ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ
Ключевые слова:
здоровье, безопасность, нормативно-правовые документы, образование, здоровьесберегающая деятельность, компетенции педагогов.
ЗДОРОВЬЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК КРИТЕРИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются нормативно-правовые документы, определяющие проведение здоровьесберегающей деятельности в системе образования. Представлены методологические подходы и авторская методика оценки здоровья и безопасности участников образовательного процесса, их достоинства, возможности использования для характеристики эффективности здоровьесберегающей деятельности и необходимые компетенции педагогов для их реализации.
В условиях снижения здоровья населения России главным направлением внутренней политики государства становится формирование и защита здоровья детей, подростков и молодёжи как будущего страны. В связи с этим наиболее перспективное направление работы — формирование у человека новой иерархии ценностей, где собственное здоровье является необходимым условием для успешной самореализации потенциальных возможностей личности.
Особую роль в решении этой проблемы играют образовательные организации разного уровня, где происходит становление и развитие личности. Поэтому система организации учебной и воспитательной деятельности в этих
72
I Р.И. Айзман
структурах образования имеет первостепенное значение для сохранения и развития здоровья обучающихся, воспитания убеждений здорового образа жизни, раскрытия индивидуальных творческих возможностей, формирования социально приемлемых жизненных потребностей [1].
В настоящее время имеется большое количество нормативно-правовых документов, направленных на решение этих вопросов:
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» 04.02.2010 г.
- Указ Президента Российской Федерации от 1июня 2012г. «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273
- План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы от 7 сентября 2010 г. № 1507-р
- Приказ Минобрнауки РФ от 12.01.2007 года № 7 «Об организации мониторинга здоровья обучающихся, воспитанников образовательных учреждений»
- Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»
- Санитарно-гигиенические требования и требования к безопасности образовательной среды (СанПиН 2.4.2.2821-10)
Несмотря на это современная система образования не обеспечивает выполнения задач по сохранению здоровья и безопасности субъектов образовательного процесса. Об этом свидетельствуют официальные данные: до 85% выпускников школ имеют различные психосоматические нарушения и заболевания, более 60% употребляют психоактивные вещества, по числу суицидов в подростковом возрасте Россия вышла на первое место в мире. «Мы сталкиваемся с крайне тревожными тенденциями: в 14 лет две трети детей России уже имеют хронические заболевания, у половины - нарушения в сердечно-сосудистой и дыхательной системах; до 40% призывников не в состоянии выполнить минимальные нормативы физической подготовки военнослужащих», - заявил Президент РФ В.В. Путин 13.03.2013 г. на заседании Госсовета.
Суммарная оценка ситуации позволяет выделить ключевые факторы, определяющие ухудшение здоровья всех участников образовательного процесса:
• отсутствие осознанной потребности в здоровье и здоровом образе жизни;
• отсутствие необходимых знаний по охране здоровья;
73
Здоровье участников образовательного процесса как критерий ... I
• недостаточный уровень оздоровительных программ и первичной профилактической помощи.
Следствием является искажение образа жизни, распространение факторов риска заболеваний, формирование норм поведения, приводящих к снижению уровня здоровья. Это:
• низкий уровень двигательной активности;
• несбалансированное питание, приводящее к нарушению поступления в организм железа, йода и витаминов;
• информационные перегрузки, связанные с интенсификацией обучения и нерациональным режимом труда, высокий уровень стресса;
• лояльное отношение к употреблению алкогольных напитков;
• широкое распространение табакокурения.
Наряду с факторами образа жизни, следует выделить проблемы организационного и нормативного плана. Это:
- отсутствие механизма ведомственного и межведомственного сотрудничества в сохранении и укреплении здоровья обучающихся;
- несовершенство нормативно-правовой базы, регламентирующей методологию и методы проведения здоровьесберегающей деятельности в образовательных организациях и оценки ее эффективности;
- низкий уровень превентологической грамотности учителей и родителей [2];
- плохое использование здоровьесберегающего потенциала содержания ряда образовательных программ (физическая культура, ОБЖ, биология и др.) в связи с отсутствием межпредметных связей;
- отсутствие единых подходов и технологии проведения мониторинга здоровья участников образовательного процесса;
- отсутствие систематического контроля за динамикой здоровья, физической подготовленности и здоровьесберегающего потенциала образовательной организации.
В этой связи встает необходимость решения указанных задач на всех этапах - от подготовки педагогических кадров в вузах до управления образованием на региональном и федеральном уровнях [4].
Здоровьесберегающая деятельность - это система нормативно-правовых, организационно-управленческих, научных и учебно-методических решений, направленных на
- создание условий для сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса, полноценного личностного развития обучающихся и воспитанников с учетом их индивидуальных возможностей и особенностей;
74
I Р.И. Айзман
- содействие образовательным организациям в обеспечении достижения личностных, метапредметных, предметных результатов образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;
- содействие нравственному, физическому самосовершенствованию и профессиональному самоопределению учащихся старших классов.
Основными задачами здоровьесберегающей деятельности являются:
- создание условий для сохранения и укрепления здоровья, личностного, интеллектуального, социального развития обучающихся, воспитанников и других участников образовательного процесса;
- проведение диагностики и мониторинговых исследований уровня физического и психического развития, сформированности культуры здоровья и безопасного образа жизни, состояния образовательной среды;
- осуществление комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи и поддержки обучающимся, воспитанникам, их родителям, педагогическому коллективу, администрации образовательной организации по выявлению, профилактике и преодолению отклонений в развитии, обучении и социализации ребенка в процессе реализации ФГОС;
- осуществление просветительской деятельности по развитию культуры здорового и безопасного образа жизни;
- содействие распространению и внедрению в практику образовательных организаций новейших достижений отечественной и зарубежной психологии, педагогики, физиологии с целью повышения эффективности реализации ФГОС.
Наиболее информативным критерием оценки эффективности здоровьесберегающей деятельности в системе образования является уровень здоровья участников образовательного процесса [3].
Поэтому в первую очередь представлялось важным разработать методологию оценки здоровья человека и ее методическое обеспечение. В основе нашего подхода лежат следующие принципы:
1. Здоровье - это интегральное состояние, включающее физическую, психическую и социальную сущности человека, обеспечивающие его адекватную адаптацию к условиям жизнедеятельности, возможности развития и самореализации. Такое определение базируется на представлении о целостности организма и единстве его систем, которые характеризуют возможности и способности личности удовлетворять свои биологические, духовные и социальные потребности при совершенной адаптации к внешним экологическим факторам и социальным условиям (рис.1).
2. Организм и среда его обитания являются единым целым, что обуслов-
75
Здоровье участников образовательного процесса как критерий ... I
ливает взаимные влияния друг на друга, поэтому здоровьесберегающая среда является важным фактором, способствующим сохранению здоровья.
Рис. 1. Холистическая модель здоровья.
3. Уровень здоровья можно оценить количественно, если принять за основу величину резервных возможностей организма, обеспечивающих сохранение постоянства его внутренней среды в процессе различных видов деятельности и после нагрузок.
4. Детский организм растет и развивается, т.е. изменяется количественно и качественно, поэтому показатели, характеризующие его здоровье, в онтогенезе также изменяются. Каждый из компонентов здоровья может быть оценен объективными критериями (табл.1), которые включают характеристику:
• физического развития и физической подготовленности;
• функциональных резервов организма;
• нервно-психических процессов (уровень социально-психологической адаптации, различные виды памяти, внимание, умственная работоспособность, нейродинамические свойства нервной системы, позволяющие судить о состоянии нервных процессов);
• психоэмоционального состояния (уровни тревожности, стрессоустойчивости, мотивации к успеху, агрессивности; личностные характеристики).
• социально-экологических и санитарно-гигиенических условий среды обучения и жизни.
При характеристике здоровья важен интегративный подход, учитывающий комплекс всех показателей. Таким образом, мониторинг здоровья -это динамическая количественная скрининг диагностика уровня социально-психологической адаптации человека к различным условиям.
76
I Р.И. Айзман
Таблица 1
Показатели индивидуального здоровья человека
Компоненты здоровья Критерии здоровья Показатели здоровья
1. Физический (соматическое здоровье) -определяет возможности организма Генетические Биохимические Морфологические Функциональные Генотип Показатели биологических жидкостей Уровень физического развития, морфотип Состояние органов и систем в покое и после нагрузок, функциональный тип
2. Психический (ментальное здоровье) -обеспечивает желания личности Эмоционально-волевая сфера; Когнитивно-мыслительная сфера; Личностный потенциал. Функциональная асимметрия мозга, тип ВНД, психотип, темперамент, уровень тревожности, стрессоустойчивости, память, внимание, тип мышления, работоспособность
3. Социально-нравственный (духовное здоровье) -определяет обязанности человека Соблюдение морально-этических и правовых норм Цель, ценности, идеалы, степень признания, реализация желаний и возможностей -степень самореализации
На основе этих принципов разработаны электронные паспорта здоровья, позволяющие проводить скрининг диагностику различных морфофункциональных и психофизиологических параметров организма в онтогенезе в условиях влияния факторов обучения и конкретной социально-экологической среды, а также оценивать уровень здоровьесберегающей деятельности образовательной организации и формировать рекомендации по коррекции выявленных нарушений [5-8].
W*PCri-tiup(jrfii <-е1^дофС’**><ьрап1р-л#г«гы1^с>шп
Кофолра алломни. физиологии- и Оозопасности
■ и,}н*П*0 Т«р|>н№и
Программа комплексноli
UIK'tlKM jjlD[>Ul!bH у-ШЕШКИ
обшеобразо ца те л ы I ы i 111 ко л
Рис. 2. Скриншот интерфейса компьютерной программы
77
Здоровье участников образовательного процесса как критерий ... I
Каждая программа построена с учетом возрастно-полового и профессионального контингента обследуемых лиц.
Так, программа мониторинга здоровья педагогов, наряду с контролем физического и психического здоровья, позволяет решить и другие задачи, а именно, провести самооценку:
• физических, психофизиологических, личностных, характерологических, профессионально значимых качеств;
• уровня психологического климата в коллективе;
• отношения к собственному здоровью;
• степени профессионального выгорания.
Понятно, что перечень показателей, используемых для скрининг диагностики здоровья, может быть адаптирован для каждого учебного заведения в зависимости от кадрового и материально-технического потенциала.
На основе компьютерного тестирования производится модельное прогнозирование риска развития нарушений здоровья и девиантных форм поведения, что позволяет начать своевременную коррекцию через различные формы психологической и психотерапевтической работы, физкультурные занятия и лечение.
На основе предлагаемого компьютерного тестирования формируется индивидуальный электронный паспорт здоровья человека и здоровьесберегающей деятельности образовательной организации, который характеризуется следующими достоинствами:
Интегративный подход к здоровью как системному состоянию, включающему показатели физического, психического и социального уровней.
Компьютеризация всех данных, что позволяет создать банк здоровья различных возрастно-половых и профессиональных групп.
Количественное выражение показателей, обеспечивающее возможность динамического наблюдения за обследуемыми и сопоставления уровня здоровья различных групп, образовательных организаций, районов и т.д.
Относительная простота обследования, не требующая дорогостоящего оборудования.
Возможность передачи результатов обследования через Интернет.
Вовлечение самого субъекта в процесс обследования, что повышает его личную заинтересованность в сохранении и развитии здоровья.
Возможность прогнозировать риск развития девиантного поведения, своевременно выявлять психосоматические нарушения и осуществлять их коррекцию.
78
I Р.И. Айзман
Реализация этих паспортов позволяет решить ряд научно-прикладных задач:
Способствовать сохранению здоровья в процессе обучения за счёт коррекции учебно-воспитательного процесса и аргументированных индивидуальных рекомендаций по развитию здоровья на основе результатов мониторинга.
Помочь учащимся в профессиональной ориентации для осознанного и адекватного возможностям организма выбора профессии.
Провести оценку здоровьесохраняющей деятельности общеобразовательного учреждения на основе имеющихся условий.
Обеспечить индивидуальный подход к организации учебно-воспитательного процесса с учётом психофизиологических особенностей каждого учащегося и студента.
Рис. 3. Методическое пособие с изложением технологии проведения комплексной оценки здоровья обучающихся
Такая деятельность требует формирования у современных педагогов новых профессиональных компетенций, связанных с медико-психолого-педагогической оценкой здоровья обучающихся и образовательной среды. Однако исключение из учебных планов новых стандартов педагогических вузов таких дисциплин, как возрастная анатомия и физиология, школьная гигиена, основы медицинских знаний и здорового образа жизни не позволяет сформировать у будущих педагогов необходимые компетенции для проведения мониторинговых наблюдений.
79
Здоровье участников образовательного процесса как критерий ... I
Рис. 4. Скриншот паспорта оценки здоровьесберегающего потенциала образовательной организации
Рис.5. Скриншот страницы электронного паспорта оценки физического здоровья и физической подготовленности ученика
80
I Р.И. Айзман
Существенную роль в решении этих вопросов должна играть и школьная медицинская служба, которая в настоящее время, к сожалению, практически не функционирует как профилактическое звено или даже отсутствует. Большую помощь в проведении мониторинговых исследований и формировании паспортов здоровья могли бы также оказать созданные во всех регионах детские центры здоровья, оснащенные необходимыми медицинскими кадрами и оборудованием, но такая деятельность не включена в их функциональные обязанности. В результате современный школьник оказался между двумя ведомствами, которые отвечают за разные показатели развития ребенка - уровень знаний, навыков и умений, с одной стороны, и здоровье, с другой. Итогом этого становится физическое и/или психическое неблагополучие более 60% выпускников школ.
Представленные в настоящей статье подходы позволяют решить одну из основных задач, поставленных в Законе об Образовании и новых ФГОСах, - проводить объективную оценку здоровья субъектов образовательного процесса и эффективности здоровьесберегающей деятельности образовательной организации.
Литература
1. Абаскалова Н.П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «школа-вуз». Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2001. - 316с.
2. Айзман Р.И. Здоровье и безопасность - ключевые задачи образования в современных условиях// Здоровьесберегающее образование. - 2011. - №6 (18). - С.48-52.
3. Айзман Р.И. Скрининг-диагностика здоровья субъектов образовательного процесса//Здоровьесберегающее образование в инновационных условиях: теория, методология, практика и опыт: коллективная монография /Научн. ред. А.Г.Маджуга; отв. ред. С.Н.Сладков. Обнинск: МАН «Интеллект будущего», 2013. - 280 с. Гл.15. - С.117-123.
4. Айзман Р.И., Плетнёва Е.Ю. Роль учителя в формировании и мониторинге здоровья обучающихся// Здоровьесберегающее образование, 2010. - № 5(9). - С.93-99.
5. Айзман Р.И., Лебедев А.В., Айзман Н.И. Оценка социально-психологической адаптации и личностного потенциала студентов // Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ №2013615200 от 30 мая 2013г.
6. Айзман Р.И., Лебедев А.В., Айзман Н.И., Рубанович В.Б. Комплексная
81
Здоровье участников образовательного процесса как критерий ... I
оценка здоровья учащихся//Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ №2013617597 от 26 июня 2013г.
7. Айзман РИ., Лебедев А.В., Айзман Н.И., Рубанович В.Б. Комплексная оценка здоровья педагогов//Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ №2013617527 от 26 июня 2013г.
8. Лебедев А.В., Айзман Р.И., Рубанович В.Б., Айзман Н.И. Программа комплексной оценки здоровья и развития студентов высших и средних учебных заведений // Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2013611632.
82