Научная статья на тему '«Заветное слово» Н. Н. Тобурокова'

«Заветное слово» Н. Н. Тобурокова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
208
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАРОЖДЕНИЕ ЯКУТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ / ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ЛИТЕРАТУР / ЗАЧИНАТЕЛЬ / РОДОНАЧАЛЬНИК / ОСНОВАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ / РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / ЖАНРЫ ПОЭМ / ORIGIN OF YAKUT LITERATURE / LITERATURES RELATIONSHIP / PIONEER / ANCESTOR / LITERATURE FOUNDER / PERSONALITY ROLE IN A HISTORY / NATIONAL INTELLIGENCE / POEMS GENRES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Филиппов Гаврил Гаврильевич

Освещены вопросы истории якутской литературы через анализ монографии профессора Н. Н. Тобурокова «Заветное слово», в которой отражено отношение к творчеству А. Е. Кулаковского, П. А. Ойунского и развитию современной якутской поэзии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Sacred Word” of N. N. Toburokov

The issues of the history of Yakut literature through the analysis of Professor N. N. Toburokov “Sacred word of N. N. Toburokov” monography are lightened. In the monography’s analysis attitude towards creation of A. E. Kulakovsky, P. A. Oyunsky and development of the modern Yakut poetry are reflected.

Текст научной работы на тему ««Заветное слово» Н. Н. Тобурокова»

УДК: 821.512.157

Г. Г. Филиппов

«ЗАВЕТНОЕ СЛОВО» Н. Н. ТОБУРОКОВА

Освещены вопросы истории якутской литературы через анализ монографии профессора Н. Н. Тобурокова «Заветное слово», в которой отражено отношение к творчеству А. Е. Кулаковского, П. А. Ойунского и развитию современной якутской поэзии.

Ключевые слова: зарождение якутской литературы, взаимоотношение литератур, зачинатель, родоначальник, основатель литературы, роль личности в истории, национальная интеллигенция, жанры поэм.

G. G. Philippov

“Sacred Word” of N. N. Toburokov

The issues of the history of Yakut literature through the analysis of Professor N. N. Toburokov “Sacred word of N. N. Toburokov” monography are lightened. In the monography’s analysis attitude towards creation of A. E. Kulakovsky, P. A. Oyunsky and development of the modern Yakut poetry are reflected.

Key words: origin of Yakut literature, literatures relationship, pioneer, ancestor, literature founder, personality role in a history, national intelligence, poems genres.

В начале 2009 г. из печати вышел 160-страничный сборник статей доктора филологических наук, профессора, известного исследователя якутской поэзии Н. Н. Тобурокова «Избранные труды».

Писать о литературоведческой работе - задача непростая по определению, и вот по какой причине. Анализ художественного произведения, по сути, оценка творчества писателя, которая ставит перед собой задачу найти ответы на вопросы: о чем? почему? как? В свою очередь оценивание работы критика предполагает ответы на вопросы: с какой точки зрения и с какой целью он анализирует или оценивает произведение?

Сам Н. Н. Тобуроков о вошедших в книгу работах говорит как о наиболее ценных для него. Действительно, в сборнике четко прослеживаются два круга проблем, которые привлекали внимание и становились предметом интереса исследователя на протяжении долгого времени.

Во-первых, это вопросы зарождения якутской литературы и отношения в связи с этим к А. Е. Ку-лаковскому. Во-вторых, это вопросы развития якутской поэзии. Несмотря на то, что области эти тесно взаимосвязаны, различие их проблематики, методов и задач исследования определило и различие результатов, к которым приходит автор.

Исследование жизни и творчества А. Е. Кулаковс-кого с первой четверти XX в., включающее в себя

ФИЛИППОВ Гаврил Гаврильевич - д. филос. н., профессор, директор ИЯКН СВ РФ СВФУ.

E-mail: director-iycn@mail.ru

также анализ влияния советской идеологии на культуру и культурное наследие, социальные (рабочие, крестьяне, интеллигенция), национальные взаимоотношения, литературу и методы искусства, исследование роли личности в истории, на протяжении полувекового периода становилось предметом яростных споров выдающихся умов XX века.

У многих в то время не было возможности открыто и в полной мере высказывать свою точку зрения из-за идеологических ограничений, кто-то пытался найти другие способы и формы выразить свое мнение, кто-то был полностью солидарен с идеологическими установками. С наступлением нового времени пришла свобода слова, но уже нет тех, кто сегодня мог бы высказать свои сокровенные мысли...

Н. Н. Тобуроков, вначале занимавший высокий пост в руководстве коммунистической партии республики, затем, будучи заместителем директора Института языка, литературы и истории, занимаясь научно-исследовательской работой, лучше чем кто бы то ни был и не понаслышке знал характер и суть этих споров. Именно этим вызвано его стремление подвести итоги и поставить точку в спорах о положении и роли А. Е. Кулаковского в развитии якутской литературы. Не беря на себя ответственности оценивания этого стремления как верного или неверного, мы считаем необходимым остановиться на наиболее примечательных сторонах работы Н. Н. Тобурокова.

Прежде всего, детально исследована история вопроса об отношении к А. Е. Кулаковскому. То,

что это будет иметь важное значение для будущих исследователей данной проблемы, не вызывает никаких сомнений. Во-вторых, дана оценка взглядам исследователей, занимавшихся этой проблемой. В этом проявилось стремление автора к объективному освещению этой сложной темы. Благо, что сегодня никаких ограничений к этому нет. В-третьих, автор выражает уважение, даже пиетет к своим давним оппонентам. Порой это стремление сгладить острые углы, смягчить определенные воззрения препятствует восприятию и осмыслению каких-то фактов. В-четвертых, в работе исследуются различные проблемы: рассматриваются факты из жизни А. Е. Кулаковского, проводится анализ творчества А. Е. Кула-ковского известными якутскими исследователями, писателями, дается оценка этих взглядов самим Н. Н. Тобуроковым. В-пятых, оценка личности А. Е. Кулаковского и его трудов дана на фоне идеологии того времени, ее требований и морали. В этом мы усматриваем не только новизну работы Н. Н. Тобурокова, но и отражение особенностей нашего демократического общества. Несомненно, что такой подход будет развиваться и углубляться последующими исследователями якутской литературы. Методология определения роли личности, повлиявшей на ход развития истории, жизни общества, требует объективного и верного исследования этой личности как человека своей эпохи. Этим объясняются факты, когда кого-то превозносили, кого-то, напротив, несправедливо клеймили. Н. Н. Тобуроков стремится восстановить нарушенную справедливость и очистить эти «пятна» в истории якутской литературы. В-шестых, основное значение работы Н. Н. Тобуро-кова заключается в его стремлении придерживаться исторической методологии в оценке как А. Е. Кула-ковского, так и исследователей его жизни и творчества. Этот метод предполагает исследование развития и эволюции мировоззрения личности. В таком случае должен быть анализ не только мировоззрения А. Е. Кулаковского, но и исследователей его творчества. Именно на этот аспект обращает основное внимание Н. Н. Тобуроков. В-седьмых, основной идеей труда Н. Н. Тобурокова стало желание автора показать место и роль А. Е. Кулаковского в жизни якутского народа. В этом плане работа Н. Н. Тобуро-кова стала примером того, каким должно быть исследование исторической личности вообще и А. Е. Кулаковского в частности. Это значение книги Н. Н. Тобурокова перерастает ее тематические рамки.

В книге Н. Н. Тобурокова творчество А. Е. Кула-ковского делится на 5 периодов.

Первый период приходится на 1920-1928 гг. Исследователь считает, что при жизни А. Е. Кула-ковского дана высокая оценка его деятельности, после смерти объективно оценены роль и место писателя

в якутской литературе. Однако не совсем понятно, почему Н. Н. Тобуроков этот период завершает выходом постановления ЦК ВКП (б) 1928 г.

«О положении в Якутской организации» [2].

Ко второму периоду относятся 1929-1937 гг. В эти годы, несмотря на обвинения А. Е. Кулаковского в буржуазно-националистических взглядах, признается его вклад в развитие якутской литературы и науки.

Третий период творчества А. Е. Кулаковского

- 1938-1944 гг. Это годы, когда П. А. Ойунский был объявлен врагом народа, запрещены книги А. Е. Кулаковского и других передовых писателей, это время преследования и арестов их сторонников и защитников, годы репрессий. Н. Н. Тобуроков включает сюда выход двух взаимоисключающих постановлений бюро обкома КПСС после обращения Г. П. Башарина с письмом о признании А. Е. Кулаковского «просветителем» якутского народа (1943).

Четвертый период - 1944-1956 гг. Выходит книга Г. П. Башарина «Три якутских реалиста-просветителя»; издается указ бюро обкома КПСС от 16.10.1944 г. [3], определивший отношение к А. Е. Кулаковскому: до 1952 г. появилась возможность высокой оценки его трудов и их публикации. Однако споры вокруг личности А. Е. Кулаковского набирали все большую силу, и с 6 февраля 1952 г. выходит постановление бюро Якутского обкома КПСС «О буржуазно-националистических извращениях в освещении истории якутской литературы» [4], усилившее преследования писателей. Н. Н. Тобуроков этот период также связывает с П. А. Ойунским и его реабилитацией.

Временные рамки пятого периода автором определены с 1957 г. и позднее. В 1957 г. издается книга А. Е. Кулаковского «Ырыа-хо^он» - «Песни-стихи».

Обзор этих периодов показывает, что споры вокруг личности А. Е. Кулаковского, его творческой, исследовательской деятельности стали, по сути, выражением борьбы света с тьмой, правды с ложью. Протест против засилья идеологии советской эпохи в те годы воспринимается как яркая семицветная радуга, отраженная в капле воды. Н. Н. Тобуроков не ставит перед собой задачи осветить все факты такого протеста, а, скорее, раскрыть его глубинные причины. Возможно, этим желанием автора объясняется такая классификация периодов.

Хотя, на наш взгляд, возможно было бы выделение следующих периодов: 1920-1927 гг. -

время терпимого отношения к интеллигенции; 1928-1943 гг. - годы усиления классового расслоения;

1944-1951 гг. - объединение в годы войны народов и наций;

1952-1956 гг. - усиление общественного раскола;

1Q?

1957-1962 гг. - освобождение от культа личности, годы оттепели;

1963-1989 гт. - продолжение споров прошлых лет. Упразднение указа бюро ОК ВКП (б) от 1952 г. [4]; с 1994 г. - время демократических свобод. Упразднение постановления ЦК ВКП (б) 1928 г. [5].

Такое определение периодов позволило бы наиболее полно раскрыть суть споров вокруг А. Е. Кулаковского, их основное смысловое содержание. К сожалению, Н. Н. Тобуроков не уделяет должного внимания упразднению указа обкома КПСС 1962 г. Возможно, Николай Николаевич считает период после 1957 г. существенным, т. к. имя и дело А. Е. Кулаковского уже вошло в историю Якутии и России.

На наш взгляд, в этой статье превалирует

стремление автора раскрыть ошибки Г. П. Башарина. Возможно, оно было вызвано желанием и поставленной целью осветить результаты и последствия его работ, связанных с именем А. Е. Кулаковского. В действительности же Г. П. Башарин на протяжении всей своей жизни стремился отстоять и защитить имя А. Е. Кулаковского, а его «ошибки», скорее всего, можно объяснить условиями того времени, невозможностью по-другому, открыто выразить

свою позицию и избранной в связи с этим особой

«тактикой». Однако, с другой стороны, Н. Н. Тобуроков методологически прав: без критического

осмысления трудов Г. П. Башарина невозможно не только по-новому рассмотреть проблему А. Е. Ку-лаковского, но и историю якутской литературы вообще.

К сожалению, оценивая это по прошествии времени, мы можем видеть, как возникала борьба на пустом месте, имели место неоправданные споры и вражда на почве старой идеологии. Сколько вследствие всего этого не было сделано действительно полезного, сколько творческих идей остались нереализованными, а целей - недостигнутыми?! Не зря в народе говорят, что истина рождается в спорах, правда не тонет в воде. Именно благодаря таким людям, как Г. П. Башарин эти слова воплощаются в жизнь...

Вторая глава работы Н. Н. Тобурокова раскрывает ранее неизвестные факты из биографии А. Е. Ку-лаковского.

В третьей главе «Творчество Ексекюляха» автор исследует художественные методы и писательское мастерство А. Е. Кулаковского. В частности, Н. Н. Тобуроков говорит о роли А. Е. Кулаковского как основателя якутской литературы. Отказавшись от своих прежних взглядов, автор пишет: «Основываясь на лучших традициях русской классической литературы, А. Е. Кулаковский, А. И. Софронов стали зачинателями якутской литературы...» [1, с. 10].

Н. Н. Тобуроков доказывает мысль о том, что

А. Е. Кулаковский является основателем, а А. Я. Уваровский - зачинателем якутской литературы. Исходя из мысли автора, необходимо уточнить: как

А. С. Пушкин в русской классической литературе расценивается как основатель русского реализма, так

А. Е. Кулаковский является основателем якутской литературы, основанной на реализме.

Подводя итог сказанному, хотелось бы отметить, что работа Н. Н. Тобурокова, посвященная жизни и творчеству А. Е. Кулаковского, будет полезной будущим исследователям и станет настольной книгой для тех, кто стремится найти истину об

А. Е. Кулаковском и истории якутской литературы этого периода.

В сборник вошли четыре статьи, посвященные якутской поэзии: «Слово о П. А. Ойунском»,

«Поэзия советской эпохи», «Якутская поэзия нашего времени», «О поэзии» («П. А. Ойуунускай туhунан кэс тыл», «Урдук ерегейдеех кэм поэзията», {^y^kky куннээди саха поэзията», «Поэзия туhунан»).

По каждой из этих статей возникли следующие мысли.

В первой части статьи, посвященной П. А. Ойунскому, убедительно раскрывается его роль как государственного деятеля в общественном развитии, государственном становлении Якутской республики; во второй части освещается его вклад в развитие якутской литературы. Нам хотелось бы обратить внимание на следующие моменты:

1. Автор совершенно справедливо указывает на то, что П. А. Ойунский как выходец из беднейшего сословия якутов-хамначитов посвятил себя служению именно его интересам, что стало для него своеобразной «религией». Необходимо заметить, что именно ею могут быть объяснены некоторые допущенные им ошибки.

2. Н. Н. Тобуроков, вводя факты, свидетельствующие о достижениях новой власти, ее помощи якутскому народу, ставит задачу раскрытия вклада П. А. Ойунского и его соратников в развитие республики, их «правды». Такой подход способствует объективному осмыслению реалий действительности того времени. В целом в связи с отсутствием научного осмысления биографии П. А. Ойунского данная работа также может расцениваться как замечательный образец изучения биографии для будущих исследователей.

3. Исследование художественного метода П. А. Ойунского основывается на анализе художественных образов его произведений и приводит к весьма убедительным выводам. Действительно, П. А. Ойунским были введены совершенно новые образы, рожденные стремлением воздействовать на умы и души современников, особенностями эпохи. Таким образом, основной вывод автора заключается в

том, что П. А. Ойунский явился зачинателем якутской советской литературы, писателем, который ввел в якутскую литературу новый метод - «социалистический реализм».

4. Автор приводит следующие факты, свидетельствующие о вкладе П. А. Ойунского в развитие якутской литературы:

- им были созданы высокохудожественные произведения, основной идеей которых стали протест против угнетения и призыв к новой жизни;

- творчество П. А. Ойунского стало замечательным примером того, как в произведениях новой якутской литературы могут быть использованы традиции и художественные образы произведений устного народного творчества, олонхо, преданий, изобразительно-выразительные средства якутского языка;

- П. А. Ойунский, стоявший у истоков якутской лирической поэзии, впервые раскрыл чувства лирического героя;

- создав образцы использования интонации, приемов раскрытия в лирике душевных переживаний и чувств, П. А. Ойунский задал первому поколению якутских писателей высокую планку, тем самым повлияв на уровень их художественного мастерства.

Действительно, если сравнивать творчество П. А. Ойунского с первыми якутскими писателями, то можно утверждать, что он является писателем с ярким художественным стилем, его произведения отличаются тематикой, идейным содержанием и художественным отображением действительности, своим жизнеутверждающим пафосом, новым звучанием. Особенностью творчества Ойунского является то, что оно основывалось на художественных методах первых якутских писателей, на произведениях устного народного творчества, предаваемых некоторыми молодыми писателями забвению. Именно им адресовано предупреждение П. А. Ойунского, что такой путь может привести к творческому тупику. Так и случилось. Н. Н. Тобуроков как исследователь поэзии научно обосновал прогноз П. А. Ойунского: якутская поэзия развивалась на основе законов аллитерации и синтаксического строя якутского языка. Эта особенность уходит корнями в исконные традиции словесного творчества якутского и тюркских народов. Развитие якутской литературы свидетельствует о том, что выдающимися поэтами своего времени становились те, кто выбрал правильное восприятие, осмысление и использование этих законов в своем поэтическом творчестве.

Поэзия, помимо художественных особенностей, призвана обладать глубоким содержанием. Огромное значение имеет ее способность воздействовать на умы и сердца современников. Этой проблеме посвящены три статьи сборника. В статье <^рвдк ерегейдеех кэм бэйиэсийэтэ» «Поэзия советской эпохи» автор

делится своими размышлениями по поводу поэзии именно того времени. В связи с этим высказывается мысль о том, что признается творчество того поэта, который не повторяется, который высказывает новое и по-новому. О философском направлении в якутской лирике Н. Н. Тобуроков говорит, что это не дань прошлому, а явление именно той эпохи, отвечающее ее особенностям и отражающее их. Возражение Николая Николаевича на наши слова о том, что это явление в якутской поэзии носит скорее подражательный характер и является данью моде, имеющей преходящее значение [1, с. 126], заключалось в том, что, напротив, философская лирика - это свидетельство достижения якутской поэзией нового уровня, нового этапа своего развития. Возможно, это и так, однако требует основательного и убедительного доказательства. Исследовав поэтические произведения пятилетнего периода, Н. Н. Тобуроков приходит к заключению о том, что уровень якутской поэзии в эти годы не снижался, были созданы поэтические произведения, отличающиеся своей новизной в художественном отношении, были определены новые направления развития якутской поэзии. Свое заключение автор объясняет изменением сознания советских людей, воспитанных на идеалах своего времени. В качестве иллюстрации приведены произведения, исполненные патриотического пафоса и любви к родине. Однако если бы эта мысль была подкреплена сравнительным анализом произведений талантливых поэтов с точки зрения поэтического уровня, мастерства, было бы более убедительно.

Статья Н. Н. Тобурокова «Якутская поэзия нашего времени» посвящена съезду якутских писателей. Представляется целесообразным рассмотреть эту статью как работу, в которой представлен мастерский анализ национальной поэзии. Автор распределил поэтические издания этого пятилетнего периода на четыре группы: ранее не издававшиеся произведения; произведения поэтов старшего поколения; произведения среднего поколения поэтов; произведения начинающих поэтов.

Из первой группы рассмотрены художественное своеобразие, непреходящее значение поэзии Ивана Арбиты и Алампа.

Во вторую группу включены произведения М. Ефимова, И. Гоголева, П. Тобурокова и др., в творчестве которых в концентрированной форме выразились художественное своеобразие, особенности современной якутской поэзии. Так, автор говорит об изменении идейно-смыслового наполнения поэзии М. Ефимова, о верности народным поэтическим традициям П. Тобурокова, о большей наполненности чувственным содержанием, страстью, об эмоциональной силе любовной лирики И. Гоголева, П. Тобурокова по сравнению с поэзией молодых поэтов.

В третью группу вошли произведения авторов, в творчестве которых ярко проявились состояние современной поэзии, ее художественный уровень и идейно-художественное содержание: В. Босяка, X. Горохова, К. Уткина, Дм. Софронова, И. Мигал-кина, Сиэн Кыната, Н. Чуора, И. Горного, В. Бар-гачаана, Н. Дьяконова, В. Сивцева, В. Дедюкина, М. Кёлбёна, А. Михайлова, Соф. Осипова, Н. Харлампьевой, А. Парниковой-Сабарай Илгэ, Умсууры, Саргылааны Гольдеровой, Сайа, Венеры. Автор характеризует их как поэтов, отказавшихся от идей прошлого, отображения каких бы то ни было политических высказываний в пользу вечных ценностей, воплощающих в своих произведениях в художественной форме дух народа, национальную культуру, стремящихся к искреннему выражению в своей поэзии подлинных чувств.

В четвертой группе дан обзор произведений около 180 начинающих поэтов. При этом автор говорит о двух распространенных ошибках молодого поколения: излишнем стремлении к новизне и

практическом отсутствии образного языкового воплощения авторской идеи.

К перспективным поэтам Н. Н. Тобуроков относит А. Парникову (она была названа в предыдущей группе), Н. Литвинцева, В. Алексеева, С. Юмшанова, С. Капитонова, Р. Данилова,

В. Стручкова, И. Сыроватского, Хара Лаанкы,

В. Ушницкого, И. Дмитриеву (пишет на русском языке). Многие из названных поэтов весьма условно могут быть отнесены к молодому поколению поэтов.

В статье Н. Тобурокова «О поэзии» рассматривается развитие жанров в якутской поэзии и выражаются мысли, которые не были высказаны в свое время. В связи с жанровым развитием в якутской поэзии рассмотрены произведения отдельных поэтов. Так, с жанром поэмы, его возникновением и развитием в якутской литературе, а также с возникновением совершенно новых подвидов этого жанра связаны имена Р. Багатайского («Поэма-раздумье» - «Санаа-бэйиэмэ», «Поэма-память» - «Ах-тыл^ан-бэйиэмэ», «Кердугэн-бэйиэмэ»), Н. Босикова («Поэма-рассказ» - «Кэпсээн-бэйиэмэ»), Саргы Куо («Дева-береза» - «Хатын кыыс», «Сестры» «Эдьиий уонна балыс»), Б. Дедюкина («Изобильный снег»

- «Быйан хаар», «Поэма-симфония» - «Симфония-бэйиэмэ»), Натальи Харлампьевой («Короткие поэмы»

- «Кылгас поэмалар», ироническая поэма «И снова о любви» - «Эмиэ таптал туЬунан»), Уйусхааны («Олонхо-сновидение» - «Туул-олонхо»), Куорсун-наах («Психологическая поэма»).

В статье рассматривается и жанр сонета, прочно закрепившийся в якутской поэзии, названы имена поэтов, сыгравших определяющую роль: если творить в этом жанре начинали И. Гоголев,

B. Миронов, Р. Багатайский, А. Вилюйский и др., то сегодня национальный колорит вдохнули в жанр сонета

C. Юмшанов, А. Илларионов, В. Сивцев.

Малые поэтические формы - стихотворения, состоящие из 3, 4, 8 строк, были введены

И. Гоголевым, С. Даниловым и получили свое развитие в творчестве Айталыына, Н. Дьяконова, Нюсюлгэна. Жанр эпиграммы, сатирических стихотворений освоен С. Руфовым. Таким образом, проведенный обзор убеждает в том, что в якутской поэзии весьма активно протекают процессы жанрового обогащения новыми формами, развития уже существующих жанров.

Н. Н. Тобурокова как исследователя якутской поэзии радует то, что в творчестве Сандаарыйа, Наума Платонова, Р. Еремеева, К. Васильевой, Идэлги, Г. Кобякова и др. вводятся и развиваются новые стилистические тенденции, изобразительновыразительные языковые средства и поэтический строй. Примеры этого читатель может видеть в любовной лирике Н. Чуора, Хара Лаанкы, Сайа, Саргы Куо, Н. Харлампьевой.

Если в предыдущих работах Н. Тобуроков расценивает тот факт, что поэты перестали обращаться в поэтическом творчестве к идеологии и политике и связанным с ними злободневным вопросам как качество зрелости поэта, то в этой статье автор упрекает поэтов в отсутствии интереса к этим вопросам, стремления к поэтическому воздействию на жизнь современников. Также исследователя огорчает недостаточное количество детских произведений, переводной литературы (с якутского на русский, с русского на якутский языки).

В целом по исследованиям Н. Тобурокова четко виден его масштаб как критика-литературоведа в области якутской поэзии. Даже фрагменты обзорного характера позволяют судить о том, насколько верны его прогнозы о развитии литературы, насколько сильно развита его интуиция как ученого-исследователя. Именно поэтому его работы одинаково ценны как для читателя, так и для художника слова. Только основываясь на знании традиций прошлого, художник может сотворить что-либо действительно новое и ценное. Читателю для восприятия художественно нового необходимо обладать определенными знаниями.

«Избранные труды» Н. Тобурокова, без всякого сомнения, воспринимаются как яркое явление в литературной критике. Прежде всего это вызвано тем, что автор - свидетель и современник развития и эволюции отношения к вопросам возникновения якутской литературы и литературному наследию. Это ценный материал для осмысления исторических фактов, в то же время дающий возможность и повод для серьезного обсуждения обозначенных в книге

проблем.

С другой стороны, в книге рассмотрено развитие поэтического стиля, художественных средств и жанров якутской поэзии начиная с А. Е. Кулаковского, П. А. Ойунского и до наших дней, что создает благоприятные возможности для целостного, системного исследования развития якутской поэзии. Это, в свою очередь, имеет непреходящее, на наш взгляд, значение для вдумчивого читателя, давая повод для многих размышлений.

Поэтому мы считаем справедливым определение работы Н. Н. Тобурокова как его «заветного слова».

Л и т е р а т у р а

1. Талыллыбыт улэлэр: ыстатыйалар / Николай

Тобуруокап. — Дьокуускай : Бичик, 2009. — 159 с.

2. Постановление ЦК ВКП (б) от 9 августа 1928 г.

«О положении в Якутской организации» // Правда. - 1928, 11 августа.

3. Об отмене постановления бюро Якутского обкома

ВКП (б) от 1 марта 1943 г. «О литературном наследстве Кулаковского, Софронова и Неустроева»: Постановление бюро Якутского обкома ВКП (б) от 16 октября 1944 г. // Филиал Национального архива РС (Я). Ф. 3, оп. 9061 д. 199, л. 5-6. (Текст постановления полностью приводится в монографии: Кулаковская Л. Р. Научная биография

А. Е.Кулаковского: личность поэта и его время. - Новосибирск: Наука, 2008. - с. 49-50).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. О буржуазно-националистических извращениях в освещении истории якутской литературы: из Постановления бюро Якутского обкома ВКП (б) от 6 февраля 1952 г. // Соц. Якутия. - 1952. - 19 февраля.

5. О восстановлении справедливости в отношении репрессированных в 1920-30-е гг. представителей якутского народа: Указ президента РФ Ельцина Б. Н. от 27 апреля 1994 г. // Чолбон. - 1994. - № 8. - С. 3-9.

УДК 81’373.46

Е. В. Чистова

МЕТОД СИММЕТРИИ-АСИММЕТРИИ В ГАРМОНИЗАЦИИ ТЕРМИНОСИСТЕМ

Анализируя функционирование современных терминосистем, автор статьи предлагает применить метод симметрии-асимметрии в решении актуальных переводческих проблем, связанных с гармонизацией терминосистем различных языков. Идея основана на том, что наивысшая симметрия достигается при наибольшем беспорядке. В рамках статьи рассматриваются случаи нарушения диахронной, синхронной и гомологической симметрии, а также приводятся примеры различных видов асимметрии, порождаемые переводческими трансформациями.

Ключевые слова: симметрия, асимметрия, гармонизация, принцип перевода, терминосистема, английский

язык, русский язык, китайский язык, брендинг.

ЧИСТОВА Елена Викторовна - ст. преп. кафедры русского языка как иностранного Института филологии и языковой коммуникации Сибирского федерального университета.

E-mail kovelena82@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.