Научная статья на тему 'ЗАВЕЩАТЕЛЬНЫЙ ОТКАЗ В РОССИЙСКОМ ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ'

ЗАВЕЩАТЕЛЬНЫЙ ОТКАЗ В РОССИЙСКОМ ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
229
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАВЕЩАТЕЛЬНЫЙ ОТКАЗ / ЗАВЕЩАТЕЛЬ / ОТКАЗОПОЛУЧАТЕЛЬ / ЗАВЕЩАТЕЛЬНОЕ РАСПОРЯЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Корнилова Наталья Викторовна

Статья посвящена исследованию завещательного отказа. Рассматривая особенности завещательного отказа, автор последовательно анализирует положения о субъектном составе, о предмете и форме, о моменте возникновения права на завещательный отказ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TESTAMENTARY REFUSAL IN RUSSIAN CIVIL LAW

The article is devoted to the study of testamentary refusal. Considering the features of testamentary refusal, the author consistently analyzes the provisions on the subject composition, on the subject and form, on the moment of the right to testamentary refusal.

Текст научной работы на тему «ЗАВЕЩАТЕЛЬНЫЙ ОТКАЗ В РОССИЙСКОМ ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_7_475 УДК 347.674

ЗАВЕЩАТЕЛЬНЫЙ ОТКАЗ В РОССИЙСКОМ ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ TESTAMENTARY REFUSAL IN RUSSIAN CIVIL LAW

КОРНИЛОВА Наталья Викторовна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права Дальневосточного филиала «Российский государственный университет правосудия». 680014, Россия, Хабаровский край, г. Хабаровск, Восточное шоссе, 49. E-mail: n_kornilva@mail.ru;

KORNILOVA Natalia Viktorovna,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Civil Law Far eastern branch «Russian State University of Justice». 680014, Russia, Khabarovsk, Vostochnoye sh., 49. E-mail: n_kornilva@mail.ru

Краткая аннотация: Статья посвящена исследованию завещательного отказа. Рассматривая особенности завещательного отказа, автор последовательно анализирует положения о субъектном составе, о предмете и форме, о моменте возникновения права на завещательный отказ.

Abstract: The article is devoted to the study of testamentary refusal. Considering the features of testamentary refusal, the author consistently analyzes the provisions on the subject composition, on the subject and form, on the moment of the right to testamentary refusal.

Ключевые слова: завещательный отказ, завещательное распоряжение; завещатель; отказополучатель.

Keywords: testamentary refusal, testamentary disposition; testator; beneficiary.

Для цитирования: Корнилова Н.В. Завещательный отказ в российском гражданском праве // Право и государство: теория и практика. 2023. № 7(223). С. 475-477. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_7_475.

For citation: Kornilova N.V. Testamentary refusal in Russian civil law // Law and state: theory and practice. 2023. No. 7(223). pp. 475-477. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_7_475.

Статья поступила в редакцию: 13.05.2023

Завещательный отказ рассматривается в гражданском праве в следующих значениях: 1) как особое завещательное распоряжение; 2) основание возникновения прав (т.е. юридический факт); 3) вид наследственного правопреемства; 4) как вид ограниченного вещного права, предусматривающее право пользования определённым наследственным имуществом.

Под завещательным отказом как особым завещательным распоряжением понимается возложение на одного или нескольких наследников по завещанию или по закону исполнения за счет наследства какой-либо обязанности имущественного характера в пользу одного или нескольких лиц (отказополучателей), которые приобретают право требовать исполнения этой обязанности (п. 1 ст. 1137 ГК РФ).

Завещательный отказ часто именуют легатом, а отказополучателя - легатарием.

Вопрос о возможности признания завещательного отказа видом наследственного правопреемства является предметом споров. Так, по мнению одних учёных, мы имеем дело с универсальным правопреемством [15, с. 13], другие относят его к сингулярному правопреемству [12, с. 256]. Можно встретить и третью точку зрения, согласно которой завещательный отказ не является видом наследственного правопреемства, так как не предусматривает переход имущества от наследодателя к отказополучателю [8, с. 10-13].

В ст. 1118 ГК РФ закрепляется возможность установления завещательного отказа в завещании или в наследственном договоре. Поэтому абз. 2 п. 1 ст. 1137 ГК РФ требует дополнения его положением о наследственном договоре как основании установления завещательного отказа.

При назначении завещательного отказа обозначаются три субъекта. К ним относятся:

- завещатель;

- лицо, на которое возложен завещательный отказ;

- отказополучатель - лицо, в пользу которого устанавливается завещательный отказ.

Однако в самих отношениях по реализации отношения, вытекающего из завещательного отказа, непосредственно участвуют два субъекта: 1) лицо, обязанное к выполнению завещательного отказа, и 2) отказополучатель.

Исполнение завещательного отказа может быть возложено как на одного наследника, так и на нескольких наследников. В последнем случае завещатель должен определить порядок исполнения завещательного отказа. Если порядок не будет определён, то такой отказ обременяет право каждого из них на наследство соразмерно его доле в наследстве.

Отказополучателю в завещании может быть подназначен другой отказополучатель на случай, если назначенный в завещании отказополучатель умрет до открытия наследства или одновременно с наследодателем, либо откажется от принятия завещательного отказа или не воспользуется своим правом на получение завещательного отказа, либо лишится права на получение завещательного отказа в соответствии с правилами п. 5 ст. 1117 ГК РФ о недостойных наследниках (п. 4 ст. 1137 ГК РФ).

Предметом завещательного отказа могут выступать:

- передача отказополучателю в собственность, во владение на ином вещном праве или в пользование вещи, входящей в состав

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 7(223)

наследства,

- передача отказополучателю входящего в состав наследства имущественного права,

- приобретение для отказополучателя и передача ему иного имущества,

- выполнение для него определенной работы или оказание ему определенной услуги,

- осуществление в пользу отказополучателя периодических платежей и тому подобное.

Отношения между наследником, на которого возложен завещательный отказ, и отказополучателем носят обязательственный отказ, на что прямо указывает положение п. 3 ст. 1137 ГК РФ, согласно которому к отношениям между отказополучателем (кредитором) и наследником, на которого возложен завещательный отказ (должником), применяются положения ГК РФ об обязательствах, если из правил раздела о них и существа завещательного отказа не следует иное.

Из указанной выше нормы следует, что, во-первых, наследник (должник) и отказополучатель (кредитор) состоят в обязательственных правоотношениях, во-вторых, с момента принятия наследником наследства он становится должником отказополучателя. Так, Б.С. Антимонов и К.А. Граве в 60-е годы прошлого века писали: «Отказополучатель - не наследник: он не приобретает непосредственно из наследства каких-либо прав. Все, что причитается отказополучателю в силу завещания, он вправе потребовать от наследника, выступая как кредитор наследника» [1, с. 53]. Поэтому, если отказополучатель в силу завещательного отказа имеет право на получение вещи в собственность, то в случае уже его смерти наследники отказополучателя могут потребовать исполнения завещательного отказа.

Если же наследник не исполняет завещательный отказ, то в соответствии с п. 1 ст. 393 ГК РФ он обязан возместить отказополучателю убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. В доктрине ставится вопрос о том, могут ли убытки, возмещаемые отказополучателю, превышать размер полученного наследником наследственного имущества. По мнению Е.А. Гречушкина, «размер истребуемых убытков не может ставиться в зависимость от стоимости наследства, они должны возмещаться из всего имущества наследника» [2, с. 157].

Также предметов дискуссий является вопрос о моменте возникновения права на завещательный отказ. В своё время еще В.И. Сереб-ровский писал: «Отказополучатель становится кредитором наследника в момент открытия наследства» [14, с. 156]. С его позицией не соглашается А.А. Кирилловых, отмечая, что «только с момента принятия наследства можно считать, что отказополучатель становится кредитором наследника, принявшего наследство» [4]. Анализ норм ГК РФ показывает, что фигура наследника конкретизируется в момент, когда лица, обозначенные в завещании, или относящиеся к очереди, призываемой к наследству, принимают наследство. В силу п. 1 ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. В соответствии с п. 5.2. Методических рекомендаций по оформлению наследственных прав, утверждённых решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 25 марта 2019 г., протокол № 03/19 г. принятие наследства - это право наследника. Наследник также вправе не принимать наследство или отказаться от него.

Соответственно именно с момента принятия наследства такой наследник становится должником отказополучателя, а у последнего возникает обязанность требовать исполнения завещательного отказа.

Однако не всегда принятие наследства происходит путем прямого волеизъявления наследника, а возможно путём совершения им конклюдентных действий, в частности:

вступление во владение или в управление наследственным имуществом;

принятие мер по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;

производство за свой счет расходов на содержание наследственного имущества;

оплата за свой счет долгов наследодателя или получение от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

В таком случае признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил вышеперечисленные действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства.

И если в случае с наследником, статус которого подтверждён формально, проблем не возникает, то при фактическом принятии наследства отказополучатель должен обратиться к наследнику, который, как он полагает, вступил в наследство путём совершения конклюдент-ных действий. И только при неисполнении предусмотренных завещательным отказом действий отказополучатель может обратиться в суд. И уже такому лицу необходимо будет доказывать факт непринятия наследства.

Право на получение завещательного отказа действует в течение трех лет со дня открытия наследства и не переходит к другим лицам (п. 4 ст. 1137 ГК РФ). Указанный срок носит пресекательный характер. Проблемы возникают при исчислении срока, когда отказополучатель отказывается от принятия завещательного отказа или не воспользуется своим правом на получение завещательного отказа. В таком случае воспользоваться правом на принятие завещательного отказа может подназначенный отказополучатель. Однако встаёт вопрос, каким образом он может это сделать, если такое право у подназначенного отказополучателя возникло по истечении трехлетнего срока. Поэтому, несомненно, что положения п. 4 ст. 1137 ГК РФ требуют изменений в части установления срока для того, чтобы подназначенный отказополучатель мог воспользоваться своим правом на завещательный отказ. Соответственно необходимо установить срок, в течение которого подназначенный отказополучатель может реализовать свое право на завещательный отказ, и момент, с которого он начинает течь. По аналогии можно воспользоваться правилами, закреплёнными в ст. 1154 ГК РФ.

Как и при наследовании по завещанию, отказополучатель вправе отказаться от получения завещательного отказа. При этом отказ в пользу другого лица, отказ с оговорками или под условием не допускается (п. 1 ст. 1160 ГК РФ).

Возникает вопрос о том, в какой форме должен быть сделан такой отказ. По мнению А.М. Палшкова, такой отказ должен быть сделан в той же форме, что и отказ от наследства. При наличии такого отказа нотариусу следует разъяснить наследнику, что обременение завещательным отказом с его наследственной доли было снято [13].

Новеллой является положение, закреплённое в ст. 1160 ГК РФ, согласно которому в случае, когда отказополучатель является одновременно наследником, его право на отказ от завещательного отказа не зависит от его права принять наследство или отказаться от него. В доктрине сложилось мнение, согласно которому отказополучателями могут быть лица, не назначенные наследниками по завещанию [7, с. 155-156] [11]. Если же наследник одновременно является отказополучателем, то он, уплатив долги наследодателя, оставляет оставшееся имущество у себя, и для него непринципиально, по какому основанию он становится собственником наследственной массы.

Право пользование, вытекающее из завещательного отказа, представляет собой особую разновидность вещного права. По вопросу о месте такого права в системе вещных прав сложилось несколько точек зрения. Так, по мнению Д.А. Малиновского, субъективное право пользования индивидуально-определенной вещью по завещательному отказу (п. 2 ст. 1137 ГК РФ) является "ограниченным правом собственности вещным правом" [10, с. 102-103]. И следует отметить, что исследуемое право традиционно относится ограниченному вещному праву по пользованию жилым помещением [5].

В тоже время в работах многих учёных право пользование, вытекающее из завещательного отказа, относят к разновидности личного сервитута [3, с. 29] [13]. Как отмечает М.Н. Малеина, право пользования отказополучателя недвижимым имуществом является сервитутом, а именно личным сервитутом, так как привязано к определенному управомоченному лицу, предполагает невозможность передачи права в порядке уступки требования, не допускается отказ от получения легата в пользу другого лица [9].

Таким образом, необходимо констатировать, что завещательный отказ представляет собой многогранное правовое явление, регулирование которого требует проведения работы по его совершенствованию.

Библиография:

1. Антимонов Б.С., Граве К.А. Советское наследственное право. М., 1955.

2. Гречушкина Е.А. Наследование и завещание. М., 2005.

3. Емелькина И.А. Вещные права на жилые и нежилые помещения: приобретение и защита. М., 2004.

4. Кирилловых А.А. Завещательный отказ (легат): проблемные вопросы // Нотариус. 2011. № 3. С. 32 - 40.

5. Корнилова Н. В. Вещные права на жилые помещения : монография. - Хабаровск Издательство ТОГУ, 2021. 100 с.

6. Корнилова Н.В. О субъектах правоотношения, вытекающего из завещательного отказа. В сборнике статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (30-31 марта 2023 г., г. Владивосток) «Роль юридических и социальных наук в развитии современного общества» / Дальневосточный юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации ; отв. ред. д-р юрид. наук, профессор Е. Ю. Антонова. - Владивосток : Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2023. - 403 с.

7. Крылова З.Г. Наследование по завещанию в советском гражданском праве. Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1950.

8. Курчина А.С. Завещательный отказ в гражданском праве // Наследственное право. 2012. № 2. С. 10 - 13.

9. Малеина М.Н. Спорные вопросы при передаче и использовании жилого помещения по завещательному отказу // Законы России: опыт, анализ, практика.

2009. № 6.

10. Малиновский Д.А. Актуальные проблемы категории субъективного вещного права: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.

11. Мусаев Р.М. Особенности гражданско-правовых отношений, возникающих из завещательного отказа // Гражданское право. 2007. № 1.

12. Никитюк П.С. Проблемы советского наследственного права: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1975.

13. Палшкова А.М. Завещательный отказ и отношения из него: понятие, сущность и содержание // Наследственное право. 2009. № 4. С. 7 - 19.

14. Серебровский В.И. Избранные труды по наследственному и страховому праву. М., 1997.

15. Серебровский В.И. Основные понятия советского наследственного права // Советское государство и право. 1946. № 7.

References:

1. Antimonov B.S., Grave K.A. Soviet inheritance law. M., 1955.

2. Grechushkina E.A. Inheritance and testament. M., 2005.

3. Emelkina I.A. Property rights to residential and non-residential premises: acquisition and protection. M., 2004.

4. Kirillov A.A. Testamentary refusal (legate): problematic issues // Notary. 2011. No. 3. pp. 32 - 40.

5. Kornilova N. V. Property rights to residential premises : monograph. - Khabarovsk Publishing House of TOGU, 2021. pp. 70-75.

6. Kornilova N.V. About the subjects of the legal relationship arising from the testamentary refusal. In the collection of articles based on the materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference (March 30-31, 2023, Vladivostok) 'The role of legal and social sciences in the development of modern society" / Far Eastern Law Institute (branch) University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation ; ed. Dr. yurid. Sciences, Professor E. Y. Antonova. - Vladivostok : Publishing House of the Far Eastern Federal. un-ta, 2023. - 403 p.

7. Krylova Z.G. Inheritance by will in Soviet civil law. Dis. ... cand. jurid. M., 1950.

8. Kurchina A.S. Testamentary refusal in civil law // Inheritance law. 2012. No. 2. pp. 10 - 13.

9. Maleina M.N. Controversial issues in the transfer and use of residential premises by testamentary refusal // Laws of Russia: experience, analysis, practice. 2009. No.

6.

10. Malinovsky D.A. Actual problems of the category of subjective property law: Dis. ... cand. jurid. M., 2002.

11. Musaev R.M. Features of civil law relations arising from testamentary refusal // Civil law. 2007. № 1.

12. Nikityuk P.S. Problems of Soviet inheritance law: Dis. ...Dr. yurid. M., 1975.

13. Palshkova A.M. Testamentary refusal and relations from it: concept, essence and content // Inheritance law. 2009. No. 4. pp. 7-19.

14. Serebrovsky V.I. Selected works on inheritance and insurance law. M., 1997.

15. Serebrovsky V.I. Basic concepts of Soviet inheritance law // The Soviet state and law. 1946. № 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.