Научная статья на тему 'Здоровье и образ жизни школьников: результаты многофакторного анализа'

Здоровье и образ жизни школьников: результаты многофакторного анализа Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
374
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ ЖИЗНИ / LIFESTYLE / ШКОЛЬНИКИ / STUDENTS / МНОГОФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ / HEALTH PROMOTION / PREVENTION PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Липанова Людмила Леонидовна

Проведено исследование с целью: выявить ведущие факторы и детерминанты образа жизни, определяющие здоровье школьников, в рамках многофакторного моделирования. Исследуемую группу составили 5 984 учащихся общеобразовательных школ г. Екатеринбурга в возрасте 12-18 лет (2 704 мальчика, 3 280 девочек). К наиболее значимым факторам, определяющим здоровье школьников, независимо от возраста и пола, относится уровень медицинской и профилактической активности, гигиенической грамотности, физическая активность, психологическое благополучие, а также интегральная оценка образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Липанова Людмила Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SCHOOLCHILDREN''S HEALTH AND LIFESTYLE: MULTIFACTORIAL ANALYSIS RESULTS

The article presents the result of a sociological survey of 5,984 7-11th grade students (12-18 years old) 2 704 boys and 3 280 girls in the public education system in Yekaterinburg. The purpose was analysis of dependence of the schoolchildren 's health and life style. Risk factors of disturbances schoolchildren's health included psycho-emotional condition, physical activity, hygienic knowledge and medical activity. Health promotion programs at school need to be improved.

Текст научной работы на тему «Здоровье и образ жизни школьников: результаты многофакторного анализа»

декабрь N»12 (ж) ЗНиСО

33

§

i

УДК 613.955

ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗ ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ МНОГОФАКТОРНОГО АНАЛИЗА

Л.Л. Липанова

ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России,

г. Екатеринбург, Россия

Проведено исследование с целью: выявить ведущие факторы и детерминанты образа жизни, определяющие здоровье школьников, в рамках многофакторного моделирования. Исследуемую группу составили 5 984 учащихся общеобразовательных школ г. Екатеринбурга в возрасте 12-18 лет (2 704 мальчика, 3 280 девочек). К наиболее значимым факторам, определяющим здоровье школьников, независимо от возраста и пола, относится уровень медицинской и профилактической активности, гигиенической грамотности, физическая активность, психологическое благополучие, а также интегральная оценка образа жизни.

Ключевые слова: образ .жизни, школьники, многофакторный анализ, укрепление здоровья.

L.L. Lipanova □ THE SCHOOLCHILDREN'S HEALTH AND LIFESTYLE: MULTIFACTORIAL ANALYSIS RESULTS □ Ural State Medical University of the Ministry of Health of the Russia, Yekaterinburg, Russia.

The article presents the result of a sociological survey of 5,984 7-11th grade students (12-18 years old) 2 704 boys and 3 280 girls in the public education system in Yekaterinburg. The purpose was analysis of dependence of the schoolchildren 's health and lifestyle. Risk factors of disturbances schoolchildren's health included psycho-emotional condition, physical activity, hygienic knowledge and medical activity. Health promotion programs at school need to be improved. Key words: lifestyle, students, prevention programs, health promotion.

Социальные установки, модели поведения и образа жизни, оказывающие огромное влияние на здоровье и благосостояние, формируются в детском возрасте и определяют состояние здоровья в дальнейшем [7, 8, 10]. Ранее в выборочном исследовании среди подростков-школьников г. Екатеринбурга была установлена высокая распространенность факторов риска в образе жизни: низкая физическая активность, сокращение продолжительности сна, потребление алкоголя и табака, неблагополучные отношения со взрослыми и сверстниками, а также сопряженность их с такими детерминантами здоровья, как гигиеническая грамотность и профилактическая активность. Также было показано, что одновременное воздействие нескольких факторов риска повышает шансы возникновения отклонений в здоровье [10]. Деятельность по охране здоровья детей и подростков должна быть направлена в том числе на формирование мотивации к ведению здорового образа жизни. Большие возможности в реализации этого дают общеобразовательные школы [2-9].

Цель исследования - выявить ведущие факторы и детерминанты образа жизни, определяющие здоровье школьников, в рамках многофакторного моделирования.

Материалы и методы. Исследование проводилось методом одномоментного анонимного анкетного опроса. Для исследования случайным образом были выбраны 24 средние общеобразовательные школы г. Екатеринбурга. В каждой школе затем были опрошены учащиеся с 7 по 11 классы. Общий объем выборки составил 5 984 человека, в том числе 2 704 мальчика и 3 280 девочек (возраст от 12 до 18 лет). Анкета была сформирована на основе стандартных опросников, позволяющих оценить образ жиз-

ни (режим дня, физическую активность, психологическое благополучие, потребление алкоголя, табака), медицинскую и профилактическую активность, гигиеническую грамотность и состояние здоровья детей данного возраста [7, 10].

По каждому учащемуся проводилась экспертная оценка факторов образа жизни и гигиенической грамотности с использованием гигиенических нормативов. Для оценки роли изученных факторов образа жизни для здоровья школьников были сформированы две группы сравнения:

Первая группа - дети с «плохим» здоровьем по результатам самооценки: оценивают свое здоровье как «плохое» или «удовлетворительное», имеют диагностированные врачом хронические заболевания, отмечают симптомы плохого самочувствия 1-2 раза в неделю и чаще - 489 человек;

Вторая группа - дети с «хорошим» здоровьем по результатам самооценки: оценивают свое здоровье как «хорошее», не имеют диагностированных врачом хронических заболеваний, отмечают симптомы плохого самочувствия 1-2 раза в месяц и реже - 618 человек.

Для выявления ведущих факторов риска нарушения здоровья школьников использовался метод дискриминантного анализа, основанный на теории распознавания образов, реализованный в пакете прикладных программ «КВАЗАР» [1]. Процедура дискриминантного анализа подразумевает выработку одного или нескольких «решающих правил» распознавания школьников с «хорошим» и «плохим» здоровьем по комплексу изученных факторов на основе многомерной модели (многофакторный анализ). Для этого весь массив делят на обучающую (85-90 %) и экзаменующую выборки (1015 %). В ходе выработки «решающего правила»

34

ЗНиСО ДШШ N42 (20Е)

на обучающей выборке и его проверки на экзаменационной выборке из всех признаков (72 признака) выбирается подсистема информативных признаков, наиболее достоверно описывающих различия в уровне здоровья среди школьников исследуемой группы. «Решающее правило» признается удовлетворительным, если процент правильного распознавания на экзаменационной выборке составляет более 80 %, а также, если высокий процент распознавания получается при использовании различных алгоритмов дискриминантного анализа. В исследовании было поставлено пять задач для дис-криминантного анализа: провести процедуру обучения и распознавания на экзамене по всей выборке (1 задача), а также отдельно среди мальчиков (2 задача), среди девочек (3 задача), среди учащихся 7-8 (4 задача) и 10-11 классов (5 задача).

Результаты исследования. В ходе многофакторного анализа были получены «решающие правила», позволяющие до 100 % правильно классифицировать детей по уровню здоровья на экзаменующей выборке: во всей выборке - от 89,4 до 96,7 %, среди мальчиков -от 88,9 до 100 %, среди девочек - от 82,4 до 97,1 %, среди учащихся 7-8 классов - от 84,4 до 97,8 %, среди учащихся 10-11 классов - от 83,3 до 98,1 %. Это говорит о том, что среди изученных показателей есть такие группы признаков, которые достоверно различаются в сравниваемых группах детей, а следовательно,

могут рассматриваться в качестве ведущих факторов, определяющих состояние здоровья школьников.

Список наиболее значимых факторов, а также ранговые места признаков в наиболее информативных подсистемах представлены в таблице. Наиболее значимыми для здоровья признаками независимо от возраста и пола оказались ключевые показатели образа жизни: физическая активность (занятие физкультурой и спортом; время, затрачиваемое на активные виды деятельности) и интегральная оценка образа жизни. В число информативных вошли показатели, характеризующие уровень медицинской и профилактической активности школьников: достаточное внимание школьников к своему здоровью, соблюдение правил здорового питания, профилактическая иммунизация, выполнение рекомендаций врача. Значительную роль в формировании здоровья школьников играет уровень их психологического благополучия: успешность взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, умение находить друзей, умение отстаивать свою точку зрения, наличие поддержки со стороны родителей. Также важными оказались признаки, характеризующие уровень гигиенической грамотности как по данным самооценки, так и по результатам экспертной оценки, например: способность правильно оценить свой образ жизни, в том числе уровень физической активности, самооценка уровня грамотности.

Таблица. Список информативных признаков, определяющих состояние здоровья школьников по результатам многофакторного дискриминантного анализа

Признаки Все М Д 7-8 класс 10-11 класс

Достаточно времени уделяют здоровью 1* 1 1 2 1

Правильно оценивают свой образ жизни 2 2 2 1 2

Пол 3 - - 6 5

Занятие физкультурой для сохранения здоровья 4 4 5 4 3

Самооценка уровня гигиенических знаний 5 5 4 3 4

Занятие в спортивной секции 6 6 - 9 6

Время, затрачиваемое на физическую активность 7 7 13 10 7

Умение находить друзей 8 3 6 11 8

Умение правильно оценивать уровень физической активности 9 9 3 5 9

Поддержка родителей 10 15 14 - -

Интегральная оценка образа жизни (по 12 параметрам) 11 10 12 17 11

Отношения с друзьями и одноклассниками 12 8 - 14 16

Самооценка качества питания 13 16 9 8 17

Отношения с учителями и родителями 14 13 - - 12

Продолжительность ночного сна 15 18 - - 13

Выполнение рекомендаций врача 16 12 8 - 15

Класс (возраст) 17 17 10 - 10

Делают прививки для профилактики заболеваний 18 - 15 12 -

Умение отстаивать мнение 19 - - - 14

Наличие опыта курения 20 - 7 15 -

Надежда на благополучное будущее - 11 - 16 -

Своевременно обращаются к врачу - 14 - 13 -

Наличие опыта потребления алкоголя - - 11 7 -

Примечание: * - указано ранговое место признака в информативных подсистемах, полученных при дискрими-нантном анализе всех детей, а также отдельно мальчиков (М), девочек (Д), учащихся 7-8 и 10-11 классов

декабрь n»I2 (ж) ЗНиСО

35

При распознавании на всей выборке значимыми признаками оказались пол и возраст —^ (класс). При анализе распределения значений ^^ признаков в сравниваемых группах установлено, что среди школьников с «плохим» здоровь-■^д ем достоверно выше доля девочек, и также вы;—' ше доля учащихся старших классов.

^ Не вошли в число информативных подсис-

тем такие признаки, как успеваемость и отно-|—н шение к учебе, профессиональная ориентиро-|—ц ванность школьников, уровень их информированности о последствиях потребления алкого-'—н ля, табака и наркотически действующих веществ, частота просмотра телевизора, работа на г*— компьютере, постоянное или периодическое употребление алкоголя, табака и наркотиков.

Сравнение наиболее информативных подсистем, полученных отдельно на выборке мальчиков и девочек, показал, что большинство признаков совпадают, однако имеются некоторые отличия в наборе признаков и уровне их значимости. Для мальчиков более значимыми, чем для девочек, оказались показатели психологического благополучия, уровня физической активности, а для девочек, в сравнении с мальчиками, более значимыми стали уровень гигиенической грамотности, медицинской и профилактической активности.

Кроме перечисленных, при решении второй задачи (на выборке мальчиков) в число информативных вошли такие признаки, как: оптимизм и надежда на хорошее будущее, своевременность обращения к врачу при заболеваниях. В третьей задаче (на выборке девочек) среди значимых признаков оказались: наличие опыта употребления алкоголя, наличие в семье запрета на употребление алкоголя.

Анализ подсистем признаков для 7-8 и 1011 классов показал, что независимо от возраста наиболее важными факторами, определяющими уровень здоровья школьников, являются уровень гигиенической грамотности, медицинская и профилактическая активность, а также образ жизни и психологическое благополучие. Но для учащихся 10-11 классов более важным, чем для младших школьников, фактором оказался уровень физической активности, а для 7-8 классов в сравнении со старшеклассниками - наличие опыта курения и употребления алкоголя.

Выводы:

1. Информация о комплексе показателей, характеризующих образ жизни, медицинскую активность и гигиеническую грамотность, является достаточной для прогнозирования здоровья школьников-подростков по показателям самочувствия. К наиболее значимым факторам, определяющим самочувствие школьников, независимо от возраста и пола, относятся уровень профилактической активности, гигиенической грамотности, физическая активность, психологическое благополучие, а также интегральная оценка образа жизни.

2. Низкую самооценку здоровья чаще имеют девочки и учащиеся старших классов. Про-

гноз здоровья у школьников разного пола показал, что в группе мальчиков более выражено, чем в группе девочек, влияние уровня психологического благополучия и физической активности, а для девочек, в сравнении с мальчиками, более значимыми оказались уровень гигиенической грамотности, медицинской и профилактической активности. Для учащихся 10-11 классов более важным, чем для младших школьников, фактором оказался уровень физической активности, а для 7-8 классов в сравнении со старшеклассниками - наличие опыта курения и употребления алкоголя.

3. Необходимо совершенствование школьных программ образования, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся, повышение их эффективности на базе психосоциального подхода, объединяющего повышение информированности, формирование ценностных установок и навыков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Казанцев В.С. Задачи классификации и их программное обеспечение. М.: Наука, 1990. 136 с.

2. Кучма В.Р. и др. Поведение детей, опасное для здоровья: современные тренды и формирование здорового образа жизни / В.Р. Кучма, С.Б. Соколова. М.: ФГБНУ НЦЗД, 2014. 160 с.

3. Кучма В.Р. и др. Медико-профилактические основы работы общеобразовательных учреждений (Работаем по новым стандартам) / В.Р. Кучма, М.И. Степанова. М.: Просвещение, 2013. 110 с.

4. Липанова Л.Л. Поведенческие факторы риска и их влияние на здоровье школьников // Уральский медицинский журнал. 2015. № 4 (127). С. 68-72.

5. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях. Профилактическая педиатрия: Руководство для врачей / Под ред. А.А. Баранова, Л.С. Намазовой-Барановой. М.: ПедиатрЪ, 2015. 582 с.

6. Руководство по школьной медицине. Медицинское обеспечение детей в дошкольных, общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессионального образования / Под ред. чл.-корр. РАМН, проф. В.Р. Кучмы. М.: Издательство Научного центра здоровья детей РАМН, 2012. 215 с.

7. Социальные детерминанты здоровья и благополучия подростков: исследование «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» (HBSC): международный отчет по результатам обследования 2009/2010 гг. / Под ред. Candace Currie. Копенгаген: ВОЗ, Европейское региональное бюро. 2012. 252 с.

8. Стратегия «Здоровье и развитие подростков России» (гармонизация европейских и российских подходов к теории и практике охраны и укрепления здоровья подростков) / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.С. Намазова-Баранова [и др.]. М.: ПедиатрЪ, 2014. 112 с.

9. Сухарев А.Г. Образовательная среда и здоровье учащихся: Научно-методическое пособие. М.: МИОО, 2009. 256 с.

10. Школы здоровья в России: принципы и организация работы. Мониторинг развития и эффективность / В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, И.К. Рапопорт [и др.]. Под ред. В.Р. Кучмы. М.: Просвещение, 2012. 253 с.

Контактная информация:

Липанова Людмила Леонидовна, тел.: +7 (343) 214-86-93, e-mail: ludalipan@mail.ru Contact information: Lipanova Lyudmila, phone: +7 (343) 214-86-93,

e-mail: ludalipan@mail.ru + -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.