Научная статья на тему 'ОТ "РАСУЛЕВСКИХ ЧТЕНИЙ" К РАСУЛЕВСКОМУ КЛУБУ'

ОТ "РАСУЛЕВСКИХ ЧТЕНИЙ" К РАСУЛЕВСКОМУ КЛУБУ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
50
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАСУЛЕВСКИЙ КЛУБ / РАСУЛЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ / ЗЕЙНУЛЛА РАСУЛЕВ / МЕДРЕСЕ "РАСУЛИЯ" / ТАСАВВУФ / ИНСТИТУТ СТРАН СНГ / RASULEV CLUB / ZEINULLA RASULEV READINGS / ZEYNELLA RASULEV / RASULIA MADRASAH / TASAWWUF / INSTITUTE OF CIS COTNTRIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сафаргалеев Ильдар Фаатович

Автор рассматривает позитивный опыт реализации идеи учреждения Расулевского клуба, которая была предложена им в ходе «Расулевских чтений» 2019 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM "ZEINULLA RASULEV READINGS" TO RASULEV CLUB

The author describes the process of putting into practice of the useful idea of establishing The Rasulev Club. This undertaking was proposed by the author during the 2019 Zeia Rasulev Readings and could have far reaching effects.

Текст научной работы на тему «ОТ "РАСУЛЕВСКИХ ЧТЕНИЙ" К РАСУЛЕВСКОМУ КЛУБУ»

Вестник Челябинского государственного университета. 2020. № 9 (443). Философские науки. Вып. 58. С. 17—20.

УДК 297.1 DOI 10.47475/1994-2796-2020-11003

ББК 86.38-3

От «Расулевских чтений» к Расулевскому клубу

И. Ф. Сафаргалеев

Институт стран СНГ, Москва, Россия

Автор рассматривает позитивный опыт реализации идеи учреждения Расулевского клуба, которая была предложена им в ходе «Расулевских чтений» 2019 года.

Ключевые слова: Расулевский клуб, Расулевские чтения, Зейнулла Расулев, медресе «Расулия», тасаввуф, Институт стран СНГ.

Ежегодно начиная с 2012 года в г. Троицке Челябинской области проводятся «Расулевские чтения» как дань памяти великому суфийскому духовному наставнику мусульман постсоветского пространства Зейнулле Расулеву (1833—1917) [1].

Чтения 2018 года ознаменовались открытием в Троицке после почти 100-летнего перерыва медресе «Расулия» [2], которое благодаря Зейнулле ишану приобрело всемирную известность.

Особенностью восьмых по счёту Чтений 2019 года стал более широкий состав представителей научного и экспертного сообщества, а также органов власти в ходе Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Расулевские чтения: ислам в истории и современной жизни России».

На данном форуме заведующий отелом исламских исследований Института стран СНГ Ильдар Сафаргалеев в ходе своего пленарного доклада предложил на обсуждение идею создания Расу-левского клуба, в деятельности которого могли бы на постоянной основе участвовать неравнодушные к наследию Зейнуллы-ишана религиозные лидеры, отечественные и зарубежные ученые, а также представители органов государственной власти, все, кто заинтересован в популяризации традиционного понимания ислама на евразийском пространстве [3].

И вот, 10 сентября 2019 года в Москве, в Институте стран СНГ, состоялось заседание инициативной группы с целью обсуждения и возможной реализации предложенной идеи. Ее участники, среди которых первый заместитель директора Института стран СНГ, доктор исторических наук, доктор экономических наук, профессор Владимир Егоров, заместитель директора Института культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева, кандидат филологических наук Евгений Бахревский, заместитель директора Института стран СНГ, помощник специального пред-

ставителя Госдумы РФ по вопросам миграции и гражданства Александра Докучаева, официальный представитель ЦДУМ России в г. Москве Шамиль Кадыргулов, представитель Муфтията Республики Дагестан в г. Москве Хабиб хаджи Магомедов, глава Ассоциации Православных Экспертов Кирилл Фролов, востоковед-арабист, главный специалист службы внешних коммуникаций телеканала «Russia Today» Анна Беликова, декан факультета Евразии и Востока Челябинского государственного университета (ЧелГУ), кандидат педагогических наук Эльвина Ягнакова, доцент Школы социологии Высшей Школы Экономики Лили Ди Пуппо (Франция), заведующий отделом исламских исследований Института стран СНГ Ильдар Сафаргалеев, исследователь текстов священных писаний Гасан Гасанов, руководитель интернет-проекта «Онлайн медресе» (iMedrede) Ринат Аляутдинов, магистрант Института Востока Марина Крижановская, в своих выступлениях поддержали идею создания Расулевского клуба и высказали свои предложения и замечания [4].

Модератором мероприятия и непосредственным организатором клуба Ильдаром Сафаргале-евым на основе опыта работы различных клубных организаций в России было предложено учредить Совет клуба, в который могли бы войти авторитетные представители экспертного сообщества как из России, так и из-за рубежа, религиозные деятели, а также представители отечественных органов государственной власти.

К настоящему моменту в состав Совета Расу-левского клуба вошли Владимир Егоров, Кирилл Фролов, Эльвина Ягнакова, Анна Беликова, Иль-дар Сафаргалеев (председатель организационного комитета) и правнучка Великого Шейха Зейнуллы ишана Нелюфарь Расулева.

Выступающие также рекомендовали направить предложения войти в состав Совета либо делегировать в него своих представителей: председателю

ЦДУМ России, Верховному Муфтию Шейх уль-Ислам Талгату хазрату Таджуддину, Муфтию Челябинской и Курганской областей в юрисдикции ЦДУМ России Ринату хазрату Раеву, Председателю ДУМ Республики Дагестан, муфтию Ахмад хаджи Абдуллаеву, руководителю ФАДН России Игорю Баринову, председателю Экспертного совета при Патриархе по взаимодействию с исламским миром иеромонаху Григорию (Матрусову), губернатору Челябинской области Алексею Тек-слеру.

Учреждение Расулевского клуба, по сути, было организационным закреплением того, что в течение ряда лет в Институте стран СНГ от мероприятия к мероприятию (круглого стола, научно-практического семинара, конференции), проводимыми отделом исламских исследований, постепенно оформилось в команду единомышленников, которых объединил интерес к традиционному пониманию ислама, Тасаввуфу, или суфизму, и осознание необходимости его возрождения и популяризации как в России, так и на евразийском пространстве в целом.

Идея же учреждения клуба пришла к его организаторам в ходе «Расулевских чтений» и если провести краткий анализ этих регулярно проводимых мероприятий, то следует отметить ряд их особенностей.

Во-первых, это относительно постоянный состав участников как из числа мусульманских религиозных деятелей в основном из Челябинской области, а также соседнего Башкортостана в юрисдикции Центрального Духовного Управления Мусульман России, возглавляемого Тал-гатом хазратом Таджуддином, так и экспертного сообщества и органов местной власти.

Во-вторых, это традиционное и не формальное активное участие делегации Духовного управления мусульман Республики Дагестан, которому близка фигура Зейнуллы Расулева как передатчика накшбандийской цепи преемственности (силь-сили) шейху Сейфулле кади Башларову в начале прошлого века.

В-третьих, это привлечение к участию представителей пограничного с Челябинской областью Казахстана.

Вместе с тем следует отметить, что на безусловно полезной для консолидации здоровых сил российского общества площадке «Расулевских чтений» в силу как объективных так и субъективных причин как правило отсутствуют представители других российских духовных управлений мусульман, для которых наследие Зейнуллы Расу-лева не менее ценно и востребовано. В частности, здесь можно упомянуть Духовное управление му-

сульман Республики Татарстан, для представителей которого суфизм — это далеко не пустой звук [5]. То же самое, наверное, можно отметить и в отношении крымских мусульман и других, помимо Дагестана, северокавказских республик.

Как было упомянуто выше, на восьмых по счёту Чтениях 2019 года был относительно более широкий состав представителей научного и экспертного сообщества, а также органов власти в ходе Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Расулевские чтения: ислам в истории и современной жизни России». Вместе с тем этот охват мог бы быть еще более широким, в том числе и в международном плане, а также более регулярным и действенным в рамках учрежденного Расулевского клуба.

По мнению заведующего отделом исламских исследований Института стран СНГ Ильдара Сафаргалеева, который в третий раз участвует в Расулевских чтениях, после каждого такого мероприятия назревала реальная необходимость сформировавшейся команде единомышленников еще раз собраться для того чтобы, обсудив его итоги, сосредоточиться на оставшихся за «бортом» проблемах.

Так, в 2018 году данный состав экспертов собрался для того чтобы в экстренном порядке попытаться помочь решить проблему завершения в срок строительства медресе «Расулия». Были сделаны весьма дельные предложения, опубликован расчетный счет для сбора недостающих средств, принята и разослана в заинтересованные Инстанции информация о проведенном мероприятии.

Трудно оценить, насколько все это в действительности эффективно сработало, но результат, наверное, общих усилий мусульманского социума, и не только мусульманского, был в том, что в июле 2018 года медресе «Расулия» в очень презентабельном виде торжественно открылось и успешно действует.

Можно также привести и другой пример общей продуктивной работы, который уже выходит за рамки темы «Расулевских чтений», когда в феврале 2019 года костяк создаваемого Клуба, собравшись на научно-практическом семинаре пытался помочь действующему шейху Тасаввуфа в Донецке Ринату хазрату Айсину решить проблемы мусульман конфликтного региона. Трудно сказать насколько конкретно удалось это осуществить. Однако оказать содействие в паспортизации жителей ДНР и ЛНР по родившемуся на этом мероприятии предложению Александры Докучаевой обратиться к президенту Владимиру Путину в определенной степени удалось поспособствовать.

От «Расулевских чтений» к Расулевскому клубу

19

И если проанализировать процесс, каким образом в деталях это далеко непросто происходило, то следует признать востребованность создания неформальной структуры, такой как Расулевский клуб, отличной от статусного Института стран СНГ, которая могла бы взять на себя ответственность и выступить инициатором и подписантом общественно полезной и креативной идеи.

Следует отметить, что в немалой степени идее Расулевского клуба, сам того не ведая, поспособствовал и руководитель Института, депутат Госдумы Константин Затулин, который относительно недавно как раз по следам известных кризисных событий в Армении учредил Лазаревский клуб. И вполне очевидно с какой целью — попытаться нейтрализовать антироссийский тренд пришедших к власти прозападных лидеров этой республики.

Что касается Расулевского клуба, актуальность его учреждения диктуется и идеологическим противодействием продолжающемуся скрытому наступлению ваххабитского (салафитского) лобби как внутри России, так и из-за рубежа [6].

С момента учреждения данного неформального объединения в его «копилке» помимо вышеперечисленных уже немало и других не менее значимых мероприятий. Это и презентация книги дагестанского ученого-подвижника Гасана Гаса-нова «Преемственность священных писаний», и заседание Расулевского клуба, прошедшее в ян-

варе 2020 года в формате научно-практической конференции по теме «Суфийское наследие Ирана и его значение для углубления партнерских отношений с Россией» [7], и недавний октябрьский круглый стол «Мусульманское образование и внешнеполитические приоритеты России» [8], а также доклады, статьи и выступления председателя организационного комитета по созданию Клуба Ильдара Сафаргалеева на значимых международных мероприятиях.

Так, 16 октября 2019 года в Москве в ходе международной научно-практической конференции «Центральная Азия и Россия: перспективы взаимовыгодного сотрудничества», заведующий отделом исламских исследований Института стран СНГ в своем докладе «Позитивный потенциал Тасаввуфа как действенная альтернатива распространению идеологии псевдорелигиозного экстремизма в России и странах Центральной Азии» [9] призвал представительную аудиторию зарубежных участников мероприятия рассмотреть возможность участия в Расулевском клубе. И этот призыв не остался без внимания и вызвал отклик взыскательной аудитории форума.

Таким образом, идея создания полноценного Расулевского клуба, родившаяся в ходе «Расулев-ских чтений», постепенно начинает воплощаться в жизнь и наполняться в соответствии со «злобой дня» новым содержанием и смыслом.

Список литературы

1. Хамид, Алгар. Шейх Зейнулла Расулев — последний Великий Шейх суфийского братства Нак-шбандийя в Волго-Уральском регионе / Алгар Хамид // З. Расули (Расулев) Ан-Накшбанди. Избранные произведения. — Уфа, 2001. — С. 85—108.

2. Сафаргалеев, И. Возрождение тасаввуфа в Урало-Поволжье и медресе «Расулия» / И. Сафаргале-ев // Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI века : материалы X Междунар. науч.-практ. конф. — Уфа, 2017. — С. 305-310.

3. Сафаргалеев, И. Суфийская ритуальная практика в письменном наследии Зейнуллы Расулева и ее значение / И. Сафаргалеев // VIII Расулевские чтения: ислам в истории и современной жизни России : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (с междунар. участием). — Челябинск : Изд-во Челяб. гос. унта, 2019. — С. 131—134.

4. Инициативная группа по созданию Расулевского клуба провела первое заседание. URL: https:// islam-today.ru/novosti/2019/09/19/iniciativnaa-gruppa-po-sozdaniu-rasulevskogo-kluba-provela-pervoe-zasedanie.

5. Сулейманов, Р. Суфизм в Татарстане в постсоветский период: разнообразие групп, распространение, влияние на умму региона / Р. Сулейманов //Религиоведческие исследования. — 2016. — С. 87—124.

6. Расулевский клуб и противодействие идеологии псевдорелигиозного экстремизма. — URL: https:// materik.ru/analitika/rasulevskiy-klub-i-protivodeystvie-ideologii-psevdoreligioznogo-ekstremizma.

7. Суфийское наследие Ирана обсудили на заседании Расулевского клуба. — URL: http://snginst. tmweb. ru/rubric/detail. php?ID=98797&print=Y.

8. Мусульманское образование и внешнеполитические приоритеты России обсудили в Институте стран СНГ. — URL: https://materik.ru/novosti/musulmanskoe-obrazovanie-i-vneshnep.

9. Сафаргалеев, И. Позитивный потенциал Тасаввуфа как действенная альтернатива распространению идеологии псевдорелигиозного экстремизма в России и странах Центральной Азии / И. Сафаргалеев //

Центральная Азия и Россия: перспективы взаимовыгодного сотрудничества : материалы междунар. науч.-практ. конф. — Москва, 2020. — С. 233—235.

Сведения об авторе

Сафаргалеев Ильдар Фаатович — заведующий отделом исламских исследований Института стран СНГ, Москва, Россия. cis@materik.ru.

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2020. No. 9 (443). Philosophy Sciences. Iss. 58. Pp. 17—20.

From «Zeinulla Rasulev readings» to Rasulev club

I.F. Safargaleev

Institute of CIS countries, Moscow, Russia. cis@materik.ru

The author describes the process of putting into practice of the useful idea of establishing The Rasulev Club.

This undertaking was proposed by the author during the 2019 Zeinulla Rasulev Readings and could have far

reaching effects.

Keywords: Rasulev Club, Zeinulla Rasulev Readings, Zeynella Rasulev, Rasulia Madrasah, tasawwuf, Institute

of CIS cotntries.

References

1. Khamid Algar. Sheikh Zainulla Rasulev — poslednii Velikii Sheikh sufiiskogo bratstva Nakshbandiia v Volgo-Ural'skom regione [Sheikh Zainulla Rasulev — the last Great Sheikh of the Naqshbandiyya Sufi brotherhood in the Volga-Ural region]. Z. Rasuli (Rasulev) An-Naqshbandi. Izbrannyeproizvedeniya [Selected works]. Ufa, 2001. Pp. 85—108. (In Russ.).

2. Safargaleev I. Vozrozhdenie tasavvufa v Uralo-Povolzh'e i medrese «Rasuliya» [Revival of tasavvuf in the Ural-Volga region and rasulia madrasa]. Idealy i tsennosti islama v obrazovatel'nom prostranstve XXI veka [Ideals and values of Islam in the educational space of the 21st century]. Ufa, 2017. Pp. 305—310. (In Russ.).

3. Safargaleev I. Sufiiskaya ritual'naya praktika v pis'mennom nasledii Zeinully Rasuleva i ee znachenie [Sufi ritual practice in the written heritage of Zeynulla Rasulev and its significance]. VIIIRasulevskie chteniya: islam v istorii i sovremennoi zhizni Rossii [VIII Rasulev readings: Islam in the history and modern life of Russia]. Chelyabinsk, 2019. Pp. 131—134. (In Russ.).

4. Initsiativnaya gruppapo sozdaniyu Rasulevskogo klubaprovelapervoe zasedanie [The Initiative group for the creation of the Rasulev club held the first meeting]. Available at: https://islam-today.ru/novosti/2019/09/19/ iniciativnaa-gruppa-po-sozdaniu-rasulevskogo-kluba-provela-pervoe-zasedanie. (In Russ.).

5. Suleymanov R. Sufizm v Tatarstane v postsovetskii period: raznoobrazie grupp, rasprostranenie, vliyanie na ummu regiona [Sufism in Tatarstan in the post-Soviet period: diversity of groups, distribution, influence on the Ummah of the region]. Religiovedcheskie issledovaniya [Religious studies], 2016, pp. 87—124. (In Russ.).

6. Rasulevskii klub i protivodeistvie ideologii psevdoreligioznogo ekstremizma [Rasulev's club and counteraction to the ideology of pseudo-religious extremism]. Available at: https://materik.ru/analitika/ rasulevskiy-klub-i-protivodeystvie-ideologii-psevdoreligioznogo-ekstremizma. (In Russ.).

7. Sufiiskoe nasledie Irana obsudili na zasedanii Rasulevskogo kluba [The Sufi heritage of Iran was discussed at the meeting of the Rasulev's club]. Available at: http://snginst.tmweb.ru/rubric/detail. php?ID=98797&print=Y. (In Russ.).

8. Musul'manskoe obrazovanie i vneshnepoliticheskie prioritety Rossii obsudili v Institute stran SNG [Muslim education and foreign policy priorities of Russia discussed At the Institute of CIS countries]. Available at: : https://materik.ru/novosti/musulmanskoe-obrazovanie-i-vneshnep. (In Russ.).

9. Safargaleev I. Pozitivnyi potentsial Tasavvufa kak deistvennaya al'ternativa rasprostraneniyu ideologii psevdoreligioznogo ekstremizma v Rossii i stranakh Tsentral'noi Azii [The positive potential of Tasavvuf as an effective alternative to spreading the ideology of pseudo-religious extremism in Russia and the countries of Central Asia]. Tsentral'naya Aziya i Rossiya: perspektivy vzaimovygodnogo sotrudnichestva [Central Asia and Russia: prospects for mutually beneficial cooperation]. Moscow, 2020. Pp. 233—235. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.