Научная статья на тему 'Здоровье и благополучие: уровни, «Элементы», критерии, диагностика'

Здоровье и благополучие: уровни, «Элементы», критерии, диагностика Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
11574
605
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / БЛАГОПОЛУЧИЕ / "ЭЛЕМЕНТЫ БЛАГОПОЛУЧИЯ" / УРОВНИ ЗДОРОВЬЯ / КРИТЕРИИ ЗДОРОВЬЯ / HEALTH / WELL-BEING / "ELEMENTS OF WELFARE" / LEVELS OF HEALTH / HEALTH CRITERIA

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Филатова Александра Федоровна

Посвящено исследованию понятий «здоровье» и «благополучие». Выделены и описаны уровни здоровья: биологический, психологический и социальный, а также «элементы благополучия». Особое внимание уделено рассмотрению критериев психического и социального здоровья и нездоровья. Представлены результаты собственного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Филатова Александра Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH AND WELLBEING: LEVELS, “ELEMENTS”, CRITERIA, DIAGNOSTICS

The article is devoted to the study of the concepts of “health” and “wellbeing”. Allocated and describes the levels of health: biological, psychological and social, as well as the “elements of welfare”. Special attention is paid to consideration of the criteria mental and social health and ill health. Results of own research are presented.

Текст научной работы на тему «Здоровье и благополучие: уровни, «Элементы», критерии, диагностика»

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2017. № 2. С. 42-48.

УДК 159.9

А. Ф. Филатова

ЗДОРОВЬЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ: УРОВНИ, «ЭЛЕМЕНТЫ», КРИТЕРИИ, ДИАГНОСТИКА

Посвящено исследованию понятий «здоровье» и «благополучие». Выделены и описаны уровни здоровья: биологический, психологический и социальный, а также «элементы благополучия». Особое внимание уделено рассмотрению критериев психического и социального здоровья и нездоровья. Представлены результаты собственного исследования.

Ключевые слова: здоровье; благополучие; «элементы благополучия»; уровни здоровья; критерии здоровья.

A. F. Filatova

HEALTH AND WELLBEING: LEVELS, "ELEMENTS", CRITERIA, DIAGNOSTICS

The article is devoted to the study of the concepts of "health" and "wellbeing". Allocated and describes the levels of health: biological, psychological and social, as well as the "elements of welfare". Special attention is paid to consideration of the criteria mental and social health and ill health. Results of own research are presented.

Keywords: health; well-being; "elements of welfare"; levels of health; health criteria.

Актуальность исследования понятий «здоровье» и «благополучие» обусловлена современной социальной ситуацией. Новейшее время, особенно последние годы этого исторического периода, характеризуется ростом напряжения ввиду «главных эпохальных вызовов - социальных, биологических, идеологических, эволюционных» [1, с. 3-4].

В частности, социальные вызовы требуют поиска адекватных ответов на всё возрастающую агрессивность среды: информационной, социальной, экономической, экологической. В связи с этим психологи и психотерапевты обеспокоены распространением в небывалых масштабах расстройств адаптации, деструктивных социальных эпидемий химической (алкоголизм, наркомания, токсикомания) и психологической (игромания, компьютерная зависимость, вовлечение в тоталитарные секты, экстремистские организации) зависимости.

Биологические вызовы оформляются в прогрессирующем ухудшении генетического качества каждого следующего поколения

© Филатова А. Ф., 2017

в условиях фактической отмены такого регулятора здоровья популяции, как естественный отбор. Разрушается принадлежность людей к полу. Все более стираются гендерные различия. Само рождение человека осуществляется различными путями, в том числе за счет искусственного зачатия и использования суррогатных матерей. Деформирующее влияние таких способов воспроизводства на психику восходящего поколения становится все более явным.

Идеологические вызовы эпохи представлены доминированием идеологии технического протезирования прогрессивно утрачиваемых компонентов здоровья с перспективой полной «роботизации» биологической основы человека и надеждой на достижение практического бессмертия без какой-либо попытки критического осмысления последствий таких технологических «прорывов».

Эволюционные вызовы заключаются в тенденциях прогрессирующего «ужимания» во времени периода прохождения человеком основных этапов развития и адаптации, навязывания «помогающих» технологий и программ.

Кроме того, существуют локальные вызовы новейшего времени, которые связаны в основном с ситуацией политического и экономического давления, миграционными проблемами, террористическими акциями и угрозами, военными интервенциями и другими стрессовыми факторами, имеющими место во многих регионах мира.

Приведенный перечень глобальных вызовов эпохи прямо или косвенно касается проблем, связанных с психическим здоровьем человека, и способов их эффективного решения.

Психологи и психотерапевты, а также другие специалисты помогающих профессий по мере сил и возможностей поддерживают людей в это непростое время. В октябре 2016 г. в Москве проведен Конгресс «Психическое здоровье человека XXI века». В рамках конгресса 7-8 октября состоялась Международная конференция «Психотерапевтические аспекты психического здоровья». Назревшая необходимость в проведении такого конгресса и конференции еще раз подтверждают актуальность и востребованность исследования здоровья и благополучия современных людей в ситуации «напрягающих эпохальных вызовов». В анонсе конференции отмечалось, что важнейшая задача в сфере достижения высоких уровней индивидуального и социального психического здоровья -выявление качественных характеристик этой сложной категории, а также разработка технологий форсированного развития соответствующих характеристик до таких уровней, которые обеспечивали бы эффективную самоорганизацию, устойчивость и безопасность человека в агрессивной среде.

Итак, начнем с понятия «здоровье». В «Толковом словаре русского языка» здоровье определяется как «правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие» [2, с. 223]. Значение слова «благополучие» определяется как «спокойное и счастливое состояние» [Там же, с. 47], слово «счастье» обозначено как «чувство и состояние полного высшего удовлетворения» [Там же, с. 772].

Как видим, взаимозависимость здоровья и благополучия сформулирована уже в определении здоровья. При неудовлетворительном состоянии здоровья невозможно достичь благополучия в любой из областей жизнедеятельности, и наоборот.

Согласно определению, которое было приведено в преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) еще в 1948 г., здоровье также определяется как состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие. И для специалистов помогающих профессий очень важно определить, что же это такое - «полное благополучие»? Не есть ли это такое полное удовлетворение всем, которое делает человека совершенно довольным, сытым и бездействующим? В. Ю. Завьялов, современный новосибирский психолог, сравнивает такого человека с И. И. Обломовым [3, с. 21]. Таким образом, необходимо вычленить и раскрыть, чем же определяется «полное благополучие».

Американский психолог Мартин Селиг-ман, известный своими работами о «выученной беспомощности» и «позитивной психологии», предлагает относить к «благополучию» только то, что отдельные люди и общество в целом выбирают для себя, для собственного блага. Он называет такие выборы «отклонениями от равнодушия» [4].

Вслед за В. Ю. Завьяловым мы считаем, что «элементы благополучия» должны быть «измеримыми независимо друг от друга и исчерпывающими» [3, с. 21]. Итак, вычленим «элементы благополучия»:

- положительные эмоции;

- занятость каким-то делом;

- позитивные взаимоотношения с людьми;

- смысл и цель в жизни;

- достижения и выполнение намеченного.

Как видим, они достаточно понятны

и вполне достижимы. А для специалистов помогающих профессий они необходимы и у большинства из них в полном наборе присутствуют.

Далее отметим следующее. Здоровье среди жизненных ценностей человека всегда занимало и занимает ведущее место. Здоровье -это непременное условие счастья человека, а потому оно является прежде всего делом и заботой каждого.

Немецкий философ Артур Шопенгауэр так сказал о здоровье: «Вообще 9Д0 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое внешнее благо не может доставить удовольствие; даже субъективные блага: качества ума, души,

темперамента - при болезненном состоянии ослабевают и замирают. Отнюдь не лишено основания, что мы прежде всего спрашиваем друг друга о здоровье и желаем его друг другу - это поистине главное условие человеческого счастья» (цит. по: [5]).

В настоящее время существует целый ряд определений здоровья, которые, как правило, содержат пять критериев:

1) отсутствие болезни;

2) нормальное функционирование организма в системе «человек - окружающая среда»;

3) полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие;

4) способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде;

5) способность к полноценному выполнению основных социальных функций.

В сборнике «Диагностика здоровья» [6] авторы выделяют три уровня здоровья: биологический (организменный, физический), психологический и социальный.

Кратко, но достаточно точно основную сущность здоровья на биологическом уровне определил индийский врач, специалист в области йоги Ашок Тхалкер, понимая под ним динамическое равновесие всех внутренних органов и их адекватное реагирование на влияние окружающей среды. Соответственно, нарушение равновесия, неадекватная реакция на факторы окружающей среды представляют собой не что иное, как болезнь [Там же, с. 254]. Физическое здоровье человека - это здоровье его тела. Оно зависит от наследственности, двигательной активности человека, рационального питания, соблюдения правил личной гигиены и безопасного поведения в повседневной жизни, оптимального сочетания умственного и физического труда, умения отдыхать, отказа от вредных привычек.

Вопросы здоровья на психологическом уровне, так или иначе, рассматриваются в личностном контексте, в рамках которого человек предстает как психическое целое. Верно найденные на них ответы помогут нам понять главное: что такое здоровая личность.

Огромная заслуга в постановке данной проблемы и привлечении к ней внимания широкой общественности принадлежит В. М. Бехтереву, который всегда призывал к целостному изучению личности, включая ее здоровье. Его программный доклад 1905 г., с которым он выступил на Втором съезде отечественных

психиатров, так и назывался «Личность и условия ее развития и здоровья». Впоследствии идеи данного доклада распространились как в отечественной, так и в зарубежной, прежде всего гуманистической и экзистенциальной, психологии (А. Маслоу, Э. Шостром, В. Франкл и др.). Немало проведенных исследований показали, что свойства личности -важнейший фактор, влияющий на здоровье. Известны также попытки выделения «психосоматического профиля», т. е. личностных характеристик, ведущих к нездоровью. В частности, В. И. Гарбузов выделяет следующие особенности личности:

- эгоцентризм (эгоизм);

- сужение интересов (однобокость устремлений и переживаний);

- фанатизм;

- чрезмерная напряженность притязаний;

- несоответствие притязаний собственным возможностям;

- агрессивность;

- постоянная демонстрация сверхмужественности, «суперменства», особенно если в действительности человек такими качествами не обладает;

- истероидность, когда все на надрыве, все с перехлестом и ожесточением;

- ущемленность чувства достоинства [7].

Выявились и некоторые типы личности,

предрасположенные к заболеваниям определенного вида. Например, в этом плане хорошо известен так называемый тип А, подверженный сердечно-сосудистым заболеваниям (ИБС, инфаркту миокарда, гипертонии, стенокардии). Люди такого типа отличаются высокой экстраверсией, но при этом обычно плохо контактируют с другими людьми; склонны к конфликтности; эгоцентричны; им присущ агрессивный стиль поведения; они очень озабочены собственной самооценкой, причем она у них, как правило, неадекватная. В целом они ведут стрессовый образ жизни. Это обычно говорящие быстро и нетерпеливо слушающие люди, много и резко двигающиеся, гипертревожные, с огромным честолюбием и взрывным темпераментом [6, с. 259-260].

Перечисляя наиболее часто называемые в литературе критерии психического здоровья, распределим их в соответствии с видами проявления психического (процессы, состояния, свойства).

Из психических процессов чаще упоминаются:

- максимальное приближение субъективных образов к отражаемым объектам действительности (адекватность психического отражения);

- способность концентрации внимания на предмете;

- удержание информации в памяти;

- способность к логической обработке информации;

- критичность мышления;

- креативность (способность к творчеству, умение пользоваться интеллектом);

- дисциплина ума (управление мыслительным потоком).

В сфере психических состояний обычно отмечают:

- эмоциональную устойчивость (самообладание);

- зрелость чувств соответственно возрасту (эмоциональная зрелость);

- совладание с негативными эмоциями (самые разрушительные из них - страх, гнев, жадность, зависть; именно эти негативные эмоции выделяет проф. Г. С. Никифоров [Там же, с. 264]);

- свободное, естественное проявление чувств и эмоций (спонтанность);

- способность радоваться;

- сохранность привычного оптимального самочувствия.

Среди свойств личности прежде всего следует выделить:

- оптимизм;

- доброжелательность;

- чувство юмора;

- трудолюбие;

- уверенность в себе;

- самоуважение;

- независимость;

- уравновешенность;

- целеустремленность;

- активность;

- энергичность;

- волю;

- самоконтроль;

- адекватную самооценку и уровень притязаний;

- приверженность общечеловеческим нравственным ценностям и чувство долга.

К числу критериев, с помощью которых можно оценить степень выраженности социального здоровья личности, обычно относят следующие:

- адекватное восприятие социальной действительности;

- интерес к окружающему миру;

- адаптацию (равновесие) к физической и общественной среде;

- направленность на общественно полезное дело;

- культуру потребления;

- альтруизм;

- эмпатию;

- ответственность перед другими и за других;

- бескорыстие;

- демократизм в поведении.

Теперь остановимся на наиболее типичных признаках психического нездоровья. Их также можно упорядочить в соответствии с приведенной выше логикой. Заметим также, что здесь, как и при выделении признаков психического здоровья, мы опирались в основном на исследования, приведенные в сборнике «Диагностика здоровья» [6].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В сфере психических процессов чаще упоминаются следующие признаки:

- неадекватное восприятие самого себя, своего «я»;

- нелогичность;

- снижение когнитивной активности;

- хаотичность (неорганизованность) мышления;

- категоричность (стереотипность) мышления;

- некритичность мышления;

- повышенная внушаемость.

В сфере психических состояний у нездоровой личности наблюдаются следующие признаки:

- чувственная тупость;

- беспричинная злость;

- враждебность;

- ослабление как высших, так и низших инстинктивных чувств;

- повышенная тревожность.

К свойствам личности нездоровых людей можно отнести:

- зависимость от вредных привычек;

- уход от ответственности за себя;

- утрату веры в себя, в свои возможности;

- пассивность («духовное нездоровье»).

В целом нездоровая личность отличается неадекватностью самооценки, ослабленным (вплоть до утраты) или, напротив, неоправданно гипертрофированным самоконтролем; ослаблением воли. Ей присущи утрата инте-

реса и любви к близким, пассивная жизненная позиция. Ее социальное неблагополучие проявляется в неадекватности восприятия (отражения) окружающего мира, дезадаптивном поведении, конфликтности, враждебности, эгоцентризме (выливающемся в жестокость и бессердечность), стремлении к власти (как самоцель), вещизме и др.

Выделенные критерии психического здоровья и нездоровья можно рассматривать как «идеальные портреты» здоровой и нездоровой личности, а идеальные типы, как известно, редко встречаются в реальном мире. Чаще мы встречаемся с людьми, имеющими смешение разнонаправленных характеристик. Некоторые из перечисленных здесь критериев психического здоровья в отдельных случаях могут быть слабо выражены или не проявляться вовсе. Конкретный человек, в силу своеобразия своих индивидуальных характеристик, неповторимости и уникальности жизненного стиля, может компенсировать отсутствие одних качеств развитием других, уравновешивать свои недостатки в одной сфере достоинствами в другой.

Качества личности претерпевают изменения в разные времена. В частности, чувство долга, ответственности уже не в такой чести у современной молодежи; сейчас гораздо больше ценятся проявления индивидуальности, раскрепощенность личности, моральная динамичность, умение наслаждаться жизнью [6].

Однако известно, что нельзя жить в обществе и быть свободным от него. Отсутствие долга, сниженный самоконтроль, необязательность, безнравственность свидетельствуют о социальной незрелости или о социальном нездоровье личности. Здоровая личность свободна, спонтанна, но при этом адекватна в отражении возможности проявления этих свойств. Если человек не ущемляет прав других на аналогичные проявления свободы личности и реализует свой потенциал в деятельности и взаимодействии, значит, он нашел свой индивидуальный способ социально-психологической адаптации, свидетельствующий о балансе индивидуального и социального, гармонии души и тела. Сбалансированность, гармоничность индивидуальных свойств, стремление к реализации своего потенциала в социуме в конечном счете определяют психическое здоровье человека (курсив мой. - А. Ф.) [Там же, с. 267].

Далее приведем результаты нашего исследования, проведенного в Омске в 2016 г. В исследовании принимали участие психологи, занимающиеся психологическим консультированием и психотерапией не менее 15 лет. Возраст исследуемых 55-60 лет, выборка составила 10 человек, все женщины. Несмотря на пенсионный возраст, они активно трудятся, большинство из них - на различных психологических и гуманитарных кафедрах омских вузов, что предполагает достаточно разностороннюю деятельность. Кроме психологического консультирования они занимаются научно-методической и учебной работой, внеклассной работой со студентами, проведением различных групп и семинаров, социальной работой в Омске и за его пределами. У всех есть внуки, в воспитание которых они также включены.

Исследование проводилось по двум методикам:

1. Шкала субъективного благополучия (ШСБ) (М. В. Соколова) [6, с. 376-378].

2. Методика определения индекса ненной удовлетворенности. Данный тест разработан группой американских ученых для изучения людей зрелого возраста, был впервые опубликован в 1961 г. и вскоре получил широкое распространение. Мы применяли вариант, модифицированный российскими авторами О. С. Копиной, Е. А. Сусловой [Там же, с. 374-376].

Результаты исследования

По методике ШСБ после перевода «сырых» оценок в стандартные можно было получить от 1 до 10 стенов. Крайне низких оценок ШСБ (1 ст.), свидетельствующих о полном эмоциональном благополучии, не обнаружилось ни у одного из испытуемых. Также не было диагностировано крайне высоких и высоких оценок. Пять испытуемых (50 %) получили средние оценки (4-7 ст.), что говорит об умеренном эмоциональном благополучии, и у 5 человек (50 %) получены 3 ст., что свидетельствует о том, что они не испытывают серьезных эмоциональных проблем, достаточно уверены в себе, успешно взаимодействуют с окружающими, адекватно управляют своим поведением.

По второй методике результаты оказались еще более позитивными. Выявлен высокий индекс жизненной удовлетворенности (ИЖУ) у всех участников эксперимента. ИЖУ по данной методике варьируется от 0 до

40 баллов, а все исследуемые набрали от 32 до 37 баллов. Показательно, что на вопрос: «С возрастом многое мне кажется лучше, чем я ожидал раньше», - все участники ответили: «Согласен». Напомним, что все участники данного исследования - психологи пенсионного возраста.

И здесь уместно привести открытие, о котором доложил профессор Геттингенской клиники (Германия) Геральд Хютер, чей доклад вызвал большой резонанс на Всемирном конгрессе психиатров в мае 2014 г. в Петербурге. Сообщение об этом в свое время обсуждалось на научном форуме под заголовком «Ученые выявили факторы, способствующие восстановлению нервных клеток в любом возрасте». Другими словами, доказана ошибочность утверждения того, что нервные клетки не восстанавливаются.

Нейропластичность - потенциал перестройки мозговых структур - может снижаться под воздействием стресса, который ученые называют главным разрушителем нервной ткани, и увеличиваться, если человек может быть в гармонии с самим собой. Ученый рассказал об эксперименте, в ходе которого велись многолетние наблюдения за канадскими монахинями, чей возраст превышал 100 лет. Их мозг регулярно обследовали с помощью магнитно-резонансной томографии (МРТ).

Исследователи пришли к выводу, что «причиной сохранения у монахинь-долгожительниц потенциала восстановления мозговых структур является согласованность между ожиданиями и реальностью, устойчивая картина мира и активная деятельная позиция - молиться, чтобы изменить мир к лучшему» [8].

Г. Хютер уверен, что о том же самом говорит и эксперимент, проведенный в петербургском Физико-техническом институте им. Иоффе, в ходе которого было доказано, что «чем продуктивнее работает ученый, тем дольше он живет».

«Мы выяснили, - говорит профессор Хю-тер, - что сохранению восстановительного потенциала нервных клеток способствует четыре фактора - согласованность мечты и реальности, способность организовывать свою жизнь (активный организатор происходящего, а не пассивная жертва обстоятельств), понимание смысла жизни и прочность социальных связей - добрые отношения как можно с большим количеством людей». «Все это

было и остается целью психотерапии», - отметили участники конгресса. «Но сейчас мы понимаем, как эти процессы реализуются на клеточном уровне», - добавил Хютер [8].

Он также рассказал, что в ходе эксперимента с помощью, например, МРТ, микродиализа (тонкий химический анализ) и электрофизиологических исследований ученые увидели, как стресс подавляет способность мозга к регенерации, а проблема, для которой человек нашел решение, приводит к восстановлению нервной ткани и ее проводимости. «Это происходит в любом возрасте, а не только в детском, но в разной степени. Процесс идет интенсивнее, если вам 20, и медленнее, если 70, но он идет!» - сообщил профессор Хютер.

Ученый считает, что сохранению нейро-пластичности способствует наличие друзей, общение с родными. «Маленькие дети так быстро учатся, потому что они делают от 50 до 100 открытий каждый день. В 85 лет, да и в любом другом возрасте, способность к обучению - это не вопрос технических возможностей мозга, а вопрос вкуса жизни», -резюмировал он.

Итак, подытожим все сказанное, обращаясь опять к идеям статьи В. Ю. Завьялова. Психологическое здоровье - это согласованность и стремление к гармонии на всех уровнях психической жизни: от мечтаний до реальной практики, от абстрактных идей до конкретных планов, от отношений к другим людям и к миру в целом. Поскольку душа и тело - это одно целое, то гармония в душе выражается и в биологическом благополучии - тело может развиваться до глубокой старости, сопротивляясь болезням и времени.

ЛИТЕРАТУРА

1. Психотерапевтические аспекты психического здоровья : международная научная конференция (Москва, 7-8 октября 2016 г.) // Профессиональная психотерапевтическая газета. - 2016. - май (№ 5 (162)). - С. 3-5.

2. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - 3-е изд. - М. : АЗЪ, 1995. - 928 с.

3. Завьялов В. Ю. О психологическом здоровье // Психологическое здоровье. - 2014. -№ 1. - С. 20-21.

4. Селигман М. Новая позитивная психотерапия: научный взгляд на счастье и смысл жизни. - М. : София, 2006. - 154 с.

5. Общие понятия о здоровье как основной ценности человека. - URL: tepka.ru/OBZh_ 8/25.html (дата обращения: 19.02.2016).

6. Диагностика здоровья : психологический практикум / под ред. проф. Г. С. Никифорова. - СПб. : Речь, 2011. - 950 с.

7. Гарбузов В. И. Человек, жизнь, здоровье (Древние и новые каноны медицины). -СПб. : АО «Комплект», 1995. - 429 с.

8. Ученые выявили факторы, способствующие восстановлению нервных клеток в любом возрасте // ТАСС. Информационное агентство России. - URL: http://tass. ru/nauka/1195693 (дата обращения: 27.04.2016).

Сведения об авторе

Филатова Александра Федоровна - д-р

психол. наук, доцент, профессор кафедры практической психологии Омского государственного педагогического университета (Омск, Россия); e-mail: filatovaaf@mail.ru.

Для цитирования

Филатова А. Ф. Здоровье и благополучие: уровни, «элементы», критерии, диагностика // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2017. № 2. С. 42-48.

About the author

Filatova Aleksandra Fedorovna - Doctor of Psychology, Associate Professor, Professor of the Department of Practical Psychology of the Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia); e-mail: filatovaaf@mail.ru.

For citations

Filatova A. F. Health and Wellbeing: Levels, "Elements", Criteria, Diagnostics. Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2017, no. 2, pp. 42-48. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.