ЭЛЕКТРОТЕХНИКА
УДК 621.372.21
йО!: 10.25206/1813-8225-2019-165-23-27
Т. В. КОВАЛЕВА О. О. КОМЯКОВА Н. В. ПАШКОВА
Омский государственный университет путей сообщения,
г. Омск
ЗАВИСИМОСТЬ ВОЛНОВЫХ ПРОЦЕССОВ В ТЯГОВОЙ СЕТИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА ОТ ПАРАМЕТРОВ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ
В статье рассмотрена математическая модель системы тягового электроснабжения переменного тока с учетом стационарных и нестационарных волновых процессов, которая позволяет проанализировать влияние параметров системы на электромагнитные процессы в различных ее точках. Приведены временные диаграммы токов и напряжений на фидере тяговой подстанции при различных режимах работы электроподвижного состава и его удаленности от тяговой подстанции, полученные с помощью приведенной математической модели. При создании и модернизации объектов системы электроснабжения возможно применение предложенной математической модели для расчетов электрических параметров устройств тяговых подстанций и контактной сети, согласования работы систем тягового и внешнего электроснабжения, анализа показателей качества электрической энергии и электромагнитной совместимости.
Ключевые слова: электрические железные дороги, переменный ток, электромагнитные процессы, цепь с распределенными параметрами, гармоники.
При модернизации и строительстве новых участков электроснабжения электрических железных дорог необходимо определять энергетические показатели работы системы тягового электроснабжения [1, 2].
Сложность рассмотрения электромагнитных процессов в цепях электрических железных дорог переменного тока [3, 4] заключается в том, что в их расчетной схеме замещения необходимо представлять линии электропередач (ЛЭП), тяговую сеть распределенными, а тяговые подстанции (ТП) и электроподвижной состав (ЭПС) сосредоточенными параметрами (рис. 1).
В этой системе свойства элементов с распределенными параметрами определяют характер электромагнитных процессов. Они приводят к появлению нежелательных стационарных волновых процессов. В результате ухудшается гар-
монический состав напряжения и тока, а также условия, в которых находится изоляция электрооборудования [5].
Преобразователи ЭПС являются источником нестационарных волновых процессов [6]. К нестационарным относятся волновые процессы, которые возникают при работе преобразователей электровозов. Они обусловлены скачкообразными изменениями напряжения и тока в цепях ЭПС. Параметры трансформатора обусловливают изменение тока на интервале коммутации. Активные и индуктивные сопротивления силовой цепи ЭПС резко увеличиваются при переходе из режима коммутации в обычный режим. При этом изменяется потребляемая электровозом мощность. Следствием этих процессов является появление волн тока и напряжения в тяговой сети, которые протекают в прямом
с
Рис. 2. Схема замещения участка электроснабжения при одностороннем питании
и обратном направлениях, отражаясь в точках присоединения тяговых трансформаторов и других устройств. После каждой коммутации волны напряжения и тока затухают в течение времени, которое зависит от параметров длинных линий (тяговая сеть и ЛЭП).
Коммутация силовых цепей электровоза в установившемся режиме имеет периодический характер и осуществляется с частотой питающего напряжения. При коммутациях возникают затухающие волны, которые на больших временных интервалах периодически повторяются. Они накладываются на волны основного процесса и еще больше искажают и ухудшают гармонический спектр кривых тока и напряжения.
Электровозы переменного тока генерируют в тяговую сеть нечетные гармоники тока, которые, наряду с волновыми процессами в ЛЭП и тяговой сети, определяют мешающее влияние на смежные устройства линий связи, сигнализации, централизации и блокировки.
Систему электроснабжения можно представить в виде соединения активных или пассивных четырехполюсников с распределенными и сосредоточенными параметрами. Результирующая математическая модель является совокупностью математических моделей входящих в ее состав четырехполюсников.
Приведенная на рис. 2 расчетная схема содержит вторичную обмотку тягового трансформатора ТП и участок тяговой сети между подстанциями при одностороннем питании. Электровоз представлен совокупностью элементов схемы замещения, подключенных к питающей контактной сети через обмотки трансформатора [7].
Анализ электромагнитных процессов может быть проведен с помощью системы уравнений в комплексной форме, представляющей собой математическую модель системы электроснабжения участка тяговой сети переменного тока при одностороннем питании:
и2 = Азиз+В313; Г2 =С31/3 +А313;
Г\К + М^ 1 + Ао) Л + = й2;
+ М182 + Ао)Д + + = -У'Ю^Л; 12 + Г2-1э = 0; (1)
их = Л2и2 + В212; 11=с2й2 + Л212;
= + йА1 = ктЁа21
иао = иА1 А1 + 1А1ВХ\ 1А0 = иА1Сх + 1А1 Ах,
где им, ¡А1 — напряжение и ток первичной обмотки фазы А понижающего трансформатора;
иАо- Лло — напряжение и ток в начале участка расчетной фазы ЛЭП; А1 = ску 1, Ва = КК^ зНо71, 1
С =-иЪ.у I — параметры четырехполюсника,
Нв! ~
эр едставля ю ще го рас четнгю моде ль фа зы ЛЭП; С = У(Г)! +3'ыД с!) /((со +Эыэд) — волнов о е с о -пройивление ЛЭП; Ч7 ; ^{г01 ч ЭосД01 )(д01 ч ЗаЭ01) — коэффициент распространения ЛЭП; г^ до;г С , Сш — первичиыми параметрами ЛЭП, отнесенные к е^динице длины линии; аа2 — ЭДС вторичной (Обмотки тягового трансформатора;
кт = ^ — аоэффчцилно трансформеции тяго-
2
вого трансформатора с числом витков ено и соответственно первичной и вторичной обмоток; ВТ — приведенное комплексное сопротивление тягового трансформатора; й, Д — напряжение и ток в начале расчетного участка тяговой сети; й2, 12 — напряжение и ток в конце рас-четноноучастка тяговой сети (точка, в которой
находится ЭПС); Ас = еНотс 1а, Вл = Квтс яН0тс1, (
С2 =-иЬу ¡х — параметры четырехполюс-
р^втс
ника, представляющего расчетный участок тяговой сети; гвтс = С{г0= т ^Н^^^ + ^С^ -с волновое сопротивлекие тяговой сети;
_ тс = ~)=+РС00ЯН — к о иСа фициент
распространения тяговой сети; г^, д0тс, КГ0тс, С0тс — первичными параметрами тяговой сети, отнесенные к единице .тины линии; 1э — ток, протекающий в первичной обмотке транлформатора ЭПС; 14 — приведенный ток вто р и чной о бмо тки трансформагора ЭПС; Мэ = ктэЬю — тосффици-ент взаимной индукции обмоток трансфтрма-тора ЭПС; ктэ — коэффициент рранлформбции трансформат о ра ЭП С; Ь10 — индуктивное ть контура намагничивания трансформатога ЭП С; г+ Ь — активное с опротиноетие и индуктивность рассеяния первичной обмотои орансформато-ра ЭПС; г2 , Ч;2 — активное сопрнтивлтние и индуктивность рассеяния вторичной обмотки трансформаторр ЭПС, прибетеннын к числу витков первичной обмотки; г, Ьэ — ориведенные параметрэо цгпей выпрямленного токт; ) — ток в начнле участка тяговой сети, следующим за рас-четным(заточкой подключенияЭПС); Э03, /3 — напряжение и тот = нонце участка тяговой сети, следуютц е го за расчетным (за точкойпод-
ключения ЭПС); Ал = еНотс 12, вл = ^втг яН0_тс1с (
С3 =-иЬу ¡2 — параметры четырехполюсни-
Н вте
ка, представляющего участок тяговой сети, следующий за расчетным (за точкой подключения ЭПС).
Расчеты осунцествлнются при следующих условиях:
а) схемы замещения фсз аторичных обмоток тяговых трансформаторов ТП гредставляют собой последовательнг вкнюченные комплексное сопротивление обмотки Г(т а ет + ]оЬт и источник ЭДС;
б) первичные параметр тяговойсети не меняются по всей длинг рассматриваемого участка (однородная линия);
в) ЭПС прегставляет со бой нагрузку, имитируемую двухполюсником с комплексным сопротивлением Гэ а еэ + т'оСэ , учитывающим раз-ветвленность схемы ЭПС. Эта со про тос ление может рассматриаатьтя + осчттстве входного сопротивления системы.
Приведенная математаосская мо+еоь (1), в которой тяговая сеть и .ЛЭП представлены как линии с распределеннымипанаметрами, позволяет выполнить расчет токов и напряжений в любой точке электрической цепи с зчеетом стационарных волновых процессов.
Основой определения паркметров элементов системы тягрвого электроснабжения в силу сложности исследуемой задачи н_ляется эксперимент.
Нестационарные волновые процессы учтены в системе (1) ]тн_инусоидальными током и напряжением в точке п ттдключения ЭПС к контактной сети, которы е полус е ны в ходе экрп ери-ментальных иезледованнй и рредставлены в виде ряда Фурье с нечетны ми гармониками.
Любая цепь с распределенными параметрами, в том читле и тягосая сеть, характеризуется первичными параметрами г0тс+ д0тс, Ь0тс, С0тс на единицу длины [то Вторичные параметры (волновое сопротивления (втс и коэффициента распространен ия _тс) определяются по первич-нымпараметрам.
Первичные параметры тяговой сети определяются экспериментально в режимах холостого хода и короткого замыкания, и для различных участков практически одинаковы. В дальнейших расчетах использованы опытные данные, полученные на одном из участков железнойдороги переменного тока (табл.1).
Поперечная проводимость д0тс является частотно-зависимым параметром. Однако для линий напряжением меньше 330 кВ ее значение принимается равным нулю [9].
Определение параметров трансформатора ТП проводится по приведенным ниже расчетным выражениям.
Для обмотки низкого напряжения трансформатора активное сопротивление определяется по выражению:
Первичные и вторичные параметры однопутного участка тяговой сети переменного тока на основной частоте
Таблица 1
Г0ТС, Ом Ь0ТС -10"3, Гн/км С0ТС-10-9, Ф/км гВТС, Ом _ ,км-1
0,21 1,33 17 287,92 - 7*68,28 3,65-10"4 + 71,5410-3
Рис. 3. Гармонические спектры в месте подключения ЭПС к контактной сети напряжения (а), тока (б), фазы напряжения (в), фазы тока (г)
— /номЭПС ■ - - 1/3 /номЭПС
РЭ
а
-3x10
-/номЭПС
---1/3 /номЭПС-
2
со?, рад а
со?, рад б
Рис. 4. Временныедиаграммы токов (а) и напряжений (б) на фидере ТП при различных нагрузках ЭПС и его удаленности от ТП на 53 км
л 1 1 1
N -л
\ N БОМчЗ ли
\
/ Л
9 ■ 4 .1 : .8 Л .2 .9 .6
1 \>.- /
/
саг, рад а
1.8*10-1.М04-
4
- /номЭПС ■ - 1/3 /номЭПС
сил рад б
Рис. 5. Временные диаграммы токов (а) и напряжений (б) на фидере ТП при различных нагрузках ЭПС и его удаленности от ТП на 25 км
и2 103
= ОТО- тном
к 2Ч2
т т.ном
Значение индуктивного сопротивления пер-(2) вой гармоники обмоток трансформатора определяется по выражению:
где и — но минальное напряжение на обмот-
^ т.ном 1
ке высокого напряжения трансформатора, кВ; S — номинальная мощность трансформато-
т.ном
ра, кВА; ИН — потери мощности в обмотках трансформатора, кВт.
X = 3-
100
н2 103
т.ном т т.ном
(3)
где ик — напряжение трансформатора в режиме к.з., в процентах.
о
е
В расчете использованы параметры тягового трансформатора ТДТНЭ-40000/110-70У1 [10]: г = 0,284 Ом, х = 5,955 Ом.
т т
Для примера на рис. 3 представлены гармонические спектры токов и напряжений в точке подключения ЭПС, полученные в результате экспериментальных исследований и использованные в дальнейших расчетах.
В результате расчета получены временные диаграммы токов и напряжений на фидере тяговой подстанции при различных нагрузках ЭПС и удаленности ЭПС от ТП, которые приведены на (рис. 4, 5).
С помощью предложенного математического аппарата (1) для анализа электромагнитных процессов в тяговой сети переменного тока с учетом стационарных и нестационарных волновых процессов возможно рассчитать и построить зависимости тока и напряжения от времени при разных параметрах системы электроснабжения. Полученные в результате расчетов временные диаграммы отражают реальные электромагнитные процессы в тяговой сети.
При создании и модернизации объектов системы электроснабжения возможно применение предложенной математической модели для расчетов электрических параметров устройств тяговых подстанций и контактной сети, согласования работы систем тягового и внешнего электроснабжения, анализа показателей качества электрической энергии и электромагнитной совместимости.
Библиографический список
1. Копыленко В. А., Космин В. В. Изыскания и проектирование железных дорог. М.: УМЦ, 2017. 573 с. ISBN 978-5-89035-990-2.
2. Вильгельм А. С., Комяков А. А., Незевак В. Л. Совершенствование метода расчета системы тягового электроснабжения переменного тока // Известия Транссиба. 2014. № 3 (19). С. 54-65.
3. Марквардт К. Г. Электроснабжение электрифицированных железных дорог. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Транспорт, 1982. 528 с.
4. Бадер М. П. Электромагнитная совместимость. М.: УМК МПС России, 2002. 637 с. ISBN 5-89035-065-Х.
5. Косарев А. В., Фролов А. В., Волынцев В. В. Волновые процессы в тяговых сетях с экранированным усиливающим проводом // Транспорт: наука, техника, управление. 2001. № 1. С. 30-32.
6. Зажирко В. Н., Черемисин В. В. Влияние волновых процессов на гармонический состав напряжений и токов в контактной сети переменного тока // Разработка и исследование автоматизированных средств контроля и управления для предприятий железнодорожного транспорта: сб. ст. Омск: Изд-во ОмГАПС, 1999. С. 6-13.
7. Савоськин А. Н, Кулинич Ю. М., Алексеев А. С. Математическое моделирование электромагнитных процессов в динамической системе контактная сеть - электровоз // Электричество. 2002. № 2. С. 29-35.
8. Атабеков Г. И. Теоретические основы электротехники. Линейные электрические цепи. М.: Лань, 2010. 591 с. ISBN 978-5-8114-0800-9.
9. Ковалева Т. В., Пашкова Н. В. Исследование волновых процессов в контактной сети и линиях электропередачи // Известия Транссиба. 2015. № 2 (22). С. 71-79.
10. Справочник по проектированию электрических сетей / Под ред. Д. Л. Файбисовича. Изд. 4-е, перераб. и доп. М.: ЭНАС, 2012. 376 с. ISBN 978-5-4248-0049-8.
КоВАлЕВА Татьяна Владимировна, кандидат технических наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Теоретическая электротехника». 8Р1Ы-код: 7545-0724 ЛиШотГО (РИНЦ): 650721 Адрес для переписки: [email protected] КомяКоВА ольга олеговна, кандидат технических наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Теоретическая электротехника». 8Р1Ы-код: 1929-6266 АиШогГО (РИНЦ): 517522
Адрес для переписки: [email protected] ПАшкоВА Наталья Викторовна, кандидат технических наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Теоретическая электротехника». 8Р1Ы-код: 9137-5016 А^^гГО (РИНЦ): 650714 Адрес для переписки: [email protected]
Для цитирования
Ковалева Т. В., Комякова О. О., Пашкова Н. В. Зависимость волновых процессов в тяговой сети переменного тока от параметров системы электроснабжения // Омский научный вестник. 2019. № 3 (165). С. 23-27. Б01: 10.25206/1813-8225-2019-165-23-27.
Статья поступила в редакцию 23.03.2019 г. © Т. В. Ковалева, о. о. Комякова, Н. В. Пашкова