чество детей); с проблемами личности спортсмена, решаемыми за счет ребенка (проекция на ребенка собственных нежелательных качеств (ПНК), фобия утраты ребенка (ФУ); воспитательная неуверенность родителей (Н).
7. Семейный стаж в семьях спортсменов связан с проблемами личности родителя решаемыми за счет ребенка (проекция на ребенка собственных нежелательных качеств (ПНК); вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (ВК); фобия утраты ребенка (ФУ), неустойчивостью стиля воспитания (Н). По мере возрастания семейного стажа, в семьях спортсменов, родители демонстрируют деструктивные элементы воспитательной системы и поддаются тенденции выносить конфликтные ситуации между супругами в сферу воспитания. Все эти явления сопровождаются типичными для спортсменов чертами - воспитательной неуверенностью и фобией «утраты ребёнка».
В заключении, можно сказать, что выявленные особенности в детско-родительских отношениях спортсменов высокой квалификации позволяют разработать программу психологического консультирования, учитывающие эти особенности и способствующие гармонизации отношений в семьях спортсменов. В рамках разработанной программы сопровождения спортсменов для преодоления вышеперечисленных трудностей используется метод акустической нейромодуляции (АНМ) и приемы телесноориентированной терапии [1].
ЛИТЕРАТУРА
1. Изварина, Н.Л. Совершенствование навыков саморегуляции у борцов грекоримского стиля методом акустической нейромодуляции (АНМ) / Н.Л. Изварина, И.Г. Станиславская, А.В. Дуванина // IV-я Междунар. науч.-практ. конф. «Высокие технологии, фундаментальные и прикладные исследования в физиологии и медицине» : сборник статей. - СПб. : [б.и.], 2012. - С. 50-55.
2. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. — СПб. : Питер, 1999. - 656 с.
REFERENCES
1. Izvarina, N. L. Stanislavsky, I.G. and Duvanina, A.V. (2012), “Improvement of skills of self-control at fighters of the Greek-Roman style a method of acoustic neuromodulation”, The high technologies basic and applied researches in physiology and medicine: conference, pp. 50-55.
2. Eydemiller, E.G. and Yustitskis, V. (1999), Psychology and family psychotherapy, publishing house “Peter”, St.-Petersburg, Russian Federation.
Контактная информация: alyona.duvanina@mail.ru
Статья поступила в редакцию 11.02.2012.
УДК 796.56
ЗАВИСИМОСТЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧАСТИЯ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 17-18 ЛЕТ В ГРУППОВЫХ ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЯХ ОТ ИНДИВИДУАЛЬНОТИПОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ
Алла Витальевна Ежова, кандидат педагогических наук, доцент,
Воронежский государственный институт физической культуры (ВГИФК),
Светлана Станиславовна Даценко, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
(КГУФКСТ) г. Краснодар
Аннотация
Мы предполагаем, что существует наличие взаимосвязи между отдельными индивидуально-типологическими свойствами личности и эффективностью командных тактических действий в
волейболе. Целью настоящего исследования явилось выявление взаимосвязи между эффективностью участия волейболистов в групповых тактических действиях и индивидуальнотипологическими свойствами личности. В данной статье рассматривается вопрос о статистических связях показателей индивидуально-психологических свойств личности с эффективностью групповых тактических действий волейболистов. Индивидуально-типологические свойства личности волейболистов, отличаются по средней оценке эффективности участия в групповых тактических действиях. Имеется размах в показателях, характеризующих эффективность участия в выполнении групповых тактических действий отдельных игроков. Существует взаимосвязь между индивидуально-типологическими свойствами личности, и показателями экспертных оценок эффективности участия волейболистов в групповых тактических действиях.
Ключевые слова: деятельность, мышление, ситуации, решение, свойства личности.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.02.96.p52-56
DEPENDENCE OF EFFECTIVE PARTICIPATION OF VOLLEYBALL PLAYERS AGED 17-18 IN GROUP TACTICAL ACTIONS ON THE INDIVIDUAL AND TYPOLOGICAL PROPERTIES OF THE PERSONALITY
Alla Vitalevna Yezhova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Voronezh State Institute of Physical Education,
Svetlana Stanislavovna Datsenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar
Annotation
We assume that there is a correlation existence between separate individual and typological properties of the personality and efficiency of team tactical actions in volleyball. The purpose of the given research was correlation identification between efficiency of participation of volleyball player’s in-group tactical actions and individual and typological properties of the personality. This article considers statistics correlations of individual psychological personality indicators and volleyball team tactics efficiency. Individual and typical characteristics of volleyball-players differ according to average level of participation efficiency in team actions. There is wide range in indicators characterizing the participation in team tactical co-work. There is a connection between individual typological properties of personality and characteristics of expert evaluation of efficiency of volleyball players’ participation in tactical teamwork.
Keywords: activity, intellectual activity, situations, decisions, personal traits.
ВВЕДЕНИЕ
В психологических исследованиях последних лет большое внимание уделяется анализу интеллектуальной деятельности человека, протекающей в условиях жесткого лимита времени и направленной на решение различного рода практических задач.
Человеческая деятельность по решению всевозможных практических задач чрезвычайно многообразна. Если в больших системах управления мы выделяем такую разновидность процесса практического мышления, как оперативное мышление, то при анализе спортивной деятельности мы сталкиваемся с другой его разновидностью - тактическим мышлением [1, 4].
Известно, что в исследованиях по психологии мышления и психологии спорта процесс мышления рассматривается в аспекте решения заданной проблемной ситуации только одним человеком. Вопрос о групповой интеллектуальной деятельности, направленной на решение определенных мыслительных задач, в этих исследованиях не ставится. Между тем в спортивной практике нередко встречаются ситуации, в основе незамедлительного решения которых лежит именно одновременная интеллектуальная деятельность коллектива людей. Поэтому проблема коллективного (группового) тактического мышления представляется нам достаточно актуальной [2, 3].
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Большинство специалистов отмечает, что для волейбола с одной стороны характерна способность отдельного спортсмена быстро разбираться в сложной ситуации и почти мгновенно находить правильное решение. С другой стороны, процесс решения той или иной игровой ситуации носит здесь коллективный характер, то есть на первый план выдвигается проблема коллективного, группового мышления [5, 6, 7].
Так, средние показатели эффективности участия в групповых тактических действиях для всех испытуемых составили по показателям:
1) выбора позиции блокирующих при атаке соперника по отношению к группе нападающих 3,18 балла;
2) взаимодействия защитников 3,24 балла;
3) взаимной страховки - 3,19 балла;
4) защита в поле - 3,21 балла; 5) действий игроков нападение - 3,38 балла;
6) направленность второй передачи - 3,42 балла.
По результатам экспертных оценок можно сделать заключение о том, что имеет место значительный размах в показателях, характеризующих эффективность участия в выполнении групповых тактических действий отдельных игроков, а вариативность средних показателей команд в плане оценки участия волейболистов в групповых тактических действиях невысокая.
При этом размах средних показателей команд по показателям тактических действиях для всех испытуемых составили: 1) выбора позиции блокирующих при атаке соперника по отношению к группе нападающих 2,93+3,47 балла; 2) взаимодействия защитников 3,07+3,38 балла; 3) взаимной страховки - 2,98+3,35 балла; 4) защита в поле -3,10+3,34 балла; 5) действий игроков нападения - 3,27+3,55 балла и 6) направленность второй передачи - 3,15+3,68 балла.
В таблице 1 приводятся данные, характеризующие индивидуально-типологические свойства личности волейболистов, отличающихся по средней оценке эффективности участия в групповых тактических действиях
Таблица 1
Показатели, характеризующие индивидуально-типологические свойства личности
волейболистов
Показатели индивиду-ально-типологических свойств личности Результаты волейболистов, средняя оценка которых по участию в ГТД не ниже 3,2 балла Результаты волейболистов, средняя оценка которых по участию в ГТД ниже 3,2 балла Относительная разница результатов (в % от общей средней) Статистическая достоверность различий при Р>0,05
Экстраверсия- интроверсия 15,63+1,95 12,58+2,06 20 достоверно
Сила возбуждения 62,70+7,84 60,14+6,95 4 недостоверно
Сила торможения 68,31+8,82 66,62+9,08 3 недостоверно
Тревожность 12,57+1,38 14,06+1,95 12 достоверно
Можно заметить, что волейболисты, отличающиеся с точки зрения эффективности в групповых тактических действиях, очень сильно отличаются по показателям, характеризующим экстраверсию-интроверсию, а также по показателям, характеризующим такое свойство темперамента, как тревожность. В то же время не наблюдается статистически существующих различий в показателях этих волейболистов, характеризующих такие свойства темперамента, как сила торможения и сила возбуждения.
Данные, приведенные в таблице 2, говорят о том, что корреляция между показателями экспертных оценок эффективности участия волейболистов в групповых тактических действиях и показателями, характеризующими индивидуально-типологические свойства личности, различна.
Таблица 2
Взаимосвязь между показателями, характеризующими индивидуально-
типологические свойства личности, и показателями экспертных оценок
Показатели индивидуальнотипологических свойств личности Эффективность участия волейболистов в групповых тактических действиях
оборонительных атакующих
Экстраверсия-интроверсия 0,69 0,66
Сила возбуждения 0,29 0,25
Сила торможения 0,19 0,12
Тревожность -0,4 -0,5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализирую коэффициенты корреляции мы пришли к следующему заключению: статистически существенно различается взаимосвязь между показателями, характеризующими экстраверсию-интроверсию, показателями, характеризующими силу возбуждения с эффективностью участия волейболистов в групповых тактических действиях.
Волейболисты, которые отличаются эффективностью в групповых тактических действиях, разнятся по показателям, характеризующим экстраверсию-интроверсию, и по показателям, тревожности. В то же время не наблюдается статистически существующих различий в показателях у этих волейболистов, характеризующих силу торможения и силу возбуждения.
Между: показателями, характеризующими экстраверсию-интроверсию, тревожность и показателями эффективности участия волейболистов в групповых тактических действиях найдены статистически существенные корреляции
Между показателями, характеризующими силу возбуждения, показателями, характеризующими силу торможения и показателями эффективности участия волейболистов в групповых тактических действиях, существенной статистической взаимосвязи не обнаружено.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гончарова, А.В. Двигательные ошибки при совместном решении спортивных двигательных задач (на примере волейбола) / А.В. Гончарова, В.Б. Коренберг // XXI век. Год 2007-й. Науч. альманах МГ АФК. - Малаховка, 2007. - С. 92-102.
2. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2012. - 287 с.
3. Тихомиров, О.К. Психология мышления : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / О.К. Тихомиров. - 4-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2008. - 287 с.
4. Филатова, Н.П. Мышление в спортивных играх : монография / Н.П. Филатова, И А. Арбузин ; Сибирский гос. ун-т физ. культуры. - Омск : [б.и.], 2011. - 147 с.
5. Формирование тактических умений волейболистов при игре в нападении с учетом амплуа : монография / [А. В. Родионов и др.] ; Сибирский гос. ун-т физ. культуры. - Омск : [б.и.], 2011. - 143 с.
6. Фурманов, А.Г. Подготовка волейболистов / А.Г. Фурманов. - Минск : МЕТ, 2007. - 329 с.
7. Шулятьев, В.М. Основы подготовки резервов квалифицированных волейболистов : учебное пособие / В. М. Шулятьев, В. Н. Мерзляков ; Омский гос. техн. ун-т. -Омск : Изд-во ОГТУ, 2007. - 91 с.
REFERENCES
1. Goncharov, A.V. and Korenberg V.B. (2007),"Locomotors mistakes at the joint solution of sports motive tasks (on the example of volleyball)", the XXI century. Year of the
2007t. Scientific almanac of MGAFK, рр. 92-102.
2. Rubenstein, S.L. (2012), Life and consciousness, publishing house “Petef’, Moscow, Russian Federation.
3. Tikhomirov, O.K. (2008), Thinking psychology: manual, publishing house “Academia", Moscow, Russian Federation.
4. Filatova, N.P. (2011), Thinking in sports: monograph, Omsk, Russian Federation.
5. Rodionov, A.V. (2011), Formation of tactical abilities of volleyball players at game in attack taking into account role: monograph, Omsk, Russian Federation.
6. Furmanov, A.G. (2007), Training volleyball, publishing house “MET", Minsk, Belarus.
7. Shulyatyev, V.M. (2007), Base ofpreparation of reserves of the qualified volleyball players: manual, Omsk, Russian Federation
Контактная информация: gonav@mail.ru
Статья поступила в редакцию 11.02.2012.
УДК 796
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Константин Николаевич Ефременков, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Анатольевна Ефременкова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель,
Валерий Михайлович Биткин, кандидат педагогических наук, доцент,
Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
Аннотация
В статье рассматривается педагогический эффект использования межпредметных связей в процессе олимпийского образования школьников. Реализация дидактического принципа межпредметных связей в обучении, когда в содержание общеобразовательных дисциплин включаются элементы знаний по олимпийскому движению, Олимпийским играм, идеалам и ценностям олимпизма в качестве органической части урока позволяет решить основные задачи олимпийского образования, поскольку, во-первых, удовлетворяет потребность в информативности по олимпизму (благодаря таким предметам как история, литература); во-вторых, повышает уровень культурного развития на принципах идеалов и ценностей олимпийского движения (при содействии уроков музыки, изобразительного искусства и т.д.) и, в-третьих, способствует формированию гармонично развитой личности (уроки физической культуры, труда, точных наук, спецкурсов и факультативов).
Ключевые слова: межпредметные связи, олимпийское образование.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.02.96.p56-60
PEDAGOGICAL EFFECT OF INTERSUBJECT COMMUNICATIONS USE IN THE COURSE OF THE OLYMPIC EDUCATION OF SCHOOL STUDENTS
Konstantin Nikolaevich Efremenkov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irina Anatolyevna Efremenkova, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Valery Mikhaylovich Bitkin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism
Annotation
The article sheds light on the pedagogical effect of use of intersubject communications in the course of the Olympic education of school students. Realization of the didactic principle of intersubject communications in training when the content of general education disciplines joins elements of knowledge of the Olympic movement, Olympic Games, ideals and Olympus values as organic part of a lesson allows