Научная статья на тему 'Зависимость между развитием маркетинга в социальных сетях и интернет-маркетингом'

Зависимость между развитием маркетинга в социальных сетях и интернет-маркетингом Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
143
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INTERNET-MARKETING / SOCIAL MEDIA / INTERNET-MARKET / ADVERTISING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Коломыцев Иван Дмитриевич

В статье анализируются рекламные площадки в социальных сетях, а также удобство Интернет-магазинов. Сравниваются основные площадки Российской Федерации и Запада. Включает в себя исследование аудитории о том, откуда они узнают о выходе нового товара.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зависимость между развитием маркетинга в социальных сетях и интернет-маркетингом»

УДК 316.4 Социологические науки

Коломыцев Иван Дмитриевич, студент Пермского Национального Исследовательского Политехнического Университета

ЗАВИСИМОСТЬ МЕЖДУ РАЗВИТИЕМ МАРКЕТИНГА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ И ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГОМ

Аннотация. В статье анализируются рекламные площадки в социальных сетях, а также удобство Интернет-магазинов. Сравниваются основные площадки Российской Федерации и Запада. Включает в себя исследование аудитории о том, откуда они узнают о выходе нового товара.

Ключевые слова: Интернет-маркетинг, социальные сети, Интернет-магазины, реклама

Abstract. This article includes analyses of advertising places in social media and usability of Internet-markets. Main platforms of Russian Federation and West were compared. Article includes research of the audience about how they find out information about new product.

Keywords: Internet-marketing, social media, Internet-market, advertising

Тема Интернет-маркетинга и маркетинга в социальных сетях, рассматриваемая в работе по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов отделов маркетинга компаний, потребителей, но и экономистов, социологов, аналитиков в сфере рыночных отношений, а также студентов.

Наряду с развитием электронного бизнеса, появляется новое направление в маркетинге - Интернет-маркетинг. Мультимедийная глобальная компьютерная среда, предоставляет возможности взаимодействия, начиная от простого обмена информацией, заканчивая осуществлением финансовых транзакций, заключением сделок и доставкой цифровых продуктов. [6]

Сегодня любой уважающий себя Интернет пользователь имеет учетную запись в одной из социальных сетей. А там, где есть потенциальные покупатели, существуют и продажи. В последние годы объемы сделок, совершенных с помощью социальных сетей, постоянно растут.

Цель работы - изучить влияние развития маркетинга в социальных сетях на Интернет-маркетинг.

Для достижения поставленной цели были выбраны следующие источники: Социальные сети:

• ВКонтакте;

• Одноклассники;

• Facebook.

Электронные торговые пространства:

• eBay;

• OZON.RU.

Для лучшего анализа работы данных Интернет-ресурсов, были созданы учетные записи на всех Интернет-источниках.

Социальная сеть - ВКонтакте

Рекламные места данной социальной сети очень ограничены, они находятся под картой сайта (Рисунок 1).

Рисунок 1 - Расположение рекламных площадок в социальной сети ВКонтакте

Два баннера небольших размеров направляют прямо на торговые площадки, такие как eBay, Amazon, Яндекс-Маркет, а также на группы-посредники. Данные баннеры чаще всего закрываются пользователями, а зачастую потенциальный покупатель просто не обращает внимание на данное средство Интернет-маркетинга -баннерную рекламу.

По результатам исследований компании «Интер-диалог» пользователей сети ВКонтакте (см. Диаграмма 1), мы видим, что пользователь социальной сети узнает о

той или иной торговой марке, товаре или магазине, в 70% случаев из «Пабликов», сообществ по интересам, в 20% - из «репостов» друзей и знакомых, в 5% - из личных статусов пользователей, и в 5% из других видов источников.

Диаграмма 1 - Новости о товарах и магазинах Новости о товарах и магазинах

■ Сообщества

■ Репосты

■ Статусы

■ Другое

Таким образом, мы видим, что баннерная реклама неэффективна в ВКонтакте, это связано с тем, что она занимает слишком маленькое пространство, имеет функцию закрытия и отключения, а также это связано с интересами пользователей. Рядовой пользователь ВКонтакте чаще всего выходит в сеть, чтобы посмотреть новости, новые фотографии знакомых, посидеть в сообществах и пообщаться - отдохнуть, и столь маленькие баннеры незаметны для пользователя.

Следующим способом продвижения продукции является реклама в сообществах. Данный вид рекламы относится к вирусному маркетингу, но некоторые маркетологи относят его и к баннерной рекламе.

Как мы видим на Диаграмме 1 (см. Диаграмма 1), люди в 70% случаев получают информацию о новой продукции или новых магазинах именно из социальных сообществ.

Сообщества в социальных сетях, в рамках данного исследования, разделим на три группы:

• Сообщества - торговые посредники;

• Сообщества - магазины;

• Сообщества - по интересам.

Нас интересуют первые две группы сообществ, так как они напрямую работают с торговыми площадками.

Первый вид сообществ (торговые посредники) предоставляет свои услуги по покупке продукции, зачастую на зарубежных торговых площадках, таких как eBay и Amazon. Система покупки на данных источниках сложна в применении и не каждому пользователю доступна.

Сообщества - торговые посредники живут на процент от продаваемой продукции (официальные торговые отношения с зарубежными продавцами) и на стоимость услуги по транспортировке товара.

На Диаграмме 2 видно, что 42,5 % опрошенных потребителей покупают товар с eBay через сообщества, 17,5 % - на eBay самостоятельно, 65% - не приобретают товар в сети Интернет.

Диаграмма 2 - Осуществление покупок на eBay Покупки на eBay

■ Напрямую

■ Через сообщества

■ Не прибретают

В России слабо развита система Интернет-покупок, поэтому большая часть людей предпочитает приобретать товар в «живую», в специализированных магазинах и супермаркетах.

Люди покупают товар через посредников, потому что, либо им некогда осваивать новые технологии покупок через Интернет, либо потому что боятся ошибиться и потерять свои «кровнозаработанные» деньги. В данном случае роль Сообществ - торговых посредников очень высока, но это характерно только для нашей страны, в Западных странах потребители покупают с электронных площадок «напрямую». Современные тенденции ведут к тому, что и большая часть населения РФ будет совершать покупки в Интернете, используя электронную коммерцию и банковские карты. На сегодняшний день государственные и муниципальные закупки активно переходят на систему электронных заказов (http://zakupki.gov.ru).

Сообщества - магазины, в отличие от сообществ - торговых посредников, действуют по другой схеме. Они уже сами закупают товар на торговых площадках и продают его по более высокой цене. Например, сообщество «Народный eBay»

покупает чехлы для iPhone на eBay за стоимость 130-150 рублей, а у нас продает за 220-240 рублей. При этом данный вид покупок включает в себя еще и оплату доставки самим покупателем, это бывает достаточно выгодным делом, как для Сообществ -магазинов, так и для торговых площадок, потому что выручку имеют обе стороны, а потребитель удовлетворен.

Данный вид практикуется как в РФ, так и за рубежом, но наша схема отличается от зарубежной тем, что мы не даем потребителю понять, где мы купили товар и от кого мы продаем. На Западе все обстоит по-другому, там такие продавцы не скрывают, где их товар куплен и у какой фирмы.

Данные сообщества имеют место быть, но, к сожалению торговых площадок, выручка больше поступает в карман самого посредника, и известность торговая площадка не приобретает.

В итоге, данный вид маркетинга эффективен для самого посредника, но менее эффективен для торговых площадок.

Социальная сеть - Одноклассники.

В Одноклассниках не существует отведенного места для рекламы, что уменьшает выручку данной социальной сети, а также такая социальная сеть менее интересует торговые площадки.

В Одноклассниках есть свои магазины, которые представляют собой публичные страницы, на которых можно просто заказать себе тот или иной товар. В разделе «Магазины и услуги» известных торговых площадок нет, что уменьшает интерес торговых площадок к данной социальной сети (Рисунок 2).

Рисунок 2 - Скриншот социально сети Одноклассники

В поиске официальных страниц торговых площадок, через поисковую строку, нашлись сообщества eBay и Amazon (Рисунок 3).

Рисунок 3 - Скриншот результатов поиска в социальной сети Одноклассники

Ситуация в данной социальной сети точно такая же, как и в ВКонтакте, а это значит, что данный вид маркетинга - сбыт и продвижение продукции через сообщества, довольно актуальный и благополучный маркетинговый метод.

Социальная сеть - Facebook.

Социальная сеть - Facebook представляет собой многочисленные страницы, с бесконечной новостной лентой. Отведенного места под рекламные баннеры и сообщения на данном ресурсе не наблюдается.

На данном ресурсе по-другому обстоят дела с сообществами, которые продают товары и услуги. За счет того, что в данной социальной сети нет групп, здесь есть официальные и неофициальные страницы. Официальные страницы (eBay-Сан Хосе-Калифорния; eBay Global) выступают чистыми посредниками и получают процент от продаж, данные страницы обычно создаются представителем от торговых фирм. Неофициальные страницы (eBay-buy it; eBay.de) выступают квинтэссенцией посредника и частного продавца. Данная группа получает процент от продаж, но имеет возможность создавать наценку, с которой впоследствии отдают определенный процент, установленный торговой площадкой.

Данные различия в схемах маркетинговых коммуникаций возникли в связи с тем, что сеть Facebook ориентирована на Западную экономику и на менталитет «западников», в то время как все русские хотят положить побольше к себе в «карман»,

именно поэтому русские социальные сети имеют другую структуру взаимодействия с потребителем.

На официальных и неофициальных страницах торговых компаний можно оставить заявку на приобретение товара в отдельной графе (чаще всего это графа является комментариями к тому или иному посту). И в течение нескольких дней вам ответит официальный представитель той или иной компании.

Торговая площадка eBay eBay представляет собой сайт Интернет-магазин-Аукцион. Целевая аудитория ресурса eBay - это весь мир, от мала до велика. У всех людей, кто имеет доступ в Интернет, есть возможность приобрести товар на данном ресурсе. Возможности данного ресурса позволяют продавать как личную продукцию и продукцию малых предприятий, так и продукцию больших предприятий. Можно с уверенностью сказать, что данный Интернет-ресурс является открытой торговой площадкой для разных стран и народов мира. Там можно найти коллекционный IPhone 5S из чистого золота и рядовой IPhone 5С. Единственным минусом этого ресурса является способ покупки, а именно оплаты товара. Покупателю необходимо зарегистрироваться и приобрести банковскую карту международного формата, типа VISA или MasterCard.

eBay предлагает два способа оплаты сразу картой или через систему электронной коммерции - PayPal. В прочем большой разницы между способами нет, вся разница в том, что PayPal выступает посредником денежных средств покупателя, и последний может потребовать свои деньги обратно.

На русском рынке не все хотят заводить себе отдельную карту VISA, чтобы сделать пару покупок на eBay или Amazon - одинаковая система оплаты. Россияне используют посредников, типа сообществ-посредников в ВКонтакте и Одноклассниках, потому что так проще и нет лишних затрат на содержание карты или ее оформление.

Русский человек еще не до конца прочувствовал тот сервис, который предлагает нам QIWI VISA Wallet. Этот сервис предлагает нам завести электронную банковскую карту формата VISA совершенно бесплатно, по которой можно спокойно приобрести любую продукцию на eBay, Amazon и других торговых площадках, где требуется регистрация банковской карты.

Существуют два способа доставки приобретенного товара на eBay: курьерский, почта. Зачастую стоимость поставки заказа превышает стоимость самого товара.

Можно с уверенностью сказать, что русский потребитель еще не готов к такому роду технологий приобретения товара, но те товары, которые предлагают нам электронные площадки, зачастую дешевле, качественнее и моднее, чем есть у нас в магазинах, поэтому россияне будут переплачивать Сообществам-посредникам и Сообществам-магазинам в социальных сетях до тех пор, пока не освоят систему электронной коммерции и покупок через Интернет.

Онлайн-мегамаркет OZON.RU

OZON.RU - это ресурс, который позволяет купить нужную продукцию и оформить на нее доставку. Целевая аудитория OZON.RU - жители РФ, живущие в центральных районах страны, которые не доверяют иностранным Интернет-магазинам.

Данный ресурс отличается от Западного (eBay) тем, что здесь играют только «большие игроки», частное лицо или маленькая организация не найдет место на данном ресурсе. Это чистый Интернет-магазин, и он является одним из первых в Рунете. Товары на данном ресурсе разнообразные, только автомобилей на OZON.RU нет, как на eBay.

OZON.RU предлагает несколько способов оплаты: электронная коммерция (QIWI, Яндекс.Деньги, PayPal), терминалы, денежные переводы и мобильные платежи (Рисунок 4). В этом система платежей OZON.RU преобладает над технологиями eBay, что доказывает ориентацию OZON.RU на российских потребителей.

Рисунок 4 - Способы платежа на OZON.ru

Доставка OZON.RU предлагает большое количество способов: бесплатный, но он на мой взгляд не выгодный (например: покупатель из г.Пермь, а товар в с.Мазаново, Амурская область), платный: пункт выдачи заказов, пункт выдачи партнеров заказов, курьерская, почта.

Прибыль данного ресурса состоит из процента с продаж товара и процента количества доставленной продукции.

Подробное сравнение по пунктам можно увидеть в Таблице 1.

Таблица 1 - Сравнительные характеристики eBay и OZON.RU

Признак eBay OZON.RU

Открытость рынка для поставщиков продукции + -

Открытость рынка для любого покупателя + +

Реклама других ресурсов на основном сайте - -

Акции + +

Размер ассортимента Больше Меньше

Наличие сообществ в социальных сетях + +

Количество людей в сообществах и подписанных на Больше Меньше

официальные страницы

Система оплаты Два Несколько

варианта русифицированных и международных вариантов

Доставка 2-3 варианта 4 и более вариантов

Целевая аудитория Весь мир Россия

Из Таблицы 1 следует, что eBay более развит, чем OZON.RU, это связано с тем, что eBay дольше существует на рынке Интернет-продаж и успел себя зарекомендовать как открытая торговая площадка, партнером которой может стать каждый. Во всех нами исследуемых русских социальных сетях преобладает eBay. Таким образом, мы видим, что у россиян есть возможность приобретать продукцию с зарубежных торговых площадок, но они не хотят.

Соответственно потенциальный российский покупатель обращается за информацией интересующего его товара к более доступным ресурсам, чем и являются социальные сети, и осуществляет покупку товара с наименьшей ценовой политикой и быстрой доставкой. Этот факт наиболее выгоден для поставщиков продукции, которые занимаются продвижением товара.

Библиографический список 1. Алексунин В.А. Маркетинг: Учебник. - М.: Дашков и Ко, 2009.

2. Алексунин В.А., Родигина В.В. Электронная коммерция и маркетинг в Интернете. - М.: Дашков и Ко, 2007.

3. Белоусов В.И., Шаталов Е.П. Социальные Интернет-сети: Общая характеристика и направленность использования.(электронный ресурс. http:Wwww.capital-rus.ru)

4. Васильев Г.А., Забегалин Д.А. Электронный бизнес. Реклама в Интернет. -М. :Юнити-Дана, 2008.

5. Голик В.С. Эффективность Интернет-маркетинга в бизнесе. - М.: Дикта, 2008

6. Дик В.В., Лужецкий М.Г., Родионов А.Э. Электронная коммерция. - М.: Московская финансово-промышленная академия, 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Интернет-маркетинг на 100%: Серия: На 100%. - М.: Питер, 2009.

8. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс. 2-е изд. / Пер. с англ. под ред. С.Г. Божук. - СПб.: Питер, 2006.

9. Петрик Е.А. Интернет-маркетинг. - М.: Московская финансово-промышленная академия, 2004.

10. Ральф Уилсон Планирование стратегии интернет-маркетинга/ Planning Your Internet Marketing Strategy. - М.: Издательский дом Гребенникова, 2008.

11. Холмогоров В. Интернет-маркетинг: Краткий курс. - СПб.: Питер, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.