Научная статья на тему 'ЗАВИСИМОСТЬ СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА 7-ЛЕТНИХ ДЕТЕЙ ОТ УСЛОВИЙ ВОСПИТАНИЯ И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ'

ЗАВИСИМОСТЬ СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА 7-ЛЕТНИХ ДЕТЕЙ ОТ УСЛОВИЙ ВОСПИТАНИЯ И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Л.П. Апостол

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEPENDENCE OF THE BODY STATE OF 7-YEAR OLD CHILDREN ON THE CONDITIONS OF BRINGING UP AND PHYSICAL DEVELOPMENT IN THE FIRST YEAR OF THEIR LIFE

On the basis of an individualizing method of observing of 224 children (113 boys and 111 girls) in the first year of their life, and later at the age of seven years the author determined by means of a correlation and factor analysis the extent of dependence of the physical state of seven-year old children on the conditions of the micro social media and the physical development of these children in their first year of life. The data obtained are of theoretical importance, they give a definite idea of the special plasticity of the preschool age child’s body and, besides, they are practically useful lor drawing up a plan of individual improvement of health of nursery and preschool age children and may serve as a basis for differential preparation of children for school.

Текст научной работы на тему «ЗАВИСИМОСТЬ СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА 7-ЛЕТНИХ ДЕТЕЙ ОТ УСЛОВИЙ ВОСПИТАНИЯ И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ»

веса крысят на 36%, КЭБ на 20%) сопровождалось увеличением концентрации ВАК в печени животных опытной группы на 67% по сравнению с контролем и некоторым (на 10%) снижением содержания ДАК.

В данном случае, очевидно, увеличение пищевой и биологической ценности белкового компонента продукта посредством коррекции аминокислотного состава (так называемый эффект взаимообогащения белков) также оказывает благоприятное влияние на биосинтез АК.

Таким образом, можно сделать заключение, что существует тесная взаимосвязь между белковой ценностью скармливаемого животным продукта и обменом в организме.

Выводы

1. Снижение БЦ консервов для детского питания, связанное, как правило, с нарушением сбалансированности аминокислотного состава, приводит к нарушению процессов биосинтеза, окисления АК, а также восстановления ДАК и ВАК в организме. Это выражается в уменьшении концентрации ВАК и повышении уровня ДАК в печени, так как она является органом, активно участвующим в обмене витамина С.

2. Определение концентрации OAK в печени и сопоставление полученных данных с показателями БЦ белкового компонента рациона, скармливаемого животным, не всегда могут дать полное представление о характере обмена АК в организме. При этом необходимо учитывать, в какой форме находится витамин ОДуровень'ДАК и ВАК в ткани печени).

ЛИТЕРАТУРА. Машбиц Л. М. — «Вопр. питания», 1952, № 3, с. 51.— Н и к о н о в з В. А. — Там же, 1953, № 3, с. 46—49. — Ефремов В. В. Витамины в питании и профилактика витаминной недостаточности. М., 1969. — А л д а ш е в А. А., Серветник-Чалая Г. К. — «Вопр. питания», 1973, № 2, с. 34. — Мату -с и с И. И. — В кн.: Витамины. Под ред. М. И. Смирнова. М., 1974, с. 384—413. — Шар-м а н о в Т. Ш. Питание и здоровье. Алма-Ата, 1974. — Яновская Б. И. — «Вопр. питания», 1952, № 2. с. 10—16. —Они ж е. — Там же, 1973, № 4, с. 67—70. — ВОЗ. Серия тех. докл. № 522. Энергетические и белковые потребности. М., 1974. — Покровский А. А.—«Вопр. питания», 1975, №3, с. 25—34. — О s b о г n е Т., Mendel L., Ferry Е. — Ibid., 1919, v. 37, p. 223. — М i t с h е 1 1 H. — «J. biol. Chem.», 1923, v. 58, p. 873. — Шпаков A. E. — «Лабор. дело», 1967, № 5, с. 305—306. — Вольф А. и др.—«Вопр. питания», 1972, №6, с. 55—61.

Поступила 31/1 1977 г.

THE BIOLOGICAL VALUE OF PROTEIN IN THE CHILDREN'S CANNED FOODS

S. P. Terekhin

The author studied the prevailing relation between the protein value of new canned foods for children's and dietetic nutrition and the features of the ascorbic acid metabolism in the body. In an experiment performed over animals a close relation was found to exist between the biological value of the protein component of the product and the biosynthesis of vitamin С in the liver. Consequently, a fall of the biological value of children's canned food is due, as a rule, to a disturbance of the balance of the amino acid range of proteins in the product and it causes a disturbances of the biosynthesis processes, an oxidation of'ascorbic acid and besides a reduction of dehydroascorbic and reduced ascorbic acids in the liver of animals.

УДК 613.958

Л. П. Апостол

ЗАВИСИМОСТЬ СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА 7-ЛЕТНИХ ДЕТЕЙ ОТ УСЛОВИЙ ВОСПИТАНИЯ И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ

Кишиневский медицинский институт

На процесс роста и созревания детского организма оказывает влияние комплекс многих биологических и социальных факторов. Исследования показывают, что биологические факторы проявляют свое влияние на протяжении всего периода роста, а социальные наиболее действенны в первые

2*

35

Таблица I

Влияние ряда факторов на длину тела и общее физическое развитие детей 1 года (Р)

Мальчики

Девочки

Фактор

физическое развитие

физическое развитие

рост

рост

Вес при рождении Уход за ребенком Характер вскармливания Бытовые условия Бюджет на 1 члена семьи Заболеваемость Алкоголизм родителей

<0,01 >0,05 >0,05 >0,05

>0,05 >0,05 >0,05 <0,05

>0,05 >0,05 >0,05 >0,05

<0,05 >0,05 <0,05 <0,01

>0,05 >0,05 >0,05 >0,05

>0,05 <0,05 >0,05 >0,05

<0,01 >0,05 <0,001 <0,001

годы жизни, когда организм особенно пластичен (Т. С. Криворучко). Представляет интерес выяснение вопроса, в какой степени существенна зависимость развития ребенка в школьном возрасте от его развития в раннем детстве, а следовательно, от условий воспитания, которые на 1-м году жизни, по нашим данным, оказывают весьма существенное влияние на организм (Л. П. Апостол).

Для изучения этой зависимости мы предприняли динамическое наблюдение за состоянием здоровья и развития детей 1-го года жизни в связи с условиями микросоциальной среды и рядом факторов, а затем исследовали тех же детей в 7-летнем возрасте, перед поступлением в школу.

В одном из сельских районов Молдавской ССР с помощью индивидуализирующего метода мы провели динамическое наблюдение за состоянием здоровья и психофизическим развитием 224 детей (113 мальчиков и 111 девочек) I 1-го года жизни. Изучали физическое и психомоторное развитие, характер вскармливания, заболеваемость, условия микросоциальной среды в семьях, уход за ребенком, бюджет семьи, вредные привычки у родителей и др. Ежемесячно в течение года дети подвергались врачебному осмотру, измерению и взвешиванию. Статистическую обработку материалов проводили методом корреляции и дисперсионного факторного анализа, что позволило установить определенные зависимости уровня физического развития детей от изучавшихся факторов. Получены параметры, необходимые для оценки физического состояния изучаемого контингента.

Дисперсионный анализ влияния факторов микросоциальной среды на физическое состояние детей в 1-й год жизни показал, что эти факторы оказывают существенное влияние на состояние годовалого ребенка. Существенным считали влияния на уровне Р<.0,05.

Как видно из табл. 1 (данные по районному центру), наиболее существенными являются бытовые условия и алкоголизм родителей. Вес при рождении, уход за ребенком и заболеваемость оказали менее существенное влияние.

В последующем проведены клиническое исследование, антропометрия (соматометрия, физиометрия и соматоскопия), описание зубной системы тех же детей в 7-летнем возрасте, перед поступлением в школу. Статистические средние показатели длины и веса тела, окружности головы и грудной клетки, числа постоянных зубов в группах мальчиков и девочек изучали с учетом аналогичных показателей в годовалом возрасте и условий воспитания и заболеваемости этих детей на 1-м году жизни. Вычислены коэффициенты корреляции показателей физического развития детей в 7 лет с показателями тех же детей в годовалом возрасте (табл. 2).

Из табл. 2 видно, Что длина тела ребенка в 7 лет связана с имевшейся Я у него в 1 год, причем у мальчиков в большей степени, чем у девочек (г равно 0,63 и 0,40 соответственно).

Таблица 2

Корреляция между признаками физического развития детей 1 года и 7 лет

Признак физического развития Мальчики (п= 113) Девочки <п= 111)

г±т (г) г±т (г)

Длина тела, см Вес, г Окружность головы, см Окружность груди, см Число зубов (молочных в 1 год и постоянных в 7 лет) 0,63+0,06 0,52+0.07 0,21+0,09 0,36+0,09 0,06±0.10 0,40±0,08 0,53±0,07 0,48+0,07 0,26+0,09 0,08+0,09

Таблица 3

Влияние ряда факторов на длину тела и общее физическое развитие 7-летних детей (Р)

Мальчики Девочки

Фактор рост физическое рост физическое

развитие развитие

Вес при рождении >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

Уход за ребенком >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

Характер вскармливания >0,05 >0.05 >0,05 >0,05

Бытовые условия >0,05 >0,05 >0,05 >0.05

Бюджет на 1 члена семьи >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

Заболеваемость >0,05 >0,05 >0,05 >0.05

Алкоголизм родителей <0,05 <0,01 >0,05 <0,05

Вес тела 7-летнего ребенка умеренно коррелирует с весом годовалого (г= =0,52 и 0,53 соответственно). Корреляция других признаков физического развития значительно ниже. Показатели окружности головы у мальчиков коррелируют меньше, чем у девочек (г=0,21 и 0,48 соответственно). Показатели окружности грудной клетки 7-летних коррелируют с показателями годовалых в большей степени у мальчиков (г=0,36 и 0,26 соответственно). Между числом молочных зубов в возрасте 1 года и числом постоянных зубов в 7 лет зависимости не обнаружено (г=0,06 и 0,08). Видимо, замена молочных зубов постоянными зависит от других факторов, как эндогенного (генетического), так и экзогенного характера, влияющих на организм ребенка на протяжении последующих 6 лет жизни.

Выявленные воздействия различных факторов на соматическое развитие годовалых детей мы подвергли статистической проверке (табл. 3), в результате которой установлено, что наиболее существенное влияние оказывают уход за ребенком и бытовые условия (достоверность 0,99, Я<0,001).

Кроме того, был произведен одно- и двухфакторный десперсионный анализ изучавшихся факторов отдельно на рост и общее физическое развитие как комплексный показатель здоровья ребенка с вычислением коэффициентов Фишера.

Влияние условий микросоциальной среды на 1-м году жизни на состояние организма 7-летнего ребенка, выявленное нами с помощью дисперсионного факторного анализа, показывает, что среди всех факторов, влияющих на физическое развитие ребенка 1-го года жизни, в 7 лет существенным оказывается алкоголизм родителей (достоверность 0,95 и 0,99). Вероятно, этот фактор оказывает влияние на протяжении всех лет дошкольного периода.

Влияние всех остальных факторов (вес при рождении, уход за ребенком на 1-м году жизни, характер вскармливания, бытовые условия, бюджет семьи, заболеваемость) к 7 годам менее выражено и теряет свое значение, если в последующие годы ребенок находится в благоприятных условиях.

Представляет интерес сопоставление уровня физического развития изучавшейся группы детей в возрасте 1 года и 7 лет при индивидуализирующем

Таблица 4

Уровень физического развития детей изучавшейся группы в возрасте 1 года и 7 лет

Уровень физического развития в 1 год Число детей Уровень физического развития в 7 лет

хорошее и удовлетворительное ухудшенное плохое

абс. % абс. % абс. %

Мальчики

Хорошее и удовлетво-

рительное 74 69 92,3 2 2,7 3 4,1

Ухудшенное 36 28 77,8 — — 8 22,2

Плохое 3 3 100 — — — —

Девочки

Хорошее и удовлетво- 11,3

рительное 62 54 87,1 1 1,6 7

Ухудшенное 39 21 53,8 1 2,6 17 43,6

Плохое 10 9 90,0 1 10,0 — —

Все дети

Хорошее и удовлетво- 2,2 10 7,4

рительное 136 123 90,4 3

Ухудшенное 75 49 65,4 1 1.3 25 33,3

Плохое 13 12 92,3 1 7,7 — —

методе наблюдения. В табл. 4 представлена оценка физического развития этих детей.

Как видно из табл. 4, из 136 хорошо и удовлетворительно физически развитых детей 1 года к 7 годам хорошо и удовлетворительно развиты 123 (90,7%), у 3 (2,2%) детей определяется чрезмерный вес, а у 10 (7,4%) — его дефицит. Среди 75 детей, имевших в 1 год ухудшенное и плохое физическое развитие с дефицитом веса, 49 (65,4%) к 7 годам хорошо и удовлетворительно развиты физически. У 1 ребенка избыточный вес, а у 25 детей (33,3%) сохранился его дефицит; из 13 детей 1 года с ухудшенным физическим развитием из-за чрезмерного веса к 7 годам 12 оказались хорошо и удовлетворительно развиты, и лишь у 1 остался избыток веса.

Таким образом, излишний вес в годовалом возрасте, как и его дефицит, в дальнейшем нормализуется, и к 7 годам у большинства детей отмечается хороший и удовлетворительный уровень физического развития. Этот процесс нормализации выражен у детей обоего пола, однако в большей степени у мальчиков. В то же время из детей, хорошо и удовлетворительно развитых в возрасте 1 года, не все остаются в этой группе к 7 годам. Очевидно, изменяющиеся условия жизни и воспитания в течение всего дошкольного периода и особенности организма ребенка (пластичность) нивелируют влияние факторов, имевшихся на 1-м году жизни. Несмотря на отклонения в годовалом возрасте, к 7 годам большинство детей, посещающих дошкольные учреждения, имеют хороший и удовлетворительный уровень физического развития.

Следовательно, состояние здоровья 7-летних детей зависит не только от условий воспитания и физического состояния на 1-м году жизни, но и в значительной степени от условий воспитания и заболеваемости в последующие годы. Высокая пластичность детского организма на протяжении всего дошкольного периода обусловливает большие потенциальные возможности направленного влияния на процесс роста и развития.

Наши материалы подчеркивают важность создания оптимальных гигиенических условий в дошкольных учреждениях и их закономерную перспективность и эффективность. Результаты проведенных исследований могут иметь значение для составления плана индивидуального оздоровления де-

тей ясельного и дошкольного возраста и быть использованы для дифференцированного подхода к вопросам подготовки ребенка к школе (имеется в виду создание рациональной системы воспитательных мероприятий с учетом отклонений в нервно-психическом и физическом развитии).

ЛИТЕРАТУРА. Апостол Л. П. — В кн.: Основные закономерности роста и развития детей и критерии периодизации. Одесса, 1975, с. 88—89. — Криворуч-к о Т. С. Особенности физического развития детей и подростков. Кишинев, 1976, с. 96.

Поступила 22/11 1977 г.

DEPENDENCE OF THE BODY STATE OF 7-YEAR OLD CHILDREN ON THE CONDITIONS OF BRINGING UP AND PHYSICAL DEVELOPMENT IN THE FIRST YEAR OF THEIR LIFE

L. P. Apostol

On the basis of an individualizing method of observing of 224 children (113 boys and 111 girls) in the first year of their life, and later at the age of seven years the author determined by means of a correlation and factor analysis the extent of dependence of the physical state of seven-year old children on the conditions of the microsccial media and the physical development of these children in their first year of life. The data obtained are of theoretical importance, they give a definite idea of the special plasticity of the preschool age child's body and, besides, they are practically useful for drawing up a plan of individual improvement of health of nursery and preschool age children and may serve as a basis for differential preparation of children for school.

УДК 612.821 + 613.865]:378.I46

Проф. А. П. Селиванов, кандидаты мед. наук В. И. Агарков и Л. П. То-мачинская

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ СДВИГОВ У СТУДЕНТОВ

В ПЕРИОД ЭКЗАМЕНОВ

Медицинский институт им. А. М. Горького, Донецк

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Целью настоящего исследования было изучение функционального состояния и умственной работоспособности студентов, адаптированных к экзаменационному процессу и имевших минимальное количество экзаменов в экзаменационном цикле.

Эксперимент охватывал весь экзаменационный цикл, состоящий из трех экзаменов, и был поставлен на студентах-медиках VI курса в период зимней сессии. Показатели регистрировали в течение всех дней подготовки. В одной группе (12 человек) это делали 2 раза в день (в 8 и 19 ч), а в другой (10 человек) — 4 раза в день (в 7—8, 12—13, 17—18 ч и в конце дня подготовки). В день экзамена исследования проводили в момент прихода студентов на кафедру, в период вызова на экзамен, в процессе экзамена и непосредственно по окончании его, а также по истечении 1—lVg, 2V2—3 и 5—6 ч после сдачи экзамена. В ходе эксперимента обследовано 78 человек. Оценивали возбудимость и лабильность центральной нервной системы (с помощью электронного стимулятора ИСЭ-01), скорость рефлекторных реакций на свет и звук, умственную работоспособность (по таблицам Анфимова), пульс и артериальное давление (общепринятым методом), температуру тела, кожи лба, щеки и кисти (по данным электротермометра ТЭМП-1). Кроме этого, проводились хронометражные исследования с целью изучения режима рабочего дня, объема, интенсивности и динамики умственной работы студентов.

Исследования показали, что при подготовке к экзаменам умственная работа студентов занимает 8—14 ч в день. За это время они осваивают 80—120 страниц учебного текста. В 25—30% случаев умственная нагрузка относительно равномерно распределяется по дням подготовки, в 35—40% случаев растет к предпоследнему дню с заметным снижением в предэкзаме-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.