Научная статья на тему 'Основные тренды поведенческих рисков, опасных для здоровья'

Основные тренды поведенческих рисков, опасных для здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1249
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Анализ риска здоровью
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ РИСК / НЕПАРАМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ДИНАМИКА ЛЕТ / ГЕНДЕРНОЕ ОТЛИЧИЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПРОСНИК / CHILDREN AND TEENAGERS HYGIENE / BEHAVIORAL RISK / NON-PARAMETRIC ANALYSIS / TIME DYNAMICS / GENDER DIFFERENCE / HEALTHY LIFESTYLE / INTERNATIONAL QUESTIONNAIRE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кучма В.Р., Соколова С.Б.

Анализ и систематизация данных, полученных в исследованиях «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» (Health Behaviour in School-Aged Children HBSC), выявили основные тренды поведенческих рисков, опасных для здоровья, среди российских школьников 11, 13 и 15 лет. Использовались данные международных отчетов обследований «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» (HBSC) за 1993, 1997, 2001, 2005, 2009, 2013 г. Материалы исследования были подвергнуты статистической обработке с использованием методов непараметрического анализа. Сравнивалась распространенность факторов риска между 11, 13 и 15-летними, мальчиками и девочками; в динамике лет, с другими странами. Выявлены возрастные, гендерные особенности поведенческих факторов, влияющих на здоровье, распространенность их в динамике лет и в сравнении с зарубежными сверстниками. Многие рискованные формы поведения более распространены среди мальчиков. С 1993 г. можно отметить увеличение показателей, связанных с рискованным поведением среди российских девочек. За последнее десятилетие наметились положительные тенденции в распространенности поведенческих факторов риска. Однако, по сравнению со сверстниками из большинства зарубежных стран, российские подростки более негативно воспринимают школьную среду, чаще оценивают свое здоровье как плохое, меньше удовлетворены своей жизнью, реже употребляют фрукты, меньше уделяют внимания гигиене полости рта, ведут малоподвижный образ жизни; среди подростков младшей возрастной группы формы поведения, сопряженные с риском (табакокурение, употребление алкоголя, агрессивное поведение), более распространены. При создании программ по формированию здорового образа жизни следует учитывать возрастные, гендерные различия, тенденции в отношении поведенческих факторов риска, меняющиеся с течением времени, которые можно объективно оценить с помощью международного опросника «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кучма В.Р., Соколова С.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC TRENDS IN BEHAVIORAL HEALTH RISKS

A scope of research entitled Health Behavior in School-Aged Children [HBSC] allowed to obtained data for further analysis and systematization; there were some basic trends in behavioral risks revealed as a result which were hazardous for health of schoolchildren in Russia aged 11, 13, and 15. We applied data taken from reports on international HBSC research conducted in 1993, 1997, 2001, 2005, 2009, and 2013. All the data were statistically processed with non-parametric analysis. We compared risk factors prevalence among children aged 11, 13, and 15; among boys and girls; over time dynamics; factors revealed in different countries. We detected both age and gender peculiarities in behavioral factors that influenced health; there were also discrepancies in their prevalence taken in dynamics over years and differences between children of the same age living in Russia and abroad. A lot of risky behavioral patterns are more widely spread among boys. Since 1993 there has been a growth in parameters related to risky behaviors among girls in Russia. Over the last ten years there have been positive trends in behavioral risk factors prevalence. However, when compared with their foreign counterparts, Russian teenagers perceive their school environment more negatively; they more frequently tend to estimate their health as "being bad"; they are less satisfied with their lives; they less frequently consume fruit and pay less attention to oral cavity hygiene; they tend to be physically inactive. Risky behavioral patterns such as smoking, alcohol intake, or aggressive behavior, are more widely spread among younger teenagers. When creating programs aimed at establishing healthy lifestyle, it is necessary to take into account age and gender differences, as well as trends related to behavioral risk factors which change over time and which can be objectively assessed with an international questionnaire entitled Health Behavior in School-Aged Children.

Текст научной работы на тему «Основные тренды поведенческих рисков, опасных для здоровья»

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА:

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА РИСКА ЗДОРОВЬЮ

УДК 613.956

DOI: 10.21668^еа№^к/2019.2.01

ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РИСКОВ, ОПАСНЫХ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ

В.Р. Кучма, С.Б. Соколова

Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей, Россия, 119991 Ломоносовский проспект, 2, стр. 1

г. Москва,

Анализ и систематизация данных, полученных в исследованиях «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» (Health Behaviour in School-Aged Children - HBSC), выявили основные тренды поведенческих рисков, опасных для здоровья, среди российских школьников 11, 13 и 15 лет. Использовались данные международных отчетов обследований «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» (HBSC) за 1993, 1997, 2001, 2005, 2009, 2013 г. Материалы исследования были подвергнуты статистической обработке с использованием методов непараметрического анализа. Сравнивалась распространенность факторов риска между 11, 13 и 15-летними, мальчиками и девочками; в динамике лет, с другими странами. Выявлены возрастные, гендерные особенности поведенческих факторов, влияющих на здоровье, распространенность их в динамике лет и в сравнении с зарубежными сверстниками. Многие рискованные формы поведения более распространены среди мальчиков. С 1993 г. можно отметить увеличение показателей, связанных с рискованным поведением среди российских девочек. За последнее десятилетие наметились положительные тенденции в распространенности поведенческих факторов риска. Однако, по сравнению со сверстниками из большинства зарубежных стран, российские подростки более негативно воспринимают школьную среду, чаще оценивают свое здоровье как плохое, меньше удовлетворены своей жизнью, реже употребляют фрукты, меньше уделяют внимания гигиене полости рта, ведут малоподвижный образ жизни; среди подростков младшей возрастной группы формы поведения, сопряженные с риском (табакокурение, употребление алкоголя, агрессивное поведение), более распространены. При создании программ по формированию здорового образа жизни следует учитывать возрастные, гендерные различия, тенденции в отношении поведенческих факторов риска, меняющиеся с течением времени, которые можно объективно оценить с помощью международного опросника «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья».

Ключевые слова: гигиена детей и подростков, поведенческий риск, непараметрический анализ, динамика лет, гендерное отличие, здоровый образ жизни, международный опросник.

Состояние здоровья подрастающего поколения по-прежнему сохраняет неблагоприятные тенденции и требует пристального внимания всего общества [1-7].

В основе формирования отклонений в состоянии здоровья лежат факторы риска, которые повышают вероятность развития заболеваний, их прогрес-сирования и неблагоприятный исход [8-9].

Согласно современным представлениям, формирование здоровья является результатом сложной конвергенции биологических (физиологических и генетически обусловленных), поведенческих, социальных, экономических и экологических факторов. ВОЗ выделяет четыре группы факторов, определяющих состояние здоровья: вклад наследственных

факторов (20 %), факторов окружающей среды (20 %), медицинского обеспечения (10 %) и образа жизни (50 %). Степень воздействия разных факторов на формирование функционального состояния организма школьников зависит от возраста (класса): так, для учащихся 1-4-х классов вклад двигательной активности составляет 45,3 %, для 5-11-х классов -18,4 %; вклад социальных факторов - 19,7 и 9,6 % соответственно; вклад учебных нагрузок - 10,2 и 35,8 %; вклад образа жизни - 9,8 и 27,6 %; вклад условий обучения - 15,0 и 8,6 % соответственно [10].

Среди современных школьников отмечается высокая распространенность неблагоприятных факторов, обусловленных образом жизни, которые в дальнейшем будут определять уровень, динамику

© Кучма В.Р., Соколова С.Б., 2019

Кучма Владислав Ремирович - член-корреспондент РАН, доктор медицинских наук, профессор, заместитель директора по научной работе, директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков (e-mail: info@niigd.ru; тел.: 8 (495) 917-48-31; ORCID iD: http: //orcid.org/0000-0002-1410-5546).

Соколова Светлана Борисовна - кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник (e-mail: s-s-b@mail.ru; тел.: 8 (495) 917-48-31; ORCID: https: //orcidorg/0000-0001-5895-4577).

заболеваемости и смертности взрослого населения [11-17].

По данным ВОЗ причины 70 % преждевременных смертей среди взрослых связаны с поведенческими факторами, которые сформировались в подростковом возрасте. Особенности поведения детей в отношении собственного здоровья существенно отличаются от таковых у взрослого населения. ВОЗ выделяет у подростков около 60 поведенческих факторов, влияющих на здоровье [18]. Наиболее всестороннюю из существующих в мировом масштабе картин состояния здоровья и благополучия подростков представляет международное исследование «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» (Health Behaviour in School-Aged Children - HBSC). Исследования в рамках проекта HBSC проводятся каждые четыре года. Инструментом обследования является стандартная анкета, разработанная международной научно-исследовательской сетью. В целевой контингент исследования входят молодые люди, посещающие школу, в возрасте 11, 13 и 15 лет. Рекомендованный минимальный размер выборки для каждой из трех возрастных групп - 1500 учащихся. Анкетирование осуществляют специально обученные учителя, школьные медсестры и сотрудники научно-исследовательских институтов. Большинство стран и регионов стратифицируют свои выборки, чтобы обеспечить достаточно полный географический охват.

Проект HBSC стартовал в 1983 г. в пяти странах, и вскоре было установлено сотрудничество с Европейским региональным бюро ВОЗ. На данный момент в проекте участвуют 44 страны Европы и Северной Америки. Сеть состоит из 340 исследователей, работающих в университетах и институтах общественного здравоохранения. С 1993 г. в России эти исследования проводятся по единому протоколу, позволяющему сравнивать полученные результаты между различными группами детей, а также в динамике лет.

По своему содержанию и аспектам изучения проблем здоровья и поведения, связанного со здоровьем школьников, диапазон приоритетов постоянно расширяется. Во время первых обследований анализировались показатели, характеризовавшие курение среди школьников, уровень физической активности и некоторые психосоциальные аспекты здоровья. В дальнейшем сформировались дополнительные сферы: пищевые привычки, травматизм, сексуальное поведение, социальные различия и др. Отчеты 2005-2006 и 2009-2010 гг. имеют более 60 показателей, включенных в четырех блока: «Социальное окружение» (семья, сверстники, школа), «Показатели здоровья» (самооценка здоровья, травмы, требующие медицинского вмешательства, масса тела), «Формы поведения, способствующие здоровью» (пищевое поведение, гигиена полости рта, энерготраты); «Формы поведения, сопряженные с риском для здоровья» (табакокурение, потребле-

ние алкоголя и конопли, сексуальное поведение, агрессивное поведение). В 2016 г. был опубликован последний на данный момент отчет по результатам опроса 2013-2014 гг., в который вошел ряд новых тем: поддержка со стороны сверстников и родителей, серьезные травмы, миграция и кибербуллинг.

Большинство результатов систематизируются по географическому положению (страны и области Европы и Северной Америки); возрасту (11, 13, 15 лет); полу (мальчики, девочки); социально-экономическому статусу.

Цель исследования - анализ и систематизация распространенности факторов риска среди российских подростков в возрасте 11, 13 и 15 лет в динамике лет.

Материалы и методы. Использовались данные международных отчетов обследований «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» (HBSC) за 1993, 1997, 2001, 2005, 2009, 2013 г., которые были подвергнуты статистической обработке, сравнительному анализу и интерпретации.

Материалы исследования статистически обрабатывались с использованием методов непараметрического анализа. Накопление, корректировка, систематизация информации и визуализация полученных результатов осуществлялись в электронных таблицах Microsoft Office Excel 2016. Статистический анализ проводился с использованием программы Statistica 13.3 (разработчик - StatSoft.Inc) и калькулятора OpenEpi (https: //www.openepi.com).

Номинальные и порядковые данные описывались с указанием процентных долей.

Сравнивалась распространенность факторов риска между: 11- и 15-летними; мальчиками и девочками; в динамике лет; другими странами.

Сравнение номинальных данных проводилось при помощи критерия х2 Пирсона, позволяющего оценить значимость различий между фактическим количеством исходов или качественных характеристик выборки, попадающих в каждую категорию, и теоретическим количеством, которое можно ожидать в изучаемых группах при справедливости нулевой гипотезы. Результаты рассматривали как статистически значимые при p < 0,05.

Для проверки гипотезы о наличии статистической взаимосвязи между факторами риска и возрастом, годами использовался х2 для линейного тренда. Дополнительно проводилась оценка вероятности отклонений существующей зависимости от линейной. Для этого из общего значения х2 вычитался х2 для линейного тренда, и полученную разность сравнивали с критическим значением х2 для оставшегося числа степеней свободы. Если значение разности было меньше критического значения х2, то отклонения данных от линейной статистической взаимосвязи отсутствовало. Для оценки величины эффекта использовались для номинальных данных (пол) критерий V Крамера (интерпретация согласно рекомендациям Rea & Parker) [19, 20].

Для сравнения показателей среди российских подростков и сверстников из других стран: список стран, принимающих участие в исследовании HBSC, был разделен на три равные части: благоприятное, промежуточное, неблагоприятное положение в зависимости от фактора. Для каждого фактора было установлено преобладающее положение (благоприятное, промежуточное, неблагоприятное) РФ в списке стран.

Результаты и их обсуждение.

Возрастные особенности. Возраст 11-15 лет характеризуется резкими изменениями функции эндокринных желез. Это период бурного полового созревания у девочек и его начало у юношей. Происходит препубертатный ростовой скачок со свойственной ему некоторой дисгармоничностью, возникновением и развитием черт, характерных для пола. Это самый трудный период психологического развития, формирования воли, сознательности, нравственности. Нередко это достаточно драматический пересмотр всей системы жизненных ценностей, отношения к себе, к родителям, сверстникам и обществу в целом. Здесь и крайние суждения, и крайние поступки, стремление к самоутверждению и конфликтам [14, 21].

В этом возрасте устанавливаются модели поведения в отношении здоровья, которые будут в дальнейшем влиять на здоровье, благополучие и качество жизни. Для укрепления здоровья и благополучия подростков необходимо получение эпидемиологических данных о возрастных различиях в восприятии подростками социального окружения, распространенности факторов, способствующих здоровью, и факторов риска.

С возрастом восприятие школьной среды становится более негативным: в 11 лет 27,5 % подростков сообщают о том, что им «очень нравится школа», в 13 и 15 лет 19,3 и 16,8 % соответственно (табл. 1). Характер взаимодействия и общения между подростками значительно изменились в течение последних лет за счет развития социальных и других форм электронных средств массовой информации. С возрастом число подростков, ежедневно общающихся со сверстниками посредством электронных средств связи (ЭСС), возрастает - с 46,8 до 53,3 %; установлено, что ежедневно общаются с друзьями в социальных сетях 29,5 % 11-летних, 42,5 % 13-летних, 51,0 % 15-летних подростков; общаются с друзьями посредством текстовых сообщений 21,0; 32,0 и 41,5 % учащихся соответственно.

Таблица 1

Возрастные особенности поведенческих факторов, влияющих на здоровье, среди российских подростков в возрасте 11, 13 и 15 лет

Показатель Среднее значение (%) N 2 X <3 = 2 Р 2 Хл.т. 3 = 1 р 2 2 X - Хл.т.

11 лет 13 лет 15 лет

Нравится школа 27,5 19,3 16,8 29 562 448,9 <0,001 437,5 <0,001 11,4

Общение с помощью ЭСС Социальные сети Текстовые сообщения 46,8 29,5 21,0 51,3 42,5 32,0 53,3 51,0 41,5 21 237 4274 4274 62,8 123,7 125,0 <0,001 <0,001 <0,001 52,8 121,0 124,7 <0,001 <0,001 <0,001 10,0 2,7* 0,3*

Оценивают свое здоровье как плохое 20,0 23,5 27,5 25 511 173,3 <0,001 173,1 <0,001 0,2*

Множественные жалобы на здоровье 32,6 33,9 35,4 25 511 14,4 <0,001 14,3 <0,001 0,1*

Удовлетворенность жизнью 82,0 79,9 78,4 25 511 35,5 <0,001 35,1 <0,001 0,4*

Избыточная масса тела 18,0 12,5 10,7 17 680 146,8 <0,001 135,9 <0,001 10,9

Считают себя слишком полными 14,6 15,6 15,9 25 511 5,9 <0,001 5,2 <0,001 0,7*

Действия, направленные на снижение веса 10,9 11,4 14,1 25 511 48,8 <0,001 41,9 <0,001 6,9

Травмы, потребовавшие медицинского вмешательства 46,0 44,0 40,1 25 511 61,7 <0,001 59,7 <0,001 2,0*

Ежедневный завтрак 66,4 62,8 59,0 25 511 99,3 <0,001 99,3 <0,001 0,0*

Ежедневное употребление фруктов 34,4 32,1 27,4 25 511 100,9 <0,001 96,8 <0,001 4,1

Ежедневное употребление овощей 34,0 32,8 31,8 25511 9,9 <0,001 9,8 <0,001 0,1*

Ежедневная умеренная физическая активность 17,3 15,2 11,8 17680 72,0 <0,001 70,9 <0,001 1,1*

Используют компьютер два часа в день и более 34,0 43,2 52,2 17680 401,8 <0,001 401,8 <0,001 0,0*

Еженедельное курение 3,0 11,1 19,1 32659 1448,4 <0,001 1448,4 <0,001 0,0*

Еженедельное употребление алкоголя 5,1 11,4 18,1 32659 903,5 <0,001 903,5 <0,001 0,0*

Состояние опьянения два раза и более 3,5 12,2 24,9 32659 2178,2 <0,001 2151,4 <0,001 26,8*

Участие в драках 18,9 16,9 12,6 17881 68,9 <0,001 64,9 <0,001 4,0

Становились жертвами издевательств в школе 23,0 18,8 11,3 17881 222,1 <0,001 214,2 <0,001 7,9

П р и м е ч а н и е : * - значение разности меньше критического значения %2 (3,841) для <3 = 1.

Негативные тенденции, обусловленные возрастными изменениями, прослеживаются в отношении самооценки здоровья, в период от 11 к 15 годам: подростки все чаще сообщают о плохом состоянии здоровья (20,0 и 27,5 % соответственно); имеют множественные жалобы на здоровье (32,6 и 35,4 % соответственно). С возрастом уменьшается количество детей, удовлетворенных своей жизнью: 82,0 % среди 11-летних, 79,9 % среди 13-летних и 78,4 % -среди 15-летних. Распространенность избыточной массы тела и ожирения чаще встречается у 11-летних мальчиков и девочек (18,0 %), чем у 15-летних (10,7 %). При этом считали себя слишком полными, наоборот, чаще 15-летние подростки (15,9 %), чем 11-летние (14,6 %), и чаще предпринимали действия, направленные на снижение веса, 14,1 и 10,9 % соответственно. Количество травм, требующих медицинского вмешательства, уменьшалось от 11 к 13 годам и к 15 годам (46,0 - 44,0 - 40,1 %).

По мере взросления процент подростков, ежедневно завтракающих, употребляющих фрукты и овощи, уменьшается. С возрастом, от 11 к 15 годам, распространенность малоподвижного образа жизни среди подростков возрастает, уменьшается доля подростков, ежедневно занимающихся физической активностью (11 лет - 17,3 %, 13 лет - 15,2 %, 15 лет -11,8 %), и увеличивается доля подростков, которые проводят за компьютером более двух часов в день -34,0; 43,2; 52,2 % соответственно.

У 15-летних школьников по сравнению с 11-летними формы поведения, ставящие под угрозу здоровье (курение, употребление алкоголя), получают большее распространение. У подростков с возрастом увеличивается распространенность еженедельного курения (3,0 - 11,1 - 19,1 % соответственно) и еженедельного употребления алкоголя (5,1 - 11,4 - 18,1 % соответственно), случаев опьянения (3,5 - 12,2 - 24,9 % соответственно).

С возрастом уменьшаются распространенность участия в драках (18,9 - 16,9 - 12,6 % соответственно), количество подростков, подвергшихся издевательствам в школе (23,0 - 18,8 - 11,3 % соответственно).

Гендерные различия. Гендерные различия касаются психологических черт и поведенческих характеристик, формируемых культурой на основе половых различий. Мужчинам и женщинам свойственны специфические гендерные роли в обществе. Культура способствует проявлению тех или иных различий в поведении между мужчинами и женщинами, а также различий, связанных с их ролью, обязанностями и ответственностью в обществе. Индекс гендерного неравенства ООН дает возможность оценить связь между гендерным неравенством и показателями здоровья в различных странах и регионах. Он свидетельствует о том, что для стран с более высоким гендерным неравенством характерны более низкие показатели здоровья для обоих полов: гендерное неравенство причиняет вред и молодым мужчинам, и молодым женщинам [22].

Для разработки успешных мероприятий, направленных на укрепление здоровья и профилактику заболеваний, необходимы знания о гендерных различиях и сходствах.

Позитивный опыт школьной жизни чаще встречается у девочек, чем у мальчиков (табл. 2). Девочки чаще, чем мальчики, сообщают, что им «очень нравится школа» (22,8 и 19,6 % соответственно), и о высокой оценке своих академических достижений (56,3 и 51,1 %). Однако девочки сообщают об ощущении более высокой нагрузки в школе, чем мальчики (32,4 и 29,4 %).

По сравнению с мальчиками девочки чаще общаются с друзьями с использование ЭСС, текстовых сообщений и контактируют с друзьями в социальных сетях.

Большее количество девочек имеют низкую оценку состояния своего здоровья, чем мальчики (28,9 и 18,4 % соответственно), чаще жалуются на здоровье (40,6 и 27,3 %), менее удовлетворены жизнью (78,8 и 82,1 %).

Распространенность травм, требующих медицинского вмешательства, чаще встречается у мальчиков, чем у девочек (49,1 и 37,7 % соответственно).

Большее количество мальчиков, чем девочек, имели избыточную массу тела или ожирение (17,9 и 9,6 % соответственно). А девочки чаще, чем мальчики, сообщали о том, что они недовольны своей фигурой (18,9 и 11,8 %) и что им необходимо похудеть (17,3 и 6,9 %).

Количество мальчиков, которые завтракали ежедневно, было больше, чем девочек (66,3 и 59,1 %). Девочки чаще, чем мальчики, сообщали о том, что регулярно чистят зубы (чаще одного раза в день) 64,9 и 47,0 % соответственно.

По сравнению с девочками мальчики физически более активны (11,1 и 18,4 %), но в то же время они значительно чаще отмечают, что ежедневно играют в компьютерные игры или игры на других электронных носителях по будням в течение двух часов и более (53,7 и 32,4 %).

У российских школьников прослеживаются четкие гендерные различия в отношении форм поведения, опасных для здоровья: мальчики в целом склонны к более рискованным формам поведения, представляющим угрозу для их здоровья.

Среди мальчиков в возрасте 15 лет отмечаются более высокие уровни еженедельного курения и употребления алкоголя, случаи опьянения. За последнее десятилетие среди российских подростков в возрасте 11 и 13 лет можно отметить процесс выравнивания традиционных гендерных различий и гендерной конвергенции в отношении некоторых рискованных форм поведения. Девочки 11 и 13 лет стали больше курить и употреблять алкоголь, коноплю.

Мальчики чаще девочек участвуют в драках (25,0 и 7,3 %) и в издевательствах над другими детьми (20,6 и 12,8 %).

Таблица 2

Гендерные особенности поведенческих факторов, влияющих на здоровье, среди российских

подростков в возрасте 11, 13 и 15 лет

Показатель Среднее значение (%) N х2 Критерий ф Сила

мальчики девочки й = 1 р взаимосвязи

Нравится школа 19,6 22,8 30 280 46,1 <0,001 0,04 Несущ.

Высокая самооценка успеваемости 51,1 56,3 26 229 70,1 <0,001 0,05 Несущ.

Тяжесть школьной нагрузки 29,4 32,4 26 229 27,6 <0,001 0,03 Несущ.

Общение с помощью ЭСС 42,7 58,3 21 513 525,3 <0,001 0,16 Слабая

Социальные сети 35,3 46,7 4716 55,1 <0,001 0,11 Слабая

Текстовые сообщения/SMS 24,3 38,7 4716 108,8 <0,001 0,15 Слабая

Оценивают свое здоровье как плохое 18,4 28,9 26 229 73,3 <0,001 0,05 Несущ.

Множественные жалобы на здоровье 27,3 40,6 26 229 514,0 <0,001 0,14 Слабая

Удовлетворенность жизнью 82,1 78,8 26 229 46,2 <0,001 0,04 Несущ.

Травмы, потребовавшие медицинского вмешательства 49,1 37,7 26 229 346,2 <0,001 0,12 Слабая

Избыточная масса тела 17,9 9,6 18 128 268,8 <0,001 0,12 Слабая

Считают себя слишком полными 11,8 18,9 26 229 254,9 <0,001 0,09 Несущ.

Действия, направленные на снижение веса 6,9 17,3 26 229 680,9 <0,001 0,16 Слабая

Ежедневный завтрак 66,3 59,1 26 229 147,2 <0,001 0,08 Несущ.

Гигиена полости рта 47,0 64,9 34 339 1114,0 <0,001 0,18 Слабая

Ежедневная умеренная физическая активность 18,4 11,1 18 128 195,0 <0,001 0,10 Слабая

Компьютерные игры в течение двух часов в день и более 53,7 32,4 18 128 832,7 <0,001 0,21 Средняя

Еженедельное курение 12,7 9,4 34 339 96,4 <0,001 0,05 Несущ.

Еженедельное употребление алкоголя 13,7 9,4 34 339 154,9 <0,001 0,07 Несущ.

Состояние опьянения два раза и более 15,5 13,4 34 339 29,3 <0,001 0,03 Несущ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Участие в драках 25,0 7,3 26 229 1565,0 <0,001 0,24 Слабая

Участвовали в издевательствах над другими детьми 20,6 12,8 26 229 292,1 <0,001 0,11 Слабая

Изменения распространенности поведенческих факторов, влияющих на здоровье, в динамике лет. Большинство исследователей чаще интересуют данные, позволяющие судить об изменениях во времени в их странах и областях, так как информация о таких изменениях дает возможность оценить влияние мер по укреплению здоровья на уровне страны и области.

В 2013/2014 гг., по сравнению с предыдущими годами, наблюдаются некоторые позитивные тенденции (табл. 3): увеличение числа подростков, которым нравится школа (2001 г. - 15,5 %, 2013 г. -27,5 %); снижается доля школьников, ощущающих тяжесть учебной нагрузки (2005 г. - 32,2 %, 2013 г. - 28,0 %); уменьшился процент детей, считающих свое здоровье плохим (2001 г. - 31,7 %, 2013 г. -17,0 %), имеющих множественные жалобы на здоровье (2005 г. - 37,0 %, 2013 г. - 32,7 %), не удовлетворенных своей жизнью (2001 г. - 76,3 %, 2013 г. -82,2 %).

Прослеживается ряд негативных тенденций: в 2013/2014 гг., по сравнению с 2005/2006 гг., увеличились: уровень травматизма у 15-летних девочек (2005 г. - 35,3 %, 2013 г. - 39,7 %), доля подростков с избыточной массой тела и ожирением (2005 г. -9,8 %, 2013 г. - 19,7 %), число школьников, считающих себя «слишком полными» (2005 г. - 10,8 %, 2013 г. - 26,3 %).

Позитивными тенденциями в отношении форм поведения, способствующих здоровью, являются: увеличение количества российских школьников, которые ежедневно употребляют фрукты (2001 г. -26,8 %, 2013 г. - 35,7 %); уменьшение доли детей, потребляющих безалкогольные сахаросодержащие напитки (2005 г. - 26,2 %, 2013 г. - 10,8 %), проводящих у телевизора два часа в день и более (2005 г. -73,0 %, 2013 г. - 60,0 %).

В 2013/2014 гг., по сравнению с предыдущим периодом, уменьшается доля российских школьников, которые завтракают каждый учебный день (2005 г. - 61,2 %, 2013 г. - 59,3 %), чистят зубы чаще одного раза в день (1997 г. - 63,7 %, 2013 г. -57,3 %). Наблюдается значительный рост количества подростков, которые используют ежедневно компьютер в течение двух часов и более (2005 г. -19,8 %, 2013 г. - 57,7 %).

В отношении форм поведения, сопряженных с риском, прослеживаются следующие позитивные тенденции: с 2005 г. уменьшилось количество школьников, которые курят еженедельно (2005 г. -14,7 %, 2013 г. - 8,7 %), снизился процент подростков, еженедельно употребляющих алкоголь (2005 г. -16,7 %, 2013 г. - 6,2 %), сократилось число подростков, имеющих два случая опьянения и более (2005 г. -20,5 %, 2013 г. - 6,7 %), снизилось количество драк среди школьников (2005 г. - 18,3 %, 2013 г. - 12,7 %).

Таблица 3

Тенденции поведенческих факторов, влияющих на здоровье, в динамике лет среди российских

подростков в возрасте 11, 13 и 15 лет

Показатель Среднее значение (%) N х2 d Р Хл.т. d= 1 р X2 -Х^лт. Линейная тенденция выявлена

1993 1997 2001 2005 2009 2013

Нравится школа - 19,3 15,5 19,3 24,0 27,5 30 274 306,5 3 <0,001 306,0 <0,001 0,5 2001-2013

Тяжесть школьной нагрузки - - 30,8 32,2 31,2 28,0 26 223 25,0 2 <0,001 22,9 <0,001 2,1 2005-2013

Оценивают свое здоровье как плохое - - 31,7 26,3 19,7 17,0 26 223 438,7 3 <0,001 429,9 <0,001 8,8 -

Множественные жалобы на здоровье - - 31,7 37,0 34,5 32,7 26 223 26,0 2 <0,001 25,8 <0,001 0,2 2005-2013

Удовлетворенность жизнью - - 76,3 79,5 82,3 82,2 26 223 70,5 2 <0,001 70,4 <0,001 0,1 2001-2009

Избыточная масса тела - - - 9,8 11,7 19,7 18 122 267,4 2 <0,001 237,2 <0,001 30,2 -

Считают себя слишком полными - - 9,3 10,8 15,0 26,3 26 223 816,4 3 <0,001 692,7 <0,001 123,7 -

Травмы, потребовавшие медицинского вмешательства* - - 36,3 35,3 39,3 39,7 13 902 17,6 2 <0,001 15,0 <0,001 2,6 2005-2013

Ежедневный завтрак - - 68,7 61,2 61,7 59,3 26 223 154,5 3 <0,001 111,8 <0,001 42,7 -

Ежедневное употребление фруктов - - 26,8 29,3 33,3 35,7 26 223 135,6 3 <0,001 134,1 <0,001 1,5 2001-2013

Ежедневное употребление безалкогольных напитков - - 21,7 26,2 23,0 10,8 26 223 433,7 2 <0,001 390,0 <0,001 43,7 -

Гигиена полости рта 38,3 63,7 61,3 60,7 57,3 54,3 34 333 107,4 4 <0,001 101,1 <0,001 6,3 1997-2013

Проводят перед экраном ТВ два часа в день и более - - - 73,0 67,0 60,0 18 122 234,7 2 <0,001 234,3 <0,001 0,4 2005-2013

Проводят перед экраном компьютера два часа в день и более - - - 19,8 51,8 57,7 18 122 2324,1 2 <0,001 2063,6 <0,001 260,5 -

Еженедельное курение 10,1 11,4 12,4 14,7 9,2 8,7 34 333 61,2 145,4 3 2 <0,001 <0,001 58,9 123,1 <0,001 <0,001 2,3 22,3 1993-20052005-2013

Еженедельное употребление алкоголя 9,8 13,5 14,7 16,7 8,3 6,2 34 333 106,5 396,9 3 2 <0,001 <0,001 102,1 363,2 <0,001 <0,001 4,3 33,7 1993-20052005-2013

Случаи опьянения 8,0 13,3 19,3 20,5 13,3 6,7 34 333 376,4 467,7 3 2 <0,001 <0,001 345,2 467,5 <0,001 <0,001 31,2 0,2 1993-20052005-2013

Участие в драках - - 18,3 18,3 15,2 12,7 26 223 75,2 2 <0,001 74,9 <0,001 0,3 2005-2013

Становились жертвами издевательств в школе - - 17,7 16,3 17,8 18,8 26 223 13,8 2 <0,001 13,7 <0,001 0,1 2005-2013

Участвовали в издевательствах над другими детьми* - - 11,3 13,0 13,0 13,3 13 902 8,6 3 0,03 6,1 0,013 2,5 2001-2013

П р и м е ч а н и е : * - данные приводятся для девочек.

В 2013/2014 гг. можно отметить и ряд негативных тенденций: увеличилось число подростков, подвергшихся издевательствам (2005 г. - 16,3 %, 2013 г. - 18,8 %), и количество девушек, участвующих в издевательствах над другими детьми в школах (2001 г. - 11,3 %, 2013 г. - 13,3 %).

Различия между показателями в РФ и другими странами. Различия в особенностях состояния здоровья и его социальных детерминант наблюдаются между странами. За время проведения исследований HBSC стало возможным отследить развитие особенностей здоровья и образа жизни в контексте политических и экономических перемен. Российские

школьники имеют худшие показатели в отношении здоровья, чем большинство сверстников из других зарубежных стран.

По сравнению со сверстниками из других зарубежных стран российские школьники 11 и 13 лет реже сообщают, что им нравится школа, считают свои школьные успехи хорошими; большинство 11- 13-и 15-летних подростков не считают своих одноклассников добрыми и отзывчивыми и чаще общаются с друзьями по электронным средствам связи (табл. 4).

Российские школьники чаще оценивают свое здоровье как плохое; меньше удовлетворены своей жизнью; у 11- и 15-летних высока распространен-

Таблица 4

Положение РФ по отношению к другим странам, принимающим участие в обследовании НВ8С

Показатель Положение РФ по отношению к другим странам, принимающим участие в обследовании Примечание

Нравится школа Неблагоприятное 11,13 лет

Высокая самооценка успеваемости Неблагоприятное 11,13 лет

Одноклассники добрые и отзывчивые Неблагоприятное 11-15 лет

Общение с помощью ЭСС Неблагоприятное 11-15 лет

Оценивают свое здоровье как плохое Неблагоприятное 11-15 лет

Удовлетворенность жизнью Неблагоприятное 11-15 лет

Травмы, потребовавшие медицинского вмешательства Неблагоприятное 11,15 лет

Избыточная масса тела Благоприятное 13,15 лет

Считают себя слишком полными Благоприятное 11-15 лет

Действия, направленные на снижение веса Промежуточное 11-15 лет

Ежедневный завтрак Промежуточное 11-15 лет

Ежедневное употребление фруктов Неблагоприятное 11,13 лет

Ежедневное употребление сладостей Неблагоприятное 2013 г.; 11,13 лет

Ежедневное употребление сахаросодержащих напитков Благоприятное 2013 г.; 11,13 лет

Гигиена полости рта Неблагоприятное 2009-2013 гг.; 11-15 лет

Ежедневная умеренная физическая активность Неблагоприятное 11 лет

Проводят перед экраном компьютера два часа в день и более Неблагоприятное 2013 г.; 11-15 лет

Компьютерные игры в течение двух часов в день и более Неблагоприятное 11 лет

Еженедельное курение Неблагоприятное 11, 13 лет

Еженедельное употребление алкоголя (пиво, вино, слабоалкогольные напитки) Неблагоприятное 13 лет

Состояние опьянения два раза и более Благоприятное 15

Участие в драках Неблагоприятное 11-15 лет

Становились жертвами издевательств в школе Неблагоприятное 11-15 лет

Участвовали в издевательствах над другими детьми Неблагоприятное 11-15 лет

ность серьезного травматизма. Однако меньше по сравнению с иностранными подростками страдают избыточной массой тела и ожирением и реже считают себя «слишком полными» и прибегают к способам снижения веса.

По сравнению с зарубежными сверстниками российские подростки реже употребляют фрукты каждый день (11- и 13-летние), чистят зубы более одного раза в день (11- и 15-летние), имеют достаточную физическую активность (11-летние). Чаще, чем иностранные школьники, употребляют ежедневно сладости (11- и 13-летние), проводят время перед устройствами, оснащенными экраном.

У российских подростков младших возрастов формы поведения, сопряженные с риском, более распространены: они чаще сообщают о еженедельном курении (11- и 13-летние) и употреблении алкоголя (пива, вина, слабоалкогольных напитков) (13-летние). Российские школьники намного агрессивнее своих сверстников из стран Европы и Северной Америки, о чем свидетельствует высокая распространенность драк, буллинга среди российских подростков.

Выводы. Мероприятия, направленные на укрепление здоровья и благополучие юношей и деву-

шек, необходимо разрабатывать, ориентируясь на различные возрастные группы. Следует направить большие усилия по формированию здорового образа жизни на подростков младшей возрастной группы. Наиболее адекватной точкой приложения усилий в реализации этих мер является школа, поскольку в ней возможно объединить знания и умения учителей и медицинского персонала1 [23, 24].

Наблюдаемые различия свидетельствуют о том, что стратегии по укреплению здоровья и профилактике болезней следует ориентировать отдельно на мальчиков и отдельно на девочек. Многие рискованные формы поведения более распространены среди мальчиков, поэтому профилактические мероприятия следует больше ориентировать на них. Необходимо тщательно отслеживать потенциальное увеличение показателей, связанных с рискованным поведением, среди девочек, которое может возникнуть в результате гендерной конвергенции.

За последнее десятилетие наметились положительные тенденции в распространенности поведенческих факторов риска, однако по сравнению со сверстниками из большинства зарубежных стран российские подростки более негативно воспринимают

1 Гармонизация европейских и российских подходов к теории и практике оценки качества медицинской помощи обучающимся в образовательных организациях. Концепция оценки качества медицинской помощи обучающимся: руководство / под ред. В.Р. Кучмы. - М.: ФГАУ НЦЗД Минздрава России, 2016. - 85 с.

школьную среду, чаще оценивают свое здоровье как плохое, меньше удовлетворены своей жизнью, реже употребляют фрукты, меньше уделяют внимания гигиене полости рта, ведут малоподвижный образ жизни. Среди подростков младшей возрастной группы формы поведения, сопряженные с риском (табакокурение, употребление алкоголя, агрессивное поведение), более распространены.

При создании программ по формированию здорового образа жизни следует учитывать возрастные,

гендерные различия, тенденции в отношении поведенческих факторов риска, меняющиеся с течением времени, которые можно объективно оценивать с помощью международного опросника «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья».

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Список литературы

1. Баранов А.А. Состояние здоровья детей Российской Федерации // Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. -2012. - Т. 91, № 3. - С. 9-14.

2. Альбицкий В.Ю., Зелинская Д.И., Терлецкая Р.Н. Заболеваемость детей и инвалидность // Российский педиатрический журнал. - 2014. - № 10. - С. 32-35.

3. Гончарова О.В., Соколовская Т.А. Заболеваемость детей 0-14 лет в Российской Федерации: лонгитудинальное и проспективное исследования // Медицинский совет. - 2014. - № 6. - С. 6-8.

4. Оценка качества информации о здоровье детей в России: межрегиональное сравнение и классификация / Ж.В. Гудинова, Г.Н. Жернакова, С.С. Болотова, И.В. Гегечкори // Гигиена и санитария. - 2015. - Т. 94, № 3. - С. 77-82.

5. Популяционное здоровье детского населения, риски здоровью и санитарно-эпидемиологическое благополучие обучающихся: проблемы, пути решения, технологии деятельности / В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, И.К. Рапопорт, Е.И. Шубочкина, Н.А. Скоблина, О.Ю. Милушкина // Гигиена и санитария. - 2017. - Т. 96, № 10. - С. 990-995.

6. Child health in the European Union / A. Cattaneo, L. Cogoy, A. Macaluso, G. Tamburlini. - Luxemburg: European Commission, 2012. - 134 p.

7. Health complaints among adolescents in Norway: A twenty-year perspective on trends [Электронный ресурс] / T. Potrebny, N. Wiium, A. Haugstvedt, R. Sollesnes, T. Torsheim, B. Wold, F. Thuen. - URL: https://journals.plos.org/ plosone/article? id=10.1371/journal.pone.0210509 (дата обращения: 21.02.2019).

8. Куинджи Н.Н., Зорина И.Г. Опыт применения социально-гигиенического мониторинга в гигиене детей и подростков // Гигиена и санитария. - 2012. - Т. 91, № 4. - С. 53-57.

9. Здоровье-2020: основы европейской политики в поддержку действий всего государства и общества в интересах здоровья и благополучия [Электронный ресурс]. - Копенгаген: Европейское региональное бюро ВОЗ, 2013. - URL: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0018/215433/Health2020-Short-Rus.pdf? ua=1 (дата обращения: 14.04. 2019).

10. Милушкина О.Ю. Физическое развитие и образ жизни современных школьников // Вестник Российского государственного медицинского университета. - 2013. - № 3. - С. 68-71.

11. Образ жизни учащихся специализированных образовательных учреждений / Э.Р. Валеева, Г.Р. Акберова, Д.Ю. Кладов, А.И. Зиятдинов // Гигиена и санитария. - 2014. - Т. 93, № 4. - С. 93-95.

12. Стратегия «Здоровье и развитие подростков России» (гармонизация европейских и российских подходов к теории и практике охраны и укрепления здоровья подростков): монография / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.С. Намазо-ва-Баранова, Л.М. Сухарева, Л.М. Рапопорт [и др.]. - М.: ПедиатрЪ, 2014. - 112 с.

13. WHO Regional Office for Europe. Health for the World's Adolescents. A second chance in the second decade. -Copenhagen: WHO Regional Office for Europe, 2012. - 36 р.

14. Кучма В.Р., Соколова С.Б. Поведенческие риски, опасные для здоровья школьников XXI века: монография. -М.: ФГАУ НМИЦ здоровья детей Минздрава России, 2017. - 170 с.

15. Quon E.C., McGrath J.J. Community, family, and subjective socioeconomic status: Relative status and adolescent health // Health Psychol. - 2015. - Т. 34, № 6. - Р. 591-601.

16. Trends in health complaints from 2002 to 2010 in 34 countries and their association with health behaviours and social context factors at individual and macro-level / V. Ottova-Jordan, O.R. Smith, L. Augustine, I. Gobina, K. Rathmann, T. Torsheim [et al.] // Eur. J. Pub. Health. - 2015. - № 25. - Р. 83-89.

17. Kim H.H.S., Chun J. Analyzing multilevel factors underlying adolescent smoking behaviors: the roles of friendship network, family relations, and school environment // Journal of School Health. - 2018. - Vol. 88, № 6. - Р. 434-443. DOI: 10.1111/josh.12630

18. Health Behaviour in School-aged Children (HBSC) study: international report from the 2013/2014 survey [Электронный ресурс]. - World Health Organization. - URL: http: //www.euro.who.int/en/health-topics/Life-stages/child-and-adolescent-health/health-behaviour-in-school-aged-children-hbsc/hbsc-international-reports/growing-up-unequal.-hbsc-2016-study-20132014-survey (дата обращения: 14.04. 2019).

19. Гржибовский А.М. Анализ номинальных данных (независимые наблюдения) // Экология человека. - 2008. -№ 6. - С. 58-68.

20. Гржибовский А.М. Анализ порядковых данных // Экология человека. - 2008. - № 8. - С. 56-62.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Adolescence and the social determinants of health / R.M. Viner, E.M. Ozer, S. Denny, M. Marmot, M. Resnick, A. Fatusi [et al.] // Lancet. - 2012. - Vol. 9826, № 379. - Р. 1641-1652.

22. Love and Dating Patterns for Same-and Both-Gender Attracted Adolescents Across Europe / A. Kolto, H. Young, L. Burke, N. Moreau, A. Cosma, J. Magnusson [et al.] // Journal of Research on Adolescence. - 2018. - Vol. 28. - P. 772-778. DOI: 10.1111/jora.12394

23. Eccles J.S., Roeser R.W. Schools as developmental contexts during adolescence // J. Res. Adolesc. - 2011. - T. 21, № 1. - P. 225-241.

24. Education system stratification and health complaints among school-aged children / B. Högberg, M. Strandh, S. Petersen, K. Johansson // Social Science & Medicine. - 2018. - Vol. 220. - P. 159-166. DOI: 10.1016/j.socscimed.2018.11.007

Кучма В.Р., Соколова С.Б. Основные тренды поведенческих рисков, опасных для здоровья // Анализ риска здоровью. - 2019. - № 2. - С. 4-13. БОТ: 10.21668/НеаИкпзк/2019.2.01

BASIC TRENDS IN BEHAVIORAL HEALTH RISKS V.R. Kuchma, S.B. Sokolova

National Medical Research Center for Children's Health, 1 Bldg., 2 Lomonosov Avenue, Moscow, 119991, Russian Federation

A scope of research entitled Health Behavior in School-Aged Children [HBSC] allowed to obtained data for further analysis and systematization; there were some basic trends in behavioral risks revealed as a result which were hazardous for health of schoolchildren in Russia aged 11, 13, and 15. We applied data taken from reports on international HBSC research conducted in 1993, 1997, 2001, 2005, 2009, and 2013. All the data were statistically processed with non-parametric analysis. We compared risk factors prevalence among children aged 11, 13, and 15; among boys and girls; over time dynamics; factors revealed in different countries. We detected both age and gender peculiarities in behavioral factors that influenced health; there were also discrepancies in their prevalence taken in dynamics over years and differences between children of the same age living in Russia and abroad. A lot of risky behavioral patterns are more widely spread among boys. Since 1993 there has been a growth in parameters related to risky behaviors among girls in Russia. Over the last ten years there have been positive trends in behavioral risk factors prevalence. However, when compared with their foreign counterparts, Russian teenagers perceive their school environment more negatively; they more frequently tend to estimate their health as "being bad"; they are less satisfied with their lives; they less frequently consume fruit and pay less attention to oral cavity hygiene; they tend to be physically inactive. Risky behavioral patterns such as smoking, alcohol intake, or aggressive behavior, are more widely spread among younger teenagers. When creating programs aimed at establishing healthy lifestyle, it is necessary to take into account age and gender differences, as well as trends related to behavioral risk factors which change over time and which can be objectively assessed with an international questionnaire entitled Health Behavior in School-Aged Children.

Key words: children and teenagers hygiene, behavioral risk, non-parametric analysis, time dynamics, gender difference, healthy lifestyle, international questionnaire.

1. Baranov A.A. Sostoyanie zdorov'ya detei Rossiiskoi Federatsii [Children health in the Russian Federation]. Pediatriya zhurnal im. G.N. Speranskogo, 2012, vol. 91, no. 3, pp. 9-14 (in Russian).

2. Al'bitskii V.Yu. Zabolevaemost' detei i invalidnost' [Incidence and disability among children]. Rossiiskii pedi-atricheskii zhurnal, 2014, no. 10, pp. 32-35 (in Russian).

3. Goncharova O.V., Sokolovskaya T.A. Morbidity among children aged 0-14 years in the Russian Federation: longitudinal and prospective studies. Meditsinskii sovet, 2014, no. 6, pp. 6-8 (in Russian).

4. Gudinova Zh.V., Zhernakova G.N., Bolotova S.S., Gegechkori I.V. Assessment of the quality of information on the health of children in Russia: interregional comparisons and classification. Gigiena i sanitariya, 2015, vol. 94, no. 3, pp. 77-82 (in Russian).

© Kuchma V.R., Sokolova S.B., 2019

Vladislav R. Kuchma - Corresponding Member of the RAS, Doctor of Medical Sciences, Professor, Deputy Director responsible for research, Head of the Scientific Research Institute for Children Health Protection and Hygiene "National Medical Research Center for Children Health" of the Russian Federation Public Healthcare Ministry (e-mail: info@niigd.ru; tel.: +7 (495) 917-48-31; ORCID: http://orcid.org/0000-0002-1410-5546).

Svetlana B. Sokolova - Candidate of Medical Sciences, Leading researcher (e-mail: s-s-b@mail.ru; tel.: +7(495) 917-48-31; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5895-4577).

UDC 613.956

DOI: 10.21668/health.risk/2019.2.01.eng

Read online

References

5. Kuchma V.R., Sukhareva L.M., Rapoport I.K., Shubochkina E.I., Skoblina N.A., Milushkina O.Yu. Population health of children, risks to health and sanitary and epidemiological wellbeing of students: problems, ways of solution and technology of the activity. Gigiena i sanitariya, 2017, vol. 96, no. 10, pp. 990-995 (in Russian).

6. Cattaneo A., Cogoy L., Macaluso A., Tamburlini G. Child health in the European Union. Luxemburg, European Commission Publ., 2012, 134 p.

7. Potrebny T., Wiium N., Haugstvedt A., Sollesnes R., Torsheim T., Wold B., Thuen, F. Health complaints among adolescents in Norway: A twenty-year perspective on trends. Available at: https://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0210509 (21.02.2019).

8. Kuindzhi N.N., Zorina I.G. Experience of application of social hygienic monitoring in hygiene of children and adolescents and the lessons resulting from it. Gigiena i sanitariya, 2012, vol. 91, no. 4, pp. 53-57 (in Russian).

9. Health 2020: a European policy framework supporting action across government and society for health and well-being.Copenhagen, WHO Regional Office for Europe, 2013. Available at: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/ 0006/199536/Health2020-Short.pdf?ua=1 (14.04.2019).

10. Milushkina O.Yu. Physical Development and Lifestyle of Today's Schoolchildren. Vestnik Rossiiskogo gosu-darstvennogo meditsinskogo universiteta, 2013, no. 3, pp. 68-71 (in Russian).

11. Valeeva E.R., Akberova G.R., Kladov D.Yu., Ziyatdinov A.I. Lifestyle of the students of specialized educational institutions and lyceum. Gigiena i sanitariya, 2014, vol. 93, no. 4, pp. 93-95 (in Russian).

12. Baranov A.A., Kuchma V.R., Namazova-Baranova L.S., Sukhareva L.M., Rapoport I.K. [et al]. Strategiya «Zdorov'e i razvitie podrostkov Rossii» (garmonizatsiya evropeiskikh i rossiiskikh podkhodov k teorii i praktike okhrany i ukrepleniya zdorov'ya podrostkov): Monografiya ["Health and development of teenagers in Russia (strategy)" (harmonizing European and Russian approaches to theoretical and practical aspects related to protecting and improving teenagers' health): a monograph]. Moscow, Izdatel'stvo «Pediatr» Publ., 2014, 112 p. (in Russian).

13. WHO Regional Office for Europe. Health for the World's Adolescents. A second chance in the second decade. Copenhagen, WHO Regional Office for Europe, 2012, 36 p.

14. Kuchma V.R., Sokolova S.B. Povedencheskie riski, opasnye dlya zdorov'ya shkol'nikov XXI veka [Behavioral health risks for schoolchildren in the 21st century: a monograph]. Moscow, FGAU «NMIC zdorov'ya detey» Minzdrava Rossii Publ., 2017, 170 p. (in Russian).

15. Quon E.C., McGrath J.J. Community, family, and subjective socioeconomic status: Relative status and adolescent health. Health Psychol, 2015, vol. 34, no. 6, pp. 591-601.

16. Ottova-Jordan V., Smith O.R., Augustine L., Gobina I., Rathmann K., Torsheim T. [et al]. Trends in health complaints from 2002 to 2010 in 34 countries and their association with health behaviours and social context factors at individual and macro-level. Eur. J. Pub. Health, 2015, no. 25, pp. 83-89.

17. Kim H.H.S., Chun J. Analyzing multilevel factors underlying adolescent smoking behaviors: the roles of friendship network, family relations, and school environment. Journal of School Health, 2018, vol. 88, no. 6, pp. 434-443. DOI: 10.1111/josh.12630

18. Health Behaviour in School-aged Children (HBSC) study: international report from the 2013/2014 survey. World Health Organization. Available at: http://www.euro.who.int/en/health-topics/Life-stages/child-and-adolescent-health/health-behaviour-in-school-aged-children-hbsc/hbsc-international-reports/growing-up-unequal.-hbsc-2016-study-20132014-survey (14.04.2019).

19. Grjibovski A.M. Analysis of nominal data (independent observations). Ekologiya cheloveka, 2008, no. 6, pp. 58-68 (in Russian).

20. Grjibovski A.M. Analysis of ordinal data. Ekologiya cheloveka, 2008, no. 8, pp. 56-62 (in Russian).

21. Viner R.M., Ozer E.M., Denny S., Marmot M., Resnick M., Fatusi A. [et al]. Adolescence and the social determinants of health. Lancet, 2012, vol. 9826, no. 379, pp. 1641-1652.

22. Kolto A., Young H., Burke L., Moreau N., Cosma A., Magnusson J. [et al]. Love and Dating Patterns for Same-and Both-Gender Attracted Adolescents Across Europe. Journal of Research on Adolescence, 2018, vol. 28, pp. 772-778. DOI:10.1111/jora.12394

23. Eccles J.S., Roeser R.W. Schools as developmental contexts during adolescence. J. Res. Adolesc, 2011, vol. 21, no. 1, pp. 225-241.

24. Hogberg B., Strandh M., PetersennS., Johansson K. Education system stratification and health complaints among school-aged children.Social Science & Medicine, 2018, vol. 220, pp. 159-166. DOI: 10.1016/j.socscimed.2018.11.007

Kuchma V.R., Sokolova S.B. Basic trends in behavioral health risks. Health Risk Analysis, 2019, no. 2, pp. 4-13. DOI: 10.21668/health.risk/2019.2.01. eng

Получена: 07.05.2019 Принята: 30.05.2019 Опубликована: 30.06.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.