Научная статья на тему 'Зависимость структурных характеристик устной речи от психического состояния говорящего'

Зависимость структурных характеристик устной речи от психического состояния говорящего Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
220
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психическое состояние / речь / текст / речевой продукт / психологические методы / физиологические методы / связность текста / mental state / speech / text / speech product / psychological methods / physiological methods / connectivity of the text

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Балин Виктор Дмитриевич, Куцырева Мария Александровна

В статье представлено исследование, посвященное изучению взаимосвязи характеристик устного высказывания с психическим состоянием человека. Такие высказывания записывались на диктофон, а затем переписывались на бумагу и изучались как речевой продукт. Выборка, состоящая из 86 человек, была разбита путём деления эмпирического распределения, преобразованного в нормальное, на 7 групп, различающихся по уровню тревоги. Для дальнейшего исследования были выбраны пять средних групп, а две крайние не рассматривались ввиду их малочисленности. В каждой группе считались корреляции между 19 характеристиками речевого продукта. В этих же группах рассчитывались корреляции между 33 физиологическими показателями. Для дальнейшего анализа были выбраны только корреляционные матрицы, как рабочий материал. Исследование показало, что изменения характеристик речевого продукта отражают изменение психического состояния человека, измеренного как с помощью психологических методик, так и с помощью физиологических методов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Балин Виктор Дмитриевич, Куцырева Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dependence of structural characteristics of oral speech from the mental state of the speaker

The article presents a study devoted to the study of the relationship between the characteristics of oral utterance and the mental state of a person. Such statements were recorded on a dictaphone, and then corresponded to paper and studied as a speech product. The sample, consisting of 86 people, was broken up by dividing the empirical distribution, converted into normal, into 7 groups, differing in the level of anxiety. For the further investigation, five middle groups were chosen, and the two extreme groups were not considered because of their small number. In each group, the correlation between the 19 characteristics of the speech product was considered. In the same groups, correlations were calculated between 33 physiological indices. For further analysis, only correlation matrices were chosen as working material. The study showed that changes in the characteristics of a speech product reflect a change in the mental state of a person, measured both by psychological methods and by physiological methods.

Текст научной работы на тему «Зависимость структурных характеристик устной речи от психического состояния говорящего»

Психология

со

а> о т я я я

С

Р5

я

Я;

УДК 159.95 -

е

В.Д. Балин, М.А. Куцырева

О)

т

го р

У р

БАЛИН Виктор Дмитриевич, профессор кафедры медицинской психологии и психофизиологии Санкт-Петербургского государственного университета. Адрес: Россия, 199034, С.-Петербург, Университетская наб. 0

д. 7/9, факультет психологии. Тел.: 8-911-245-17-80. E-mail: viktorbalin@yandex.ru. °

у

я

BALIN Viktor Dmitrievich - Professor, St. Petersburg State University. Address: 7/9, Universitetskaya emb., St. в

Petersburg, 199034, Russian Federation. E-mail: viktorbalin@yandex.ru. р

с

т

КУЦЫРЕВА Мария Александровна, аспирантка кафедры медицинской психологии и психофизиологии т Санкт-Петербургского государственного университета. Адрес: Россия, 199034, С.-Петербург, Университетская наб. д. 7/9, факультет психологии. Тел.: 8-921-741-52-45. E-mail: maria2010@mail.ru. В

to

KUTSYREVA Maria Alexandrovna, graduate student St. Petersburg State University. Address: 7/9, Universitetskaya о

emb., St. Petersburg, 199034, Russian Federation. Ph.: 8-921-741-52-45. E-mail: maria2010@mail.ru. С

я я

Зависимость структурных характеристик устной речи от психического состояния говорящего №

Dependence of structural characteristics of oral speech from the mental state of the speaker 7

В статье представлено исследование, посвященное изучению взаимосвязи характеристик устного вы- о сказывания с психическим состоянием человека. Такие высказывания записывались на диктофон, а затем 8 переписывались на бумагу и изучались как речевой продукт. Выборка, состоящая из 86 человек, была разбита путём деления эмпирического распределения, преобразованного в нормальное, на 7 групп, различающихся по уровню тревоги. Для дальнейшего исследования были выбраны пять средних групп, а две крайние не рассматривались ввиду их малочисленности. В каждой группе считались корреляции между 19 характеристиками речевого продукта. В этих же группах рассчитывались корреляции между 33 физиологическими показателями. Для дальнейшего анализа были выбраны только корреляционные матрицы, как рабочий материал. Исследование показало, что изменения характеристик речевого продукта отражают изменение психического состояния человека, измеренного как с помощью психологических методик, так и с помощью физиологических методов.

Ключевые слова: психическое состояние, речь, текст, речевой продукт, психологические методы, физиологические методы, связность текста.

The article presents a study devoted to the study of the relationship between the characteristics of oral utterance and the mental state of a person. Such statements were recorded on a dictaphone, and then corresponded to paper and studied as a speech product. The sample, consisting of 86 people, was broken up by dividing the empirical distribution, converted into normal, into 7 groups, differing in the level of anxiety. For the further investigation, five middle groups were chosen, and the two extreme groups were not considered because of their small number. In each group, the correlation between the 19 characteristics of the speech product was considered. In the same groups, correlations were calculated between 33 physiological indices. For further analysis, only correlation matrices were chosen as working material. The study showed that changes in the characteristics of a speech product reflect a change in the mental state of a person, measured both by psychological methods and by physiological methods.

Keywords: mental state, speech, text, speech product, psychological methods, physiological methods, connectivity of the text.

Введение. Постановка проблемы.

Психология обладает обширным методическим арсеналом, но качественная экспертиза с помощью тестов трудоёмка, требует больших временных затрат, из чего следует, что арсенал психологов следует пополнить компактным и надёжным диагностическим средством, не требующим длительного контакта эксперта с объектом. Кроме того, бывают ситуации, когда контакт психолога с испытуемым затруднён или невозможен, а речевое общение доступно.

Тесты обладают следующими недостатками. 1. Большинство требуют много времени для обследования, что вызывает утомление испытуемого и может

исказить результаты. 2. Большинство тестов можно использовать однократно: они чувствительны к «утечке» информации. 3. Тест - отражение исходной концепции, которая может быть угадана испытуемым. 4. Он требует заинтересованного отношения испытуемого к процедуре тестирования, что не всегда может быть проконтролировано. 5. Тест зависим от культурных и социальных факторов. 6. Тесты быстро устаревают (Балин В.Д., Горбунов И.А. [6]).

Представляется весьма перспективным использование речевой продукции человека для определения его состояния и индивидуально-психологических особенностей.

22 Исследований, посвящённых определению раз-

личных аспектов взаимосвязи речи и разных психи-Р ческих явлений, в первую очередь взаимосвязи речи, эмоций и состояний, достаточно много. Этим про-oi блемам посвящены многочисленные работы как от-^ ечественных, так и зарубежных авторов, таких, как ® С. И. Бернштейн [7], Н. В. Витт [13], Л. С. Выготский g [14], А. Н. Леонтьев [19], И. М. Лущихина [20], С. Л. ^ Рубинштейн [26], Э. Л. Носенко [23], А. А. Леонтьев и о? Э. Л. Носенко [18], В. Х. Манеров [2l], а также J. Averill § [31], C. Bormann-Kischkel, S. Hildebrand-Pascher [32], н P. Feyereisen & J. D. de Lannoy [33], R. W. Levinson [36], g J. T . Pardeck, J. A. Pardeck [38], K.R. Scherer [40], H. ^ Teager, S. Teager [42].

« Данная проблема не утратила своей актуально-

§ сти и в более позднее время. Это подтверждают рабо-^ ты таких авторов, как И. Н. Андреева [2], Н. А. Алма-g ева [1], В. П. Балашова [3], В.В. Овсянникова [24], J. D. £ Mayer, P. Salovey, D.R. Caruso [37], B. Schuller, S. Steidl, g A. Batliner [41], P. Juslin and J. A. Sloboda [35], K.V. gi Petrides, A. Furnham [39] и др. Как показал анализ £ литературы, в этих работах, однако, недостаточно полно исследованы взаимосвязи между психофизио-|| логическим состоянием говорящего и организацией ^ его речи, что проявляется в её структурных характе-« ристиках (А. В. Вартанов [10], В. П. Кальян [16], К. В. я Сидоров, Н. Н. Филатова [27]). Именно этому вопро-u су и посвящена настоящая работа. W Основная гипотеза, из которой мы исходили

при планировании данного исследования, состояла в том, что при увеличении общего уровня тревоги будет уменьшаться сумма внутренних связей в корреляционной матрице показателей речевого продукта. Данная характеристика является показателем снижения коэффициента корреляции между исследуемыми параметрами, а в нашем случае - уменьшение связности речевой продукции. Решение проблемы в общем виде представлено в работе В. Л. Куперштоха с соавторами (В.Л. Куперштох, Б.Г. Миркин, В.А. Трофимов [17]). Под разрушением текста в данном исследовании понимается снижение его связности, снижение коэффициентов корреляции между его параметрами.

Связность текста - лингвистический термин. По Н.С. Валгиной [9], связность текста проявляется через внешние структурные показатели, через формальную зависимость компонентов текста. Локальная связность определяется межфразовыми синтаксическими связями (вводно-модальными и местоименными словами, видо-временными формами глаголов, лексическими повторами, порядком слов, союзами и др.). Глобальная связность (она приводит к содержательной целостности текста) проявляется через ключевые слова, тематически и концептуально объединяющие текст в целом или его фрагменты. В нашем случае под связностью понимается величина коэффициента корреляции между параметрами текста.

Поскольку в представленном исследовании мы рассматриваем не текст как таковой, а записанную реализацию устного сообщения, то далее будем называть полученный материал «речевым продуктом».

При планировании исследования мы исходили из некоторых предпосылок, имеющих общепсихологический характер.

1. Формирование речевого высказывания подчиняется некоторым общим закономерностям психогенеза. Речевой продукт - это такой же продукт

психической деятельности, как восприятие, память, мышление и др. Функционирование любого психического явления имеет, конечно, свои особенности, но у них есть и ряд общих черт. Одной из них может быть стадиальность существования такого явления, его фа-зовость. Стадиальность можно формально соотнести с геометрическими инвариантами (метрический инвариант, инвариант подобия, аффинный, проективный и топологический инварианты - Б. В. Сухотин [28], Л. М. Веккер [12], Г. Вейль Г. [11], Г. Б. Гуревич Г.Б [15]).

2. Кажется очевидным, что психологические особенности говорящего отражаются в его устной речи. Но если критически посмотреть на данную ситуацию, то между речью и психическим состоянием может быть как минимум два типа отношений: а) речь отражает состояние говорящего; б) речь выполняет по отношению к состоянию компенсаторную функцию: речь-молитва, речь-колыбельная. В нашем исследовании мы рассмотрим первый тип отношений.

Организация исследования и испытуемые. В исследовании приняли участие 86 студентов психологического факультета СПбГУ дневной и вечерней форм обучения в возрасте 18-32 лет. Запись речевой продукции осуществлялось в основном в ходе практических занятий по психофизиологии на звуковой плеер фирмы Daewoo DEF-10 с объемом памяти 1GB. Впоследствии материал с речевой продукцией переписывался на персональный компьютер. Речевой материал прослушивался и переводился в письменную форму. Для дальнейшего анализа использовались первые 100 слов речевого продукта.

Методики. Регистрировались характеристики речевого продукта, психологические и ряд физиологических параметров. В данном сообщении будут описаны результаты обработки 19 показателей речевого продукта в их сравнении с показателями тревоги и физиологическими показателями. Для измерения тревоги использовались тесты: шкала самооценки (Ч. Д. Спилбергер, Ю. Л. Ханин) [29], Личностная шкала проявлений тревоги (J. Teylor, 1953, адаптация Т. А. Немчина, 1983) [22].

Процедура исследования состояла в том, что испытуемые рассказывали о своём хобби, речевой продукт записывался на диктофон. Инструкция испытуемому звучала так: «Расскажите, пожалуйста, в свободной форме, о своем хобби». Записи расшифровывались, и вся дальнейшая работа производилась с письменными реализациями сообщения. Рассчитывались такие параметры речевого продукта: общее время интервью в секундах, число предложений, средний размер предложения (отношение 100 слов к числу предложений), число незаконченных предложений (не завершенные по смыслу, «брошенные» высказывания), темп речи (отношение количества произнесенных в интервью слов ко времени интервью), количество существительных, местоимений, прилагательных, глаголов, модальных глаголов, причастий, деепричастий, наречий, числительных, количество пауз, количество сорных слов - слов паразитов (слова-паразиты - лишние и бессмысленные в данном контексте слова. Встречаются в спонтанной речи. Это слова, которые люди употребляют часто, но при этом не вкладывают в них никакого значения, а заполняют ими паузы: «как бы», «просто», «типа», «короче», «на самом деле», «практически», «так сказать», «вообще-то», «кстати»), явления проявления «телеграфного

стиля» (телеграфный стиль характеризуется отрывочностью экспрессивной речи, состоящей из существительных и глаголов в неопределенной форме, без грамматического их согласования. Пример: «Хобби... вот вышивать... на гитаре... вот учеба...»), и незакреплённости места зависимых членов предложения по отношению к главным, явления отсутствия согласования между отдельными частями высказывания.

Ниже приведен пример интервью. Стиль высказывания сохранен. «Ну, моё хобби это тхэквондо. Собственно говоря, это даже не хобби, скорее такое полупрофессиональное увлечение. Я занимаюсь уже лет двенадцать, довольно успешно... а... мастер спорта, чемпионка России. Мы ездим с ребятами на соревнования по разным городам. Вот. выступаем на разных турнирах разных классов. Европейского, российского уровня, уровня разного города, клубные турниры. На соревнованиях происходит очень много интересного, веселого, забавного. Происходят разные забавные случаи, а. что-то случается а. не знаю, что ещё рассказать вот. А. Конечно режим тренировок жесткий. а. по две, по три бывает тренировки в день в сезон сборов. Еще и летом на сборы ездим. Вот. (Первые 100 слов). Там тоже очень все жёстко, тренировки жёсткие. Тренеры нас не жалеют. Вот, что ещё. Ну все, не знаю, что ещё.». Учитывались только первые 100 слов. Поскольку все испытуемые выровнены по числу учтенных слов, то этот показатель из дальнейшей обработки исключен. Значения указанных параметров текста после его обработки таковы: 1. Количество учтённых слов - 100. 2. Число предложений - 13. 3. Средний размер предложения - 7,69. 4. Число незаконченных предложений - 0. 5. Количество пауз - 7. 6. Время интервью в секундах - 52 с. 7. Темп речи (количество слов в секунду) - 1,92. 8. Ошибки согласования - 1. 9. Незакреплённость места зависимых членов по отношению к главному - 0. 10.. Явления телеграфного стиля - 1. 11. Количество существительных - 29. 12. Количество прилагательных - 14. 13. Количество числительных - 3. 14. Количество местоимений - 9. 15. Количество глаголов - 10. 16. Количество модальных глаголов - 1. 17. Количество наречий - 12. 18. Количество причастий - 0. 19. Количество деепричастий - 1. 20. Количество сорных слов - 9.

Помимо речевых характеристик, для сравнения брались некоторые физиологические показатели состояния, измеряемые вне ситуации взятия интервью, в ситуации фона. Это такие показатели: альфа-индекс в затылочном отведении ЭЭГ справа (отведение О2 системы 10-20%), альфа-индекс в затылочном отведении слева (отведение О1), максимальная амплитуда альфа-ритма в О2 и О1, длительность полупериода возрастания усреднённой волны ЭЭГ, подсчитанная по методике А. А. Генкина Ат=5 сек в отведениях О2 и О1, длительность полупериода убывания усредненной волны В т=5 сек в тех же отведениях О2 и О1, усреднённая частота ЭЭГ, определённая по методике А. А. Генкина, в тех же затылочных отведениях &ев и &рав , частота доминирующего ритма в тех же отведениях, определённая через построенную автокорреляционную функцию шлев и шправ , дисперсия (В.-В.)-интервалов и средний (Я-Я)-интервал в ЭКГ, частота пульса ЧСС, верхнее и нижнее артериальное давление (СД и ДД), частота дыхания ЧД, объем дыхания ОД, жизненная ёмкость легких ЖЕЛ, пульсовое давление ПД (ПД=СД-ДД), среднее динамическое давле-

ние СДД, ударный выброс крови УО, минутный объём кровотока МОК, периферическое сопротивление кровотоку ПСК, вегетативный индекс Кердо ВИК, динамометрия правая и левая (сила кистей рук), тремор статический и динамический справа и слева. Состав выбранных физиологических методик и полученных с их помощью показателей определялся таким образом, чтобы с их помощью выявлялась работа трех блоков мозга: вегетативного мозга, соматического мозга и так называемого «психического мозга», деятельность которого определяется конвекситальными отделами коры (В. Д. Балин, 2001 [5]).

Общая выборка была разбита на несколько подгрупп, различающихся по уровню тревоги.

Обработка экспериментального материала. Процедура обработки экспериментальных данных несколько отличалась от традиционной, которая выглядит как простое сопоставление характеристик речевого продукта с физиологическими и психологическими параметрами с помощью корреляционного анализа. В данном исследовании была поставлена задача выявить некие глубинные законы формирования речевого продукта и его разрушения. По этой причине была исследована закономерность изменения системы взаимосвязей между разными параметрами речевого продукта, о которых шла речь выше. Чтобы оценить эту систему взаимосвязей, рассчитывались такие обобщенные характеристики, которые мало зависят от индивидуальных особенностей говорящего. По этой причине была применена особая процедура обработки экспериментальных данных, которая состояла из ряда этапов.

1. Разбивка общей выборки испытуемых на подгруппы. Все испытуемые были разбиты на семь подгрупп на основе их индивидуальных значений по показателям: а) личностная тревога; б) ситуативная тревога (в обоих случаях использовался тест Спил-бергера-Ханина); в) тест Тейлор. Использовалась процедура получения шкальных оценок на основе построенного эмпирического распределения признака и использования рангового процента (W. Gutjahr [34], В.Д. Балин [7]). Суть метода состоит в том, что эмпирическое распределение признака сначала преобразуется в нормальное, а затем делится на нужное число классов с помощью стандартного отклонения 6. Число классов шкалы связано с числом испытуемых таким образом: квадрат числа классов должен быть меньше или равен числу испытуемых (наблюдений). Данная процедура нужна здесь для того, чтобы избавиться от выявления случайных связей, характерных для корреляционного анализа.

Получились такие распределения показателей тревоги по классам-подгруппам (соответственно ситуативная тревога, личностная тревога и тревога по Тейлор). I класс - 0^7 баллов, 0^24, баллов, 0^3 баллов; II класс - 8^12, 25^29, 4^8 баллов; III класс - 13^20, 30^35, 9^13 баллов; IV класс - 21^28, 36^44, 14^22 баллов; V класс - 29^39, 45^54, 23^31 балла; VI класс - 40^50, 55^62, 32^36 баллов; VII класс - больше или равно 51, больше или равно 63, больше или равно 37 баллам. На практике оказалось, что по всем трём показателям тревоги большинство испытуемых распределились только по пяти средним классам-подгруппам, а в крайние попали по 1-2 испытуемых. Для дальнейшей обработки брались только данные 2-3-4-5-6 классов (подгрупп).

22 2. Определение структурных характеристик

речевого продукта. Для обработки использовались Р 19 описанных выше параметров речевого продукта.

Поскольку данные по тревожности были получены с о, помощью трёх психологических шкал, то и обработка ^ производилась отдельно для каждой из шкал. Другими § словами, у нас получилось 5 подгрупп испытуемых для о шкалы личностной тревоги, 5 подгрупп для шкалы си-^ туативной тревоги и 5 подгрупп для шкалы тревоги по р? Тейлору. Для каждой из подгрупп (всего их 15) были § подсчитаны корреляции по Пирсону. Таким образом, н материалом для дальнейшей обработки послужили ^ 15 корреляционных матриц. Анализировались не па-^ раметры речевого продукта как таковые, а характер « связей между ними, что отражает более общие харак-§ теристики изменений, происходящих с речевым про-^ дуктом в процессе изменения состояния говорящего. Ц Для каждой из матриц подсчитывались следу-

^ ющие данные. 1. Количество значимых корреляций ^ в матрице. 2. Сумма значимых корреляций в матри-а це, взятых по модулю. 3. Модуль средней значимой £ корреляции в матрице. 4. Общая сумма модулей корреляций в матрице. 5. Коэффициент суммы внутрен-|| них связей в матрице (СВС), подсчитанный по фор-^ муле: СВС = сумма значимых корреляций в матрице/ и общая сумма корреляций в матрице. Всё взято по я модулю. Показатель СВС достаточно часто исполь-^ зуется в работах, где требуется оценить наиболее Ю общие изменения в системе признаков объекта, например, в электрофизиологии головного мозга, при изучении состояния человека при его комплексном исследовании, и т.п. (В. Л. Куперштох, Б. Г. Миркин, В. А. Трофимова, 1976 [17]; В. Д. Балин 1980 [4]; Б.С. Одерышев, 1981 [25], В.И. Чирков, 1983 [30]).

Определение структурных характеристик совокупности физиологических показателей. Для обработки были взяты 33 описанных выше физиологических показателя. Для них подсчитывались те же структурные характеристики, что и для речевого продукта. Для этого первоначально подсчитывались корреляционные матрицы. Всего было получено также 15 матриц, соответствующих подгруппам 2-3-45-6. Другими словами, для каждой из пяти подгрупп параллельно рассчитывались структурные показатели на основе корреляционных матриц, т.е. для каждой подгруппы мы имели две корреляционные матрицы: одна для характеристик речевого продукта, а другая - для физиологических показателей. Данная процедура нужна для того, чтобы иметь возможность сопоставлять фундаментальные изменения, происходящие параллельно в разных системах организма и психики

Результаты и обсуждение Изменение структуры связей между параметрами речевого продукта

Обработка полученных данных показала, что психическое состояние лучше всего отражается в изменении структурных характеристик речевого продукта. Наиболее характерными оказались результаты подсчета СВС. Эти показатели были усреднены для трёх рассматриваемых методик определения состояния, и их значения таковы: подгруппа 2: СВС= 0,19; подгруппа 3: СВС= 0,3; подгруппа 4: СВС = 0,41; подгруппа 5: СВС= 0,35 и подгруппа 6: СВС= 0,33. Другими словами, первоначальное увеличение уровня тревоги приводит к усилению связей между характе-

ристиками речевого продукта (значения СВС от 0,19 первоначальных во 2-й подгруппе увеличиваются до 0,3 в 3-й подгруппе и продолжают увеличиваться до 0,41 в 4-й подгруппе). На уровне 4-й подгруппы находится точка перегиба графика зависимости СВС от уровня тревоги, а затем наступает уменьшение СВС: в 5-й подгруппе СВС равна 0,35, а в 6-й СВС равна 0,33, не опускаясь до исходного уровня 0,19, характерного для 2-й (исходной в нашем случае) подгруппы.

О чем это говорит? Как видно, текст, называемый здесь нами речевым продуктом, «сопротивляется» своему разрушению. При увеличении уровня тревоги сумма внутренних связей сначала увеличивается, а затем уменьшается. В сущности, мы столкнулись с новым вариантом закона йеркса-Додсо-на об и-образной зависимости психологической продуктивности от активации. Помимо этого, есть основание предполагать, что закон фазовости восприятия, описанный Н. Ланге, Б. Ф. Ломовым и Л. М. Веккером, носит общепсихологический характер. Его можно применять не только для случая восприятия, как это обычно и делается, но и распространить на случаи изменения состояния и, по некоторым данным, и для памяти и внимания.

Изменение структуры связей между физиологическими показателями

В данном случае также наиболее наглядным является изменение показателя СВС. Покажем только усреднённые значения СВС, подсчитанные для каждой из подгрупп тревожности, определённой по трём тестам. Во второй подгруппе СВС равна 0,22, в третьей - 0,43, в четвёртой - 0,48, в пятой - 0,44 и в шестой - 0,23. Точка перегиба здесь, как видно, на уровне четвёртой группы. Похожая картина демонстрируется и другими структурными характеристиками совокупности физиологических показателей. Например, усреднённая сумма значимых корреляций в матрице для 2-6 подгрупп располагается в такой последовательности: 41,90; 59,77; 56,44; 65,03; 46,94. Здесь, правда, усреднённая сумма принимает наибольшее значение в области 5-й подгруппы. Точно такая же картина наблюдается и для такого показателя, как «Количество значимых корреляций в матрице»: 50,33; 95,33; 90,00; 100,67; и 55,00. Как и в случае с речевым продуктом, точка перегиба здесь соответствует четвёртой или пятой группам. Другими словами, изменение структуры текста (речевого продукта) идёт параллельно изменению структуры совокупности физиологических показателей. Из этого следует, что психическое состояние человека можно определить по тому, как он организует свое устное высказывание. Речевой продукт отражает и психическое состояние человека, и соответствующее ему состояние физиологических систем организма (рис. 1).

Как видно, характеристики речевого продукта могут служить диагностическим признаком состояния человека. В общих чертах изменение структуры речевого продукта соответствует линейке геометрических инвариантов, наподобие того, как это описано в литературе для стадий становления перцептивного образа. Вполне возможно, что фазовые изменения психических явлений - это общий закон психологии. Поддержание потоков поступающей информации в некоторых границах, как и состояние организма - это вариант такого важного биологического феномена, как поддержание постоянства внутренней среды организ-

11111

Рис. 1. Сумма внутренних связей в группах 2^6 для показателей речевого продукта и для совокупности физиологических данных

ма, что является одним из фундаментальных свойств жизни как таковой. Эффект «сопротивления» текста своему разрушению, который обнаружен в данном исследовании, также есть проявление такого свойства организма, как стремление к самосохранению, точнее - отражение этого свойства в психологической продукции. Его можно сравнить с константностью вос-

приятия. Практическое значение полученных данных состоит в том, что продемонстрирована возможность определения состояния человека «бесконтактным» способом, без непосредственного изучения человека с помощью тестов или физиологических методов. Это может найти применение в криминалистике, политической психологии, и т. п.

Список литературы

1. Алмаев, Н. А. Семантика звука // Вопросы психолингвистики. - 2012. - № 2. - С. 76-83.

2. Андреева, И. Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта // Социально-психологические проблемы ментальности : мат-лы 6-й Междунар. науч.-практ. конф. - Ч. 1. - Смоленск, СГПУ 2004. - С. 22-26.

3. Балашова, В. П. Особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи // Молодой учёный. - 2016. - № 2. - С. 767-770.

4. Балин, В. Д. Системный анализ электрофизиологических показателей эффективности умственного труда : дис. ... канд. психол. наук: 19.00.03 / Балин Виктор Дмитриевич. - Л., 1980. - 251 с.

5. Балин, В. Д. Психическое отражение. Элементы теоретической психологии. - СПб.: СПбГУ, 2001. - 325 с.

6. Балин, В. Д., Горбунов, И. А. Реверсивные диагностические шкалы. Теоретические и прикладные вопросы психологии : мат-лы юбил. конф. «Ананьевские чтения-97» / под ред. А. А. Крылова. - Вып. 3. - Ч. 1. - СПб.: СПбГУ, 1997. - С. 223-232.

7. Балин, В. Д. Практикум по психофизиологии : учебное пособие. - СПб: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2015. - 146 с.

8. Бернштейн, С. И. Языковая сторона радиолекции // Речевое воздействие. Проблемы прикладной психолингвистики. - М.: Наука, 1972. - С. 114-126.

9. Валгина, Н. С. Теория текста. - М., Логос, 2003. - 280 с.

10. Вартанов, А. В. Антропоморфный метод распознавания эмоций в звучащей речи // Национальный психологический журнал. - 2013. - № 2 (10). - С. 69-79.

11. Вейль, Г. Классические группы, их инварианты и представление. М. Государственное издательство иностранной литературы, 1947. - 404 с.

12. Веккер, Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. - М., Смысл, 1998. - 685 с.

13. Витт, Н. В. Эмоциональная регуляция речемыслительных процессов // Психологические и психофизиологические исследования речи / под ред. Т. Н. Ушаковойю - М.: Наука, 1985. - С. 123-136.

14. Выготский, Л. С. Мышление и речь. Избранные психологические исследования. - Москва: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1956. - 520 с.

15. Гуревич, Г. Б. Основы теории алгебраических инвариантов. М.; Л.: Гос. изд-во техн.-теорет. лит.,1948. - 408 с.

16. Кальян, В. П. Архитектура системы распознавания эмоционального состояния человека по речи // Модели и методы распознавания речи. - М.: ВЦ РАН им. А.А. Дородницына, 2013. - С. 89-98.

17. Куперштох, В. Л., Миркин, Б. Г., Трофимов, В. А. Сумма внутренних связей как показатель качества классификации // Автоматика и телемеханика. - 1976. - № 3. - С. 133-141.

18. Леонтьев, А. А., Носенко, Э. Л. Некоторые психолингвистические характеристики спонтанной речи в состоянии эмоционального напряжения // Общая и прикладная психолингвистика. - М.: Ин-т языкознания АН СССР, 1973. - С. 88-113.

19. Леонтьев, А. Н. Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, 1974. - 368 с.

20. Лущихина, И. М. Звуки и речь в системах управления и контроля. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1983.

21. Манеров, В. Х. Успешность восприятия говорящего в зависимости от индивидуальных особенностей слушателей // Вопросы психологии. - 1990. - № 1. - С. 147-153.

22 22. Немчин, Т. А. Состояния нервно-психического напряжения. Л.: Ленинградский университет, 1983. - 167 с.

23. Носенко, Э. Л. Особенности речи в состоянии эмоциональной напряженности. - Днепропетровск: Р Днепропетр. гос. ун-т им. 300-летия воссоединения Украины с Россией, 1975. - 132 с.

24. Овсянникова, В. В. Роль когнитивных факторов в распознавании эмоциональных состояний : авто-реф. дис. канд. психол. наук: 19.00.01 / Овсянникова Виктория Владимировна. - Москва, 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Одерышев, Б. С. Методики измерения функционального состояния человека // Экспериментальная и прикладная психология. Психические состояния. - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1981. - С. 30-38.

26. Рубинштейн, С. Л. Различные виды эмоциональных переживаний. - М.: Изд-во МГУ, 1984.

27. Сидоров, К. В., Филатова, Н. Н. Анализ признаков эмоционально окрашенной речи // Известия ЮФУ ^ Технические науки. - 2012. - Т. 134. - № 9. - С. 39-45.

§ 28. Сухотин, Б. В. Исследование грамматики числовыми методами. - М., Наука, 1990. - 175 с.

н 29. Ханин, Ю. Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.

g Д. Спилбергера. - Л.: ЛНИИФК, 1976. - 18 с. си

а

(D «

§ 31. Averill, J. Inner feelings, works of flesh, the deast within, diseases of the mind, driving force, and putting on

о

30. Чирков, В. И. Диагностика качественного своебразия и интенсивности функциональных психофизиологических состояний человека : автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.03 / Чирков Валерий Игоревич. - Л., 1983. - 22 с.

31. Averill, J. Inner feelings, works of flesh, the deast within, diseases of the mind, driving force, and putting o a show: six metaphors of emotion and their theoretical extensions. Metaphors I the history of psychology / Ed. by D.

g Leary. - Cembridge, Cembridge U.P., 1994. - Р. 104-132.

¡2 32. Bormann-Kischkel, C., Hildebrand-Pascher, S. The development of emotional concepts. A replication of a

¡^ German sample. Inter. J. Behaviour Devel. - Vol.13. - 1990. - Р. 355-372.

a 33. Feyereisen, P., de Lannoy, J. D. Gestures and Speech: Psychological investigations. - Cambridge and New York:

H

<D

H

Cambridge University Press, 1991. - P. 224.

34. Gutjahr, W. Die Messung psychischer Eiegenschaften. - Berlin, 1971.

S 35. Handbook of Music and Emotion: Theory, Research, Applications .Edited by Patrik Juslin and John A.

^ Sloboda. - Oxford: Oxford University Press, 2011.

« 36. Levinson, R. W. Autonomic nervous system differences among emotions // Psychological Science. - 1992. -

§ Vol. 3 (1). - Р. 23-27.

37. Mayer, J. D., Salovey, P., Caruso, D. R. Models of emotional intelligence // Handbook of Intelligence. / ed. R. J.

PQ Sternberg. - N.-Y., Cambridge University Press, 2000. - Р. 396-420.

38. Pardeck, J. T., Pardeck, J. A. Bibliotherapy. - Luzerne: Langhorne, 1993.

39. Petrides, K. V., Furnham, A. Trait emotional intelligence. Behavioural Validation in two studies of emotion recognition and reactivity to mood induction // European Journal of Personality. - 2993. - №. 17. - Р. 39-57.

40. Scherer, K. R. How emotion is expressed in speech and singing // Proc. ICPhS, Stockholm. - 1995. - Vol.3. - Р. 90-96.

41. Schuller, B., Steidl, S., Batliner, A. The Interspeech 2009 emotion challenge // Interspeech, 2009. T.2009. С. 312-315.

42. Teager, H., Teager, S. Evidence for Nonlinear Production Mechanisms in Vocal Tract // Speech Productions and Speech Modeling. - 1990. - V. 55. - Р. 241-261.

© Балин В. Д., Куцырева М. А., 2018

УДК 159.9

А. С. Душкин, Е. Г. Зуева, М. Г. Баринова

ДУШКИН, Антон Сергеевич, начальник кафедры педагогики и психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат психологических наук, доцент. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. Тел.: 8931-288-47-57. E-mail: dushkin-ac@mail.ru.

DUSHKIN, Anton Sergeevich, head of the department of pedagogics and psychology, St. Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of Russia, the candidate of psychological sciences, associated professor. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Ph.: 8931-288-47-57. E-mail: dushkin-ac@mail.ru.

ЗУЕВА, Евгения Геннадьевна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат психологических наук. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. Тел.: 8905-264-20-04. E-mail: zueva.eg@yandex.ru.

ZUEVA, Eugenia Gennadievna, Senior Lecturer of the department of pedagogics and psychology, St. Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of Russia, the candidate of psychological sciences. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Ph.: 8905-264-20-04. E-mail: zueva.eg@yandex.ru.

БАРИНОВА, Марина Геннадьевна, доцент кафедры педагогики и психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат психологических наук. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. Тел.: 8921-745-33-93. E-mail: barinova195297@gmail.com.

BARINOVA, Marina Gennadievna, Associate Professor of the department of pedagogics and psychology, St. Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of Russia, the candidate of psychological sciences. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Ph.: 8921-745-33-93. E-mail: barinova195297@gmail.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.