Научная статья на тему 'Зависимость пропускной способности зрительного анализатора от вида спортивной деятельности'

Зависимость пропускной способности зрительного анализатора от вида спортивной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
481
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Arctic Environmental Research
Область наук
Ключевые слова
ВИДЫ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УРОВЕНЬ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА / ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Балюк Валерий Геннадьевич

В статье представлены данные экспериментального исследования, проведенного на студентах факультета физической культуры, занимающихся различными видами спорта и имеющих разную квалификацию. При помощи программно-аппаратного комплекса для психофизиологических исследований с использованием программы для компьютерной обработки данных у них была изучена пропускная способность зрительного анализатора. Рассматривались особенности показателей, описывающих пропускную способность зрительного анализатора в зависимости от вида моторных программ и уровня мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Балюк Валерий Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEPENDENCE OF THE VISUAL ANALYZER TRANSFER CAPACITY ON THE SPORTS ACTIVITY

The article presents the experimental investigation data concerning students of the Faculty of Physical Training engaged in various kinds of sports and having different proficiency levels. Their visual analyzer transfer capacity was studied by means of the software and hardware for psychophysiological research and a special electronic data processing programme. Peculiarities of indicators describing the visual analyzer transfer capacity depending on the motor programmes and the athletes proficiency level were studied and analyzed.

Текст научной работы на тему «Зависимость пропускной способности зрительного анализатора от вида спортивной деятельности»

УДК 796.015:612.84-057.875

БАЛЮК Валерий Геннадьевич, старший преподаватель, аспирант кафедры теоретических основ физической культуры Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 7 научных публикаций

ЗАВИСИМОСТЬ ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА ОТ ВИДА СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье представлены данные экспериментального исследования, проведенного на студентах факультета физической культуры, занимающихся различными видами спорта и имеющих разную квалификацию. При помощи программно-аппаратного комплекса для психофизиологических исследований с использованием программы для компьютерной обработки данных у них была изучена пропускная способность зрительного анализатора. Рассматривались особенности показателей, описывающих пропускную способность зрительного анализатора в зависимости от вида моторных программ и уровня мастерства.

Виды спортивной деятельности, уровень спортивного мастерства, пропускная способность зрительного анализатора

Занятия спортом предполагают наличие у спортсмена не только определенных анатомофизиологических и биохимических особенностей, но и наличие определенных психологических качеств. Поэтому так важна всесторонняя оценка текущего психофизиологического состояния, описываемого параметрами единичных показателей деятельности центральной нервной системы, сенсорных анализаторов и двигательного аппарата.

Исследование проводилось в течение 20072008 годов. В качестве волонтеров выступали студенты (юноши) факультета физической культуры Поморского университета, занимающиеся легкоатлетическим бегом (15 человек), гимнастикой (13 человек) и хоккеем с мячом (10 человек).

Исследование проводилось в первой половине дня и состояло из выполнения теста по оценке пропускной способности зрительного

анализатора (ПСЗА) на программно-аппаратном комплексе для психофизиологических исследований (ПАКФ-01) [3].

Программно-аппаратный комплекс ПАКФ-01 позволяет осуществлять регистрацию психофизиологических показателей в аналоговом виде и проводить по жесткому алгоритму в реальном масштабе времени математикостатистическую обработку преобразованных в цифровой вид регистрируемых сигналов [1]. Информационный поиск полезного сигнала среди множества других раздражителей, выступающих в качестве релевантных помех, позволяет оценивать пропускную способность зрительного анализатора. В этом плане таблица с кольцами Ландольта является идеальной информационной нагрузкой, поскольку все кольца однородны по характеру восприятия и, следовательно, несут одинаковую информацию -0,543 бита [3].

Для тестирования были предложены бланки с кольцами Ландольта в 3-м и 4-м положении, демонстрируемые на экране монитора. При помощи «мышки» испытуемый помечал кольца с заданным разрывом. Перед испытанием проводилась тренировка, заключающаяся в просмотре двух или более строк, для отработки навыка работы. Компьютерная программа предусматривает регистрацию общего количества знаков, предусмотренных тестовым заданием, общего времени выполнения задания, каждого

квадратичное отклонение (у). Достоверность различий определялась по ^критерию Стьюден-та и применялась на уровне значимости 95% (р<0,05). Наличие внутри- и межсистемных связей изучено посредством корреляционного анализа с расчетом коэффициента корреляции (с), достоверность различий определялась по критерию Пирсона (х2).

В таблице представлены данные, полученные при изучении пропускной способности зрительного анализатора.

Таблица

Основные показатели обследованных групп студентов

Показатели Виды спорта

Л/а бег Гимнастика Хоккей

ПСЗА (бит/с) 1,86±0,1* 1,52±0,11 1,49±0,1

Количество правильных ответов 66,0±1,55 67,55±2,93 66,6±0,33

Количество ошибочных ответов 0,53±0,17 0,6±0,27 0,5±0,28

Производительность (знаков) 600,8±8,52 604,0±8,3 600,0±7,75

Коэффициент успешности реагирования 538,66±15,51 541,93±18,99 535,44±13,84

Показатель устойчивости концентрации внимания 0,91±0,01 0,91±0,01 0,90±0,01

Коэффициент точности реакций 81,61±2,35 82,11±2,88 81,12±2,1

Время выполнения теста (с) 214,8±10,42* 237,82±12,55 235,2±13,6

- достоверные отличия показателей первой группы испытуемых (бегуны) относительно двух

Примечание. * других.

просмотренного и учтенного знака, каждого ошибочно пропущенного знака, каждого ошибочно учтенного знака. Эта же программа рассчитывает чистую производительность, коэффициент выносливости с учетом количества просмотренных и учтенных знаков за предпоследнюю и последнюю минуты тестирования, а также количество ошибочно пропущенных знаков из-за невнимательности, коэффициент успешности реагирования, показатель устойчивости концентрации внимания, коэффициент точности реакций, величину пропускной способности зрительного анализатора.

Обработка полученных данных проводилась на персональной ЭВМ с использованием пакета стандартных статистических программ Excel 7.0 для среды Windows. Вычислялись: средняя (М) и ошибка средней (m), среднее

Анализ табличных данных выявил, что из всех показателей, определяемых при проведении теста ПСЗА у испытуемых, только два имеют достоверные отличия: в группе бегунов достоверно выше ПСЗА и меньше время проведения теста (р<0,05 в общих случаях).

Для того чтобы изучить взаимосвязи показателей теста, мы провели корреляционный анализ полученных данных внутри каждой из трех групп испытуемых.

На рисунке 1 изображена схема корреляционных связей показателей теста ПСЗА у легко-атлетов-бегунов.

У бегунов выявляется прямая зависимость ПСЗА от производительности, успешности, устойчивости (р=0,48) и обратная связь с временем выполнения теста (р= - 0,95).

У хоккеистов определяются два отдельных блока взаимосвязанных показателей (рис. 2).

Балюк В.Г. Зависимость пропускной способности зрительного анализатора.

Рис. 1. Схема корреляционных связей показателей теста ПСЗА у легкоатлетов-бегунов

В первом блоке определяется обратная корреляционная зависимость ПСЗА от времени выполнения теста (р= - 0,96) и количества ошибочных ответов (р= - 0,63). Последний показатель имеет прямую связь средней силы от количества правильных ответов (с=0,43). Второй блок представлен четырьмя взаимосвязанными показателями - производительность, устойчивость, успешность и точность.

Более сложный вид имеет схема корреляционных связей у гимнастов (рис. 3).

С блоком взаимосвязанных показателей «производительность - устойчивость - успешность - точность» имеют прямые зависимости

ПСЗА (р=0,7) и количество правильных ответов (р=0,75), и обратные - количество ошибочных ответов (р= - 0,8), а также время проведения теста (р= - 0,53). Кроме того, количество ошибочных ответов имеет отрицательную связь с ПСЗА (р= - 0,57) и количеством правильных ответов (р= - 0,59). ПСЗА и время выполнения теста имеют обратную связь (р= - 0,96).

Проведенное исследование показало весьма неоднозначную организацию показателей теста ПСЗА у студентов, занимающихся различными видами спорта. У легкоатлетов больше пропускная способность зрительного анализатора и меньше время выполнения теста (по абсолютной величине показателя). У них же наиболее простая схема корреляционных связей. У хоккеистов и гимнастов, несмотря на то что у них показатели теста ПСЗА достоверно друг от друга не отличаются, организация внутрисистемного ответа на раздражитель (в нашем случае - кольца Ландольта) более сложная. По всей вероятности, это связано со спецификой их спортивной деятельности и особенностями организации моторных программ.

Рис. 2. Схема корреляционных связей показателей теста ПСЗА у хоккеистов

Рис. 3. Схема корреляционных связей показателей теста ПСЗА у гимнастов

У легкоатлетов-бегунов, занимающихся циклическим видом спорта, формируются более простые моторные программы по сравнению с хоккеистами и гимнастами. Эти программы в процессе спортивной деятельности не требуют большого разнообразия двигательных действий на раздражитель. По-видимому, у них образуются дуги условных двигательных рефлексов с небольшим количеством синаптических соединений, что способствует более быстрой передаче сигналов в центральной нервной системе. Немаловажное значение у бегунов имеет и тренировка быстроты, предполагающая повышение возбудимости и лабильности нервно-мышечного аппарата, ускорение времени проведения возбуждения через синапсы и по нервным волокнам, укорочение времени «цент-

ральной задержки» и др. Этим, как мы полагаем, и объясняется более высокая пропускная способность зрительного анализатора, меньшее время проведения теста и более простая организация корреляционных связей показателей теста ПСЗА.

У хоккеистов и гимнастов моторные программы более сложные. В процессе тренировок и соревнований у них в ответ на действие раздражителя формируется большое количество разнообразных ответных двигательных реакций. В коре головного мозга создаются дуги условных двигательных рефлексов с достаточно большим количеством синаптических переключений, что замедляет время теста, снижает ПСЗА и способствует более сложной организации корреляционных связей изучаемых показателей.

Список литературы

1. Таймазов В.А., ГолубЯ.В. Психофизиологическое состояние спортсменов: методы оценки и коррекции. СПб, 2004.

2. Устройство для психофизиологических исследований: приоритетная справка № 2000100444/14(000632) / Я.В. Голуб, В.И. Голуб, И.В. Голуб, С.П. Нечипоренко.

3. Генкин А.А., МедведевВ.И., ШекМ.П. Некоторые принципы построения корректурных таблиц для определения скорости переработки информации // Вопросы психологии. 1963. № 1. С. 104-110.

Balyuk Valeri

DEPENDENCE OF THE VISUAL ANALYZER TRANSFER CAPACITY

ON THE SPORTS ACTIVITY

The article presents the experimental investigation data concerning students of the Faculty of Physical Training engaged in various kinds of sports and having different proficiency levels. Their visual analyzer transfer capacity was studied by means of the software and hardware for psychophysiological research and a special electronic data processing programme. Peculiarities of indicators describing the visual analyzer transfer capacity depending on the motor programmes and the athletes’ proficiency level were studied and analyzed.

Рецензент - Колмогоров С.В., доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой спортивных дисциплин Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.