Научная статья на тему 'Здоровье: теоретические представления, реальности и социально-политическая значимость для военной сферы'

Здоровье: теоретические представления, реальности и социально-политическая значимость для военной сферы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
383
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Ключевые слова
Здоровье / ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА / здоровье нации / здоровье армии / Власть / социальная доктрина / Социальная политика / народосбережение / ВОЕННАЯ МЕДИЦИНА / Национальная безопасность / health / Human health / health and power / national health / army health / keeping people safe and healthy / social doctrine / Social policy / military medicine / National security

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кончугов Анатолий Владимирович

В работе анализируются теоретические подходы к определению понятий «здоровье» и «здоровье человека», раскрываются взаимозависимость и взаимовлияние таких явлений общественной жизни, как здоровье нации, здоровье власти и здоровье армии, их влияние на укрепление обороноспособности страны и национальной безопасности. Раскрываются социально-политические, в том числе медицинские проблемы армии, тенденции их развития и перспективы разрешения в условиях перехода Вооруженных сил к новому облику. По мнению автора, в современных условиях должна актуализироваться роль социальной политики государства в отношении военнослужащих, лиц уволенных из Вооруженных сил, и членов их семей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes theoretical approaches to the definition of the notions of «health» and «human health» shows interdependence and mutual influence of some social phenomena, such as national health, government health and army health, as well as their influence on strengthening of national security and defense potential. It also demonstrates current socio-political problems of the army, including medical ones, as well as their evolution trends and solution prospects in the process of transition of the Armed Forces to the new shape. Actualized is the role of the government"s social policy towards servicemen, veterans, and their families.

Текст научной работы на тему «Здоровье: теоретические представления, реальности и социально-политическая значимость для военной сферы»

Кончугов А.В.

ЗДОРОВЬЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, РЕАЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

ДЛЯ ВОЕННОЙ СФЕРЫ

Особое место в системе ценностей, признанных мировым сообществом, занимает здоровье. В ценностном измерении оно выступает всеобщим благом, имеющим непреходящее и всеобъемлющее значение для всех живых организмов. Вместе с тем попытки ученых уяснить сущность здоровья и сформулировать общепринятое определение понятия «здоровье» до сих пор не достигли приемлемого результата. Бытует мнение, что все существующие определения так же одинаково хороши, как и одинаково плохи [2, с. 26.].

Многие авторитетные ученые связывают отсутствие общепринятого определения с рядом фундаментальных проблем, три из которых изложены в энциклопедической статье И. Ивановой. Первая - очевидная условность противопоставления двух качественно разных состояний: нормального, физиологического, которому соответствует понятие «здоровье», и патологического, синонимом которого является понятие «болезнь». Вторая - разнообразие субъектов, в отношении которых употребляется понятие «здоровье»: «здоровье индивида», «популяционное здоровье», «здоровье населения», «здоровье нации» и т.д. Третья - постоянная эволюция теоретических представлений и практических знаний о здоровье [10, с. 117.].

Перечисленные проблемы на первый взгляд дают основание согласиться с мнением ученых о том, что отсутствие общепринятого определения понятия «здоровье» не случайно и что оно в принципе не может быть сформулировано. Возможно это и так, хотя, на наш взгляд, поиски такого определения не безнадежны. В качестве опорного определения можно использовать положение Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в котором говорится, что «здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней или физических дефектов».

С учетом положения Устава ВОЗ заметим, что когда речь идет о здоровье, то оно рассматривается и оценивается или в связи с человеком (индивидуумом), или в отношении социальных образований (семья, нация, общество и т.п.), к ко-

торым применим термин «здоровье», но уже в переносном смысле. Вместе с тем здоровьем обладают и живые существа природного мира. Г оворим же мы о здоровье представителей флоры и фауны, даже рассуждаем о здоровье пространственно-временной среды. Следовательно, если здоровье воспринимать как данность, имеющую непреходящее и всеобъемлющее значение для всех живых существ, то оно справедливо претендует на самый высокий уровень обобщения знаний о нем, что и должно приблизить нас к пониманию природы и сущности здоровья.

Если воспринимать здоровье как данность, объективно обусловленное существование живого организма и абстрагироваться от конкретного субъектооб-ладателя здоровья, то в широком смысле его следует рассматривать как условие (а каждому из условий соответствует свое объективное явление), позволяющее любому живому организму жить от момента рождения до смерти. К тому же здоровье объективно является фактором влияния на количественнокачественные показатели жизни. Априори ясно: чтобы жить, живой организм должен обладать здоровьем. В связи с этим, по мнению автора, природа здоровья заложена объективной наделенностью живого организма определенными органами, системами жизнеобеспечения и внутренней средой, обусловливающими его жизнеспособность.

Наделенность здоровьем природного или социального организма обретает сущностное значение в том случае, если оно наполняет определенным смыслом жизнь этого организма. Следовательно, сущность здоровья заключается в объективной наделенности живого организма определенными органами, системами жизнеобеспечения и внутренней средой, позволяющими ему существовать и функционировать в полном соответствии с естественно-природным и социальным предназначением. Следует заметить, что такая трактовка здоровья позволяет рассматривать его как данность, понимать его природу, природно-биологическое начало, видеть перспективу дальнейшего теоретического и практического проникновения в глубины познания различных его компонентов.

В жизни мы познаем здоровье конкретного живого организма по наблюдаемым формам его проявления в течение всего времени пребывания живого организма на «белом свете». Наблюдаемая форма текущего здоровья (состояние органов, систем жизнеобеспечения, внутренней среды, внешний вид в целом) и есть проявление сущности здоровья в реальной жизни. Видимо, на этом основании древнегреческий ученый и мыслитель Платон писал о том, что здоровье

«существует не само по себе», т.е. оно принадлежит, следуя его логике, конкретному субъекту. В этом он прав, если речь вести о состоянии здоровья в узком смысле, о здоровье конкретного его субъектообладателя.

Оценить и дать заключение о состоянии здоровья как своего, так и окружающих живых существ может только человек посредством осознания его конкретного состояния и его соответствия полученным человечеством знаниям о нем в целом и медицинской наукой в частности. Это связано с тем, что только человек наделен такими уникальными способностями, как самопознание, познание и преобразование окружающего мира. По сути, оценка здоровья состоит в определении соответствия или несоответствия субъективных ощущений человека, связанных с состоянием своего организма или организмов окружающих живых существ, их объективному (определенному природой) физиологическому состоянию. Такая оценка позволяет сделать первичный вывод о том, здоров или нездоров конкретный живой организм. Этот вывод следует понимать так: здоров, еще не значит, что абсолютно не болен, а нездоров, еще не факт, что серьезно болен. Точную же информацию о наличии у субъекта болезни можно получить только с использованием научно обоснованных медицинских методов и средств. На основании поставленного врачом диагноза здоровый субъект может перейти в категорию больных. Болезнь в этом случае выступает как антипод здоровью, как антиценность.

Как было отмечено, субъектообладателем здоровья могут быть природные или социальные субъекты, существующие и функционирующие в условиях тесного взаимовлияния природного мира и социальной среды. Здоровье природной среды - проблема важная и постоянно усложняющаяся. Она связана, например, с тяжелыми последствиями крупных эпидемий, вызванных различными болезнями ряда животных и получивших свое распространение среди людей, что привело к гибели сотен человек. Но это тема для отдельного исследования. В центре же нашего научного интереса - проблемы здоровья в социальной среде, где человек - главный субъектообладатель здоровья.

Когда здоровье близко к идеальному, оно является благом для человека, позволяя ему жить полноценной жизнью. Здоровье — это и настроение, и красота, и успех, и счастье. Состояние здоровья и отношение к нему человека детерминируют систему его ценностных ориентаций, предпочтений, целей. С одной стороны, оно является одним из важнейших условий успешной или наоборот про-

блемной реализации его жизненных планов, потребностей и интересов. С другой стороны - фактором позитивного или негативного влияния на процесс социализации личности и достижения определенного статуса, позволяющего оценить ее место и роль в достижении общественно значимых целей развития.

В современной литературе можно найти более ста определений понятиям «здоровье», «здоровье человека». При этом они не всегда являются тождественными, что вносит некоторую дисгармонию в строгое, с научной точки зрения, понимание здоровья. Авторы одного из определений рассматривают здоровье как совокупность потенциальных и реальных возможностей человека в осуществлении своих действий без ухудшения физического и духовного состояния, без потерь в адаптации к жизненной среде [6]. Другие считают, что здоровье - это состояние, при котором осуществляется полноценная реализация биологических, психических, социальных, экономических, духовных функций человека и общества, а также оптимальной трудоспособности и активности при максимальной продолжительности жизни, которое определяется уровнем освоенности общечеловеческих, государственных, региональных и национальных ценностей культуры [5]. Сторонники еще одного из подходов придерживаются мнения о том, что здоровье - это динамическое на протяжении всех этапов индивидуальной жизни равновесие (баланс) между организмом (биосоциосистемой) и окружающей средой (биогеосистемой) [2, с. 33.].

Не претендуя на завершение поиска единственно верного определения, автор счел возможным изложить свое видение проблемы с учетом не только теоретических наработок ученых, но и существующих самобытных суждений: «абсолютно здоровых людей нет, есть те, кто просто не знает о своих заболеваниях»; «человек здоров лишь в утробе матери, а при первом глотке воздуха, после появления на свет, начинает заболевать». Таким образом, здоровье человека с позиции современной теории видится в таком состоянии всех органов, систем организма и внутренней среды индивида, которое обеспечивает процесс его жизнедеятельности в полном соответствии с природным и социальным предназначением. Если же состояние здоровья человека ограничивает его возможности или не позволяет ему в полной мере существовать и функционировать, мы можем вести речь о его неполном соответствии или несоответствии естественноприродному и социальному предназначению, т.е. о его нездоровом состоянии.

Здоровый человек предстает объектом внимания со стороны других людей, социальных групп, образований и институтов. Здоровые люди нужны бизнесу,

производству, искусству, спорту и т.д. Они нужны и государству, а значит, власти. Власть и здоровье - взаимозависимые явления. Академик Е. Чазов писал в своих воспоминаниях «кремлевского врача» о том, что нередко в ход событий в стране вмешивалась судьба в виде здоровья лидера [11]. И это относится не только к историческому прошлому нашей страны и человечества в целом, но и к современному периоду развития общества.

Здоровье человека - это не только достояние личности, общества и государства, это еще и фактор политической, экономической и социальной стабильности, национальной безопасности. Уже с середины 90-х годов предыдущего столетия проблема связи здоровья населения Российской Федерации с уровнем национальной безопасности нашей страны стала перемещаться в центр внимания отечественных ученых, специалистов и политиков именно в связи с резким ухудшением здоровья нации [4, с. 324.]. Такая взаимозависимость объективно предопределила тот факт, что забота о здоровье нации стала приоритетным направлением социальной политики государства, одной из основных задач которой является народосбережение. Как отметил руководитель медицинского отдела Воронежской и Борисоглебской епархии А.П. Савченко, «... народосбережение является основным объективным критерием эффективности любой социальной доктрины» [8]. Это нашло свое отражение в формируемой начиная с 2007 г. социальной доктрине России. Авторы этой доктрины представляют ее как особую модель нормативного документа, определяющего политику в области социального развития, макет-проект которого опубликован в 2010 г. [9].

В последние годы власть придерживалась мнения о том, что деньги станут основой для оздоровления общества. Однако общество, став в целом богаче, одновременно с этим стало более больным. Заболеваемость населения увеличилась более чем на 36%. И это на фоне усиливающихся негативных демографических тенденций, при сохранении динамики которых Россия, в соответствии с докладом Всемирного банка, может потерять к 2050 г. 30% населения [7].

Проблема народосбережения связана с сохранением человеческого потенциала, что, в свою очередь, имеет прямое влияние на важнейшую составляющую национальной безопасности - военную безопасность. Ведь человечество не только вызвало к жизни великие силы созидания, но и создало гигантские средства разрушения, уничтожения людей, нанесения вреда здоровью, основными из которых являются средства военного предназначения. Для противодействия таким

разрушениям общество сформировало в процессе своей эволюции специальные институты, органы и организации, материальную базу и т.п.

На политическом уровне состояние здоровья нации является фактором формирования политического сознания населения страны, взглядов и убеждений на те или иные аспекты военной службы. Военная служба воспринимается большей частью населения страны как деятельность, сопряженная с рисками для жизни и здоровья. В общественном сознании устойчивыми стали идеологический нигилизм и пессимизм в ценностном восприятии военной службы. Большинство населения твердо убеждены в социально неравноправном подходе к реализации общегосударственной задачи обеспечения военной безопасности страны.

Состояние здоровья нации определяет медицинскую составляющую в общей картине обороноспособности страны и ее главного компонента - вооруженных сил. Во-первых, по состоянию здоровья армии можно делать выводы о состоянии здоровья общества в целом, и наоборот. Это позволяет оценить наличие социального слоя общества, формируемого как социальный резерв для комплектования вооруженных сил. В ряде стран уже существует такое понятие, как подготовка социального слоя общества, являющегося социальным резервом для выполнения особого вида государственной службы. Во-вторых, по состоянию здоровья армии оценивается ее боеспособность, боевой потенциал, что позволяет предполагаемому противнику наращивать или сокращать свои силы и средства для нанесения достаточного наступательного или ответного удара по противнику. В-третьих, по состоянию здоровья личного состава вооруженных сил могут оцениваться морально-психологический компонент боевой готовности армии и рассчитываться вероятные психологические потери и т.д.

С отбора кандидатов для прохождения службы в Вооруженных Силах России начинаются не только медицинские проблемы армии, но и социальнополитические проблемы государства. Для выполнения функций вооруженного защитника Отечества обычного заключения врача-терапевта, как это принято сегодня, «практически здоров», явно недостаточно. По крайней мере, в соответствии с требованиями документов по организации и проведению медицинского контроля по отбору кандидатов для прохождения службы в силовых структурах государства так быть не должно. Здоровье призывного контингента не только становится достоянием индивидуальным или семейным, но и обретает социаль-

но-политическое значение, так как является одним из важнейших факторов поддержания высокой боевой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации.

Сегодня отмечается отрицательная динамика в подготовке полностью годного к военной службе приписного контингента, процент которого не превышает 37, хотя 10 лет назад он был равен 50. В весенний призыв 2009 г. десять тысяч молодых людей имели недостаточный вес и нуждались в усиленном питании. Именно этим продиктовано стремление современного руководства страны и Министерства обороны достичь такого положения дел, чтобы в армии служили только здоровые люди. По крайне мере, в планах реформирования военной медицины сформулирована задача - достигнуть такого положения дел в армии, чтобы к 2012 г. служило 95% здорового контингента. Задача сложная и при современном состоянии здоровья нации трудно выполнимая, особенно на фоне рассуждений демографов о мужской сверхсмертности в России. Решать ее в условиях, когда в армию попадает лишь 13% молодых людей призывного возраста, а остальные уклоняются от службы по различным причинам, будет проблематично. К тому же это проблема не столько медицинская, сколько социальнопсихологическая, являющаяся следствием пассивной социальной политики государства в этой области.

Большинству аналитиков вполне понятен общий замысел реформы военномедицинской службы, серьезных «противопоказаний» для осуществления которой вроде бы и нет, а арифметический итог предполагаемых последствий, при первом знакомстве с ним, представляется достаточно обоснованным и привлекательным. Как заявлено, в результате оптимизации максимально сохранятся военно-медицинские структуры, все учреждения стационарного и амбулаторнополиклинического типа. Однако ввиду отсутствия официального информационного сопровождения процесса оптимизации понять качественные параметры новой модели медицинской службы и медицинского обеспечения и обслуживания не представляется возможным. Пока ясно, что в связи с сокращением Вооруженных Сил военная медицина должна войти в рамки тех лимитов численности, которые определены в соответствии с их новым обликом. Офицерский состав Военно-медицинской службы к 2016 г. планируется сократить в 2,8 раза (с 15 963 до 5 800 чел.). Расформировываются 22 госпиталя из 191. Будут ликвидированы 17 лазаретов. Количество военных поликлиник сократится со 124 до 41. Закроют 5 санаториев (их останется 40). До 2013 г. будут упразднены все военномедицинские институты, в том числе Саратовский и Самарский - в 2010 г., Том-

ский - к 2011 г., Государственный институт совершенствования врачей Минобороны - к 2013 г. [3].

В настоящее время на учёте в военных поликлиниках состоит около 7 млн. чел. (1 млн. 150 тыс. военнослужащих, около 1 млн. военных пенсионеров и 4 с лишним млн. членов семей военнослужащих и отставников, а также 800 тыс. гражданских служащих армейского ведомства) [3]. Контингент сокращаемых госпиталей будет обслуживаться, как это значится в планах реформы, в иных военно-медицинских учреждениях или в госпиталях других силовых ведомств, а также в относительно развитой сети гражданского здравоохранения, где они смогут получить адекватную медицинскую помощь. Страховой полис гражданина России даёт право на реализацию государственной гарантии на медицинское обслуживание как в военном, так и в гражданском учреждении. Предполагается, что при недостатке специалистов или медицинской техники в военном учреждении будут заключаться договоры с гражданскими учреждениями, а медицинская служба Вооружённых Сил будет оплачивать услуги.

В ходе оптимизации 30% должностей офицеров заменят на должности гражданского персонала, который, в свою очередь, в 2010 г. должен быть сокращен со 145 тыс. до 97 тыс. чел. Замена офицерских должностей на гражданские позволит сохранить специалистов высокого уровня подготовки, которым таким образом предоставляется возможность продолжить работу по специальности после увольнения в запас. Как будто соблюдается преемственность специалистов, заложенная в логику замены должностей, которые в боевой обстановке не востребованы. Офицерские должности тех специалистов, которые определяют боевую готовность медицинской службы (хирурги, анестезиологи-реаниматологи, терапевты) сохраняются. Скорее всего, такая тенденция приведет к вымыванию военных специалистов по причине низких тарифных сеток оплаты труда в военном ведомстве по сравнению с гражданскими учреждениями. Количество гражданских должностей превышает количество увольняемых специалистов. В ближайшей перспективе они будут укомплектовываться сугубо гражданскими лицами, возможно никогда не имевшими никакого отношения к военной службе, даже не отслужившими срочную службу, не прошедшими военной подготовки, не знающими специфических особенностей военной службы, выросшие, обучавшиеся и ранее работавшие в атмосфере, совершенно отличной от военной. Это может в значительной степени стать причиной дефицита специалистов по определенным направлениям.

По мнению автора, оптимальным вариантом замены офицерских должностей на гражданские могло бы стать «огражданивание» воинских коллективов в процентном соотношении 50 на 50, или хотя бы 60 на 40. Однако планируется перевести некоторые учреждения, к примеру, амбулаторно-поликлинического типа полностью на гражданские должности. Учитывая развитие таких учреждений, более целесообразно было бы часть гражданского населения перенаправить в эти учреждения, пусть даже с большим процентом оплачиваемых услуг, чем установлено сейчас, а не ликвидировать их. Обученных военных врачей можно переводить в категорию офицеров запаса и по контракту, заключаемому после завершения обучения, направлять на работу в удаленные районы страны, где есть учреждения, а работать некому. Таким образом можно было бы осуществить частичную консервацию стратегического потенциала военно-медицинских учреждений.

В заметке военного обозревателя газеты «Комсомольская правда» В. Баранца говорится: «В ходе армейской реформы количество военных госпиталей и поликлиник сокращено более чем на треть» [1]. В связи с этим возникает вопрос: «Будут ли соответствовать стратегические потребности Вооруженных Сил в медицинском обеспечении реальным и перспективным возможностям функционирования обновленной структуры медицинской службы в условиях традиционных, а тем более, инновационных войн?» Для серьезных выводов требуется глубокий анализ существующих военно-медицинских проблем в их связи с решаемыми текущими и перспективными задачами Вооруженных Сил.

Меры, предпринимаемые государством по решению проблем здоровья военнослужащих и членов их семей, уже долгое время не приносят желаемого результата. Конституционные гарантии медицинской помощи не согласуются с политическими заявлениями органов власти, уровнем финансирования военной медицины, реальными потребностями людей, по сути исполняющих особый вид государственной службы и не имеющих статуса государственных служащих. Долгие годы спектр медицинских услуг, предоставляемых военнослужащим и членам их семей, их выбор и качество очень ограничены. Для большинства военнослужащих практически недоступны высокотехнологичные и дорогие виды лечения. В нарушение Указа Президента РФ 1992 года № 1137 «О мерах по развитию здравоохранения в Российской Федерации» Минздрав России не включает военно-медицинские учреждения в перечень учреждений, оказывающих такую медицинскую помощь. Серьезные затруднения с получением высококвалифици-

рованной медицинской помощи испытывают военнослужащие, проходящие службу в отдаленных гарнизонах, и члены их семей. До сих пор семьи необеспеченных жильем военнослужащих, не имеющие временной регистрации по месту жительства или по месту пребывания, испытывают трудности с получением медицинских страховых полисов.

Из года в год проблематичной остается ситуация с получением военнослужащими всех силовых ведомств и членами их семей санаторно-курортного лечения, особенно в летний период. Только 7% опрошенных сумели приобрести путевки в военные санатории, дома отдыха, пансионаты, еще 6% - приобрели путевки в различных турагентствах. Единовременная выплата на санаторнокурортное лечение (600 руб. на военнослужащего и 300 руб. на члена его семьи) неоправданно низкая, ее индексация не проводилась с 1998 г. По мнению 12% опрошенных военнослужащих по контракту, главной причиной невозможности провести организованный отдых с семьей в военных санаториях и домах отдыха является отсутствие денежных средств [3].

Особые условия военной службы предполагают повышенные нервнофизические нагрузки. Поэтому немаловажным фактором удовлетворенности службой является возможность полноценного отдыха. В ходе мониторинга было выяснено, что большая часть военнослужащих имеют 2-3 выходных в месяц, 35% опрошенных военнослужащих - один выходной в неделю, два выходных могут себе позволить около 13% военнослужащих. Вместе с тем существует проблема увеличения интенсивности воинского труда, которая повышается с каждым годом.

По результатам мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих за 2009 г. почти 87% военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах, оценивают состояние своего здоровья как «удовлетворительное», «хорошее» или «отличное». Около 6 процентов опрошенных, так как и в 2008 г., испытывали трудности со здоровьем. Более половины младших офицеров (59%) считают его «отличным» или «хорошим». Этот же показатель у старших офицеров значительно ниже - 33%. Старших офицеров, оценивающих свое здоровье как плохое и очень плохое, на порядок больше, чем младших офицеров (9 и 4% соответственно). Подобная тенденция складывается на протяжении последних пяти лет наблюдения. Качество лечения, получаемого военнослужащими в военных медицинских учреждениях в

2009 г., по мнению опрошенных военнослужащих, незначительно изменилось в худшую сторону [3].

Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей выделено в приоритетные направления «Стратегии социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года», принятой на расширенном заседании коллегии Министерства обороны Российской Федерации 28 марта 2008 г. Возникает вопрос: «Согласованы ли принятые положения Стратегии с задачами оптимизации медицинской службы, её адаптации к решению перспективных задач армии и флота, осуществляемых политическим руководством страны в рамках перехода к новому облику Вооруженных Сил Российской Федерации?».

Военно-лечебные заведения уделяют сегодня больше внимания клиентам, способным оплачивать свое лечение наличными деньгами. Их контингент не должен превышать 15%. Считается, что при средней загрузке госпиталей не более чем на 70% такое решение не повлияет на качество обслуживания основного прикреплённого контингента. При этом дополнительные внебюджетные денежные средства будут покрывать недостающее финансирование и помогать в определенной мере решать имеющиеся проблемы. В перспективе при достаточном финансировании это решение может пересматриваться. Тем не менее, военная медицина в условиях ослабленного со стороны государства законодательного регулирования процессов ее оптимизации находится в сфере интересов бизнес-элиты. Государство так или иначе дает возможность распоряжаться высвобождаемыми активами медицинской службы, формировать рынок дополнительных платных медицинских услуг.

По результатам анализа системы медицинского обслуживания военнослужащих, лиц, уволенных в запас, и членов их семей можно сделать вывод о том, что его состояние не в полной мере соответствует потребностям обслуживаемого контингента. При этом исследователями социально-экономического положения военнослужащих предполагается, что проводимая реформа приведет к диспаритету качественных показателей военно-медицинской сферы. Создается впечатление, что новая модель военно-медицинской службы формируется для того, чтобы осуществлять медицинское обеспечение военнослужащих исключительно в мирных условиях.

До завершения научного спора о сущности здоровья, наверное еще далеко. Разнообразие формулировок понятия «здоровье», накопление новых знаний о здоровье лишь приближают нас к познанию истины. Очевидным является то, что здоровье влияет на все процессы, происходящие в обществе. Особое влияние оно оказывает на состояние военной сферы, так как от состояния здоровья вооруженного защитника Отечества, зависят качественные параметры безопасных условий жизнедеятельности личности, общества и государства.

* * *

1. Военную медицину разбил паралич // Комсомольская правда. 2009. 28 октября.

2. Здоровье здорового человека: научные основы восстановительной медицины. М., РАМН, РНЦ восстановительной медицины и курортологии Росздрава, 2007. 544 с.

3. Итоги мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих и членов их семей в 2009 году. М.: Социологический центр ВС РФ, 2009.

4. Каприн А. Здоровье нации как важный фактор обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Безопасность Евразии. 2005. № 4.

5. Кожельцова Т.С., Марков П.Г., Якунчев М.А. Сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» в контексте культурологического подхода к образованию школьников // Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронное научное издание (электронный научно-педагогический журнал). URL: http://www.emissia.org/offline/news/2008. htm.

6. Ларионова И.С. Здоровье современного человека как ценность. URL: http: // gen-mir.ru/dok/larr.htm.

7. «Рано умирать...»: доклад Всемирного банка. М.: «Алекс», 2006. 172 с.

8. Савченко А.П. Здоровье общества и система здравоохранения в контексте социальной политики. URL: htth: // www. vob. ru /eparchia/otdel/medical/health. htm.

9. Социальная доктрина Российской Федерации: макет-проект: монография / Якунин В.И. и др.; под общ. ред. С.С. Сулакшина. М.: Научный эксперт, 2010. 224 с.

10. Социальная политика: энциклопедия / под ред. Н.А. Волгина, Т.С. Сулимовой. М.: Изд-во «Альфа-Пресс», 2006. 416 с.

11. Чазов Е.И. Здоровье и власть: воспоминания «кремлевского врача». М.: Изд-во «Новости», 1992. 224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.