ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2017, Том 26, Экспресс-выпуск 1452: 2243-2247
Заволжская популяция дрофы Otis tarda в условиях современного сельскохозяйственного производства
О.С.Опарина, М.Л.Опарин
Второе издание. Первая публикация в 2016*
Ареал дрофы Otis tarda приурочен к степной зоне и охватывает пространство с запада на восток от Пиренейского полуострова до Тихого океана. До освоения целинных земель численность дроф в пределах ареала была высокой. Несмотря на исчезновение целинных степных участков, вид смог адаптироваться к новым условиям среды и в настоящее время агроценозы являются его основными местообитаниями. Дрофа относится к видам, находящимся под угрозой исчезновения и классифицируемым как «уязвимые» по современному критерию (Collar et al. 1994; BirdLife International 2000).
В конце ХХ века в саратовском Заволжье обитало от 4.5 до 6.0 тыс. дроф, что составляло не менее 80% от численности этого вида в Центральной и Восточной Европе (Опарин и др. 2003). До последнего времени это был последний крупный очаг гнездования восточноевропейской популяции дрофы, обеспечивающий её репродукцию. В настоящее время численность этого вида в саратовском Заволжье сокращается быстрыми темпами.
Мы проводим мониторинг состояния заволжской популяции дрофы c середины 1990-х годов. В связи с тем, что, начиная с 2004 года наметилась тенденция снижения численности дрофы (Опарина, Опарин 2008), появилась необходимость выяснения основных причин этого.
Дрофа относится к перелётным видам, на территории гнездования она встречается с марта по ноябрь, а на зимовку улетает в северо-восточное Причерноморье Украины. Поскольку весь репродуктивный цикл проходит на посевных площадях, мы изучили структуру севооборота на обследуемой территории и особенности сельскохозяйственного производства в различные периоды. Небольшие участки целины используются птицами только в период тока (Опарина, Опарин 2005, 2013).
По официальным данным Саратовского областного управления сельского хозяйства, пахотные земли занимают 70% общей площади территории (из них 20-25% приходится на залежи и пары). Около 25-
* Опарина О.С., Опарин М.Л. 2016. Заволжская популяция дрофы в условиях современного сельскохозяйственного производства // Птицы и сельское хозяйство: Материалы Международ. орнитол. конф. «Птицы и сельское хозяйство: современное состояние, проблемы и перспективы изучения». М.: 240-244.
27% площади занимают природные пастбища и 1-2% — луговые сенокосы. На пашне преобладают зерновые (озимые пшеница и рожь, яровой ячмень, просо), пропашные (подсолнечник, кукуруза) и кормовые культуры, а также однолетние травы (суданская трава) (Структура посевных площадей... 2000; Опарин и др. 2012).
Мы проанализировали изменение структуры севооборота на исследованной территории с 2000 по 2016 год. В конце ХХ столетия в залежах было 22% от всей исследованной территории. Доля озимых зерновых культур была в пределах 15%. Соответственно, такую же долю составляли пары. Ранними яровыми было занято 20% площади и 12% — поздними яровыми. С начала XXI века доля необрабатываемых земель постоянно увеличивалась и в 2004 году в среднем составляла 40%, а в некоторых хозяйствах превышала 60%. Восстановительные сукцессии на залежах происходили в течение 10-15 лет, однако в 2007 году они были распаханы из-за сложившейся экономической ситуации в связи с увеличением закупочных цен на зерно. К 2012 году увеличилась доля озимых (до 20%) и в 5 раз сократилась доля ранних яровых культур (до 4%). В то же время площади пропашных культур (в основном, подсолнечник), поздних зерновых и однолетних кормовых культур (просо, сорго, суданская трава), на которых дрофы устраивают гнёзда, но кладки заведомо гибнут из-за поздних сроков посева, а также частых обработок, возросли многократно. В Саратовской области за последние 20 лет произошло значительное увеличение посевов подсолнечника. По данным Росстата (2015), доля его в структуре посевных площадей увеличилась с 6-9% в 1990-1995 годах до 31-37% в 2011-2015. Такое резкое увеличение посевов подсолнечника могло оказать негативное влияние на численность дроф. Увеличение доли угодий, неблагоприятных для обитания дроф, сопровождается снижением их численности в этих условиях. Так, анализ данных проведённых нами учётов показал, что между величиной участия подсолнечника в структуре угодий и численностью дроф существует обратная зависимость средней силы (коэффициент корреляции г = —0.41).
Современные изменения климата в регионе выражаются в последовательном росте температуры воздуха, увеличении годового количества осадков и уменьшении осадков, выпадающих в основной период вегетации (Демакина 2016). В связи с этим значительно снижается урожайность ранних яровых зерновых культур, культивировать их становится невыгодно.
В настоящее время значительно увеличилась доля озимых в структуре севооборота, до 30%, а следовательно увеличились площади под паром, на которых кладки сохраниться не могут. Кроме того, комп -лексные обработки озимых с применением инсектицида «Муссон», гербицида «Суперстар» и микроудобрений, в основном с помощью авиа-
ции, значительно уменьшают кормовую базу дроф, уничтожая насекомых и сорные растения, а прохождение по полям тракторов или пролёты самолётов действуют на насиживающих самок как мощный фактор беспокойства.
Пастбищная нагрузка, по данным Саратовского областного управления, а в последующем Министерства сельского хозяйства и продовольствия Саратовской области (1986, 2000, 2015), значительно сократилась и продолжает снижаться: с 7.3 условных голов овец на 1 га в 1980-е годы до 0.6 к настоящему времени. Значительное увеличение пастбищной нагрузки в 1980-е годы обусловило элиминацию потомства самок дрофы, которые в качестве гнездовых стаций выбирали целинные участки, где высок был и фактор беспокойства (наличие сети дорог, присутствие пастушеских собак).
Резкое уменьшение пастбищной нагрузки или её полное исключение негативно сказывается на состоянии травяных экосистем вообще и степных экосистем в частности. Накопление мортмассы растительности приводит к изменению эдафических и гидротермических условий, а также к возникновению степных пожаров, оказывающих негативное воздействие на гнездящихся на земле птиц (Ткаченко 1993).
Для того, чтобы понять, как структура севооборота может повлиять на численность дрофы, необходимо обратиться к экологическим особенностям вида. Самки садятся на гнёзда в третьей декаде апреля -начале мая. В это время на полях есть озимые зерновые, залежи разного возраста и пашня. В это же время идёт сев ранних яровых культур. Дрофы очень консервативны в выборе гнездовой территории, и успех размножения будет зависеть от того, какая культура будет посеяна на этой территории.
В благоприятном положении окажутся те кладки, которые самки сделают на полях озимых (пшеница, рожь) и ранних яровых зерновых (ячмень) культур, а также на средневозрастных и старых залежах, если они не будут распаханы в этот год. Технология возделывания ранних яровых (ячмень, яровая пшеница) не препятствует насиживанию дрофами кладок, так как сев происходит до начала откладывания яиц, а птицы успевают вырастить птенцов до уборки урожая. Кладки, сделанные на полях, где будут посеяны поздние яровые (просо, овёс, суданская трава), пропашные культуры (подсолнечник, кукуруза), и на парах - погибнут. Залежи на ранних стадиях восстановительной сукцессии не используются дрофами из-за высокого травостоя и большого количества ветоши весной. В то же время старые залежи быстро зарастают деревьями, так как поля окружают лесополосы. По этой причине исчезают привычные тока дроф.
В результате проведённых исследований установлено, что пригодными для размножения дроф являются посевы озимых и ранних яро-
вых зерновых, условно пригодными — залежи, непригодными — посевы пропашных культур, поздних яровых (просо, сорго и др.), целинные пастбищные земли, земли поселений, водоёмы, лесонасаждения, дороги и др. Площадь пригодных для гнездования дрофы местообитаний сократилась по сравнению с концом 1990-х годов практически на 11%, а условно пригодных осталась прежней.
Численность заволжской популяции дрофы за период с начала XXI века по настоящее время сократилась в 6 раз. По данным осенних учётов, проведённых на репрезентативной части гнездового ареала площадью 12000 км2, в 2000 году количество дроф составляло 3000 особей (Опарин и др. 2003), с 2011 по 2014 год - около 900 особей, а в 2015 -всего 450 особей (Опарина и др. 2015).
В саратовском Заволжье весной регулярно проводилось обследование токовых участков. На некоторых из них проводились стационарные наблюдения, на других - периодические. Названия токов даны по ближайшему населённому пункту или балке. В конце 1990-х годов обследованы следующие тока дроф: Песчаное, Интернациональное, Та-ловка, Лепехинка, Комсомольское, Журавлёвка, Новореченское, Зелёный Дол, Алексашкино, Нариманово, Гмелинка, Чёрная Падина. На крупных токах максимальное число птиц составляло более 200 особей (Зелёный Дол, Чёрная Падина, Алексашкино). На других токах собиралось 100-120 самцов и самок. Известно, что мелкие тока могут исчезать и объединяться с более крупными токами (Alonso et al. 2003). Однако в заволжской популяции происходило постепенное уменьшение количества птиц на токовых участках. К настоящему времени исчезла половина названных токов (Песчаное, Лепехинка, Комсомольское, Журавлёвка, Новореченское, Чёрная Падина), а на оставшихся число птиц сократилось более чем вдвое.
Таким образом, изменение структуры севооборота на территории гнездования дрофы является одной из основных причин сокращения её численности, поскольку большая часть кладок гибнет в период проведения сельскохозяйственных работ, а также ухудшаются условия для выведения и выращивания птенцов, исчезают места для токования.
Работа выполнена при поддержке РФФИ, грант 16-05-00488 и Программы фундаментальных исследований ОБН РАН: «Рациональное использование биологических ресурсов России: фундаментальные основы управления». Проект «Исследование механизмов динамики популяций для разработки фундаментальных основ управления ресурсными видами степной зоны на модели дрофиных птиц»
Литератур а
Демакина И.И., Левицкая Н.Г., Азаров К.А. 2016. Связь урожайности зерновых культур с изменениями климата в Саратовской области // Материалы Международ. науч.-практ. интернет-конф. молодых учёных и специалистов, посвящённой 130-летию со дня рождения А.П. Шехурдина «Современные технологии в сельскохозяйственной науке и производстве»: http://www.arisersar.ru/conference/agriculture
Опарин М.Л., Опарина О.С., Кондратенков И.А., Мамаев А.Б., Пискунов В.В. 2012.
Факторы, обусловливающие многолетнюю динамику численности Заволжской популяции дрофы (Otis tarda L.) // Поволжский экол. жур. 3: 278-294. Опарин М.Л., Кондратенков И.А., Опарина О.С. 2003. Численность заволжской популяции дрофы (Otis tarda L.) // Изв. РАН. Сер. биол. 6: 675-682. Опарина О.С., Кондратенков И.А., Опарин М.Л., Мамаев А.Б., Трофимова Л.С. 2015. Динамика численности заволжской популяции дрофы (Otididae, Aves) // Поволжский экол. журн. 4: 422-430. Опарина О.С., Опарин М.Л. 2013. Анализ результатов многолетних исследований, направленных на сохранение дрофы в Саратовской области России // Дрофинные птицы Палеарктики: разведение и охрана. М.: 63-70. Опарина О.С., Опарин М.Л. 2005. Социальная структура и пространственное распределение популяции дрофы (Otis tarda) в местах гнездования // Поволжский экол. журн. 1: 36-46.
Опарина О.С., Опарин М.Л., Хрустов А.В. 2008. Современные тенденции изменения численности дроф на токовых участках Заволжья // Поволжский экол. журн. 4: 317324.
Структура посевных площадей Саратовской области: отчёт Министерства сельского
хозяйства и продовольствия Саратовской области. 2000. Саратов: 1-65. Ткаченко В.С. 1993. Резерватные смены и охранный режим в степных заповедниках Украины // Степи Евразии: проблемы сохранения и восстановления. СПб.; М.: 77-88. Alonso J.C., Martin C.A., Palacin C., Magana M., Martin B. 2003. Distribution, size and recent trends of the Great Bustard Otis tarda population in Madrid region, Spain // Arde-ola 5G, 1: 21-29.
Collar N.J, Crosby M.J., Stattersfield A.J. 1994. Birds to Watch 2: the World List of Threatened birds // Conservation Ser. Cambridge, U.K. 4: 245-251.
ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2017, Том 26, Экспресс-выпуск 1452: 2247-2248
Гнездование лебедя-шипуна Cygnus olor на Киевском водохранилище
А.Ю.Микитюк
Второе издание. Первая публикация в 1991*
При проведении авиаучётов водоплавающих птиц в августе-октябре 1987 года на Киевском водохранилище в начале августа обнаружен выводок лебедя-шипуна Cygnus olor в районе урочища «Берёзовая кладь» между устьями рек Припять и Тетерев. В гнезде были 3 молодые птицы, достигшие размеров половины взрослой птицы. Рядом держалась пара взрослых шипунов. Гнездо располагалось на участке, где открытые плёсы отделены со стороны водохранилища сплошной
* Микитюк А.Ю. 1991. Гнездование лебедя-шипуна (Cygnus olor) на Киевском водохранилище IIВестн. зоол. 5: 86.