Научная статья на тему 'ЗАЙНУЛЛА РАСУЛЕВ: ВЕЛИЧАЙШИЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬ И ДУХОВНЫЙ ОРИЕНТИР ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ МУСУЛЬМАНСКОЙ МОЛОДЕЖИ РОССИИ'

ЗАЙНУЛЛА РАСУЛЕВ: ВЕЛИЧАЙШИЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬ И ДУХОВНЫЙ ОРИЕНТИР ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ МУСУЛЬМАНСКОЙ МОЛОДЕЖИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
490
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЙНУЛЛА-ИШАН РАСУЛЕВ / ДУХОВНОСТЬ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / БОГОСЛОВИЕ / ТАСАВВУФ / ИСЛАМ / ОБРАЗОВАНИЕ / ZAINULLA-ISHAN RASULEV / SPIRITUALITY / ENLIGHTENMENT / THEOLOGY / TASAWWUF / ISLAM / EDUCATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Фасхудинов Ринат Рифатович

Цель данной статьи заключается в решении задачи духовного просвещения мусульманской молодежи с использованием богатейшего наследия и опыта величайшего мусульманского богослова и просветителя Зайнуллы-ишана Расулева (1833-1917 гг.), воспитавшего не одно поколение мусульманской интеллигенции. Творчество Зайнуллы ишана Расулева выделяется научной и практической актуальностью духовно-нравственных идей и педагогических методов, которые остаются актуальными и в наши дни. Анализ и практическое применение данных идей, несомненно, будут способствовать взращиванию нового поколения мусульманской интеллигенции, укреплению мира и нашей государственности, а также послужат основанием для единения многомиллионного мусульманского сообщества России. Зайнулла-ишан Расулев на своем личном опыте показал, что духовное просвещение и нравственное воспитание формируют осмысленное бытие человека, делают жизнь общества полноценной и счастливой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ZAYNULLA RASULEV: THE GREAT ENLIGHTENER AND THE SPIRITUAL GUIDEFOR MODERN MUSLIM YOUTH IN RUSSIA

The purpose of this article is to solve the problem of spiritual enlightenment of Muslim youth using the richest heritage and experience of the greatest Muslim theologian and enlightener Zaia-Ishan Rasulev (1833-1917), who raised more than one generation of Muslim intelligentsia. The work of Zaia-Ishan Rasulev is distinguished by the scientific and practical relevance of spiritual and moral ideas and pedagogical methods, which remain relevant today. The analysis and practical application of these ideas will undoubtedly contribute to the cultivation of a new generation of Muslim intelligentsia, the strengthening of peace and our statehood, and will also serve as the basis for the unification of the multimillion Muslim community of Russia. Zaia-ishan Rasulev showed on his own experience that spiritual enlightenment and moral education form a meaningful human being, make the life of society full and happy.

Текст научной работы на тему «ЗАЙНУЛЛА РАСУЛЕВ: ВЕЛИЧАЙШИЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬ И ДУХОВНЫЙ ОРИЕНТИР ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ МУСУЛЬМАНСКОЙ МОЛОДЕЖИ РОССИИ»

Вестник Челябинского государственного университета. 2020. № 9 (443).

Философские науки. Вып. 58. С. 11—16.

УДК 297 DOI 10.47475/1994-2796-2020-11002

ББК 86.38-67

Зайнулла Расулев: величайший просветитель и духовный ориентир для современной мусульманской молодежи России

Р. Р. Фасхудинов

Московский исламский колледж теологии и права,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Болгарская исламская академия, Москва, Россия

Цель данной статьи заключается в решении задачи духовного просвещения мусульманской молодежи с использованием богатейшего наследия и опыта величайшего мусульманского богослова и просветителя Зайнуллы-ишана Расулева (1833—1917 гг.), воспитавшего не одно поколение мусульманской интеллигенции. Творчество Зайнуллы ишана Расулева выделяется научной и практической актуальностью духовно-нравственных идей и педагогических методов, которые остаются актуальными и в наши дни. Анализ и практическое применение данных идей, несомненно, будут способствовать взращиванию нового поколения мусульманской интеллигенции, укреплению мира и нашей государственности, а также послужат основанием для единения многомиллионного мусульманского сообщества России. Зайнулла-ишан Расулев на своем личном опыте показал, что духовное просвещение и нравственное воспитание формируют осмысленное бытие человека, делают жизнь общества полноценной и счастливой.

Ключевые слова: Зайнулла-ишан Расулев, духовность, просвещение, богословие, тасаввуф, ислам, образование.

В декабре 2013 года Министерством образования России был представлен проект о стратегическом развитии молодежи, рассчитанный до 2025 года. Настоящий проект ориентирован на выстраивание эффективной молодежной политики и инвестирование концепций, программ, общественных организаций, направленных на работу с молодежью. Программа находится в стадии постоянного развития и совершенствования. Главный вектор ее развития направлен на формирование духовно-нравственного просвещения и воспитания молодежи. В связи с этим обращение правительства страны и общественных институтов к нормам духовно-нравственного просвещения и воспитания вполне обосновано. За последние годы активизировался двухсторонний диалог с представителями традиционных конфессий России.

В частности, 25 января 2018 года Владимир Путин провел встречу с руководителями ведущих духовных управлений мусульман России и руководством Болгарской исламской академии. Встреча проходила в столице республики Татарстан в Казани. В рамках встречи президентом страны было сказано о том, что традиционный, истинный ислам с его общечеловеческими ценностями, высокой нравственностью и многовековой культурой является одним из главных элементом российского культурного кода. Мусульмане России были и продолжают оставаться неотъемлемой частью многонационального народа нашей

страны. Владимир Путин также подчеркнул, что в дореволюционный период представители отечественного исламского богословия имели повсеместное признание и за свой неоценимый вклад в науку и общественную жизнь заслужили уважение и высокою оценку. Необходимо возрождать и развивать тот духовный потенциал и наследие, которые были утрачены за советский период. Кроме того, глава государства отметил, что традиционное исламское образование — это весьма важный фактор в деле воспитания молодежи, которая зачастую подвержена всевозможным деструктивным идеям [12].

Духовно-нравственное воспитание молодежи невозможно без религиозного образования, где на первое место ставится морально-нравственное воспитание и обучение. А для эффективного привития духовно-нравственных качеств личности необходимо благоприятное педагогическое воздействие, которое основано на личностном и ориентированном взаимодействии. Вызвать личностные реакции способна лишь обладающая высокой нравственностью и богатым духовным миром личность педагога. Духовность и нравственность являются фундаментальными оценками личности.

Среди отечественных религиозных деятелей, богословов и просветителей, относящихся к представителям традиционного, истинного ислама дореволюционного периода, выделяется личность

Зайнуллы-ишана Расулева. Его уникальная личность обрела очень широкую известность и авторитет как в самой России, так и за ее пределами. Его личный пример и просветительская деятельность продолжают притягивать к себе все новые поколения исследователей и ученых-педагогов. Предметом их исследований становятся жизнь, творчество Зайнуллы-ишана и его взгляды.

Без сомнения, в одной статье не получится провести обстоятельное и масштабное исследование религиозного, философского и этического наследия Зайнуллы-ишана Расулева. На это понадобится не одно десятилетие. В таком случае нужно признать истинность следующего выражения: «Изучение жизни и трудов одного единственного мистика может составить содержание всей жизни ученого» [10, с. 18].

Творческая деятельность Зайнуллы-ишана является неопровержимым свидетельством того, что духовное просвещение и воспитание — важнейшие добродетели в формировании сознательной жизни индивида и они могут сделать эту жизнь духовно богатой и счастливой.

Прокладывать свой непростой путь к знаниям Зайнулла-ишан начал в возрасте 7 лет. Поначалу он учился в своей родной деревне в медресе своего дедушки. Последующие 6 лет он обучался в деревне Мало-Муйнаково, расположенной по соседству. Руководителем и преподавателем этого медресе был Якуб-хазрат. В 1851 году, когда Зай-нулле-ишану исполнилось 18 лет, он продолжил свое обучение в учебном заведении Троицка у Ахмада-хазий Рахманкулова. В 1858 году Зайнул-ла-ишан назначается имамом мечети в деревне Аккужа. В 1859 году, а потом и в 1869 году он был дважды посвящен в тарикат Накшбандийа. В том же году Зайнулла-ишан совершил паломничество в Мекку. Благодаря прилежности, усердию и терпению Зайнуллла-ишан получает отличное образование. В скором времени его высокая нравственность и образованность помогают ему обрести заслуженное признание и известность, круг адептов яркого представителя тасаввуфа начинает увеличиваться.

В 1884 году при мечети, в которой он нес службу, открывается медресе «Расулия». Под руководством Зайнуллы ишана медресе завоевало признание у мусульманской интеллигенции России, включая Урал и Поволжье. За знаниями к ишану приезжали из Индии, Турции и других мест.

Большая известность Зайнуллы-ишана, его религиозное и социально ориентированное мировоззрение, а также духовно-просветительский труд в области образования стали местом притяжения. Медресе «Расулия» стало самым круп-

ным и знаменитым исламским учебным заведением России. Одновременно в «Расулии» могло обучатся до 400 человек. Авторитет, духовное подвижничество и профессионализм Зайнуллы-ишана способствовали массовому повышению уровня грамотности, устремляли молодое поколение верующих к науке и различным научным изысканиям. Активное введение новых методов Зайнуллой-ишаном привели к тому, что медресе «Расулия» по уровню подготовленности учащихся, согласно взгляду Г. Баттала, стало заметно опережать учебные заведения Оренбурга и Кар-галы [7, с. 24].

Внедряя в учебную программу «Расулии» широкий спектр светских дисциплин и используя новые педагогические подходы, Зайнулла-ишан выводит свое «детище» на новый и самый высокий университетский уровень образования в исламском мире. В учебную программу «Расулии» вошли следующие светские дисциплины: алгебра анатомия, антропология, арифметика, биология, география, геометрия, законоведение, история, литература, медицина, математика, музыка, педагогика, природоведение, психология, рисование, физика, химия, хронология, черчение, чистописание, экономика и др. [1, с. 246]. Учащиеся «Расулии» изучали родной, арабский, персидский, турецкий и русский языки. Приобщались к «вершинам» древнегреческой философии: Платону и Аристотелю, знакомились с работами Аль-Фараби (872—950), Авиценны (980—1037), Аль-Газали (1058—1111) и Ибн-Рушда (1126—1198). Преподаватели медресе не обходили стороной и знакомство учащихся с трудами Рудаки (858—941), Фирдоуси (935—1020), Омара Хайяма (1048—1131), Низами (1141—1209), Руми (1207—1273), Саади (1210— 1292), Хафиза (1325—1390). Во внеурочное время была начата практика по проведению литературных, музыкальных и театральных вечеров.

Зайнулла-ишан подвел к разумному концу и скрепил то, что ранее практиковалось его предшественниками. Книги Зайнуллы-ишана отражали картину столетнего идеологического противостояния между представителями кадимизма и джа-дидизма. Очень важен тот факт, что ему удалось перенаправить активность духовной интеллигенции на путь прогрессивных перемен, сторонясь перегибов, отчасти бытовавших в «джадидист-ких» кругах. Об этом пишет и И .Р. Насыров [4]. Издав свой бесценный труд под названием «Аль-фаваид аль-мухимма...» — «Божественные истины...», он консолидирует мировоззренческие основы тасаввуфа на Урале и использует их в качестве источника для духовного просвещения жителей региона [11, с. 39—86].

Стоит отметить, что Зайнулла-ишан Расулев уделял большое внимание материальному обеспечению медресе и организационным вопросам самого учебного процесса. При медресе функционировала столовая, общежитие и гостевой дом. Функционировала большая библиотека, которая была способна обеспечить всей необходимой литературой преподавателей, шакирдов и даже население Троицка. Под библиотеку Зайнулла-ишан выделил первый этаж своего жилого дома. Зайнулла-ишан для обустройства «Расулии» выделил большие денежные средства и использовал несколько дворовых мест с построениями. За 5 лет своего существования, с 1884 по 1919 год, из стен «Расулии» вышел целый пласт образованной и видной мусульманской интеллигенции, которые со временем стали известными личностями, проявившими себя с лучшей стороны в религиозной, политической и общественной деятельности.

Как мы видим, Зайнулла-ишан Расулев оказал значительное влияние на прогрессивное развитие мировоззрения мусульман России и сопредельных ей государств. С ним обсуждались вопросы, имеющие важную социальную значимость. Зай-нулла-ишан воздействовал как на религиозные, так и на социально-политические предпочтения своих адептов. Например, он благотворно повлиял на взгляды своего ученика Мурада Рамзи. Зай-нулла-ишан также поспособствовал выходу его книги по названием «Талфик аль-ахбар». Юный А.-З. Валиди был под большим впечатлением от первой встречи и возможности общения с шейхом. Он отмечал, что, если бы не благоприятное знакомство с величайшим просветителем Зайнул-лой-ишаном, повлиявшим на его жизненный выбор, он не стал известным историком-востоковедом. За Зайнуллой-ишаном следовали Галимжан Баруди и Сабиржан Хасани. На его богатейший опыт и практику ссылались известные люди, например, его близкий друг Мифтахетдин Акмулла (1831—1895), Исмаил Гаспринский (1851—1914) и Риза Фахретдин (1859—1936). В частности, Риза Фахретдин с глубочайшим уважением относился к Зайнулле-ишану Расулеву. В связи со смертью Зайнуллы-ишана, в 1917 году он издает сборник некрологов, где называет ишана «великой исторической личностью нашего народа» [3, с. 3]. Известный британо-американский исследователь, профессор факультета ближневосточных исследований Калифорнийского университета в Беркли Хамид Алгар считает Ризу Фахретди-на учеником и сторонников Зайнуллы ишана [2, с. 89]. Аналогичное упоминание есть и у Х. Максудова [5, с. 45]. У Зайнуллы-ишана обучался и

его стерлибашевский сокурсник — известный религиозный деятель и последователь тасаввуфа Абдулла Саиди (1832—1914). Ученики, коллеги и близкие друзья Зайнуллы-ишана дорожили дружбой и возможностью с ним общаться. Все они свидетельствовали о наличии у Зайнуллы-ишана необыкновенных качеств духовного наставника, которые он умело использовал для вдохновения шакирдов. Вдобавок они отмечают присущие ему великодушие, стремление поступиться временем и средствами ради других.

К настоящему времени популярны такие работы Зайнуллы-ишана, как «Ал-Фаваид ал-мухимма» «Божественные истины...», «Похвальные качества Дияаддина Гумушханеви», Статьи Зайнуллы (Прекрасные статьи), «Речь о том, что Хидр жив», «Приведение доказательств против носителей ложных мнений и мыслей», Дополнение к «Икама ал-бурхан 'ала ал-арбаби ас-субул ва-л-аухам» и «Об алфавите». Среди рукописных работ можно отметить иджазы и фрагменты личных переписок с шакирдами и адептами [8, с. 64—69]. Нужно выделить и статью, которую Зайнулла-ишан составил вместе с хазратами г.Троицк «Улемы Троицка и звуковой метод обучения», которая была опубликована в газете «Вакыт». К данной статье современники Зайнуллы-ишана относились как фетве [6, с. 74—78]. Большое внимание исследователей привлекает первый труд Зайнуллы-ишана «Ал-Фаваид ал-мухимма». Она служила настольной книгой последователям тасаввуфа.

Зайнулла-ишан был разносторонней личностью. Он не переставал удивлять своих подопечных и современников. Его интересы и деятельность не ограничивались лишь религиозной сферой. Несмотря на свою занятость, Зайнул-ла-ишан занимался и врачеванием. Он уделял большое внимание здоровому образу жизни и не оставлял без внимания состояние здоровья своих учащихся, гостей, а также жителей Троицка. Изучая исламскую литературу, он приобрел много полезной информации по народной медицине, которая наряду с его духовным опытом и психологическими приемами способствовала излечению большого числа людей. Используя лекарственные травы, гипноз и глубокие познания в тибетской медицине, Зайнулла-ишан излечивал болезни, перед которыми медицина была бессильна. Профессиональная деятельность ишана стала причиной отказа его последователями от употребления алкоголя и табака. Зайнуллой-ишаном и его сыном было предложено при мечети открыть аптеку. Каждый нуждающийся теперь мог приобрести необходимые лекарства и получить медицинскую консультацию.

В процессе исследования Зайнулла-ишан Ра-сулев предстал перед нами в качестве величайшего духовного просветителя, выдающегося ученого-богослова, имама мусульманской общины, который большую часть своего жизненного пути прожил в скромности и богобоязненности, в получении знаний, передаче полученных им знаний и опыта другим, написании книг и искреннем служении обществу. Методы духовного просвещения и воспитания молодежи, которые использовал Зайнулла-ишан Расулев бесценны и для наших дней.

Общеизвестно, что основой для становления и совершенствования личности является нравственность. Образцовая нравственность Зайнуллы-иша-на, его креативный и мудрый подход к педагогической деятельности стимулировали учащихся медресе «Расулия» вести праведный образ жизни, быть по-настоящему честными, скромными, терпеливыми, терпимыми к мировоззрению и позициям других людей, трудолюбивыми, любящими свою родину, милосердными, сострадательными и стремящимися на помощь нуждающимся. Зайнул-ла-ишан считал, что религиозные знания не могут оставаться просто какой-то идеей или положением

в сознании верующих. Он призывал своих учащихся к практическому применению знаний, использованию их для внутреннего самосовершенствования и внешнего разумного переустройства мира.

Мы считаем, что проведение дальнейших исследовательских работ, а также практическое применение уникального духовно-просветительского наследия Зайнуллы-ишана Расулева современными исламскими учебными заведениями высшего звена, колледжами и медресе будет способствовать формированию и развитию у современной мусульманской молодежи доброты, гуманизма и справедливости, терпения и согласия, чувства долга и дружбы, уважения к родителям и старшим, трудолюбия, а также других духовно-нравственных качеств, которые будут благоприятствовать взращиванию настоящей личностей в новом поколении.

Мы также надеемся, что духовно-просветительское наследие Зайнуллы-ишана Расулева, основанное на Коране и Сунне, станет весомым вкладом в деле предотвращения различных религиозных конфликтов, укрепления мира и нашей государственности, а также послужит основанием для единения многомиллионного мусульманского сообщества России.

Список литературы

1. Абсалямов, М. Б. Хальфа / М. Б. Абсалямов. — Уфа, 2008. — 464 с.

2. Алгар, Х. Шейх Зайнулла Расулев — последний великий шейх суфийского братства Накшбандийа в Волго-Уральском регионе / Х. Алгар //З. Расули (Расулев) ан-Накшбанди. Избранные произведения. — Уфа, 2000. — 152 с.

3. Насыйров, Р. Зэйнулла ишан / Р. Насыйров. — Казан : Иман, 2000. — 28 б.

4. Насыров, И. Р. Великое видится на расстоянии (Духовное наследие шейха Зайнуллы Расулева) / И. Р. Насыров. — URL: http://islamdag.ru/lichnosti/26637.

5. Максудов, Х. Рашид муршид / Х. Максудов // Р. Фахретдин. Фэнни-биографик ^ыентык. — Казан : Рухият, 1999. — С. 45.

6. Сафиуллина, Р. Р. Сочинение Зайнуллы Расулева «Троицкий голямасы вэ ысулы жэдид» («Ученые Троицка и новый метод») / Р. Р. Сафиуллина, Р. А. Гимазова // Расулевские чтения: ислам в истории и современной жизни России : материалы Всерос. науч.-практ.й конф. (г. Троицк, 29 марта 2012 г.). — Челябинск ; Уфа, 2013. — С. 74—78.

7. «Дело» шейха Зайнуллы Расулева (1872—1917): власть и суфизм в пореформенной Башкирии : сб. док. / сост., авт. предисл., введения, коммент., прим., указ. и глоссария М. Н. Фархшатов. — Уфа : ИИЯЛ УНЦ РАН, 2009. — 356 с.

8. Фархшатов, М. Н. Новый автограф Зайнуллы Расулева (из фонда Оренбургского магометанского духовного собрания) / М. Н. Фархшатов // Расулевские чтения: ислам в истории и современной жизни России : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (г. Троицк, 29 марта 2012 г.). —Челябинск ; Уфа, 2013. — С. 64—69.

9. Расулев, З. Божественные истины / З. Расулев ; пер. с араб.; сост., коммент. и пер. И. Р. Насыро-ва. — Уфа : Китап, 2008. — 240 с.

10. Шиммель, А. Мир исламского мистицизма / А. Шиммель ; пер. с англ. Н. И. Пригариной, А. С. Раппопорт. — М. : Алетейа : Энигма, 2000. — 416 с.

11. Юлдашбаев, Б. Х. История формирования башкирской нации / Б. Х. Юлдашбаев. — Уфа, 1972. — 336 с.

12. Встреча с муфтиями централизованных религиозных организаций мусульман России и руководи-

телями Болгарской исламской академии // Президент России : офиц. сайт. — URL: http://www.kremlin. ru/events/president/news/56702 (дата обращения: 20.10.2020).

Сведения об авторе

Фасхудинов Ринат Рифатович — ректор Московского исламского колледжа теологии и права, аспирант ИГСУ РАНХИГС при Президенте РФ, докторант Болгарской исламской академии, Москва, россия. rinathazrat@mail.ru.

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2020. No. 9 (443). Philosophy Sciences. Iss. 58. Pp. 11—16.

Zaynulla Rasulev: the great enlightener and the spiritual guide for modern muslim youth in Russia

R.R. Faskhudinov

Moscow Islamic College of Theology and Law, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Bulgarian Islamic Academy, Moscow, Russia.

rinathazrat@mail. ru

The purpose of this article is to solve the problem of spiritual enlightenment of Muslim youth using the richest heritage and experience of the greatest Muslim theologian and enlightener Zainulla-Ishan Rasulev (1833-1917), who raised more than one generation of Muslim intelligentsia. The work of Zainulla-Ishan Rasulev is distinguished by the scientific and practical relevance of spiritual and moral ideas and pedagogical methods, which remain relevant today. The analysis and practical application of these ideas will undoubtedly contribute to the cultivation of a new generation of Muslim intelligentsia, the strengthening of peace and our statehood, and will also serve as the basis for the unification of the multimillion Muslim community of Russia. Zainulla-ishan Rasulev showed on his own experience that spiritual enlightenment and moral education form a meaningful human being, make the life of society full and happy.

Keywords: Zainulla-Ishan Rasulev, spirituality, enlightenment, theology, tasawwuf, Islam, education.

References

1. Absalyamov M.B. Khal'fa. [Khal'fa]. Ufa, 2008. 464 p. (In Russ.).

2. Algar H. Shejkh Zajnulla Rasulev — poslednij velikij shejkh sufijskogo bratstva Nakshbandija v Volgo-Ural'skom regione [Sheikh Zainulla Rasulev is the last great sheikh of the Naqshbandiyya Sufi brotherhood in the Volga-Ural region.]. Z. Rasuli (Rasulev) an-Nakshbandi. Izbrannye proizvedeniya [Selected works]. Ufa, 2000. 152 p. (in Russ.).

3. Nasyjrov R. Zajnulla ishan [Zajnulla ishan]. Kazan, Iman, 2000. 28 p. (In Tatar).

4. Nasyrov I.R. Velikoe viditsya na rasstoyanii (Dukhovnoe nasledie shejkha Zajnully Rasuleva). [Great is seen from a distance (Spiritual heritage of Sheikh Zainulla Rasulev)]. Available at: http://islamdag.ru/ lichnosti/26637, accessed 20.10.2020.

5. Maksudov K.H. Rashid murshid [Rashid murshid]. R. Fakhretdin. Fsnni-biografik^yentyk [Scientific-biographical collection]. Kazan, Rukhiyat, 1999. P. 45. (In Russ.).

6. Safiullina R.R., Gimazova R.A. Sochinenie Zajnully Rasuleva «Troitskij golyamasy veh ysuly zhehdid» («Uchenye Troitska i novyj metod») [The work of Zainullah Rasulev "The Troitsky Golomasy wa usyuly Jadid" ("The Scientists of Troitsk and the New Method")] Rasulevskie chteniya: islam v istorii i sovremen-noj zhizni Rossii [Rasulev's Readings: Islam in the History and Modern Life of Russia]. Chelyabinsk, Ufa, 2013. Pp. 74—78. (In Russ.).

7. «Delo» shejkha Zajnully Rasuleva (1872—1917): Vlast' i sufizm v poreformennoi Bashkirii [Sheikh Zainulla Rasulev's "Case" (1872—1917): Power and Sufism in Post-Reform Bashkiria]. Ufa, IIYAL UNTS RAN, 2009. 356 p. (In Russ.).

8. Farkhshatov M.N. Novyj avtograf Zajnully Rasuleva (Iz fonda Orenburgskogo magometanskogo duk-hovnogo sobraniya) [The new autograph of Zainullah Rasulev (From the Fund of the Orenburg Mohammedan Spiritual Assembly)]. Rasulevskie chteniya: islam v istorii i sovremennoj zhizni Rossii [Rasulev's readings: islam in the history and modern life of Russia]. Chelyabinsk, Ufa, 2013. Pp. 64—69. (In Russ.).

16

P. P. 0acxyöuHOB

9. Rasulev Z. Bozhestvennye istiny [Divine truths]. Ufa, Kitap, 2008. 240 p. (In Russ.).

10. Shimmel' A. Mir islamskogo mistitsizma [The world of Islamic mysticism]. Moscow, Aleteja, Ehnigma, 2000. 416 p. (In Russ.).

11. Yuldashbaev B.Kh. Istoriya formirovaniya bashkirskoy natsii [History of the Formation of the Bashkir Nation]. Ufa, Bashkir Publishing House, 1972. 336 p. (In Russ.).

12. Vstrecha s muftiyami tsentralizovannykh religioznykh organizatsii musul'man Rossii i rukovoditelyami Bolgarskoi islamskoi akademii [Basics of State Cultural Policy approved]. PrezidentRossii [President of Russia]. Available at: http://www.en.kremlin.ru/events/president/news/56702, accessed 20.10.2020. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.