Библиографический список комплекса: автореф. дис. ... канд. экон.
1. Кротков А.М. Конкурентоспособ- наук / С.Н. Буторин. - Ижевск, 2008. ность предприятия: подходы к обеспече- 3. Виханский О.С. Менеджмент: чело-нию, критерии, методы оценки / век, стратегия, организация, процесс / А.М. Кротков, Ю.Я. Еленева // Марке- О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М., 1995. тинг в России и за рубежом. — 2001. — 4. Гончаров А.Г. Повышение конкурен-№ 6. тоспособности промышленного предпри-
2. Буторин С.Н. Повышение конкурен- ятия на основе развития его образова-тоспособности сельскохозяйственных тельного потенциала: автореф. дис. ... предприятий молочно-продуктового под- канд. экон. наук / А.Г. Гончаров. — Челябинск, 2000. — 12 с.
+ + +
УДК 657.471.002.2:338.431:636.93 М.М. Огородова
ЗАТРАТЫ НА ПРОИЗВОДСТВО -ГЛАВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ ЗВЕРОВОДЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Ключевые слова: экономический механизм хозяйствования, затраты, продукция, себестоимость, производство, управление, управленческий учет, калькулирование, прибыль, звероводство.
Введение
Экономический механизм хозяйствования занимает одно из ведущих мест в экономической политике государства и имеет отношение к хозяйственной жизни любого предприятия.
Одним из ключевых элементов экономического механизма хозяйствования в рыночной экономике являются затраты и себестоимость продукции. Вопросы снижения затрат и роста повышения качества продукции и увеличения ее выпуска в условиях рыночной экономики являются особенно важными и поэтому требуют уделе-ния им самого пристального внимания.
Методика исследования
В настоящее время экономическое положение сельскохозяйственных предприятий весьма сложное и его преодоление требует изменения путей и средств как внешнего, так и внутреннего характера, которые остановили бы спад производства и способствовали постепенному повышению его эффективности. Одним из направлений, влияющих на рост и повышение эффективности производства, являет-
ся совершенствование экономического механизма, который формируется под воздействием рынка.
Развитие рыночных отношений в агропромышленном производстве обуславливает необходимость создания эффективного экономического механизма хозяйствования и управления, с помощью которого можно было бы преодолеть негативные тенденции, сложившиеся во взаимоотношениях интегрированных отраслей и обеспечить ускоренное развитие общественного процесса, инициативы и предпринимательства, внедрение ресурсосберегающих технологий, ускоренный рост производительности труда, наращивание объемов производства, повышение качества продукции.
Развитие рыночного механизма хозяйствования требует изменения всей системы производственных отношений, базирующихся на таких стоимостных формах, как товар, цена, себестоимость, деньги, прибыль. Экономический механизм хозяйствования представляет собой совокупность методов, приемов и средств экономического влияния на рост и повышение эффективности производства, которые органически связаны между собой и влияют друг на друга: организационно-производственная структура и специализация предприятия, размещение и сочетание отраслей; механизм внутри-
хозяйственных отношений, мотивации и стимулирования труда работников, распределения дохода между сособственни-ками; организация планирования, учета, анализа и контроля; система организации и управления; механизм финансирования и инвестирования; система реализации продукции и материально-технического снабжения.
Это постоянно развивающаяся открытая сложная система, состоящая из комплекса взаимосвязанных элементов, направленных на эффективное использование земельных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов в процессе производства, обеспечивающая его устойчивое развитие [1].
Действующий экономический механизм в аграрной сфере характеризуется разба-лансированностью интересов партнеров, затратным характером производства конечного продукта, усилением монополизма перерабатывающих предприятий и торговли и неэквивалентностью обмена между стадиями производственного процесса. Без разработки принципиально новых подходов к формированию и функционированию экономического механизма хозяйствования решить сложные задачи развития аграрного сектора и реализовать комплекс мер по повышению эффективности сельского хозяйства в условиях рыночной экономики не представляется возможным.
Экономический механизм — это объективная категория. Вместе с тем формы проявления этой категории в виде содержания конкретных экономических методов, рычагов, стимулов определяются людьми. В связи с этим принципиально важное значение имеет соотношение объективного и субъективного моментов при выработке норм, правил отношений на производстве, составляющих содержание экономических методов, рычагов и стимулов [1].
Агропромышленный комплекс Алтайского края — сложное структурное подразделение народного хозяйства. В производственном отношении он представляет собой совокупность различных отраслей. Их состав, структура, размещение по территории и финансово-экономическое развитие во многом зависят от природно-климатических условий края.
На протяжении многих лет считалось, что сельскохозяйственное производство Алтайского края имеет зерновую направленность. За последние годы имела место некоторая нестабильность в плане специа-
лизации края. В отдельные годы в общем обороте сельскохозяйственной продукции наблюдается равенство долей отраслей растениеводства и животноводства. В системе АПК имеются также предприятия, которые разводят ценных пушных зверей (норка, песец, лиса) для получения шкурок.
Звероводство является животноводческой отраслью сельского хозяйства, осуществляющей сезонное производство пушнины методом клеточного разведения пушных зверей. Задача звероводства состоит в удовлетворении потребностей меховой промышленности в пушно-меховом сырье, а населения — в красивой, удобной, теплой верхней одежде и изделиях из пушнины. Звероводство является утилизационным цехом мясной, молочной и рыбоперерабатывающей промышленности, так как используются непищевые отходы и взамен производится ценная продукция.
Звероводство — почти безотходное производство, так как всё получаемое на зверофермах может утилизироваться и давать дополнительный доход.
При забое получают большое количество тушек, которые могут быть скормлены зверям, намеченным для забоя. При обработке шкурок бывают обрезки кожи с волосом, которые используют для изготовления сувениров и галантереи — декоративные цветочки, идущие для отделки костюмов и платьев. Жир, снятый с тушек и шкурок забитых зверей, собирается отдельно, так как его использование может быть различным: для косметических целей (изготовление кремов, масел), кормления зверей.
Все вышеперечисленное показывает, что звероводство может давать значительную побочную продукцию, производство которой будет способствовать повышению рентабельности хозяйства.
Кризис российской экономики, затронувший все отрасли сельского хозяйства АПК в стране, в наибольшей степени вызвал негативные тенденции в звероводстве и сказался на предприятиях Алтайского края, занимающихся данной отраслью.
Сезонность не позволяет зверохозяйст-вам из-за ограниченности поступления денежных средств в межсезонье осуществлять своевременно платежи в бюджет и внебюджетные фонды.
Основным источником пополнения оборотных средств зверохозяйств являются кредитные ресурсы, но они малодоступны для основной массы по причинам:
высокие ставки коммерческого кредита, отсутствие гарантий, предъявление требований к номенклатуре и стоимости закладываемого имущества.
Экономическое положение большинства предприятий отрасли нельзя назвать стабильным, так как рост себестоимости продукции звероводства продолжает опережать повышение реализационной цены, имеют место трудности с реализацией [2].
Успешная деятельность работы предприятия, его конкурентноспособность, находится во все большей зависимости от уровня произведенных им затрат, определяющего в конечном итоге эффективность производства. В связи с этим ведение действенного контроля затрат с целью постоянного снижения их величины или хотя бы поддержания на нормативном уровне становится одной из важнейших задач системы управления производством [3].
Для улучшения ситуации необходимо прежде всего снижать себестоимость единицы продукции за счет роста продуктивности зверей и рационального использования производственных ресурсов. Осуществление мероприятий по улучшению качества сопряжено с определенными материальными и трудовыми затратами. Поэтому необходимо правильно экономически обосновывать эти мероприятия, соизмерять полученный результат улучшения качества и затраты, связанные с этим.
В условиях заметного ужесточения конкуренции товаропроизводителей возникает необходимость совершенствовать формы и методы учета затрат в звероводстве, чтобы иметь информацию о себестоимости готовой продукции, идущей на рынок.
Многие предприятия стараются осуществить мероприятия по снижению отдельных статей затрат в структуре себестоимости, однако в силу указанных обстоятельств это удается не всем.
Производство звероводческой продукции представляет собой сложный комплекс отдельных и непрерывных технологических процессов, находящихся во взаимной связи и зависимости с различными единицами измерения (выращивание молодняка и взрослых зверей — 1 гол., забой зверей и получение шкурок — 1 шт.). Объем работ по этим процессам на 1 шкурку не постоянный и зависит от природных условий.
Поэтому для управления экономикой звероводческого предприятия важно не
просто знать себестоимость 1 шкурки, требуется калькуляция 1 шкурки в разрезе технологических процессов с указанием объемов выполненных по ним работ при соответствующих природных условиях. При таких обстоятельствах возникает необходимость в организации планирования и учета затрат по схеме, отражающей технологическую структуру производства.
Основой текущих и перспективных внутрихозяйственных планов и разработки оптимальных цен на сельскохозяйственную продукцию являются правильно организованный учет и на его основе составленная калькуляция себестоимости продукции. Одной из проблем организации управления затратами является выбор наиболее простой и эффективной системы учета затрат. Системы учета затрат характеризуются многими признаками, которые положены в основу их классификации.
С помощью учета и хорошо продуманной системы калькуляции можно своевременно и достоверно отражать фактические затраты, оприходовать продукцию в срок и в полном объеме, проводить качественный анализ изменения ее себестоимости, выявлять резервы сокращения расходов, а также определять реальные конечные результаты производственно-финансовой деятельности субъекта хозяйствования [4].
Установлено, что затраты, независимо от способа их включения в себестоимость продукции, разделяются на отдельные статьи, которые позволяют определить производственные элементы затрат на конкретный вид продукции, работ, услуг, осуществить нормирование, планирование, контроль за использование ресурсов на производство, обеспечить исчисление себестоимости единицы по видам выпускаемой продукции.
Типовая номенклатура статей затрат, разработанная для предприятий, не в полной мере отражает специфику каждой отдельной организации.
Необходимо отметить, что имеет место несовпадение установленной нормативными актами номенклатуры статей затрат с той, которая фактически отражается в производственных отчетах и используется аналитическими службами для контроля и анализа. Такая неувязка порождает расхождения в составе фактической и нормативной информации о затратах на производство и осложняет принятие управленческих решений.
При разработке номенклатуры статей затрат целесообразно исходить также из классификации и группировки затрат по отношению к объему производства продукции, связи с технологией производства и потребностями в информации всей системы управления организации. Однако в отрасли звероводства объемы производства продукции бывают известны только в конце производственного цикла, а поэтому использование данной классификации затрат дает мало пользы для принятия каких-либо управленческих решений.
Поэтому в звероводстве расходы по отношению к объему производства необходимо делить с учетом поголовья зверей, а на втором этапе — применительно к объему произведенной шкурковой продукции.
Такая классификация расходов в звероводстве позволит определять и анализировать экономию затрат в звероводстве по отношению к запланированным их величинам в каждом технологическом процессе производства, а также создает возможность определения и анализа маржинального дохода и прибыли.
По нашему мнению, особого внимания заслуживают статьи учета оплаты работающих по договорам подряда и заработная плата рабочих, выданная в натуральной форме. Следует отметить, что ситуация, когда работникам выдают заработную плату полностью в натуральной форме, свидетельствует о низкой платежеспособности организации и недостатке у нее быстро ликвидных активов, поэтому выделение статьи «Заработная плата в натуральной форме» дает возможность отслеживать и анализировать эффективность работы, а также установить целесообразность принятия управленческих решений как в рамках первичных подразделений, так и организации в целом.
Также необходимо выделять в отдельную статью использованные биостимуляторы роста и средства, используемые на дезинфекцию помещений. Проведение дезинфекции шедов для молодняка, бригадных домиков, спецодежды, инвентаря является важной и неотъемлемой частью работы зверохозяйств для нормального роста и развития полноценного потомства.
С учетом всех вышеперечисленных рекомендаций предлагается следующая номенклатура статей затрат в отрасли звероводства:
1. Оплата труда:
а) основная;
б) дополнительная;
в) оплата труда в натуральной форме.
2. Отчисления страховых взносов.
3. Корма и биостимуляторы роста:
а) покупные корма;
б) корма собственного производства.
4. Средства защиты животных.
5. Дезинфекция помещений.
6. Нефтепродукты.
7. Топливо и энергия на технологические цели.
8. Работы и услуги вспомогательных производств.
9. Содержание основных средств.
а) амортизация машин и оборудования;
б) ремонт и техническое обслуживание основных средств.
10. Прочие производственные расходы.
11. Цеховые расходы.
12. Управленческие расходы.
13. Потери от брака, падежа животных.
Введение дополнительных статей затрат
позволит оптимизировать учет затрат для целей управления, которые несут как отдельные подразделения, так и организация в целом.
Заключение
Главным инструментом экономического механизма хозяйствования звероводческих предприятий являются затраты на производство звероводческой продукции, которые обуславливают эффективность производства и требуют обоснованных методических положений к их планированию, управлению ими, а также экономического обоснования приоритетных направлений их оптимизации.
В целях эффективного управления отраслью звероводства и контроля за использованием имеющихся результатов возникает необходимость использования экономических методов управления затратами, внедрения коллективных форм организации производства, труда и его оплаты на принципах внутрихозяйственного расчета, самоокупаемости и самофинансирования с целью эффективности мобилизации внутренних резервов в производство. Последовательность применения мероприятий по совершенствованию механизма управления затратами позволит достичь положительного результата и способствует созданию более совершенного экономического механизма хозяйствования на звероводческих предприятиях.
Библиографический список
1. Колобова А.И. Организация производства на предприятиях АПК / А.И. Колобова. — Барнаул: Изд-во АГАУ, 2008. — 397 с.
2. Слугин В.С. О проблемах развития звероводства в России // Кролиководство и звероводство. — № 4. — 2005. — С. 3-7.
3. Мишин Ю.А. Управленческий учет: управление затратами и результатами
УДК
Ключевые слова: торгово-развле-кательный центр, рынок торговых услуг, ретейл, «якорные» арендаторы, коммерческая концепция, девелопер, ги-пермаркет, супермаркет, бренд, спрос.
В современной специальной литературе нет единого подхода к определению понятия «развлекательный центр». Это связано с тем, что довольно сложно четко обозначить, какой набор функций и услуг должен входить в его компетенцию.
Культурно-развлекательный центр
в общепринятом понимании должен обязательно включать в себя помимо магазинов несколько ресторанов или кафе, располагать баром, танцполом, сценической площадкой. К дополнительным развлечениям можно отнести каток, бильярд, зал для игры в боулинг, а также оздоровительные заведения (сауна, тренажерный зал, фитнесс-центр).
Довольно часто возникают недоразумения и с определением конкретного формата таких центров. Многие владельцы не приемлют названия культурно- или торгово-развлекательный центр, предпочитая ему название комплекса для отдыха и проведения досуга или семейного торгового центра.
Сегодня этот сегмент рынка торговых услуг динамично развивается, набирая все большие обороты. Инвестиции в рынок ритейла увеличиваются год от года, несмотря на то, что с момента образования
производственной деятельности: монография / Ю.А. Мишин. — М.: Дело и Сервис, 2006. — 176 с.
4. Хамидуллина И.М. Управление затратами предприятия в условиях рыночной экономики / И.М. Хамидуллина // Повышение эффективности и устойчивости развития агропромышленного комплекса: сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф. — Уфа: Изд-во БГАУ, 2005. — Ч. 4.
первого торгового центра в нашей стране прошло не более десяти лет.
Современная архитектура отечественных торговых комплексов впечатляет своей оригинальностью, торговые центры вносят свой вклад в общую архитектуру городов.
Для того чтобы торгово-развлека-тельный комплекс приносил прибыль, его нужно строить и развивать в соответствии с тщательной продуманной коммерческой концепцией, которая включает в себя анализ рынка потребителей, соответствующее оформление помещений, мероприятия по привлечению покупателей, расположение торговых и развлекательных секций, разделение полезных площадей и многое другое.
Как показывает практика, чем больше арендаторов будет присутствовать на момент открытия торгово-развлекательного центра, тем больше внимания он привлечет к себе. Как правило, базовыми, или «якорными», арендаторами торговых площадей в современном ТРЦ, привлекающими основную часть посетителей, являются супермаркет или гипермаркет той или иной ценовой категории и магазин самообслуживания, торгующий бытовой техникой и компьютерами.
Объем инвестиций в проектирование и строительство современного ТРЦ может доходить до 60 млн долл. Поэтому экономические риски инвестора проекта, связанные, главным образом, с просче-
+ + +
338.46:339.1 Л.Б. Нюренбергер,
Е.Ю. Пятова
ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ТОРГОВО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ