л
ЗАЗЕРКАЛЬЕ ЭКОНОМИКИ
ВИРТУАЛЬНОЙ
РЕАЛЬНОСТИ
WONDERLAND OF THE VIRTUAL REALITY ECONOMY
Данная статья посвящена проблемам виртуализации современной экономики. Информатизация общества привела к формированию новой экономической системы - криптоэкономике, представляющей собой некое зазеркалье экономической действительности виртуальной реальности. Автор отмечает, что хозяйственные процессы в новой экономической системе приобретают глобальный и космополитичный виртуальный характер, прирост их результатов осуществляется на фондовых рынках. При этом наблюдается кризис современного хозяйства, возникший из-за обострения антагонистических противоречий между ускоренной виртуализацией и значительным отставанием реального сектора экономики.
Д.А. КУПРЯЖКИН
Соискатель, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет»
D.A. KUPRYAZHKIN
Competitor,Voronezh State University
АННОТАЦИЯ
ABSTRACT
This article is devoted to the problems of virtualization of modern economy. Informatization of society led to the formation of a new economic system - crypto-economics, which is a kind of a mirror of the virtual economic reality. The author notes that economic processes in the new economic system acquire a global and cosmopolitan virtual character, the growth of their results is carried out in the stock markets. At the same time, there is a crisis of modern economy, which arose because of the aggravation of antagonistic contradictions between accelerated virtualization and a significant lag in the real sector of the economy.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Виртуальная экономика, криптоэкономика, криптовалюта, финансовый капитал, фондовый рынок, индивид, информация, кризис. KEYWORDS
Virtual economy, cryptoeconomics, crypto currency, financial capital, stock market, individual, information, crisis.
Никакое знание... не может выйти за пределы человеческого восприятия.
Джон Локк «Опыт о человеческом разумении» [1, 12]
Почти двести лет назад знаменитый английский математик и философ Чарльз Лютвидж Доджсон написал удивительную и как будто детскую книгу «Алиса в Зазеркалье». Ее авторство он скрыл за
312
псевдонимом Льюис Кэрролл, а точнее название книги можно перевести как «Сквозь зеркало, и Что там нашла Алиса». Сюжет книги абсурден и конкретно реалистичен. В этом его философское значение. Ведь желание заглянуть в некий иной, ирреальный мир было помыслами большинства ученых, мыслителей, правителей, религиозных деятелей. Образно этот мир именовался ЗАЗЕРКАЛЬЕМ, т.е. это некое вымышленное пространство, мнимое изображение, место, где положение вещей доведено до абсурда. Но абсурд это не какофония, а особое устройство мира. Не случайно Зазеркалье, куда попадает Алиса, представляет собой шахматную доску, на которой обитают фигуры, и между ними идет процесс общения.
Сегодня виртуальная реальность стала повседневной действительностью. Человечество вошло в эпоху цифровой экономики, сетевого общения, фиктивных результатов производства, когда деньги производят сами себя, увеличивая формальную стоимость финансового капитала.
В современной философской, футурологической, социологической литературе о виртуальной реальности, изменении человеческого эго и т.п. написаны десятки тысяч работ. Наиболее концентрированно эти идеи высказал в своей энциклике «Бог есть любовь» в июне 2005 г. Папа Бенедикт XVI: «Сегодня... стало засильем в нашем обществе и культуре релятивизма, который не признавая определенности ни в чем, оставляет единственный критерий: ЭГО С ЕГО СТРЕМЛЕНИЯМИ».
Но это иллюзия свободы становится тюрьмой каждого, поскольку разделяет людей, запирает человека в клетку его собственного «ЭГО». [2, 7] В экономической теории (политэкономии) данный процесс получил название «индивидуализация». Об этом еще писал Э. Тоффлер в фундаментальном труде «Третья волна».
2017 год ознаменовался обострением экономических проблем в виртуальном мире. 11 декабря на Чикагской бирже опционов фьючерсы на биткоин (одна из разновидностей криптовалюты) подорожали на 25%, превысив 18 тыс. долларов США. А ведь в начале текущего года один биткоин стоил лишь около 100 долларов США, а пять лет назад меньше одного доллара. Только ленивый сегодня не дает оценку и не делает прогнозы по поводу развития криптовалюты. Но в реальности это лишь один из сегментов виртуальной экономики.
Если отбросить разные определения по форме и «мундиру» виртуальной экономики, то их суть будет сведена к одному: эта экономическая система не существует в реальном мире вещей, а развивается в виртуальном мире, т.е. в мире наших представлений, желаний, предпочтений и т.п. Ее результативность можно оценить лишь в виртуальных единицах: долларах, курсе акций, результатах опционов, в монетах криптовалюты, фьючерсах и других деривативных финансовых инструментах биржевой торговли и оборота ценных бумаг.
Идеологией и философией виртуальной экономики стала убежденность человечества в полной автономности финансового сектора (фондового рынка). Факти-
314
чески сложилась новая религия фиктивного капитала К. Маркса. Чистая приведенная стоимость будущих движений денежных средств (мейнстримные экономические теории) увлекает индивида и вводит его в новый круг монетаристского восприятия мира.
Монетаризм вытеснил из экономических отношений такие категории, как труд, спрос, предложение, потребительские качества товара и т.д. Все они стали рудиментами виртуальной экономики. Незыблемость и эффективность финансовых институтов вытекает не из «заговора закулисья», а из объективно-субъективных отношений, процессов и явлений в развитии НТП, социально-политической и экономической систем жизнедеятельности социума. В любой момент каждый человек, в принципе, может купить, продать, обменять, заложить, кредитоваться под залог акций, облигаций и т.п. ценных бумаг, которые выражают виртуальный капитал.
Глобализация хозяйства, его ускоренная космополитизация, выход на арену финансового рынка крип-товалюты фактически ознаменовали окончание еще не успевшей стать на ноги экономики знаний и начало тотальной формации, которую мы условно можем назвать КРИПТОЭКОНОМИКОЙ. Она консолидирует в себе как объективные процессы виртуализации, так и субъективные изменения эго индивида.
Если исходить из образов «криптоэкономики», то это некое зазеркалье экономической действительности виртуальной реальности. Немного тавтологично, но, по
нашему мнению, верно по сути. Информатизация общества, формирование в целях хозяйствования цифровой продукции, развитие интернета, социальных сетей, возможности человека пользоваться любыми гаджета-ми сформировали уже сегодня «новую экономическую систему».
Но зазеркальная экономика, хотя с точки зрения прошлой политэкономии абсурдна, однако она не ирреальна. Виртуальное экономическое пространство — это искусственно сконструированное пространство, в котором циркулирует информация. Ее движение идет без лишних помех, запретов, ограничений, национальной государственной цензуры, по схемам в симуляцион-ной форме, отражающей объективную реальность. Но реальность такова, что эти процессы носят не просто информационный характер, т.е. дают возможность безлимитных контактов, знакомств, общения, обсуждений, но являются механизмом «зарабатывания» денег. Автор ставит категорию «заработок» в кавычки не потому, что она фиктивна, а потому, что, хотя она и связана с затратами живого труда (интеллекта, знаний, образования и т.п.), ее результат виртуален и для его натурализации требуется обмен на продукт, созданный в реальном секторе экономики.
Другим, не менее важным условием, определяющим виртуализацию заработка денег, стало формирование «нового» человека, как деривативного клона абстрактного индивида. Победа либерализма в общественном устройстве социума, рынка в экономике, и личного
31
обогащения в школе ценности эго индивида привели к следующему. С одной стороны, к формированию «новой экономики», построенной на глобализации и космополитизации хозяйственного процесса, виртуализации производства, прироста ее результатов на фондовом рынке, основанных на информационном капитале и новых потребностях человека. С другой стороны, к кризису современного хозяйства как обострению антагонистических противоречий между ускоренной виртуализацией и значительным отставанием реального сектора экономики, входящей в него большой массы людей, живущих по традициям, меркам, идеологии традиционного общества, исповедующего фундаментальную рыночную доктрину: баланс спроса и предложения и развитие по схеме Д-Т-Д>, где Д'=Д+ДД, полученный за счет роста стоимости товара, созданный путем соединения прошлого и живого труда, и приращения добавленной стоимости, произведенной живым трудом.
Индивид должен измениться, иначе данный кризис, порожденный противоречиями старого и нового мира, его раздавит. Сегодня в литературе можно встретить рассуждения о формировании в новом глобальном космополитическом сообществе некоего постиндивида, постчеловека, постличности. По мнению этих авторов, только «новый человек» может «развиваться» в такт с « бесконечным ростом», не замечая сбоев со стороны «матрицы». [3] Фактически эти рассуждения приводят к выводу о перерождении человека в некий свой дери-ватив, клон, киборг, голограмму.
Все возможно. Но мы не согласны с такой трактовкой развития человека. Р. Уотсон написал: «...будущее нам роздано не поровну». [4] Это подтверждается жизнью каждого индивида. Она многогранна, разнолика, непредсказуема. Ни одна, даже самая совершенная программа, не сможет повторить всю совокупность социально-экономических отношений человека. Следовательно, ни один, даже самый мощный компьютер, не заменит человеческого разума, а самый продвинутый робот — человека, его эго. Можно еще добавить и о взаимоотношениях человека в рамках социума, его воспроизводстве, процессе накопления информации, скептицизме мышления, моральных устоях и т.п., но это выходит за рамки нашей статьи.
Нас интересует виртуальная экономика и процесс ее протекания на фондовом рынке. Ведь именно фондовый рынок стал той отражающе-преломляющей системой, с помощью которой наиболее доступно наблюдать и анализировать изменения в хозяйственной жизни мира, его ускоренной виртуализацией, глобализацией, космополитизацией и перерастанием в криптоэкономику.
Зазеркалье Алисы оказалось сном. Но ее путешествие по шахматной доске окончилось не просто на восьмой клетке. Именно на этой клетке Алиса стала королевой. Криптоэкономика — это не сон, и человек может в ней стать лидером. Но для этого он должен научиться «жить в обратную сторону». Новейшие технологии цифрования экономики ускоренно сформировали
318
новые правила игры на фондовом рынке, вплоть до оборота криптовалюты. Сама финансовая система превратилась в некий «экономический пузырь», основой роста которого стали финансовые спекуляции. Однако не каждый мыльный пузырь взрывается. Некоторые превращаются в «воздушные шары». Виртуальная экономика может и не взорваться, как ей это предрекают многие исследователи. Напротив, именно через регуляторы фондового рынка она должна стать источником роста постиндустриальной экономической системы.
Однако преодоление финансового кризиса затруднено, с одной стороны, консерватизмом мировоззренческой позиции большинства людей, а с другой стороны, неугасаемым желанием спекулятивных игроков финансового рынка извлечь максимальную прибыль, даже в ущерб общечеловеческим интересам и потребностям, пытаясь сохранить отмирающую экономическую парадигму, порождающую антагонистическое противоречие между реальным и фиктивным секторами глобального хозяйства.
Решение мировых проблем невозможно без создания мировых центров управления, контроля, оценки, регулирования на финансовом рынке. Такие инфраструктурные регуляторы уже созданы. Например, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ). Изменения в архитектуре финансового мира происходят не только по воле США. Сегодня в этот процесс активно входит Россия. В 2015 г. в Уфе был запущен новый мировой финансовый проект — Новый банк раз-
вития (НБР) БРИКС. Значение НБР объясняется тем, что в совокупности на страны БРИКС приходится 41% мирового населения и около 25% глобального валового внутреннего продукта (ВВП). В последние годы развивающиеся страны значительно увеличили свою долю в глобальном ВВП, и для ускорения этого роста крайне необходимы инвестиции в инфраструктуру. Их нехватка оценивается по всему миру в 1 трлн долларов, и Новый банк БРИКС внесет свою лепту в то, чтобы ликвидировать эту нехватку [5].
Крупнейшими регуляторами на фондовом рынке стали также южноамериканский рынок — МЕРКОСУР, Южно-Тихоокеанский союз, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива со своими структурными звеньями: таможенным союзом и общим рынком.
Эти объединения не только регулируют с помощью кредитно-валютных операций подконтрольные им сегменты мирового фондового рынка, но и предлагают и уже вводят собственные денежные эквиваленты доллара США.
Но эти эмиссионно-регулирующие центры пока еще отстают от общемировых потребностей в управлении фондовым рынком. Вместе с тем инвестиции необходимы глобальному хозяйству. Сегодня криптовалюты, ценные бумаги, валютные курсы играют роль посредников в поддержке доллара США как мировой валюты и в конечном итоге власти «клуба ТНК». Фиктивность виртуального капитала зашкаливает, его отрыв в капитализации «от стоимости столь велик, что он делает со-
мнительным и качество этого феномена как капитала, принципиально неизвестно, приносит он прибыль или убыток» [6, 41].
Вывод один: необходимо перейти от заклинания виртуализации экономики к попытке заглянуть в ее зазеркалье и активно формировать инструменты, позволяющие оценивать, анализировать процессы хозяйствования в виртуальной реальности, принимать быстрые, адекватные и эффективные решения, учитывать их глобальные космополитические последствия, создавать межнациональные механизмы регулирования фондовых операций, встраивать в архитектуру глобального фондового рынка посредников перелива фиктивного капитала в реальный сектор экономики и оптимально увеличивать инвестиционные ресурсы, новые цифровые технологии в производстве натурального продукта, способного удовлетворить возрастающие реальные потребности социума.
Задача крайне сложная. Для ее решения в качестве инструментов развития процессов на фондовом рынке автор предлагает использовать систему маркеров. Они, отражая качество, тенденции, направленность и последствия развития фондового рынка, совместно с фондовыми индексами дадут полную и объективную картину состояния и движения финансового рынка.
Мир меняется. Эти изменения не остановить. Они объективны и вытекают из изменений в социально-экономических отношениях, которые сами и стимулируют их к развитию. Необходимо, учитывая все эти измене-
ния, использовать всю мощь экономических процессов в созидательности нового глобального хозяйства.
Библиографический список
1. Дюпре Б. Философия. 50 идей, о которых нужно знать: пер. с англ. / Б. Дюпре. — М.: Фантом Пресс, 2014.
2. Бенедикт XVI, Папа Римский. «Deus Caritas Est» («Бог есть любовь») 2005.
3. Дугин А. Кризис золотого тельца. URL.: http://www.profile.ru/ politics/item/56321-krizis-zolotogo-teltsa-56321 (дата обращения: 10.11.2017).
4. Уотсон Р. Будущее. 50 идей, о которых нужно знать: пер. с англ. / Р. Уотсон. — М.: Фантом Пресс, 2014.
5. Эксперт: банк БРИКС станет важным дополнением к глобальной финансовой архитектуре. URL.: http:/tass.ru/economika/205294 (дата обращения: 10.11.2017).
6. Бузгалин А.В., Колганов А.И. Первый экономический кризис XXI века: (марксистский анализ). — Альтернатива. — 2009. — № 1. — URL.: http://www.alternativy.ru/ru/webfm_send/424 (дата обращения: 15.11.2017).
References
1. Djupre B. Filosofija. 50 idej, o kotoryh nuzhno znat': per. s angl. / B. Djupre. — M.: Fantom Press, 2014.
2. Benedikt XVI, Papa Rimskij. «Deus Caritas Est» («Bog est' ljubov») 2005.
3. Dugin A. Krizis zolotogo tel'ca. URL.: http://www.profile.ru/politics/ item/56321-krizis-zolotogo-teltsa-56321 (data obrashhenija: 10.11.2017).
322
4. Uotson R. Budushhee. 50 idej, o kotoryh nuzhno znat': per. s angl. / R. Uotson. - M.: Fantom Press, 2014.
5. Jekspert: bank BRIKS stanet vazhnym dopolneniem k global'noj finansovoj arhitekture. URL.: http:/tass.ru/economika/205294 (data obrashhenija: 10.11.2017).
6. Buzgalin A.V., Kolganov A.I. Pervyj jekonomicheskij krizis XXI veka: (marksistskij analiz). - Al'ternativa. - 2009. - № 1. URL.: http:// www.alternativy.ru/ru/webfm_send/424 (data obrashhenija: 15.11.2017).
Контактная информация:
Университетская пл., 1 Воронеж, Россия, 394018
Universitetskaya Sq., 1 Voronezh, Russia, 394018
e-mail: mos.mail600@gmail.com