Научная статья на тему 'Здание Дирекции Императорских театров на театральной улице. Историческая справка'

Здание Дирекции Императорских театров на театральной улице. Историческая справка Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
161
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здание Дирекции Императорских театров на театральной улице. Историческая справка»

ЗДАНИЕ ДИРЕКЦИИ ИМПЕРАТОРСКИХ ТЕАТРОВ НА ТЕАТРАЛЬНОЙ УЛИЦЕ. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

С ленты новостей

14.09.2006 г. губернатор Петербурга Валентина Матвиенко провела выездное совещание, посвященное предстоящему ремонту здания Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой. Ректор академии Вера Дорофеева провела губернатора по репетиционным залам, школьному театру, общежитию и домовой церкви.

«Здание нуждается в капитальном ремонте и реставрации. Нам хотелось создать такие условия для обучения и проживания ребят, чтобы они были не хуже королевской академии в Лондоне», - отметила Валентина Матвиенко.

По информации пресс-службы правительства северной столицы, за все время своего существования (200 лет) здание ни разу капитально не ремонтировалось, поэтому перекрытия и другие конструкции находятся в аварийном состоянии и требуют замены.

По словам губернатора, несмотря на то, что ремонтные работы внесут определенные коррективы в учебный процесс, переезжать в другое здание Академия Русского балета ни во время ремонта, ни после него не будет. Реставрационные работы предполагается осуществить за 2 года.

На них предполагается выделить около 700 млн. рублей. Валентина Матвиенко рассказала, что инвесторов в проект привлекать не планируется, так как они не получат никакой коммерческой выгоды. Однако правительство СПб готово обратиться к бизнес-сообществу для получения спонсорской помощи.

Начало работ (капремонт, модернизация и полное обновление фасадов) намечено на 2007 год. Сразу же после утверждения бюджета на 2007 год КГИОП объявит тендер на реставрацию

здания академии, и уже с нового года начнутся поэтапные работы. В бюджет будущего года заложены 170 млн. рублей на ремонт тех объектов, по которым уже имеется проектно-смет-ная документация.

В Петербурге объявлен тендер на реконструкцию комплекса зданий Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой. Заявки участников будут оцениваться по следующим критериям: минимальная фиксированная стоимость работ, квалификация участников, сроки выполнения работ. Среди перечня необходимых работ по реконструкции академии - замена междуэтажных перекрытий, оконных заполнений, замена полов, замена дверных заполнений, отбивка штукатурки и штукатурка внутренних капитальных стен, капитальный ремонт холодного и горячего водоснабжения, отопления и вентиляции, электромонтажные и отделочные работы.

Обратимся к истории

Частью знаменитого архитектурного ансамбля быв. Театральной улицы /ныне ул. Зодчего Росси/ является здание, ранее принадлежавшее Дирекции Императорских театров. Созданное К. И. Росси, здание представляет русский классицизм в его наиболее совершенных формах. Однако, значение этого здания не исчерпывается его архитектурными достоинствами. В стенах его происходили события, заставляющие отнести здание также и к разряду исторических памятников. История этого здания неразрывно связана с историей русского театрального искусства в XIX и XX веках, здесь находилась Дирекция Императорских театров, осуществлявшая руководство государственными театрами. Здесь размещалось и знаменитое Театральное училище, подобного которому не было ни в одной стране - бывшее своеобразной театральной Академией. Многие поколения людей, связанные с театром, прошли через стены этого дома: здесь определялись судьбы русского театра, здесь и воспитывались артисты - здесь было сосредоточие, центр театрального Петербурга.

В трудах, посвященных творчеству К. И. Россн, содержатся сведения о проектнрованнн здання. О постройке здання н после-дующнх его перестройках опублнкованных сведеннй не нмеется.

Настоящая нсторнческая справка напнсана на основаннн нзучення, главным образом, первонсточннков - документальных матерналов, сохраняемых в архнвах. Ранее такого рода работа по зданню на ул. Зодчего Россн, 2 не выполнялась.

После победы над Наполеоном н завершеннем долгой эпохн многочнсленных войн, освободнлнсь ресурсы для стронтельства внутрн страны, особенно в столнцах. Александр I решнл, что по красоте н значнмостн свонх зданнй, ансамблей Петербург не должен был нн в чём уступать самым вндным столнцам Европы. 3 мая 1816 года был учреждён «Комнтет для строеннй н гндрав-лнческнх работ», в задачу которого входнло улучшенне планн-ровкн города, утвержденне н разработка фасадов зданнй. Чле-намн комнтета сталн вндные архнтекторы н ннженеры своего временн. В чнсле нх былн: Бетанкур, П. П. Вазен, В. Ш. Стасов, А. А. Мнхайлов, К. И. Россн, Модюн.

Комнтет занялся н урегулнрованнем террнторнн, заключённой между Фонтанкой, Садовой улнцей, Чернышевым переулком н Невскнм проспектом, с устройством здесь нового театра взамен устаревшего. Здесь конкурентамн в разработке проектных предложеннй выступнлн К. И. Россн н Модюн. Предпочте-нне было отдано проекту Россн. В музее Академнн Художеств сохраннлнсь чертежн, по которым можно проследнть развнтне решеннй, прнведшнх к сооруженню тех строеннй, которые мы внднм сегодня на нынешннх площадн Островского н улнцы Зодчего Россн.

На чертежах К. И. Россн 1817-18 гг. мы внднм позадн прямоугольного в плане нового, каменного Малого театра /будущего Александрннского/ полукруглое завершенне площадн н вновь про-бнваемую улнцу к Чернышеву мосту на Фонтанке; здесь, около моста, также создавалась новая полукруглая площадь. Автор делал площадн большнмн, поэтому улнца, соеднняющая площадн, представляется ещё незначнтельной по своему протяженню.

Строения на новой улице ещё не обозначены на этих планах. Акцент ставился на грандиозности новык площадей и театра.

20 ноября 1827 года Николаем I быши «Высочайше утверждены» фасады для новык корпусов, которые бышо предположено возвести за новым каменным театром. Грандиозные колоннады новых трёхэтажный корпусов требовали значителыной протяженности строений. Что и было отражено на проектном листе с изображением фасадов. Утверждённая длина корпусов стала модулем для окончателыной проработки вариантов планировки территории в чертежах 1828 года. Здесы пространство за театром уже не представляется площадыю. Новая улица значителыно удлинена за счёт сокращения этой площади. Здесы уже прорисованы дома, фасады которых были утверждены ранее, - симметричные строения на всю длину улицы, с выходом на полуциркулыную предмостную площады.

Выкод зданий на площады у театра вначале имел также полукруглое очертание /продолжение темы началыного варианта/; в окончателыном варианте части симметричных зданий, обращенные к театралыной площади, становятся фронталыно прямыми. В апреле 1828 года проектные листы К. И. Росси быши утверждены.

Весной 1828 года началасы постройка «двух каменнык корпусов за новым каменным театром». Как указывалосы выше, Западный корпус был предназначен для военно-учебных заведений и относился к Военному министерству. Восточный быш предназначен для Департамента уделов Министерства Императорского двора. Работы велисы под наблюдением К. И. Росси. По представлению последнего, во время его отсутствия наблюдение за постройкой «нового каменного театра и позади онаго двух корпусов» возлагалосы на архитекторов Галыберга, Глинку, Ф. Руско, «с тем, чтобы для общего надзора за работами, по временам, посещал строение <...> архитектор Штауберт.» При строении корпусов также находилисы архитектурные помощники: А. Кавос, Иванов, а также каменных дел мастер Адамини.

Постройка корпусов производиласы около трёх лет. Болыше внимания уделялосы Уделыному корпусу. Корпус военно-учеб-

ных заведений /западный/ строился медленнее. В 1828-29 годах выполнялись по Удельному корпусу каменные работы /кладка фундаментов и стен/. В 1830-31 годах осуществлялись отделочные работы.

В августе 1831 года председатель Строительной комиссии, вице-президент Кабинета Е. И. В., генерал-лейтенант Н. И. Се-нявин докладывал Министру Императорского двора князю Волконскому: «<„.> по строению удельного корпуса производятся и приходят к окончанию работы: внутренняя штукатурка, столярная, печная, половая, малярная и настилка плит в подвальном этаже. Службы при корпусе /дворовые флигеля - А. А./ доведены кирпичной кладкой до первых балок».

В августе 1832 года Строительная комиссия уведомила Департамент уделов, «что некоторые отделения уже кончены. Готовые отделения принимались в эксплуатацию смотрителем здания с 1832 года».

Дирекция Императорских театров - дореволюционный орган управления государственными театрами - подчинялась Министерству Императорского двора. Годом её возникновения считался год основания Российского театра, директором которого был Сумароков, т. е. 1756 год. В ведении Дирекции находились «императорские» театры, театральные здания, декорационные и пошивочные мастерские, а также Театральное училище; в Дирекции формировалась репертуарная политика, заключались контракты, разрешались гастроли <...> Не существовало в театральном мире учреждения с такой обширной компетенцией, какая была у Дирекции Императорских театров, в России». В начале XIX века Театральная дирекция и её многочисленные службы размещались во многих и разбросанных в разных частях города помещениях. В связи с этим возникали значительные трудности в организации и направлении многотрудного театрального дела.

В 1833 году директором императорских театров стал С. А. Гедеонов. В число своих первоочередных забот Гедеонов поставил -решить многочисленные вопросы и проблемы, связанные

с вынужденным размещеннем учрежденнн Днрекцнн в случайных домах, непрнспособленных для спецнфнческнх театральных потребностей. Мы уже говорнлн о бывшем участке лейб-кучера Байкова, переданном Днрекцнн; участок этот прнмкнул к строящемуся Удельному корпусу. Когда в отстроенном корпусе сталн сдавать квартнры, то лучшая квартнра на втором этаже, в частн обращенной к театру, была снята как служебная для днректора театров С. А. Гедеонова. Последнее обстоятельство, очевндно, дало возможность С. А. Гедеонову блнзко озна-комнться с Удельным корпусом н оценнть его достоннства. В доме можно было разместнть многне службы Днрекцнн; особенно явны былн удобства для Театрального учнлнща. Конечно, необходнмы былн прн этом соответствующне перестройкн.

В апреле 1836 года Гедеонов обратнлся в Департамент уделов с просьбой сообщнть - на какнх условнях можно будет прнобрестн Удельный корпус в собственность Днрекцнн. Одновременно он отправнл просьбу Мнннстру Императорского Двора /которому подчннялнсь оба этн учреждення/ санкцноннро-вать передачу корпуса.

Из ннжеследующего пнсьма Гедеонова к Мнннстру Императорского Двора Князю Волконскому разъясняются обстоятельства этого дела:

Министерство Императорского Двора

Дирекция Императорских С-Петербургских театров

20 мая 1836 года.

Г-ну Министру Императорского Двора Директора Императорских С-Петербургских театров

РАПОРТ

Из представлення моего от 27 апреля Ваша светлость нзво-лнте быть нзвестны о предположеннн Театральной днрекцнн прнобрестн покупкою в собственность Удельный корпус.

К сему побуждают меня многочисленные удобства, представляющиеся от постоянно-неизменного соединения в одном собственном здании внутри города всех служб и хозяйственных заведений дирекции, как-то гардероба, мастерских и других принадлежащих к им частям и должностных лиц с мастеровыми, а наиболее всего от помещения в сей корпус театрального училища, которое, находясь ныне в ветхом во всех отношениях неудобном доме, лишено всякой возможности долее в оном оставаться: по тесноте и низкости покоев, не имеющих от этого здорового для питомцев воздуха - для выполнения помянутого предположения, полагал я к платежу Департаменту Уделов за корпус в продолжении 37 лет ежегодно по 60 тыс. рублей.

В передаче Вашего Сиятельства рапорта сего Департамента Уделов, оный в отношении от 14 сего мая меня уведомляет, что Удельный корпус может давать чистого дохода до 61 тыс. рублей, сумму равную 4 % на капитал 1525000 рублей и что в уплату сего капитала с причитающимися процентами в течение 37 лет следует вносить ежегодно 91500 рублей; с таковым ежегодным платежом Департамент согласен уступить помянутое здание Дирекции.

Как из отзыва Департамента Уделов видно, что предлагаемая мною сумма 37-летнего платежа признаётся недостаточной, то, желая в сём случае согласить по возможности пользы обоих Ведомств, я бы пожелал с своей стороны вместо предложенного мною по первому представлению 37-летнего платежа Департаменту - расположить оный на 55 лет, с уплатою от Дирекции по капиталу 1525000 рублей по 5 %, что составит ежегодно по 76250 рублей, а в 55 лет 4193750 рублей - каковой расчёт основывая по соображению с правилами займов кредитных установлений, по которым при займе на 25 лет платить по 7 %, что составляет в 26 лет 132 % - при займе на 37 лет по 6 %, а в 37 лет 222 % в предлагаемом мной расчёте по 5 % составит во весь срок платежа 275 %.

Хотя по сему предложению Дирекция и заплатит в продолжении 55 лет 808250 рублей более того, что требует ныне Департамент,

но взамен сего неощутнтельного по срокам пожертвовання по-лучнт отдельно по каждому году облегченне в свонх денежных оборотах, а Департамент Уделов в вознагражденне меньшего по годам получення, прнобретает значнтельную црнбыль.чрез <...> увелнченне капнтала.

О чём представлял на мнлостнвое благоусмотренне Вашей Светлостн, нспрашнваю благосклонного покровнтельства Вашего в нсходатайствованнн Высочайшего Его Императорского Велнчества сонзволення на уступку Днрекцнн на сем основаннн помянутого здання со всемн по оному в настоящем внде прн-надлежностямн - чем обеспечнв совершенне благосостояннн школы, которая есть рассадннк н главное основанне театра, нзволнте доставнть н вообще по Днрекцнн нанудобнейшнй в хозяйственных ея частях порядок.

Директор императорских С-Петербургских театров

Гедеонов.

По докладу Мнннстра Волконского, Ннколай I удовлетворнл просьбу Гедеонова, 30 мая 1836 года «<...> поступает в собственность Днрекцнн, состоящнй позадн Александрннского театра корпус с прннадлежащнмн частямн».

В отношеннн переделкн галерей, пронзводнмой в то время Майером, было указано: «<...> передать нсполненне этнх работ Театральной днрекцнн. Днрекцня должна была решнть: "<...> заключать лн контракты с подрядчнкамн, согласно пронзведён-ного торга, нлн же, отменнв оную, возвратнть нм представленные залогн"». Днрекцнн былн переданы все планы н позадн удельного корпуса.

Однако, помнмо указанной задачн, перед Днрекцней стояла н более обшнрная: теперъ необходнмо было перестронть зданне -сделать его удобным для тех театральных заведеннй, которые должны былн заселнтъ его, н, прежде всего, для Театрального учнлнща.

Начало своё училище вело с 1738 года, когда для придворного театра Анны Иоанновны была заведена Танцевальная школа под руководством Жана-Батиста Ланде - известного в городе учителя танцев. «Танцевальная Ея Величества школа» была помещена в Старом Зимнем дворце, в двух комнатах верхнего этажа. Здесь 12 мальчиков и 12 девочек стали овладевать премудростями «иноземной поступи», чтобы затем забавлять необычным зрелищем избранную публику. Театр, искусство развлекали, создавали приятную обстановку - в этом видели их назначение.

С приходом к власти Екатерины II от театра, искусства стали ожидать не только развлечения. Много читавшая императрица пыталась на практике воплотить то, о чём писали знакомые ей Дидро, Вольтер. В искусстве уже понималось средство улучшения и смягчения нравов, театр должен был стать школой народной. Стали строить публичные театры, организовывать публичные зрелища. Резко возросла потребность в артистах своих, отечественных, понятных массовому зрителю. Для руководства этими государственными театрами 12 июля 1763 года был учрежден «Комитет для управления театрами, зрелищами и музыкой», ставший впоследствии «Дирекцией Императорских театров». Пункт 16 указа об учреждении Комитета гласил: «Под ведением Комитета и директора имеет школу, в которой Российские обоего пола должны учиться и приготовляемы быть театру российскому, к музыке, к танцеванию и к разным мастерствам в театрах нужных; в сем заведении надлежит иметь предметом, чтоб не только свой театр из них наполнять, но дабы со временим достигнуть во всех мастерствах по театрам нужных замены иностранцев своими природными». Теперь училище должно было обучать не только танцоров. Его обязанностью стала также подготовка артистов для драмы, оперы, музыки и даже мастеров для всевозможных театральных дел. Это уже была Театральная Академия, созданная по подобию также недавно преобразованной Академии Xудожеств

/Академнн трёх знатнейшнх нскусств, в которой помнмо жнво-пнсн, скульптуры н архнтектуры обучалн тогда н другнм прн-кладным мастерствам/.

Своеобразне этого временн - эпохн русского просвещення -сказалась н в созданнн целой сетн закрытых воспнтательных заведеннй, находящнхся на государственном обеспеченнн, первым нз которых было Воспнтательное учнлнще Академнн Художеств, учрежденное в 1764 году. В воспнтаннн с малых лет в закрытом заведеннн ставнлась цель - «вырастнтъ новую породу людей», свободную от недостатков современного общества н овладевающую нужнымн для общества профес-снямн. Таковым закрытым воспнтательным заведеннем стало н Театральное .учнлнще. Подобного заведення не было нн в одной стране.

Воспнтанннк Учнлнща, артнст балета А. Стуколкнн вспо-мннал: «Прн выходе нз школы всякнй решнтельно ученнк, как бы не был бездарен, находнл себе работу в театре, которую он мог нсполннть с большнм нлн меньшнм успехом: нет драматнческнх способностей - балет, не в балет - в оперу, не в оперу - в музыканты, а то в суфлёры, статнсты, фнгу-ранты, машнннсты н т. д. Главное, что он вступает в попрн-ще, к которому готовнлся в школе с раннего детства. Наше начальство совершенно правнльно рассуждало, что раз ребёнка в теченне 8-9 лет готовят к театру, то, конечно, он нн к какой другой професснн не способен, а следовательно, театральная адмнннстрацня обязана прнстронтъ его к родному, блнзкому ему делу».

Новому Театральному учнлнщу стало тесно в отведённых для него помещеннях Старого знмнего дворца. В начале 1785 года, в связн с увелнченнем чнсла учащнхся н «для отвращення велн-кой тесноты в школе мальчнков н девочек театральных», решено было нанять особый дом. Школе прншлось попутешествовать по городу, прежде чем она нашла более постоянное прнстаннще в доме на Екатерннннском канале, неподалеку от Большого театра, - в ветхом н во всех отношеннях неудобном.

Дом этот был куплен в 1805 году у сапожного мастера Крепса и состоял во второй адмиралтейской части, 4 квартала, под № 32 и 21. Здесь преподавали балетмейстер И. И. Вальберг и затем знаменитый К.-Л. Дидло. Двухчасовые уроки Вальберга сменились 4-5 часовыми уроками Дидло. Дидло ввел в Училище традицию напряженного труда, упорной практики - того, без чего невозможно искусство танца и реализация таланта. Он воспитал понимание необходимости труда для достижения высокого профессионализма, тщательной отделки и создания образа; а затем и потребность в этом большом труде. К. А. Скаль-ковский, известный балетный критик, под впечатлением наблюдаемых им занятий в училище писал: «Танцы, с виду легкое искусство, полное веселости, страсти и увлечения, в сущности самое трудное по технике и требует даже от наиболее одаренных женщин постоянного и усиленного физического труда. Трудно поверить, сколько мужества, терпения, покорности и неустанных трудов нужно молодой девушке, сколько ужасных мучений должна она перенести, сколько горьких слез пролить, чтобы сделаться даже посредственной танцовщицей».

На сцене Петербургского Большого театра появились солисты - выпускники Училища, в своем мастерстве не только не уступавшие иностранным гастролерам, но и превосходивших их. Искусству А. И. Истоминой, Н. С. Семеновой, М. И. Валь-берховой, А. М. Каратыгиной, Е. И. Колосовой, А. Е. Асенковой аплодировал Пушкинский Петербург.

Из воспитанниц Училища составлялся и знаменитый карде-балет Петербургской сцены, поражавший зрителя художественностью изображаемого и слитностью движений. «Из этой толпы милых воздушных девиц Дидло как будто из цветов составлял гирлянды, букеты, венки. Каждая сцена изображала новую восхитительную картину из групп, расположенных гениально, живописно, очаровательно. Не довольствуясь землею, Дидло вознес свои живые цветы на небеса и стал помещать группы в воздухе, в соответствии с земными группами. Он первый ввел

в балет так называемые полеты». Это было время становлення русского класснческого балета.

(Продолжение следует)

История создания здания дирекции Императорских театров и Театрального училища печатается по материалам А. П. Аспидова, представленным в 1988 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.