ФИЛОСОФИЯ
УДК 130.1 159.9
ЗАВИСТЬ - ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ НЕСОВЕРШЕНСТВА МИРА
Н. Н. Исаченко
ENVY AS ONE OF THE FACTORS OF THE WORLD’ IMPERFECTION
N. N. Isachenko
Статья посвящена рассмотрению проблемы формирования зависти. В процессе исследования выявлено несколько концепций, исследующих природу и генезис зависти, определены механизмы её возникновения. Сделан вывод о том, что зависть как атрибут человечества является морально-этическим концептом, формирующимся у человека на основе эгоизма и тщеславия. Наличием зависти в мире мы объясняем несовершенство человеческого общества. Внесены предложения по решению этой проблемы.
The paper considers the problem of the formation of envy. The study identified several concepts, exploring the nature and genesis of envy, and defined the mechanisms of its emergence. The author concludes that envy as an attribute of mankind is a moral and ethical concept, emerging in humans based on selfishness and vanity. The presence of envy in the world explains the imperfection of human society. Some proposal for solving this problem are suggested.
Ключевые слова: зависть, порок, страсть, деформации личности, комплекс неполноценности, моральноэтический концепт.
Keywords: envy, vice, passion, personality deformation, inferiority complex, moral and ethical concept.
Исследователи проблем современного мира одним из факторов несовершенства общества называют человеческие пороки, среди которых на первом месте - зависть. Зависть как активная эмоция, оказывающая мощное, разрушительное воздействие на индивида, неоднократно играла роковую роль в истории человечества, она является причиной переворотов в человеческом мировоззрении, она - источник ненависти, преступлений, войн. Мысль И. Ильина, озвученная в прошлом веке, о том, что в истории зависть становится движущим фактором, «... руководящей лжеидеей мирового кризиса. А в наши дни зависть становится основным побуждением народов или как бы тем отравленным воздухом, которым дышит современная масса» [2, с. 15], становится особенно актуальной в XXI веке.
С древних времен человечество волновала проблема формирования зависти. Большинство философов, психологов, социологов считают зависть человеческим пороком. Так, Аристотель и Платон утверждали, что зависть всегда порочна, она является огорчением индивида по поводу благ, имеющихся у друзей. Такую же позицию занимал Р. Декарт, рассматривающий зависть как «природную извращенность», вызывающую досаду у людей при виде блага других, также он соотносит понятие «зависть» со страстью [1, с. 509]. И. Кант также характеризовал зависть как порок, как нарушение долга перед самим собой и перед другими. А. Шопенгауэр относил зависть к тем порокам, которые имеют основание для формирования человеконенавистничества.
Ф. Ницше, осуществляя критику морали человеческого общества и характеризуя его духовное состояние, вводит понятие «рессентимент» (бессильная ненависть, чувство вражды, мести, которое испытывает человек, стоящий ниже на социальной и духовной лестнице, по отношению к знатному или состоявшемуся). Одним из источников рессентимента философ тоже называет зависть, которая, по его убеждению, полностью переворачивает существующую систему ценностей [7].
Следует признать, что человечество в той или иной степени подвержено зависти. Зависть присуща почти каждому человеку, независимо от его пола, характера, темперамента, ей подвержены все люди, независимо от сословия, статуса, привилегий и возраста. Это обусловлено тем, что человек обладает определенными амбициями (страсть к победе, к власти), у него формируется чувство досады при виде блага другого, а затем появляется стремление обладать этим, желание присвоить достижения другого [4].
Исследователи Н. Я. Грот, С. Пролеев уверены в противоположном: от зависти мир получает стимул своего развития, а чувство зависти - это чувство уважения. Но мы солидарны с исследователями, которые называют зависть негативным чувством, возникающим по отношению к популярности, к успехам, к преимущественному положению другого лица, оно возникает у человека на основе эгоизма, честолюбия и тщеславия.
На данном этапе в философии, социологии, психологии выделяют несколько концепций, исследующих природу и генезис зависти: 1) психолого-
антропологическая; 2) религиозно-этическая; 3) социально-политическая.
Представители первой концепции Э. Фромм,
К. Хорни, З. Фрейд, М. Кляйн, Ю. Орлов убеждены в том, что психологическая основа зависти лежит в несформированном у индивида нравственном чувстве гуманности по отношению к другому, в отсутствии «сорадования» его успехам. Э. Фромм, К. Хорни рассматривают зависть с позиции изучения межличностных отношений. К. К. Платонов уверен, что зависть появляется как результат морального эгоцентризма ребенка, носящего соревновательный характер в процессе игр, как неудовлетворенность в признании его значимости. Д. Медина, В. Л. Леви трактуют зависть как генетическую программу, которая передалась человеку от предков и закрепилась в процессе эволюции [6].
Наряду с пониманием зависти как неприязненного чувства, враждебного отношения к кому-либо, за-
Н. Н. Исаченко
209
ФИЛОСОФИЯ
висть в психологии рассматривается как феномен, проявляющийся на трех уровнях: 1) на уровне различных эмоциональных переживаний (досады, раздражения, злобы из-за своего низкого статуса); 2) на уровне сознания (осознание в сравнении с другими своего более низкого положения); 3) на уровне поведения (процесс разрушения, устранение предмета зависти).
Куттер П. утверждает, что действие зависти может быть направлено как вовнутрь, так и вовне. В том случае, когда причиняется вред окружающим, она может принимать форму направленной вовне ненависти. Завистник втайне пытается навредить тому, кому он завидует. Зависть - следствие чувства собственной неполноценности. Причиной для зависти могут служить наличие имущества, красота, здоровье, образованность. Когда же зависть оборачивается самобичеванием, ее действие направлено вовнутрь, и завистник в этом случае не способен ценить даже себя [5, с. 72]. Зависть приводит к деформации личности, человек становится скрытным, тревожным, у него появляется комплекс неполноценности, что доводит организм до крайности как в физическом, так и в психоэмоциональном смысле.
В процессе исследования механизма возникновения зависти психологи пришли к выводу: широко распространена зависть к братьям, сестрам, младшие завидуют превосходству старших, а те завидуют младшим. Существует зависть, которую испытывают дети по отношению к родителям, а родители - к детям. Родители завидуют молодости, здоровью, беспечности, свободе. Дети завидуют тем преимуществам, которые предоставляет родителям их возраст -общественное положение, знания. Психологи установили, что больше всего подвержены зависти молодые люди от 16 до 30 лет. А с возрастом зависть ослабевает, начиная с 60 лет, её уровень снижается.
В целом сложилось представление о зависти как о социально-психологической черте личности, проявляющейся в недовольстве, недоброжелательстве по отношению к людям, которые достигли благополучия и успеха. Возможность устранить зависть в детском возрасте способствует повышению социального статуса ребенка, формирует наличие положительных переживаний в процессе совместных игр и общения [4, с. 56].
С точки зрения представителей религиозно-этической концепции Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова и других, зависть содержит в себе стремление человека осуществить свою волю наперекор воле Бога. В богословских проповедях Василий Великий утверждал, что более пагубной страсти, чем зависть, не зарождается в душах человеческих, и что наибольший вред она наносит тому, кто имеет ее. Как ржавчина - железо, зависть разъедает душу. Григорий Богослов называет зависть причиной самых страшных человеческих трагедий: «Зависть обагрила землю кровью пророков. Зависть из Иуды сделала предателя... Она произвела Пилата - Христоубийцу»
[9]. Cвятитель Иоанн Златоуст считает зависть болезнью. «Эта болезнь коснулась и церкви, всё извратила, и, вооружаемые завистью, мы восстаем друг против друга». В зависти он видел губительную силу для об-
щества, так как зависть не созидает, она способна только к разрушению [9].
В целом Отцы церкви считают зависть одной из спутниц зла, рассматривают её как антипод добродетели. Так же как и философы, они называют зависть пороком, разрушительно влияющим на всякую добродетель. Носителем зависти называют дьявола, который в свою очередь порождает грехи. Основной причиной зависти в христианстве считается гордость, гордый человек не может терпеть того факта, чтобы кто-нибудь был ему равен или выше него. Зависть рождается, когда начинается благополучие другого, и с прекращением благополучия - может прекратиться.
Для представителей этической теории, Аристотеля, Б. Спинозы, И. Канта, характерно стремление дать моральную оценку зависти, считая ее пороком, препятствующим в продвижении к добродетели.
Сторонники социально-политической концепции (Ф. Ницше, О. Шпенглер, И. Ильин, П. Куттер, А. Гусейнов), исследуя феномен зависти, определяют её социальное происхождение. И. Ильин, Ф. Ницше одним из главных факторов формирования зависти называли социальное расслоение. По убеждению И. Ильина, источником обостренной зависти является абсолютная зависимость неимущего человека от имущего. «Рано или поздно от этого должна была вспыхнуть массовая зависть. Из зависти родится доктрина безбожия и безнравственности» [2, с. 23].
Такую же позицию озвучивает П. Куттер, по его убеждению, для нейтрализации отрицательных переживаний завидующий прибегает либо к саморазрушительным фантазиям, либо к проявлению равнодушия, цинизма. Зависть может переродиться в самобичевание, которое при остром приступе зависти нередко толкает человека на совершение аморальных поступков [5].
Ф. Ницше, О. Шпенглер, Г. Шёк, А. Гусейнов именно в зависти находят объяснение действий людей, направленных на экспроприацию частной собственности. Из нее, по их убеждению, формируется стремление к свержению существующего несправедливого строя. Зависть руководителей одной страны к богатству и благополучию другой страны приводит к захватническим войнам. В качестве примера можно привести революцию 1917 года, первую и вторую мировые войны.
Г. Шёк, рассматривая зависть как мотив социального поведения человека, называл её «базовой антропологической категорией». По его мнению, зависть «универсальна... и, для того чтобы определить ее наличие, зачастую требуется «демаскировка», призванная разоблачить искусно замаскированную зависть. Он убежден, что сама зависть, как негативная эмоция, является неустранимыми элементами человеческих отношений [8, с. 201].
По мнению И. Ильина, люди, одержимые завистью, дают миру большое количество предателей, преступников, отступников. Он пишет, что источником порождения предателей, разбойников, палачей, садистов, «врагов благочестия, истребителей праведности, откровенных лжецов, закулисных властолюбцев» является зависть [2, с. 42].
210 Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 3
ФИЛОСОФИЯ
Проведенные исследования проблемы формирования зависти, приводят к однозначному выводу о том, что зависть присутствовала всегда в истории человечества и, скорее всего, будет присутствовать как атрибут человечества. Социум устроен таким образом, что с рождения формирует в человеке умение сравнивать людей, отмечая достоинства одного и недостатки другого в семье, школе, в искусстве, в спорте. Сравнение осуществляется человеком регулярно на подсознательном уровне. Осознание человеком того, что он находится на низкой ступени социального положения, что он хуже других, является предпосылкой зависти. С нашей точки зрения одним из факторов зависти является желание человека первенства и власти, социальная несправедливость. Чувство зависти уродует личность, возбуждает негативные желания, чтобы другой потерпел неудачу, несчастье. Пребывание в состоянии постоянного чувства зависти приводит к деформации личности: человек становится скрытным, тревожным, у него появляются чувства неполноценности, недовольства, злости, переходящие в ненависть.
Несовершенство человеческого общества, состояние полного духовного разложения мы объясняем наличием в нем зависти. Так, теория классовой борьбы свой источник видит в зависти, марксистско-ленинское учение, фашизм, расизм формировались на зависти. Ведущим мотивом поведения, направляющим на воинские подвиги таких политиков и военачальников, как Нерон, Калигула, Гитлер, Сталин, также была зависть. Зависть нельзя связывать ни с определённой эпохой, ни с национальными особенностями. Люди всегда завидовали успеху, счастью, богатству других и вряд ли смогут избавиться от этой общечеловеческой негативной эмоции. Мы находим присутствие зависти на всех ступенях социального положения и на всех уровнях духовного развития человека. Все исследователи отмечают, что зависть -очень сильное чувство, подвигающее человека на самые разнообразные действия. Она может быть стимулом движения вперед, а может всецело управлять человеком, диктуя ему определенные действия, толкающие его на совершение преступления [3].
Можно ли избавиться от тяжелого и гнетущего чувства зависти?
Ориентируясь на христианскую педагогику, мы сформулируем несколько правил, которые если не избавят полностью от зависти, то хотя бы помогут человеку стать немного добрее.
1. Чтобы искоренить зависть, надо разобраться в причинах ее появления. Чаще это связано с травмой психики в раннем детстве, которая постепенно сформировалась в порок. Ослабив порок, мы ослабим и зависть.
2. Следует приучать детей с рождения довольствоваться тем, что им дают.
3. Нельзя потворствовать доносительству и ябедничеству, так как дети идут на это обычно из чувства зависти и недоброжелательства.
4. Не следует родителям вызывать зависть у своих детей неодинаковым отношением к ним, предпочитая одного другому.
5. Не отзывайтесь недоброжелательно (с завистью) о своих соседях, сослуживцах, родственниках, это формирует негативные эмоции у детей.
6. Формируйте в сознании, в сердцах детей противоположную пороку зависти добродетель - любовь к ближнему [9].
Психологи рекомендуют избегать сравнения себя с другими, уважать других людей, не акцентировать свое внимание на неприятных моментах и неудачах. П. Куттер в качестве способа борьбы с завистью предлагает формировать чувства собственного достоинства и уверенности в своих силах. А. Шопенгауэр учит смотреть на зависть, как на врага своего счастья, и душить её, как злого демона.
Анализ концепций, подходов, исследующих проблему зависти, подтвердил нашу позицию: зависть -это морально-этический концепт, характеризующий один из худших человеческих пороков, формирующихся у человека на основе эгоизма и тщеславия, на основе которого развиваются и формируются худшие проявления человеческого поведения, которым можно и нужно бороться с целью совершенствования мира.
Литература
1. Декарт Р. Сочинения в двух томах. Т. 1 / пер. В. В. Соколова. М.: Мысль, 1989. 654 с.
2. Ильин И. Избранные статьи / под ред. Н. П. Полторацкого. М.: Воениздат, 1993. 368 с.
3. Исаченко Н. Н. Рессентимент в системе образования // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. № 4(56). Т. 1. С. 187 - 191.
4. Исаченко Н. Рессентимент в структуре общественного сознания: монография. Тюмень: Тюм ГНГУ, 2013. 152 с.
5. Куттер П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей / Перев. С. Панков. СПб: Б.С.К,
2004. 120 с.
6. Леви В. Л. Искусство быть другим. М.: Знание. 1980. 208 с.
7. Ницше Ф. К генеалогии морали: полемическое сочинение / пер. К. А. Свасьян // Ницше Ф. Соч. в 2 т.:
Т. 2. М.: Мысль, 1990. 491 с.
8. Шёк Г. Зависть. Теория социального поведения. М.: Мысль, ИРИСЭН, 2010. 524 с.
9. Православная электронная библиотека. Ириней, епископ Екатеринбургский и Ирбитский. Поучение о зависти в детях. Режим доступа: ttp://nationalism.org/.raskol.net
Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 3 211
ФИЛОСОФИЯ
Информация об авторе:
Исаченко Надежда Николаевна - кандидат философских наук, доцент кафедры философии Тюменского государственного нефтегазового университета, [email protected].
Nadezhda N. Isachenko - Candidate of Philosophy Sciences, Assistant Professor at the Department of Philosophy, Tyumen State Oil and Gas University.
Статья поступила в редколлегию 21.10.2014 г.
212
Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 3