декабрь N»12 (ж) ЗНиСО
33
§
i
УДК 613.955
ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗ ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ МНОГОФАКТОРНОГО АНАЛИЗА
Л.Л. Липанова
ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России,
г. Екатеринбург, Россия
Проведено исследование с целью: выявить ведущие факторы и детерминанты образа жизни, определяющие здоровье школьников, в рамках многофакторного моделирования. Исследуемую группу составили 5 984 учащихся общеобразовательных школ г. Екатеринбурга в возрасте 12-18 лет (2 704 мальчика, 3 280 девочек). К наиболее значимым факторам, определяющим здоровье школьников, независимо от возраста и пола, относится уровень медицинской и профилактической активности, гигиенической грамотности, физическая активность, психологическое благополучие, а также интегральная оценка образа жизни.
Ключевые слова: образ .жизни, школьники, многофакторный анализ, укрепление здоровья.
L.L. Lipanova □ THE SCHOOLCHILDREN'S HEALTH AND LIFESTYLE: MULTIFACTORIAL ANALYSIS RESULTS □ Ural State Medical University of the Ministry of Health of the Russia, Yekaterinburg, Russia.
The article presents the result of a sociological survey of 5,984 7-11th grade students (12-18 years old) 2 704 boys and 3 280 girls in the public education system in Yekaterinburg. The purpose was analysis of dependence of the schoolchildren 's health and lifestyle. Risk factors of disturbances schoolchildren's health included psycho-emotional condition, physical activity, hygienic knowledge and medical activity. Health promotion programs at school need to be improved. Key words: lifestyle, students, prevention programs, health promotion.
Социальные установки, модели поведения и образа жизни, оказывающие огромное влияние на здоровье и благосостояние, формируются в детском возрасте и определяют состояние здоровья в дальнейшем [7, 8, 10]. Ранее в выборочном исследовании среди подростков-школьников г. Екатеринбурга была установлена высокая распространенность факторов риска в образе жизни: низкая физическая активность, сокращение продолжительности сна, потребление алкоголя и табака, неблагополучные отношения со взрослыми и сверстниками, а также сопряженность их с такими детерминантами здоровья, как гигиеническая грамотность и профилактическая активность. Также было показано, что одновременное воздействие нескольких факторов риска повышает шансы возникновения отклонений в здоровье [10]. Деятельность по охране здоровья детей и подростков должна быть направлена в том числе на формирование мотивации к ведению здорового образа жизни. Большие возможности в реализации этого дают общеобразовательные школы [2-9].
Цель исследования - выявить ведущие факторы и детерминанты образа жизни, определяющие здоровье школьников, в рамках многофакторного моделирования.
Материалы и методы. Исследование проводилось методом одномоментного анонимного анкетного опроса. Для исследования случайным образом были выбраны 24 средние общеобразовательные школы г. Екатеринбурга. В каждой школе затем были опрошены учащиеся с 7 по 11 классы. Общий объем выборки составил 5 984 человека, в том числе 2 704 мальчика и 3 280 девочек (возраст от 12 до 18 лет). Анкета была сформирована на основе стандартных опросников, позволяющих оценить образ жиз-
ни (режим дня, физическую активность, психологическое благополучие, потребление алкоголя, табака), медицинскую и профилактическую активность, гигиеническую грамотность и состояние здоровья детей данного возраста [7, 10].
По каждому учащемуся проводилась экспертная оценка факторов образа жизни и гигиенической грамотности с использованием гигиенических нормативов. Для оценки роли изученных факторов образа жизни для здоровья школьников были сформированы две группы сравнения:
Первая группа - дети с «плохим» здоровьем по результатам самооценки: оценивают свое здоровье как «плохое» или «удовлетворительное», имеют диагностированные врачом хронические заболевания, отмечают симптомы плохого самочувствия 1-2 раза в неделю и чаще - 489 человек;
Вторая группа - дети с «хорошим» здоровьем по результатам самооценки: оценивают свое здоровье как «хорошее», не имеют диагностированных врачом хронических заболеваний, отмечают симптомы плохого самочувствия 1-2 раза в месяц и реже - 618 человек.
Для выявления ведущих факторов риска нарушения здоровья школьников использовался метод дискриминантного анализа, основанный на теории распознавания образов, реализованный в пакете прикладных программ «КВАЗАР» [1]. Процедура дискриминантного анализа подразумевает выработку одного или нескольких «решающих правил» распознавания школьников с «хорошим» и «плохим» здоровьем по комплексу изученных факторов на основе многомерной модели (многофакторный анализ). Для этого весь массив делят на обучающую (85-90 %) и экзаменующую выборки (1015 %). В ходе выработки «решающего правила»
34
ЗНиСО ДШШ N42 (20Е)
на обучающей выборке и его проверки на экзаменационной выборке из всех признаков (72 признака) выбирается подсистема информативных признаков, наиболее достоверно описывающих различия в уровне здоровья среди школьников исследуемой группы. «Решающее правило» признается удовлетворительным, если процент правильного распознавания на экзаменационной выборке составляет более 80 %, а также, если высокий процент распознавания получается при использовании различных алгоритмов дискриминантного анализа. В исследовании было поставлено пять задач для дис-криминантного анализа: провести процедуру обучения и распознавания на экзамене по всей выборке (1 задача), а также отдельно среди мальчиков (2 задача), среди девочек (3 задача), среди учащихся 7-8 (4 задача) и 10-11 классов (5 задача).
Результаты исследования. В ходе многофакторного анализа были получены «решающие правила», позволяющие до 100 % правильно классифицировать детей по уровню здоровья на экзаменующей выборке: во всей выборке - от 89,4 до 96,7 %, среди мальчиков -от 88,9 до 100 %, среди девочек - от 82,4 до 97,1 %, среди учащихся 7-8 классов - от 84,4 до 97,8 %, среди учащихся 10-11 классов - от 83,3 до 98,1 %. Это говорит о том, что среди изученных показателей есть такие группы признаков, которые достоверно различаются в сравниваемых группах детей, а следовательно,
могут рассматриваться в качестве ведущих факторов, определяющих состояние здоровья школьников.
Список наиболее значимых факторов, а также ранговые места признаков в наиболее информативных подсистемах представлены в таблице. Наиболее значимыми для здоровья признаками независимо от возраста и пола оказались ключевые показатели образа жизни: физическая активность (занятие физкультурой и спортом; время, затрачиваемое на активные виды деятельности) и интегральная оценка образа жизни. В число информативных вошли показатели, характеризующие уровень медицинской и профилактической активности школьников: достаточное внимание школьников к своему здоровью, соблюдение правил здорового питания, профилактическая иммунизация, выполнение рекомендаций врача. Значительную роль в формировании здоровья школьников играет уровень их психологического благополучия: успешность взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, умение находить друзей, умение отстаивать свою точку зрения, наличие поддержки со стороны родителей. Также важными оказались признаки, характеризующие уровень гигиенической грамотности как по данным самооценки, так и по результатам экспертной оценки, например: способность правильно оценить свой образ жизни, в том числе уровень физической активности, самооценка уровня грамотности.
Таблица. Список информативных признаков, определяющих состояние здоровья школьников по результатам многофакторного дискриминантного анализа
Признаки Все М Д 7-8 класс 10-11 класс
Достаточно времени уделяют здоровью 1* 1 1 2 1
Правильно оценивают свой образ жизни 2 2 2 1 2
Пол 3 - - 6 5
Занятие физкультурой для сохранения здоровья 4 4 5 4 3
Самооценка уровня гигиенических знаний 5 5 4 3 4
Занятие в спортивной секции 6 6 - 9 6
Время, затрачиваемое на физическую активность 7 7 13 10 7
Умение находить друзей 8 3 6 11 8
Умение правильно оценивать уровень физической активности 9 9 3 5 9
Поддержка родителей 10 15 14 - -
Интегральная оценка образа жизни (по 12 параметрам) 11 10 12 17 11
Отношения с друзьями и одноклассниками 12 8 - 14 16
Самооценка качества питания 13 16 9 8 17
Отношения с учителями и родителями 14 13 - - 12
Продолжительность ночного сна 15 18 - - 13
Выполнение рекомендаций врача 16 12 8 - 15
Класс (возраст) 17 17 10 - 10
Делают прививки для профилактики заболеваний 18 - 15 12 -
Умение отстаивать мнение 19 - - - 14
Наличие опыта курения 20 - 7 15 -
Надежда на благополучное будущее - 11 - 16 -
Своевременно обращаются к врачу - 14 - 13 -
Наличие опыта потребления алкоголя - - 11 7 -
Примечание: * - указано ранговое место признака в информативных подсистемах, полученных при дискрими-нантном анализе всех детей, а также отдельно мальчиков (М), девочек (Д), учащихся 7-8 и 10-11 классов
декабрь n»I2 (ж) ЗНиСО
35
При распознавании на всей выборке значимыми признаками оказались пол и возраст —^ (класс). При анализе распределения значений ^^ признаков в сравниваемых группах установлено, что среди школьников с «плохим» здоровь-■^д ем достоверно выше доля девочек, и также вы;—' ше доля учащихся старших классов.
^ Не вошли в число информативных подсис-
тем такие признаки, как успеваемость и отно-|—н шение к учебе, профессиональная ориентиро-|—ц ванность школьников, уровень их информированности о последствиях потребления алкого-'—н ля, табака и наркотически действующих веществ, частота просмотра телевизора, работа на г*— компьютере, постоянное или периодическое употребление алкоголя, табака и наркотиков.
Сравнение наиболее информативных подсистем, полученных отдельно на выборке мальчиков и девочек, показал, что большинство признаков совпадают, однако имеются некоторые отличия в наборе признаков и уровне их значимости. Для мальчиков более значимыми, чем для девочек, оказались показатели психологического благополучия, уровня физической активности, а для девочек, в сравнении с мальчиками, более значимыми стали уровень гигиенической грамотности, медицинской и профилактической активности.
Кроме перечисленных, при решении второй задачи (на выборке мальчиков) в число информативных вошли такие признаки, как: оптимизм и надежда на хорошее будущее, своевременность обращения к врачу при заболеваниях. В третьей задаче (на выборке девочек) среди значимых признаков оказались: наличие опыта употребления алкоголя, наличие в семье запрета на употребление алкоголя.
Анализ подсистем признаков для 7-8 и 1011 классов показал, что независимо от возраста наиболее важными факторами, определяющими уровень здоровья школьников, являются уровень гигиенической грамотности, медицинская и профилактическая активность, а также образ жизни и психологическое благополучие. Но для учащихся 10-11 классов более важным, чем для младших школьников, фактором оказался уровень физической активности, а для 7-8 классов в сравнении со старшеклассниками - наличие опыта курения и употребления алкоголя.
Выводы:
1. Информация о комплексе показателей, характеризующих образ жизни, медицинскую активность и гигиеническую грамотность, является достаточной для прогнозирования здоровья школьников-подростков по показателям самочувствия. К наиболее значимым факторам, определяющим самочувствие школьников, независимо от возраста и пола, относятся уровень профилактической активности, гигиенической грамотности, физическая активность, психологическое благополучие, а также интегральная оценка образа жизни.
2. Низкую самооценку здоровья чаще имеют девочки и учащиеся старших классов. Про-
гноз здоровья у школьников разного пола показал, что в группе мальчиков более выражено, чем в группе девочек, влияние уровня психологического благополучия и физической активности, а для девочек, в сравнении с мальчиками, более значимыми оказались уровень гигиенической грамотности, медицинской и профилактической активности. Для учащихся 10-11 классов более важным, чем для младших школьников, фактором оказался уровень физической активности, а для 7-8 классов в сравнении со старшеклассниками - наличие опыта курения и употребления алкоголя.
3. Необходимо совершенствование школьных программ образования, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся, повышение их эффективности на базе психосоциального подхода, объединяющего повышение информированности, формирование ценностных установок и навыков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Казанцев В.С. Задачи классификации и их программное обеспечение. М.: Наука, 1990. 136 с.
2. Кучма В.Р. и др. Поведение детей, опасное для здоровья: современные тренды и формирование здорового образа жизни / В.Р. Кучма, С.Б. Соколова. М.: ФГБНУ НЦЗД, 2014. 160 с.
3. Кучма В.Р. и др. Медико-профилактические основы работы общеобразовательных учреждений (Работаем по новым стандартам) / В.Р. Кучма, М.И. Степанова. М.: Просвещение, 2013. 110 с.
4. Липанова Л.Л. Поведенческие факторы риска и их влияние на здоровье школьников // Уральский медицинский журнал. 2015. № 4 (127). С. 68-72.
5. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях. Профилактическая педиатрия: Руководство для врачей / Под ред. А.А. Баранова, Л.С. Намазовой-Барановой. М.: ПедиатрЪ, 2015. 582 с.
6. Руководство по школьной медицине. Медицинское обеспечение детей в дошкольных, общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессионального образования / Под ред. чл.-корр. РАМН, проф. В.Р. Кучмы. М.: Издательство Научного центра здоровья детей РАМН, 2012. 215 с.
7. Социальные детерминанты здоровья и благополучия подростков: исследование «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» (HBSC): международный отчет по результатам обследования 2009/2010 гг. / Под ред. Candace Currie. Копенгаген: ВОЗ, Европейское региональное бюро. 2012. 252 с.
8. Стратегия «Здоровье и развитие подростков России» (гармонизация европейских и российских подходов к теории и практике охраны и укрепления здоровья подростков) / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.С. Намазова-Баранова [и др.]. М.: ПедиатрЪ, 2014. 112 с.
9. Сухарев А.Г. Образовательная среда и здоровье учащихся: Научно-методическое пособие. М.: МИОО, 2009. 256 с.
10. Школы здоровья в России: принципы и организация работы. Мониторинг развития и эффективность / В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, И.К. Рапопорт [и др.]. Под ред. В.Р. Кучмы. М.: Просвещение, 2012. 253 с.
Контактная информация:
Липанова Людмила Леонидовна, тел.: +7 (343) 214-86-93, e-mail: ludalipan@mail.ru Contact information: Lipanova Lyudmila, phone: +7 (343) 214-86-93,
e-mail: ludalipan@mail.ru + -