Научная статья на тему 'ЗДОРОВЬЕ В СТРУКТУРЕ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЦ РАЗНОГО ВОЗРАСТА'

ЗДОРОВЬЕ В СТРУКТУРЕ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЦ РАЗНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
122
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лазарева Елена Александровна

В статье рассматривается проблема ценностного отношения к здоровью в разных возрастных группах. В работе представлены результаты исследования представлений о здоровье, а также терминальных и инструментальных ценностей лиц 20-35 лет, 35-65 лет, старше 65 лет. Выявлено, что в возрастной группе 20-35 лет здоровье связывается с положительными сигналами, поступающими от организма, и не входит в число основных ценностей. В двух других возрастных группах здоровье определяется как отсутствие отрицательных сигналов и выступает одной из ведущих ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH IN THE VALUES STRUCTURE OF PERSONS OF DIFFERENT AGES

The article deals with the problem of value attitude to health in different age groups. The paper presents the results of a study of health concepts, as well as terminal and instrumental values of individuals aged 20-35, 35-65, and over 65. It was found that in the age group of 20-35 years, health is associated with positive signals coming from the body, and is not included in the number of basic values. In the other two age groups, health is defined as the absence of negative signals and is one of the leading values.

Текст научной работы на тему «ЗДОРОВЬЕ В СТРУКТУРЕ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЦ РАЗНОГО ВОЗРАСТА»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ЗДОРОВЬЕ В СТРУКТУРЕ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЦ РАЗНОГО ВОЗРАСТА

Лазарева Елена Александровна

магистр социальных наук по специальности "Психология " старший преподаватель кафедры психологии Карагандинский университет им. академика Е.А. Букетова

г. Караганда, РК

HEALTH IN THE VALUES STRUCTURE OF PERSONS OF DIFFERENT AGES

Lazareva Yelena

master of social sciences in specialty Psychology old teacher of the chair of psychology Buketov University Karaganda, RК DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2020.2.62.345

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается проблема ценностного отношения к здоровью в разных возрастных группах. В работе представлены результаты исследования представлений о здоровье, а также терминальных и инструментальных ценностей лиц 20-35 лет, 35-65 лет, старше 65 лет. Выявлено, что в возрастной группе 20-35 лет здоровье связывается с положительными сигналами, поступающими от организма, и не входит в число основных ценностей. В двух других возрастных группах здоровье определяется как отсутствие отрицательных сигналов и выступает одной из ведущих ценностей.

ABSTRACT

The article deals with the problem of value attitude to health in different age groups. The paper presents the results of a study of health concepts, as well as terminal and instrumental values of individuals aged 20-35, 35-65, and over 65. It was found that in the age group of 20-35 years, health is associated with positive signals coming from the body, and is not included in the number of basic values. In the other two age groups, health is defined as the absence of negative signals and is one of the leading values.

Ключевые слова: здоровье; терминальные ценности; инструментальные ценности.

Keywords: health; terminal values; instrumental values.

Устав Всемирной организации

здравоохранения определяет здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов [6]. В таком понимании здоровье является одним из основных условий не только работоспособности, но и гармоничного развития, самореализации личности. Для государства здоровье его граждан выступает важным общественным ресурсом, фактором экономического и социального развития.

Вместе с тем, ежегодно здоровье людей в мире ухудшается. На первые места в структуре заболеваемости и смертности вышли болезни, связанные не только с внешними факторам (ухудшение экологии, появление новых опасных бактерий и вирусов и т.д.), но и с внутренними (употребление алкоголя и наркотических веществ, ускорение ритма жизни, увеличение нагрузок на нервную систему, тревоги и пр.). К числу таких заболеваний можно отнести болезни сердечнососудистой системы, органов дыхания, пищеварения и пр. Как показывает статистика, Казахстан не является исключением [5].

Усилий только медицины недостаточно, чтобы обеспечить высокий уровень здоровья населения. Поэтому сегодня категории "здоровье" и "здоровый образ жизни" стали объектом внимания

внушительного ряда наук: физиологии, фармакологии, социологии, психологии и т.д.

На сегодняшний день существуют следующие концептуальные модели здоровья:

- медицинская, в которой здоровье рассматривается с точки зрения медицинских признаков и характеристик, отсутствия болезней или их симптомов;

- биомедицинская, трактующая здоровье как отсутствие у человека органических нарушений и субъективных ощущений нездоровья;

- биосоциальная, рассматривающая совокупность биологических и социальных признаков здоровья, но отдающая приоритет социальным признакам;

- ценностно-социальная, которая характеризует здоровье как ценность для человека, необходимое условие успешной жизни, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участия в экономической, научной, политической культурной и других видах деятельности. Определение здоровья ВОЗ более всего соответствует этой модели [4, с.43-44].

Мы также рассмотрели здоровье в контексте ценностного подхода.

В работах К.А. Абульхановой-Славской, П.С. Гуревича, Г.Г. Дилигенского, О.Г. Дробницкого ценность предстает как человеческая идея,

воспринимаемая в виде субъективного образа или представления. В ней воплощаются культурно -исторические нормы. Ценность ассоциируется с "достойным" поведением, выступает

индивидуальным и социальным ориентиром, поэтому определяет стиль жизни конкретного человека.

А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, В. Франкл, Г. Олпорт понимают ценность как определенный мотив деятельности и поведения, поскольку ориентация человека в мире и стремление к достижению определенных целей соотносятся с ценностями, вошедшими в личностную структуру.

М. Вебер, М. Рокич и др. рассматривают ценности как понятия и убеждения, которые имеют отношение к желательным конечным состояниям или поведению, управляют выбором или оценкой поведения или событий и упорядочены по относительной важности [2, с.7].

Таким образом, каждый человек обладает индивидуальной структурой личностных

В возрастной группе 20-35 лет самый частый ответ на вопрос "Что такое здоровье?" - "Гармония физического и психического, отличное функционирование организма". Молодые люди в основном фокусируют свое внимание на положительных сигналах, поступающих от здорового организма. В группе 35-65 лет преобладает определение "Отсутствие болезненных ощущений". Люди постарше, в отличие от первой группы, склонны отмечать у себя не столько наличие положительных ощущений, состояний, сколько отсутствие отрицательных. В этом случае здоровье не рассматривается как отдельная категория, а тесно связано с понятием "болезнь", т.е. здоровье - это фактически отсутствие болезни. Респонденты в возрасте 65 лет и старше определяют здоровье как "Самое главное в жизни человека, показатель жизни". Акцентируется ценность здоровья для человека, но содержание понятия остается размытым.

Участники исследования также по-разному ответили на вопрос "От чего зависит здоровье?". В группе 20-35-летних преобладает мнение - "От

ценностей. Она служит посредником между духовной культурой общества и духовным миром личности, между реалиями общества и индивидуальными потребностями. Личностные ценности являются важным социальным регулятором взаимоотношений людей и поведения человека.

В свете вышесказанного была сформулирована цель нашего исследования -определить место здоровья в структуре ценностей лиц разных возрастов. Мы предположили, что здоровье будет являться наиболее значимой ценностью в возрастной группе 65 лет и старше.

В исследовании приняли участие 60 человек из трех возрастных групп: 20-35 лет, 35-65 лет, старше 65 лет [3, с.163]. В каждую группу было включено по 10 мужчин и женщин, т.е. по 20 человек. 47 членов выборки имеют высшее образование, 13 -среднее специальное.

В начале исследования респонденты определили, что такое здоровье и от чего оно зависит (таблица 1).

Таблица 1.

занятий спортом". Респонденты подчеркивают значение физической активности человека, считая, таким образом, что ответственность за собственное здоровье лежит на самом человеке. В группе 35-65-летних наиболее часто звучали ответы "От отношения человека к самому себе и к здоровью" и "От правильного питания". Таким образом, акцент с занятий спортом смещается на правильное питание. Тем не менее, ответственность за свое здоровье по-прежнему возлагается на самого человека. Респонденты 65 лет и старше полагают, что здоровье зависит от наследственности. Возможно, что к данному выводу представители этой группы пришли на основе наблюдений за окружающими, телевизионных передач, личного опыта. Нередки случаи, когда люди, старающиеся вести здоровый образ жизни, тем не менее страдают онкологическими, сердечно-

сосудистыми и другими заболеваниями. И наоборот, люди, не склонные к здоровому образу жизни, обладают достаточно хорошим здоровьем [1, с.134].

Следующим инструментом исследования стала методика М. Рокича "Ценностные

Представления о здоровье в разных возрастных группах

Вопрос Распространенные ответы

20-35 лет 35-65 лет 65 лет и старше

1. Как бы Вы в нескольких словах (или одной фразой) определили, что такое здоровье? Гармония физического и психического, отличное функционирование организма. Отсутствие болезненных ощущений. Самое главное в жизни человека, показатель жизни.

2. От чего зависит здоровье? От занятий спортом. От правильного питания. От отношения человека к самому себе и к здоровью. От наследственности.

ориентации".

М. Рокич выделяет две категории ценностей -терминальные и инструментальные. Терминальные ценности представляют из себя убеждения в том, что определенная цель существования личности (с точки зрения ее самой и общества в целом) достойна того, чтобы к ней стремиться. Инструментальные ценности - это убеждения в том,

В возрастной группе 20-35 лет преобладают ценности материально обеспеченной жизни (45% опрошенных) и развлечений (33%). Только 15% респондентов включили здоровье в число трех основных ценностей.

В возрастной группе от 35 до 65 лет уже иная картина. 70% опрошенных считают здоровье одной из главных ценностей. По 10% человек относят к ведущим ценностям также материальное благополучие и уверенность в себе.

что определенный образ действий является предпочтительным в любых ситуациях (также с точки зрения личности и общества). Иначе говоря, терминальные ценности - это ценности-цели, а инструментальные - ценности-средства.

Ценности-цели у лиц разного возраста представлены на рисунке 1.

Лица в возрасте от 65 лет и старше почти единодушно в качестве главной терминальной ценности указали здоровье (90% респондентов). Подтвердилась гипотеза о том, что здоровье будет являться наиболее значимой ценностью в возрастной группе 65 лет и старше.

Какие средства используются людьми разных возрастов для достижения обозначенных целей? Основные из них представлены на рисунке 2.

40 35 30 25 20 15 10 5 0

^ ¿Г Л?

^ ^ ^СГ ^О" ¿у

/

О^ ^ ^

л>

20-35 лет 35-65 лет 65 лет и старше

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

Ж

,0*

20-35 лет 35-65 лет 65 лет и старше

с?

Рисунок 1. Преобладающие терминальные ценности в разных возрастных группах

Рисунок 2. Преобладающие инструментальные ценности в разных возрастных группах

Возрастная группа 20-35 лет стремится в основном к материально обеспеченной жизни. В качестве средств ее достижения 35% опрошенных выбирают эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе), 25% опираются на независимость (способность действовать самостоятельно, решительно), 20% делают ставку на смелость в отстаивании своего мнения, взглядов. Здоровье в данной возрастной группе, вероятно, рассматривается не как ценность, а как ресурс, позволяющий достичь материальных благ.

В возрастной группе от 35 до 65 лет одна из основных ценностей - здоровье. Подходящим способом его сохранения и приумножения 22% респондентов считают аккуратность,

чистоплотность, умение содержать в порядке вещи. А такие ценности-средства как честность (искренность), независимость (самостоятельность, решительность) рассматриваются как подходящие для достижения материального благополучия и уверенности в себе (внутренней гармонии, свободы от внутренних противоречий и сомнений).

Для респондентов 65 лет и старше ведущей ценностью является здоровье. Их жизнь уже сложилась, повседневные бытовые заботы стали умеренными, поскольку дети выросли, не нужно ежедневно ходить на работу и выполнять определенные обязанности. В этих условиях человек начинает "прислушиваться" к себе, к новым ощущениям, тем более, что появляется время заниматься собой, сохранить то здоровье, которое имеется. Чтобы его сберечь, 24% опрошенных стараются сохранять

жизнерадостность, 20% стараются быть терпимыми к другим людям, их взглядам и мнениям, прощать другим их ошибки и заблуждения. То есть, в здоровье для респондентов важен не только физический, но и эмоциональный (психологический) аспект. 22% этой части выборки

подчеркивают важность воспитанности, еще 20% -честности.

4. Внимание к проблематике здоровья должно уделяться на всех уровнях: от государственной политики до жизненных принципов каждого человека. Надеемся, что результаты нашего исследования будут полезны психологам в их просветительской работе по вопросам здоровья и ценностного отношения к нему.

Список литературы

1. Алимбаева, Р.Т. Отношение к здоровью у лиц разного возраста / Р.Т. Алимбаева, Е.А. Лазарева // Сб. центра научных публикаций "Велес" с материалами V Международной научно-практической конференции "Зимние научные чтения": сборник статей - Киев: Центр научных публикаций, 2020. - С.131-138.

2. Горькая, Ж.В. Психология ценностей: учебное пособие / Ж.В. Горькая - Самара: Изд-во "Самарский университет", 2014. - 92 с.

3. Марцинковская, Т.Д. История детской психологии: Учебник для студ. пед. вузов / Т.Д. Марцинковская - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 272 с.

4. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2006. - 607 с.

5. Статистические сборники "Здоровье населения Республики Казахстан и деятельность организаций здравоохранения" за 1999-2018 гг. -Режим доступа http://www.rcrz.kz/index.php/ru/statistika-zdravookhraneniya-2

6. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения. - Режим доступа http://docs.cntd.ru/document/901977493

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.