Научная статья на тему 'Здоровье и образ жизни молодежи'

Здоровье и образ жизни молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4317
406
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / САМОСОХРАНЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / HEALTH / WAY OF LIFE / SELF-PRESERVATION OF INDIVIDUALS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шклярук В. Я.

В статье рассматривается здоровье личности, особенности здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH AND LIFESTYLE OF YOUNG PEOPLE

The paper deals with the issues of personal health and distinctive attributes of healthy lifestyle.

Текст научной работы на тему «Здоровье и образ жизни молодежи»

социология

УДК 316728 В.Я. Шклярук

ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗ ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ

В статье рассматривается здоровье личности, особенности здорового образа жизни. Ключевые слова: здоровье, образ жизни, самосохранение личности.

V.Ya. Shklyaruk

HEALTH AND LIFESTYLE OF YOUNG PEOPLE

The paper deals with the issues of personal health and distinctive attributes of healthy lifestyle. The Key words: health, way of life, self-preservation of individuals.

Студенческая молодежь играет особую роль на современном этапе развития нашего общества. Она является и фактором политического баланса, и олицетворяет собой воспроизводственный потенциал нации. От состояния здоровья молодежи зависит и самое близкое будущее страны, и историческая перспектива России. Численность студентов в российских вузах, считая все формы обучения, на протяжении 1990-х гг. росла довольно быстрыми темпами и к началу 2002 г достигла почти 5 млн человек [1].

Борьба за здоровье в условиях все ухудшающейся экологии, постоянного стресса, больших психофизических нагрузок представляет собой важнейший фактор, определяющий жизнь нового тысячелетия. Мы полностью согласны с мнением И. Соковни-Семеновой о том, что «мир вступил в эру больших скоростей, и система ценностей меняется очень быстро. Бриллианты упали в цене на мировом рынке, несколько возросла цена информации. И только один показатель стабильно держится на самой верхней точке всемирной системы ценностей - Счастье Здорового Человека» [12, с. 4].

Отметим, что в подавляющем большинстве научных исследований абсолютное здоровье - не более чем абстракция. Здоровье человека монополизировано медициной. Поэтому наибольшее распространение получила дефиниция, данная Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье - состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [10, с. 71]. А.Г Щедрина предлагает такую формулировку: «Здоровье - это целостное многомерное динами-

ческое состояние (включая его позитивные и негативные показатели), которое развивается в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяет человеку осуществлять его биологические и социальные функции» [15, с. 17].

Здоровье имеет многоуровневую структуру Фундаментом его являются биологические и генетические предпосылки, среднюю часть составляют психическое и соматическое развитие, а высший уровень определяется отношением индивида к жизни. Этот экзистенциальный уровень отражает самочувствие человека, его работоспособность и адаптивность. Из данных формулировок следует, что здоровье является нормальным психологическим состоянием и способностью человека оптимально удовлетворять систему витальных, духовных, идеальных, информационных, социальных, индивидуальных и коллективных потребностей. Данные определения показывают, что здоровье формируется по мере развития организма. Реализуется ли данная программа, зависит от конкретных биологических и социальных факторов (т.е. окружающей биологической среды и социального влияния), под влиянием которых будет жить и развиваться человек.

Для России вопросы сохранения здоровья общества в целом, его различных социально-демографических групп и в особенности нового поколения приобрели остроту в связи с происходящими в стране социальными изменениями, резким снижением уровня жизни, а также в силу необходимости предотвращения деградации нации, обеспечения заботы о молодом поколении и поиска внутренних резервов поддержания здоровья,

так как влияние внешних защитных факторов (экономических, социально-политических) ослабло [14, с. 75]. Концепция нового человека предъявляет сегодня требо -вания и к самому человеку как регулятору своего здоровья, участнику его формирования. Самооценка служит важным индикатором состояния и динамики здоровья в дополнение к объективным медицинским ис-следованиям.

Российская наука с 1990-х гг. пытается выделить индивидуальное и общественное здоровье в качестве объекта самостоятельной социологической теории. Термин «социология медицины», по убеждению Е.В. Дмитриевой, ограничивает проблемное поле рамками медицины в лучшем случае здравоохранением. Индивид, его здоровье, представления, национальные и культурные традиции отношения к здоровью, образу жизни, социальному окружению упоминаются, но не являются фокусом исследований. Большинство определений предмета «социология медицины» все же сходится в том, что она представляет собой анализ медицины (можно предположительно считать это следствием изучения данной дисциплины преимущественно в медицинских вузах). «Возник и термин социология здоровья как специальная ветвь социологии, которая исследует комплекс факторов, связанных с трудом, бытом, отдыхом, образом жизни, способствующих укреплению (разрушению) здоровья индивида; в сферу ее интересов попадают взаимосвязи и взаимодействия человека с социальной средой по поводу здоровья» [3, с. 52].

На сегодняшний день одним из приоритетных направлений в государственной политике России считается поворот населения к образу жизни, способствующему сохранению и укреплению здоровья, приобщению к ценностям здорового образа жизни. И на этом сложном пути необходимо предоставление молодежи выбора жизненных дорог, которые ведут к здоровью, счастью человека. На наш взгляд, нынешнее общество все больше воспринимается людьми как поле битвы за сугубо личные интересы. Принимая и поддерживая главные базовые ценности (семья, нравственность, закон и порядок, свобода, стабильность, интересная профессия), молодежь выдвигает на первое значимое место материальное благополучие даже в ущерб здоровью. У нее не сформировано общее ценностное поле: нет сфер жизни, однозначно значимых или не значимых для большинства. Не проявилось и ярких различий в жизненной ориентации в зависимости от пола, возраста, образования [11, с. 106]. Не выявлено каких-либо специфических «ценностей поколения». В отличие от старших поколений, которые знали, как «должно быть», современные молодые люди имеют более разнообразные взгляды, приоритеты и предпочтения (среди которых, однако, преобладают материальные блага). При этом современную молодежь отличает более позитивный, чем у старшего поколения, настрой: они практически не жалуются, в большей степени рассчитывают на себя, нежели на помощь извне (особенно от государства). Менее всего молодые люди интересуются жизнью общества и политикой. Сегодня наряду с другими обстоятельствами демографические факторы объективно предопределяют противоречивое соотношение таких сложных процессов, как духовное ста-

новление, физическое развитие, обретение большей социально-экономической самостоятельности и профессиональной зрелости молодых людей.

По нашему мнению, критикуемое сегодня советское общество все же было относительно целостным образованием, что, конечно, не исключало в нем разного рода конфликтов и идейных расхождений (особенно в последний период его существования). Анализ ценностных систем показал, что поколение родителей, в отличие от старшего в целом, неоднородно, но имеет схожие социальные характеристики, определяемые социалистической системой. В ценностной системе родителей в равной мере присутствуют как интегративные ценности, предназначение которых - консолидация поведения внутри социальной общности, так и дифференцирующие ценности, выявляющие индивидуальные особенности личностей. Кроме того, проявляется несформированность общей системы ценностей родителей. Об этом свидетельствуют данные, характеризующие блок социальных ценностей: по ряду позиций отсутствует однозначность восприятия и трактовки отдельных ценностей [2, с. 101]. Но общие духовные черты, характеристики правовой, политической, экономической, технической культуры можно было отметить у представителей всех слоев и групп населения. Вместе с тем социальная политика сформировала уровень культуры самосохранения населения немного ниже стандартов развитых стран. Здоровье стало инструментальной ценностью, средством достижения важных жизненных целей при отсутствии других социальных ресурсов.

В отечественной науке неоправданно долго доминировали клинические теоретико-методологические подходы к изучению здоровья населения. Клиническая концепция основана на изучении общественного здоровья посредством медицинских осмотров. Роль субъективной оценки здоровья недооценивалась. Здоровье трактовалось как понятие, обозначающее физическое состояние человека. Объектом изучения в таких исследованиях являются носители нормальных и патологических с точки зрения физиологии состояний. Социологический ракурс исследований здоровья фиксирует в качестве основных объектов изучения не просто факторы, воздействующие на здоровье, а семантические поля, проявляющие те или иные социальные критерии, совокупность значений и смыслов, с помощью которых индивид обозначает свое социальное присутствие и место в социальном пространстве. Здоровье рассматривается как социальный ресурс индивидов или отдельных групп, обнаруживающий себя в процессах социального взаимодействия. Поведение индивида в сфере здоровья мы определяем как само-сохранительное (синонимы - витальное, здоровьесо-хранительное) и характеризуем как систему действий и отношений, опосредующих здоровье и продолжительность жизни индивида [4, с. 66].

Формирование культуры самосохранения пред -ставляется важнейшей целью социальной политики. Уровень культуры самосохранения определяет ранг здоровья в личной структуре жизненных ценностей, инициирует активность в отношении к здоровью, позволяет исключать из жизни факторы риска заболеваемости благодаря грамотности и информированно-

сти, в том числе и в области знаний о здоровом образе жизни.

Ссылаясь на уровень культуры сомосохранения, необходимо привести некоторые результаты исследований О.С. Мясниковой о социально-экологических рисках от электромагнитного воздействия сотовой связи на детей. Вопрос об опасности онкологических заболеваний при пользовании сотовым телефоном был по -ставлен в 1990 гг [7, с. 119].

Международные проект Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по ЭМП сделал обзор послед -ствий воздействия статических полей высокой напряженности на здоровье и подчеркнул важность защиты здоровья детей и беременных женщин [7, с. 119].

По мнению членов Российского национального комитета по защите от ионизирующих излучений, у детей, использующих мобильные телефоны, следует ожидать следующей возможной ближайшие расстройства: ослабление памяти, снижение внимания, умственных и познавательных способностей, раздражительность, нарушение сна, склонность к стрессовым реакциям, повышение эпилептической готовности [7, с. 120].

Возможные отрицательные последствия использования сотовых телефонов приведут к существенному ухудшению здоровья в возрасте 20 - 30 лет и деграда-ционным процессам к 50 - 60 годам.

Главным контролером использования сотовых телефонов детьми могут стать только родители и в определенной степени педагоги, социальные работники, психологи.

В настоящее время сложились различные социологические стратегии изучения здорового образа жизни: социоструктурный подход (Е. Дмитриева, Л. Геращенко, Б. Юдин), социокультурный подход (Л. Сабурова, Л. Шилова, Ф. Смирнов), анализ социальных практик (Л. Иванова, К. Хабибуллин, Л. Цыпленкова).

Социоструктурный подход предполагает выделение и анализ интегральных компонентов в категории «здоровый образ жизни», определение механизмов их взаимодействия и взаимовлияния.

Представители социокультурного исследовательского направления фиксируют внимание на выявлении тех компонентов культуры, которые в той или иной степени воздействуют на образ жизни. Авторы подчеркивают влияние на сферу здоровья человека исторически сформировавшихся систем ценностей данного общества, социальных нормативов и традиций. Здоровый образ жизни рассматривается в контексте принятого в культуре распределения ролевых функций, закрепленных за половыми, возрастными и другими группами населения. Интерес представляют попытки содержательной интерпретации образов здоровья у различных социальных групп (Л. Сабурова), анализа гендерных особенностей самосохранительного поведения (Л. Шилова).

Большой эвристический потенциал для анализа здорового образа жизни содержит концепция «epimeleia / cura sui» («забота о самом себе»), развиваемая М. Фуко [13, с. 480], фиксирующая, по его мнению, историю практических применений субъективности. По мысли М. Фуко, существует принцип, согласно которому необходимость проявлять заботу о самом себе является основой рационального поведения в любой форме ак-

тивной жизни, стремящейся отвечать принципу духовной рациональности. Смысловое содержание концепции «epimeleia» конкретизируется следующими позициями: во-первых, это тема некоего общего отношения, своеобразный взгляд на мир, манера действовать, вступать в отношения с другими людьми; во-вторых, это определенные формы рефлексии; в-третьих, это определенный образ действий субъекта по отношению к себе, а именно действие, которым он проявляет заботу о самом себе, изменяет, очищает, преобразует и преображает себя.

Чертой многих современных исследований социальных процессов и явлений становится использование междисциплинарного подхода, в частности социально-психологических понятий. Речь идет о «социальном настроении», «социальных перцепциях», «социальных чувствах» и, наконец, «социальном самочувствии». Указанные термины, выходя за рамки чисто психологического рассмотрения, предполагают анализ не только психологических, но и социальных характеристик. Эти обстоятельства во многом определили наш исследовательский выбор - обращение к анализу социального самочувствия молодежи [9, с. 50].

Необходимо рассмотреть наполнение понятия «здоровый образ жизни студенческой молодежи». Образ жизни студента есть не что иное, как определенный способ интеграции его потребностей и соответствующей им деятельности, сопровождающих ее переживаний. Понятие «здоровый образ жизни студенческой молодежи» фиксирует способы активности, посредством которых представители данной группы проявляют заботу о самих себе.

Нередко возникает мнение о том, что особенности образа жизни молодежи и студенчества как ее части -временные, преходящие свойства, которые изживают себя в процессе взросления и интеграции молодых людей в среду взрослых. Последнее десятилетие, для которого характерны изменение функционирования каждой из подсистем общества, разрушение сложившихся традиций, верований, идеологии, что привело к стилевому разнообразию жизни молодежи. В эти годы изменились потребности, ценности, убеждения, традиционные формы жизни, представления о престиже, сформировались новые элиты, возникли совершенно иные социокультурные идентификации. Главной причиной трансформации стиля жизни в постсоветское время стало восприятие поведенческих стереотипов Запада, а также возврат к старинным национальным традициям. Для современного стиля жизни молодых характерен нарастающий разрыв объективной и субъективной культуры. Молодежь, реализуя воспроизводственную, инновационную и трансляционную функции и интегрируясь в общество, занимая различные позиции в его структуре, в какой-то мере воспринимает прежние символические системы, стили жизни, хотя в значительной мере и диверсифицирует их [8, с. 93].

При этом нередко упускается из виду, что определенные черты образа жизни не сводятся к некоему переходному стилю, характерному для студенчества лишь на время пребывания в вузе. «Стиль жизни» характеризует устойчиво воспроизводимые черты, манеры, вкусы, склонности, проявляющиеся в повседневной деятельности индивида или группы, определяемые

потребностями, интересами, мотивами. Он отражает внутреннюю связанность убеждений, оценок, мировоззрения, поведения. Его внешние аспекты, или то, что Т. Веблен называл «демонстративным потреблением» (модная одежда, место отдыха, наличие компьютера, марка машины), символизируют принадлежность к определенному слою молодежи. Именно эти черты накладывают отпечаток на ряд гораздо более значимых процессов и структур в студенческой среде и в обществе в целом. «Кризисные проявления в молодежной среде сегодня - это не перекосы в развитии подрастающего поколения» [7, с. 109 - 115]. Сегодня кризисность достигает масштабов государственной катастрофы, когда негативные процессы приобретают необратимый характер (разрушение генофонда народа, исчерпание демографического ресурса при растущем геополитическом давлении), достигают такой силы, что общество теряет способность противостоять им.

В настоящее время рыночная политика государства ориентирует личность на самостоятельное, конкурентное существование, что предусматривает, помимо прочего, физическую активность, хорошее физическое самочувствие. Физическая активность, являясь одним из системообразующих факторов здорового образа жизни, позволяет молодому человеку реализовать свое право на общественно полезное занятие, вести активную творческую работу, проявить себя как личность, служит «добавляющей силой» карьерных продвижений, необходимым условием для достижения высоких со -циальных позиций, способствует перераспределению времени в пользу досуга. Но коммерциализация досуговой сферы не позволяет многим молодым людям проводить свободное время интересно и с пользой для здоровья (физического и духовного) [6, с. 45].

В социальном плане отношение к физической культуре представляет интерес с двух точек зрения. Во-первых, физкультурная деятельность представляет социально позитивные виды досуга, обеспечивающие активную социализацию молодежи, и способна удовлетворять целый ряд ее социальных потребностей: в саморазвитии, в общении со сверстниками, в личном самоутверждении и уважении со стороны окружающих. Во-вторых, систематические занятия физической культурой являются признанным методом укрепления здоровья, профилактики заболеваний, снижения общей заболеваемости молодежи и связанных с этим общественных потерь (на медицинские услуги, страхование).

Однако помимо инструментального предназначения она обладает конструирующей сущностью, определяющей способ заботы о самом себе, о своем здоровье. Рассмотренные теоретические подходы и объяснительные модели представляются вполне обоснованными и хорошо дополняют друг друга. Их комплексное применение дает возможность представить содержательное наполнение понятия здорового образа жизни студенческой молодежи. Анализ сложившихся теоретических и методологических подходов к изучению социального самочувствия приводит к выводу о том, что это понятие может и должно иметь вполне определенное содержание в практике социологических исследований. Мы рассматриваем социальное самочувствие

как интегральную характеристику реализации жизненной стратегии личности, субъективных ее сторон. Социальное самочувствие понимается как синдром сознания , отражающий соотношение между уровнем притязаний и степенью удовлетворения потребностей субъекта, которые представлены как когнитивные формирования [10, с. 51].

Итак, здоровый образ жизни - многомерное понятие, его состав определяют различные виды социальной активности, направленные на сохранение и под -держание здоровья и максимальной продолжительности жизни. Структурные особенности здорового образа жизни студенческой молодежи обусловлены особой социокультурной ролью студенчества, жесткой связью с его духовной жизнью: системой ценностей и потребностей, социальными установками и интересами. Физическая культура способствует формированию таких личностных качеств, которые позволяют молодому человеку реализовать свое право на общественно полезное занятие, вести активную творческую работу что, в свою очередь, способствует личностной самореализации, является «добавляющей силой» для карьерных продвижений, необходимым условием для занятия высоких социальных позиций, способствует перераспределению времени в пользу досуга. Помимо инструментального значения она обладает конструирующей сущностью, определяющей способ сознательной заботы о самом себе, отражающий ценности и приоритеты индивида и реализующийся в его поведении.

1. Высшее образование в России: 2001: стат. сб. М., 2002.

2. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации // Социс. 2002. № 1.

3. Дмитриева Е.В. Еще раз о понятиях. От социологии медицины к социологии здоровья // Социс. 2003. № 11.

4. Журавлева И.В. Самосохранительное поведение подростков и заболевания, передающиеся половым путем // Социс. 2000. № 5.

5. Журавлева Л.А. Факторы и условия наркотизации молодежи // Социс. 2000. № 6.

6. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социс. 2003. № 1.

7. Мясникова О .С. Социально-экологические риски от электромагнитного воздействия сотовой связи на детей // Вестник СГСЭУ. 2009. № 3(27).

8. Осадчая Г.И. Стиль жизни молодых горожан: Трансформация и региональная дифференциация // Социс. 2002. № 10.

9. Петрова Л.Е. Социальное самочувствие молодежи // Социс. 2000. № 12.

10. Решетников Н.В., Кислицин Ю.Л. Физическая культура М.: Академия, 2002.

11. Скриптунова Е.А., Морозов А.А. О предпочтениях городской молодежи // Социс. 2002. № 1.

12. Соковня-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь М., 1997.

13. Социо-Логос / сост., общ. ред. и предисл. В.В. Винокурова, А.Ф. Филиппова. М.: Прогресс, 1991.

14. Шувалова В.С., Шиняева О.В. Здоровье учащихся и образовательная среда // Социс. 2000. № 5.

15. Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья. Новосибирск: Наука, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.