Научная статья на тему 'Здоровье школьников, проблемы, пути решения'

Здоровье школьников, проблемы, пути решения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
6338
700
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКА / ШКОЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА / ФАКТОРЫ СЕМЕЙНОГО РИСКА / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Безруких Марьяна Михайловна

В статье рассмотрен опыт решения проблем здоровья в России, выделены факторы риска, оказывающие существенное влияние на состояние здоровья, предложена модель здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении и комплекс мер, необходимых для сохранения и укрепления здоровья детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здоровье школьников, проблемы, пути решения»

НАУЧНАЯ ШКОЛА-СЕМИНАР «ЗДОРОВЬЕ: ФИЗИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ...

УДК 371.7

Безруких Марьяна Михайловна

Доктор биологических наук, профессор, академик РАО, директор ФГНУ «Институт возрастной физиологии»РАО, [email protected], Москва

ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ, ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ РЕШЕНИЯ

Аннотация. В статье рассмотрен опыт решения проблем здоровья в России, выделены факторы риска, оказывающие существенное влияние на состояние здоровья, предложена модель здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении и комплекс мер, необходимых для сохранения и укрепления здоровья детей.

Ключевые слова: здоровье школьника, школьные факторы риска, факторы семейного риска, социокультурные факторы, здоровьесберегающая деятельность, культура здоровья.

Bezrukikh Maryam Mihailovna

Doctor of Biological Sciences, Professor, Member of Russian Academy of Education, Director of Federal State Scientific Institution (FSSI) of Institute of Developmental Physiology, Russian Academy of Education, [email protected], Moscow

SCHOOL CHILDREN’S HEALTH: PROBLEMS AND SOLUTIONS

Abstract. In this paper, the experience of solving the health-related problems in Russia is discussed.

The risk factors having a significant impact on the health are identified. A theoretical model of health protection activity in schools is suggested, and a specific program aimed at preserving and boosting children’s health is developed.

Keywords: schoolchildren’s health, school-related risk factors, family-related risk factors, sociocultural factors, health-protection activity, health culture

Школа и общество - сообщающиеся сосуды. Любое изменение ситуации в обществе обязательно сказывается на жизни школы, меняет ее задачи, приоритеты, требования к ученику, структуру и содержание образования. Меняется время, меняются задачи реформирования школы, но одна проблема оставалась и остается неизменной - это проблема здоровья детей, охраны и укрепления их здоровья, формирование ценности здоровья. Почему эта проблема всегда была актуальна и не теряет своей значимости? Во-первых, потому, что состояние здоровья детей России всегда вызывало тревогу и никогда (по крайней мере за последние 100 лет) не было хорошим. Больше того, до конца 80-х годов реальные цифры, характеризующие состояние здоровья детского населения, были закрыты. Да и сейчас почти все данные о состоянии здоровья детей -результаты локальных (не популяционных) исследований, а сравнительных данных по регионам России нет.

Нельзя исключить, что сама организация школьного обучения в России, традиционно ориентированная на получение большого количества информации и обширные теоретические знания разных наук, постоянная интенсификация учебного процесса в сочетании с неблагоприятными гигиеническими условиями обучения (неприспособленные помещения, занятия во вторую смену, большое количество детей в классе, несоответствие школьной мебели, массовое отсутствие спортзалов и т. п.) вызывала необходимость анализа школьной ситуации, выяснения причин «школьных болезней».

Следует заметить, что школа имеет уникальную возможность решения задач сохранения здоровья детей, т. к. через школу проходят все дети, обучение продолжается в течение многих лет, а учебные занятия (в школе и дома) составляют большую часть времени бодрствования каждого ребенка.

Исследования физиологов и гигиенистов доказали, что на долю неблагоприятных

влияний школы (школьных факторов риска), отрицательно сказывающихся на состоянии здоровья детей (наряду с генетическими, социальными и экологическими факторами), приходится от 20 до 40%. Влияние школы, условий обучения, учебные перегрузки так значимы именно потому, что они действуют непрерывно, длительно, систематично и комплексно. Кроме того, годы обучения для каждого ребенка - период интенсивного развития, формирования организма, период, когда любые неблагоприятные воздействия оказывают наибольшее влияние [1].

Последние годы мы прошли не без потерь. Социальные потрясения, падение уровня жизни, ухудшение общедоступной медицинской помощи в сочетании с плохим питанием и возрастающими учебными нагрузками не способствовали улучшению состояния здоровья школьников. Проявились и новые проблемы - увеличение времени, которое дети проводят за компьютером, не сертифицированные компьютерные программы обучения, компьютерные варианты развивающих игр и учебников, далеко не всегда учитывающие возрастные особенности детей. К тому же - учебная нагрузка не снижается, а интенсивность дошкольного обучения увеличивается. По-прежнему за время обучения 70% функциональных расстройств переходят теперь в стойкую хроническую патологию к окончанию школы, в 4-5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза - органов пищеварения, в 2 раза - число нервно-психических расстройств. Наиболее значительный прирост всех нарушений состояния здоровья отмечен в 7, 10 лет и в период от 12 до 17 лет. При этом считается, что отрицательное влияние внутриш-кольной среды и прежде всего перегрузок в начальной школе составляет 12%, а в старшей - 21%. Физиологическая цена школьных перегрузок хорошо известна - развитие астенических состояний, ухудшение зрения, обострение хронических заболеваний.

В так называемых школах «нового типа» -гимназиях, лицеях - нагрузки настолько высоки, что в ^1Х классах достоверно чаще по сравнению с массовыми школами отмечаются клинически выраженные вегетативнососудистые расстройства (19,3%, в массовых - 3,8%), нейроциркуляторная дистония (10,4 и 2,9%), неврологические расстройства

(14,0 и 3,2%). До 80% учащихся этих школ имеют множественные и полисистемные нарушения состояния здоровья.

Однако до сих пор лишь в 20% школ дети получают системные знания о своем здоровье, о том, как его сберечь, детям дают представления о поведенческих рисках и практические навыки заботы о собственном здоровье. Отдельные программы, реализуемые по инициативе региональных Управлений образования, отдельных энтузиастов, создающиеся в последние годы «Школы здоровья» пока не стали массовыми. Информация, которую получают школьники на уроках биологии, физической культуры, основ безопасности жизнедеятельности разрознена, не систематизирована, нет эффективных методов формирования ценности здоровья и здорового образа жизни, адекватных возрастным особенностям школьников. Разработанные в Институте возрастной физиологии РАО в 1998-2000 годах образовательные программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни все активнее используются в образовательных учреждениях во многих регионах России, но эти программы не являются обязательными и реализуются в рамках регионального или школьного компонента образования.

Введение новых стандартов образования, предусматривающих разработку школьной программы здорового и безопасного образа жизни, возможно, изменит эту ситуацию. Однако опыта разработки комплексных программ, направленных на решение этих задач, образовательные учреждения не имеют, несмотря на то, что в последние десятилетия практически каждая школа применяет здоровьесберегающие технологии.

К числу «здоровьесберегающих» относят и образовательные программы формирования ценности здоровья (как, например, программа «Разговор о правильном питании»), и весьма сомнительные методики оздоровления и психологической разгрузки, и даже технологии, рекомендуемые для работы в медицинских учреждениях только по назначению и под контролем врача. Без должного контроля в качестве здоровьесберегающих используются тренажеры на занятиях по физической культуре, проводятся соревнования в рамках «дней здоровья» и т. п.

Проведенный нами анализ соответствия данных о состоянии здоровья детей (по опросам родителей) и данными медицинских карт школьников в 1,5 тыс. школ России показал, что школа часто не имеет реальных данных о состоянии здоровья своих учеников.

В такой ситуации бесконтрольное использование «здоровьесберегающих технологий» не только не дает желаемого эффекта, но может быть просто опасным. Интерес к методикам, рекламирующим быстрое и эффективное оздоровление, вполне понятен, но педагоги не могут и не должны ставить перед собой задачу оздоровления или «улучшения здоровья». Мы считаем это задачей медицинских работников. У образовательных учреждений есть свои, не менее важные, задачи - создание здоровьесберегающей среды и формирование культуры здоровья. Это очень сложные и комплексные задачи, решение которых возможно только в рамках системной работы. Для того чтобы объяснить необходимость комплексной и системной работы по здоро-вьесбережению и выделить ее направления, важно рассмотреть, какие факторы оказывают влияние на состояние здоровья детей.

Педагогам важно знать, что на со стояние здоровья оказывают влияние экологические

и социокультурные условия жизни, комплекс биологических, в том числе генетических, факторов, организация медицинской помощи и др.

Существенное влияние на развитие и здоровье оказывают экологические условия. Резко отрицательная экологическая обстановка нарушает развитие и повышает заболеваемость детей и подростков и снижает потенциальные возможности образовательного процесса.

В районах, отличающихся интенсивно развитой промышленностью, уже у детей дошкольного возраста особенно часто встречаются изменения опорно-двигательного аппарата (деформации скелета, нарушения осанки, плоскостопие, дефекты грудной клетки и др.), а также заболевания пищеварительной, эндокринной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем. У детей и подростков в неблагоприятных экологических условиях нарушается не только соматическое, но и психического здоровье: возрастает частота задержек психоречевого развития, неврозов и невротических реакций.

Специалисты считают, что комфортные условия организации учебного процесса способны снять до 20% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей (рис. 1).

Школьные факторы риска (20-40%)

• неадекватные требования и методики дошкольной подготовки;

• стрессовая тактика педагогических воздействий (эффект насилия, неадекватные требования, грубость, унижение, речевые атаки и т.д.);

• несоответствие методик и технологий обучения;

• нерациональная организация учебного процесса;

• конфликты с педагогами;

• конфликты со сверстниками;

• отсутст вие системы психологического и педагогического сопровождения

-4

—1

Факторы риска:

-генетические

- биологические

- социо-культурные

- экологические

Здоровье ребенка

(физическое,

психическое,

психологическое)

Факторы социального риска

Факторы семейного риска

нарушение психического здоровья родителей (депрессии, повышенная тревожность, конфликтность); антисоциальное поведение родителей (наркомания, алкоголизм); конфликты между родителями; проблемы детско-родительских отношений (жестокость, грубость, насилие, агрессия и др.); неадекватные требования, неэффективные меры воспитания, перегрузки (физические, эмоциональные); неэффективное взаимодействие с педагогами;

Усиливают действие факторов риска

- комплексность влияний;

- длительность;

- действие в пеаиод наибольшей чувствительности оаганизма

Рис. 1. Факторы, оказывающие негативное влияние на здоровье и развитие ребенка

Понятие комфортных условий учебновоспитательного процесса, прежде всего, означает создание в школе педагогических условий, максимально эффективно обеспечивающих не только интеллектуальное, личностное и социальное развитие ребенка, но и физическое, и психическое здоровье. Фактически это те условия, которые обозначаются термином здоровьесберегающая деятельность.

Эти условия далеко не идеальны, что убедительно доказывают данные Института возрастной физиологии РАО, в соответствии с которыми в школу приходит около 20% первоклассников, имеющих нарушения психического здоровья пограничного характера, но уже к концу первого класса их число увеличивается до 40%. За 8-9 месяцев обучения существенно не меняется влияние ни гигиенических, ни социальных, ни экологических факторов, но резко ухудшается состояние психического здоровья, что свидетельствует о том негативном влиянии, которое оказывает именно школа. Причем, это - влияние всей совокупности школьных факторов: условий обучения, учебной и внеучебной нагрузки, стиля взаимодействия педагога с ребенком, ребенка со сверстниками, адекватности требований и методик обучения и т. п.

Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволили не только выявить те школьные факторы (школьные факторы риска - ШФР), которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей, но и проранжировать их по значимости и силе влияния (М. М. Безруких, 2008).

К числу ШФР относятся:

• стрессовая педагогическая тактика (или тактика педагогических воздействий);

• интенсификация учебного процесса;

• несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

• нерациональная организация учебной деятельности (в том числе физкультурно-оздоровительной работы).

• низкая функциональная грамотность педагогов и родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья.

• проблемы организации медицинского обслуживания школьников и наблюдения за состояние здоровья.

Сила влияния ШФР определяется тем, что они действуют:

• комплексно и системно;

• длительно и непрерывно (в течение 1011 лет, ежедневно).

Опасность влияния ШФР усиливается и тем, что их воздействие на рост, развитие и состояние здоровья детей проявляется не сразу, а накапливается в течение нескольких лет. Кроме того, микросимптоматика нарушений в состоянии физического и психического здоровья не привлекает внимание педагогов и родителей до тех пор, пока они не переходят в выраженную патологию. Школьные факторы риска и факторы семейного риска создают условия для возникновения школьных трудностей, которые, в свою очередь, приводят к нарушениям психологического развития и состояния здоровья, нарушению психического здоровья и социально-психологической адаптации (рис. 2).

Одним из источников стресса в школьной жизни является жесткая агрессивная среда, конфликтные ситуации с педагогами и сверстниками, конфликты между родителями и школой, при которых страдающая сторона -ребенок.

Постоянный страх очередного унижения, упреки в несостоятельности - еще один источник стресса. Результаты наших исследований свидетельствуют, что в классах с авторитарным, жестким, недоброжелательным педагогом текущая заболеваемость в 3 раза выше, а число вновь возникающих неврологических расстройств в 1,5-2 раза больше, чем в классах со спокойным, внимательным и доброжелательным педагогом (при прочих равных условиях обучения).

Однако ведущим стрессорным фактором в школе является ограничение времени в процессе деятельности. Именно в ситуации ограничения времени, постоянного «цейтнота» школьник живет в течение 10-11 лет школьного обучения.

Таким образом, стрессовая тактика педагогических воздействий является фактором, определяющим ухудшение состояния психического и физического здоровья школьников.

Важным по значимости фактором риска, вызывающим повышенное функциональное напряжение, утомление и переутомление, которое также может привести к нарушению здоровья детей, является несоответствие

Рис. 2. Школьные трудности как фактор риска нарушений здоровья

методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям учащихся. Фактически все то, что касается скоростных характеристик деятельности, и есть отражение несоответствия методики возрастным и функциональным возможностям ребенка. Ярким примером такого несоответствия может служить все еще использующаяся в начальной школе методика обучения безотрывному письму. Результат такого несоответствия - не только плохой почерк, неэффективное и длительное формирование навыка письма, но и чрезмерное функциональное и эмоциональное напряжение, возникающий комплекс школьных проблем, повышение тревожности, а нередко - неврозоподобные и невротические расстройства.

Особенно остро проблема адекватности педагогических воздействий уровню физиологической и психологической зрелости организма школьников стоит в начале обучения (при поступлении в первый класс).

Многие широко используемые в педагогической практике инновации, новые методики и технологии обучения нуждаются в физиологической и психофизиологической экспертизе, которая до сих пор не проводится.

По данным психофизиологических и нейрофизиологических исследований Института возрастной физиологии РАО, к началу обучения в школе у подавляющего боль-

шинства современных детей 6-7 лет еще не сформированы школьно-значимые функции. От' 30 до 60%детей имеют возрастную не-сформированность таких важнейших познавательных функций, как организация деятельности, моторное и речевое развитие, зрительное и зрительно-пространственное восприятие, интегративные функции (зрительно-моторные, слухо-моторные координации). Все эти функции являются основой формирования базисных учебных навыков -письма, чтения, счета (Физиология развития...).

Еще один фактор, приводящий к резкому ухудшению здоровья, - это интенсификация учебного процесса. Причем интенсификация идет различными путями. Первый - наиболее явный (открытый) - увеличение количества учебных часов (уроков, внеурочных занятий, факультативов и т. п.).

Увеличение учебной нагрузки неизбежно нарушает режим, ведет к резкому сокращению сна, отдыха и не проходит бесследно: у этих детей достоверно чаще отмечаются большая распространенность и выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, более низкая сопротивляемость организма и другие нарушения здоровья.

Есть второй (скрытый) вариант интен-

сификации учебного процесса - реальное уменьшение количества учебных часов при сохранении или увеличении объема учебного материала. С интенсификацией учебного процесса тесно связана нерациональная организация учебного процесса. Школьники всех классов недосыпают 1,5-2,0 часа в 8090% случаев, а сокращение ночного сна отрицательно сказывается на функциональном состоянии их организма. Средняя продолжительность прогулок на воздухе обычно составляет не более 15-30 минут.

Одним из вариантов нерациональной организации учебного процесса, нарушающим закономерности динамики работоспособности, является сокращение перемен, отсутствие часа активного отдыха после 3 урока (этот час пытаются ввести уже 20 лет), концентрация контрольных и самостоятельных работ в один день и т. п. Еще не достаточно отработаны варианты рациональной организации уроков с включением работы за компьютером и другими техническими средствами.

Еще одним фактором риска является недостаточная грамотность педагога в вопросах сохранения здоровья и формирования культуры здоровья. Педагог может блестяще знать свой предмет, но может не знать ребенка, его возрастные и индивидуальные особенности, его возможности. Это не вина учителя, так как система подготовки и переподготовки педагогических кадров предусматривает минимальный и явно недостаточный уровень знаний по возрастной физиологии, психофизиологии развития, позволяющих выстроить здоровьесохраняющий учебный процесс.

Возможно, идущая сейчас реформа школы, введение новых стандартов создадут условия для изменения ситуации. В комплексе перспективных мер, направленных на снижение (или исключение) влияния ШФР, на сохранение и укрепление здоровья учащихся, можно выделить четыре направления:

• научное и научно-методическое, решающее комплекс научных, теоретических и исследовательских задач, определяющих физиологические и психофизиологические основы здоровьесберегающей деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития детей, включающее перспективные инновационные направления развития;

• прикладное, решающее комплекс практических (прикладных) здоровьесберегающих задач современной школы;

• организационное, определяющее организационные формы и управленческие решения организации, контроля и оценки здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений;

• повышение квалификации работников системы образования при подготовке и переподготовке кадров, выстроенное на основе современных научных, прикладных и организационных разработок.

Библиографический список

1. Безруких М. М. Здоровьесберегающая школа. - М.: МГПИ, 2008. - 222 с.

2. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений: Руководство для работников системы образования / под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. -М., 2005. - 584 с.: ил.

3. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь. -М.: Эксмо, 2009 - 464 с.

4. Физиология развития ребенка. Руководство по возрастной физиологии. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010. -768 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.