Научная статья на тему 'Зависимость от слабоалкогольных напитков как предпосылка нарушения духовно-нравственного самосознания у современной молодежи'

Зависимость от слабоалкогольных напитков как предпосылка нарушения духовно-нравственного самосознания у современной молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
238
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАВИСИМОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ САМОСОЗНАНИЕ / СЛАБОАЛКОГОЛЬНЫЕ НАПИТКИ / МОЛОДЕЖЬ / DEPENDENT BEHAVIOR / MORAL AND SPIRITUAL CONSCIOUSNESS / LOW-ALCOHOL BEVERAGES / THE YOUTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карпова Наталья Владимировна, Бохан Татьяна Геннадьевна

Представлены организация и результаты эмпирического изучения духовно-нравственного самосознания у зависимых и независимых от слабоалкогольных напитков представителей молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Карпова Наталья Владимировна, Бохан Татьяна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADDICTION TO ON LOW-ALCOHOL BEVERAGES AS THE PRECONDITION OF VIOLATION OF SPIRITUAL AND MORAL CONSCIOUSNESS OF THE YOUTH

The article presents the results of the empirical study of the spiritual and moral consciousness of the youth, addicted and not addicted to low-alcohol beverages.

Текст научной работы на тему «Зависимость от слабоалкогольных напитков как предпосылка нарушения духовно-нравственного самосознания у современной молодежи»

УДК 159 . 947; 159 .947 . 5

Н. В. Карпова, Т. Г. Бохан

ЗАВИСИМОСТЬ ОТ СЛАБОАЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ КАК ПРЕДПОСЫЛКА НАРУШЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО САМОСОЗНАНИЯ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Представлены организация и результаты эмпирического изучения духовно-нравственного самосознания у зависимых и независимых от слабоалкогольных напитков представителей молодежи.

Ключевые слова: зависимое поведение, духовно-нравственное самосознание, слабоалкогольные напитки, молодежь.

Среди многих проблем, стоящих перед российским обществом, на одно из первых мест все увереннее выходит проблема зависимого поведения. Сложившаяся на сегодняшний день ситуация рассматривается как глобальная угроза здоровью населения страны. Но, не смотря на этот факт, в России на самом высоком уровне уделяется внимание проблеме сохранения и укрепления здоровья молодежи. В национальный проект «Здоровье» в 2009 г. включена приоритетная программа «Формирование здорового образа жизни». Во вновь разработанной «Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г.», федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 гг.» одним из основных направлений государственной политики названо сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни [1].

Проблема употребления слабоалкогольных напитков (содержание этилового спирта от 2,8 до 9,5 %) в молодежной среде является актуальной в силу того, что через него осуществляется раннее пристрастие к крепким алкогольным напиткам и наркотическим веществам [2]. Как свидетельствуют наблюдения наркологов, к слабоалкогольным напиткам пристрастие формируется незаметнее и быстрее, чем к другим алкогольным изделиям, а лечится такой алкоголизм с еще большим трудом, чем обычный [3]. Именно слабоалкогольные напитки относят к «стартовым» наркотикам [4].

Зависимое поведение - это тип девиантного поведения, характеризующийся неконтролируемой подчиненностью своих интересов интересам другой личности или группы с фиксацией внимания на определенных видах деятельности, которые становятся сверхценными, при этом снижается или нарушается способность контролировать свою вовлеченность в какую-либо деятельность, а также становится невозможным быть самостоятельным и свободным в выборе поведения [5].

Для периода молодости характерны такие его признаки, как социальное и профессиональное самоопределение, эмоциональные переживания, кризис идентичности, становление самосознания,

которые служат важной цели - преобразованию во взрослого. Однако те же тенденции могут формировать крайне нездоровое поведение, такое как регулярное совершение поступков, сопряженных с риском, или употребление веществ, вызывающих психическую зависимость [6]. Как правило, следствием такого поведения являются деструкции идентичности, деформации в эмоциональной сфере, нарушения самосознания [7].

В данный период, особую актуальность приобретает вопрос изучения особенностей духовнонравственного самосознания, так как оно является определяющей силой в поведении, образе жизни человека, его самореализации,

Таким образом, проблема связи особенностей духовно-нравственного самосознания у молодежи с формированием зависимости от слабоалкогольных напитков рассматривается в единичных исследованиях, но однозначных данных до сих пор не получено. Отсюда появляется интерес к изучению зависимости от слабоалкогольных напитков как предпосылки нарушения духовно-нравственного самосознания у современной молодежи.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние зависимости от слабоалкогольных напитков на духовнонравственное самосознание молодежи.

В ходе исследования мы проверяли гипотезу о том, что зависимость от слабоалкогольных напитков является предпосылкой нарушения духовно-нравственного самосознания у современной молодежи.

Методологическая основа исследования: био-психосоционоэтнический подход к развитию и здоровью человека (Г. В. Залевский).

База исследования: МОУ СОШ № 1 г. Ишима, АОУ СПО ТО «Ишимский политехнический техникум», ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П. П. Ершова» Тюменской области. В исследовании на выявление групп с разной выраженностью зависимости от слабоалкогольных напитков приняли участие юноши и девушки в возрасте от 18 до 20 лет. В исследовательской работе принимали участи 2 группы респондентов: зависимые от слабоалкогольных

напитков (группа «зависимость») - 83 человека и независимые (группа «норма») - 114 человек. Зависимость от слабоалкогольных напитков была определена по двум различным методикам «Диагностика аддиктивной идентичности» (Н. В. Дмитриева, Ю. М. Перевозкина), Ранние признаки алкоголизма (К. К. Яхин, В. Д. Менделевич).

Надежность и достоверность полученных результатов обеспечивалась: критическим анализом данных, имеющихся в отечественных и зарубежных источниках; соотнесением теоретических положений с результатами экспериментального исследования; тщательным планированием эксперимента; надежными стратегиями формирования выборки испытуемых, использованием валидных методов исследования, соответствующих методологии и цели исследования; применением аппарата

Из таблицы видно, что статистически значимые различия выявлены по всем компонентам духовнонравственного самосознания между группами в зависимости от употребления слабоалкогольных напитков.

Для подтверждения достоверности различий в группах по каждому рассматриваемому компоненту был проведен статистический анализ полученных результатов с помощью критерия Шеффе. Результаты статистики свидетельствуют о том, что по компонентам трансцендентное духовное «Я», личностное духовное «Я» (когнитивно-онто-

математической статистики в сочетании с качественным анализом.

Особенности духовно-нравственного самосознания мы изучали с помощью «Методики исследования духовно-нравственного самосознания личности» И. В. Ежова [8].

Данные, полученные нами, подверглись статистической обработке с помощью критерия однородности дисперсий Ливиня. При неоднородности дисперсий (р < 0,05) применялся критерий Краскела-Уоллиса (предназначен для проверки равенства средних нескольких выборок), при однородности дисперсий (р > 0,05) применялся дисперсионный анализ (применяется для исследования значимости различия между средними) (Сидоренко, 2006).

Результаты анализа соотношений между исследуемыми группами представлены в таблице.

логический компонент), духовная направленность (мотивационно-ценностный компонент), религиозная моральность, целеустремленность (отношенческо-поведенческий компонент) сравниваемые группы на значимом уровне различаются между собой.

С целью эмпирического подтверждения полученных данных и изучения особенностей групп «зависимость» и «норма» был проведен факторный анализ методом главных компонентов с применением вращения «Варимакс-нормализован-ное».

Анализ соотношения компонентов духовно-нравственного самосознания между группами

Содержание компонента Стат. Ливиня Знч. F Знч. Краскел-Уоллис Знч.

Когнитивно-онтологический компонент

Трансцендентное духовное «Я» 3,318 0,038 - - 158,990 0,000

Личностное духовное «Я» 0,430 0,651 438,445 0,000 - -

Индивидное биологическое «Я» 0,188 0,829 135,822 0,000 - -

Свобода-созависимое «Я» 4,279 0,015 - - 142,194 0,000

Вера в Бога 4,186 0,016 - - 109,052 0,000

Вера в человека 8,669 0,000 - - 151,540 0,000

Мотивационно-ценностный компонент

Духовная направленность 0,526 0,592 262,365 0,000 - -

Эгопрагматическая направленность 7,236 0,001 - - 20,988 0,000

Отношенческо-поведенческий компонент

Общественная моральность 1,640 0,196 28,812 0,000 - -

Религиозная моральность 12,850 0,000 - - 136,082 0,000

Эмпатичность 2,916 0,056 156,495 0,000 - -

Доброжелательно сть 0,586 0,557 248,924 0,000 - -

Ответственно сть 2,241 0,108 266,652 0,000 - -

Совестливость 7,100 0,001 - - 88,619 0,000

Духовная независимость 0,681 0,507 9,786 0,000 - -

Уверенность в себе 4,857 0,009 - - 52,607 0,000

Целеустремленность 6,288 0,002 - - 140,276 0,000

Самооценочный компонент

Самокритичность 6,791 0,001 - - 156,083 0,000

Искренность 7,919 0,000 - - 65,178 0,000

Самооценка 1,213 0,299 87,967 0,000 - -

Чтобы изучить особенности самосознания респондентов отдельно в каждой исследуемой группе, результаты исследования были обработаны вновь с использованием факторного анализа, при этом факторному анализу подвергались обе выборки: «зависимость» и «норма».

При изучении особенностей духовно-нравственного самосознания в группе «зависимость» были выделены три фактора с различной нагрузкой их наполнения, для этой группы характерна относительно низкая объяснимая дисперсия, которая составляет 40,09 %.

В отношении группы «зависимость» первый фактор F1 «Эгопрагматическое самосознание» имеет наибольший вес (информативность 14,87 %), образован переменными, которые вошли в положительный полюс: индивидное биологическое «Я» (0,748), эгопрагматическая направленность (0,533), вера в человека (0,524); переменная, которая вошла в отрицательный полюс -уверенность в себе (-0,729). Эгопрагматическое самосознание характеризуется отождествлением своего «субъектного Я» с телесностью, представлением о «Я» как о биологическом организме. Вера в человека связана с материальным благополучием, высоким социальным положением, по этому критерию они оценивают уровень духовно-нравственного развития. При этом респонденты не уверены в себе.

Второй фактор F2 «Религиозное духовное самосознание» (информативность 12,85 %) в группе «аддикция». Положительный полюс определяется переменной эгопрагматическая направленность (0,557), отрицательный полюс представлен религиозной моральностью (-0,780), трансцендентным духовным «Я» (-0,693), верой в Бога (-0,522). Религиозное духовное самосознание характеризуется отрицанием существования души (трансцендентного духовного «Я») и отрицания существования Бога как Духовной Творческой Силы (Сущности), респонденты не принимают религиозную мораль. При этом выражены материально-прагматические, гедонистические, эгоцентрические мотивационноценностные ориентации.

Третий фактор F3 «Светское духовное самосознание» (информативность 12,37 %) не представлен положительным полюсом фактора. Отрицательный полюс этого фактора образован переменными: духовная независимость (-0,794), личностное духовное «Я» (-0,727), духовная направленность

(-0,592), свобода-созависимость «Я» (-0,579).

Светское духовное самосознание характеризуется тем, что отсутствуют положительные качества светского духовного самосознания, респонденты не руководствуются личностным духовным «Я», у них не выражена духовная направленность, при

этом чувствуют себя несвободными и духовно зависимыми.

В духовно-нравственном самосознании респондентов группы «норма» были выделены также три фактора, но изменились нагрузки факторов и их наполнение, общая объяснимая дисперсия составляет 51,89 %.

В группе «норма» наибольший вес имеет фактор F1 (информативность 19,08 %). Его положительный полюс определен переменными: уверенность в себе (0,726), личностное духовное «Я» (0,668), совестливость (0,636), искренность (0,635), духовная направленность (0,623), эмпатичность (0,622), целеустремленность (0,574). Отрицательный полюс фактора не выражен. Светское духовное самосознание у респондентов группы «норма» характеризуется представлением о «субъектном Я» как о психическом центре самосознания - совокупности высших психических процессов, обеспечивающих самотождественность и самоуправление личности, познавательной и гуманистической направленностью ценностных ориентаций личности; развитием духовно-нравственных качеств, таких как способность к сопереживанию, сочувствию, состраданию, дружелюбное, терпимое отношение к окружающим; ощущением чувства вины за нарушение нравственных норм взаимоотношений между людьми, уверенностью в своих силах, возможностях и способностях; стремлением к достижению цели, искренностью перед собой и другими.

По второму фактору F2 (информативность 17,35 %) на положительном полюсе фактора религиозная моральность (0,727), вера в Бога (0,663), трансцендентное духовное «Я» (0,650), доброжелательность (0,629), самооценка (0,608), ответственность (0,559). Отрицательный полюс фактора не выражен. Религиозное духовное самосознание характеризуется представлением о «субъектном Я» как о трансцендентно-субстациональной духовной сущности, верой в существование Духовной Творческой Силы и в возможности духовно-нравственного развития, самосовершенствования людей и человечества в целом; готовностью принять за основу своего поведения религиозные нравственные заповеди и возможностью руководствоваться ими в своем поведении, респонденты доброжелательны и ответственны.

Третий фактор F3 (информативность 15,46 %) не имеет положительных значений по данному полюсу. Отрицательные значения представлены общественной моральностью (-0,811), эгопрагмати-ческой направленностью (-0,750), духовной независимостью (-0,731). Эгопрагматическое самосознание характеризуется низкой значимостью эго-прагматической направленности. При этом руко-

водство общественной моральностью не препятствует духовной независимости респондентов.

Таким образом, в группе «зависимость» структура духовно-нравственного самосознания отлична от группы «норма»; у респондентов группы «норма» в светском духовном самосознании доминируют характеристики отношенческо-поведенческого и самооценочного компонентов, в религиозном духовном самосознании - характеристики когнитивно-онтологического компонента, в эгопра-гматическом самосознании - характеристики мотивационно-ценностного компонента самосознания; в группе «зависимость» эгопрагматическое самосознание представлено характеристиками когнитивно-онтологического и мотивационно-ценностного компонентов; светское духовное самосознание представлено показателями когнитивноонтологического и отношенческо-поведенческого компонентов; характеристики самооценочного компонента не выявлены в самосознании респондентов; данную нагрузку и содержание компонентов в структуре духовного самосознания необходимо учитывать при планировании и проведении развивающей и психокоррекционной работы. Структура и содержание духовно-нравственного самосознания различны у представителей молодежи с наличием и отсутствием зависимости от слабоалкогольных напитков. В группе «зависимость» доминирует эгопрагматическое самосознание, пред-

ставленное ценностямии материального и статусного благополучия, значимостью индивидуального биологического «Я» при отсутствии социальной направленности ценностей; в светском духовном самосознании респонденты не руководствуются личностным духовным «Я», духовными ценностями, при этом чувствуют себя несвободными, духовно зависимыми; религиозное духовное самосознание не представлено духовным содержанием, а его подменой гедонистической, эгопрагматиче-ской ценностной направленностью. В группе «норма» характеристики компонентов всех уровней духовно-нравственного самосознания свидетельствуют об их гармоничности, взаимосогласованности, что позволяет говорить об интегрированности компонентов и целостности духовно-нравственного самосознания, что может указывать на процесс саморазвития и на духовную готовность к его осуществлению.

Таким образом, гипотеза о том, что зависимость от слабоалкогольных напитков является предпосылкой нарушения духовно-нравственного самосознания у современной молодежи, нашла свое подтверждение.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, тема: «Особенности духовно-нравственного самосознания у лиц юношеского возраста зависимых от слабоалкогольных напитков, современные подходы к психологической коррекции», № 13-06-00318.

Список литературы

1. Приоритетныей национальный проект «Здоровье» . Официальный сайт Министерства здравоохранения Архангельской области, Архангельск. URL: http://www.minzdrav29 . ru/health/national_project/ (дата обращения: 11.11. 2013) .

2 . Сушинский С . А. Наука о трезвости . М ., 2007 . 165 с.

3 . Клименко И . П . Горькая правда о пиве и сигаретах . М .: Филос . кн ., 2008. 80 с .

4 . Ковалев А. А. Особенности формирования и клинические проявления пивного алкоголизма: автореф . дис .... канд . мед . наук. М . , 2006 .

25 с

5 . Менделевич В . Д . Психология девиантного поведения . СПб. : Речь, 2005. 445 с .

6 . Змановская Е . В . Структурно-динамическая концепция девиантного поведения // Вестн .Томского гос .пед .ун-та (Tomsk State Pedagogical

University Bulletin) . 2013 . Вып . 5 (133) . С . 189-195.

7 . Бохан Н . А. Аддиктивные проблемы студенческой молодежи в условиях экономического кризиса // Рос . психиатр . журн . 2010 . Вып .5 (1) .

С .5-10 .

8 . Ежов И . В . Методика исследования духовно-нравственного самосознания личности в педагогической сфере // Мир психологии . 2008 .

Вып .2 .С . 156-167 .

Карпова Н. В., кандидат психологических наук, доцент.

Ишимский государственный педагогический институт им. П. П. Ершова.

Ул. Ленина, 1, Ишим, Тюменская область, Россия, 627720.

E-mail: ntverdohlebova@mail.ru

Бохан Т. Г, доктор психологических наук, профессор.

Национальный исследовательский Томский государственный университет.

Пр. Ленина, 36, Томск, Россия, 634050.

E-mail: bokhan909@sibmail.com

Материал поступил в редакцию 20.11.2013.

Karpova N. V., Bokhan T. G.

ADDICTION TO ON LOW-ALCOHOL BEVERAGES AS THE PRECONDITION OF VIOLATION OF SPIRITUAL AND MORAL

CONSCIOUSNESS OF THE YOUTH

The article presents the results of the empirical study of the spiritual and moral consciousness of the youth, addicted and not addicted to low-alcohol beverages.

Key words: dependent behavior, moral and spiritual consciousness, low-alcohol beverages, the youth.

References

1. Foreground national project “Health”. Official site of Ministry of Health of Arkhangelsk region, Arkhangelsk . URL: http://www. minzdrav29 . ru/ health/national_project/ (accessed: 11 November 2013) (in Russian) .

2 . Sushinskiy S . A. The science of temperance. Moscow, 2007 . 165 p . (in Russian) .

3 . Klimenko I . P. The bitter truth about beer and cigarettes. Moscow, Philosophical book Publ ., 2008. 80 p . (in Russian) .

4 . Kovalev A. A. Features of formation and clinical manifestations of beer alcoholism. Abstract of thesis cand . med . sci . Moscow, 2006 . 25 p . (in

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Russian)

5 . Mendelevich V. D . Psychology of deviant behavior. Saint Petersburg, Rech' Publ . , 2005. 445 p . (in Russian) .

6 . Zmanovskaya E . V. Structural and dynamic concept of deviant behavior. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, vol . 5 (133), pp .

189-195 (in Russian) .

7 . Bokhan N . A. Addictive problems of students in the context of the economic crisis . Russian Journal of Psychiatry, 2010, no . 5 (1), pp . 5-10 (in

Russian)

8 . Ezhov I . V. Technique of study of he spiritual and moral self-consciousness of the person in the field of teaching . World of Psychology, 2008, no .

2, pp . 156-167 (in Russian) .

Karpova N. V

Ershov Ishim State Pedagogical Institute.

Ul. Lenina, 1, Ishim, Tumen region, Russia, 627720.

E-mail: ntverdohlebova@mail.ru

Bokhan T. G.

National Research ^msk State University.

Pr. Lenina, 36, Tomsk, Russia, 634050.

E-mail: bokhan909@sibmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.