Научная статья на тему 'Здоровьесберегающая деятельность социального педагога как основа формирования ценностного отношения младших школьников к здоровому образу жизни'

Здоровьесберегающая деятельность социального педагога как основа формирования ценностного отношения младших школьников к здоровому образу жизни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
316
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / HEALTH / HEALTHY LIFESTYLE / HEALTH-SAVING ACTIVITIES / HEALTH SAVING TECHNOLOGIES / SOCIAL WORKER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шишова В. В., Данилова М. В.

В данной статье указывается актуальность выбранной темы, статистические данные, раскрывается содержание понятий «здоровьесберегающая деятельность» и «здоровьесберегающие технологии». Указываются условия, которые крайне важны в сохранении и укреплении здоровья младших школьников. Акцентируется внимание на организации здоровьесберегающей деятельности социального педагога с учениками младших классов и их родителями посредством проведения тематических мероприятий, а также физкультурно-оздоровительных комплексов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шишова В. В., Данилова М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здоровьесберегающая деятельность социального педагога как основа формирования ценностного отношения младших школьников к здоровому образу жизни»

Шишова В.В.1, Данилова М.В.2 ©

'Студент кафедры социальной педагогики и психологии; 2кандидат педагогических наук, доцент, кафедры социальной педагогики и психологии Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая

Григорьевича Столетовых

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

Аннотация

В данной статье указывается актуальность выбранной темы, статистические данные, раскрывается содержание понятий «здоровьесберегающая деятельность» и «здоровьесберегающие технологии». Указываются условия, которые крайне важны в сохранении и укреплении здоровья младших школьников. Акцентируется внимание на организации здоровьесберегающей деятельности социального педагога с учениками младших классов и их родителями посредством проведения тематических мероприятий, а также физкультурно-оздоровительных комплексов.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, здоровьесберегающая деятельность, здоровьесберегающие технологии, социальный педагог.

Keyswords: health, healthy lifestyle, health-saving activities, health - saving technologies, social worker.

Тема здорового образа жизни стала наиболее актуальной в настоящее время. Все чаще люди совершенно разных возрастов задумываются о своем здоровье, способах его укрепления и сохранения. Многие посещают спортивные секции и клубы, кто-то всерьез задумывается о рациональном питании, другие стараются правильно организовать свой режим дня. Очень важно пробудить интерес и настроить на здоровый образ жизни именно с ранних лет. Задают этот старт родители, осуществляя со своими детьми вечерние прогулки перед сном, проводя утренние зарядки, обучая правилам гигиены. Затем воспитатели в дошкольном образовательном учреждении приучают к организации режима дня, правильному приему пищи и т.д. Но основные знания и навыки здорового образа жизни закладываются в возрасте младшего школьника (7-11 лет).

Младший школьный возраст - период перехода от игровой деятельности к учебной. Усвоение нового материала предполагает не только расширение кругозора, но и формирование у детей самосознания, точки зрения на то или иное явление или событие, которые складываются под влиянием окружения, в которое попадает ребенок, а также под влиянием значимых взрослых. Поэтому родителям важно не только информировать свое чадо, но и выступать в качестве положительного примера для формирования позитивного отношения к здоровому образу жизни.

В этом возрасте школьники впервые анализируют свои действия, поступки окружающих, новуюинформацию и т. д. Внимание становится более устойчивым, а память произвольной. Формируется такое чувство как ответственность. Младшим школьникам в отличие от детей дошкольного возраста необходим не только сам факт выполнения требования взрослых, но и разъяснение важности выполнения данных требований. В школе дети проводят значительную часть своего времени. По данным Минздравсоцразвития РФ за 2008 год, из 13,4 миллионов детей школьного возраста более

©© Шишова В.В., Данилова М.В., 2013 г.

половины, а это 53%, имеют ослабленное здоровье, общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет выросла за последние пять лет примерно на 16%[5].

В связи с этим необходимо обратить внимание на созданиенеобходимых условий для гармоничного и полноценного развития личности ребенка. Основой в реализации данной задачи является организация здоровьесберегающей деятельности школьников. К.С. Жиганова понимает под здоровьесберегающей деятельностью совокупность педагогических действий по реализации профессиональных замыслов и целей, направленных на профилактику и сохранение здоровья[2, 38]. По мнению М.М. Безруких, здоровьесберегающая деятельность

образовательного учреждения - это система мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся, включающая:

- рациональную организацию образовательного процесса;

- организацию физкультурно-оздоровительной работы;

- просветительско-воспитательную работу с учащимися, направленную на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;

- организацию системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями[1, 3].

Сохранение и укрепление здоровья в рамках здоровьесберегающей деятельности происходит посредством организации здоровьесберегающих технологий.

О.В. Петров определил здоровьесберегающие технологии как систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.) [3, 22].

Важную роль в сохранении здоровья младших школьников играют такие педагогические условия, как:

- оснащенность школьных кабинетов необходимой мебелью, которая будет соответствовать возрастным и физиологическим особенностям учащихся, а также будет изготовлена из натуральных материалов, не вызывающих беспокойства за здоровье;

- освещенность класса;

- воздушная и тепловая среда обучения (проветривание класса на переменах, осуществление генеральной уборки кабинета)[6, 67].

Однако для того, чтобы у младших школьников сформировалось ценностное отношение к здоровому образу жизни необходимо осуществлять огромную педагогическую работу. Деятельность по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни, укреплению и сохранению здоровья младших школьников должна осуществляться несомненно в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями развития. Необходимо создать положительную атмосферу на уроке посредством ведения доброжелательной беседы, умения выслушивать мнения каждого ученика, исправлять или правильно указывать его ошибки.

Приоритет в организации здоровьесберегающей деятельности отдается социальному педагогу, который занимается разработкой и осуществлением просветительских мероприятий по определенным темам, например:

- беседы с учениками с привлечением в них специалистов как детский психолог, медицинский работник;

- проведение «уроков здоровья» как в пределах класса, так и всей школы;

- организация тематических классных часов;

- просмотр видеофильмов, презентацийи прочее.

Конечным результатом проводимых занятий должно стать повышение уровня знаний о компонентах здорового образа жизни, необходимости их наличия и соблюдения. Во время урока школьникам довольно долго приходится находиться в одной позе, что негативно сказывается не только на физическом, но и психическом здоровье: появляется усталость, снижается концентрация внимания и память. В связи с этим необходимо

проводить физкультминутки, которые снимают утомление, а также способствуют повышению настроения. Упражнения должны быть просты и эффективны. Например, упражнения на снятие усталости глаз, кистей рук, туловища и т.д. Кроме того, осуществляется просветительская работа с родителями, которые непосредственно оказывают влияние на отношение своего ребенка к здоровью и здоровому образу жизни. Это могут быть выступления социального педагога совместно с классным руководителем на родительских собраниях по теме оздоровления школьников, организация семейных «веселых стартов».

Ю.П. Лисицын отмечает, что при исследовании проблем здоровьесбережения необходимо различать уровни описания здоровья:

- социологический, под которым понимается общественное здоровье;

- социально - гигиенический - это здоровье населения страны в целом или отдельных социальных групп, которое определяется медико - статистическими или демографическими показателями. Здоровье субъектов образовательного процесса, а это в первую очередь школьники, относится к этому уровню;

- индивидуальный уровень, который предполагает физическое и психическое здоровье отдельно взятого человека, определяющее психологическое развитие и социальную адаптацию личности [4, 32].

Таким образом, организация здоровьесберегающей деятельности - необходимое условие для формирования ценностного отношения учащихся к здоровому образу жизни и полноценного развития личности каждого ученика. Сформировать позитивное отношение младших школьников к здоровому образу - основная задача социального педагога, который учитывая возрастные и индивидуальные особенностиучеников подбирает необходимый комплекс мероприятий. Однако работа должна осуществляться не только с самими ребятами, но и их родителями, поскольку именно они являются значимыми взрослыми, авторитетом и примерами для подражания.

Литература

1. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа: лекции 5 - 8.//М.: Педагогический университет «Первое сентября». - 2006. 72 с.

2. Жиганова К.С. Здоровьесберегающая деятельность на учебных занятиях в общеобразовательной школе // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - №3. - С. 38-40.

3. Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе // Воспитание школьников. - 2005. -№2. -С.19-22.

4. Резер Т. М. Медико - педагогический подход к организацииздоровьесберегающей деятельности // Педагогика. - 2006. - №5. - С. 32.

5. Справка о совершенствовании деятельности в сфере сохранения и укрепления здоровья обучающихся, организации их питания в общеобразовательных учреждениях[Электронный ресурс]. Режимдоступа: http: // old.mon.gov.ru / files / materials / 6346 / 09.02.11 - spravka. pdf.

6. Чурекова Т.М., Блинова Н.Г., Сапего А.В. Содержание здоровьесберегающего сопровождения в системе непрерывного образования //Валеология. - 2004. - №4. -С.67-70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.