Нечаев В.С., Ефремов Д.В. ЗДОРОВЬЕ РАБОТАЮЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья им. Н.А. Семашко», Россия, Москва
Nechaev V.S., Efremov D.V.
THE HEALTH OF WORKING POPULATION IN THE CONTEXT OF INTERNATIONAL HEALTH CARE National Research Institute for Public Health, Russia, Moscow
Нечаев Василий Сергеевич, e-mail: [email protected]
Резюме. В статье представлен анализ основных положений и направлений глобального плана действий ВОЗ по охране здоровья работающих. Показана его актуальность для современного здравоохранения России.
Ключевые слова: ВОЗ; здравоохранение; здоровье работающего населения.
Summary. The article presents analysis of main positions and directions of the WHO Global plan of action concerning health care of working population. The actuality of this plan for modern Russian health care is demonstrated.
Key words: WHO; health care; working population health.
Глобальный план действий по охране здоровья работающих, принятый на 60-ой Сессии Всемирной Ассамблеи здравоохранения еще в 2007 году не утратил своей актуальности и сегодня для многих стран, включая и Россию (1). Суть этого фундаментального документа состоит в следующем.
Работающее население, составляющее по своей численности около половины всего населения планеты, вносит заметный вклад в экономическое и социальное развитие любой страны. Состояние их здоровья определяется не только рисками на рабочем месте, но социальными и другими факторами среды обитания и доступностью необходимой медицинской и профилактической помощи.
Усиление международной миграции трудовых ресурсов приводит к смещению профессиональных рисков в сторону таких уязвимых групп населения, как дети, беременные женщины, пожилые люди и работники мигранты. Такое положение дел, по сути, затрагивает такие основные аспекты охраны здоровья работающих, как первичная профилактика профессиональных рисков, охрана и укрепление здоровья на рабочем месте, условия профессиональной занятости. Приоритет отдается первичной профилактике профессиональных рисков для здоровья работающих.
Глобальный план действий по охране здоровья работающих устанавливает следующие цели:
Цель 1 - «Разработка и реализация инструментов политики, в области охраны здоровья работающих», предусматривает, помимо совершенствования соответствующего законодательства, разработку механизмов межведомственной координации деятельности, включая финансирование и мобилизацию ресурсов для охраны и укрепления здоровья работающих. Ключевым моментом является учет местных особенностей отдельно взятой страны, соответствующие им приоритетные направления и меры; мониторинг и системы оценки. Сведение к минимуму неравенств между различными группами работающих по уровням риска и состояния здоровья. Особо подчеркивается востребованность целевых программ по гигиене труда и профессиональной безопасности медицинских работников.
Цель 2 - «Охрана и укрепление здоровья на рабочем месте» предусматривает улучшение оценки и контроля рисков для здоровья на рабочем месте за счет определения таргетных мероприятий по комплексной профилактике механических, физических, химических, биологических и психосоциальных рисков, которые имеют отношение к условиям труда. Подчеркивается важность организации систематического медицинского контроля на рабочих местах. Ключевое направление - развертывание мер по укреплению здоровья и комплексной профилактике неинфекционных болезней через пропаганду здорового трудового режима, рациона питания и физической активности среди работающих.
Цель 3 - «Повышение эффективности работы и расширение доступа к службам гигиены труда» предусматривает расширение охвата, и повышение качества оказания услуг профессиональной
гигиены за счет включения этих мер в планы повышения эффективности национального и местного здравоохранения, обновления стандартов организации служб гигиены труда и охвата ими работающего населения, обеспечения квалифицированных кадровых ресурсов и организации систем гарантии качества. Все работающие обеспечиваются базовыми услугами гигиены труда, в том числе в неформальном секторе экономики, на малых предприятиях и в сельском хозяйстве.
Цель 4 - «Предоставление и распространение фактических данных в интересах действий и практической работы» постулирует развитие системы санэпиднадзора за состоянием здоровья работающих для точного выявления и контроля профессиональных рисков. Приоритетные направления - разработка соответствующих информационных систем, создание технологий выявления и оценки бремени профессиональных заболеваний и травматизма, организация системы регистрации случаев воздействия основных факторов риска, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшение качества соответствующей отчетности. Особо подчеркивается важность развития научных исследований в области охраны здоровья работающих. Системы информирования и повышения осведомленности по вопросам гигиены труда должны быть нацелены на работников, работодателей и их организации, органы управления, общественность и средства массовой информации. Необходимо углублять знания врачей-практиков в вопросах связи, существующей между здоровьем и работой, и использования возможностей для решения проблем, связанных со здоровьем, посредством проведения соответствующих медико-санитарных мероприятий на рабочем месте. Применение международных критериев выявления и оценки воздействия факторов риска и их диагностики для раннего выявления профессиональных заболеваний обеспечит включение причин заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью, в Одиннадцатый пересмотренный вариант Международной статистической классификации болезней.
Цель 5 - «Включение компонента охраны здоровья работающих в политику других секторов и ведомств» предусматривает расширение возможностей здравоохранения содействовать включению охраны здоровья работающих в организационную
деятельность других ведомств. Меры по охране труда работающих включаются в национальную стратегию экономического развития. Здравоохранению следует сотрудничать с частным сектором в целях недопущения распространения профессиональных рисков и обеспечения охраны здоровья на рабочем месте. Задача охраны здоровья работающих решается в рамках межведомственной стратегии в различных отраслях экономики, прежде всего тех, которые отмечены высоким риском для здоровья.
Необходимо подчеркнуть, что принципиальное улучшение охраны здоровья работающих обеспечивается эффективной координацией усилий общества в целом, государственной власти и при широком участии работающих и работодателей. Для достижения вышеупомянутых целей необходим комплекс мер, адаптированных к национальной специфике и приоритетам.
Литература
1. Здоровье работающих: глобальный план действий/Шестидесятая сессия Всемирной Ассамблеи Здравоохранения: WHA60.26 Пункт 12.13 повестки дня от 23 мая 2007 г. - Женева: ВОЗ. - 2007. - 12 с.
Нечаев В.С., Прокинова А.Н. ИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА РЕЙТИНГОВАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ
ОРГАНИЗАЦИЙ
ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт им. Н.А. Семашко», Россия, Москва
Nechaev V.S., Prokinova A.N. FROM FOREIGN EXPERIENCE OF MEDICAL ORGANIZATIONS
RATING
National Research Institute for Public Health, Russia, Moscow
Нечаев Василий Сергеевич, e-mail: [email protected]
Резюме. Рассмотрен зарубежный опыт рейтингования медицинских организаций в США, Канаде, Австралии, Великобритании и других странах. Показано, что рейтингование - это доступная и
71