Научная статья на тему 'ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ТАБАКОКУРЕНИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН'

ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ТАБАКОКУРЕНИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
420
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / КУРЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / ADDICTIVE BEHAVIOR / SMOKING / PSYCHOLOGICAL APPROACHES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бражник Н.А.

В статье проанализированы психологические подходы к исследованию зависимости от курения как виду аддиктивного поведения. Объяснение психологических механизмов табачного аддиктивного поведения представлено в русле основных психологических направлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бражник Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEPENDENCE ON TOBACCO SMOKING AS A PSYCHOLOGICAL AND SOCIAL PHENOMENON

The article analyzes the psychological approaches to the study of dependence on smoking as a form of addictive behavior. The explanation of psychological mechanisms of tobacco addictive behavior is presented in line with the main psychological directions.

Текст научной работы на тему «ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ТАБАКОКУРЕНИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН»

УДК 159,91

Бражник Н. А. студент 5 курса факультет психолого-педагогический КИПУ «Крымский инженерно-педагогический университет» Россия, Симферополь

ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ТАБАКОКУРЕНИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

И СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН

Аннотация. В статье проанализированы психологические подходы к исследованию зависимости от курения как виду аддиктивного поведения. Объяснение психологических механизмов табачного аддиктивного поведения представлено в русле основных психологических направлений.

Ключевые слова: аддиктивное поведение, курение, психологические подходы.

Brazhnik N. A.

5th year student faculty of psychology and education PILE, "Crimean engineering and pedagogical University» Russia, Simferopol DEPENDENCE ON TOBACCO SMOKING AS A PSYCHOLOGICAL AND SOCIAL PHENOMENON

Annotation. The article analyzes the psychological approaches to the study of dependence on smoking as a form of addictive behavior. The explanation of psychological mechanisms of tobacco addictive behavior is presented in line with the main psychological directions.

Keywords: addictive behavior, Smoking, psychological approaches.

Актуальность темы исследования. Наиболее распространенной формой девиации подростков является аддиктивное поведение. Аддикция -(от англ. зависимость, привыкание), пагубная привычка, которая выражается в уходе от реальности в сочетании с изменением психического состояния. В случае невозможности изменения сложившейся личной и/или социальной ситуации индивид ищет способы дистанцирования от нежелательной модели социальных стратегий.

Разновидностями аддиктивного поведения являются: зависимость от азартных игр (гэмблинг), интернет-аддикция, аддикция отношений, зависимость от шопинга, сексуальная аддикция. Кроме того, выделяют химический тип: алкоголизм, токсикомания, наркомания, курение.

Одной из актуальных проблем современности является табакокурение, которое является причиной многих тяжелых заболеваний. Ежегодно в мире умирают от болезней, связанных с табакокурением, около 6,4 млн. человек [1]. В странах Европы употребление табака и табачных изделий является причиной 1,2 млн. смертей в год, что составляет 14% от их суммарного

количества, а в России гибнут более 283 тыс. человек ежегодно [3]. Негативное влияние табачного дыма на тех, кто не курит, особенно детей, повышает риск преждевременной смерти от онкологических, сердечнососудистых, респираторных и других заболеваний. По данным статистики, в России распространенность табакокурения составляет среди девушек 11,8%, среди юношей - 22,4 % [1].

Никотин входит в состав табачного дыма и по своим фармакологическим действием является одним из главных факторов процесса формирования зависимости от курения. Табакокурение имеет как стимулирующее, так и релаксирующее воздействие на организм и его функциональные системы, а это частично помогает курильщикам легче справляться со стрессовыми ситуациями и на короткое время задерживает развитие психологических и физиологических нарушений, вызванных стрессом. Однако такой антистрессовый эффект приводит к дальнейшему усилению табачной зависимости.

Цель данной статьи: рассмотреть зависимость от табакокурения как психологический и социальный феномен.

Основной материал. Традиционно табакокурение рассматривалось как вредная привычка. Под вредной привычкой понимают любое нездоровое поведение, которое повторяется и не контролируется человеком. Так, для того, чтобы избавиться от вредной привычки, достаточно осознания действий, что ведет за собой контроль человека над собственным поведением [4]. Осознание табакокурения недостаточно для того, чтобы от него отказаться. Поэтому, курение следует считать не вредной привычкой, а аддикцией.

Попытки объяснения феномена аддикции делаются еще с тех пор, когда употребление психоактивных веществ носило лечебный характер. В научной литературе накоплено огромное количество данных по этому вопросу, существует масса разнообразных концепций, теорий, пытающихся разъяснить феномены аддиктивного поведения разных видов. В настоящее время в научной литературе сосуществует три взаимодополняющие подходы к проблеме аддикции. Два из них - медико-биологический и социокультурный - начали формироваться еще в XIX веке, а третий -психологический - в начале ХХ века.

В рамках медико-биологического подхода доминирующим фактором развития аддикций считается индивидуальная биологическая предрасположенность к злоупотреблению психоактивными веществами. Аддиктивный выбор определяют такие биологические особенности, как патологическая наследственность, органические поражения ЦНС, некоторые морфоконституциональные особенности [3]. Однако однозначных связей между описанными выше характеристиками и злоупотреблениями не выявлено, поэтому указанные особенности, скорее, является фактором риска для перехода аддиктивного поведения в зависимость. Психоактивные вещества при попадании в организм способны влиять на психические

функции головного мозга человека, т.е. изменять настроение, поведение, память, восприятие реальной действительности и тому подобное.

С точки зрения социокультурного подхода, аддикция - это социальное отклонение, болезнь общества. Аддиктивное поведение разных видов отражает нарушение социальных взаимоотношений человека. Такая точка зрения заложена в работах Э. Фридсона, посвященные социологии девиантности. Он обратил внимание на девиантную роль - организованный набор нежелательных значений или атрибутов, приписываемых девиантной личности [6].

Сторонники социокультурных моделей аддикции считают, что психоактивные вещества эффекты зависят не столько от их химических свойств, сколько от условий, в которых происходит прием, то есть являются нормативно обусловленными. Социальная норма является исторически выработанным, обобщенным социальным предписанием, обязательным для выполнения со стороны всех людей и в любой ситуации. При всем многообразии проявлений социальные нормы, несмотря на относительность и внутреннюю противоречивость, играют регулятивную роль в жизни общества. Много фактов указывают на то, что реакция человека на психоактивные вещества обусловлена распространенным в культуре образом этого вещества. Если он видится таинственным и неконтролируемым, символизирует уход и забвение, или стимуляцию и активность, им широко злоупотребляют. В культурологических моделях определяющим фактором аддиктивного поведения признается культура.

Представление об аддикции в современном общественном сознании не являются однородными и соотносится с основными моделями аддиктивного поведения, согласно В. В. Змановской [4].

В обществе сосуществуют представления об аддикции как проявлении морального несовершенства (моральная модель, как болезни, что освобождает аддикта от ответственности (модель болезни), как вредной привычки, что дает психологическую выгоду (симптоматическая модель), как нарушение личностной динамики и особенностей характера (психоаналитическая модель), как нарушение системы значимых отношений (системно-личностная модель). Одной из разновидностей социокультурного подхода является теория привычки, или «модель жизни-процесса», предложенная Т. Сасом. Автор утверждает, что аддикция является метафорой, придуманным рассказом о жизни, единственной причиной ее возникновения является привычка, которая с годами вплетается в картину жизни. Однако предложенная Т. Сасом модель исключает любые нарушения вследствие употребления психоактивных веществ, представляя его мифологическим образованием, что не соответствует действительности [4].

Общим для концепций психологического подхода этого направления является представление о том, что решающее влияние на развитие аддикции на фоне биологической и социальной предрасположенности делают психологические характеристики человека.

Различные психологические направления подчеркивают роль тех или иных параметров - личностных особенностей, мотивации, поведения, взаимодействия с семейным окружением и тому подобное.

С начала изучения химических зависимостей в психологическом подходе специалисты изучали специфические личностные особенности, которые привлекают человека к злоупотреблению психоактивными веществами. Влияние устойчивых личностных черт на формирование злоупотребления психоактивными веществами широко изучалось как отечественными, так и зарубежными авторами.

Разработано большое количество перечней личностных черт, которые должны образовывать личностную диспозицию к аддикции.

Наиболее распространенными личностными особенностями аддиктов считают:

- в сфере поведения: эгоцентризм в общении, отсутствие интереса к другим людям; тенденция решать проблемы путем ухода в мир фантазий; однотипный способ реагирования на фрустрацию, неумение адекватно справляться с трудностями; несоответствие притязаний своим возможностям; склонность обвинять окружающих;

- в аффективной и мотивационно-потребностной сфере: эмоциональная неустойчивость; низкая фрустрационная толерантность и быстрое возникновение тревоги и депрессии; неадекватная, чаще заниженная, самооценка; агрессивность; социофобии; нарушение чувства будущего; слабый самоконтроль, стремление к немедленному удовлетворению желаний; внушаемость; неудовлетворенные потребности в защищенности, самоутверждении, свободе, принадлежности, временной перспективе;

- в когнитивной сфере: несформированности абстрактно-логических, рефлексивных функций; отсутствие четких жизненных целей, принципов, ценностей, интересов, нравственных понятий; когнитивные искажения в виде аффективной логики [2].

Объяснение психологических механизмов табачного аддиктивного поведения представлено в русле основных психологических направлений. Так, психодинамический подход рассматривает аддикцию как деформацию развития личности, поведенческий подход - как нарушение поведения, которое возникло под действием научения. Когнитивный подход в объяснении аддикции опирается на идею иррациональных дезадаптивных представлений и неадекватность переработки информации, экзистенциально-гуманистический подход рассматривает аддикцию как следствие блокировки самоактуализации, семейная психология - как дефект социализации в семье и признак дисфункции семейных отношений. В деятельностном подходе табачное аддиктивное поведение определяют как ошибочно опредмеченную потребность, а основной механизм ее развития -как «сдвиг мотива на цель» [4]. Некоторые исследователи (В. Ф. Левшин, А. Г. Шамсутдин, А. Г. Чучалин и др.) рассматривают проблему табачной

аддикции преимущественно в психологическом аспекте и акцентируют внимание на «поведении курильщика» [1].

Другие психологические подходы отличаются более выраженной тенденцией объяснение зависимости как нарушения поведения, возникшего под действием научения, как следствия иррациональных когнитивных представлений и эмоциональных нарушений, как следствие блокировка самоактуализации. Д. Макклеланд впервые провел цикл эмпирических исследований личностного смысла аддикции. В отечественной психологии А. Н. Канахович установил, что личностный смысл аддикции связан с актуализацией скрытых психологических ресурсов, которые бы позволяли достигать целей и успешно строить межличностные отношения [5].

Социально-психологические теории видят аддикцию как знак протеста против общественных норм, как результат дефекта социализации в семье и отсутствия социально-адаптивного потенциала.

Выделяют несколько специфических особенностей табакокурения.

1. Начало табакокурения связано с неприятными ощущениями. Однако одни люди, испытав неприятные ощущения, больше не возобновляют пробы, другие же, имеющие привычку диссоциироваться от своего тела, продолжают курить.

2. Начало курения, как правило, предполагает участие другого. Когда два или больше человека курят вместе, они словно обмениваются символами.

3. Курение как поведенческий акт, связан с ритмичностью. Дыхание регулируется курением, делается произвольным, ставится под сознательный контроль. Это дает иллюзию владения временем, контролем себя, своего тела. Ритмичность курения дает иллюзию предсказуемости будущего. Поэтому часто в качестве субъективных выгод курения называют расслабляющий эффект, снятие стресса, успокоение [3].

В то же время при табачной аддикции не развиваются ярко выраженные психические нарушения и изменения личности, что делает этот вид аддиктивного поведения социально терпимым. Исследователи считают, что процесс курения - внешнее проявление внутреннего дисбаланса или конфликта личности. Не физиологическое действие никотина, а проекция психологического ожидания, актуальных потребностей и мотивов на психофизиологический фон курения создает ту внутреннюю картину, которую человек начинает приписывать действию никотина. Для самого же человека этот механизм остается неосознанным, что и порождает общественные мифы об особых свойствах никотина [6].

Выводы. Проведенный анализ позволил выявить следующие психологические особенности курения как вида аддиктивного поведения: как деформацию развития личности (психодинамический подход), как нарушение поведения, которое возникло под действием научения (поведенческий подход), как иррациональные дезадаптивные представления и неадекватность переработки информации (когнитивный подход), как

следствие блокировки самоактуализации (экзистенциально-гуманистический подход), как дефект социализации в семье и признак дисфункции семейных отношений (семейная психология), как ошибочно опредмеченная потребность (деятельностный подход), которое проявляется в «поведении курильщика». Социально-психологические теории видят аддикцию как знак протеста против общественных норм, как результат дефекта социализации в семье и отсутствия социально-адаптивного потенциала.

Использованные источники: 1. Баранов А.А. Табакокурение детей и подростков. Гигиенические и медикосоциальные проблемы и пути решения/А.А.Баранов. - М.: Литтерра, 2007. - 216 с.

2. Гребенюк А.А. Психологическая зависимость от наркотических вещест/А.А.Гребенюк. - Симферополь: Таврия, 1999. - 186с.

3. Дальке Р., Дальке М. Психология курения/ Р.Дальке, М.Дальке. -СПб.: Весь, 2010. - 176 с.

4. Змановская Е. В. Девиантлогия. Психология отклоняющегося поведения/Е.В.Змановская. - М.: Академия, 2006. - 412 с.

5. Максимова Н. Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних: учебн. пособие [для студентов вузов]/Н.Ю.Максимова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 384 с.

6.Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения: учебн. Пособие/В.Д.Менделевич. - М.: МЕД пресс, 2014. - 432 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.