организациями, для организации профессиональной жизнедеятельности, а так же для разных категорий граждан в частном порядке.

4. Публикация рекомендаций по организации образовательной среды с учетом здоровьесберегающих технологий, применимых к образовательным учреждениям разного уровня. В свою очередь, представляя собой своеобразный каркас, опираясь на который, образовательное учреждение, с учётом своих сложившихся социокультурных традиций, может выстроить свою образовательную конкурентоспособную стратегию. Данный продукт применим

к образовательным учреждениям разного уровня, актуален для управленцев социальных организаций.

Социализация студенческой молодежи - играет значимую роль не только для развития отдельной молодой личности, а так же для стратегического развития всего государства. Роль системы образования, а именно образовательной среды образовательного учреждения, в процессе успешной социализации студенческой молодежи, мы определяем как ведущую, при этом учитываем влияние семейного воспитания, личностных особенностей, социальной среды, культурных и исторических факторов. И только взаимодействие всех этих направлений может принести плоды. Данный проект становится мощным регламентом предупреждения девиаций, а также основой будущих социокультурных взаимоотношений современного общества.

References

[1] Logacheva E.A. Formation of a healthy lifestyle

of student youth in the educational space of an educational institution in a medium-sized Russian city / Social and humanitarian knowledge. 2013. № 11. P. 222-231.

[2] Logacheva E.A., Logacheva Yu.S., Pyatitskaya A.V.

Social support for youth: conceptual and theoretical approaches / Vestn. South-Russia state tech. University (Novocherk Polytechnic Institute). Ser. Soc.-econ. Sciences. 2018. № 2. P. 113-117.

[3] Merton R.K. Social structure and anomie. Socio-

logical research. 1992. № 2. P. 118-124.

Список литературы

[1] Логачева Е.А. Формирование здорового обра-

за жизни студенческой молодежи в образовательном пространстве учебного заведения среднего российского города / Социально-гуманитарные знания. 2013. № 11. С. 222-231.

[2] Логачева Е.А., Логачева Ю.С., Пятицкая А.В. Со-

циальная поддержка молодежи: концептуально-теоретические подходы / Вестн. Юж.-Рос. гос. техн. ун-та (Новочерк. поли-техн. ин-та). Сер. Соц.-эконом. науки. 2018.№ 2. C. 113-117.

[3] Мертон Р.К. Социальная структура и аномия.

Социологические исследования. 1992. № 2. С. 118-124.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.